«Дифференцированный подход к детям, испытывающим трудности на уроках русского языка».
Оценка 4.6

«Дифференцированный подход к детям, испытывающим трудности на уроках русского языка».

Оценка 4.6
doc
19.06.2022
«Дифференцированный подход к детям, испытывающим трудности на уроках русского языка».
«Дифференцированный подход к детям, испытывающим трудности на уроках русского языка»..doc

 

«Дифференцированный подход к детям, испытывающим трудности на уроках русского языка».

 

Цель: помочь преодолеть трудности в процессе обучения русскому языку.

 

Задачи:1. учить вслушиваться в звучащую речь, переключать внимание со    смысловой стороны речи на её звуковую сторону, помочь овладеть звуковым анализом слова

2.корректировать речевые функции учащихся для успешного решения проблемы их обучения

3.формировать коммуникативные и когнитивные навыки

4.развивать зрительное и слуховое внимание, наблюдательность к языковым явлениям.

 

Состояние современного общества поставило перед образованием ряд острейших проблем, среди которых резкое ухудшение физического, психического, неврологического и нравственного здоровья детей. Поэтому перед школой сегодня стоит серьёзная задача: при организации обучения учитывать наличие этих проблем и строить учебный процесс, исходя из различий в способностях и развитии детей.

Младший школьный возраст является одним из самых ответственных этапов развития ребенка.

В этот период под влиянием целенаправленного педагогического воздействия формируются важные психические новообразования, происходит становление учебной деятельности, в частности, её мотивации и базовых учебных умений, которые во многом определяют эффективность всего дальнейшего обучения школьника. Именно поэтому состояние учебной деятельности, её формирование у младшего школьника является предметом пристального внимания в профессиональной деятельности педагога.

Опыт практического обучения и воспитания, психолого-педагогический мониторинг современной школы позволяет констатировать возрастание количества детей, которые по ряду причин на начальном этапе обучения испытывают трудности.

Каковы причины, в силу которых дети оказываются в ситуации риска, как оценить, в каком именно виде и объёме помощи они нуждаются? К поиску ответов на эти вопросы активно обращена педагогическая наука.

В наше педагогическое сознание уже вошло понимание той непреложной истины, что все дети, которых мы учим, - разные.   Разные от природы по своим конституционным и психофизиологическим особенностям, разные по здоровью и развитию, разные по восприимчивости к обучению и воспитанию.

Каждый учитель знает, что среди наших учеников есть дети, которым необходимо особое внимание. Поэтому задача педагога – так построить учебный процесс, чтобы детям стало легче усваивать учебный материал, психологически более комфортно учиться.

Как известно, одним из самых сложных школьных предметов для большинства учащихся является русский язык. Исходя из выше сказанного, я посчитала нужным работать над проблемой через дифференцированный подход к детям испытывающим трудности на уроках русского языка».

Дифференциация – это форма организации учебной деятельности, учитывающая склонности, интересы, способности учащихся.

Самой распространённой формой внутриклассной дифференциации

решающей проблему прочности знаний, является уровневая дифференциация, которая предполагает наличие разноуровневых

заданий, комплекса организационных методик, обеспечивающих

процесс и управление им в гомогенных группах.

Целевые ориентации технологии уровневой дифференциации:

1.      Обучение каждого на уровне его возможностей и способностей.

2.      Приспособление обучения к особенностям различных групп

учащихся.

Работа над данной проблемой позволяет разработать технологию дифференциации степени помощи учащимся с целью формирования устойчивых знаний, умений и навыков, развития психологических процессов (мышления, памяти, внимания).

Работу я начала в начале первого  учебного года с психолого-педагогической диагностики с целью исследования уровня развития: памяти (зрительная, слуховая, ассоциативная), внимания,  воображения, речи (устная, письменная), исполнительности, познавательного интереса.

Исходя из общего уровня сформированности психических процессов учащихся, совместной работы с узкими специалистами и урочной деятельности я пересмотрела программный материал с перспективой обучения на 3года и составила мини – программы для каждого класса.

