Дипломная работа на ему: «Концепция человека и истории в романе Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго».
Оценка 4.7

Дипломная работа на ему: «Концепция человека и истории в романе Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго».

Оценка 4.7
Научно-исследовательская работа +1
doc
русская литература
Взрослым
19.02.2019
Дипломная работа на ему: «Концепция человека и истории в романе Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго».
В данной дипломной работе исследуется концепция человека и истории в романе Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго». Актуальность работы определяется важностью сочетания, взаимосвязи развития человека как личности, его становления, с ходом истории, в данном случае в нелегкий период Гражданской войны. Анализ образов персонажей романа и сюжетных ходов поможет выявить роль «исторических пластов» в организации повествования, а также в рассмотрении влияния истории, сказавшегося в построении образов старшего поколения героев романа. Актуальность выбранной для исследования темы диктуется тем, что она даёт ясное представление о философской позиции автора одного из самых неоднозначно интерпретируемых произведений русской литературы XX в. Оно требует особой осторожности при анализе его художественной системы, заявленное как универсальное произведение, дающее ответ на все животрепещущие вопросы русской жизни. И, хотя опыт трактовки этого произведения уже давно себя исчерпал, с каждым прочтением замысел романа предстаёт перед нами в новой сути. Правильное представление этого замысла уже уходит в вопрос о разработке отдельной системы для анализа этого романа, в основе которой должно лежать предельно ясное и точное понимание взглядов писателя, возможное только при полном погружении в его творческий метод.
диплом!.doc
На правах рукописи Дипломная работа на тему:  «Концепция человека и истории в романе Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго». Автор работы: Канбулатова Джаминат  Арсланалиевна   ВВЕДЕНИЕ  Вся земля была его наследством, А он ее со всеми разделил. А.А.Ахматова В данной дипломной работе  исследуется концепция человека и истории в романе Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго». Актуальность работы определяется важностью сочетания, взаимосвязи развития человека как личности, его становления, с ходом истории, в данном случае в нелегкий период Гражданской войны. Анализ образов персонажей романа и сюжетных ходов поможет   выявить  роль «исторических пластов» в организации   повествования,   а   также   в   рассмотрении   влияния   истории, сказавшегося в построении образов старшего поколения героев романа. Актуальность выбранной для исследования темы диктуется тем, что она даёт ясное представление о философской позиции автора одного из самых неоднозначно   интерпретируемых   произведений   русской   литературы  XX  в. Оно требует особой осторожности при анализе его художественной системы, заявленное   как   универсальное   произведение,   дающее   ответ   на   все животрепещущие   вопросы   русской   жизни.   И,   хотя   опыт   трактовки   этого произведения уже давно себя исчерпал, с каждым прочтением замысел романа предстаёт перед нами в новой сути. Правильное представление этого замысла уже   уходит   в   вопрос   о   разработке   отдельной   системы   для   анализа   этого романа, в основе которой должно лежать предельно ясное и точное понимание взглядов   писателя,   возможное   только   при   полном   погружении   в   его творческий метод.  Целью данного исследования и было исчерпывающе представить этот метод и его необходимые предпосылки. Объектом исследования в данной дипломной работе   является роман Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго», предметом же исследования – концепция человека и  истории в произведении.  Несмотря на то, что роман за более чем полвека после выхода в свет становился предметом рассмотрения многократно и с самых разных позиций, в     более   ранних   работах,   исследованных   нами,   женский   образ   Лары     не рассмотрен так подробно.  Мы проследили развитие ее образа, психологию ее поступков через материнский инстинкт, истоки становления ее характера   в ходе   исторических   событий,   описанных   в   романе   и   оставшихся   за   его пределами.   Из   изученного   нами   критического   материала   мы   попытались рассмотреть   проблему   данного   вопроса,   в   чем   и   видится    научная новизна нашей работы.  Материал нашего исследования охватывает роман «Доктор Живаго» и все   другие   доступные   произведения   Пастернака,   а   также   широкий   круг произведений   русской   литературы   XIX–XX   веков,   некоторые   тексты зарубежной литературы и мемуарные свидетельства. Работа состоит из введения, 2 глав, заключения и списка литературы. В первой   главе   мы   рассмотрели   исторические   эпизоды   романа,   предпосылки поступков героини, причины ее поведения. Во второй главе нами рассмотрено становление характера Лары Гишар, анализ ее жизненного пути.  В   романе   Пастернака   "Доктор   Живаго"   нет   имен   реальных исторических   деятелей,   описания   реальных   исторических   событий,   как, например, в романе Л.Н.Толстого "Война и мир". Название романа Пастернака говорит о том, что не эпоха, а отдельный  человек, его судьба, его мысли становятся в эпицентре действия. Писатель возрождает идею самоценности человеческой   личности.   По   его   мнению,   нельзя   пренебрегать   судьбой отдельного человека на фоне исторических процессов. Главный герой романа Юрий Живаго проходит через время, которое можно считать самым страшным в истории России XX века. Ему суждено пережить   Революцию,   гражданскую   войну.   Живаго   представлен   жертвой обстоятельств, которые вмешиваются в его жизнь, ломают и разрушают ее. Безоговорочно   принимая   свершившиеся   события,   Живаго   не растворяется   в   них,   оставаясь   цельной   и   неповторимой   личностью.   Но стремление   подчиниться   воле   обстоятельств   и   послушно   следовать   за   ней противоречит   желанию   сохранить   индивидуальность.   Это   придает   судьбе доктора Живаго трагическую окраску. История   Живаго   и   его   близких   ­  история   людей,  чья   жизнь   сначала выбита из колеи, а затем разрушена стихией Революции. Основной критерий, определяющий взгляды доктора и его действия, ­ отношение к Революции. Меньше всего Живаго хочет быть ее противником: он искренне верит, что она принесет облегчение России. В то же время он "видел   жизнь   неприкрашенной.   