Содержание
Введение. 3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы формирования доброжелательных отношений и навыков общения старшего дошкольного возраста. 6
1.1. Психолого-педагогические условия развития общения детей старшего дошкольного возраста 6
1.2. Коммуникативные трудности в общении детей. 11
1.3. Роль взрослого в становлении общения дошкольников со сверстниками. 12
1.4. Педагогические условия формирования доброжелательных отношений старших дошкольников. 14
Краткие выводы по 1 главе. 18
Глава 2. Описание опыта практической работы по формированию доброжелательных отношений и навыков общения у старших дошкольников. 20
2.1. Диагностика выявления уровня сформированности доброжелательных отношений и навыков общения у детей старшей группы на констатирующем этапе. 20
2.2. Описание работы по формированию доброжелательных отношений и навыков общения у детей старшей группы.. 24
2.3. Организация работы на контрольном этапе. 30
Заключение. 32
Список литературы.. 34
Приложение. 36
Данная выпускная квалифицированная работа посвящена теме «Формирование доброжелательных отношений и навыков общения у старших дошкольников».
Актуальность нашей проблемы определяется тем, что в последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками. Попадая в детский коллектив, дети стремятся, но часто не умеют, вступать в контакт, выбирать уместные способы общения со сверстниками, проявлять вежливое и доброжелательное отношение к ним.
В Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования одной из задач является формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром [16].
Современная отечественная педагогика активно выстраивает свою новую парадигму, ориентированную на человека. В центр современного воспитательного процесса ставится личность ребенка с присущим ей своеобразием характера и поведения.
Проблемой формирования доброжелательных отношений и навыков общения занимались Т.Н.Бабаева, Т.И.Ерофеева, Е.О.Смирнова, А.А.Леонтьев, М.И.Лисина. Данные авторы уделяют особое значение социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста. Особое значение в формировании личности старших дошкольников имеют отношения, которые строятся на основе доброжелательности [1, 99].
Доброжелательность – отношение к человеку, ориентированное на содействие его благу, на совершение добра. Субъективно доброжелательность проявляется в благорасположении, симпатии, сочувствии, благодеянии. Выражает миролюбие, дружественность, готовность к плодотворному сотрудничеству [18, 72].
Доброжелательные отношения между детьми характеризуются их естественным стремлением быть хорошими, желание сделать приятное другим, готовность оказать помощь, проявить уважения к сверстникам. Эти качества личности дошкольника определяют не только внутреннюю культуру взаимоотношений, но и форму их выражения [13, 231]. Положительные отношения между детьми внутри группы – залог успешности их коммуникативного поведения в будущем. Между тем, в детском коллективе неизбежны конфликтные ситуации. Задача воспитателя – не просто умело разрешать острые ситуации среди воспитанников, но и, что более важно, не допускать их появления. Сделать это можно, создав крепкие и дружеские взаимоотношения между ребятами [23, 68].
Формирование доброжелательности в отношениях детей старшего дошкольного возраста осуществляется, в процессе усвоения детьми норм и правил поведения в обществе. Соблюдение правил поведения в обществе сверстников содействует становлению начал коллективных отношений, проявляющихся, в дружной совместной игре (в согласованности действий); в стремлении помогать друг другу; поддерживать общий порядок в группе; в готовности каждого научить другого тому, чему научился сам; в умении считаться с другими; в бережном отношении к общим вещам, игрушкам и т. п [5].
Важно сформировать внимательное, доброжелательное отношение к сверстникам, воспитать желание отзываться на их просьбы, уметь договариваться с ними. Для этого необходимо создать благоприятные условия для формирования социально-коммуникативных умений и навыков, дружеских чувств, воспитания отзывчивости, заботы, доброты, справедливости, а также воспитания заботливого отношения к малышам, уважительного отношения к пожилым людям.
Вопрос о воспитании это вопрос не только о средствах и методах воспитания, но и вопрос о нравственных ценностях, нормах и правилах, которые человек воспринял и которыми руководствуется в общении с людьми [18, 72].
Вместе с тем, в системе дошкольного образования наличествуют негативные тенденции: чрезмерная сосредоточенность на интеллектуальном развитии ребенка, технологизация современной жизни, которые ведут к недоразвитию эмоциональной и коммуникативной сфер, и как следствие этого – формирование неадекватного отношения к сверстникам. Поэтому проявление доброжелательности является главной задачей в отношениях детей старшего дошкольного возраста.
Приступая к работе, мы определили ее параметры:
Объект: образовательная область «Социально-коммуникативное развитие».
Предмет: доброжелательные отношения и навыки общения детей старшего дошкольного возраста.
Цель: обосновать необходимость целенаправленной работы по формированию доброжелательных отношений и навыков общения у детей старшей группы.
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме, с целью ее теоретического обоснования.
2. Выявить уровень сформированности доброжелательных отношений и навыков общения старших дошкольников.
3. Разработать тематический период по теме и апробировать его в практике работы с детьми старшей группы в МБДОУ № 4 «Ивушка» с. Леонидово Поронайского городского округа.
4. Систематизировать и оформить методическое сопровождение тематического периода «Дорогою добра» для детей старшего дошкольного возраста.
В основу нашей работы была положена гипотеза: мы предполагаем, что реализация тематического периода «Дорогою Добра» будет способствовать формированию доброжелательности, развитию навыков общения и взаимодействия старших дошкольников со взрослыми и сверстниками.
Практическая значимость: систематизированное и оформленное методическое сопровождение тематического периода в процессе формирования доброжелательных отношений и навыков общения у детей старшей группы буклет, папка-передвижка, дидактические пособия которые могут быть использованы воспитателями, родителями детей, молодыми специалистами ДОО, а так же студентами, в ходе педагогической практики.
Общение окружает человека всю его жизнь, сопровождает в семье и на работе, во время досуга и в дороге – везде. Являясь органичной частью жизни человека, общение как самое большое из всех удовольствий и самый чудесный дар способно сделать жизнь человека прекрасной, наполненной. Однако в равной степени при его отсутствии жизнь человека превращается в нечто бесценное, неполноценное. Именно в общении происходит становление личности, формирование важнейших её свойств, нравственной позиции, мировоззрения.
С точки зрения психологии, общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности; включает в себя обмен информацией, выработку единой отрасли взаимодействия, восприятие и понимание партнёра.
Потребность в общении – одна из самых важных человеческих потребностей. Отношения с близкими рождают наиболее острые и напряженные переживания, наполняют смыслом наши действия и поступки. Общение всегда направлено на другого человека. Этот другой человек выступает не как физическое тело или организм, а как субъект, как личность, которая наделена своей собственной активностью и своим отношением к другим. Ориентация на активность другого и на его отношение составляет главное своеобразие общения.
Выделяют следующие стороны общения: коммуникативную, интерактивную, перцептивную. Эти стороны общения проявляются одновременно. Коммуникативная сторона проявляется в обмене информацией, интерактивная - в реализации взаимодействия партнеров общения при условии однозначного кодирования и декодирования ими знаковых (вербальных, невербальных) систем общения, перцептивная – в «прочтении» собеседника за счет таких психологических механизмов, как сравнение, идентификация, апперцепция, рефлексия [6, 416].
Однако общение – это не просто внимание к другому или выражение отношения к нему, но всегда имеет свое содержание, которое связывает общающихся. Уже само слово «общение» говорит об общности, сопричастности общающихся. Такая общность всегда образуется вокруг какого-то содержания или предмета общения. Это может быть совместная деятельность, направленная на достижение результата, или тема разговора, или обмен мнениями по поводу какого-либо события, или просто ответная улыбка. Главное – чтобы этот предмет общения, это содержание были общими для людей, вступивших в общение.
Отсюда следует, что общение – это всегда взаимная, обоюдная активность, предполагающая встречную направленность партнеров [15, 276].
Особенно велика роль общения в детстве. Для маленького ребенка его общение с другими людьми – это не только источник разнообразных переживаний, но и главное условие формирования его личности, его человеческого развития. Освоение действий с предметами и сравнение их с действиями взрослого формирует у ребенка представление о взрослом как об образце. Поэтому дошкольник подходит к «открытию» мира взрослых [11, 256].
Окружающие взрослые не только условие, помогающее детям нормально жить и расти, но и главный источник, двигатель психического развития. В 6-7 летнем возрасте появляется обобщение единичного опыта общения, связанного с отношением, прежде всего со стороны взрослых. От качества, содержательного богатства этого опыта зависит динамика проживания ребенком кризиса семи лет. В культурно-исторической традиции с кризисом семи лет связывается возникновение личного сознания.
