Актуальность. Экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас. Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностей ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к “ рукотворному миру”, к себе и к окружающим людям.
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Среднего профессионального образования Свердловской области
«Камышловский педагогический колледж»
Выпускная квалификационная работа
Картотека опытов и экспериментов как средство
экологического воспитания старших дошкольников
44.02.01 Дошкольное образование
Исполнитель:
Малиновская С.С.,
студентка 43ДО группы
Руководитель:
Семенова А. В.,
преподаватель валеологических
дисциплин
Камышлов, 2017Оглавление
Пояснительная записка 3
Теоретикометодологическое обоснование возможностей опытов и
экспериментов как средство экологического воспитания старших
дошкольников
3
Разработка и обоснование картотеки опытов и экспериментов как
средство экологического воспитания старших дошкольников
26
Анализ ресурсов и условий реализации картотеки опытов и
экспериментов как средство экологического воспитания старших
дошкольников
31
Описание педагогических условий реализации картотеки опытов и
экспериментов как средство экологического воспитания старших
дошкольников
34
Оценка результативности разработанной картотеки опытов и
экспериментов экологического воспитания старших дошкольников
Список литературы
Приложения
38
2Теоретикометодологическое обоснование картотеки
опытов и экспериментов как средство экологического воспитания
Пояснительная записка
старших дошкольников
«Расскажи – я забуду,
Покажи – я запомню,
Дай попробовать я пойму,»
(китайская пословица)
Актуальность. Экологическое воспитание и образование детей
чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое
мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести
планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности
человека, его ценностей ориентации в окружающем мире. В этот период
закладывается позитивное отношение к природе, к “ рукотворному миру”, к
себе и к окружающим людям. Основным содержанием экологического
воспитания является формирования у ребенка осознано– правильного
отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с
которыми он знакомится в дошкольном детстве.
Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Они
постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают
зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, падающие хлопья
снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный и красочный мир
природы пробуждает у детей естественный интерес, любознательность,
затрагивает их чувства, возбуждает фантазию и влияет на формирование их
ценностных ориентиров. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно
рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных.
3Полученные в детстве впечатления от родной природы, очень яркие,
запоминающиеся на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к
природе. Ребёнка с самого рождения окружает живой мир природы,
формирование начал экологической культуры можно рассматривать как
становление у детей осознанно – правильного отношения непосредственно к
самой природе, во всём её многообразии, к людям, охраняющим и изучающим
её, создающим на основе её богатств материальные и духовные ценности. Это
также отношение к самому себе как части природы, понимание ценности
жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды.
Формирование начальных основ экологической культуры у
дошкольников требует разработки системы экологического воспитания. Эта
система включает определённое содержание, методы и формы работы, а
также создание определённых условий, необходимых для постоянного
общения детей с природными объектами. Начинать экологическое воспитание
надо с дошкольного возраста, так как именно на этапе дошкольного детства
ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает
представления о разных формах жизни, то есть у него формируются
первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные
элементы экологической культуры.
Результаты исследований последних лет (Л. С. Выговский, Ж. Бате, Н.Д.
Ушинский, Ш.А. Амоношвили, А. С. Белкин и др.) убедительно доказали
преимущества развивающего обучения. Одно из требований к занятию
заключается в элементах обобщения, систематизации и закреплении знаний
детей, а также установление взаимосвязей между предметами и явлениями
природы.
Экологическое воспитание – это процесс ознакомления ребенка с
природой, в основу которого положен экологический подход, когда процесс
4поведения в природе опирается на основополагающие идеи и понятия
экологии.
Экологическое воспитание дошкольников – это процесс формирования
у детей осознанноправильного отношения к объектам природы, с которыми
они непосредственно контактируют. Такое сочетание эмоциональных и
действенных компонентов и составляет нравственную позицию ребенка,
проявляющуюся в разных формах его поведения. Именно с дошкольного
возраста необходимо закладывать в детях представление о том, что человек
нуждается в экологической чистоте окружающей среды. Поэтому важно с
раннего детства научить ребенка беречь красоту природы, так как в этот
период происходит становление качеств человеческой личности,
закладываются основы экологической культуры.
В образовательном процессе дошкольного учреждения учебное
экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет
ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, основанную на
установлении взаимосвязей,
собственных наблюдениях,
опытах,
закономерностей и т.д. Экспериментальные работы вызывают у детей интерес
к исследованию природы, развивают мыслительные операции (анализ, синтез,
классификацию, обобщение и др.), стимулируют познавательную активность и
любознательность ребёнка, активизируют восприятие учебного материала по
ознакомлению с природными явлениями, с этическими правилами жизни в
обществе и т.п.
В ходе работы над проектом были выявлены следующие противоречия:
1)
между необходимостью осуществления экологического
воспитания дошкольников и неопределенностью наиболее эффективных
методов для достижения данной цели;
2)
между необходимостью осуществления экологического
воспитания детей старшего дошкольного возраста на основе деятельностного
подхода и отсутствием методических рекомендаций, картотек по детскому
5экспериментированию, направленных на экологическое воспитание детей
старшего дошкольного возраста
Исходя из противоречий, следует проблема: отсутствие методических
рекомендаций, картотек по экспериментированию, направленных на
экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.
На основании проблемы сформулировала тему дипломного проекта:
Картотека опытов и экспериментов как средство экологического воспитания
детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: экологического воспитание детей старшего
дошкольного возраста.
Форма проектирования: картотека опытов и экспериментов как
средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Цель: разработать, теоретически обосновать и пробировать картотеку
опытов и экспериментов как средство экологического воспитания старших
дошкольников.
Задачи:
1) Разработать и обосновать картотеку опытов и экспериментов как
средство экологического воспитания старших дошкольников;
2) Проанализировать ресурсы и условия реализации картотеки опытов и
экспериментов как средство экологического воспитания старших
дошкольников;
3) Описать педагогические условия реализации картотеки опытов и
экспериментов как средство воспитания старших дошкольников;
4) Дать оценку результативности разработанной картотеки опытов и
экспериментов как средство экологического воспитания старших
дошкольников
Методы исследования: анализ нормативных документов, методических
материалов, синтез (логическое соединение выдержек из разных источников),
6картотеки опытов и
обобщение,
экспериментов, направленных на экологическое воспитание старших
проектирование
конкретизация,
дошкольников.
Практическая значимость проекта: разработанная картотека опытов и
экспериментов может быть использована воспитателями детского сада, а
также студентами, при прохождении педагогической практики, для
эффективного и качественного экологического воспитания детей старшего
дошкольного возраста посредством реализации картотеки опытов и
экспериментов.
Последнее десятилетие люди стремительно старались обуздать
природу, забывая, что мы в ответе за тех, кого приручили. Дать почувствовать
ребенку, что он ответственен за окружающий его мир главная задача на
сегодняшний день.
Воспитание заботливого отношения к окружающей природной среде у
детей раннего возраста закладывается в семье и продолжает формироваться в
дошкольные годы в детском саду.
Кроме создания описанных выше условий в экологическом воспитании
необходим своеобразный подход к детям.
Экологическое воспитание – это сравнительно новое направление в
дошкольной педагогике, пришедшее на смену разделу программы
«ознакомление детей с природой», в рамках которого предусматривалось
знакомство детей с особенностями внешнего строения, образа жизни,
отличительными признаками определенного количества растений и животных
в соответствии с возрастом детей.
Экологическое воспитание помимо всего этого включает в себя
формирование у детей представлений о взаимосвязях и взаимозависимостях,
которые существуют в природе: животных друг с другом, растений с
животными, животных и растений с неживой природой, человека и природы.
7