От   него   не   могла   укрыться   ее приговоренность.   Он   считал   себя   и   свою   среду   обреченными"(1).   Пытаясь разрешить   этот   конфликт,   Живаго   стремится   занять   позицию невмешательства.   Для   него   главное   ­   семья   и   дом,   и   доктор   хочет сосредоточиться   на   житейских   делах,   наблюдая   за   происходящим   глазами стороннего зрителя. Но время вынуждает Живаго быть активным участником событий, отрывая его от близких и разрушая личную жизнь. Для   Пастернака   и   его   героя   "мысль   семейная"   выше   "мысли общественной". Даже на бытовом уровне жизнь доктора изображена в романе ярче и полнее любых исторических переворотов. Стремление к теплу и уюту домашнего   очага,   к   любви   и   покою   ­   это   средство   преодоления   эпохи, времени.   Показывая   несовместимость   интересов   отдельного   человека   с интересами всей страны, Пастернак противопоставляет семью времени. Время в романе несет с собой разрушение: оно вынуждает Живаго покинуть дом в Москве, оно разлучает доктора с семьей, оно отбирает у него Лару. Наконец, время приводит Живаго сначала к духовной, а затем и к физической гибели. Юрий   Живаго   стремится   к   идиллии:   уютному   семейному   кругу, обособленному   от   внешнего   враждебного   мира.   На   протяжении   жизни   он несколько   раз   пытался   создать   семью   с   Таней,   Ларой   и   Мариной.   Но   не зависящие от него обстоятельства постоянно разрушают надежды доктора. Противоречие   выражено   также   между   внутренним   определением   героя изменить   жизнь   к   лучшему   и   сознанием   своего   бессилия   перед   лицом исторических событий. Он "был готов принести себя в жертву, чтобы стало лучше, и ничего не мог"(2). Время влияет и на отношение Живаго к близким. На его внутренний мир налагает отпечаток восприятие внешних обстоятельств, и каждый человек в сознании Живаго олицетворяет какое­ либо общественное явление. Например, Лара ассоциируется у доктора с Революцией: "...новым была война... новым была   революция...   Таким   новым   была   сестра   Антипова..."(3)   Проводя подобную параллель, Пастернак показывает, как эпоха вторгается в личную жизнь человека, подчиняя ее велению времени. Трагичность судьбы Живаго и в том, что он, как творческая личность, обостренно   воспринимает   социальные   конфликты   и   несправедливость окружающего   мира.   Герой   проходит   свой   жизненный   путь   не   вместе   с историческим процессом, а отдельно от него, вразрез с ходом времени. Это дает   Живаго   возможность   оценить   события   с   позиций,   отличающихся   от общепринятых,   понять   истинную   суть   происходящего.   Увидев   сначала   в Революции начало светлого, справедливого будущего, доктор впоследствии понимает   невозможность   мгновенной   перемены   к   лучшему:   "Переделка жизни! Так могут рассуждать люди, хотя может быть и видавшие виды, но ни разу не узнавшие жизни, не почувствовавшие ее духа, души ее"(4). Через Многочисленные   символы,   весь   роман   проходит   мотив   предопределенности.   служат   используемые   Пастернаком, подтверждением   его   мысли   о   случайной,   непостижимой   природе окружающего мира. По мнению писателя, не зависящие от человека стечения обстоятельств   управляют   жизнью   каждого,   превращая   ее   в   бесконечное страдание.   Недобровольное   принятие   страданий,   по   Евангелию,   ведет   к обретению бессмертия. Такое же мировосприятие Пастернак передает своему герою, поэтому на судьбу Живаго накладывается отпечаток жертвенности. По   мере   развития   и   закрепления   идей   Революции   происходит опустошение жизни Юрия Живаго. Его угнетают не только личные потери, но и ощущение несправедливости, лицемерия окружающего общества. С уходом творческих и жизненных сил Живаго все вокруг него беднеет, разрываются связи с людьми, исчезают друзья и близкие. Происходит духовное оскудение героя.   Некогда   яркая   и   неповторимая   личность   начинает   растворяться   в людской массе. В   этом   нет   вины   Живаго.   Доктор   оказался   жертвой   обстоятельств. Трагизм его судьбы ­ в неумении приспособиться к миру лжи и лицемерия, к миру, где человек не может существовать как личность. Сцена смерти героя символизирует гибель незаурядной творческой личности, попавшей в "вагон, на который все время сыпались несчастия"(5) и задохнувшейся в толпе. В   процессе   развития   сюжета   автор   и   его   герой   переходят   от восторженного   отношения   к   Революции   к   восприятию   ее   как   насилия   над жизнью,   над   личностью,   над   судьбой   человека.   Революция   и   гражданская война   представляются   стихиями,   пытающимися   соединить   невозможное: мечты   о   справедливости,   о   светлой   жизни   и   отрицание   общечеловеческих ценностей. По словам Пастернака, в образе его героя отразились судьбы реальных людей:   Блока,   Маяковского,   Есенина   и   самого   автора   "Доктора   Живаго". Судьба Живаго ­ это судьба русской интеллигенции в послереволюционной России, стремящейся понять происходящее с позиций нравственности. Впервые  в русской литературе судьба человека показана не на фоне исторических событий, а как историческое событие. Пастернак утверждает величие всякой человеческой личности. ГЛАВА I Роман   «Доктор   Живаго»   Бориса   Пастернака   создавался   в   течение десяти лет, с 1945 по 1955 год. По оценке самого писателя, это произведение является   вершиной   его   творчества   как   прозаика.   Перед   читателем рассказывается   история   Юрия   Живаго,   сначала   маленького   мальчика, переживающего   смерть   и   похороны   своей   матери,   затем   юного   Живаго, прирожденный   дар   которого   ­   поэзия.   Однако   Юрий   поступает   на медицинский   факультет   и   становится   доктором.   Всех   героев,   которых описывает   Пастернак,   связывают   крепкие   узы.   По   воле   судьбы,   доктор Живаго   и   его   жена   оказываются   в   разных   сторонах   света,   а   позже   жизнь сводит Юрия с Ларой – женщиной, вместе с которой ему суждено испить чашу горькой и единственной любви… В 2005 году сюжет Пастернака был экранизирован в России – на экраны вышел сериал «Доктор Живаго». Первое,   почему   мне   понравилось   данное   произведение,   это неоднозначное   отношение   доктора   Живаго   к   революции   и  вообще   ко  всей России.   