Многочисленные психологические исследования показывают, что общение ребенка со взрослым является главным и решающим условием становления всех психических способностей и качеств ребенка: мышления, речи, самооценки, эмоциональной сферы, воображения. От количества и качества общения зависят уровень будущих способностей ребенка, его характер, его будущее.
В старшем дошкольном возрасте возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях, когда ребенок начинает осознавать свои переживания и понимать, что значит «Я радуюсь», «Я огорчен», «Я сердит», «Мне стыдно» и т.п. Более того, старший дошкольник не только осознает свои эмоциональные состояния в конкретной ситуации (это может быть доступно и детям 4-5 лет), возникает обобщение переживаний, или аффективное обобщение. Это значит, что если несколько раз подряд он испытывает неудачу в какой-то ситуации (например, неправильно ответил на занятии, был не принят в игру и т.п.), то у него возникает негативная оценка своих возможностей в этом виде деятельности («Я это не умею», «У меня так не получится», «Со мной никто не хочет играть»). В старшем дошкольном возрасте формируются предпосылки рефлексии – способности анализировать себя и свою деятельность [19, 284].
Вместе с тем потребность в общении и характер отношений зависят и от партнера по общению, от того, с кем общается ребенок. В дошкольном возрасте существуют две сферы общения – со взрослым и со сверстником.
Личность ребенка, его интересы, понимание себя, его сознание и самосознание могут возникнуть только в отношениях со взрослыми. Без любви, внимания и понимания близких взрослых ребенок не может стать полноценным человеком. Понятно, что такое внимание и понимание он может получить, прежде всего в семье.
В дошкольном возрасте в жизни ребенка все большее место начинают занимать другие дети. Если в конце раннего возраста потребность в общении со сверстниками только оформляется, то у дошкольника она уже становится одной из главных.
Общение со сверстниками имеет ряд существенных особенностей, качественно отличающих его от общения с взрослым. Эти особенности были исследованы в цикле работ, проведенных под руководством М.И.Лисиной и А Г.Рузской. Старший дошкольный возраст играет особую роль в развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения [15, 276].
Под влиянием воспитания постепенно происходит переход от импульсивного, ситуативного поведения к поведению, опосредованному правилами и нормами. Дети активно обращаются к правилам при регулировании своих взаимоотношений со сверстниками. Формируются социальные преставления морального плана, старшие дошкольники уже отличают хорошие и плохие поступки, имеют представление о добре и зле, и могут привести соответствующие конкретные примеры из личного опыта или литературы.
В оценке поступков сверстников они достаточно категоричны и требовательны, в отношении собственного поведения более снисходительны и недостаточно объективны. Расширяется общий кругозор детей. Интересы старших дошкольников постепенно выходят за рамки ближайшего окружения детского сада и семьи. Детей привлекает широкий социальный и природный мир, необычные события и факты.
Формирование социального статуса каждого ребенка во многом определяется оценкой его воспитателем. Воспитателю важно изучить систему межличностных отношений детей в группе и помочь каждому ребенку занять благоприятную для его развития позицию в коллективе сверстников: найти друзей, объединить детей на основе общности игровых интересов или склонностей к определенной деятельности (рисованию, ручному труду, уходу за животными).
В общении со сверстниками преобладают однополые контакты. Дети играют небольшими группами от двух до пяти человек. Иногда эти группы становятся постоянными по составу. Так появляются первые друзья – те, с кем у ребенка лучше всего достигается взаимопонимание и взаимная симпатия. Дети становятся избирательны во взаимоотношениях и общении: у них есть постоянные партнеры по играм (хотя в течение года они могут несколько раз поменяться).
Все более ярко проявляется предпочтение к определенным видам игр, хотя в целом игровой репертуар разнообразен, включает сюжетно-ролевые, режиссерские, строительно-конструктивные, подвижные, музыкальные, театрализованные игры, игровое экспериментирование. Они активно общаются между собой в самых разных ситуациях (во время режимных моментов, в процессе различных видов деятельности – игры, труда, занятий и др.).
Определяются игровые интересы и предпочтения мальчиков и девочек. Дети самостоятельно создают игровое пространство, выстраивают сюжет и ход игры, распределяют роли. В совместной игре появляется потребность регулировать взаимоотношения со сверстниками, складываются нормы нравственного поведения, проявляются нравственные чувства. Формируется поведение, опосредованное образом другого человека. В результате взаимодействия и сравнения своего поведения с поведением сверстника у ребенка появляется возможность лучшего осознания самого себя, своего «Я».
К 6-7 годам у детей снова существенно меняется отношение к одногодкам. В это время ребенка способен к внеситуативному общению, никак не связанному с тем, что происходит здесь и сейчас. Дети рассказывают друг другу о том, где они были и что видели, делятся своими планами или предпочтениями, дают оценки качествам и поступкам других детей. В этом возрасте между ними уже возможно общение в привычном для нас понимании этого слова, то есть не связанное с играми и игрушками. Дети могут долго просто разговаривать (чего не умели в младшем дошкольном возрасте), не совершая при этом никаких практических действий [15, 276].
К 6 годам значительно возрастает дружелюбность и эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность и переживания сверстников. Часто старшие дошкольники внимательно наблюдают за действиями ровесников и эмоционально включены в них. Достаточно часто даже вопреки правилам игры они стремятся помочь одногодку, подсказать ему правильный ход. Если четырех-пятилетние дети вслед за взрослым охотно осуждают действия сверстников, то шестилетние, напротив, защищают товарища или даже могут поддержать его «противостояние» взрослому. При этом конкурентное, соревновательное начало в общении детей сохраняется.
Общение со сверстниками очень эмоционально насыщено. Наблюдается большое разнообразие эмоциональных состояний: от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия, до гнева. Дошкольник одобряет ровесника чаще, чем взрослого, и чаще вступает с ним в конфликтные отношения.
Контакты детей нестандартны и нерегламентированы. Дошкольники в своих взаимоотношениях используют самые неожиданные действия. Их движения раскованны, не нормированы: они прыгают, кривляются, принимают разные позы, передразнивают друг друга, придумывают разные слова, сочиняют небылицы и т. д. В среде сверстников ребенок может свободно проявлять свои индивидуальные особенности.
С возрастом контакты детей все больше подчиняются общепринятым правилам поведения. Но до конца дошкольного возраста отличительной особенностью детского общения являются его нерегламентированность и раскованность.
В общении со сверстниками инициативные действия преобладают над ответственными. Для ребенка важнее свое собственное действие (высказывание), пусть даже чаще всего оно не поддерживается сверстником. Поэтому диалог может распадаться. Несогласованность коммуникативных действий нередко порождает протесты, обиды, конфликты между детьми. Перечисленные особенности отражают специфику детских контактов на протяжении всего дошкольного возраста.
Лисиной М.И. выявлены этапы, которые проходит в своем развитии общение. Эти этапы связаны с использованием детьми различных форм общения [15, 276]:
Ø ситуативно-деловая форма общения (4-6-й годы жизни);
Ø внеситуативно-деловая форма общения (6-7-й годы жизни).
Таким образом, старший дошкольный возраст – это сложный многогранный процесс развития ребенка, за период которого ребенок проходит большой путь в овладении социальным пространством с его системой нормативного поведения в межличностных отношениях с взрослыми и детьми. Ребенок осваивает правила адекватного лояльного взаимодействия с людьми и в благоприятных для себя условиях может действовать в соответствии с этими правилами. У детей старшей группы более активно проявляется интерес к сотрудничеству, к совместному решению общей задачи. Дети стремятся договариваться между собой для достижения конечной цели. Воспитателю необходимо помогать детям в освоении конкретных способов достижения взаимопонимания на основе учета интересов партнеров.
Для педагогов и родителей является естественным желание видеть своих детей любознательными, сообразительными, умелыми. Однако нередки случаи, когда у ребенка в процессе воспитания и обучения возникают различные трудности, «проблемы». Одни проблемы сглаживаются с возрастом, другие же имеют стойкий характер и преодолеваются благодаря значительным усилиям со стороны взрослых.
Наблюдая за особенностями общения детей дошкольного возраста, становится ясно, что в реальности не всегда существует картина полноценного, эффективного, соответствующего норме общения.
