СОДЕРЖАНИЕ
|
Введение |
3 |
1 |
Классификация товаров |
6 |
1.1 |
Общая классификация минеральной воды столовой |
6 |
1.2 |
Анализ факторов, формирующих потребительские свойства минеральной воды столовой |
9 |
1.3 |
Характеристика технологического процесса производства минеральной воды столовой |
11 |
1.4 |
Маркировка минеральной воды. Требования к упаковке, транспортировке и хранению минеральной воды столовой |
15 |
1.5 |
Идентификационные характеристики минеральной воды столовой. Нормативные документы, применяемые для идентификации и экспертизы минеральной воды столовой |
18 |
2 |
Организация товародвижения на предприятии |
23 |
2.1 |
Анализ ассортимента минеральной воды столовой на предприятии АО «Тандер», магазин «Магнит» |
23 |
2.2 |
Организация приемки и продажи минеральной воды столовой в АО «Тандер», магазин «Магнит» |
28 |
3 |
Экспертиза и контроль качества |
31 |
3.1 |
Экспертиза минеральной воды столовой. Реализуемой в АО Тандер магазине «Магнит» |
31 |
3.2 |
Контроль качества минеральной воды столовой в АО Тандер магазине «Магнит» |
34 |
|
Заключение |
38 |
|
Список литературы |
40 |
|
Приложение |
43 |
ВВЕДЕНИЕ
Восточные народы благоговейно относятся к воде, считая ее одним из основных элементов мироздания. Тамошние мудрецы уверены, что вода из целебных источников расслабляет, успокаивает, снимает раздражение, жар и агрессию. История употребления минеральных вод насчитывает многие сотни лет. [19]
В античные времена греки сооружали у целебных источников святилища, посвященные богу Асклепию (римляне в подобных же местах возводили храмы в честь Эскулапа) - покровителю медицины. В Греции археологи обнаружили развалины древней водолечебницы, построенной примерно в VI веке до н.э. Остатки древних бань, встречаются и у нас на Кавказе, где не только купались, но и лечились минеральными в+одами. От поколения к поколению передавались устные предания о чудодейственных свойствах вод, бьющих здесь из-под земли. [19]
История изучения и использования минеральных вод России связана с именем Петра I, 285 лет назад повелевшего своим указом искать в России ключевые воды. По его приказу на Марциальных (железистых) водах в Олонецкой губернии в Карелии был построен первый водолечебный курорт в России. В 1803 г. Александром I было признано государственное значение кавказских минеральных вод и началось изучение их целебных свойств.
Бутилированная столовая вода стала неотъемлемой частью жизни многих людей. Первоначально, этот сегмент рынка был представлен преимущественно импортными марками, такими как "Perier", "Evian" и т.п., которые стоили слишком дорого для большинства населения. Совсем другие позиции занимали такие марки минеральной воды как "Нарзан", "Ессентуки", "Боржоми". Эти марки минеральной воды били давно и хорошо известны благодаря своим лечебным свойствам. Их рекомендовали врачи и специалисты для профилактики и лечения различных заболеваний органов пищеварения. [19]
Минеральная вода - вода, содержащая биологически активные минеральные и органические компоненты, обладающая специфическими физико-химическими свойствами, которые оказывают лечебное воздействие на организм человека.
Столовая — это натуральные минеральные воды с содержанием солей не больше 1 грамма на литр. Такая слабая минерализация позволяет употреблять столовую воду ежедневно, для обычного питья и утоления жажды. Минеральные столовые воды мягкие и приятные на вкус, без посторонних запахов и примесей.
Минеральная вода является природным лекарством, созданным самой природой. Оздоравливающие действие минеральной воды на организм человека, ее лечебные свойства с глубокой древности. На базе месторождений минеральных вод построены курорты, санатории, здравницы, заводы по разливу минеральных вод. Наконец, минеральные воды пригодны для извлечения из них полезных компонентов и добычи солей. Необходимо узнать, как правильно употреблять минеральную воду и в каких количествах. [19]
Тема актуальна тем, что употребление минеральной воды часто осуществляется с целью сбалансирования содержания макро - и микроэлементов в организме, однако на рынок все чаще поступает фальсифицированная минеральная вода, которая не содержит заявленных минеральных веществ.
Цель дипломной работы: анализ ассортимента, товароведная характеристика минеральной воды и оценка качества образцов минеральной воды реализуемых в магазине АО Тандер «Магнит».
Задачи исследования:
¾ дать товароведную характеристику минеральной воде;
¾ анализировать факторы, формирующие потребительские свойства минеральной воды, описать требования к качеству;
¾ описать технологию производства минеральной воды, требования к качеству маркировке, упаковке, транспортированию и хранению минеральной воды;
¾ провести анализ ассортимента минеральной воды, реализуемой в АО Тандер «Магнит»;
¾ провести оценку качества минеральной воды, реализуемой в АО Тандер «Магнит»
Объектом исследования дипломной работы является минеральная вода, реализуемая в АО Тандер «Магнит», расположенный г. Черкесск, ул.Гутякулова 34 А.
Образец №1 - Вода питьевая столовая газированная «Аква Минерали». Изготовитель: ООО «ПепсиКо Холдингс», г.Санкт-Петербург, промзона Парнас,5-й Верхний пер., д.2;
Образец №2 - Вода минеральная природная лечебно-столовая питьевая газированная «Боржоми». Изготовитель: ООО «ИДС Боржоми» г. Москва.
Образец №3 - Вода минеральная природная лечебная «Нарзан». Изготовитель: АО «Нарзан» Ставропольский край, г. Кисловодск, ул Кирова, 43
1 КЛАССИФИКАЦИЯ ТОВАРОВ
1.1 Общая классификация минеральной воды столовой
Минеральная вода — вода, содержащая в своём составе растворённые соли, микроэлементы, а также некоторые биологически активные компоненты.
Классификация товаров — это распределение объектов рыночного обмена на категории и группы по определенным параметрам для упорядоченного и более внимательного изучения. [10, с.34]
Методы классификации:
Иерархический – это последовательное деление множества на зависимые друг от друга подмножества. Для метода характерна высокая информационная насыщенность, возможность группировки по большинству признаков. Недостатки – громоздкость и трудность введения новых позиций.
Фасетный – параллельное деление на независимые друг от друга подмножества. Одно и то же множество делят последовательно по разным признакам. Достоинства: очень удобный и гибкий метод.
Классификация позволяет разделить товары на определенные категории или ступени в соответствии с принятым методом классификации. Глубина классификации характеризуется числом ступеней классификации, то есть числом использованных признаков классификации. [11, с.33]
Используется для производства продажи и правильного хранения продукции. Делят товары на две группы: продовольственные и непродовольственные
Торговая классификация. Эта сортировка активно применяется в торговле. С ее помощью производителя может выпускать продукцию, свойства которой в полной мере удовлетворяют потребителя, а транспортные компании, склады и точки продаж получают достоверную информацию о перевозки и правильном хранении изделия. [24]
Торговая классификация представляет собой огромный список, состоящий из сотен смешанных пунктов и уточнений. Многие товары могут подходить сразу для нескольких категорий, к примеру, любой продукт питания может оцениваться сразу и по происхождению, и по срокам хранения, и по сорту. А косметическая продукция попадает и в категорию хозтоваров, и в предметы личного пользования.
