Статья " Развитие критического мышления младших школьников"
Оценка 5

Статья " Развитие критического мышления младших школьников"

Оценка 5
Научные работы
doc
русская литература
Взрослым
10.09.2018
Статья " Развитие критического мышления младших школьников"
Публикация является частью публикации:
Статья.doc
Развитие критического мышления у младших школьников Если мы будем учить сегодня так,  как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра. Джон Дьюи                Мир становится все более сложным, и школьники   должны уметь решать сложные проблемы, критически анализировать обстоятельства, взвешивать альтернативные мнения и принимать продуманные решения на основе анализа соответствующей информации.          Школа должна готовить ребенка к жизни, формировать активную жизненную позицию. Поэтому,   на   мой   взгляд,   каждый   педагог,   планируя   свою   деятельность,   должен   сделать выбор   и   четко   ответить   на   вопрос:   каким   ему   видится   ребенок   –   человеком,   который выполняет, не задумываясь, требования старших, или же думающей личностью, способной к принятию   самостоятельных   решений,   отвечающей   за   свои   поступки.   Я   за   ученика думающего, творческого, целеустремленного. Мне, как и всем учителям, хочется, чтобы на уроке   царила   атмосфера   творчества,   чтобы   ученики   могли   сравнивать   и   ассоциировать, задумываться над проблемными ситуациями и предлагать выход из них, умея отстаивать собственное мнение. Для этого, безусловно, необходимо творчески мыслить.      Главная задача младших школьников ­ учиться эффективно и мыслить критически. Они должны уметь самостоятельно оценивать информацию и идеи, действовать в соответствии с представлениями о том, что в данной информации может быть им полезно, рассматривать новые идеи с различных точек зрения, делать выводы относительно точности и ценности данной информации, т.е. обладать способностью критически мыслить. В   наше   время   очень   важно   развивать   критическое   мышление   у   детей.   Учение интересно тогда, когда оно приносит осязаемую радость от познания нового, от ощущения собственной причастности к открываемому в книге миру знаний. Опираясь на эти методы обучения, ребенок, изучая историю, географию или литературу, не скажет потом, что это было не понятно, не нужно или не интересно. А учителя и родители будут уверены в том, что их дети знают предмет и умеют мыслить критически и творчески.               Цель, которую ставлю перед собой ­ развивать у учащихся критическое мышление, учить   владеть   критическим   анализом,   научить   их   нести   ответственность   за   собственное учение,   формировать   собственные   независимые   мнения   и   проявлять   уважение   к   мнению других.  Что дает  применение технологии критического мышления? Во­первых,   вырабатываются   общеучебные   умения:   умение   работать   в   группе,   умение графически   оформлять   текстовый   материал,   умение   творчески   интерпретировать имеющуюся   информацию,   умение   распределять   информацию   по   степени   новизны   и значимости, умение обобщать полученные знания. Поэтому перед собой ставлю следующие задачи: 1. Предоставить время и возможность для приобретения опыта критического мышления. 2. Давать возможность учащимся размышлять. 3. Принимать различные идеи и мнения. 4. Способствовать активности учащихся в учебном процессе. 5. Убедить учащихся в том, что они не рискуют быть высмеянными. 6. Выражать веру в то, что каждый учащийся способен на критическое суждение. 7. Ценить проявление критического мышления.        Роль учителя – в основном координирующая.  Данная  технология  предполагает  использование  на  уроке  трех  этапов (стадий): стадии вызова, стадии осмысления и стадии рефлексии.   1  этап  ­  «Вызов»  (ликвидация  чистого  листа).  Ребенок  ставит  перед  собой вопрос «Что я знаю?» по данной проблеме.   2 этап ­ «Осмысление» (реализация осмысления).   На  данной  стадии  ребенок  под  руководством  учителя  и  с  помощью  своих товарищей ответит на вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать).   3 этап ­ «Рефлексия» (размышление). Размышление и обобщение того, что  узнал ребенок на уроке по данной проблеме.  Каждому  этапу  работы  на  уроке  присущи  собственные  методические приемы и техники, направленные на выполнение задач. Приёмы технологии «Развития критического мышления» Стадия вызова. На данной стадии мной применяются приёмы «Верите ли вы?» («Данетка») и «ЗХУ». Прием “Верите ли вы?” Этот   прием   позволяет   держать   учащихся   в   интеллектуальном   напряжении   весь   урок   и придает   ему   определенную   интригу.   Данный   прием   способствует   формированию   умения критически  оценивать  результат. Также  используются для проверки слова  “Да”, “Нет” с последующей самопроверкой. Правила игры: 1. У вас на столах лежат листочки, на которых начерчена таблица, как у меня на доске.  Цифрами я указала № вопросов. 2. Я вам читаю вопросы, которые начинаются со слов «Верите ли Вы, что ...». Вы обсуждаете  ответы в группах. 3. Если вы верите, то во второй строке поставьте знак «+», если нет, то «­». Приём «Маркировочная таблица ЗХУ» (Знаю – Хочу узнать – Узнал). Её   цель   –   пробуждение   имеющихся   знаний,   интереса   к   получению   новой   информации; развитие   мыслительных   способностей   учащихся,   выработка   ими   собственной   позиции   по изучаемой теме. В ней три колонки: знаю, хочу узнать подробнее, узнал новое. В каждую из колонок   необходимо   разнести   полученную   в   ходе   изучения   темы   информацию.   