Чаще всего дети испытывают разнообразные коммуникативные трудности, осложняющие процесс межличностного взаимодействия. Это говорит о существовании проблемы затруднённого общения. При этом для каждого ребёнка совместный процесс общения может быть различным с точки зрения его результата, вложенных усилий и эмоционального состояния [8, 26].
Многочисленные ситуации затруднённого общения очень часто «накапливают» у ребёнка негативные эмоции. Конструктивно совладать с растущим эмоциональным напряжением ребёнок ещё не может и поэтому чаще всего использует такие формы психологической защиты, как пассивный протест, оппозиция, имитация, эмансипация и компенсация.
К основным коммуникативным трудностям детей дошкольного возраста можно отнести:
Ø трудности вступления в контакт;
Ø трудности в эмпатии;
Ø трудности, связанные с детским эгоцентризмом;
Ø трудности, связанные с отсутствием положительной установки на другого человека;
Ø трудности, связанные с неадекватной самооценкой ребёнка;
Ø трудности, связанные с повышенной эмоционально-личностной зависимостью от партнёров по общению.
Однако ребёнок, как «трудный» партнёр общения редко сознательно выбирает способы деструктивного общения, разрушающие процесс взаимодействия, чаще он не осознаёт последствия своих действий и поступков. Это обусловлено как возрастными особенностями (низкий уровень самоконтроля, слабая рефлексивность), так и небогатым арсеналом коммуникативных приёмов и техник.
Но замечательно то, что у каждого ребёнка есть так называемый коммуникативный потенциал личности, который представляет собой индивидуально-своеобразный комплекс коммуникативных особенностей ребёнка (внутриличностных и поведенческих), характеризующий его возможности в осуществлении коммуникативной составляющей игровой, трудовой, продуктивной и учебной деятельности [20, 12].
Поэтому помощь ребёнку с проблемой затруднённого общения заключается в создании для него специальных условий, приводящих к качественному развитию его коммуникативного потенциала, а также в проведении психокоррекционной работы с целью нейтрализации коммуникативных трудностей.
Своевременная диагностика и коррекция коммуникативных трудностей детей позволит не упустить сензитивный период в развитии коммуникативной культуры личности и гармонизировать общение ребенка [22, 158].
Таким образом, перед всеми, кто занят в сфере воспитания и обучения детей в годы, предшествующие школьному обучению, стоит серьезная задача создания условий для коммуникативного развития детей в этот ключевой для формирования личности период. Чтобы проводить специальную работу по преодолению недостатков коммуникативного поведения у дошкольников, необходимы предварительные наблюдения за детьми.
Для развития полноценного общения детей, становления гуманных отношений между ними недостаточно простого наличия других детей и игрушек. Сам по себе опыт посещения детского сада или яслей не дает существенной «прибавки» к социальному развитию ребенка.
Какое именно влияние должен оказывать взрослый для того, чтобы взаимодействие детей складывалось успешно? Здесь возможны два пути:
Ø организация совместной предметной деятельности детей;
Ø формирование их субъектного взаимодействия.
Исследования показывают, что для младших дошкольников совместная предметная деятельность оказывается мало эффективной. Играя с игрушками, малыши сосредотачиваются на них и занимаются в основном индивидуальной игрой. Их инициативное обращение друг к другу сводится к попыткам отобрать привлекательные предметы у сверстника. Интерес к игрушкам, свойственный детям этого возраста, мешает ребенку «увидеть» сверстника. Игрушка как бы «закрывает» человеческие качества другого ребенка.
Значительно более эффективным является второй путь, при котором взрослый налаживает отношения между детьми, привлекает их внимание к субъектным качествам друг друга: демонстрирует достоинства сверстника, ласково называет его по имени, хвалит партнера, предлагает повторить его действия и т. д. При таких воздействиях взрослого возрастает интерес детей друг к другу, появляются эмоционально окрашенные действия, адресованные сверстнику, возникает эмоционально-практическое взаимодействие, основные особенности которого описаны выше.
Таким образом, переход детей к субъектному, собственно коммуникативному взаимодействию становится возможным в решающей степени благодаря взрослому. Именно взрослый помогает ребенку «открыть» сверстника и увидеть в нем такое же существо, как он сам.
Одной из наиболее эффективных форм субъектного взаимодействия детей в условиях детского сада являются совместные игры для детей, в которых они действуют одновременно и одинаково. Отсутствие предметов и соревновательного начала в таких играх, общность действий и эмоциональных переживаний создают особую атмосферу единства со сверстниками и близости детей, что благоприятно влияет на развитие их общения и межличностных отношений.
Организованная совместная игра детей может способствовать не только развитию содержательного общения сверстников, но и адаптации дошкольников к детскому саду.
Принято считать, что для успешного привыкания ребенка к ежедневному посещению детского сада лучше предоставить ему по возможности больше свободы, чтобы тем самым приблизить условия жизни в группе к привычным, домашним условиям. Поэтому при подготовке к приему детей все усилия педагогов сосредоточены главным образом на создание уютного интерьера, подборе достаточного количества привлекательных игрушек. Большие надежды возлагаются при этом на то, что игрушки детей будут радовать, а воспитателю помогут занять и организовать их.
Однако очень часто вместо радости игрушки приносят детям большие огорчения. Дети отбирают их друг у друга, дерутся из-за них, вырывают их из рук того, кому тоже не терпится получить привлекательную куклу или машинку. Здесь мало помогают уговоры и объяснения взрослого (игрушки общие, ими надо пользоваться сообща или по очереди, уступая друг другу). Слабая эффективность таких советов и указаний объясняется тем, что они вступают в явное противоречие с привычным для детей опытом игры у себя дома, где они являются полновластными обладателями своих игрушек и могут играть с ними сколько и как пожелают. Отсутствие у ребенка опыта игрового общения и совместной игры со сверстником приводит к тому, что в другом ребенке он видит главным образом претендента на привлекательную игрушку, а не доброжелательного и предпочтительного партнера.
Вот почему с первых дней посещения детского сада неоценимое значение для жизнерадостного настроения детей и их хорошего отношения друг к другу имеют совместные игры [22, 158].
На протяжении всей работы по формированию доброжелательных отношений среди дошкольников нужно постоянно держать в поле зрения конфликтующих детей из-за неумения управлять своим поведением и недостаточного владения игровыми навыками. Их нужно чаще включать в общественно-полезную деятельность: привлекать к изготовлению игрового оборудования и, таким образом, привлекать к жизни детского коллектива; предлагать такие роли, которые требуют аккуратности, дисциплинированности (начальник строительства, директор магазина, зав. библиотекой [2, 253].
Во взаимодействии со сверстниками дети учатся действовать совместно, произвольно управлять своим поведением. Важно познакомить детей с правилами поведения и научить использовать правила как ориентиры формирования мнения детей о поведении сверстников и самого себя, воспитания доброжелательных взаимоотношений, например:
Ø хочешь играть – попроси разрешения;
Ø если начал игру с другом – не бросай ее без его согласия;
Ø играя, думай, чем помочь товарищам;
Ø если предложение товарища интереснее – поддержи его;
Ø будь доброжелателен при выборе партнера на роль, которая нравится тебе;
Ø относись к окружающим так, как хочется, чтобы относились к тебе;
Ø не ссорься, если приходится отстаивать свои права, свою позицию, то делай это вежливо;
Ø внимательно выслушивай всех участников;
Ø не требуй для себя все время главных ролей;
Ø будь справедливым в игре;
Ø если рядом кому-то грустно, поговори, поиграй с ним: в следующий раз помогут тебе.
Зная эти правила, дети сами научатся оценивать отрицательные поступки сверстников, а, впоследствии, и свои. Возникает вопрос: как обучать детей правилам?
Сначала важно выяснить характер понимания ребенком правил детских взаимоотношений и того, почему эти правила необходимо выполнять, а затем помочь детям увидеть взаимосвязь представлений о правилах с реальным поведением ребенка в детском коллективе. Не лишнее ввести в словарь детей не только всем привычные «спасибо», «пожалуйста», но и «будьте добры», «благодарю», «разрешите».
Основными условиями воспитания доброжелательных отношений у дошкольников являются: создание эмоционально-положительного климата в группе; моделирование педагогических ситуаций, которые позволяют детям проявлять добрые чувства к окружающим.