1класс. «Развитие фонетико-фонематического восприятия» - 27часов из расчёта 3 занятия в месяц.

2 класс.  « Безударные гласные и парные согласные в корне слова» - 20 часов из расчёта 2 занятия в месяц.

3 класс. « Фонетический анализ слова» - 18 часов из расчёта 2 занятия в месяц.

После каждого года обучения проводится тестирование, на основе которого

состав группы может меняться.

 

 

 

 

1мини – программа.

 

«Развитие фонетико-фонематического восприятия».

1 класс

    № занятий

            

             Тема занятия

     Методические             рекомендации     педагогу

  1.  

«Интонационное выделение первого звука в словах»  

Цель: учить выделять голосом

первый звук в словах.

                             

Учитель подбирает слова с твердым и мягким первым согласным звуком. Например: Люда – лупа.

 

  1.  

«Схема звукового состава     слов»                                                                    

Цель: учить находить место гласных звуков в схеме звукового состава слова.

Определение места

ударных звуков

в словах.

Например: аист, тропка,

ключи.

 

  1.  

«Звуковой анализ слова лак». Цель: учить звуковому анализу

слов,  подбирать слова со звуком

[л] расположенным в начале,  середине, и в конце слова (по

схемам)

 

 

  1.  

«Звуковой анализ слов мох дым»

Цель: учить звуковому анализу

слов, находить звуки в словах, сравнивать слова по звуковой структуре.

 

Использовать иллюстрации, соответствующие теме

занятия.

 

 

 

  1.  

Сравнение слов «пар»

«пир» по звуковой структуре

Цель: учить звуковому анализу

слов, подбирать слова со звуками

 [п] [п’] в начале,  в середине и в

конце слова (по схемам)

                                       

 

Творческое задание:

выбрать из предложенных иллюстраций  слова (с одинаковым  глухим согласным звуком) соответствующие данной

звуковой структуре

  1.  

«Сравнение слов рис, рот

по звуковой структуре»

Цель: учить звуковому анализу

слов, сравнивать слова по звуковой структуре, подбирать слова со

звуками [р] [р’] в начале, в

середине и конце слова (по схемам).

 

 

Творческое задание: выбрать из предложенных иллюстраций слова (с

одинаковым звонким

согласным звуком)

соответствующие данной

звуковой структуре.

  7 – 8

«Обозначение гласных звуков

 в модели слова»

Цель: учить обозначать гласные

звуки в модели слова, составлять

слова из заданных звуков.

 

Определяется гласный

звук в разных позициях.

 9 – 10

«Обозначение согласных

звуков в модели слова»

Цель: отрабатывать понятия:

«твёрдый согласный звук»,

«мягкий согласный звук»,

обозначать согласные синими и зелеными фишками в модели слова.

 

При помощи фишек составлять модель слова.

11 – 14

«Звуковой  анализ слов

 вишня - яма – Зоя,

мёд – ёрш – поёт,

салют – юрта – стою,

 мел – енот – Егор»

Цель: показать две функции йотированных гласных, учить анализу слов с йотированными гласными

 

Работать с речевым

аппаратом ( положение

губ, языка, зубы).

15.

«Сопоставление согласных звуков по твёрдости –

мягкости »

Цель: чтение  слов при изменении гласной буквы, сопоставление первых

звуков в словах: лук- люк,

бант- бинт,  печка- почка,

осы- оси,  воз - вёз.

 

Показать роль звука в лексическом значении

слов.

16 – 18

«Деление слов на слоги. Ударение».

Цель: учить делить слова на слоги, составлять слова из слогов,

выделять ударный слог.

 

Обратить внимание, что

слог может состоять из одной гласной.

 Количество слогов

 определяется по

 количеству гласных.

 

 

 

 

19 – 20

«Сонорные согласные: м, л, р,

н»

Цель: познакомить учащихся с особенностями образования

сонорных звуков.