Существует масса видов и групп минеральных вод, различных между собой по целевому назначению, температуре, гидрогеохимическим особенностям и другим параметрам. [24]
Для деления минеральной воды на группы анализируют такие показатели, как: уровень минерализации, ионный и газовый составы, температура, кислотность или щелочность, радиоактивность. По уровню минерализации воды бывают от слабоминерализованных до крепких рассольных, промежуточных видов воды в классификации минерализации еще четыре. По кислотности минеральная вода бывает от нейтральной до щелочной, а по температуре от очень холодной, ниже 4°, до термальной и высокотермальной, выше 42°. Также классифицируют минеральные воды в зависимости от преобладания ионов тех или иных минералов в составе. [1]
Бывают воды с такими составами:
- Хлоридная
- Сульфатная
- Гидрокарбонатная
- Натриевая
- Кальциевая
- Магниевая
- Гидрокарбонатно-хлоридная
- Магниево-кальциевая
- Железистая
- Бромная, иодная и фторсоержащая
- Бромсодеражащая и йодо-бромсодержащая
- Мышьяксодержащая [1]
Таблица 1 - Классификация минеральных вод по минерализации
Вид минеральных вод |
Нормы минерализации воды |
Назначение |
Негазированная |
До 1 г/дм3 включ |
Столовая, лечебно-столовая, лечебная |
Слабоминерализованная |
Св. 1 до 2 г/дм3 включ |
Лечебно-столовая, лечебная |
Маломинерализованная |
Св. 2 до 5 г/дм3 включ |
|
Среднеминерализованная |
Св. 5 до 10 г/дм3 включ |
|
Высокоминерализованная |
Св. 10 до 15 г/дм3включ |
Лечебная |
[1]
По степени концентрации минеральных солей природную минеральную воду делятся:
- Столовая. Это натуральные минеральные воды с содержанием солей не больше 1 грамма на литр. Такая слабая минерализация позволяет употреблять столовую воду ежедневно, для обычного питья и утоления жажды. Минеральные столовые воды мягкие и приятные на вкус, без посторонних запахов и примесей.
- Лечебно-столовая. В таких водах может содержаться до 10 граммов солей на литр. Это многофункциональные минеральные воды, в зависимости от минерализации и ионного состава их можно употреблять как для лечения, так и для ежедневного нерегулярного питья.
- Лечебная. Это минеральная вода с самой большой минерализацией, в таких водах содержится более 10 грамм солей на литр. Также в лечебных водах может содержаться повышенное количество активных микроэлементов, например, йода, брома или бора. Такие воды может назначить только врач в зависимости от диагноза. Такие лечебные природные ресурсы широко применяют в санаторно-курортном лечении. Ни в коем случае нельзя употреблять лечебные воды без необходимости, так как подобное самолечение не принесет ожидаемого эффекта, а может даже существенно навредить здоровью.
- Искусственно минерализованными. Такие воды, как правило, изготавливают из обычной воды, в лучшем случае – артезианской, которая искусственно насыщается солями и минералами, разливается в бутылки для дальнейшей продажи. Искусственно минерализованная вода вреда здоровью не принесет, но и положительного эффекта не даст. Например, артезианскую воду, которая могла бы быть полезной для организма, перед разливом тщательно фильтруют, удаляя тем самым не только вредные примеси и элементы, но и все полезные соли и минералы. [11]
Все вышеописанные минеральные воды используют для приема внутрь, но есть воды, которые предназначены исключительно для наружного применения, называются такие воды бальнеологическими. Как правило, в составе бальнеологических вод есть биологически активные газы (CO2, H2S, Rn), специфические микрокомпоненты (Br, J, H2SiO3, H2BO3 и другие). Отличаются бальнеологические воды от минеральных питьевых уровнем общей минерализации, ионным составом и физическими свойствами. У таких вод обычно высокая степень минерализации, до 20 граммов на литр, и преимущественно хлоридный натриевый состав.
1.2 Анализ факторов, формирующих потребительские свойства
минеральной воды столовой
Потребительские свойства товара — это свойства, которые проявляются в процессе потребления или использования товара потребителем для удовлетворения материальных и культурных потребностей. Потребительские свойства являются сложными свойствами (удобство использования, надежность, безопасность товара), образованными совокупностью простых свойств. [21]
Потребительские свойства товаров зависят от многих факторов, действующих комплексно или изолированно. Изучение этих факторов является одной из важнейших задач товароведения. При фиксированном объеме потребности чем выше уровень качества товара, тем меньше изданий нужно для удовлетворения потребности. И наоборот, чем ниже долговечность, тем больше изделий необходимо для удовлетворения фиксированного объема потребностей. Такая закономерность характерна для товаров, главными свойствами которых является производительность, содержание полезных веществ, надежность.
В большинстве случаев улучшение качества товара стимулирует рост объемов потребления и, следовательно, последующих объемов производства. Это обусловлено тем, что новое, более высокое качество не только создастся для удовлетворения более высокой потребности, но и изменяет характер уже имеющихся потребностей или порождает новые и дает импульсы развитию общественного производства и повышению уровня жизни населения.
Низкое качество товара сужает возможность удовлетворения потребностей. При производстве товара низкого качества возникают нежелательные экономические и социальные явления, такие как невысокие темпы роста общественного производства и материальных условий жизни, неудовлетворенность результатами труда и производства. [21]
На потребительские свойства минеральной воды влияют следующие параметры: [21]
1. Чистота.
2. Прозрачность. В бутылках с минеральной водой допускается
незначительный естественный осадок минеральных солей, образующийся в процессе хранения. Это должно быть оговорено в маркировке в виде дополнительной надписи «допускается естественный осадок минеральных солей».
3. Бесцветность. Допускается небольшой желтоватозеленоватый оттенок.
4. Отсутствие посторонних включений.
5. Отсутствие несвойственного запаха и вкуса.
6. Соответствующий химический состав.
7. Общая минерализация, соответствующая типу воды.
8. Перманганатная окисляемость минеральных вод не должна превышать
10,0 мг/дм3 потребленного кислорода. Расхождение между значениями перманганатной окисляемости минеральной воды в источнике (скважине) и в потребительской упаковке не должно превышать 15 %. При использовании лимонной или аскорбиновой кислоты для обработки минеральных вод перманганатную окисляемость не определяют.
9. Массовая доля диоксида углерода в газированных минеральных водах,
разлитых в потребительскую тару (не менее 0,20 %, в железистых - не менее 0,40 %).
10. Массовая концентрация сернокислого серебра в воде (при обработке
минеральной воды сернокислым серебром не должна превышать 0,2 мг/дм3).
11. Массовая концентрация активного хлора (в бутылках с минеральной
водой не должна превышать 0,3 мг/дм3).
12. Общее количество бактерий в 1 см3 минеральной воды (не более 100).
13. Коли-индекс (не более 3).
14. Герметичность упаковки.
15. Полнота налива минеральной воды в бутылке (среднее наполнение 10
бутылок при температуре 20 °C должно соответствовать их номинальной вместимости с отклонением ±3 %).
16. Объем минеральной воды в единице потребительской тары должен соответствовать номинальному количеству, указанному в маркировке на потребительской таре, с учетом допускаемых отклонений. Пределы допускаемых отрицательных отклонений объема продукции в единице потребительской тары от номинального количества определяется по ГОСТ 8.579-2002 «Государственная система обеспечения единства измерений. Требования к количеству фасованных товаров в упаковках любого вида при их производстве, расфасовке, продаже и импорте».
1.3 Характеристика технологического процесса производства минеральной воды столовой
Вода может добываться двумя основными способами, зависящими от двух главных условий: [15]
Первый способ: сама изливается на поверхность земли или находится на глубине земли до 25 метров. При этих условиях добыча намного упрощается. Строится специальное гидротехническое сооружение под названием «каптаж источника».
Каптаж источника представляет собой сооружение, предназначенное для вывода минеральных вод из земли. Состоит он из шахтного колодца, который обычно имеет круглое сечение, переливной трубы, питательной трубы, задвижки, которая располагается на питательной трубе.
Колодец делают при помощи буровых установок. В зависимости от глубины залегания вод в земной коре, пробуренные скважины имеют разную глубину.