Поначалу   читалось   нелегко.   Автор   знакомит   читателя   сразу   со многими   героями   одновременно.   Имена   как   шарики   ртути   в   голове разбегаются в стороны. Но потом затягиваешься и начинаешь сопереживать главным героям.   Доктор   Живаго   ­   человек   без   твердых   убеждений   и   коренных политических взглядов, он видит весь смысл жизни не в житейских ценностях, а   в   законах   культуры   и   искусства.   Видимо   это   и   отличает   его   от   всех остальных. Он понимает, что революция спасет Россию от гнета и невежества, и в начале поддерживает революционные идеи. Но в последствии он видит, что на самом деле порождает революция. Тысячи невинных убитых, разруха и нищета   ­   все   это   не   может   оправдать   целей   революции.   С   Октябрьским переворотом изменилась и сама личность людей. После Переворота Живаго не испытывает никакого удовольствия в общении со своими старыми друзьями. Все   законы   культуры   и   морали   смешались   с   политикой   и   ''общественным мнением''. Люди утратили свою индивидуальность. И Живаго здесь является часть   той   неповторимой   утраченной   силы,   которая   вела   всю   страну   к великому прогрессу. Фамилия Живаго ­ значит живой. Он не утратил своей любви   ко   всему   по   настоящему   великому   (к   искусству   и   красоте).   Но   с приходом власти большевиков вся это красота вмиг обесценилась. Книга насквозь пронизанная поэтическим ритмом. Ритм – и в сюжете, где судьбы героев пересекаясь, встречаясь, совпадая, рифмуются, как строки стихотворения;   и   в   форме,   структуре,   порой   просто   кинематографически монтажной. В этом отношении особенно поразила глава, где Живаго едет с семьей   долго­долго   на   Урал   в   теплушке   и,   то   засыпая,   то   просыпаясь наблюдает за происходящем вокруг. Короткая сцена – затемнение – новая короткая сцена – затемнение. Книгу  обязательно надо прочесть и понять, что пережил наш народ в те тяжелые годы. и для меня Доктор Живаго не был главным героям, каждая личность, описанная в книге, имеет свою судьбу, которая не менее интересна, чем жизнь Живаго, хотя они все переплетались с ним. Как мне кажется, весь роман написан в тональности просыпающейся радости жизни, весны, но это ранняя весна, её начало, и после выглянувшего яркого весеннего солнца и начавшегося таяния снега вновь ударили морозы, а радость жизни засыпало холодным снегом. В этом ключе вся жизнь Доктора. Когда они жили вместе с Ларой, в нём проснулось это счастье ­ любовь, творчество. Лара была для него будто весна. Но последующие события сломали его, погрузили во мрак, убили его. То   же   самое   и   Революция   ­   начиналась   она   как   что­то   светлое   и небывалое,   освобождающее   человечество.   А   потом   наступила   грязь,   ужас, расстрелы, торжество посредственности. Доктор сначала был восхищён ею. Он думал, что какая это блестящая хирургическая операция ­ сразу вырезаны все грязные, пошлые пороки общества. Но впоследствии он разочаровался в ней. Борис Пастернак пишет об ужасах Гражданской войны. Разве это не было последствиями   Революции?   Жестокость   была   и   со   стороны   красных,   и   со стороны белых одинаковая. Но всё же расправы красных ужасны. Они, уже победив в Гражданской войне, уничтожают всех инакомыслящих, т. е. даже не идейных   врагов,   а   просто   интеллигентных   людей,   какими   были   Лара   и Доктор. Эта бессмысленная жестокость меня отталкивает. Доктор Живаго говорит   об   идейном   фанатизме   большевиков.   Поэтому   они   и   убивают инакомыслящих,   т.   к.   фанатики,   мне   кажется,   никаких   других   идей   не приемлют   и   боятся   их,   т.   к.   они   могут   разрушить   их   фанатичную, искусственную идею.   "Я   был   настроен   очень   революционно,   а   теперь   думаю,   что насильственностью ничего не возьмешь. К добру надо привлекать добром", ­ эти слова, сказанные Живаго по приезде в Юрятин, обозначили поворот в его отношении к революционной действительности. Итоговая оценка революции, перешедшей   из   органической   фазы   в   стадию   "сделанности",   ломки   и переделки, дана доктором в споре с вожаком партизанского отряда Ливерием: "Во­первых, идеи общего совершенствования так, как они стали пониматься с октября,   меня   не   воспламеняют.   Во­вторых,   все   это   еще   далеко   от осуществления, а за одни еще толки об этом заплачено такими морями крови, что, пожалуй, цель не оправдывает средства. В­третьих, и это главное, когда я слышу о переделе жизни, я теряю власть над собой и впадаю  в отчаяние. Переделка жизни! Так могут рассуждать люди, хотя, может быть, и видавшие виды, но ни разу не узнавшие жизни, не почувствовавшие ее духа, души ее. Для   них   существование   это   комок   грубого,   не   облагороженного   их прикосновением   материала,   нуждающегося   в  их   отработке.   А   материалом, веществом жизнь никогда не бывает. Она сама, если хотите знать, непрерывно себя обновляющее, вечно себя перерабатывающее начало, она сама себя вечно переделывает и претворяет, она сама куда выше наших с вами тупоумных теорий"   (ч.   XI,   гл.   5). В перспективе романа в целом подтверждаются тревоги, сомнения и правота героя:   нэп,   коллективизация   и   Гулаг   ­   это   и   есть   следствия   практики революционного   насилия   и   переделки   жизни. Доктора   раздражают   глупость,   однообразие   и   отсутствие   мысли   в большевистских   декретах.   что посредственность царской власти сменилась посредственностью большевиков.   У   меня   сложилось   впечатление, И те и другие были чужды Доктору, стоявшему на голову их выше. Поэтому их   с   Ларой   и   раздавили,   потому   что   посредственности   не   любят   умных. Однако Лара не разделяет негативного отношения Живаго юрятинской поры к революции ("Я в детстве видела бедность и труд. От этого мое отношение к революции иное, чем у вас. Она ближе мне. В ней для меня много родного", ч. IX, гл. 14). Был   ещё   романтик­революционер   Антипов­Стрельников,   который отличался своей жестокостью, но, как мне кажется, это была жестокость из жалости к людям ­ он хотел сделать людей счастливыми и причинял им боль так   же,   как   хирург   режет   людей,   чтобы   спасти   их,   он­то,   похоже,   и   был настоящим   революционером.   