 

Дать понятие, почему данные звуки непарные.

21 – 23

« Парные согласные: г – к,

з – с, д – т, б – п, в – ф, ж – ш»

Цель: сравнивать звуки и буквы каждой пары, устанавливая их сходство и различие.

 

Учитель подбирает слова

сходные по звучанию,

но различные по написанию. Например:

лук – люк, прут – пруд.

Использовать иллюстрации для

 определения лексического значения слов.

 

 

 

24 – 25

«Непарные глухие и  непарные мягкие согласные буквы и

звуки: й ш ж ц ч щ».

Цель: показать самостоятельность  данных букв, не нуждающихся в помощи гласных для обозначения твёрдости – мягкости соответствующих звуков.

 

Из группы букв: з, т, в, с, й, д, ш, ф, ж, к, ч, г, ц, щ

выбрать пары букв.

 

   26.

«Мягкий знак   - показатель мягкости».

Цель: показать особенности буквы

 Ь, проводить работу по сопоставлению

звуков по твёрдости – мягкости.   

 

Использовать иллюстрации : шесть – шест, угол – уголь, мел – мель. Дать понятие роли

Ь в слове.

  27.

«Ь и Ъ разделительные знаки».

Цель: показать особенности буквы

 Ъ, составлять и сравнивать слова с

разделительным Ь и Ъ знаками.

 

Предложить детям слова

для сравнения:

въехал – вьюга

объехал – вьёт

съехал – вьюн.

На своих занятиях я использовала дидактические игры, способствующие формированию и развитию фонетико-фонематического восприятия.

            

 

Дидактические игры.

1. Лото «Определи первый звук в слове»

Цель: упражнять в выделении первого звука в слове

Ход игры: Учитель раздаёт детям карточки с предметными картинками.

На каждой карточке 3 -4 изображения (животные, птицы, предметы домашнего обихода и др.)

Учитель спрашивает, у кого название предмета со звуком а (о, у, и, р…)

Тому, кто правильно назовёт предмет, он даёт кружок, который ребёнок

кладёт на изображение предмета. Если к концу игры у некоторых детей

останутся незакрытые картинки, учитель предлагает назвать их и определить,

картинки, с какого звука начинается слово. Выигрывает тот, кто закрыл все.

2. «Рыбалка»

Цель: развивать ФФВ, упражнять детей в выборе слов с одним и тем же

звуком, закреплять навыки звукового анализа.

Ход игры. Даётся установка: «поймать слова со звуком [л]» (и другими).

Ребенок берет удочку с магнитом на конце «лески» и начинает «ловить» нужные картинки со скрепками. «Пойманную рыбку» ребенок показывает другим ученикам, которые хлопком отмечают правильный выбор.

3. «Телевизор».

Цель: развивать ФФВ, развивать и совершенствовать звуковой анализ и синтез в речевой деятельности учащихся. Отрабатывать навыки чтения.

Ход игры. На доске прячется слово. На наборном полотне вывешиваются картинки на каждую букву спрятанного слова по порядку. Ребенок (дети) должен по первым буквам слов на картинках сложить спрятанное слово. Если ребенок (дети) правильно назвал(и) слово, доска открывается.

Например: месяц - спрятанное слово.

Картинки: медведь, ель, собака, яблоко, цапля. 

4. «Рассели животных».

Цель: упражнять детей в дифференциации оппозиционных звуков, развивать фонематический слух.

Ход игры. Стоит домик с окошками. На крыше написана буква. Рядом выложены картинки животных. Дети должны выбрать тех животных, в названии которых есть звук, соответствующий букве на крыше, и поселить их в окошки с прорезями.

Например: домики с буквами ц и ш. Выложены следующие картинки: собака, цапля, лягушка, цыпленок, синица, мишка, мышка, курица, кошка, щенок. Предварительно все слова проговариваются.

