Дифференцированный подход при подготовке ОГЭ в 9 классе.
Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
география
9 кл
05.11.2017
Личные наработки при подготовке учащихся 9-х классов к итоговой аттестации. Они могут пригодиться молодым учителям географии, так как содержат информацию, необходимую для подготовки к экзамену "средних" учеников. В статье описаны мои небольшие хитрости, которые я использую при подготовке к экзамену девятиклассников.
подготовка к ОГЭ.docx
Дифференцированный подход при подготовке ОГЭ в 9 классе.
Второй год, в России, девятиклассники сдавали четыре экзамена для получения
аттестата об основном образовании. С обязательными экзаменами по русскому и
математике у учителей, которые готовят обучающихся к экзаменам, накопилось
достаточно опыта и материалов для подготовки к ним. Что касается экзаменов по выбору –
здесь немного другая ситуация.
Контингент обучающихся девятых классов отличается от одиннадцатиклассников. В
девятых учатся все, кто обязан ходить в школу, в то время, как в одиннадцатый класс идут
осознано и чаще всего нацеливаясь на дальнейшее обучение в высшем учебном заведении.
В одиннадцатом классе учащиеся прекрасно осознают, зачем они выбирают для сдачи
тот или иной экзамен: они выбирают экзамены, которые им нужны для поступления в
учебное заведение, где они хотят продолжать обучение, чтобы приобрести профессию.
Обучающиеся девятого класса, чаще всего, экзамены выбирают попринципу: что
полегче…этим и объясняется такое большое количество обучающихся выбравших
предметы по выбору – географию и обществознание.
В своей статье я хочу рассказать о моем небольшом опыте подготовки
девятиклассников к экзамену по географии, раскрыть некоторые секреты, которые смогут
помочь другим учителям. Я затрону подготовку к экзамену тех учеников, которых мы
называем «троечники».
Контрольноизмерительные материалы по географии включают в себя тридцать
вопросов. Все тридцать я разбирала только с теми, кому нужна хорошая оценка в аттестат.
С остальными, я поняла, не нужно тратить, ни свое, ни их время.
Минимальный порог на тройку – десять баллов. Чтобы быть уверенными, что ученик
«троечник» их наберет, я разбирала с ними пятнадцать – семнадцать заданий.
Вот эти задания и мои маленькие «секреты»:
Вопрос №4, как правило, касался внутренних процессов Земли. Здесь мне нужно
было, чтобы ученики запомнили, какую карту атласа нужно открывать. Ребятам я говорила,
что если вопрос затрагивает территорию России, то они должны открыть атлас 8 – го
класса, а если это территория другого государства – атлас 7 – го класса. Название карты
«Внутреннее строение Земли (тектоника)». За год подготовки ученики запоминают
название карт атласа, которые нужно открывать для решения тех или иных вопросов.
Вопрос №5 или 6, касается знаний занятости и местожительства народов нашей
многонациональной страны. Здесь я детям ставила задачу запоминать, какой народ, чем
занимается, имея в виду природные условия, в которых они живут. Если знаешь занятия
населения легко можно определить, где он живет.
Вопрос №7, касается определения плотности населения. К концу года все мои
ученики знали, чтобы ответить на этот вопрос нужно открывать «желтенькую» карту
атласа 9 – го класса и по интенсивности цвета определить наибольшую или наименьшую
плотность населения требуемых регионов.
Вопрос 10 проверяет знания учащихся о циклонах и антициклонах. Поначалу я
требовала от них заучивания терминов, затем пыталась просто научить, кому из них
принадлежит буква «В» и «Н». Это тоже не очень помогло. Но порешав огромное
количество тестов я поняла, что здесь работает некая закономерность. Если проверить все
четыре города на предмет влияния зон высокого и низкого давления можно сделать вывод,
что всегда с одной буквой будет три или, редко, два города, а с другой – один. Тот город,
который был один и является правильным ответом.
