Дифференцированный подход в физическом воспитании школьников заключается в определении учебных заданий учащимся основной и подготовительной медицинских групп, мальчикам (юношам), девочкам (девушкам) с учетом их состояния здоровья, физического развития, физической и двигательной подготовлен¬ности (условно можно разделить учеников на слабых, средних и сильных). При этом педагогическая работа учителя физической культуры направлена на выявление оптимальных путей реализа¬ции содержания программы физического воспитания. Таким об¬разом, дифференцированное обучение можно осуществлять при условии учета групповых и половых особенностей занимающихсяДифференцированный подход в физическом воспитании школьников заключается в определении учебных заданий учащимся основной и подготовительной медицинских групп, мальчикам (юношам), девочкам (девушкам) с учетом их состояния здоровья, физического развития, физической и двигательной подготовлен¬ности (условно можно разделить учеников на слабых, средних и сильных). При этом педагогическая работа учителя физической культуры направлена на выявление оптимальных путей реализа¬ции содержания программы физического воспитания. Таким об¬разом, дифференцированное обучение можно осуществлять при условии учета групповых и половых особенностей занимающихся
Дифференциация
физического
воспитанияДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Дифференцированный подход в физическом воспитании школьников заключается в
определении учебных заданий учащимся основной и подготовительной медицинских
групп, мальчикам (юношам), девочкам (девушкам) с учетом их состояния здоровья,
физического развития, физической и двигательной подготовленности (условно можно
разделить учеников на слабых, средних и сильных). При этом педагогическая работа
учителя физической культуры направлена на выявление оптимальных путей реализации
содержания программы физического воспитания. Таким образом, дифференцированное
обучение можно осуществлять при условии учета групповых и половых особенностей
занимающихся.
Осуществляется дифференциация в связи с распределением учащихся по данным врачебного
осмотра на основную и подготовительную медицинские группыМедицинская
Характеристика группы
группа
Основная
Учащиеся без отклонений в состоянии
здоровья, а также имеющие
незначительные отклонения в
состоянии здоровья при среднем
физическом развитии и
физической подготовленности
Подготовительная Ученики с незначительными
отклонениями в состоянии здо
ровья, с недостаточным физи
ческим развитием и физической,
двигательной подготовленностью
Организация занятий физи
ческими упражнениями
Занятия физическими упражне
ниями в объеме программы
физического воспитания.
Участие во всех формах
физкультурно
оздоровительной,
воспитательной и
общешкольной работе по
физической культуре и спорту.
Участвуют в сдаче нормативов
физической подготовленности
в объеме программы.
Занятия в объеме программы
физического воспитания при
более длительном по времени
освоении физических упражне
ний и развитии физических
качеств. Могут посещать
занятия в группе здоровья,
физической подготовки, в
кружке подвижных игр. По
усмотрению врача и педагога
имеет
место коррекция нормативных
требований уровней физиче
ской подготовленности.Кроме того, известно, что антропометрические размеры тела влияют на качество выполнения
физических упражнений. Самые худшие результаты показывают полные ученики. На уро
вень физической подготовленности учащихся влияют темпы их физического развития. По
данным А. Бойшвила1, более быстрые темпы роста антропометрических и
соматометрических показателей девочек сказываются на приросте результатов в беге на
60 м, в прыжках в длину, (с места и с разбега) в сравнении с мальчиками, растущими
медленно.
Для претворения в практику работы учителя дифференцированного подхода необходимо:
1) учитывать, в первую очередь, уровень физического развития, физической и двигательной
подготовленности школьников, как наиболее объективные признака проявления
особенностей учащихся;
2) при проведении занятий физическими упражнениями интерпретировать программу
физического воспитания с учетом реальных возможностей занимающихся;
3) осуществлять планирование материала программы физического воспитания,
дифференцируя его с учётом особенностей различных групп занимающихся;
4) нормативные требования для учащихся сдвинуть в сторону реальных возможностей
учеников и оценивать динамику в развитии физических качеств;
5) иметь в виду, что дифференцированный подход является ступенькой к индивидуализации
физического воспитания школьников.
Таким образом, в рамках групповой дифференциации имеет место индивидуализация
преподавания. Она может пониматься и как требование дидактического принципа
доступности и индивидуализации.
Индивидуализация заключается в выделении учителем одной личности (нескольких учеников)
в процессе физического воспитания, выявлении отличительных свойств ученика. Еще К.
Д. Ушинский отмечал необходимость индивидуально подойти к ребенку в процессе
воспитания. На необходимость глубокого знания личности ученика указывал и П. Ф.
Лесгафт. Выделяют три показателя индивидуализации:
1) отношение ученика к учению;
2) организацию учителем учебной работы;
3) усвоение знаний и навыков.
Второй показатель—организация учебной работы—наиболее значимый, так как полностью
зависит от компетентности учителя в реализации индивидуальных особенностей в
физическом воспитании учеников. Именно организация учебной работы пронизывает
процесс обучения и развития школьников в направлении выявления и учета
индивидуальных особенностей занимающихся.Определение индивидуальных особенностей психики учащихся, создание соответствующих
психологических условий на занятиях физическими упражнениями, а также умение
сочетать групповую организацию занятий с индивидуальной работой школьников требует
от учителя значительных знаний и педагогического мастерства.