На дно шахты предварительно засыпается специальная галька, основной функцией которой является предотвращение поднятия со дна скважины мелких гранул песка. По мере заполнения сборных резервуаров для розлива, вода оттуда забирается и проходит последующий цикл или несколько циклов очистки. Функция переливной трубы – поддерживать определенный уровень воды в скважине. [15]
Второй способ: находится под земной корой на расстоянии свыше 25 м. В этом случае применяется каптаж скважинами. В эти скважины после бурения внутрь укладываются трубы для того, чтобы штольня не осыпалась.
При помощи данного технического сооружения в толще земли создается необходимое давление, из-за которого минеральная вода выходит на поверхность, где попадает в специализированные приемники. В дальнейшем она также, как и в первом случае, проходит цикл очистки.
Скважины таких каптажей выполняются двух типов: вертикальные и наклонные. Примеры вертикальных шахт, из которых позже при помощи каптажей получают минеральную воду: Боржомская и Ессентукская скважины. Пример наклонной штольни – Лермонтовская скважина, которая располагается в г. Пятигорске.
Минеральная вода перед розливом подвергается следующей обработке:
- накапливание в приемные резервуары;
- фильтрованию;
- обеззараживанию;
- охлаждению;
- насыщением двуокисью углерода;
- приготовление ПЭТ-бутылок.
В последнее время стало модной тенденцией включать в этап очистки минеральной воды столовой замораживание. Считается, что после того, как минеральную воду заморозили, а потом дали ей оттаять – она меняется в лучшую сторону, ее структура становится более адаптированной к человеческому организму. [18]
Помимо этого, известно, что в первую очередь оттаивает более чистая область замороженной минеральной воды, что используют производители. Они просто выкидывают оставшуюся часть льда, так как в нем находится большая часть механических примесей в виде:
- различных камешков,
- глины,
- песка.
Но не все компании включают заморозку в этап обработки воды, так это приводит к увеличению затрат на ее производство.
Минеральная вода обычно разливается в бутылки трех типов:
- Пластиковые бутылки. Самая распространенная тара из-за дешевизны
производства и стоимости используемых материалов. Обычно объем бутылок составляет от 0,5 до 2 литров.
- Стеклянные бутылки. Стекло является менее распространенным
материалом для изготовления бутылок в виду того, что конечная стоимость тары выше. [26]
Но среди потребителей минеральной воды считается, что стекло является более экологическим материалом, благодаря которому в воде в конечном итоге будет находиться меньше вредных примесей.
Это же утверждение поддерживается многими медицинскими работниками и научно-исследовательскими центрами. Многие дорогие марки минеральной воды в большинстве своем используют именно стеклянные бутылки.
- Алюминиевые бутылки и банки. Самая редкая тара из выше
перечисленных тар, в которую разливается вода.
Разлитие в емкости:
После того, как производитель определился с тарой, происходит разлитие воды в бутылки. Данная техническая процедура производится при помощи специальной разливочной машины.
Следует помнить, что газирование минералки происходит не всегда. Некоторые фирмы по производству минеральной воды не газируют ее, но в основном на рынке присутствует газированная минеральная вода. [25]
Минеральную воду газируют непосредственно перед разлитием ее в бутылки. Газирование происходит механическим способом.
Для производства минеральной воды понадобится следующее оборудование:
- Формы для пресса для изготовления бутылок.
- Автоматическая линия для производства бутылок из пластика.
- Специальное устройство, предназначенное для закручивания крышек на бутылки.
- Автоматическое устройство для разливания воды в бутылки.
- Упаковочный автомат.
- Устройство, которое образовывает газ.
- Насос, который качает воду.
- Обеззараживающее устройство.
- Очистные фильтры.
- Насосные комплектующие.
- Станция для очистки воды.
Производство минеральной воды является очень перспективным направлением, особенно, если разрабатываемая вода находится недалеко от поверхности земли. [23]
1.4 Маркировка минеральной воды столовой. Требования к упаковке, транспортировке и хранению
Маркировка — это контрольно- идентификационный знак, который
размещают на упаковке, ярлыке, этикетке или таре.[18]
Упаковка — средство или комплекс средств, обеспечивающих защиту продукции от влияния окружающей среды, от повреждений и потерь, и облегчающих процесс обращения. [11, с.44]
Хранение - этап технологического цикла товародвижения от выпуска готовой продукции до потребления или утилизации, целью которого является обеспечение стабильности исходных свойств или их изменение с минимальными потерями.
Условия хранения — это совокупность внешних воздействий окружающей среды, обусловленных режимом хранения и размещением товаров в хранилище: их выбирают в зависимости от свойств товаров. [11, с.51]
Потребительскую тару с минеральной водой маркируют по, ГОСТ Р 51074 «Продукты пищевые» [8] с нанесением следующей информации:
- наименования продукта;
- указания степени насыщения двуокисью углерода - газированная или негазированная;
- наименования группы минеральной воды;
- номера скважины (скважин) и, при наличии, наименования месторождения (участка месторождения) или наименования источника;
- наименования и местонахождения (адреса) изготовителя и организации в Российской Федерации, уполномоченной изготовителем на принятие претензий от потребителей на ее территории (при наличии), ее телефона, а также, при наличии, факса, адреса электронной почты;
- объема, л;
- товарного знака изготовителя (при наличии);
- назначения воды (столовая, лечебная, лечебно-столовая);
- минерализации, г/л;
- условий хранения;
- даты розлива;
- срока годности;
- основного ионного состава и при наличии массовой концентрации биологически активных компонентов, мг/л;
- медицинских показаний по применению (для лечебных и лечебно-столовых вод) в соответствии с приложением В;
- обозначения документа, в соответствии с которым изготовлена минеральная вода;
- информации о подтверждении соответствия. [8]
При
содержании фторидов в столовых минеральных водах более 1 мг/дм изготовитель обязан указать в маркировке -
"Содержит фториды"; при содержании фторидов более 2,0 мг/дм
- "Высокое содержание фторидов: не пригодна
для регулярного употребления детьми до семи лет".
Транспортная маркировка должна содержать:
- наименование (полное) или условное обозначение грузополучателя;
- наименование конечного пункта назначения с указанием при необходимости станции или пункта перегрузки;
- наименование (полное) или условное обозначение грузоотправителя;
- наименование пункта отправления;
- массу пакета в килограммах;
- габаритные размеры в сантиметрах;
- общее количество пакетов в партии;
- порядковый номер пакета;
- манипуляционные знаки по ГОСТ 14192-96 «Маркировка грузов» [3]
"Хрупкое. Осторожно" для всех видов пакетов со стеклянной тарой; "Беречь от влаги" для всех видов пакетов, за исключением пакетов в водонепроницаемой упаковке; "Беречь от нагрева" для пакетов, упакованных в термоусадочную пленку.
Вода минеральная должна быть розлита в потребительскую тару, разрешенную органами Министерства здравоохранения для контакта с пищевыми продуктами.
Минеральные воды
разливают в потребительскую тару, обеспечивающую сохранение качества и
безопасности минеральных вод.
Объем минеральной воды в единице потребительской тары должен
соответствовать номинальному количеству, указанному в маркировке на
потребительской таре, с учетом допускаемых отклонений.
Пределы допускаемых отрицательных отклонений объема продукции в
единице потребительской тары от номинального количества - по ГОСТ 8.579 «Государственная система обеспечения
единства измерений».[2]
Потребительскую тару с минеральной водой укупоривают с использованием
укупорочных средств, упаковывают в транспортную тару или объединяют в групповые
упаковки.
Потребительская тара, укупорочные средства, транспортная тара,
контактирующие с минеральной водой должны быть изготовлены из материалов,
использование которых в контакте с минеральными водами обеспечивает сохранение
качества и безопасности минеральных вод.
При укрупнении грузовых мест формирование пакетов с минеральной
водой-по ГОСТ 24597-81 «Пакеты тарно-штучных грузов.
