Дифференциация звуков [ч-щ] в предложении

  • Разработки уроков
  • docx
  • 22.10.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель: закрепить умение дифференцировать звуки [щ - ч] в предложениях и связных текстах. Задачи: образовательная: закрепить знания детей о характеристике звуков, правописание ча-ща, чу-щу, навыки работы со словами – паронимами; коррекционно – развивающая: формировать навыки слогового анализа и синтеза, фонематическое восприятие, слуховую и зрительную память, внимание, орфографическую зоркость, активизировать словарный запас; воспитательная: воспитание активности и самостоятельности учащихся на занятии. Оборудование: мультимедийное оборудование, компьютерная презентация в программе Power Point, карточки с заданиями, тетради.
Иконка файла материала конспект.docx
4 класс Тема: Дифференциация [щ - ч] в предложениях. Цель: закрепить умение дифференцировать звуки [щ - ч] в предложениях и связных текстах. Задачи: образовательная: закрепить знания детей о характеристике звуков, правописание ча- ща, чу-щу, навыки работы со словами – паронимами; коррекционно – развивающая: формировать навыки слогового анализа и синтеза, фонематическое восприятие, внимание, орфографическую зоркость, активизировать словарный запас; слуховую и зрительную память, воспитательная: воспитание активности и самостоятельности учащихся на занятии. Оборудование: мультимедийное оборудование, компьютерная   презентация   в   программе Power Point, карточки с заданиями, тетради. Ход урока: 1. Орг. момент. 2. Упражнения по развитию мелкой моторики. 3. Развитие зрительного восприятия и зрительного гнозиса: Используется игра «Разбежались кто куда». Детям предлагается распределить изображенные предметы по их реальной величине и назвать в порядке убывания величины: сначала самый большой, затем меньше и в конце самый маленький.  На рисунке изображены: жираф, улитка, петух, гриб и топор. Дети выясняют, что правильный порядок слов таков: жираф, петух, топор, грибы, улитка. 4. Повторение. Какие бывают звуки? Гласные? Согласные? Какие бывают согласные? - Какие звуки изучали на прошлом уроке? Звук [щ] какой? Звук[ч] какой? Ч - согласный, глухой, только мягкий, состоит из двух звуков (Т′+Ш′); Щ - согласный, глухой, только мягкий, простой. Чем отличаются звуки [щ] и [ч]? [щ] – произносится долго [ч] – произносится кратко (Разница показывается дактильно). Какими буквами мы обозначаем звуки [ч] [щ]? Изображение букв закрепляется на доске. У звуков [ч] – [щ] много общего, но путать их нельзя. 5. Сегодня мы продолжим различать звуки [щ] и [ч]. Какие звуки будем различать? 5.1. Повторение слоговых рядов: (развитие фонематического восприятия) Повторить на слух слоговые ряды и цепочки слов в том порядке, который назвал логопед. Ач – ащ – ач кричу – пищу – угощу Оч – ощ – оч пища – свеча – овощи Уч – ущ – ущ молчу – тащу – встречу Ча – ща – ча ящик – спичка - роща 5.2. 5.3. Работа с кассой. Совершенствование навыков звукобуквенного и слогового анализа. Схема слова плач - плащ. Составить предложения с этими словами. Закончи предложения, добавив недостающие по смыслу слова ( в словах должны быть звуки [ч] или [щ]:Яблоко сладкое, а груша ещё… Здесь мелко, а справой стороны ещё … Сегодня дышится легко, а вчера дышалось ещё… Утром ветер дул резко, а сейчас ещё… Летом идут дожди часто, а осенью ещё… Мне нужна верёвка толстая, а Саше ещё… Сегодня в классе грязно, а завтра будет …. 5.4. Динамическая пауза. Дыхательная гимнастика. – Шарик надуваем – ш-ш-ш (руки через стороны вверх) Шарик выпускает воздух щ-щ-щ (руки через стороны вниз). 5.5. Прочитай текст. Замени уменьшительно – ласкательную форму слов на обычную. (Умение находить и заменять уменьшительно - ласкательную форму слова на обычную) — Вы любите, когда вас называют ласково? В следующем упражнении некоторые слова записаны ласково. Вам нужно прочитать предложения и заменить те слова, которые записаны ласково на обычные. Например: мыльце – мыло.  Под столиком спал щеночек. На его носик попала пылиночка. Щеночек чихнул и проснулся. Он подбежал к окошечку. Там на карнизе ходил голубочек. Щенок залаял и завилял хвостиком. Голубок помахал щенку крылышками. 5.6. Соедини слоги в слова, запиши предложения в тетрадь.  оптико­пространственных представлений,  (совершенствование   предложений по словам, слогового анализа и синтеза).   навыков анализа — В следующем упражнении записан текст. Все слова в нем разделены на слоги. Попробуйте определить, какие слова находятся в тексте. Запишите предложения в тетрадь, чтобы получился связный текст. Подчеркни букву Ч – одной чертой, Щ- двумя чертами. Кра си во и свет ло в бе рё зо вой ро ще. Час то в ро ще мож но у ви деть су ет ли вых зай цев. Ска чут о ни, ме чут ся меж ду тон ких ство лов бе рёз. Это о ни иг ра ют, бе га ют за сол неч ны ми зай чи ка ми. 5.7. Вставь в слова буквы Ч - Щ и перепиши предложения. Оля и…ет пер…атки в я…ике. В пе…ке тре…ат дрова. Дево…ка ела горячие …и. Ро…а находится за ре…кой. Сова – но…ной хи…ник. Птичка та…ит …ервяка. В траве тре… ат кузне…ики. Тётя уго…ала нас …аем. Гра… та…ит солому в гнездо. Дево…ка купила ово…и. 6. Итог урока. Какие звуки различали на занятии? Какие задания мы сегодня выполняли? Рефлексия. В тетради учеников вложены чистые кружки. Логопед просит нарисовать рожицу: веселую – если урок понравился, грустную – если урок не понравился. 2

Посмотрите также