Дифференциация звуков С-З
1.Сравните пары слов по звучанию и смыслу:
зуб – суп коза – коса роза – роса Зоя – соя
2.Прочитайте слоги парами. Скажите, какими звуками они отличаются:
за – са зо – со зы – сы зу – су зэ -сэ |
са – за со – зо сы – зы су – зу сэ-зэ |
зя – ся зё – сё зи – си зе – се зю – сю |
ся – зя сё – зё си – зи се – зе сю – зю |
3. Прослушайте слоги. Запишите начальные звуки каждого слога:
за, са, зы, сы, су, зо, зе, си, се, зё, сё, зи, зю, сю; злу, слу, зло, сло, слы, злы, зли, сли, сле, слё, зле, ска, зля.
4. Прослушайте сочетания звуков. Запишите только согласные буквы:
аза, осу, азы, осо, озу, асы, изы, есы, езы, язы, ёсы, ёзы, узу, узы.
5. Послушайте слова: коса, коза, несу, везу, носы, козы, розы, росы, весы, возы, неси, вези. Назовите конечные слоги и запишите их.
6. Прочитайте слова, вставляя пропущенные буквы з и/или
с. .такан , .лово, .анаве.ка, .акон, .доровье, .о.нательный, .покойно, .оловей, .али.ать, .ладкий, .а.лонка, .о.тавить, .лой, .драв.твуй, .а.тавить, .абота, .па.ибо, .ано.а
6.Прочитайте слова, вставляя слоги с буквами з или с.
та.., ко.., ко.., ва.., у.., ро.., бу.., ро.., ва..
7. Прочитайте слова, добавляя слоги:
а) за или са:
ли… , Ли…, ко…, мимо… , ....пог, ...мок, ...хар, ...жег, ...бота, . ..гадка, ... поги, ...веса, пи…тель, вя…ли, пи…ла, ли...ла
б) зы или сы:
но…, ва…, ро…, воло...,моро…, стреко…, зано…,занаве…, капри..,. на…вать, на..юпать, по..пать
8.Добавьте приставку за к данным словам. Напишите получившиеся слова. Обозначьте в словах приставки.
О б р а з е ц: нести – занести.
Вязать, светить, нести, возить, носить, сесть, стелить, солить, сорить, просить.
9.Прочитайте слова. Начертите их слоговые схемы.
Впишите в схемы буквы з и/или с. О б р а з е ц: забор , записка .
Сливы, забор, хвост, звонок, пастух, магазин, посадил, кузнец, гуси, зелень, угостил, засохнуть, созывать, зазвенел, запоздать, звезда, засеять, составить, созреть, записка, застудить, засада, заснуть
10.Измените слова так, чтобы после согласных з и с появился гласный. Напишите слова парами. О б р а з е ц: вяз – вязы, лес – леса.
глаз – ... нос – ... мороз – ... овес – ... грязь – ... пояс – ... арбуз – ... груз – ... компас – ... заказ – ... насос – ... совхоз – ... водолаз – ... вкус – ... обоз – ... автобус – ... занос – ... трус – ... шлюз – ... воз – ...
11.Измените слова так, чтобы после согласных з и с появился гласный. Напишите слова парами. В первом слове подчеркните буквы з или с, во втором – буквы з или с вместе с гласной. О б р а з е ц: низко – низок, коляска – колясочка.
низко – ... узкий – ... близко – ... скользко – ... сказка – ... березка – ... коляска – ... указка – ... замазка – ... повязка – ... краска – ... маска – ... стамеска – ... просьба – ... дерзкий – ... редиска – ...
12.Подчеркните букву з зеленым карандашом, букву с – синим. К словам со звонкими согласным подберите проверочные слова. Выделенные слова разделите на слоги:
санки, сели, славный, запах, разок, редиска, зарядка, стадион, салазки, красивый, розовый, сказочный, морозный, глазки, записка, низкий, указка, вывеска, краска, узкий, занавеска, забился, развесистый, засветить, пластилин, засада
13.Словарный диктант.
резина, музыка, угостил, спелый, занозы, сукно, кусок, весна, зелень, заставил, золото, засверкал, зазнайка, замёрзло, стадо, спят, заснул, застыл, пастух, запасы, морозы.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.