Основные параметры и размеры»[4]
Упаковка минеральной воды, отправляемой в районы Крайнего Севера и
приравненные к ним местности, - по ГОСТ 15846-2002 «Продукция,
отправляемая в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности. Упаковка,
маркировка, транспортирование и хранение.»[7]
Минеральную воду упаковывают в непосредственной близости от источника,
либо транспортируют к месту упаковки в условиях, обеспечивающих сохранность
качества минеральной воды.
Поддоны, прокладочный и упаковочный материалы являются составной
частью упаковки минеральных вод.
Минеральные воды транспортируют видами транспорта. Пакетирование грузовых мест проводят по ГОСТ 23285-78 «Пакеты транспортные для пищевых продуктов и стеклянной тары. Технические условия»[6]
Минеральные воды, разлитые в потребительскую тару, не являются скоропортящиеся продукцией.
Хранение товаров в магазине производят с учетом их физико- химических свойств, соблюдения правильного товарного соседства, исключающего возможность вредного воздействия товаров друг на друга. Учитывают сроки хранения и реализации, очередность поступления и подачи товаров в торговый зал. В первую очередь продают ранее завезенные товары.
Условия хранения товаров в АО Тандер магазине «Магнит» соответствуют установленным требованиям: поддерживается необходимый для товаров влажностный режим; поддерживается оптимальная температура; соблюдается товарное соседство, исключающее вредное воздействие товаров друг на друга; соблюдаются сроки хранения товаров.
1.5 Идентификационные характеристики минеральной воды столовой. Нормативные документы, применяемые для идентификации и экспертизы минеральной воды столовой
Фальсификация - действия, направленные на обман получателя и/или потребителя путем подделки объекта купли-продажи с корыстной целью. [27]
Ассортиментная фальсификация - подделка, осуществляемая путем полной или частичной замены товара его заменителем другого вида или наименования с сохранением сходства одного или нескольких признаков.
Качественная фальсификация - подделка товаров с помощью пищевых или непищевых добавок для улучшения органолептических свойств при сохранении или утрате других потребительских свойств либо замена товара высшей градации качества низшей.
Количественная фальсификация товаров - обман потребителя за счет значительных отклонений параметров товара (массы, объема, длины и т. п.), превышающих предельно допустимые нормы отклонений.
Стоимостная фальсификация - обман потребителя путем реализации низкокачественных товаров по ценам высококачественных или товаров меньших размерных характеристик по цене больших.
Информационная фальсификация - обман потребителя с помощью неточной или искаженной информации о товаре. [27]
Способы фальсификации минеральных вод
- предоставление недостоверной информации о природе и происхождении минеральной воды;
- недостоверное указание источника;
- недостоверное указание наименование воды
Идентификация — это установление соответствия характеристик товара, указанных на маркировке и в сопроводительных документах, предъявляемым к нему требованиям. [13, с.39]
Виды идентификации. В зависимости от назначения различают следующие виды идентификации: ассортиментная (видовая), качественная (квалиметрическая) и партионная.
Ассортиментная (видовая) идентификация – установление соответствия наименования товара его ассортиментной характеристике, обуславливающей предъявляемые к нему требования.
Видовая идентификация одновременно служит методом выявления несоответствия, что определяется как ассортиментная фальсификация товаров.
Качественная (квалиметрическая) идентификация – установление соответствия требованиям качества, предусмотренным нормативной документацией.
Идентификацию минеральной воды начинают с изучения информации, приведенной на этикетке. Она обязательно должна включать наименование воды, се тип (газированная, негазированная), наименование группы, номера скважины или название источника, по которым можно определить се происхождение. Причем наименование воды и источника должны соответствовать Реестру месторождений, утвержденному Министерством природных ресурсов, в котором четко прописано, какая вода добывается и из какого источника. [16]
В соответствии с действующим стандартом на воды минеральные питьевые, лечебные и лечебно-столовые на этикетках рядом с названием обязательно должно присутствовать слово «питьевая». Должно быть также указано назначение воды (столовая, лечебная, лечебно-столовая) и ее химический состав. Эта информация лежит в основе проведения ассортиментной идентификации.
При ассортиментной идентификации определяют характерные органолептические и физико-химические свойства минеральной воды с целью установления ее соответствия заявленному наименованию (виду, группе, типу).
В основе ассортиментной идентификации минеральных вод лежит принцип специфичности и постоянства химического состава. Полный химический анализ выполняется в специализированных арбитражных гидрохимических лабораториях в случае возникновения сомнений в подлинности продукции. Краткий анализ предполагает определение основных ионов и общей минерализации. Полученные данные о составе сравнивают с требованиями нормативной и технической документации, а также с зафиксированными протокольными данными ежеквартального (ежемесячного) технохимического контроля воды в местах расположения скважин. Дата розлива, зафиксированная в маркировке, является в последнем случае основанием для выбора необходимого протокола сравнения. [16]
Учитывая высокую стоимость и продолжительность полного химического анализа воды, в настоящее время ведется поиск экспресс-методов идентификации, пригодных для проведения серийных анализов. Наиболее перспективным из предлагаемых методов является масс-спектрометрический метод определения изотопного состава водорода. Изотопный состав водорода является комплексным и наиболее достоверным показателем места происхождения воды, поскольку формируется в зависимости от большого числа факторов: места образования дождевых облаков, удаленности от водной поверхности, климатических условий, географического положения местности и др. Продолжительность определения этого показателя составляет около 20 мин.
Квалиметрическая идентификация минеральных вод предусматривает оценку органолептических показателей по 25-балльной шкале (ограничительный балл — 16, ниже которого вода признается неудовлетворительного качества), а также определение массовой доли диоксида углерода (кроме неуглекислых вод), перманганатной окисляемости и бактериологических показателей. Расхождения между значениями окисляемости в источниках и в готовой продукции не должны превышать 15 %. Бактериологические показатели должны соответствовать первоначальному уровню чистоты воды, находящейся в источнике. [16]
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
- ГОСТ Р 51074-2003 Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования
- ГОСТ Р 51474-99 Упаковка. Маркировка, указывающая на способ обращения с грузами
- ГОСТ 15846-2002 Продукция, отправляемая в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности. Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение
- ГОСТ 23268.0-91 Воды минеральные питьевые лечебные, лечебно-столовые и природные столовые. Правила приемки и методы отбора проб
- ГОСТ 23268.1-91 Воды минеральные питьевые лечебные, лечебно-столовые и природные столовые. Методы определения органолептических показателей и объема воды в бутылках
- ГОСТ 23285-78 Пакеты транспортные для пищевых продуктов и стеклянной тары. Технические условия
- ГОСТ 24597-81 Пакеты тарно-штучных грузов. Основные параметры и размеры
- ГОСТ 31942-2012 Вода. Отбор проб для микробиологического анализа
- ГОСТ 31949-2012 Вода питьевая. Метод определения содержания бора
- ГОСТ 31950-2012 Вода. Методы определения содержания общей ртути беспламенной атомно-абсорбционной спектрометрией
- ГОСТ 31957-2012 Вода. Методы определения щелочности и массовой концентрации карбонатов и гидрокарбонатов
- ГОСТ 32220-2013 Вода питьевая, расфасованная в емкости. Общие технические условия.
2. ОРГАНИЗАЦИЯ ТОВАРОДВИЖЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ
2.1 Анализ ассортимента минеральной воды на предприятии АО Тандер, магазин «Магнит»
Ассортимент — номенклатурный перечень видов и разновидностей товаров, различаемых по маркетинговым показателям, перечень видов и сортов товара на производственном или в торговом предприятии. [12, с.20]
Ассортимент товаров классифицируется по следующим признакам:
1. По местонахождению ассортимент товаров подразделяется на группы:
- Промышленный ассортимент — номенклатурный перечень товаров, выпускаемых отдельной отраслью промышленности.