Но   после   победы   революции   большевики устроили за ним охоту. Когда он застрелился, Доктор во сне увидел, как со стены   упала   и   разбилась   акварельная   картина   ­   это   закончилась   жизнь Стрельникова.  Очень глубоко на этот раз многое задело, прямо настроение менялось во   время   чтения.   "Господи,   сколько   же   пережили,   перестрадали   все   они. Какая   страшная   жизнь   была   у   этого   поколения,   подумать   только!   И   ведь правда же, хоть и вымысел, и ведь тысячи, десятки тысяч жили так!". Эта мысль долго не выходила из головы. На фоне интервенции в России разворачивалась самая страшная, самая беспощадная, самая зверская война: эту войну русские вели друг с другом. В книге воспоминаний вождь Белого движения генерал Деникин писал: «На всех железных дорогах, на всех водных путях идут разбои и грабежи». Донесения с фронта говорили: «Теперь нет больше сил бороться с народом, у которого нет ни совести, ни чести. Проходящие воинские части сметают всё, уничтожают посевы,   скот,   птицу,   разбивают   казённые   склады,   напиваются,   поджигают дома». На эту озверевшую от пьяной свободы вооружённую армейскую массу, на   стихию   русского   крестьянского   бунта   опирались   захватившие   власть большевики.   Нет   ничего   страшнее   русского   бунта.   «Бессмысленный   и беспощадный» – это пушкинское определение стало расхожим, много раз его повторили авторы, описывающие гражданскую войну. Хотел бы я, чтобы они решили раз и навсегда, Какая из банд хулиганов будет править в этой стране. Б.Пастернак. Доктор Живаго – Товарищи от кого вы бежите? – Солдаты. – Красные или белые? – Солдаты! Б.Пастернак. Доктор Живаго. "Доктор Живаго" писался в течение почти десяти лет ­ с 1946 по 1955 год. Начат   он   был   в   очистительной   атмосфере   конца   Великой   Отечественной войны,   о   которой   на   последней   странице   романа   сказано   так:   "Хотя просветление   и   освобождение,   которых   ждали   после   войны,   не   наступили вместе с победою, как думали, но все равно, предвестие свободы носилось в воздухе   все   последующие   годы,   составляя   их   единственное   историческое содержание" (ч. XVI, гл. 5). Так   что   же   такое   концепция?  Конц пция ее  (от лат. conceptio — понимание,  система) —  определённый   способ понимания,   трактовки   каких­ либо явлений, основная точка зрения, руководящая идея для их освещения[1]; система   взглядов   на   явления   в   мире,   в   природе,   в   обществе[2];   ведущий замысел, конструктивный принцип  в научной,  художественной,  технической,  политической и других  видах  деятельности; комплекс  взглядов, связанных между   собой   и   вытекающих   один   из   другого,   система   путей   решения выбранной задачи. Концепция определяет стратегию действий.[википедия ­ интернет] Так как же читатель понимает человека и историю в романе «Доктор Живаго»,   как   это   хотел   передать   нам   автор?   Для   ответа   на   этот   вопрос обратимся к истории создания романа. «Доктор Живаго» представляет собой итог   размышлений   Б.Л.   Пастернака   о   проблеме   истории   и   содержит альтернативное   представление   автора   об   истории,   противостоящее официальному истолкованию. С     1945   года   по   1955   год     Пастернак   ведет   работу   над   романом, получившим впоследствии название «Доктор Живаго», а в 1957 году роман выходит по­итальянски в издательстве Дж. Фельтринелли. В 1958 Пастернаку присуждена Нобелевская премия по литературе. Травля со стороны властей, прессы и сообщества советских писателей; отказ Пастернака покинуть страну. 30 июня 1960 года поэт умирает, не выдержав травли властей.  О   динамизме   творческой   истории   романа   Б.   Пастернака   «Доктор Живаго»   свидетельствует   немалое   количество   вариантов   заглавия,   под каждым из которых это произведение могло бы выйти в печать. Их число, включая   окончательный   вариант,   достигает   десяти.   В   ходе   работы   над романом   менялись   не   только   его   названия,   но   и   фабула   и   главное действующее лицо. Так, одно время Пастернак задумывал это произведение как рассказ о жизни Иннокентия Дудорова. Но он  в окончательном варианте романа занимает второстепенное положение по отношению к главному герою – Юрию Живаго. Первый и самый известный из рабочих вариантов заглавия романа – «Мальчики и девочки» ­ наиболее ярко отражает одну из основных авторских концепций, разворачивающихся по мере развития сюжета.  Суть этой концепции – философского плана. Неслучайно изображение исторических   событий   начала  XX  века   в   России   происходит   на   фоне взросления основных персонажей. С помощью этого композиционного приёма Борис Пастернак доводит до читателя мысль о том, что взрослые люди – на самом   деле   заигравшиеся   дети.   И   поэтому   всё   главное   и   знаменательное, совершаемое   в   мире   ­     это   следствие   детской   игры,   в   которой   каждый участник   отыгрывает   свою   определённую   роль.   Эта   концепция   ясно представлена в размышлениях главной героини Лары Гишар о детской игре Патули Антипова и Ники Дудорова, когда её переживания по этому поводу проецируются   на   всю   революционную   Москву   того   времени.   С   развитием сюжета эти мальчики вырастут, Антипов же вообще станет революционным командиром Стрельниковым, и судьба сведёт его к противостоянию с другом детства – Галиуллиным. И здесь ­ прозрачный намёк на то, что детская игра на самом деле не кончалась, только поменялись игрушки – вместо деревянных ружей теперь уже ружья настоящие. Следует отметить одну особенность историзма в романе. Это историзм крупномасштабный,   тот,   основной   принцип   которого   был   сформулирован Пастернаком в одной из строф романа в стихах "Спекторский": Поэзия, не поступайся ширью.  Храни живую точность: точность тайн.  Не занимайся точками в пунктире  И зерен в мере хлеба не считай. В   отличие   от   классической   эпопеи   XIX   и   XX   веков:   философско­ исторической   ("Война   и   мир")   и   трагической   ("Тихий   Дон")   в   "Докторе Живаго"   историческая   действительность   предоставлена   "панорамно", "конспективно".   Здесь   нет   ничего   подобного   развернутому   изображению Бородинского   сражения,   есть   лишь   отдельные   эпизоды   событий,   которые, однако,   в   своей   совокупности,   в   связи   с   судьбами   героев   и   через   их осмысление в диалогах и монологах персонажей, через соотнесение явлений социальной   жизни   с   явлениями   природными   создают   "исторический   образ России" на переломе ее исторической судьбы в эпоху трех революций и двух войн.   