Вопрос №11 ребята решали легко, так как за год у них появляется навык пользования
условными знаками синоптической карты и им легко определить в каком из
представленных городов будет похолодание или потепление. Вопрос №17. Опять работа с картой «Плотность населения». Только в этот раз
ученики сопоставляют размеры и цвет кружочков, обозначающих города. И здесь тоже
есть свой нюанс: не все города, которые предлагает вопрос, есть на карте. Например:
Северодвинск, НарьянМар. Я объясняю детям, что такие города такие маленькие, что для
них даже кружочка с маленьким диаметром не нашлось. Поэтому такие города мы всегда
отмечем как маленькие с точки зрения количества проживаемого там населения.
Вопросы с 18 по 20 выполняются по топографической карте. В шестом классе
нынешние девятиклассники учатся еще с интересом, поэтому коекакие навыки работы с
топографической картой у них остались. Определяют расстояние на карте между точками
и объектами все хорошо. Здесь главное взять линейку, у которой чётко показаны значения
миллиметров, так как ошибка в один миллиметр может стоить одного балла.
Определить направление от одного объекта на карте к другому требуют знания
сторон горизонта. С этой задачей мои ученики тоже справляются не плохо. За год
тренировок у детей этот вопрос решается легко.
За вопрос №20 можно получить сразу два балла. Один балл за правильное
определение участка, а второй за обоснования. С определением мера участка ученики
справляются не плохо, а вот что касается обоснований, то, к сожалению, не все их могут
дать грамотно и правильно.
Вопрос №22 легко выполняется с использованием карт атласа 9го класса. Главное
правильно понять какой субъект Российской Федерации нужно искать. А дальше – просто
по очереди открываем карты тех районов России, которые указаны в задании.
Вопрос №24 требует понимания, что Новый год в России отмечать начинаем на
востоке, а заканчиваем в самом западном регионе – Калининградской области. Поэтому,
зная это, мы по административной карте определяем какие регионы раньше, а какие позже
встречают Новый год. С этим заданием справляется, как правило, большинство учащихся.
Вопрос №26 тоже не вызывает у ребят затруднений. Здесь, главное, прочитать вопрос
и определить, как расставлять слои горных пород – в порядке увеличения или уменьшения
возраста пород.
Чтобы быть точно уверенными, что экзамен мы сдадим, разбирали еще вопросы №12,
15 и 25. Для решения этих заданий учащимся нужно знать термины и определения. В
учебниках они зачастую написаны сложным для ребят научным языком. Поэтому я
стараюсь объяснять все простыми, доступными, современным детям языком.
Например: рациональное и нерациональное природопользование – я объясняла
следующим образом: рациональное – хорошо для природы, нерациональное – приставка
«НЕ» негативное отношение к природе.
Парниковый эффект – это переизбыток в атмосфере углекислого газа и других
«нехороших» газов, таких как аммиак и метан.
Янтарь в России есть только в Калининградской области, вулканы, гейзеры – на
Камчатке, алмазы – Якутия, Архангельская область и Урал.
Если мы говорим о миграции, то нужно искать ключевые слова: «выехали –
приехали», «прибыли – выбыли». Если говорим о воспроизводстве населения, то ищем
ключевые слова: «рождаемость – смертность», «родились – умерли». Если говорим об
урбанизации, ищем ключевые слова с корнем «город».
На мой взгляд, самое главное, ученикам все объяснять простыми, доступными
словами и давать им уверенность в том, что экзамен они сдадут.
Мой личный опыт, я еще раз повторю, небольшой. В 20152016 учебном году я
готовила к экзамену 30 человек. Сдали 29. В 20162017 учебном году сдающих было уже
сорок человек. Сдали все. В этом учебном году параллель девятых классов очень большая
у нас в школе. Экзамен по выбору – географию выбрали сдавать 65 человек. Готовиться
уже начали. Нынешние девятиклассники заинтересованы сдать экзамен. Удачи мне и им.
Дифференцированный подход при подготовке ОГЭ в 9 классе.
Дифференцированный подход при подготовке ОГЭ в 9 классе.
Дифференцированный подход при подготовке ОГЭ в 9 классе.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.