Диффузия
Оценка 4.9

Диффузия

Оценка 4.9
Контроль знаний +1
docx
физика
7 кл
17.05.2017
Диффузия
Цель урока: Изучить сущность процесса диффузии и показать значение явления диффузии в природе, технике и быту. Задачи: Образовательные: -представление о диффузии, как о явлении самопроизвольного смешивания веществ вследствие движения молекул -представление о том, что диффузия наблюдается в твердом, жидком и газообразном состояниях вещества; -представление о значении диффузии для неживой и живой природы. Развивающие: -учить логически правильно выражать свои мысли средством физико-математического языка; -развивать умения анализировать ходе эксперимента, на его основе формулировать логические выводы; -развивать ассоциативное мышление.
diffuziya.docx
Урок по теме : « Диффузия» Цель   урока: Изучить   сущность   процесса   диффузии   и   показать   значение быту. явления диффузии природе, в   технике   и         Задачи:  Образовательные:  ­представление   о   диффузии,   как   о   явлении   самопроизвольного   смешивания   веществ вследствие движения молекул ­представление о том, что диффузия наблюдается в твердом, жидком и газообразном состояниях вещества; ­представление о значении диффузии  для неживой и живой природы.   Развивающие:  ­учить логически правильно выражать свои мысли средством физико­математического языка; ­развивать   умения   анализировать   ходе   эксперимента,   на   его   основе   формулировать логические выводы; ­развивать ассоциативное мышление.   Воспитательные:  ­Формирование умения использовать теоретические знания для понимания сущности  явлений происходящих в природе. ­Повышение уровня экологического и эстетического воспитания учащихся. Тип урока:  комбинированный Оборудование:  духи, рулетка,  поллитровая банка­ 2 шт,  раствор марганцовокислого калия,   термометр,   макет   опыта   по   диффузии   в   твёрдых   телах,секундомер, демонстрационный столик­ 2шт. Ход урока: 1. Организационный   момент:   проверка   письменных   принадлежностей, напоминание об осанке во время урока. 2. Повторение пройденного материала по вопросам: что такое молекула ? что вы знаете о размерах молекул? из каких частиц состоит молекула воды? ­ ­ ­ ­ как изображается схематически молекула воды? ­ из чего состоят вещества? ­ какие опыты подтверждают, что вещества состоят из мельчайших частиц? Далее физический диктант  (На столе листы с текстом физического диктанта (1­2 вариант). Школьники записывают  под соответствующим номером "да", если они считают это утверждение верным, или  "нет", если считают его неверным) Вариант 1. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Вещество состоит из мельчайших частиц, едва различимых невооруженным глазом. (Нет) Вещество состоит из мельчайших частиц, которые можно увидеть на экране  электронного микроскопа. (Да) Объем газа при нагревании увеличивается, т. к. каждая молекула становится  больше по размеру. (Нет) Атом – мельчайшая частица вещества. (Нет) В молекуле может быть более 1000 атомов. (Да) Стальной шарик при нагревании увеличивается в объеме, т. к. промежутки между  молекулами становятся больше. (Да) Пленка масла, растекаясь по поверхности воды, может занять любую площадь.  (Нет) Молекулы воды точно такие же, как и молекулы льда. (Да) Объем тела равен сумме объемов его молекул. (Нет) 10. Атомы состоят из молекул. (Нет) Вариант 2. 1. 2. 3. 4. 5. 6. Вещество состоит из мельчайших частиц, видимых в оптический микроскоп. (Нет) Объем тела при нагревании уменьшается. (Нет) Объем жидкости при охлаждении уменьшается, т. к. промежутки между  молекулами становятся меньше. (Да) Молекула – мельчайшая частица вещества. (Да) В молекуле не может быть более 100 атомов. (Нет) Молекулы водяного пара отличаются от молекул воды. (Нет) 7. 8. 9. При сжатии газа уменьшается размер молекул. (Нет) Газом из двухлитрового сосуда можно заполнить четырехлитровый сосуд. (Да) Объем тела больше суммы объемов его молекул. (Да) 10. Атомы состоят из элементарных частиц. (Да) Обучающиеся проверяют друг у друга ответы и выставляют оценку, потом проверяет  учитель. 3.Изучение нового материала: Опыт   №1   :  в   поллитровые   банки   ,   в   которых   заранее   налит   раствор   марганцовки, наливаю холодную (t=16°C)  и горячую воду  (t=  65°С),ставлю их на демонстрационные столики, измеряю температуру воды и записываю показания термометров на доске. Затем с учащимися наблюдаем как ведёт себя раствор марганцовки в холодной и горячей воде. Делаем предварительные выводы. Опыт № 2:  в   конце   кабинета   разбрызгиваю   духи.   