Наибольшей   полнотой   и   конкретностью   отличается   в   романе изображение   событий   первой   русской   революции   в   Москве   (которые Пастернак   наблюдал   подростком,   а   затем   изучал   специально   в   процессе работы над поэмой "Девятьсот пятый год"). Совсем конспективно говорится в романе   (в   "Окончании"   и   "Эпилоге")   о   таких   исторических   явлениях   и событиях, как нэп, коллективизация, Гулаг, Отечественная война. Действие первой книги (части I­VII) приходится на период с 1903 по 1918 годы и происходит в основном в Москве и частично ­ в Галиции на фронте   первой   мировой   войны.   В   основных   частях   (VIII­XIV)   действие переносится на Урал и в Сибирь и сосредоточено в Юрятине и Варыкине, охватывая период 1918­1922 годов. В   двух   завершающих   повествование   частях   второй   книги   хронотоп меняется: герой возвращается в Москву в 1922 году и умирает в ней в 1929 (часть  XV  ­ "Окончание"),  а   в "Эпилоге"  (часть  XVI)   кратко   говорится   о времени   между   1943   годом   и   послевоенным   (которое   обозначено неопределенно: "Прошло пять или десять лет..."). Последнюю,   XVII­ю   часть   романа   составляют   "Стихотворения   Юрия Живаго". В качестве одной из составляющих общей композиции романа следует отметить дневник Юрия Живаго, который он ведет в варыкинском уединении. И дневник, и стихотворения Юрия Живаго занимают важное место в идейно­художественной структуре романа, в его "системе", характеризуя как взгляды героя на искусство и религию, особенности его поэтического видения и мышления, так и раскрывая ­ и это, пожалуй, главное ­ суть и своеобразие той философско­поэтической призмы автора, сквозь которую, в перспективе которой   изображаются   и   осмысляются   в   романе   события   и   люди.   В особенностях этой пастернаковской призмы, этого "магического кристалла" находят свое объяснение некоторые черты сюжета и поэтики романа. Исторический   образ   России,  грандиозность   и   масштабность   событий, т.е. то, что сообщает "Доктор Живаго" дыхание эпоса, возникает и создается в романе с помощью двух основных средств. Первое   из   них   ­   своего   рода   эпико­исторический   пейзаж,   когда конкретное   социальное   явление   включается   в   природный   "вселенский" контекст,   благодаря   чему   ­   если   воспользоваться   словами   Гоголя   ­   вдруг становится видимо во все концы света. Пример ­ в монологе Юрия Живаго об общей атмосфере и митингах первых дней революции: "Вы подумайте, какое сейчас время! И мы с вами живем в эти дни! Ведь только раз в вечности случается такая небывальщина. Подумайте: со всей России сорвало крышу, и мы со всем народом очутились под открытым небом... Вчера я ночью митинг посещал. Поразительное зрелище. Сдвинулась Русь матушка, не стоится ей на месте, ходит не находится, говорит не наговорится. И не то чтоб говорили одни только люди. Сошлись и собеседуют звезды и деревья, философствуют ночные цветы и митингуют каменные здания. Что­то евангельское, не правда ли?" (ч. V, гл.8). На художественном "микроуровне" можно отметить тот же принцип в описании Милюзеева: "Городок был невелик. С любого места в нем тут же за поворотом открывалась хмурая степь, темное небо, просторы войны, просторы революции" (там же). Как и в эпопеях Л. Толстого и М. Шолохова, в романе Б. Пастернака масштабность   и   мощь   событий   передается   посредством   метафор   типа: "социализм   ­   это   море,   которое   должны   ручьями   влиться   все   эти   свои, отдельные революции, море жизни", революция ­ наводнение и т.п. Другое   важнейшее   средство   эпизации   действительности   в   романе   ­ осмысление   изображаемых   событий   и   явлений   в   широком   историческом контексте, в частности ­ в контексте евангельских масштабов и пророчеств. "Что­то евангельское" проступает не только в описании ночного митинга, но и в созданной в романе картине гражданской войны, суть которой передана в словах Антипова ­ Стрельникова: "Сейчас страшный суд на земле..., существа из   апокалипсиса   с   мечами   и   крылатые   звери"   (ч.   VII,   ч.29).   И   Живаго,   и Антипов   переживают   эпическое   состояние   мира   "в   векторе   библейски­ торжественной значительности"1. Такой   подход   и   масштаб   задан   с   самого   начала   романа   в   записи Веденяпина о первых  страницах летописи  человечества,  о древнем мире и Риме, о явлении Христа и начале новой эры в истории человечества (ч. II, гл.10),   выдерживается   на   протяжении   всего   повествования   и   находит завершение в "Стихотворениях Юрия Живаго", евангельские мотивы, сюжеты и   образы   которых   включают   современность   в   контекст   "столетий"   (см. особенно "Гамлет" и "Гефсиманский сад"). Для автора "Живаго" важно передать суть и общую атмосферу того или другого   исторического   периода   или   события,   чем   быть   буквально   точным (например,   в   хронологии).   Он   говорил,   что   "ему   не   так   важна   точная историческая   картина"   (в   изображении,   скажем,   зимы   1917­1918   года   по сравнению с зимой 1918­1919 годов), чем "ветер истории" этих лет1. Отсюда такая намеренная хронологическая нечеткость в начале части XV ("Остается доказать немногосложную повесть Юрия Андреевича, восемь или девять лет его жизни перед смертью...") или в эпилоге ("Прошло пять или десять лет, и однажды тихим летним вечером сидели они опять..."). По   такому   же   принципу   в   романе   передается   общая   атмосфера религиозно­философских исканий русской интеллигенции начала XX века, а не   изображается   какое­то   конкретное   течение:   "Такого   течения,   как   то, которое   представляет   у   меня   Николай   Николаевич,   в   то   время   в действительности не было", ­ говорил Пастернак на одном из чтений романа2.           Применимость   этой   концепции   вообще   к   мировому   населению доказывает тот факт, что большинство персонажей в романе – стереотипны, и их   имена   могут   использоваться   в   нарицательном   значении.   Возьмем,   к примеру, имя Живаго. Живаго Юрий  Андреевич — главный герой романа, врач и поэт. Фамилия героя ассоциирует его с образом "Бога Живаго", т. е. Христа   (сравните   имя   матери   персонажа   —   Мария   Николаевна). Словосочетание "Доктор Живаго" может быть прочитано как "исцеляющий все живущее". Имя Юрий перекликается с обоими основными топонимами романа — Москвой (сравните мифопоэтические коннотации имени Георгий — Юрий) и Юрятином.  