Цель: закрепить умение дифференцировать звуки [щ - ч] в предложениях и связных текстах.
Задачи:
образовательная: закрепить знания детей о характеристике звуков, правописание ча-ща, чу-щу, навыки работы со словами – паронимами;
коррекционно – развивающая: формировать навыки слогового анализа и синтеза, фонематическое восприятие, слуховую и зрительную память, внимание, орфографическую зоркость, активизировать словарный запас;
воспитательная: воспитание активности и самостоятельности учащихся на занятии.
Оборудование: мультимедийное оборудование, компьютерная презентация в программе Power Point, карточки с заданиями, тетради.
4 класс
Тема: Дифференциация [щ - ч] в предложениях.
Цель: закрепить умение дифференцировать звуки [щ - ч] в предложениях и связных
текстах.
Задачи:
образовательная: закрепить знания детей о характеристике звуков, правописание ча-
ща, чу-щу, навыки работы со словами – паронимами;
коррекционно – развивающая: формировать навыки слогового анализа и синтеза,
фонематическое восприятие,
внимание,
орфографическую зоркость, активизировать словарный запас;
слуховую и зрительную память,
воспитательная: воспитание активности и самостоятельности учащихся на занятии.
Оборудование: мультимедийное оборудование, компьютерная презентация в программе
Power Point, карточки с заданиями, тетради.
Ход урока:
1. Орг. момент.
2. Упражнения по развитию мелкой моторики.
3. Развитие зрительного восприятия и зрительного гнозиса:
Используется игра «Разбежались кто куда».
Детям предлагается распределить изображенные предметы по их реальной величине и назвать
в порядке убывания величины: сначала самый большой, затем меньше и в конце самый маленький.
На рисунке изображены: жираф, улитка, петух, гриб и топор.
Дети выясняют, что правильный порядок слов таков: жираф, петух, топор, грибы, улитка.
4. Повторение.
Какие бывают звуки? Гласные? Согласные? Какие бывают согласные?
- Какие звуки изучали на прошлом уроке?
Звук [щ] какой? Звук[ч] какой?
Ч - согласный, глухой, только мягкий, состоит из двух звуков (Т′+Ш′);
Щ - согласный, глухой, только мягкий, простой.
Чем отличаются звуки [щ] и [ч]?
[щ] – произносится долго
[ч] – произносится кратко
(Разница показывается дактильно).
Какими буквами мы обозначаем звуки [ч] [щ]? Изображение букв закрепляется на
доске.
У звуков [ч] – [щ] много общего, но путать их нельзя.
5. Сегодня мы продолжим различать звуки [щ] и [ч].
Какие звуки будем различать?
5.1. Повторение слоговых рядов: (развитие фонематического восприятия)
Повторить на слух слоговые ряды и цепочки слов в том порядке, который назвал
логопед.
Ач – ащ – ач кричу – пищу – угощу
Оч – ощ – оч пища – свеча – овощи
Уч – ущ – ущ молчу – тащу – встречу
Ча – ща – ча ящик – спичка - роща
5.2.
5.3.
Работа с кассой. Совершенствование навыков звукобуквенного и слогового
анализа.
Схема слова плач - плащ. Составить предложения с этими словами.
Закончи предложения, добавив недостающие по смыслу слова ( в словах
должны быть звуки [ч] или [щ]:Яблоко сладкое, а груша ещё…
Здесь мелко, а справой стороны ещё …
Сегодня дышится легко, а вчера дышалось ещё…
Утром ветер дул резко, а сейчас ещё…
Летом идут дожди часто, а осенью ещё…
Мне нужна верёвка толстая, а Саше ещё…
Сегодня в классе грязно, а завтра будет ….
5.4.
Динамическая пауза.
Дыхательная гимнастика.
– Шарик надуваем – ш-ш-ш (руки через стороны вверх)
Шарик выпускает воздух щ-щ-щ (руки через стороны вниз).
5.5.
Прочитай текст. Замени уменьшительно – ласкательную форму слов на
обычную.
(Умение находить и заменять уменьшительно - ласкательную форму слова на
обычную)
— Вы любите, когда вас называют ласково?
В следующем упражнении некоторые слова записаны ласково. Вам нужно прочитать предложения и
заменить те слова, которые записаны ласково на обычные. Например: мыльце – мыло.
Под столиком спал щеночек. На его носик попала пылиночка. Щеночек чихнул и
проснулся. Он подбежал к окошечку. Там на карнизе ходил голубочек. Щенок залаял
и завилял хвостиком. Голубок помахал щенку крылышками.
5.6.
Соедини слоги в слова, запиши предложения в тетрадь.
оптикопространственных представлений,
(совершенствование
предложений по словам, слогового анализа и синтеза).
навыков анализа
— В следующем упражнении записан текст. Все слова в нем разделены на слоги. Попробуйте
определить, какие слова находятся в тексте. Запишите предложения в тетрадь, чтобы получился
связный текст.
Подчеркни букву Ч – одной чертой, Щ- двумя чертами.
Кра си во и свет ло в бе рё зо вой ро ще. Час то в ро ще мож но у ви деть
су ет ли вых зай цев. Ска чут о ни, ме чут ся меж ду тон ких ство лов бе
рёз. Это о ни иг ра ют, бе га ют за сол неч ны ми зай чи ка ми.
5.7.
Вставь в слова буквы Ч - Щ и перепиши предложения.
Оля и…ет пер…атки в я…ике. В пе…ке тре…ат дрова. Дево…ка ела горячие …и. Ро…а
находится за ре…кой. Сова – но…ной хи…ник. Птичка та…ит …ервяка. В траве тре…
ат кузне…ики. Тётя уго…ала нас …аем. Гра… та…ит солому в гнездо. Дево…ка
купила ово…и.
6. Итог урока.
Какие звуки различали на занятии? Какие задания мы сегодня выполняли?
Рефлексия.
В тетради учеников вложены чистые кружки. Логопед просит нарисовать рожицу:
веселую – если урок понравился,
грустную – если урок не понравился.
2