5.  «Цепочка слов»

Цель: развивать ФФВ, упражнять детей в дифференциации звуков, отрабатывать

навыки звукового анализа слов.

Ход игры.  Ложится картинка, к ней в виде цепочки прикладывается следующая, начинающаяся

именно с того звука, которым заканчивается предыдущее слово, и т. д.

6. «Собери цветок».

Цель: упражнять в дифференциации оппозиционных звуков, развивать фонематический слух и аналитико-синтетическую речевую деятельность у учащихся.

Ход игры. На столе лежит «серединка» цветка. На ней написана буква

 (например, с). Рядом выкладываются «цветочные лепестки», на которых нарисованы картинки со звуками [c], [з], [ц], [ш]. Ученик должен среди этих

«лепестков» с картинками выбрать те, где есть звук [с].

 7.«Незнайка с кармашком»

Цель: развивать ФФВ, совершенствовать звукобуквенный и слоговой анализ

слов, развивать внимание.

Ход игры. 1вариант.

В кармашек Незнайке вставляется изучаемая согласная буква. Вокруг

вывешиваются гласные буквы. Нужно прочитать слияния.

2 вариант.

В кармашек вставляется слоговая (звуковая) схема слова. Вокруг вывешиваются различные картинки или слова. Нужно выбрать слова, соответствующие схеме.

8. «Найди ошибку»

Цель: учить детей различать гласные и согласные звуки и буквы, твёрдые и мягкие согласные звуки, совершенствовать навыки звукобуквенного анализа слов, развивать ФФВ и внимания.

Ход игры. Детям раздают карточки, на которых 4 картинки, начинающиеся на одну и ту же букву. Ученики определяют, на какую букву начинаются все

 слова, и кладут её в середину карточки. Под каждой картинкой даны звуковые

схемы слов, но в некоторых из них специально сделаны ошибки. Учащимся

надо найти ошибки в схеме, если они есть.

9. Лото «Читаем сами»

Цель: развивать фонематическое и зрительное восприятие, развивать звукобуквенный анализ слов, учить различать гласные и согласные, дифференцировать твёрдые и мягкие согласные.

Ход игры. 1 вариант.

Детям раздаются карты, на каждой из которых написаны 6 слов. Ведущий показывает картинку и спрашивает «У кого из ребят написано название картинки? (У кого слово?)». Выигрывает тот, кто первый заполнит карту без ошибок.

2 вариант.

Детям раздаются карты. Ведущий показывает звуковую схему слова, учащиеся соотносят её со словом у себя на карте. Выигрывает  тот, кто безошибочно

заполнит свою карту схемами слов.

10. «Волшебный круг».

Цель: упражнять детей в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком, развивать фонематический слух, закреплять понимание словообразующей функции каждой буквы.

Ход игры. 1 вариант.

Круг со стрелками в виде часов, вместо цифр картинки. Ребенок должен подвинуть стрелку на предмет, название которого отличается одним звуком от названия того предмета, на который указывает другая стрелка. (Предварительно все слова проговариваются.) Остальные дети хлопком отмечают правильный ответ.

Например:

мишка – мышка                                                                   удочка - уточка

мак – рак                                                                          коза - коса

кит – кот                                                                        трава - дрова

усы – уши                                                                         кадушка - катушка

дом - дым

2 вариант.

Вместо картинок на «циферблате» ставятся буквы, слоги, слова с отрабатываемым звуком. Ребенок крутит большую стрелку (маленькую можно снять). Где стрелка остановилась, ученики хором читают слог (букву, слово), затем ведущий крутит стрелку дальше – дети снова читают и т.д. Слог (буква, слово) может повторяться несколько раз в зависимости от того, где остановится стрелка.

 11. «Найди слово в словаре»

Цель: расширять объем словаря, закреплять правописание слов, понимание словообразующей роли каждого слова. Автоматизация звуков в словах, профилактика дисграфии.

Ход игры.