Сравним также ассоциативную связь слов "Юрий" — "юродивый".   Существенно   и   значение   отчества:   Андрей   —   "человек", Андреевич   —   "сын   человеческий".   Также   имя   Лары   Гишар,   впоследствии принявшей фамилию Антипова – Ан – Тип, то есть нетипичная, не такая как все. Здесь мы сталкиваемся с некоторыми элементами классицизма, такими как   говорящие   фамилии.   Однако   этот   факт   не   говорит   о   том,   что произведение целиком  принадлежит этому  литературному направлению. И, хотя   классицизму   присуще   также   такое   понятие   как   односторонняя, однобокая   характеристика,   у   Пастернака   мы   наблюдаем   абсолютно   иное явление. В   другом   случае   определение   одного   персонажа   как   заигравшегося ребёнка подводит к такому определению уже целой массы людей, так или иначе занятых в процессе исторического развития. Исходя из вышесказанного, становится   логично,   что   причины   крупных   общественных   событий, показанных через призму художественной системы романа, следует искать в детстве   персонажей.   Например,   пошлость   и   несостоятельность   уклада «старого мира» показаны на примере того же Галиуллина, которого в детстве за   оплошность  –  а  по   сути,  в  целях   эмоциональной   разрядки, ­  избил   его мастер Худолеев. Детская обида оказалась неразрешённой. Антиномичность первоначального   варианта   заглавия,   сформулированного   по   принципу различия   полов,   только   свидетельствует   в   пользу   эпического   масштаба произведения, как, например, в романах «Война и Мир», «Отцы и Дети». В стихотворении «Гамлет», открывающем цикл «Стихотворения Юрия Живаго», представлена ситуация выбора роли лирическим героем, которую ему предстоит играть в драме жизни, заканчивающейся смертью. Пусть здесь не   сказано   ни   слова   о   детстве,   но   очевидно,   что   главный   предмет размышлений   в   стихотворении   –  жизнь   человека,   заведомо   помещённого   в систему определённых правил и отношений, соблюдения которых требует от него система, т.е. принятая участниками игра. Детство как основной сюжетообразующий элемент романа отвечает в тон   исследовательскому   мнению   о   жанре  «Доктора   Живаго»  как   позднего символистского   романа.   Эта   точка   зрения   подразумевает   условность, символичность действующих лиц в сюжете произведения. За каждым из героев скрывается   не   просто   тип   человека,   а   целое   явление   жизни,   бессмертная сущность,   логика   бытия   которой   отражается   в   характере,   убеждениях   и поступках   этого   героя.   Одно   же   из   достоинств   художественной   системы символизма   ­   умение   увидеть   истоки,   связать   воедино   события   прошлого, которые привели к драме в настоящем. Пример такого приёма есть в романе А.   Белого   «Петербург»,   в   котором   как   угроза   всему   европейскому   миру подчёркивается монгольская природа главных героев – старшего и младшего Аблеуховых,   потомков   диких   татарских   ханов.   Детство   персонажей   в «Докторе   Живаго»   можно   рассмотреть   в   таком   ключе   как   оригинальную попытку   автора   дать   свою   интерпретацию   происходившим   историческим событиям, показать их метафизические истоки. То, что детство в творчестве Пастернака часто предстаёт как состояние наиболее благоприятное для поэта (ввиду сильной степени впечатлительности человека в этом возрасте), только оправдывает обращение в романе к этой теме, ведь прежде всего «Доктор Живаго»   ­   это   произведение   о   Поэте,   устами   которого   оценивается окружающая его действительность. Основная   тема   романа   –   судьба   интеллигенции   в   эпоху   революции, Гражданской   войны   и   последующих   кровавых   событий   рус.   истории. Пастернак   пытался   изобразить   жизнь   такой,   как   она   есть,   без   лживой идеологической   составляющей.   В   романе   много   сквозных   символических образов   (метели,   снегопада,   свечи).   «Свеча   горела»   было   одним   из предполагаемых названий романа. Глубина символа раскрывается в Нагорной проповеди   Христа.   Свеча,   поставленная   на   стол,   светит   всем   в   доме   и символизирует   доброту,   добрые   дела,   обращённые   к   людям.   Если   свеча олицетворяет жизнь и доброту, то бури и метели связаны с темой смерти. Пастернак   использовал   в   романе   особый   сюжетный   ход   –   включение   в заключительную   часть   поэтических   произведений   (стихотворной   тетради Юрия Живаго). В романе много пейзажных зарисовок, которые напоминают стихотворения в прозе.   В   стилистическом   своеобразии   романа   прослеживаются   традиции русской   классики   (черты   творческой   манеры   Л.   Н.   Толстого,   Ф.   М. Достоевского,   А.   С.   Пушкина).   Символична   картина,   описанная   в   эпилоге романа:   история   жизни   Татьяны   –   дочери   Юрия   и   Лары.   На   её   примере Пастернак показывает опрощение и духовное обнищание нового поколения. Выросшая   в   смутное   время   без   отца,   без   матери,   Татьяна   лишилась   той духовной полноты жизни, которой обладали её родители. Её судьба оказалась типичной для многих. Процесс нравственного и духовного оскудения России чрезвычайно   беспокоил   Пастернака.   Возможно,   именно   эта   глобальная проблема,   с   высокой   степенью   остроты   поставленная   в   романе,  и   вызвала наиболее яростные нападки критики. Роман «Доктор Живаго» по жанру можно обозначить как философский, однако он интересен и с исторической точки зрения: в нём упоминаются такие важные события рус. истории, как Русско­японская война, 1­я мировая война, революции 1917 года, Гражданская война, Великая Отечественная война. В центре   произведения   –   идея   свободы   личности   и   столкновение   героя   с обстоятельствами, нарушающими его представления о жизни. Главный герой произведения, доктор Юрий Андреевич Живаго, – человек творческий. Его говорящая фамилия, которую автор долго искал и выбирал, сохраняет в себе застывшее   окончание   в   старинной   огласовке,   словно   свидетельствующее   о присутствии на страницах романа «святаго живаго духа». ГЛАВАII история жизни и смерти главного героя Юрия Андреевича Живаго, история его знакомства и взаимоотношений с Ларой - Ларисой Федоровной Гишар и двумя спутниками ее жизни - Павлом Павловичем Антиповым-Стрельниковым и Виктором Ипполитовичем Комаровским. События в жизни каждого из трех главных героев романа (Живаго, Лара, Стрельников) во многом связаны с событиями исторического масштаба и характера, определяются ими. В первую очередь это революция и две войны - первая мировая и гражданская, в водоворот, в вихрь которых попадают герои. Вихрь этот не только разбрасывает героев (что вполне естественно), но и удивительным образом соединяет их. Для поэтики романа характерны всякого рода совпадения, неожиданные встречи и т.