Затем   засекаем   время,   в   течение которого   запах   духов   распространиться   до   первой   парты.   С   учеником   измеряю расстояние от точки, где разбрызгивались духи до первой парты. На доске записываю время распространения запаха духов и расстояние. Делаем предварительные выводы. Далее задаю вопросы , не требуя ответов у учащихся: Вопрос 1: Почему вода окрашивается без перемешивания? Вопрос 2: Почему запах духов распространятся не мгновенно, а через некоторое время? Ответы на эти вопросы мы получим при изучении темы : « Диффузия». Одним из опытных фактов, подтверждающих, что тела состоят из молекул и они  непрерывно движутся, является диффузия. Диффузия ( от лат.diffusio­ распространение)  ­ записываю на доске. Говорю определение диффузии. Определение:   Явление,   при   котором   происходит   взаимное   проникновение   молекул одного вещества между молекулами другого, называют диффузией. Далее это определение читаем всем классом. Вернёмся к опыту №1 и ответим на вопрос № 1. Учащиеся на основании уже имеющихся  знаний и с помощью учителя отвечают на вопрос. Вернёмся к опыту №2 и ответим на вопрос № 2. Учащиеся на основании уже имеющихся  знаний и с помощью учителя отвечают на вопрос. Мы рассмотрели диффузию в жидкостях и газах. Вопрос № 3: как вы думаете, где диффузия происходит быстрее : в жидкостях или газах ? Учащиеся вместе с учителем делают вывод: диффузия протекает быстрее в газах, так как в газах расстояние между молекулами больше , чем в жидкостях. Вопрос № 4:От чего зависит скорость распространения молекул?( скорость диффузии) Вернёмся к опыту №1. После рассуждений приходим к выводу, что скорость диффузии зависит от температуры. Вычислим скорость диффузии в газах( скорость распространения духов)при данной  температуре воздуха: * вспоминаем формулу пути: S= V x t   Находим скорость : V=S/t * измеряем температуру воздуха в классной комнате; она равна 21°С. Зная время, распространения духов, и расстояние от точки разбрызгивания духов до фиксированной   точки   ­   первой   парты   находим   скорость   распространения духов( вычисляем всем классом).Найденное значение ( см/ с) переводим в систему СИ. Сравниваем найденную скорость со скоростью движения некоторых тел по таблице № 1 учебника. После этого читаем в книге о диффузии в твёрдых телах . Далее на доску вывешиваю плакат, где нарисован рисунок о взаимном проникновении молекул свинца свинцового диска в золотой диск и, наоборот, проникновение молекул золота золотого диска в свинцовый цилиндр. Ученица   с   помощью   макета   рассказывает   об   опыте   английского   металлурга,   который наблюдал взаимное проникновение молекул данных веществ, т.е. диффузию в твёрдых телах. После этого всем классом работаем по рисункам № 16(24) на с.22 учебника. Работа с книгой: ­ найдите в книге ответ на вопрос о значении диффузии для организма человека и животных. Далее учитель делает сообщение ( за страницами учебника физики) о природном газе и технике безопасности при включении газовой плиты. Далее учитель сообщает о значение диффузии в природе и производственной  практике.      Вследствие диффузии газа состав воздуха у поверхности Земли однороден; Диффузия имеет существенное значение в питании растений и других организмов; Явление диффузии используют на сахарных заводах при извлечении сахара из  свеклы; На явлении диффузии основаны соление овощей, варка варения, получение  компотов и многие другие технологические процессы; Диффузию молекул твердых тел используют в технике: для придания железным и  стальным деталям значительной твердости их поверхностный слой подвергают  диффузному насыщению углеродом (цементация). 4. Закрепление нового материала по вопросам: ­    Что такое диффузия? ­ В каких телах диффузия протекает быстрее? ­ Приведите примеры диффузии в окружающие нас мире? ­ Почему огурцы быстрее просаливаются в тёплой воде, чем в холодной? ­ Почему бельё быстрее высыхает на солнце и на ветру, чем в тени? ­ Почему лужи быстрее сохнут на солнце, чем в тени? ­ Почему грибы, хлеб и другие продукты плесневеют в "полиэтиленовом мешке? 5. Итог урока: учитель отмечает учащихся , которые дали большее количество верных  ответов и поощряет их оценками. 6. Домашнее задание: п.9 задание 2 ( комментирует учитель)

Диффузия

Диффузия

Диффузия

Диффузия

Диффузия

Диффузия

Диффузия

Диффузия

Диффузия

Диффузия
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.05.2017