Дипломная работа

  • Научно-исследовательская работа
  • docx
  • 20.09.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Актуальность. Экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас. Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностей ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к “ рукотворному миру”, к себе и к окружающим людям.
Иконка файла материала диплом 15.06.17.docx
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области Государственное бюджетное образовательное учреждение Среднего профессионального образования Свердловской области «Камышловский педагогический колледж» Выпускная квалификационная работа Картотека опытов и экспериментов как средство экологического воспитания старших дошкольников 44.02.01 Дошкольное образование Исполнитель:  Малиновская С.С., студентка 43ДО группы Руководитель:  Семенова А. В., преподаватель валеологических  дисциплин                                             Камышлов, 2017Оглавление Пояснительная записка 3 Теоретико­методологическое   обоснование   возможностей   опытов   и экспериментов   как   средство   экологического   воспитания   старших дошкольников 3 Разработка   и   обоснование   картотеки   опытов   и   экспериментов   как средство экологического воспитания старших дошкольников 26 Анализ   ресурсов   и   условий   реализации   картотеки   опытов   и экспериментов   как   средство   экологического   воспитания   старших дошкольников 31 Описание   педагогических   условий   реализации   картотеки   опытов   и экспериментов   как   средство   экологического   воспитания   старших дошкольников 34 Оценка   результативности   разработанной   картотеки   опытов   и экспериментов экологического воспитания старших дошкольников Список литературы Приложения 38 2Теоретико­методологическое обоснование картотеки  опытов и экспериментов как средство экологического воспитания Пояснительная записка старших дошкольников «Расскажи – я забуду, Покажи – я запомню, Дай попробовать я пойму,» (китайская пословица) Актуальность.   Экологическое   воспитание   и   образование   детей     ­ чрезвычайно   важная   проблема   настоящего   времени:   только   экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.            Дошкольное   детство  –   начальный   этап   формирования   личности человека,   его   ценностей   ориентации   в   окружающем   мире.   В   этот   период закладывается позитивное отношение к природе, к “ рукотворному миру”, к себе   и   к   окружающим   людям.   Основным   содержанием   экологического воспитания   является   формирования   у   ребенка   осознано–   правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.       Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Они постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, падающие хлопья снега,   ручейки   и   лужицы.   Бесконечно   разнообразный   и   красочный   мир природы   пробуждает   у   детей   естественный   интерес,   любознательность, затрагивает их чувства, возбуждает фантазию и влияет на формирование их ценностных ориентиров. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных.  3Полученные в детстве впечатления от родной природы, очень яркие, запоминающиеся   на   всю   жизнь   и   часто   влияют   на   отношение   человека   к природе.     Ребёнка   с   самого   рождения   окружает   живой   мир   природы, формирование   начал   экологической   культуры   можно   рассматривать   как становление у детей осознанно – правильного отношения непосредственно к самой природе, во всём её многообразии, к людям, охраняющим и изучающим её, создающим на основе её богатств материальные и духовные ценности. Это также   отношение   к   самому   себе   как   части   природы,   понимание   ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды. Формирование   начальных   основ   экологической   культуры   у дошкольников требует разработки системы экологического  воспитания. Эта система   включает   определённое   содержание,   методы   и   формы   работы,   а также   создание   определённых   условий,   необходимых   для   постоянного общения детей с природными объектами. Начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как именно на этапе дошкольного детства ребенок   получает   эмоциональные   впечатления   о   природе,   накапливает представления   о   разных   формах   жизни,   то   есть   у   него   формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Результаты исследований последних лет (Л. С. Выговский, Ж. Бате, Н.Д. Ушинский,   Ш.А.   Амоношвили,   А.   С.   Белкин   и   др.)   убедительно   доказали преимущества   развивающего   обучения.   Одно   из   требований   к   занятию заключается в элементах обобщения, систематизации и закреплении знаний детей, а также установление взаимосвязей между предметами и явлениями природы. Экологическое   воспитание   –   это   процесс   ознакомления   ребенка   с природой, в основу которого положен экологический подход, когда процесс 4поведения   в   природе   опирается   на   основополагающие   идеи   и   понятия экологии. Экологическое воспитание дошкольников – это процесс формирования у детей осознанно­правильного отношения к объектам природы, с которыми они   непосредственно   контактируют.   