Установлению доброжелательных отношений способствует умение детей общаться, приветливо разговаривать друг с другом. Определяющее влияние на детей оказывает пример общения взрослых. Поэтому педагогами в первую очередь используются естественно возникающие ситуации, например, связанные с приходом в группу сотрудников детского сада и их общением. Обращают внимание детей на то, как приветливо, по-доброму разговаривают взрослые друг с другом, побуждают их так же общаться между собой.
Необходимо систематически вести работу по формированию доброжелательных отношений в организованной образовательной деятельности, в самостоятельной деятельности детей, при взаимодействии с семьями воспитанников.
Для формирования у воспитанников доброжелательных отношений, педагоги используют все доступные формы и методы работы [25,74]:
Ø дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, театрализованные, проблемные и народные игры;
Ø организованная образовательная деятельность;
Ø моделирование и анализ заданных ситуаций;
Ø сочинение историй, сказок, заучивание стихов, потешек, прибауток;
Ø беседы, чтение художественной литературы, загадывание загадок;
Ø рассматривание картин и иллюстраций;
Ø решение кроссвордов, развлечения, просмотр видеофильмов;
Ø организация выставок детского творчества;
Ø метод проектов и др.
Не нужно доказывать, что ребенок учится, играя, что игра является наилучшим средством воспитания детей. Именно в игре у детей лучше всего проявляются и закрепляются добрые чувства. По мнению В.Г.Нечаевой, В.К.Котырло, Т.А.Марковой и др. игра выполняет функцию воспитания и формирования гуманных отношений.
Основное содержание игры детей заключается в выполнении определенных действий с игрушками, воспроизведении действий людей; детей старшего возраста – в воспроизведении отношений между взрослыми; у старших дошкольников содержанием становятся правила общественного поведения и общественные отношения между людьми.
Когда дети играют, ситуации проявления доброты, внимания, организовать еще легче, чем просто в обычной жизни [14, 12].
Через определенный сюжет, содержание и роль в ходе игры можно формировать моральные и социальные чувства дошкольников. Необходимое условие этого – моделирование взаимоотношений, в которых проявляются гуманные чувства. На пробуждение гуманных чувств можно рассчитывать, запрограммировав их проявление в игре. Правила культурного поведения педагогически направленной игровой деятельности вводятся в ролевые требования как обязательный атрибут игры. Что касается гуманных проявлений, то их тоже можно ввести в игру как обязательный элемент. Ребенок должен знать, что по условиям игры ему положено быть гуманным, владеть определенным набором средств, для выражения доброжелательности, иметь внутреннюю готовность, стремление к этому [26, 19].
Наиболее благоприятны такие игры, в которых гуманные проявления входят в ролевые предписания: «Семья», «Больница», «Скорая помощь», а также игры, сюжет которых требует от детей умения действовать сообща, вместе принимать решения, находить выход их ситуаций: «Капитаны», «Строители» и др. [3, 47].
Перед организацией сюжетно-ролевых игр для решения задач по формированию дружеских взаимоотношений нужно проводить предварительную работу. Это:
1) чтение художественной литературы, в которой описывается какая-либо типичная ситуация, содержащая в себе моральный смысл, с последующим обсуждением описанных в них поступков;
2) рассматривание картин, отражающих разнообразные ситуации из жизни детей, на которых ребенок испытывает тревогу, боль, огорчение, обиду.
3) Игры-упражнения, в которых детям предлагается решение ситуаций, содержащих в себе моральный смысл.
Подбор картин, художественных произведений и ситуаций осуществляется, опираясь на сюжеты игр, в которые будут играть дети. В игры внедряются специальные игровые ситуации, позволяющие внести в сюжет такие изменения, которые потребовали бы от детей проявления гуманных чувств и отношений к сверстникам.
Обязательным компонентом в развитии доброжелательности у дошкольников является художественная литература. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомиться с нормами поведения.
Для приобщения детей к общечеловеческим нравственным ценностям, воспитателями широко используются все виды фольклора.
Одним из эффективных средств развития доброжелательных отношений у детей дошкольного возраста является сказка. В сказке никто не учит ребёнка «жить правильно». События сказочного сюжета естественно и последовательно вытекают одно из другого. Дети стремятся воспользоваться примером положительного героя в решении своих проблем. Сказка помогает ребёнку выработать то или иное отношение к окружающей действительности, к поступкам людей, вызывает стремление подражать хорошему и противиться плохому, тем самым заложить в душе и сознании ребёнка определённые моральные установки [10, 74].
Тематическое распределение произведений для чтения детям на организованных видах деятельности позволяет педагогу проводить работу по воспитанию чувств детей целенаправленно и комплексно. При этом используем повторное чтение, которое углубляет чувства и представления детей.
Эффективным методом формирования доброжелательности является беседа, в ходе которой педагог имеет возможность привлечь внимание ребенка к страданиям другого человека. Беседа в повседневной жизни, перед игрой, во время ее и после нее способствует появлению отклика сострадания, побуждает ребенка находить правильные способы проявления сочувствия, оказания помощи.
Освоенные детьми правила сотрудничества можно закреплять и уточнять при обсуждении пословиц о дружбе в ходе бесед «Как правильно дружить?», «Что такое дружба?», «Что мы знаем о вежливости?», «Мир спасет доброта» и др.
Эффективными являются беседы с рассматриванием картин. Полезны практические тренинги для разрешения ситуаций [4, 48]:
Ø помоги другу;
Ø как нужно обращаться с просьбой;
Ø как поступить, если хочется поиграть именно с этой игрушкой, которая у другого ребенка;
Ø как нужно здороваться (прощаться);
Ø как надо просить прощение.
Для усвоения вежливых форм общения проводятся разные игровые задания, среди которых: «Помоги зайчишке придумать вежливое слово», «Колобок», «Назови ласково героев сказки «Теремок». После таких игр дети понимают, что после вежливого обращения людям становиться радостнее [24, 73].
В старшем дошкольном возрасте используются игры и упражнения с пиктограммами и графическими, схематическими изображениями основных эмоций.
Важным подспорьем в развитии доброжелательности является репродуктивная деятельность детей – решение проблемных ситуаций.
Немаловажное условие развитие доброжелательности и других нравственных качеств – это пример взрослых. Внимательное, доброе отношение к детям оставляет глубокий след в их сознании, находит отклик в играх, содействует развитию нравственных начал.
Зададим себе вопрос: А сами-то мы всегда поступаем нравственно? Не подглядел ли ребенок наши поступки, не взял ли для себя модель неадекватного поведения?
Необходима высокая требовательность к себе, как образцу проявления гуманистического стиля отношений.
Изучив психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования доброжелательных отношений и навыков общения, мы сделали вывод: существуют различные подходы к изучению общения дошкольников, однако, практически все исследователи отмечают, что без человеческого общения невозможно полноценное развитие ребенка; общение – важнейший фактор формирования личности.
Мы, в своей работе, придерживаемся концепции М.И.Лисиной, которая дает следующее определение общению: общение – взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. Так же мы выяснили:
1) чтобы проводить специальную работу по преодолению недостатков коммуникативного поведения у старших дошкольников, необходимы предварительные наблюдения за детьми;
2) что общение ребенка со взрослым является главным и решающим условием становления всех способностей и качеств ребенка. Именно взрослый открывает ребенку все разнообразие эмоции, речи, восприятия и т.д., и если взрослый не объяснит ребенку что снег белый, а земля черная, то ребенок сам этого так и не узнает;
3) формирование доброжелательного отношения дошкольника к сверстнику может успешно осуществляться в использовании разнообразных видов деятельности, которые строятся на социально-нравственных моделях взаимоотношений между детьми.
Таким образом, становление человека возможно только во взаимодействии с другими людьми, где развитие социальных и индивидуальных тенденций осуществляется параллельно. Следует отметить, что в этом развитии акцент делается на общение детей друг с другом.
В целях проверки гипотезы была проведена опытно-исследовательская работа в старшей группе МБДОУ д/с № 4 «Ивушка» с. Леонидово, под руководством научного руководителя Магденко Н.Б., при участии педагога детского сада Сердюковой Е.В.
Работа проводилась в период с 20 марта по 16 апреля 2017 года, в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. В исследовании приняли участие 11 детей, из них 5 девочек и 6 мальчиков.
Констатирующий этап проводился с 21 по 23 марта 2017 года.
Задачи констатирующего этапа:
1. Подобрать диагностический материал для определения уровня сформированности доброжелательных отношений и навыков общения у старших дошкольников;
2. Изучить уровень сформированности доброжелательных отношений и навыков общения детей старшей группы МБДОУ № 4 «Ивушка» с. Леонидово.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы педагогического исследования:
Ø наблюдение;
Ø игра «Секрет»;
Ø беседа с воспитателем.