Особое требование при заполнении записывать сведения, понятия или факты следует только своими словами. Данный приём продолжаем использовать на стадиях «Осмысления» и «Рефлексии» «Мозговой штурм».  Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из ситуации. Все выдвинутые   предложения   фиксируются   без   какой   бы   то   ни   было   оценки,   а   далее сортируются   по   степени   выполнимости   и   эффективности.   Непригодные   отбрасываются, перспективные берутся на вооружение. « Дерево предсказаний».  Где ствол дерева — тема, ветви — предположения, которые ведутся по двум основным направлениям   —   «возможно»   и   «вероятно»   (   количество   «ветвей»   не   ограничено),   и, наконец, «листья» — обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения. Приём «Верные – неверные утверждения»  Детям предлагается несколько утверждений по ещё не изученной теме. Дети выбирают  «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт. Стадия реализации смысла (Осмысления). При изучении новой темы я организую работу в группах или парах, используя при этом приёмы: «Чтение­ суммирование в парах» и «Фишбоун». Приём   «Чтение­суммирование   в   парах»   лучше   применять   в   3­4   классах.   Детям предлагается   несколько   разных   текстов   по   общей   теме   (или   один   и   тот   же   текст фрагментами). Каждая группа изучает свой текст, на большом листе фиксирует его краткое содержание (выдержками из текста), затем перед всем классом воспроизводит содержание текста с опорой на свои пометки. Остальные могут задавать уточняющие вопросы. После прослушивания всех текстов делается коллективный вывод о главной мысли этих рассказов, о том, что узнали. Прием «Фишбоун» ­ «Рыбий скелет» Схема «Фишбоун» в переводе означает «рыбья кость». В «голове» этого скелета обозначена проблема,   которая   рассматривается   в   тексте.   На   самом   скелете   есть   верхние   и   нижние косточки.   На   верхних   косточках   ученики   отмечают   причины   возникновения   изучаемой проблемы. Напротив верхних – располагаются нижние, на которых по ходу вписываются факты,   подтверждающие   наличие   сформированных   ими   причин.   Записи   должны   быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть факты. Стадия рефлексии. Чтобы научить детей формулировать различные типы вопросов я использую прием  «Ромашка вопросов». Для этого нужно заранее познакомить с различными видами  вопросов. Учащиеся формулируют вопросы по какой­либо теме и записывают их на соответствующие лепестки ромашки. Работа ведется над составлением таких типов вопросов:  Простые вопросы – вопросы, отвечая на которые нужно назвать какие­то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию.  Интерпретационные (уточняющие) вопросы – обычно начинаются со слова «почему?». Они направлены на установление причинно ­ следственных связей.  Оценочные вопросы – эти вопросы на выяснение критериев оценки тех или иных событий,  явлений, фактов. Творческие   вопросы   –   если   в   вопросе   есть   частица   «бы»,   элементы   условности, предположения, прогноза. Приём «Шесть шляп мышления» «Шесть шляп мышления» используются на стадии рефлексии, при подведении итогов работы на   уроке.   Каждому   ученику   предлагается   выбрать   одну   из   шляп   по   цвету.   Цвет   шляпы указывает на основные моменты, которые необходимо осмыслить и обобщить. Красная   шляпа   предполагает   выражение   своих   чувств,   без   объяснения   причин   их возникновения. Белая – перечень фактов. Черная – выявление недостатков и их обоснование (негативное мышление). Желтая – позитивное мышление, что было хорошего и почему. Ученики, выбравшие зеленую шляпу, ищут ответы на вопрос, где и как можно применить  изученный материал. Синяя шляпа предполагает общий, философский вывод, можно объединить в группы по  цвету шляп. Научить детей мыслить критически – означает правильно задать вопросы, направить их внимание   в   правильное   русло,   учить,   самостоятельно   строить   заключения   и   находить решение. Ученикам нравятся те виды учебной деятельности, которые дают им материал для раздумий,   возможность   обнаруживать   инициативу   и   самостоятельность,   нуждаются   в умственном напряжении, изобретательности и творчестве.  Технология   критического   мышления   дает   учителю   умение   создать   в   классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества,  возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления   и   самостоятельности   в   процессе   обучения,   стать   практиками,   которые   умеют грамотно  анализировать  свою   деятельность,   стать  источником   ценной  профессиональной информации для других учителей. Технология   критического  мышления  предполагает  равные  партнерские   отношения, как  в плане общения, так и  в плане конструирования  знания, рождающегося  в процессе обучения. Работая в режиме технологии критического мышления, учитель перестает быть главным источником информации, и,  используя приемы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск.

Статья " Развитие критического мышления младших школьников"

Статья " Развитие критического мышления младших школьников"

Статья " Развитие критического мышления младших школьников"

Статья " Развитие критического мышления младших школьников"

Статья " Развитие критического мышления младших школьников"

Статья " Развитие критического мышления младших школьников"

Статья " Развитие критического мышления младших школьников"

Статья " Развитие критического мышления младших школьников"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.09.2018