- Торговый ассортимент — совокупность товаров, реализуемых в торговой сети, включающий товары производственные товары различных местных производителей и импортируемые товары. [24]
2. В зависимости от широты охвата товаров ассортимент подразделяется на следующие подгруппы:
- Простой ассортимент – это ассортимент товаров, представленный такими видами, которые классифицируются не более чем по трем признакам
- Сложный ассортимент – это ассортимент товаров, представленный такими видами, которые классифицируются более чем по трем признакам.
- Укрупненный ассортимент – это ассортимент товаров, которые объединены по общим признакам в определенные совокупности товаров. [24]
- Видовой ассортимент – это набор товаров различных видов и наименований, которые удовлетворяют аналогичные потребности. Он является составной частью укрупненного ассортимента.
- Марочный ассортимент – это набор товаров одного вида, марочных наименований или относящихся к группе марочных. Такие товары удовлетворяют физиологические потребности и в значительной мере нацелены на удовлетворение социальных и психологических потребностей.
- Развернутый ассортимент – это ассортимент товаров, представленный разновидностями товаров. Разновидность – это совокупность товаров определенного вида, выделенных по ряду частных признаков. [24]
3.Показатели ассортимента - полнота ассортимента, глубина ассортимента, устойчивость ассортимента, новизна (обновление) ассортимента, широта ассортимента.
Ассортиментная структура представляет собой процентное соотношение определенных совокупностей изделий к их общему количеству. Она характеризуется удельной долей каждого вида или наименования товара в общем наборе. [14]
Полнота ассортимента — отношение числа фактического числа разновидностей товара (имеющегося в продажи) к базовому числу товаров.
Широта ассортимента — количество наименований, товарных групп, то есть подразделений ассортимента.
Глубина ассортимента — это количество торговых марок товаров одного вида, их модификаций или торговых артикулов. Глубина ассортимента определяется числом разновидностей товаров по каждому наименованию.
Коэффициент глубины – это отношение действительной глубины к базовой.
Устойчивость ассортимента — это способность набора товаров удовлетворять потребности покупателей на товары повседневного спроса. Устойчивость (стабильность) характеризует постоянное наличие товара соответствующего вида в продаже.
Коэффициент устойчивости – это отношение количества видов, разновидностей и наименований товаров, пользующихся устойчивым спросом у потребителей, к общему количеству видов, разновидностей и наименований товаров тех же однородных групп.
Новизна (обновление) ассортимента – способность набора товаров удовлетворять изменившиеся потребности за счет новых товаров. Новизна ассортимента характеризуется коэффициентом новизны, который определяется как отношение количества новых товаров в общем перечне представленных к действительной широте ассортимента. [14]
АО Тандер магазин «Магнит» использует прямой канал распределения через распределительный центр. После того как продукция поступит она проходит стадии товародвижения внутри магазина. Товародвижение представляет собой совокупность последовательных и взаимосвязанных операций, которые обеспечивают доведение товаров до конечных потребителей. [23]
Оно включает следующие операции: закупка товара, доставка на распределительный центр, прием товара, размещение, распределение выкладка товаров и продажа потребителю. Закупочная деятельность оказывает существенное влияние на всю торговую деятельность магазина. Перед осуществлением закупки рассматриваются следующие вопросы: - изучается потребительский спрос.
Определяются потребности в товарах; - выявляются источники поступления товаров, и происходит выбор поставщиков; - устанавливаются хозяйственные связи с поставщиками. Компания имеет собственную транспортно-логистическую систему с минимальной аутсорсинговой составляющей, что позволяет значительно сократить транспортные издержки, собственную дистрибьюторскую сеть из 25 складских распределительных центров для более качественного хранения продуктов.
Предприятие использует принцип «бережливая логистика», предполагающая вовлечение сотрудника и максимальную ориентацию на потребителя. Так у АО Тандер магазин «Магнит» ориентация на потребителя достаточно развита, так как организация изначально сделала ставку на работу в малых городах, магазины шаговой доступности и создание логистической системы для региональной экспансии. Развитие инструментов «бережливой логистики» розничной сети АО Тандер магазин «Магнит» заключается в высокоэффективном построении бизнес-процессов, распределение функционала и приоритетов логистики. [23]
Таблица 2 - Структура ассортимента минеральных вод в АО Тандер магазине «Магнит»
Перечень товаров |
Количество, шт |
Цена, руб |
Общая цена |
Относительные показатели структуры ассортимента (%) выражении |
|
натуральном |
денежном |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
«Славяновская» (1.5) , ЗАО «Старый источник»» |
12 |
20 |
240 |
9,68 |
5,36 |
«Боржоми» (0.5), ООО «ИТС Боржоми» |
11 |
31 |
341 |
8,87 |
7,62 |
«Аква Минерали»(0.5), ООО «ПепсиКо Холдинг» |
13 |
40 |
520 |
10,48 |
11,61 |
«Ессентуки» (0.5), |
12 |
29 |
348 |
9,68 |
7,77 |
«Нарзан»-(0.5),АО «Нарзан» |
14 |
59 |
826 |
11,29 |
18,45 |
«Архыз» (0.5) |
16 |
25 |
400 |
12,90 |
8,93 |
«Эдельвейс» (0.5) |
11 |
18 |
198 |
8,87 |
4,42 |
«Ессентуки 4» (0.45) |
10 |
50 |
500 |
8,06 |
11,17 |
«Джермук» (0.5) «Jermuk Group» |
10 |
67 |
670 |
8,06 |
14,97 |
«Мивела» (1л) |
7 |
30 |
210 |
5,65 |
4,69 |
«Святой источник» (1.5) |
8 |
28 |
224 |
6,45 |
5,00 |
Итого |
124,00 |
- |
4477,0 |
100,00 |
100,0 |
Согласно данным ассортимента реализуемого в АО «Тандер» магазин «Магнит», главной задачей исследования является минеральная вода. В магазине имеется ассортимент минеральной воды в количестве 11 наименований. За базовый показатель глубины ассортимента минеральной воды берем 14 наименований, которые могут быть представлены в Магните.
Показатель глубины ассортимента рассчитывается по формуле 1:
Кг = Рф/Рб×100 (1),
где Кг– коэффициент глубины, процент,
Рф – фактическое количество разновидностей товаров однородной подгруппы, шт;
Рб – базовая глубина, шт. Определяется количеством разновидностей товара согласно нормативно-техническому документу или ассортиментному перечню магазина.
Кг=11/14×100=78,5%
Устойчивость ассортимента товаров определяется с помощью коэффициента устойчивости, который рассчитывают по формуле 2:
Ку = Уф/Рб×100 (2),
где Ку – коэффициент устойчивости, процент,
Уф – количество разновидностей товаров однородной группы пользующихся устойчивым спросом (условно за критерий устойчивости следует считать среднее количество товаров за исследуемый период), шт.,
Ку =5 /14 ×100=35,7%
Показатель новизны ассортимента определяют с помощью коэффициента новизны, который рассчитывается по формуле 3:
Кн = Нф/(Рб )×100 (3),
гдеКн – коэффициент новизны, процент,
Нф – количество новых товаров, появившихся в обследованных фирмах, а также являющихся по мнению исследователя новым, шт.
Кн = 3/(14 )×100=21,4%
Вывод: коэффициент глубины составил 78,5 %, что свидетельствует о насыщенности наименований в организации АО Тандер магазин «Магнит». Коэффициент устойчивости составил 35,7 %, что свидетельствует о некоторых устойчивых наименований, реализующиеся по доступным ценам. Коэффициент новизны составил 21,4 % и показывает, что недавно только торговые марки «Эдельвейс», «Джермук», «Мивель» оказались новыми на полках организации АО Тандер магазин «Магнит».