Для проведения констатирующего этапа был составлен план (Приложение 1).
Перед проведением наблюдения нами были определены критерии и уровни сформированности доброжелательных отношений и навыков общения у детей старшего дошкольного возраста.
1. Взаимодействие со сверстниками в игре;
2. Знание норм поведения и использование положительных форм в общении со сверстниками;
3. Проявление нравственных чувств.
Высокий уровень: 8-9 баллов: общительный, умеет дружно играть, проявлять симпатию и дружеские чувства к товарищам, умеет подчиняться правилам, решать возникающие конфликты. В игре проявляет умение не мешать товарищу, может организовать игру или принять участие в совместной игре, умеет играть длительно, увлеченно, сосредоточенно. Умеет разговаривать спокойно, вежливо, может попросить, предложить товарищу свою игрушку, уступить роль, оказать помощь. Проявляет сопереживание, сочувствие, радость от общения со сверстниками.
Средний уровень: 5-7 баллов: общительные, инициативные дети, но несколько эгоистичные. Умеет дружно играть только с 4-5 детьми, проявлять к избранным детям симпатию и дружеские чувства к товарищам, подчиняться правилам только в периоды хорошего настроения и когда выполняет главную роль, в решении конфликтных ситуаций эгоистичен. Стремится обратить на себя внимание. В игре пытается захватить инициативу. Нормы поведения соблюдает только тогда, когда рядом находится воспитатель. Как правило, доволен результатом, к партнеру относится доброжелательно, умеет распределять роли.
Низкий уровень: 0-4 балла: не умеет дружно играть, самостоятельно распределять роли. Не соблюдает правила игры, безынициативный, не сдержан в эмоциях, обидчив. Во взаимодействии со сверстниками часто конфликтует, жалуется воспитателю, не желает прийти на помощь товарищу, не проявляет дружелюбия [7, 89].
21.03.2017 г. Для выявления уровня сформированнисти доброжелательных отношений и навыков общения у старших дошкольников проводилось наблюдение за деятельностью детей в сюжетно-ролевой игре «Поликлиника» (Приложение 2).
Цель: выявить уровень сформированности доброжелательных отношений и навыков общения у детей старшего дошкольного возраста.
Материалы и оборудование:
Для «Поликлиники»: белые халаты и шапочки, оборудование для кабинетов(ширмы, фонендоскоп, бахилы, медицинские инструменты), бланки рецептов, страховой полис (на каждого ребёнка), тетради-карточки для больных.
Для «Аптеки»: коробочки и баночки из-под лекарств, шприцы, резиновые перчатки, бинт, вата, баночки для анализов [9, 37].
Вначале воспитатель мотивирует детей, а затем предлагает детям сыграть в игру «Поликлиника», но при этом дает возможность детям распределить роли самим. В ходе организованной образовательной деятельности воспитатель играет вместе с детьми, подробно объясняет детям функцию каждой игровой роли. Затем дает возможность детям играть самостоятельно.
Результаты наблюдения представлены в таблице (Приложении 3).
По окончанию игры проведен анализ и был сделан вывод по каждому критерию:
1. Взаимодействие со сверстниками в игре – трое человек находится на высоком уровне (Вика, Лиза, Вова), шесть человек на среднем уровне (Оксана, Арсений, Артем, Леша, Юра, Софья), два человека на низком уровне (Ваня, Вероника);
2. Знание норм поведения и использование положительных форм в общении со сверстниками – высокий уровень у троих детей (Вика, Лиза, Вова), три человека на среднем уровне (Арсений, Артем, Леша), пять человек на низком уровне (Оксана, Вероника, Ваня, Юра, Софья);
3. Проявление нравственных чувств – на высоком уровне один человек (Лиза), средний уровень выявлен у четырех человек (Вика, Вероника, Артем, Вова), на низком уровне шесть человек (Оксана, Арсений, Ваня, Леша, Юра, Софья).
Анализируя полученные результаты, можно сделать вывод: (Приложение 4).
Высокий уровень сформированности доброжелательных отношений и навыков общения у детей старшего дошкольного возраста зафиксирован у 3 детей, что составляет 27%. Они общительные, умеют дружно играть, проявлять симпатию и дружеские чувства к товарищам, умеют подчиняться правилам, решать возникающие конфликты.
Средний уровень сформированности доброжелательных отношений и навыков общения у детей продемонстрировали 3 дошкольника, что в процентном соотношении составляет 27% от общего количества детей. Эти дети общительные, инициативные, но несколько эгоистичные. Дружно играют только с определенной группой детей, подчиняются правилам только в периоды хорошего настроения и когда выполняют главную роль. В игре пытаются захватить инициативу. Как правило, довольны результатом. К партнеру относятся доброжелательно, умеют распределять роли.
К низкому уровню сформированности доброжелательных отношений и навыков общения у детей 5-7 лет мы отнесли наибольшее количество детей, что составляет 45% . Дети, не умеют дружно играть, самостоятельно распределять роли. Нарушают правила игры, не сдержаны в эмоциях. Не получив главной роли в игре часто обижаются, игнорируя любые предложения сверстников. Не желают прийти на помощь товарищу, во взаимодействии со сверстниками редко проявляют дружелюбие.
22.03. 2017 г. была проведена игра «Секрет». В ее основе была положена методика Репиной Т.А. [17]. Предварительно, нами было получено разрешение родителей детей старшей группы на проведение игры и обработку результатов, проводимой совместно с педагогом психологом Нефедовой М.В. (Приложение 16).
Цель: определение социального статуса детей в группе, особенностей межличностных взаимоотношений.
Эта игра состоит в том, чтобы каждый ребенок выбрал трех детей из группы по 3-м критериям и обосновал свой выбор:
1. С кем ты хочешь играть и почему?
2. С кем ты хочешь дружить и почему?
3. Кого ты желаешь пригласить к себе на день рожденья и почему?
Результаты игры «Секрет» представлены в матрице и социограмме.
По подсчету данных социометрической матрицы (Приложение 5) был выделен индекс групповой сплоченности детей, который составил – 24%, что выявляет низкий уровень избирательных отношений детей.
На социограмме «Выборы» (Приложение 6) мы видим, что каждая окружность имеет свое значение.
Ø Внутренний круг – это так называемая «зона звезд», в которую попадают лидеры, набравшие максимальное количество выборов (Вика, Лиза, Вова).
Ø Второй круг – зона предпочитаемых, в которую входят дети, набравшие выборов в количестве ниже среднего показателя (Арсений, Артем, Леша).
Ø Третий круг – зона пренебрегаемых, в которую вошли дети, набравшие выборов в количестве ниже среднего показателя (Оксана, Вероника, Юра, Софья).
Ø Четвертый круг – зона изолированных – это те дети, которые не получили ни одного выбора (Ваня).
Взаимные выборы в группе только между 2-7 (Вика, Лиза); 5-4(Артем, Арсений); 9-8 (Юра, Леша); 1-2 (Оксана, Вика).
Отсюда следует, что в группе есть дети со статусом: «предпочитаемые» – 27% выборов (3 чел.), «принятые» – 37% выборов (4 чел.), «непринятые» – 27% выборов (3 чел.), «изолированные» – 9% выборов (1чел.), (Приложение 7).
Следовательно, взаимоотношения между детьми в группе находятся на низком уровне, что говорит о проблеме в общении среди группы сверстников. Поэтому необходима целенаправленная работа на формирование доброжелательных отношений и навыков общения детей в коллективе, сближению друг с другом, межличностному взаимодействию.
23.03. 2017г. Была проведена беседа с воспитателем, с целью влияния проблемы коммуникативного общения у детей старшей группы (Приложение 8).
В ходе беседы мы выяснили, что: педагог имеет четкие представления о понятии доброжелательности отношений и микроклимате в группе; использует различные формы и методы работы для формирования у воспитанников доброжелательных отношений и навыков общения; знает, кто из воспитанников вызывает тревогу, и почему возникают проблемы в общении сверстников.