Такое   сочетание   эмоциональных   и действенных   компонентов   и   составляет   нравственную   позицию   ребенка, проявляющуюся   в   разных   формах   его   поведения.   Именно   с   дошкольного возраста необходимо закладывать в детях представление о том, что человек нуждается   в  экологической   чистоте   окружающей   среды.  Поэтому   важно   с раннего   детства   научить   ребенка   беречь   красоту   природы,   так   как   в   этот период   происходит   становление   качеств   человеческой   личности, закладываются основы экологической культуры. В   образовательном   процессе   дошкольного   учреждения   учебное экспериментирование   является   тем   методом   обучения,   который   позволяет ребёнку   моделировать   в   своём   сознании   картину   мира,   основанную   на   установлении   взаимосвязей, собственных   наблюдениях,   опытах, закономерностей и т.д. Экспериментальные работы вызывают у детей интерес к исследованию природы, развивают мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.), стимулируют познавательную активность и любознательность ребёнка, активизируют восприятие учебного материала по ознакомлению  с природными   явлениями,  с  этическими  правилами  жизни  в обществе и т.п. В ходе работы над проектом были выявлены следующие противоречия: 1) между   необходимостью   осуществления   экологического воспитания   дошкольников   и   неопределенностью   наиболее   эффективных методов для достижения данной цели; 2) между   необходимостью   осуществления   экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста на основе деятельностного подхода и отсутствием методических рекомендаций, картотек по детскому 5экспериментированию,   направленных   на   экологическое   воспитание   детей старшего дошкольного возраста Исходя из противоречий, следует проблема: отсутствие методических рекомендаций,   картотек   по   экспериментированию,   направленных   на экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.  На   основании   проблемы   сформулировала   тему   дипломного   проекта: Картотека опытов и экспериментов как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Объект   исследования:   экологического   воспитание   детей   старшего дошкольного возраста. Форма   проектирования:   картотека   опытов   и   экспериментов   как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Цель:  разработать, теоретически обосновать и пробировать  картотеку опытов и экспериментов как средство экологического воспитания старших дошкольников. Задачи: 1) Разработать   и   обосновать   картотеку   опытов   и   экспериментов   как средство экологического воспитания старших дошкольников; 2) Проанализировать ресурсы и условия реализации картотеки опытов и экспериментов   как   средство   экологического   воспитания   старших дошкольников; 3) Описать   педагогические   условия   реализации   картотеки   опытов   и экспериментов как средство воспитания старших дошкольников; 4) Дать   оценку   результативности   разработанной   картотеки   опытов   и экспериментов   как   средство   экологического   воспитания   старших дошкольников Методы исследования:  анализ нормативных документов, методических материалов, синтез (логическое соединение выдержек из разных источников), 6картотеки   опытов   и обобщение, экспериментов,   направленных   на   экологическое   воспитание   старших   проектирование   конкретизация, дошкольников. Практическая значимость проекта: разработанная  картотека опытов и экспериментов  может   быть  использована  воспитателями   детского   сада,   а также   студентами,   при   прохождении   педагогической   практики,   для эффективного   и  качественного   экологического   воспитания   детей   старшего дошкольного   возраста   посредством   реализации   картотеки   опытов   и экспериментов. Последнее   десятилетие   люди   стремительно   старались   обуздать природу, забывая, что мы в ответе за тех, кого приручили. Дать почувствовать ребенку, что он ответственен  за окружающий  его мир ­ главная задача на сегодняшний день. Воспитание заботливого отношения к окружающей природной среде у детей раннего возраста закладывается в семье и продолжает формироваться в дошкольные годы в детском саду.  Кроме создания описанных выше условий в экологическом воспитании необходим своеобразный подход к детям.  Экологическое   воспитание   –   это   сравнительно   новое   направление   в дошкольной   педагогике,   пришедшее   на   смену   разделу   программы «ознакомление   детей   с   природой»,   в   рамках   которого   предусматривалось знакомство   детей   с   особенностями   внешнего   строения,   образа   жизни, отличительными признаками определенного количества растений и животных в соответствии с возрастом детей. Экологическое   воспитание   помимо   всего   этого   включает   в   себя формирование у детей представлений о взаимосвязях и взаимозависимостях, которые   существуют   в   природе:   животных   друг   с   другом,   растений   с животными, животных и растений с неживой природой, человека и природы. 7