У организации очень хорошие показатели ассортимента, предприятия постоянно совершенствует и улучшает их, реализуя товары данного назначения.
2.2 Организация приемки и продажи минеральной воды столовой у АО Тандер магазин «Магнит»
Доставленные в зону приемки товары принимаются по количеству и качеству. Приемка товаров по количеству и качеству является одной из важных составных частей торгово-технологического процесса. [22]
Она предусматривает проверку выполнения поставщиками договорных обязательств по количеству, ассортименту, качеству и комплектности товаров.
Приемка товаров по количеству и качеству в АО Тандер магазин «Магнит» осуществляется в соответствии с действующими нормативными актами и сопроводительными документами поставщика (продавца), а также другими необходимыми документами.
Принятые в установленном порядке товары просматривались в день поступления по их фактическому наличию. Не подлежали приемке товары с истекшими сроками годности, хранения, реализации, не соответствующие требованиям к качеству, стандартам.
Приемка товаров по количеству - это сверка массы, числа мест, единиц фактически поступивших товаров с показателями сопроводительных документов (накладные, товарно-транспортные накладные, упаковочные листы и счета-фактуры). При отсутствии сопроводительных и расчетных документов приемка товаров ведется по данным маркировки и внутритарным упаковочным листам, а при их отсутствии - по фактическому наличию товара. [22]
Приемка товара по количеству в организации АО Тандер магазин «Магнит», осуществляется путем сплошного подсчета единиц товара в данной партии (за исключением товаров в фабричной упаковке).
Приемка товаров по качеству - это выявление качества и комплектности товара, соответствия тары, упаковки (тара и упаковка пищевых продуктов должны быть прочными, чистыми, сухими, без постороннего запаха и нарушения целостности), маркировки установленным требованиям, а также сопроводительным документам (сертификат качества, санитарный сертификат, ветеринарный сертификат).
При отсутствии сопроводительных и расчетных документов приемка товаров ведется по данным маркировки и внутритарным упаковочным листам, а при их отсутствии - по фактическому наличию товара.
Приемка по качеству и комплектности в магазине АО Тандер магазин «Магнит» осуществляется:
1. При иногородней поставке - не позднее 20 дней, а скоропортящейся продукции - не позднее 24 час. после выдачи продукции органом транспорта или поступления ее на склад получателя при доставке продукции поставщиком или при вывозке продукции получателем;
2. При одногородней поставке - не позднее 10 дней, а скоропортящейся продукции - 24 часа после поступления продукции на склад получателя. После приемки товара необходимое его количество направляется в торговый зал, а остальная часть перемещается в складские помещения. [22]
В магазин АО Тандер магазин «Магнит» товары от поставщика поставляются автомобильным транспортом. В этом случае движение товара от поставщика к розничному продавцу оформляется товарно-транспортной накладной, которая состоит из двух разделов - товарного и транспортного. При приемке груза от транспортной организации получатель обязан проверить: [20]
- сохранность груза при перевозке;
- наличие и сохранность пломб отправителя, перевозчика;
- соответствие наименования груза и тарной маркировки.
Товарный раздел товарно-транспортной накладной заполняется поставщиком товара и содержит сведения о поставщике и плательщике (наименование, адреса и банковские реквизиты); сведения о товаре и таре (артикул, наименование и краткое описание товара, количество мест, масса брутто, количество (масса нетто), цена, сумма, вид упаковки). Здесь же указываются суммы налога на добавленную стоимость (18% или 10% от суммы поставки), а также фиксируются подписи лиц, разрешивших отпуск товара, и подписи лиц, отпустивших и принявших товар.
Транспортный раздел данного документа заполняется в ходе доставки товара и содержит следующие данные:
- дату доставки;
- номер автомобиля и путевого листа;
- наименования и адреса заказчика товара, грузоотправителя и грузополучателя;
- пункт погрузки и разгрузки (указывается при необходимости);
- сведения о грузе (краткое наименование товара; количество мест; вид упаковки; масса).
Кроме того, указываются сопровождающие груз документы, вид упаковки, количество мест.
В организации АО Тандер магазин «Магнит» существуют установленные правила приёма и реализации товаров:
При приёмке товара необходимо:
- проверить срок годности реализации продукции;
- убедиться в наличии сертификатов на принимаемую партию товара;
- партия товара, поступившая ранее реализуется в первую очередь.
- соблюдать правила хранения продукции и температурный режим.
Подготовка товаров к продаже в магазине АО Тандер «Магнит» заключается в распаковке, сортировке, очистке, фасовки, упаковки.
При распаковке товары освобождаются от внешней транспортной тары, сортируют, т.е группируют по ассортиментным признакам, очищают от пыли, загрязнений, устраняют их мелкие дефекты.
3 ЭКСПЕРТИЗА И КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА
3.1 Экспертиза минеральной воды столовой. Реализуемой в магазине АО Тандер магазин «Магнит»
Экспертизу проводят независимые от заинтересованных сторон лица. Контроль осуществляют лица, имеющие право на контрольные функции или одноразово уполномоченные приказом. На промышленных предприятиях контролируют качество исходного сырья и материалов работники лабораторий, качество выполняемых операций по производству и качеству готовой продукции – контролеры ОТК. В предприятиях торговли контроль проводят материально-ответственные лица, товароведы, инспекторы и др.
Экспертиза проводится только для той продукции, которая во время приемки, по мнению получателя, явилась недоброкачественной или такой, которая не соответствует условиям договора, а также продукции, по качеству которой возникли разногласия сторон: поставщика, покупателя (получателя), третьей стороны – транспортной организации. Контролю подвергают, как правило, всю продукцию.
Минеральные воды разливают в потребительскую тару, обеспечивающую сохранение качества и безопасности минеральных вод. [1]
Объем минеральной воды в единице потребительской тары должен соответствовать номинальному количеству, указанному в маркировке на потребительской таре, с учетом допускаемых отклонений.
Пределы допускаемых отрицательных отклонений объема продукции в единице потребительской тары от номинального количества - по ГОСТ 8.579. [2]
Потребительскую тару с минеральной водой укупоривают с использованием укупорочных средств, упаковывают в транспортную тару или объединяют в групповые упаковки.
Потребительская тара, укупорочные средства, транспортная тара, контактирующие с минеральной водой должны быть изготовлены из материалов, использование которых в контакте с минеральными водами обеспечивает сохранение качества и безопасности минеральных вод.
При укрупнении грузовых мест формирование пакетов с минеральной водой - по ГОСТ 24597. Упаковка минеральной воды, отправляемой в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, - по ГОСТ 15846.
Минеральную воду упаковывают в непосредственной близости от источника, либо транспортируют к месту упаковки в условиях, обеспечивающих сохранность качества минеральной воды. Поддоны, прокладочный и упаковочный материалы являются составной частью упаковки минеральных вод.
По органолептическим показателям минеральные воды столовой должны соответствовать требованиям, представленным в таблице 3.[1]
Таблица 3 – Органолептические показатели минеральной воды столовой
Наименование показателя
|
Характеристика минеральных вод |
Прозрачность
|
Прозрачная жидкость без посторонних включений. Допускается естественный осадок минеральных солей |
Цвет
|
Бесцветная жидкость или с оттенками от желтоватого до зеленоватого |
Вкус и запах |
Характерные для комплекса содержащихся в воде веществ |
Содержание токсичных элементов не должно превышать норм, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации* и указанных в таблице 4. [1]
Таблица 4- Содержание токсичных элементов
Наименование токсичного элемента |
Допустимые уровни содержания токсичных элементов, мг/дм, не более |
|||
|
Столовые |
Лечебно-столовые |
Лечебные |
|
1 Барий |
1,0 |
5,0 |
5,0 |
|
2 Кадмий |
0,003 |
0,003 |
0,003 |
|
3 Медь |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
|
4 Мышьяк |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
|
5 Нитраты |
50,0 |
50,0 |
50,0 |
|
6 Нитриты |
2,0 |
2,0 |
2,0 |
|
7 Ртуть |
0,001 |
0,001 |
0,001 |
|
8 Селен |
0,05 |
0,05 |
0,05 |
|
9 Свинец |
0,01 |
0,01 |
0,01 |
|
10 Стронций |
7,0 |
25,0 |
25,0 |
|
11 Барий |
1,0 |
5,0 |
5,0 |
|
Примечания
1 Мышьяк не является токсичным элементом в минеральных питьевых лечебных водах, содержащих природный биологически активный мышьяк.