В беседе, воспитатель так же обратила внимание на партнерство во взаимодействии с родителями. Далеко не все родители открыто идут на контакт. В большинстве случаев, заинтересованности родителей в жизни детского коллектива в детском саду не наблюдается. Каждый интересуется только тем, как его ребёнок кушал, как вел себя и уже потом успехами. Родители неохотно участвуют в образовательном процессе детского сада
В ходе проведения работы на констатирующем этапе мы пришли к выводу о том, что среди детей старшей группы необходима целенаправленная работа по формированию доброжелательности в отношениях и навыков общения у старших дошкольников, в которой, обязательно должны быть задействованы все участники образовательного процесса.
Формирующий этап проводился с 27.03. по 14.04.2017 года.
Были поставлены следующие задачи:
1. Разработать тематический период – «Дорогою добра»;
2. Включить воспитанников старшей группы «Капелька» МБДОУ № 4 «Ивушка» с. Леонидово в образовательную деятельность по реализации тематического периода «Дорогою Добра».
Для решения поставленных задач на данном этапе был разработан тематический период «Дорогою добра» (Приложение 9) с детьми старшей группы «Капелька» МБДОУ № 4 «Ивушка» с. Леонидово.
Цель: создать предпосылки для формирования доброжелательных отношений и навыков общения старших дошкольников.
В план включены формы работы, осуществляемые в разных видах деятельности с детьми и родителями (Приложение 10).
Работа спланирована по блокам: организованная образовательная деятельность; образовательная деятельность в режимных моментах; самостоятельная деятельность в центрах развития; работа с родителями.
30.03.2017 г.
В первой половине дня была проведена ООД «О друзьях и дружбе» в ходе, которой дети играли в мяч. Воспитатель поставила задачу, при броске мяча кому-то из детей говорить «какой ваш друг». Если дети согласны – повторяют слова воспитателя, если не согласны сказать по-другому, при этом мяч всегда возвращать ей. Например: твой друг – плохой? ( Нет, мой друг хороший), твой друг – капризный? (послушный), твой друг жадный? (Добрый, щедрый), твой друг ленивый? (трудолюбивый), твой друг злой? (добрый), твой друг вредный? (послушный, хороший) и т.д. Ваня и Софья (с низким уровнем сформированности доброжелательности и навыков общения) обиделись и отказались участвовать в игре, т.к. им было трудно сформулировать ответы на вопросы. Чтобы мотивировать детей в дальнейший ход ООД, воспитатель провела игровое упражнение «Жужа», тем самым дала возможность посмотреть на себя глазами окружающих, побыть на месте того, кого они сами обижают, не задумываясь об этом.
«Жужа» сидит на стуле с полотенцем в руках. Все остальные бегают вокруг нее, строят рожицы, дразнят, дотрагиваются до нее. «Жужа» терпит, но когда ей все это надоедает, она вскакивает и начинает гоняться за обидчиками, стараясь поймать того, кто обидел ее больше всех, он и будет «Жужей». Далее об обиде Вани и Оксаны уже никто не вспоминал…
06. 04.2017г.
В ходе режимного момента во второй половине дня было проведено игровое упражнение «Добрые эльфы» с Ваней М., Оксаной В., Софьей П., Юрой П., и Вероникой К. имеющими, низкий уровень доброжелательности и навыков в общении.
Цель: закрепить представления о культуре отношений между людьми.
Воспитатель садится на ковер, рассаживая вокруг себя детей. Рассказывает детям сказку про древних людей и добрых эльфов. Перед детьми ставится задача разыграть роли древних людей и добрых эльфов. Те, кто сидит по правую руку от воспитателя, исполнят роли этих тружеников, а те, кто по левую – эльфов. Потом дети меняются ролями. Итак, наступила ночь. Изнемогающие от усталости люди продолжают работать, а добрые эльфы прилетают и убаюкивают их… Разыгрывается бессловесное действо. В ходе проведения игры возникли трудности у Вани и Юры, которые не поняли задачу и не смогли показать роль эльфов. Воспитатель тактильно показала Ване и Юре насколько добрыми и ласковыми могут быть эти волшебные существа. После этого все ребята захотели участвовать в игре только в роли эльфов. Каждый из детей показал, насколько он может быть добрым друг к другу. А после игры был организован просмотр мультфильма «Маленькое королевство Бена и Холли».
Оформлена папка-передвижка к консультации для родителей по теме «Сюжетно-ролевая игра в жизни дошкольников»
11.04.2017г.
В ходе проведения организованной образовательной деятельности во вторую половину дня была проведена дидактическая игра «Оцени поступок».
Цель: учить детей оценивать поступки сказочных героев, давать свою характеристику поступка, выражать своё, личное отношение, развивать устную речь, обогащать социальный опыт детей.
Детям были предложены карточки из дидактической игры «Оцени поступок». Воспитатель просит найти к ней продолжение. Задача Вани М., Артема К., Оксаны В. Вероники К., и Софьи П. выбрать из этих картинок только те, на которых изображены хорошие поступки. Сложить из них цепочку и рассказать добрую историю. Все дети справились с задачей выбора картинки с хорошими поступками. У Вани и Оксаны возникли трудности рассказать историю. Для того чтобы у этих ребят не пропал интерес к дальнейшей деятельности в игре воспитатель применила метод «жили-были и начала рассказ по картинкам сама именно с этих слов, предложив при этом Ване и Оксане выбрать себе «друга» (игрушку), ведь с ним гораздо веселее придумывать истории. После этого Оксана смогла справиться с задачей и, выстроив сюжетную цепочку, эмоционально рассказала историю о том, как помогала маме. Ваня только соглашался с версиями рассказа других ребят, и выстроить логический ряд картинок не смог. Вероника, Артем и Софья вели себя активно и охотно помогали детям в составлении рассказа. На следующий день воспитатель закрепила пройденное введением наглядных моделей и использовала в работе с детьми карты Проппа.
11.04.2017г.
В процессе режимных моментов в первую половину дня с Оксаной В., Арсением К., Ваней М., Софьей П., Юрой П., Вероникой К., была организована сюжетно-ролевая игра «Космос» (Приложение).
Цель: формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнеров, соблюдать ролевые взаимоотношения. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми в группе, умение договариваться, спокойно разрешать конфликты. Раскрывать нравственную сущность деятельности взрослых людей: ответственное отношение к своим обязанностям, взаимопомощь и коллективный характер труда.
Перед детьми ставилась задача разыграть несколько ситуаций: соорудить космодром, космические корабли, используя строительный материал. Во время постройки воспитатель учит детей договариваться о совместных действиях, составлять предварительный план конструкции, доводить работу до конца.
В ситуации «Строим ракету для полета на Марс» дети распределяли роли, планировали игру, играли самостоятельно.
В ситуации «Встреча с инопланетянами» ребята учились правилам вступать во взаимодействие, знакомство, соблюдая дистанцию, моральные нормы, вручали подарки.
Затруднения и споры по ситуациям «Строим ракету для полета на Марс», «Встреча с инопланетянами» возникли у Вани М., и Юры П., у каждого из ребят были свои представления о том, как должна выглядеть настоящая ракета и как выглядит инопланетянин, вследствие чего ребята поссорились. Чтобы помирить детей воспитатель применила метод «мирилка». Можно помириться через мизинец руки, но в нашем детском саду воспитатель применяет своеобразную мягкую мирилку-игрушку, это когда дети кладут свои ладони на сердечко и произносят стишки – мирилки. Например: «Ссориться не будем, будем мы дружить, клятву не забудем, пока будем жить!» и т.д. Испытывая дополнительно тактильные ощущения от мягкой игрушки, дети не только забывают обиды, но и стараются поиграть с забавными человечками. Ребята помирились. Так же воспитатель предложила мальчикам рассмотреть иллюстрации по теме «Космос». В целом игра прошла активно, далее дети играли самостоятельно.
07.04.2017.
В самостоятельной деятельности в первой половине дня дети играли в сюжетно-ролевую игру «Магазин».
Цель: формировать ролевые взаимоотношения продавца и покупателя, взаимоотношения с детьми, развивать творческие способности детей через сюжетную игру.
В ходе игры выяснилось, что играющая роль продавца Оксана В., прежде чем продать пылесос решила его взвесить на весах, таким образом, ребенок имеет слабое представление о правилах продажи товаров в магазине. После того как Вероника К. и Софья П. сказали, что так делать неправильно, Оксана В., оскорбила девочек и отказалась играть дальше. Обратив внимание на ситуацию, воспитатель позвала всех детей разыграть этюд «Спина к спине». Задача ребят суметь договориться сидя спиной друг к другу. Тему разговора придумывают сами дети, но воспитатель может им помочь.
