1. Дифференцированные физкультминутки на уроках в начальной школе
Изучив данные о
физиологической возможности каждого ребёнка и составив диаграмму заболеваемости
класса, очень хорошо проводить дифференцированные физкультминутки. Каждый
ребёнок по имеющейся у него памятке в течение 1,5 – 2 минут выполняет на уроке
комплекс упражнений:
1. Упражнения для детей с избыточным весом.
1) ходьба с высоким подниманием коленей;
2) и.п. –ноги вместе, руки опущены. Поднять руки вверх, отставляя ногу на носок
(поочерёдно правую и левую ногу), прогнуться, вдох. Вернуться в и.п.,
выдох;
3) и.п. – сидя на стуле, откинувшись на спинку. Энергично втянуть живот, затем
расслабить его, дыхание произвольное;
4) прыжки с хлопками над головой.
2. Упражнения для
профилактики плоскостопия.
1) и.п.- стоя на наружных сводах стоп, полуприсед(4-5раз).
2) и.п. – стоя носками внутрь, пятками наружу, подняться на носки. Вернуться в
и.п.(4-5 раз);
3) и.п. – стоя, стопы повернуть внутрь. Подняться на носки, медленно согнуть
ноги в коленях, медленно выпрямить ноги в коленях (4-5 раз);
4) и.п. – стоя, поднять левую (правую) ногу – поворот стопы кнаружи, поворот
стопы внутрь (3-5раз).
3.
Упражнения для улучшения осанки.
1) и.п.- о.с. Принять правильное положение, зафиксировать его;
2) ходьба с правильной осанкой;
3) ходьба с высоко поднятыми руками;
4) ходьба на носках, разводя руки и сдвигая лопатки (30 сек.)
5) лёгкий бег на носках.
4. Упражнения
психологической саморегуляции (аутотренинг).
1) «Сотвори в себе солнце»;
2) «Волшебный цветок добра»;
3) «Путешествие на облаке»;
4) «У моря»;
5) «Золотая рыбка»;
6) «Янтарный замок»;
7) «Танец рыбки»;
8) «На лугу»;
9) «Водопад»;
10) «Сила улыбки» и т. д.
«Водопад»
- Ребята, сядьте поудобнее и закройте глаза. Глубоко
вдохните и выдохните…
Представьте, что вы стоите возле водопада. Но это необычный водопад. Вместо
воды в нём падает вниз мягкий белый свет. Теперь представьте себя под этим
водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашим
головам… Вы чувствуете, как расслабляются лоб, затем рот, мышцы шеи.
Белый свет течёт по вашим плечам, затылку и помогает им стать мягкими и
расслабленными. Свет течёт по груди, по животу. Вы чувствуете, как они
расслабляются, и вы сами собой, без всякого усилия, можете глубже вдыхать и
выдыхать. Это позволяет вам ощущать себя очень расслабленно и приятно и с
каждым вдохом и выдохом вы наполняетесь свежими силами…(пауза 15 секунд)
Теперь мысленно поблагодарите этот водопад света за то, что он вас
чудесно исцелил.
5. Некоторые приёмы самомассажа, точечный массаж.
Массаж обладает расслабляющим действием и облегчает перенапряжение в любое
время.
лицо
Закройте глаза и поглаживайте лицо ладонью. Ведите её от центра лба к вискам –
3 раза, от носа по скулам – 3 раза и ото рта по линии челюсти тоже 3 раза.
голова
Переберите волосы руками, мягко потянув все корни. Проделайте это по всей
голове в умеренном темпе.
руки
Выполняйте плоское поглаживание руки от запястья к плечу, затем вокруг
плечевого сустава и, более легко, вниз до исходного положения. Повторите 3
раза.
ноги
Сложите руки в кулаки и постукивайте по верхней и внешней поверхности бедра.
Ударять кулаком по бедру надо слегка. Массировать в течение 20-30 секунд.
Точечный массаж – простая
и безопасная терапия.
Массирование производится
надавливанием на определённые
точки. При простудных
заболеваниях и для повышения
иммунитета необходимо
массировать определённые
точки на лице (№1, №2, №3),
при головных болях рекомендуется
массировать височную область.
6. Упражнения для мышц рук.