На доске вывешивается слово или картинка с указанием количества букв в слове, изображенном на ней (тогда дети сами складывают слово из букв разрезанной азбуки и записывают его в тетрадь). Дается установка: «Возьмите буквы из исходного слова, составьте и запишите из них новые слова».

12. «Математическая грамматика».

Цель: автоматизация звуков, закрепление фонематического и грамматического разбора слов, формирование процесса словоизменения, обогащение словаря, профилактика дисграфии.

Ход игры.

Ребенок должен выполнить действия, указанные на карточке («+», «–») и при помощи сложения и вычитания букв, слогов, слов, найти искомое слово.

Например:

с + том – м + лиса – са + ца=? (столица)

13.«Допиши словечко».

Цель: автоматизация звуков, развитие ФФВ, процессов анализа и синтеза, понимание смыслоразличительной функции звука и буквы, развитие речи, интереса к родному языку, любви к поэзии. Профилактика дисграфии.

Ход игры.

На карточке рифмованный текст, стихи, в которых одно слово (или больше) пропущено. Учащиеся должны собрать из букв разрезной азбуки рифмованное слово и записать его.

Например:

Воробей взлетел повыше

        Видно все с высокой ________ (крыши)

 

 

 

 

Диагностическое обследование в конце учебного года.

Русский язык (1 класс)

 

  1. Пень    , клюшка     , чаща     , весна    .
  2. Крот    , рысь    , шишка    , лужи    .
  3. Медведь    , день    , цветы    , ель    .
  4. Юла     , перья     , ёжик     , змея     .                                                  

   Д

   З

   _

   Б

   В

   _

   Т

   С

  Ш

   _

   _

   К

  1.  

 

 

 

6.         ландыш              –                        ____________

    стриж                  –                              ____________

    малыш                –                              ____________

    чиж                                            ____________                                                 

 

  1. Составь из слов предложение и запиши его.

Саша, лыжах, катается, на

____________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________

 

 

Задание 1

Цель: проверить состояние фонематического слуха, фонематического восприятия.

Инструкция: « Прочитайте слова в первом задании. Нужно отметить

те слова, в которых все согласные звуки  - мягкие. Например, если бы здесь

было слово «день». Я медленно его произношу: « дееньнь». И слышу: первый

звук  - [дь]  - мягкий согласный, второй звук  - гласный, третий звук    - [нь]  -

тоже мягкий согласный. Значит, около слова « день» нужно было бы поставить

галочку  - в этом слове все согласные звуки  - мягкие. Так же тихонько читайте

каждое слово, слушайте звуки и отмечайте только те слова, в которых все согласные звуки  - мягкие.

Оценка выполнения:

0 баллов  - допущены 3 ошибки.

1 балл  - допущены 2 ошибки.

2 балла  - допущена 1 ошибка.

3 балла  - правильное выполнение задания.

 

Задание 2

Цель: проверить состояние фонематического слуха, фонематического восприятия.

Инструкция: « Прочитайте слова к заданию 2. Вы должны отметить те слова,

в которых все согласные звуки  - твёрдые». Например, в слове «дом» все согласные звуки  - [д], [м]  - твёрдые, значит, это слово нужно было бы отметить,

поставить « +».

Оценка выполнения:

0 баллов  - допущены 3 ошибки.

1 балл  - допущены 2 ошибки.

2 балла  - допущена 1 ошибка.

3балла  - правильное выполнение задания.

 

Задание 3

Цель: выявить степень овладения звуко –  буквенным анализом и умение 

правильно воспринимать учебную задачу.

Инструкция: « Вам нужно отметить слова, в которых букв больше, чем звуков.

( Учитель пишет на доске слово « конь» ). Например, если бы здесь было слово

« конь», я бы делала так: первый звук в слове « конь»  - [к], второй звук  - [о],

третий  - [нь]. В этом слове 3 звука, но 4 буквы, т. е. букв больше,  чем  звуков.