2 Нитраты рассчитывают, как общие нитраты, нитриты - как общие нитриты.
Маркировка должна содержать следующую информацию: [1]
- наименования продукта;
- указания степени насыщения двуокисью углерода - газированная или
негазированная;
- наименования и местонахождения (адреса) изготовителя и организации в
Российской Федерации, уполномоченной изготовителем на принятие претензий от потребителей на ее территории (при наличии), ее телефона, а также, при наличии, факса, адреса электронной почты;
- объема, л;
- товарного знака изготовителя (при наличии);
- назначения воды (столовая, лечебная, лечебно-столовая);
- минерализации, г/л;
- условий хранения;
- даты розлива;
- срока годности;
- основного ионного состава и при наличии массовой концентрации биологически активных компонентов, мг/л;
- медицинских показаний по применению (для лечебных и лечебно-столовых вод) в соответствии с приложением В;
- обозначения документа, в соответствии с которым изготовлена минеральная вода;
- информации о подтверждении соответствия.
Маркировка непрозрачной групповой упаковки минеральных вод должна содержать следующую информацию:
- наименование продукта;
- наименование и местонахождение (адрес) изготовителя;
- число упаковочных единиц;
- объем минеральной воды в потребительской таре, дм.
При производстве минеральной воды используют:
- двуокись углерода - по ГОСТ 8050.
- кислоту лимонную моногидрат пищевую - по ГОСТ 908;
- кислоту аскорбиновую;
- сернокислое серебро.
3.2 Контроль качества минеральной воды столовой в АО Тандер магазине «Магнит»
Нами было исследовано 3 образца минеральных вод следующих наименований:
- образец 1 - AquaMinerale;
- образец 2 – Боржоми;
- образец 3 –Нарзан.
Упаковка образца 1 «AquaMinerale». Пластиковая бутылка, овальной формы, прозрачного цвета. Крышка пластиковая синего цвета, имеется контроль первого вскрытия. На лицевой стороне имеется ярко синяя маркировка, на обратной стороне бутылки нанесена прозрачная маркировка с информацией для потребителя. Шрифт синего цвета легко читаем.
Упаковка образца 2 «Боржоми». Пластиковая бутылка овальной формы прозрачного цвета, зеленого оттенка, к верху бутылка немного сужается. Крышка пластиковая, имеется контроль первого вскрытия. На бутылки имеется оттиск фигуры оленя. Так же на лицевой стороне нанесена яркая маркировка с изображением гор, на обратной стороне маркировка с нужной информацией для потребителя. Шрифт черного цвета, легко читаем.
Упаковка образца 3 «Нарзан». Бутылка из плотного стекла, зеленого цвета, имеет вид цилиндра, с ребрами жесткостями, переходящими в горлышко. Горлышко бутылки имеет наружную резьбу, на которую крепится металлическая крышка. Так же имеется контроль первого вскрытия. На лицевой стороне бутылки имеется ярко выраженная маркировка, на обратной стороне бутылки имеется информация о товаре нужная потребителю. Шрифт белого цвета, легко читаем.
Была изучена маркировка анализируемых образцов в соответствии с требованиями ГОСТ.
Таблица – 5 Оценка качества маркировки образцов минеральной воды столовой
Требования к маркировке |
Образец 1 |
Образец 2 |
Образец 3 |
Наименование продукта |
Аква Минерал |
Боржоми |
Нарзан |
Знак обращения на рынке |
EAC |
EAC |
EAC |
Состав продукта |
Калий 0,1-10, кальций 0,1-30, гидрокарбонаты 200, магний 20, сульфаты 100, хлориды 50, гидрокарбонаты 200. |
Кальций 20-150, магний 20-150, калий 15-43, натрий 1000-2000, гидрокарбонаты 3500-5000, хлориды 250-500, сульфаты <10. |
Кальций 200-600, магний Mg 50-180, натрий + калий 50-450. гидрокарбонат 1000-1950, сульфат 250-1100, хлорид 50-250. |
Указания степени насыщения двуокисью углерода |
Газированная |
Газированная |
Газированная |
Назначение воды |
- |
Лечебно – столовая |
Лечебно – столовая |
Минерализа-ция г/л |
0,05-0,5 г/л |
5,0-7,5 г/л |
2,0-3,5 г/л |
Срок годности |
12 месяцев |
12 месяцев |
24 месяца |
Дата изготовления |
10.05.17 |
24.04.2021 |
4.06.2021 |
Условия хранения |
Хранить при температуре от 0⁰ до +35⁰С и относительной влажностью воздуха не более 85%. Беречь от воздействия прямых солнечных лучей. После вскрытия упаковки хранить в закрытой таре в холодильнике при температуре от +2⁰С до +8⁰С не более 24 часов. |
Хранить в защищенных от солнца помещениях при температуре от+3⁰ до +30⁰С |
в темном и прохладном месте при температуре от +5⁰ до +25⁰С |
Наименование и место нахождения изготовителя Н |
Филиал ООО «ПепсиКоХолднигс» г. Самара, поселок Красная Глинка |
г.Боржоми, Грузия. Импортер в России: ООО «ИДС Боржоми», Студенческий пер., д3, Москва, Россия |
АО «Нарзан», Россия, Ставропольский край, г. Кисловодск, ул. Кирова,43. |
Показания по применению |
- |
Болезни пищеводы, хронический гастрит с нормальной и повышенной секреторной --функцией желудка, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, болезни кишечника, печени, желудочного пузыря и желчевыводящих путей. Болезни поджелудочной железы, нарушения органов пищеварения после оперативных вмешательств по поводу язвенной болезни желудка. Постхолецистэктомические синдромы. Болезни обмена веществ и болезни мочевыводящих путей. При вышеуказанных заболеваниях воды применяется только вне фазы обострения. заболеваниях воды применяется только вне фазы обострения. |
Болезни пищевода, хронический гастрит с нормальной, повышенной и пониженной секреторными функциями желудка. Язвенная болезнь желудка и 12 – перстной кишки. Болезни кишечника, печени, желчного пузыря и желчевыводящих путей. Болезни поджелудочной железы. Нарушение органов пищеварения после оперативного вмешательства по поводу язвенной болезни желудка, постхолецистэктомические синдромы. Болезни обмена веществ и болезни мочевыводящих путей. При вышеуказанных |
Объем |
0.5 |
0.5 |
0,5 |
Вывод: По оценки качества образцов маркировки минеральной воды столовой, можно сказать что у первого образца Аква Минерали отсутствует информация по применению товара и назначению воды. Образцы №2 и №3 соответствуют нормативному документу.
Определение качества минеральной воды по органолептическим показателям проводится по внешнему виду, вкусу, запаху, цвету и насыщенность диоксидом углерода.