Оформление буклета для родителей.
Оформление родителями фотовыставки «Нет в мире ничего важней улыбки», с целью создать радостное настроение у детей и атмосферу дружбы в группе. В утренний прием ребятам представили стенгазету, и это стало для них настоящим сюрпризом. Они были рады увидеть себя улыбающихся на фотографиях и продолжительно рассказывали сверстникам, при каких условиях были сделаны фото. Далее воспитатель предложила детям спланировать совместную работу, как ответный ход для родителей, по оформлению фотовыставки, на тему «Наша дружная группа». Все дети охотно согласились участвовать, и в ходе обсуждений распределили роли дальнейшей деятельности.
31.03.2017г.
В первую половину дня была проведена организованная образовательная деятельность.
Тема: «Экскурсия» в отделение почтовой связи.
Цель: воспитывать культуру общения старших дошкольников.
Задачи:
1. Формировать представления о труде взрослых, его необходимости и общественной значимости.
2. Развивать и активизировать предметный словарь, словарь действий, наречий детей по теме «Профессии. Работники почты».
3. Воспитывать взаимопонимание, взаимопомощь, самостоятельность.
Была организована групповая экскурсия в Почтовое отделение связи с. Леонидово. Дети с интересом познакомились с работниками почты, их атрибутикой, узнали о целенаправленной деятельности почтальонов и почтовых операторов. В ходе экскурсии выяснилось, что Ваня М., и Оксана В. впервые посетили почтовое отделение. Особенно интересным было общение ребят с почтальонами. Дети задавали вопросы об их деятельности, спрашивали, как проходит их общение с людьми, когда им приходят телеграммы и письма. Все дети группы проявили активность и с удовольствием маркировали конверты и открытки. Вернувшись в детский сад, во второй половине дня, ребятам было предложено сыграть в сюжетно-ролевую игру «Почта», и разыграть игру-ситуацию «Почтальон приносит телеграмму», тем самым воспитатель нацелил детей на вежливость в диалоге «почтальон – адресат». Все ребята с западающими навыками в общении справились с задачей.
27.03.2017г.
Была проведена Консультация для родителей (Приложение 12).
Тема: «Сюжетно-ролевая игра в жизни ребенка»
Целью консультации было побудить родителей к сюжетно-игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста в домашних условиях.
13.04.2017г.
В самостоятельной деятельности в первой половине дня дети играли в сюжетно-ролевую игру «Библиотека». В ходе игры Арсений нечаянно порвал страницу книги. Юра рассказал об этом воспитателю. Она прекратила игру детей и провела беседу о том, почему надо беречь книги. В закрепление разговора воспитатель прочитала сказку Е. Поцепун «История одной книги», а потом предложила детям посетить «Книжкину больницу» и помочь «больным» книгам.
14.04. 2017г.
Во вторую половину дня была проведена организованная образовательная деятельность.
Тема: «Идем дорогою Добра» – итоговое мероприятие (Приложение 11)
Цель: углублять представление детей о доброте как о ценном, неотъемлемом качестве человека.
Задачи:
1. Совершенствовать коммуникативные навыки (умение выслушивать товарища, искренне высказывать свое мнение, проявлять доброжелательность к суждениям других детей), навыки культурного общения со сверстниками, следуя речевому этикету, побуждать к осмыслению общечеловеческих ценностей и осмыслению собственной внутренней позиции;
2. Добиваться доброжелательной интонационной выразительности речи;
3. Воспитывать в детях дружеские взаимоотношения, чувства самоуважения и уважения к другим, умение и желание прийти на помощь взрослым и сверстникам
В ходе ООД были проведены ряд игр и упражнений, в которых дети выполняли разные задания, например:
Ø игра на установление эмоционального контакта «Круг радости». Все, без исключения, дети были активны, проявляли интерес к действиям воспитателя.
Ø в задании «Поступок» Ваня М., и Оксана В., с низким уровнем сформированности навыков общения и Вова С. с высоким, разыграли ребятам сценки на тему: «Поступки хорошие и не очень», которые были подготовлены детьми заранее. После показа сценки проведена беседа. Ребятам было предложено порассуждать над поступками, выяснить, почему плохие поступки вызывают у них отрицательные эмоции. Далее детям предлагалось на пиктограмме «грусти и радости» оценить поступки ребят. В ходе игры все дети получили заряд эмоций, увидели в действиях ребят свои «не очень хорошие поступки». На вопрос воспитателя, почему ребята не делятся игрушками в песочнице? Вероника ответила, что игрушки дорогие и мама не разрешает их кому-либо давать. После проведения ООД Веронике и всем ребятам был показан мультфильм «Подарок для слабого», с целью воспитания щедрости, умения дарить подарки друзьям, уважительно относиться к сверстникам.
Ø в задании «Море волнуется…» ребята, с помощью волшебной палочки, которую передавали по кругу, называли «волшебные слова», Ваня справился с заданием слабее других ребят, но было видно, что игра вызывает у него интерес, и он охотно общался с доброй Феей.
Ø в имитационном упражнении «День и ночь» дети изображали, как делают добрые дела. Оксана и Вероника особенно активно показывали, как помогают маме мыть посуду и стирать;
Ø спрашивали у мудрой совы, что такое слово «благотворительность»;
Ø выполняли упражнение «Волшебный мешочек», в который сложили все отрицательные эмоции, а «мешочек» превратил их в угощения от доброй Феи;
Ø в задании «Вспомни, кто живет в семье» ребята называли своих родных ласково (папа – папочка, папулечка, папенька и т.д.). Лучше всех с заданием справились Софья и Юра.
Анализируя работу на формирующем этапе можно сделать неоднозначный вывод о том, что проведенная нами работа дала положительные результаты. При реализации тематического периода «Дорогою добра» дети стали гораздо глубже понимать состояние и настроение другого человека; чаще оказывать разнообразную помощь сверстникам, попавшим в трудную ситуацию; предлагать различные способы решения сложной проблемы.
В ходе опытно-исследовательской деятельности дети научились ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях, использовать коммуникативные навыки при помощи доброты, отзывчивости, дружелюбия.
Для того чтобы доказать вышесказанное мы перешли на контрольный этап нашего исследования.
Контрольный этап проводился с 12.04. по 14.04. 2017 г.
На данном этапе были поставлены следующие задачи:
1. Выявить динамику уровня сформированности доброжелательных отношений и навыков общения у детей старшей группы;
2. Систематизировать и оформить методическое сопровождение тематического периода «Дорогою добра» для детей старшего дошкольного возраста.
12.04.2017.
На контрольной диагностике было проведено повторное наблюдение по формированию доброжелательных отношений и навыков общения у старших дошкольников.
Для выявления уровня сформированнисти доброжелательных отношений и навыков общения у старших дошкольников проводилось наблюдение за деятельностью детей в сюжетно-ролевой игре «Больница», с целью выявить уровень сформированности доброжелательных отношений и навыков общения у детей старшего дошкольного возраста.
Анализ результатов наблюдения по выявлению уровня сформированности доброжелательных отношений и навыков общения детей представлен в таблице и диаграмме (Приложение 13, 14).
Результат по критериям показывает следующую динамику:
· взаимодействие со сверстниками в игре – высокий уровень прослеживается у 4 человек (Вика, Лиза, Вова, Артем); средний у 6 человек (Леша, Юра, Оксана, Софья, Арсений, Вероника), низкий у 1 человека (Ваня);
· Знание норм поведения и использование положительных форм в общении со сверстниками на высоком уровне у – 4 человек (Артем, Лиза, Леша, Вова), на среднем у 5 детей (Вика, Вероника, Арсений, Юра, Софья), на низком у 2 человек (Ваня, Оксана).
· В проявлении нравственных чувств были выявлены следующие результаты: на высоком уровне 3детей (Вика, Лиза, Вова), на среднем 5 человек (Вероника, Арсений, Юра, Ваня, Софья) на низком 3 человека (Оксана, Артем, Леша)
Общий результат показал, что к высокому уровню можно отнести 3 человека (Вика, Лиза и Вова). Они были очень активны во всех видах организованной образовательной деятельности, Проявляли самостоятельность, общительность сопереживание, сочувствие, радость от общения со сверстниками.
Средний уровень выявил 6 человек (Вероника, Артем, Арсений, Леша, Юра, Софья). Дети, которые стали проявлять чаще дружеские качества, соблюдать правила игры, реже конфликтовать со сверстниками и обижаться.