  Я ставлю «+» в квадратике около слова «конь».Так же разберите все слова и

 посчитайте, в каких словах букв больше, чем звуков»

Оценка выполнения:

0 баллов  - задание выполнено.

1 балл  - одно слово отмечено правильно, а другое  - ошибочно.

2 балла  - отмечено одно слово.

3 балла  - отмечены слова «день», « медведь».

 

Задание 4

Цель: выявить степень овладения звуко – буквенным анализом и умение

правильно воспринимать учебную задачу.

Инструкция: « Вам нужно отметить слова, в которых звуков больше, чем букв.

Давайте  разберём  слово « яма». ( Учитель пишет на доске слово « яма» ).

В слове « яма» первый звук  -[й], второй  - [а], третий  - [м], четвёртый  - [а].

Вы видите, в слове  «яма»  - 3 буквы, но 4 звука, т. е. звуков больше, чем букв,

я ставлю  «+» в квадратике около этого слова. Так же разберите все слова и посчитайте, в каких словах звуков больше, чем букв».

Оценка выполнения:

0 баллов  - задание не выполнено.

1 балл  - отмечено правильно одно слово, а другое  - ошибочно.

2 балла      - отмечены два слова.

3 балла  - отмечены слова «юла», «ёжик», «змея».

 

Задание 5

Цель: выявить умение найти пару согласного звука по звонкости – глухости.

Инструкция: « Рассмотрите внимательно буквы верхнего и нижнего рядов.

Подумайте, по какому признаку объединены эти буквы в пары, и в пустые

клетки допишите пропущенные буквы. Будьте внимательны при выполнении

задания».

Оценка выполнения:

0 баллов – задание не выполнено.

1 балл – допущено две и более ошибки.

2 балла – допущена одна ошибка.

3 балла – установлена закономерность и записаны все буквы.

 

Задание 6

Цель: выявить знание написания сочетаний «жи» - «ши».

Инструкция: « Прочитайте слова. Запишите рядом с каждым словом такое

слово, которое обозначает много этих предметов».

Оценка выполнения:

0 баллов – задание не выполнено.

1 балл – допущено две и более ошибки в написании сочетаний «жи» - «ши»

2 балла – допущена одна ошибка.

3 балла – все слова записаны правильно.

 

Задание 7

Цель: выявить умение составлять предложение из слов и правильно его записывать.

Инструкция: « У каждого из вас на листочке написаны слова. Из них нужно

составить предложение и записать его на пустой строке».

Оценка выполнения:

0 баллов – задание не выполнено.

1 балл – предложение составлено верно, но в записи допущены ошибки

(не обозначена большая буква и точка в конце предложения).

2 балла – предложение составлено верно, но в записи допущена ошибка

( например, предлог записан вместе со словом ).

3 балла – предложение составлено и записано правильно.

 

 

 

2 мини – программа.

« Безударные гласные и парные согласные в корне слова»

2 класс.

  

  № занятий

            

         Тема занятия

     Методические             рекомендации     педагогу

1.       

«Гласные и согласные звуки и буквы».

Цель: учить различать и соотносить гласные звуки и буквы, с помощью которых

они записываются,

упражнять в обозначении мягкости – твёрдости звуков.

 

Материал усложняется.

Добавляются слова, когда

йотированные гласные стоят

в начале слова, после гласной

и разделительного ь.

2.       

«Обозначение звуков на письме».

Цель: учить различать

парные  согласные по твёрдости – мягкости.

 

Применять игровой материал.

Игра « Замени букву,

изменив слово».

Например: мал – мял, вол –

 вёл, кот – кит.

 

3.       

«Ударные и безударные гласные».

Цель: учить выделять

ударный гласный в слове.

 

Из группы слов выписать

слова с ударным первым

 слогом.

4.       

«Согласные звуки».

Цель: закреплять знания о согласных,

 классифицировать

согласные по твёрдости – мягкости и звонкости – глухости.

 

Из данных букв: б, з, т, г, к,

п, с, д, ж, ч, в, ш, ф, ц, й

выписать парные согласные

по звонкости – глухости.

