Дифференциация звуков С-З

  • docx
  • 26.11.2024
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала С-З дифференциация.docx

Дифференциация звуков С-З

1.Сравните пары слов по звучанию и смыслу:

 зуб – суп коза – коса роза – роса Зоя – соя

2.Прочитайте слоги парами. Скажите, какими звуками они отличаются:

за – са

зо – со

зы – сы

зу – су

зэ -сэ

са – за

 со – зо

 сы – зы

 су – зу

сэ-зэ

зя – ся

 зё – сё

 зи – си

 зе – се

 зю – сю  

ся – зя

сё – зё

си – зи

се – зе

сю – зю

 

3. Прослушайте слоги. Запишите начальные звуки каждого слога:

за, са, зы, сы, су, зо, зе, си, се, зё, сё, зи, зю, сю; злу, слу, зло, сло, слы, злы, зли, сли, сле, слё, зле, ска, зля.

 

4. Прослушайте сочетания звуков. Запишите только согласные буквы:

 аза, осу, азы, осо, озу, асы, изы, есы, езы, язы, ёсы, ёзы, узу, узы.

5. Послушайте слова: коса, коза, несу, везу, носы, козы, розы, росы, весы, возы, неси, вези. Назовите конечные слоги и запишите их.

6. Прочитайте слова, вставляя пропущенные буквы з и/или

 с. .такан , .лово,   .анаве.ка,   .акон,   .доровье,   .о.нательный,   .покойно,   .оловей, .али.ать,  .ладкий,  .а.лонка,  .о.тавить,  .лой,  .драв.твуй,  .а.тавить,  .абота,  .па.ибо,  .ано.а

 

6.Прочитайте слова, вставляя слоги с буквами з или с.

та.., ко.., ко.., ва.., у.., ро.., бу.., ро.., ва..

7. Прочитайте слова, добавляя слоги:

 а) за или са:

ли…  , Ли…,   ко…,  мимо… , ....пог,  ...мок,  ...хар,  ...жег,  ...бота, . ..гадка,  ... поги, ...веса,  пи…тель,  вя…ли,  пи…ла,  ли...ла

 б) зы или сы:

но…,  ва…,  ро…,  воло...,моро…,  стреко…,  зано…,занаве…, капри..,. на…вать,  на..юпать,  по..пать

 

 

8.Добавьте приставку за к данным словам. Напишите получившиеся слова. Обозначьте в словах приставки.

 О б р а з е ц: нес­ти – за­нес­ти.

 Вязать, светить, нести, возить, носить, сесть, стелить, солить, сорить, просить.

9.Прочитайте слова. Начертите их слоговые схемы.

Впишите в схемы буквы з и/или с. О б р а з е ц: за­бор , за­пис­ка .

 

Сливы, забор, хвост, звонок, пастух, магазин, посадил, кузнец, гуси, зелень, угостил, засохнуть, созывать, зазвенел, запоздать, звезда, засеять, составить, созреть, записка, застудить, засада, заснуть

 

10.Измените слова так, чтобы после согласных з и с появился гласный. Напишите слова парами. О б р а з е ц: вяз – вя­зы, лес – ле­са.

 глаз – ... нос – ... мороз – ... овес – ... грязь – ... пояс – ... арбуз – ... груз – ... компас – ... заказ – ... насос – ... совхоз – ... водолаз – ... вкус – ... обоз – ... автобус – ... занос – ... трус – ... шлюз – ... воз – ...

11.Измените слова так, чтобы после согласных з и с появился гласный. Напишите слова парами. В первом слове подчеркните буквы з или с, во втором – буквы з или с вместе с гласной. О б р а з е ц: низ­ко – ни­зок, ко­ляс­ка – ко­ля­соч­ка.

низко – ... узкий – ... близко – ... скользко – ... сказка – ... березка – ... коляска – ... указка – ... замазка – ... повязка – ... краска – ... маска – ... стамеска – ... просьба – ... дерзкий – ... редиска – ...

12.Подчеркните букву з зеленым карандашом, букву с – синим. К словам со звонкими согласным подберите проверочные слова. Выделенные слова разделите на слоги:

 санки, сели, славный, запах, разок, редиска, зарядка, стадион, салазки, красивый, розовый, сказочный, морозный, глазки, записка, низкий, указка, вывеска, краска, узкий, занавеска, забился, развесистый, засветить, пластилин, засада

 

13.Словарный диктант.

резина, музыка, угостил, спелый, занозы, сукно, кусок, весна, зелень, заставил, золото, засверкал, зазнайка, замёрзло, стадо, спят, заснул, застыл, пастух, запасы, морозы.