Низкий уровень отразил 2 ребят (Оксана, Ваня) этим детям было все же затруднительно в процессе общения и игр проявлять самостоятельность, взаимопонимание со сверстниками, они часто обращались за помощью к воспитателю.
Таким образом, анализ диагностического обследования показал, что к высокому уровню развития доброжелательных отношений и навыков общения относится 27% детей; к среднему 54%, к низкому 18% воспитанников.
Анализ результатов практической работы показал рост уровня формирования доброжелательных отношений и навыков общения у старших дошкольников. Результатами контрольного этапа исследования мы подтвердили эффективность педагогического воспитания в формировании доброжелательности и навыков общения старших дошкольников, используя различные виды организованной образовательной деятельности.
Изучив психолого-педагогическую литературу по формированию доброжелательных отношений и навыков общения у старших дошкольников, мы пришли к выводу о том, что старший дошкольный возраст является благоприятным периодом для развития доброжелательных отношений детей. Однако в процессе работы с детьми было выявлено, что для достижения большей результативности следует целенаправленно обращать внимание на данную проблему уже в младшем дошкольном возрасте. Именно в этот возрастной период происходит первое проявление доброжелательности, переживаний ребенка – заботливое отношение в обращении с куклами.
В ходе опытно-исследовательской работы был разработан и апробирован тематический период «Дорогою добра» по формированию доброжелательных отношений и навыков общения у детей старшей группы «Капелька» МБДОУ №4 «Ивушка» с. Леонидово.
Нами были использованы следующие формы работы: групповая. Подгрупповая, индивидуальная.
Виды деятельности: организованная образовательная деятельность, самостоятельная деятельность детей, совместная деятельность детей с педагогом, работа с родителями.
Методы: наблюдение, беседа, чтение художественной литературы, игра, упражнение, проблемная ситуация, просмотр иллюстраций, мультфильмов.
Таким образом, сопоставив результаты констатирующего и на контрольного этапов мы можем сделать вывод о том, что в ходе проделанной работы состав участников заявленных групп изменился.
Из диаграммы видно, что высокий уровень развития доброжелательных отношений и навыков общения детей на констатирующем и контрольном этапах остался неизменным и составил – 27% (3 чел).
Но сравнивая показатели среднего и низкого уровней мы отметили, что они оказались самыми результативными: средний уровень возрос с 27% до 54%., т.е. (с 3 до 6 чел), низкий уровень развития сформированности упал с 45% до 18% (с 5 до 2 чел.).
В результате сравнительного анализа был отмечен рост уровня сформированности доброжелательных отношений и навыков общения у детей старшей группы. Результатами контрольного этапа мы подтвердили эффективность проведения педагогического воспитания в формировании доброжелательности и навыков общения старших дошкольников, используя различные виды организованной образовательной деятельности.
Отсюда следует вывод, что проведенная исследовательская работа в значительной мере позволила повысить эффективность процесса по формированию доброжелательных отношений и навыков общения у детей старшего дошкольного возраста, которые основываются на чувственных переживаниях. Полученные данные показывают, что целенаправленная работа по формированию у детей представлений о доброте как важном человеческом качестве, является важным звеном в развитии общения детей.
Цель нашей работы была реализована. Мы обосновали необходимость целенаправленной работы по формированию доброжелательных отношений и навыков общения у детей старшей группы.
Данная работа помогла подтвердить выдвинутую ранее гипотезу, что реализация тематического периода «Дорогою Добра» будет способствовать усвоению норм и ценностей, принятых в обществе, развитию общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками.
На основании проведенных исследований по данной теме нами были разработаны следующие рекомендации: вести просветительскую работу с родителями; использовать систему игр; знакомить детей с художественной литературой; проводить беседы и упражнения на нравственные темы; моделировать и анализировать заданные ситуации; организовывать выставки детского творчества.
Практическая значимость работы заключается в том, что нами был систематизирован и оформлен материал по теме: разработан план тематического периода; конспекты ООД; рекомендации воспитателю по проведению сюжетно-ролевых игр, конспект консультации буклет, папка-передвижка с упором на игру для родителей; дидактические пособия, которые могут быть использованы воспитателями, молодыми специалистами ДОО, а так же студентами, в ходе педагогической практики.
1. Артемова Л.В. Развитие предпосылок толерантности в процессе социально-нравственного воспитания. / Л.В. Артемова //Психология образования в поликультурном пространстве. 2011. № 1. С. 99-105.
2. Бабаева Т.И., Римашевская Л.С. Как развить взаимоотношения и сотрудничество дошкольников в детском саду. С.Пб., Детство-Пресс, 2012. 253 с.
3. Бузаева Т.О. Все профессии хороши – выбирай на вкус. Ролевая игра с элементами квеста. // Дошкольное воспитание. 2015. № 12. С. 47.
4. Варшецкая Л.В. Учимся дружить // Воспитатель ДОУ. 2013. № 7. С. 48.
5. Гаффарова Р.А. Формирование доброжелательности во взаимоотношениях у детей 5-7 лет со сверстниками. [Электронный ресурс] // Российская академия естествознания. 2012 - 2014. URL: https://www.scienceforum.ru/2015/1160/12204 (дата обращения 10.12.2016).
6. Горянина В.А. Психология общения. 2-е изд., стереотип. М.: Изд. центр Академия, 2004. 416с.
7. Гурьянычева Н.Ю. Диагностика развития игровой деятельности. // Управление ДОУ. 2015. № 1. С. 89.
8. Дубина Л. Развитие у детей коммуникативных способностей. // Дошкольное воспитание. 2005. - № 10. С. 26-36.
9. Ермакова О. Сюжетно-игровые занятия. // Дошкольное воспитание. 2012. № 5. С. 37.
10. Ефимова О. Н. Развитие доброжелательных отношений у детей старшего дошкольного возраста средствами сказкотерапии. // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. науч. конф. Пермь: Меркурий, 2011. С. 74-77.
11. Запорожец А.В., Эльконин Д.Б. Психология личности и деятельности дошкольника / М.: Наука, 1995. с.256.
12. Латышева. Р.Н. Родителям об игре: Игра – это серьезно. // Воспитатель ДОУ. 2014 № 11. С 93.
13. Леонтьев А.Н., Запорожец А.В. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. ст./Под ред. Леонтьева А.Н., Запорожца А.В. М.: Феникс, 2005. 231 с.
14. Лидак Л. Игры в развитии навыков общения ребенка со сверстниками. // Дошкольное воспитание. 1990, № 7. С.12-14
15. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. / 2-е изд., перераб. и доп.- СПб.: Питер, 2009. 276 с.
16. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования «приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва.
17. Орлова М.Ю. Использование метода социометрии. [Электронный ресурс] // Учебно-методическое пособие для студентов факультета социальной психологии 2013-2016. URL: http://www.msun.ru/dir/ins_mgi/Metod/psi%5C01.doc. (дата обращения10.03.2017).
18. Павленко Т. Почему они конфликтуют? Общение дошкольников. / Т. Павленко // Дошкольное воспитание. 2012. № 1. С. 72 -77.
19. Поливанова К.Н. Развитие общения дошкольников со сверстниками. М.: Педагогика, 1989. 284с.
20. Родина И.А. Обобщение опыта работы. [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические факторы формирования социально-коммуникативных способностей дошкольников. URL: https://infourok.ru/obobschenie-opita-raboti-po-teme-pedagogicheskie-usloviya-formirovaniya-kommunikativnih-umeniy-u-detey-starshego-doshkolnogo-voz-1535612.html (дата обращения 15.12.2016).
21. Рыбаков И.А., Дрягалова Е.А. // Журнал научной и педагогической информации. - 2011. № 10. С. 12.
22. Смирнова Е. О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция. / Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. 158 с.
23. Смирнова Е., Холмогорова В. Дошкольный возраст: формирование доброжелательных отношений. // Дошкольное воспитание. 2003. № 9. С. 68-76.
24. Смирнова Е., Холмогорова В. Игры, направленные на формирование доброжелательного отношения к сверстникам. // Дошкольное воспитание. 2013. № 8. С. 73-77.
25. Смирнова Е.О. Виды игры дошкольников. // Современное дошкольное образование. 2014. № 6 С. 74.
26. Усова А.П. Игра – форма организации жизни и деятельности детей. // Дошкольное воспитание. 2016. № 1 С. 19.
27. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». М.: Проспект, 2013. 160 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.