 

 

 

 

 

 

 

  5 – 6

«Парные согласные в

 конце слова».

Цель: учить различать

парные по звонкости –

 глухости согласные,

наблюдать оглушение

звонких согласных на конце слова.

 

Предложить детям слово

с частичной  транскрипцией

записать буквами.

Например: гри[п] – гриб.

  7 – 8

«Корень слова и однокоренные слова».                          

Цель: учить выделять и характеризовать корень как главную часть слова, наблюдать за группами родственных слов и

формами одного и того же слова.

 

Использовать слова с

одинаковым корнем , но

разным лексическим

значением.

Например: гора, горняк,

 горе, горелка.

  9 – 10

«Безударные гласные в корне слова».

Цель: отрабатывать умение применять правило обозначения безударных гласных в корне слова, сопоставлять звуковую и буквенную запись слова.

 

Звуковая дорожка [вада] и

два варианта написания

слова. Задание: выбрать и

записать правильный вариант.

 11 – 12

«Слова с двумя безударными гласными в корне слова».

Цель: развивать умение распознавать безударные гласные в корне слова,

уточнить знания об особенностях проверочных

слов и способах проверки.

 

Звуковая дорожка [галава],

[паласа].Задание: определить

слабую позицию, выяснить

особенности слов и подобрать

проверочные слова.

 13 – 14   

«Слова с проверяемыми

и непроверяемыми

безударными в корне слова».

Цель: закрепить умение находить безударные

гласные в корне,

распознавать проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова.

 

Опираясь на словарь учебника

классифцировать группы слов.

 15– 16

«Парные согласные в

корне слова».                               

Цель: работать с

орфограммой « Парные по звонкости – глухости

согласные в корне середины слова».

 

Распределение слов с

парными согласными

 в середине и в конце слова.

Сделать вывод.

 17 – 18

«Обозначение гласных и согласных в корне

слова».

Цель: определять в корне

слова наличие  изучаемых  орфограмм ( безударные

гласные, парные по

звонкости – глухости согласные), применять правильный способ

проверки орфограмм и выбирать правильную букву.

 

Провести занятие

 тестированием. Выяснить

уровень сформированности

знаний по данным темам.

 

 19 – 20

«Состав слова».

Цель: отрабатывать умение определять способ

образования слов, образовывать слова по заданной модели.

 

Соотнести

 слова с предложенными

схемами

                            

 

Диагностическое обследование в конце учебного года.

 

 

 

3 мини – программа

 

«Фонетический анализ слова»

 

3 класс.

 

      № занятий

            

         Тема занятия

     Методические             рекомендации     педагогу

1.  

«Повторяем гласные звуки

 и буквы».

Цель: повторить соотношение количества гласных звуков и

букв.

 

На занятие берутся слова с

разделительным ь и ъ

знаками.

 

2.  

«Повторяем согласные

звуки и буквы».

Цель: повторить соотношение согласных звуков и букв, классификацию согласных

звуков русского языка.

 

Использовать алфавит для

классификации согласных

звуков ( парные по звонкости –

глухости, сонорные,

непарные глухие, только

мягкие и только глухие

согласные ).

3.  

«Транскрипция». 

Цель: отрабатывать умение воспроизводить звуковой

состав слова с помощью транскрипции.

 

Данна транскрипция слов

с разным количеством

звуков и букв.

Задание: записать эти слова.

    4 – 5

«Фонетический анализ слова вида: рот, пух, лом».

Цель: отрабатывать порядок проведения фонетического

анализа слов.

 

Практическое занятие.

     6 – 7

«Фонетический анализ слов, когда все согласные

твёрдые, но различаются произношением и

 написанием одного звука»              Цель: учить фонетическому анализу слов вида: плуг, краб.

 

Из предложенных букв

составить слова с парными

согласными в конце слова.