Таблица 6 - Органолептические показатели образцов минеральной воды
Наименование показателя |
Образец 1 |
Образец 2 |
Образец 3 |
Прозрачность |
Прозрачная жидкость без посторонних включений |
Прозрачная жидкость без посторонних включений, без осадков минеральных солей. |
Прозрачная жидкость без посторонних включений, без осадков минеральных солей. |
Цвет |
бесцветен |
бесцветен |
бесцветен |
Вкус и запах |
Запах характерен , а вкус не характерен для комплекса содержащихся в воде веществ. |
Характерные, без посторонних. Приятный, солоноватый, освежающий |
Характерные, без посторонних, сильно выражено солоноватость, освежающий |
Насыщенность диоксидом углерода |
Среднее выделение диоксида углерода. |
Обильное выделение диоксида углерода. |
Среднее выделение диоксида углерода. (газов) |
Вывод: Таким образом, при органолептическом определении качества образец №1 не соответствует ГОСТ Р 54316-2011 «Воды минеральные природные питьевые, общие технические условия», так как в составе данной продукции нет особо выраженных компонентов присущих натурально природной минеральной воде. Остальные образцы соответствуют требованиям стандарта по всем показателям.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Минеральная вода - вода, содержащая биологически активные минеральные и органические компоненты, обладающая специфическими физико-химическими свойствами, которые оказывают лечебное воздействие на организм человека.
Вода минеральная полезна тем, что она укрепляет иммунитет, улучшает обмен веществ, выводит токсины из организма, регулирует кислотно-щелочного баланс, нормализует работу пищеварительной системы, лечит гастрит с нормальной и повышенной кислотностью, помогает справиться с язвой желудка.
Расчёты показали, что коэффициент глубины составил 78,5 %, что свидетельствует о насыщенности наименований в организации АО Тандер магазин «Магнит». Коэффициент устойчивости составил 35,7 %, что свидетельствует о некоторых устойчивых наименованиях, реализующиеся по доступным ценам. Коэффициент новизны составил 21,4 % и показывает, что недавно только торговые марки «Эдельвейс», «Джермук», «Мивель» оказались новыми на полках организации АО Тандер магазин «Магнит».
У организации очень хорошие показатели ассортимента, предприятия постоянно совершенствует и улучшает их, реализуя товары данного назначения.
По оценки качества образцов маркировки минеральной воды столовой, можно сказать что у первого образца Аква Минерали отсутствует информация по применению товара и назначению воды. Образцы №2 и №3 соответствуют нормативному документу.
При органолептическом определении качества показателей было выявлено, что образец №1 не соответствует ГОСТ Р 54316-2011 «Воды минеральные природные питьевые, общие технические условия», так как в составе данной продукции нет особо выраженных компонентов присущих натурально природной минеральной воде. Остальные образцы соответствуют требованиям стандарта по всем показателям.
Для того, чтобы увеличить объем продаж можно использовать:
- различную рекламу в социальных сетях;
- показы по телевиденью;
- акции направленные на повышение конверсии;
- провидение дегустации товара.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. ГОСТ Р 54316-2011 - Воды минеральные природные питьевые
2. ГОСТ 8.579-2019 - Государственная система обеспечения единства измерений.
3. ГОСТ 14192-96 – Маркировка грузов
4. ГОСТ 24597-81 Пакеты тарно-штучных грузов. Основные параметры и размеры
5. ГОСТ Р 51474-99 Упаковка. Маркировка, указывающая на способ
обращения с грузами
6. ГОСТ 23285-78 - Пакеты транспортные для пищевых продуктов и стеклянной тары. Технические условия
7. ГОСТ 15846-2002 - Продукция, отправляемая в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности. Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение
8. ГОСТ Р 51074-2003 - Продукты пищевые
9. Дубцов Г.Г. Товароведение продовольственных товаров: Учебник- М. Издательский центр «Академия», 2020
10. Епифанова М.В. Товароведение продовольственных товаров [Текст]: учебник: для студентов учреждений среднего профессионального образования, обучающихся по профессии "Повар, кондитер" / М. В. Епифанова. - Москва: Академия, 2018
11. Коник Н.В. Товароведение продовольственных товаров: Учебное пособие- М.: Альфа-М: ИНФА-М, 2017
12. Николаева М.А. Товароведение потребительских товаров. Теоретические основы. - М.: Норма-ИНФРА-М, 2017
13. Тимофеева В.А. Товароведение продовольственных товаров / В.А. Тимофеева. Учебник. Изд-е 5-е,доп. И перер.- Ростов н/Д: Феникс 2017
14. Ассортиментная структура [Электронный источник]- URL.: https://studfile.net/preview/515310/page:3/#:~:text=Структура%20ассортимента%20%20это%20количественное,создается%20искусственный%20дефицит%20на%20другие (дата обращения 10.06.2021 г.)
15. Добывание минеральной воды [Электронный источник]- URL.: https://o-vode.net/kakaya-byvaet/mineralnaya/proizvodstvo#i-2 (дата обращения 10.06.2021 г.)
16. Идентификация [Электронный источник ] – URL.: https://znaytovar.ru/s/Identifikaciyafalsifikaciya10.html (дата обращения 10.06.2021 г.)
17. Классификация и ассортимент [Электронный источник] – URL: https://works.doklad.ru/view/0PxLU/yImsGc.html (дата обращения 10.06.2021 г.)
18. Маркировка [Электронный источник ]- URL.: https://www.sberbank.ru/ru/s_m_business/pro_business/markirovkatovara/#:~:text=Маркировка%20—%20это%20контрольно-идентификационный%20знак,—%20Центр%20развития%20перспективных%20технологий(дата обращения 10.06.2021 г.)
19. Минеральная вода [Электронный исочник] – URL.: https://www.turboreferat.ru/merchandizing/chto-takoe-mineralnaya-voda/175763-880151-page1.html (дата обращения 10.06.2021 г.)
20. Общая классификация товаров [Электронный источник ] - URL.: https://nauka.club/tovarovedenie/klassifikaciya-tovarov.html (дата обращения 10.06.2021 г.)
21. Потребительские свойства минеральной воды [Электронный источник ] – URL.: https://ozlib.com/1029920/ekonomika/potrebitelskie_svoystva_mineralnyh (дата обращения 10.06.2021 г.)
22. Приемка товаров [Электронный источник]- URL.: https://revolution.allbest.ru/marketing/00680326_0.html (дата обращения 10.06.2021 г.)
23. Система управление в АО Тандер магазин «Магнит» [Электронный источник] –- URL.: http://eduenv.smolreu.ru/pluginfile.php/16/block_dof/public/851361985/Sovershenstvovanie_sistemy_upravlenia_skladskim_khozyaystvom_na_primere_AO_Tander.pdf(дата обращения 10.06.2021 г.)
24. Торговая классификация [Электронный источник] –URL.: https://nauka.club/tovarovedenie/klassifikaciya-tovarov.html#:~:text=Торговая%20классификация%20представляет%20собой%20огромный,срокам%20хранения%2C%20и%20по%20сорту дата обращения 10.06.2021 г.)
25. Технология производства минеральной воды [Электронный источник ] – URL.:
http://agro-molmash.ru/texnologii/texnologiya-proizvodstva-mineralnoj-vodyi/ (дата обращения 10.06.2021 г.)
26. Упаковка минеральной воды столовой [Электронный источник ]- URL.:http://www.ecopharmacia.ru/publ/farmacevticheskoe_tovarovedenie/tovarovedenie_farmacevticheskikh_tovarov/rozliv_upakovka_i_markirovka_mineralnykh_vod/20-1-0-841(дата обращения 10.06.2021 г.)
27. Фальсификация товаров [Электронный источник ] – URL.:
https://studfile.net/preview/2482078/page:48/#:~:text=%2B%20Различают%20сле
ующие%20виды%20фальсификации%3A,частичным%20изменением%20ряда
20характеристик%20товара (дата обращения 10.06.2021 г.)
28. Формирование потребительский свойств [Электронный источник ] –URL.:https://pouznaval.ru/faktory-formiruyushhie-kachestva-mineralnoj-vody/#:~:text=Основным%20фактором%2C%20формирующим%20качество%20минеральных,для%20газированных%20минеральных%20вод)%2C%20розлива (дата обращения 10.06.2021 г.)
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.