1) «Моя семья»
Этот пальчик- дедушка,
Этот пальчик- бабушка,
Этот пальчик- папочка,
Этот пальчик- мамочка,
А вот этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья! (Поочерёдное сгибание пальцев, начиная с большого.)
2) «Капуста»
Мы капусту рубим-рубим,
Мы капусту солим-солим,
Мы капусту трём-трём,
Мы капусту жмём-жмём.
(Движения прямыми ладонями вверх-вниз, поочерёдное поглаживание подушечек
пальцев, потирать кулачок о кулачок. Сжимать и разжимать кулачки.)
3) «Мы наши пальчики сплели
И вытянули ручки.
Ну а теперь мы от Земли
Отталкиваем тучки».
( Упражнение выполняют стоя. Дети сплетают пальцы, вытягивают руки ладонями
вперёд, а потом поднимают их вверх и тянутся как можно выше.)
4) «Руки мы на стол положим,
Повернём ладонью вверх.
Безымянный палец тоже
Хочет быть не хуже всех.
(Дети кладут правую руку на парту ладонью вверх, сгибают и разгибают безымянный
палец. Затем проделывают то же самое левой рукой. Повторяют упражнение
несколько раз.)
7. Упражнения для глаз.
По словам психоаналитиков, если гимнастику для глаз проводить регулярно,
зрение у человека восстанавливается полностью, и он может отказаться от очков.
Вот некоторые элементы этой гимнастики:
• Сидя за столом, расслабиться и медленно подвигать глазами слева направо.
Затем справа налево. Повторить по 3 раза в каждую сторону.
• Медленно переводить взгляд вверх-вниз, затем наоборот. Повторить 3 раза.
• Представь вращающийся перед вами обод велосипедного колеса и, наметив на нём
определённую точку, следить за вращением этой точки. Сначала в одну сторону,
затем в другую. Повторить 3 раза.
• Положить ладони одну на другую так, чтобы образовался треугольник, закрыть
этим треугольником глаза и повторить все упражнения в той последовательности,
какая описана выше. Глаза под ладонями должны быть открытыми, но ладони не
плотно лежащие на глазницах, не должны пропускать свет.
• Смотреть на кончик носа до тех пор, пока не возникнет чувство усталости.
Затем расслабиться на 5-6 секунд.
• Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти.
В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону,
столько же в левую сторону. Расслабить глазные мышцы, посмотреть вдаль, считая
до пяти.
• Учащиеся стоят возле парт. Вначале они выполняют наклон в правую сторону и
при этом подмигивают правым глазом, затем они выполняют наклон в левую сторону
и подмигивают левым глазом.
8. Физминутки по методике сенсорно-координаторских тренажей. (В 4-х верхних углах класса фиксируются сюжетные изображения. Под каждой картинкой помещается в соответствующей последовательности одна из цифр: 1-2-3-4. Все учащиеся поднимаются в положение свободного стояния и под команду учителя «1-2-3-4» начинают фиксировать взгляд по очереди на соответствующей картинке. Затем порядок счёта меняется: 4-3-2-1, 1-3, 4-2 и т.д. При этом ученики совершают синхронно движения глазами, головой и туловищем. Но дети должны не просто «пробежать» глазами, но и успеть осознанно увидеть все 4 сюжета и ответить на вопросы учителя. Продолжительность тренажа – 1,5 минуты. Такая работа предупреждает утомляемость, способствует развитию зрительно-моторной реакции, скорости ориентации в пространстве.
9.
«Цветок здоровья»
Цветок здоровья сделан из цветного картона. В нём 7 лепестков:
жёлтый, фиолетовый, синий, красный, коричневый, зелёный, розовый. Середина
цветка – оранжевая. На стебле листик светло-зелёного цвета. На каждом лепестке
и в середине цветка написана одна из тем занятий, которые проводятся в течении
года: «Живу в семье», «Думаю», «Пою и говорю», «Дышу», «Двигаюсь», «Закаляюсь»,
«Пью и ем», «Лечусь».
С помощью подобных офтальмотренажёров (цветы, пирамидки, тарелки) развиваются
зрительно-моторная реакция, стереоскопическое зрение, различительно-цветовая
функция, чувство локализации в пространстве.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.