     8 – 9

«Фонетический анализ слов, в которых   один   из

согласных звуков мягкий»

Цель: учить фонетическому анализу слов вида: лист, клён,

люк.

 

Практическое занятие.

10 – 11

«Фонетический анализ слов, когда йотированные

гласные стоят в начале

слова»

Цель: учить фонетическому анализу слов вида: юла, яма,

ёлка.

 

 

Фонетический разбор слов

по предложенному

 алгоритму.

12 – 13

«Фонетический анализ слов,  когда йотированные

гласные стоят после

гласного»

Цель: учить фонетическому анализу слов, вида: моя, даю,

моет.

 

Сравнительный анализ

слов вида: юла – моя.

Фонетический разбор слов

по алгоритму.

14 – 15

«Фонетический анализ слов, когда йотированные

гласные стоят после  разделительного ь.»

Цель: учить фонетическому анализу слов, вида: ружье,

вьюга.

 

Учитель даёт фонетический

Разбор слова, учащиеся

Делают вывод об

Особенностях йотированных

Гласных, стоящих после

 

16 – 17

«Фонетический анализ 

слов с разделительным

мягким и твёрдым

знаками и мягким

знаком показателем

мягкости»

Цель: учить фонетическому анализу слов вида: объем,

пальто, льёт.

 

Дать фонетический разбор

 слов с разделительным

ь и ъ знаками, ь показателем

мягкости. На основе

наблюдений учащиеся делают

вывод.

       18

«Тестирование»                                                                                                                                        

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                            Литература

1.Е.Н.Каменская. Психология развития и возрастная психология.

2.С.В.Кудрина. Учебная деятельность младших школьников.

3.Л.Я.Гадасина. Логопедические занятия с детьми 6-7лет.

4.Э.Л.Мельник. Интегрированное обучение в начальной школе.


Дифференцированный подход к детям, испытывающим трудности на уроках русского языка»

Дифференцированный подход к детям, испытывающим трудности на уроках русского языка»

Исходя из общего уровня сформированности психических процессов учащихся, совместной работы с узкими специалистами и урочной деятельности я пересмотрела программный материал с перспективой обучения на 3года…

Исходя из общего уровня сформированности психических процессов учащихся, совместной работы с узкими специалистами и урочной деятельности я пересмотрела программный материал с перспективой обучения на 3года…

Сравнение слов рис, рот по звуковой структуре»

Сравнение слов рис, рот по звуковой структуре»

Сонорные согласные: м, л, р, н»

Сонорные согласные: м, л, р, н»

Ребенок берет удочку с магнитом на конце «лески» и начинает «ловить» нужные картинки со скрепками

Ребенок берет удочку с магнитом на конце «лески» и начинает «ловить» нужные картинки со скрепками

Детям раздаются карты. Ведущий показывает звуковую схему слова, учащиеся соотносят её со словом у себя на карте

Детям раздаются карты. Ведущий показывает звуковую схему слова, учащиеся соотносят её со словом у себя на карте

Диагностическое обследование в конце учебного года

Диагностическое обследование в конце учебного года

Оценка выполнения: 0 баллов - допущены 3 ошибки

Оценка выполнения: 0 баллов - допущены 3 ошибки

Оценка выполнения: 0 баллов – задание не выполнено

Оценка выполнения: 0 баллов – задание не выполнено

Парные согласные в конце слова»

Парные согласные в конце слова»

Парные согласные в корне слова»

Парные согласные в корне слова»

Повторяем гласные звуки и буквы»

Повторяем гласные звуки и буквы»

Цель : учить фонетическому анализу слов, вида: моя, даю, моет

Цель : учить фонетическому анализу слов, вида: моя, даю, моет

«Дифференцированный подход к детям, испытывающим трудности на уроках русского языка».

«Дифференцированный подход к детям, испытывающим трудности на уроках русского языка».

Литература 1.Е.Н.Каменская. Психология развития и возрастная психология

Литература 1.Е.Н.Каменская. Психология развития и возрастная психология
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.06.2022