п., которые выступают в нем как сюжета. движущая пружина Даже если ограничиться только встречами Юрия и Лары, все они носят печать удивительных случайностей и совпадений (гимназистом он видит ее в гостиничном номере, студентом - на елке у Свентицких, врачом встречается на фронте и т.п.). В разряд таких поразительных случайностей можно также отнести одномоментную встречу на фронте Юрия Живаго, Михаила Гердона, Галиуллина и Лары (ч. IV , гл. 10) или появление пропавшей Лары в Москве на квартире Живаго в день его похорон - да и многое другое. ЗАКЛЮЧЕНИЕ              В долгой и непростой творческой истории романа обращает на себя внимание два факта:  1)   в   ходе   работы   у   автора   возникали   разные   варианты   названий   романа ("Мальчики и девочки", "Смерти не будет" и др.;  2)   с   самого   начала   работы   над   романом   и   до   его   завершения   неизменной оставалась дата смерти героя ­ 1929 год, "год великого перелома", роковой и зловещий в судьбах страны.             Роман был закончен уже в послесталинское время, что не избавило его автора   от   травли.   После   того,   как   роман   был   отвергнут   рядом   редакций, опубликован за границей и отмечен Нобелевской премией, на родине началась разнузданная   кампания   по   моральной   и   политической   дискредитации Пастернака.   Она   завершилась   судом   над   Пастернаком   на   собрании литераторов, исключением его из Союза писателей и требованием выдворить его из страны, вынужденным отказом от премии и преждевременной смертью. Незадолго до нее Пастернак написал прощальное стихотворение "Нобелевская премия": Я пропал, как зверь в загоне. Где­то люди, воля, свет, А за мною шум погони, Мне наружу ходу нет. Темный лес и берег пруда,  Ели сваленной бревно.  Путь отрезан отовсюду. Будь что будет, все равно. Что же сделал я за пакость,  Я убийца и злодей?  Я весь мир заставил плакать  Над красой земли моей. Но и так, почти у гроба,  Верю я, придет пора –  Силу подлости и злобы Одолеет дух добра. Дух добра и свободы ­ это и было то главное, что вдохновляло художника в  работе над романом, составило пафос произведения и определило его  сложную судьбу. В конце концов история все поставила на свои места, хотя,  как почти всегда, с запозданием.  "Доктор Живаго" впервые был опубликован  на родине в 1988 году в журнале "Новый мир" (№№ 1­4). Он входит в число  наиболее значительных и оригинальных русских романов XX века Литература Пастернак Б.Л. Доктор Живаго, М., 2010 Быков Д.Л. Борис Пастернак, М., 2010 Клинг   О.А.   Эволюция   и   «латентное»   существование   символизма после Октября // Вопросы литературы. 1999. № 4. С. 62. Тынянов Ю.Н. Промежуток // Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977. С. 168­195. Гл. 8 А.   Белый   Петербург,   М.,   1981  Б.Л.   Пастернак   и   роман   « Доктор Живаго» Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006 Альфонсов В. Поэзия Бориса Пастернака. Л., 1990. Борисов   В.М.,  Пастернак  Е.Б.  Материалы  к  Творческой  истории романа Б. Пастернака "Доктор Живаго" // Новый мир. 1988. № 6. Борисов В.М., Пастернак Е.Б. Комментарии // Пастернак Б. Собр. соч.: в 5­ти т. М., 1990. Т.З. Вознесенский   А.  Свеча   и   метель   //   Неоконченные   споры: Литературная 1990. полемика. М.,       Гаспаров Б. Временной контрапункт как формообразующий принцип романа Пастернака "Доктор Живаго" // Дружба народов. 1990. № 3. "Доктор   Живаго"   Бориса   Пастернака.   Сб.   М.,   1990. "Доктор Живаго" вчера и сегодня. Литературная газета. 1988. № 24 от 15 июня (Выступления К. Степаняна, А. Гулыги, Е. Стариковой, Г. Туркова). Гачева, Киреева, А. Д.         Иванова Н. Смерть и воскрешение доктора Живаго // Юность. 1988. № 5.   Исупов К.Г.  "Доктор Живаго" как риторическая эпопея: проблемы историзма   //   Роман   и   повесть   в   классической   и   современной 1992. литературе. Махачкала,     Колобаева Л. От временного к вечному (Феноменологический роман в русской литературе XX века) // Вопросы литературы. 1998. № 3. Кондаков И.В.  Роман "Доктор Живаго" в свете традиций русской культуры // Известия АН СССР, серия литературы и языка. 1990. № 6. Лихачев Д. С. Борис Леонидович Пастернак // Пастернак Б. Собр. соч.:   В   5­   ти   т.   М,   1989.   Т.   1. Мегаева К.И. Традиции русского классического романа в "Докторе Живаго"   //   Роман   и   повесть   в   классической   и   современной 1992. литературе. Махачкала,     Обсуждаем роман Бориса Пастернака "Доктор Живаго" // Вопросы литературы.   1988.   №   9   (Выступления   и   статьи   Л.   Горелова,   В. Гибиана). Воздвиженского, Дж.     Пастернак   Е.  Борис   Пастернак:   Материалы   для   биографии.   М., 1989. Пастернак   Е.В.  "Новая   фаза   христианства":   Значение   проповеди Льва Толстого в духовном мире Бориса Пастернака // Литературное обозрение.   1990.   №2. Пастернак   Ел.В.  Лето   1917   ("Сестра   моя   жизнь"   и   "Доктор Живаго")   //   Звезда.   1990.   №2. Пикач  ан.  Фрагменты  о Борисе  Пастернаке //  Звезда. 1990.  № 2. Пискунова   С.,   Пискунов   В.  "Вседневное   наше   бессмертие..."   // 8. Литературное   №   обозрение. 1988.     Пятигорский А.  Пастернак и доктор Живаго // Искусство и кино. 1990. 6. №     Семенова   С.  "Всю   ночь   читал   я   твой   завет..."   Образ   Христа   в   №   11. современном   романе     Новый   мир.   1989. // Синявский А.Д. Поэзия Пастернака // Пастернак Б. Стихотворения и 1965. поэмы. М.­Л,       Степун Ф.  Б.Л. Пастернак // Литературное обозрение. 1990. № 2. СуконикА.  Еще несколько слов о "Докторе Живаго" // Знамя. 1994. №   6. Урнов Д. "Безумное превышение своих сил" // Неоконченные споры: Литературная   полемика.   М.,   1990.   Чуковская Л.  Из дневниковых записей // Литературное обозрение. 1990. № 2.

Дипломная работа на ему: «Концепция человека и истории в романе Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго».

Дипломная работа на ему: «Концепция человека и истории в романе Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго».

Дипломная работа на ему: «Концепция человека и истории в романе Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго».

Дипломная работа на ему: «Концепция человека и истории в романе Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго».

Дипломная работа на ему: «Концепция человека и истории в романе Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго».

Дипломная работа на ему: «Концепция человека и истории в романе Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго».

Дипломная работа на ему: «Концепция человека и истории в романе Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго».

Дипломная работа на ему: «Концепция человека и истории в романе Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго».

Дипломная работа на ему: «Концепция человека и истории в романе Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго».

Дипломная работа на ему: «Концепция человека и истории в романе Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго».

Дипломная работа на ему: «Концепция человека и истории в романе Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго».

Дипломная работа на ему: «Концепция человека и истории в романе Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго».

Дипломная работа на ему: «Концепция человека и истории в романе Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго».

Дипломная работа на ему: «Концепция человека и истории в романе Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго».

Дипломная работа на ему: «Концепция человека и истории в романе Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго».

Дипломная работа на ему: «Концепция человека и истории в романе Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго».

Дипломная работа на ему: «Концепция человека и истории в романе Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго».

Дипломная работа на ему: «Концепция человека и истории в романе Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго».

Дипломная работа на ему: «Концепция человека и истории в романе Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго».

Дипломная работа на ему: «Концепция человека и истории в романе Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго».

Дипломная работа на ему: «Концепция человека и истории в романе Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго».

Дипломная работа на ему: «Концепция человека и истории в романе Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго».

Дипломная работа на ему: «Концепция человека и истории в романе Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго».

Дипломная работа на ему: «Концепция человека и истории в романе Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго».

Дипломная работа на ему: «Концепция человека и истории в романе Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго».

Дипломная работа на ему: «Концепция человека и истории в романе Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго».

Дипломная работа на ему: «Концепция человека и истории в романе Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго».

Дипломная работа на ему: «Концепция человека и истории в романе Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго».

Дипломная работа на ему: «Концепция человека и истории в романе Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго».

Дипломная работа на ему: «Концепция человека и истории в романе Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго».

Дипломная работа на ему: «Концепция человека и истории в романе Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго».

Дипломная работа на ему: «Концепция человека и истории в романе Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго».

Дипломная работа на ему: «Концепция человека и истории в романе Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго».

Дипломная работа на ему: «Концепция человека и истории в романе Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго».

Дипломная работа на ему: «Концепция человека и истории в романе Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго».

Дипломная работа на ему: «Концепция человека и истории в романе Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго».

Дипломная работа на ему: «Концепция человека и истории в романе Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго».

Дипломная работа на ему: «Концепция человека и истории в романе Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго».

Дипломная работа на ему: «Концепция человека и истории в романе Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго».

Дипломная работа на ему: «Концепция человека и истории в романе Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго».

Дипломная работа на ему: «Концепция человека и истории в романе Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго».

Дипломная работа на ему: «Концепция человека и истории в романе Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго».

Дипломная работа на ему: «Концепция человека и истории в романе Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго».

Дипломная работа на ему: «Концепция человека и истории в романе Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго».

Дипломная работа на ему: «Концепция человека и истории в романе Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго».

Дипломная работа на ему: «Концепция человека и истории в романе Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго».

Дипломная работа на ему: «Концепция человека и истории в романе Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго».

Дипломная работа на ему: «Концепция человека и истории в романе Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго».

Дипломная работа на ему: «Концепция человека и истории в романе Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго».

Дипломная работа на ему: «Концепция человека и истории в романе Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго».

Дипломная работа на ему: «Концепция человека и истории в романе Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго».

Дипломная работа на ему: «Концепция человека и истории в романе Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго».

Дипломная работа на ему: «Концепция человека и истории в романе Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго».

Дипломная работа на ему: «Концепция человека и истории в романе Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.02.2019