Статья: «Фольклор: к вопросу об истории употребления термина и его значения в русской науке»
Оценка 4.9

Статья: «Фольклор: к вопросу об истории употребления термина и его значения в русской науке»

Оценка 4.9
Научные работы
docx
русская литература
27.10.2024
Статья:  «Фольклор: к вопросу об истории употребления термина и его значения в русской науке»
Статья. Фолькор.docx

Статья:

«Фольклор: к вопросу об истории употребления термина и его значения в русской науке»

Введение

Фольклор как явление, призванное отражать народную культуру, представляет собой сложное и многогранное понятие. Оно охватывает различные аспекты народного творчества, включая мифы, легенды, пословицы, песни и обряды. В данном контексте термин "фольклор" особенно важен, ибо он не только обозначает определенный культурный пласт, но и позволяет увидеть развитие и трансформацию народной жизни через призму языка и искусства. В этой статье мы рассмотрим историю употребления термина "фольклор", его значение в русской науке, а также возможности и направления изучения русской фольклористики на уроках литературного чтения в средней школе.

История употребления термина "фольклор"

Термин "фольклор" был введен в научный обиход в 1846 году английским antiquarian William Thoms, который объединил два слова: "folk" (народ) и "lore" (знания, мудрость). Исходно слово использовалось для обозначения устного народного творчества в Англии, но вскоре получило широкое распространение в Европе и за ее пределами. В русской научной традиции термин "фольклор" начал активно употребляться с конца XIX века. Одной из первых работ, в которой рассматривались вопросы народного творчества, стал сборник "Русские народные сказки" Александра Афанасьева.

На рубеже XIX-XX веков в России началась активная работа фольклористов, таких как Афанасьев, Ершов, Краковский и другие. Они собрали и систематизировали богатый материал, проводя параллели между разными регионами и народами. В это время фольклор воспринимался как олицетворение национальной идентичности и народной мудрости.

 

 

Значение фольклора в русской науке

В русской науке фольклор рассматривается как важный объект изучения различных гуманитарных дисциплин. Фольклорные тексты, как правило, служат источниками для исторических, культурных и социологических исследований. Они позволяют понять менталитет народу, его ценности и традиции. Фольклор также является богатым ресурсом для изучения языка и его эволюции, поскольку в фольклоре сохраняются устаревшие слова и конструкции, которые могут быть потеряны в литературном языке.

Современные исследования фольклора охватывают различные аспекты: от анализа текстов и их семантики до изучения социокультурных условий существования фольклора. Учёные уделяют внимание также интерпретации фольклора в контексте актуальных культурных процессов, таких как глобализация и миграция.

Изучение русской фольклористики на уроках литературного чтения в средней школе

Изучение русской фольклористики на уроках литературного чтения представляет собой уникальную возможность поднять вопросы культурной идентичности, ценностей и традиций, которые несет в себе народное творчество. Введение фольклора в образовательную программу может значительно обогатить занятия, сделав их более живыми и актуальными.

Примеры использования фольклора на уроках

1. Анализ фольклорных текстов: Учитель может предложить учащимся прочитать народные сказки, пословицы и поговорки, а затем обсудить их содержание, символику и значение для русской культуры. Например, можно рассмотреть сказки А. С. Пушкина и их фольклорные корни.

2. Творческие задания: Учащимся можно предложить создать свои собственные сказки или мифы, опираясь на народные традиции. Это развитие творческих навыков поможет глубже понять основные паттерны фольклора.

3. Сравнение с литературными произведениями: Интересным подходом может стать анализ произведений русских классиков (таких как Толстой, Достоевский) на предмет использования фольклорных мотивов и образов. Это поможет учащимся увидеть перекресток литературы и фольклора.

4. Изучение музыкального фольклора: Включение в занятия народных песен и танцев позволит учащимся прикоснуться к богатой традиции устного творчества на чувственном уровне. Это может быть как прослушивание записей, так и практические занятия.


 

Статья: «Фольклор: к вопросу об истории употребления термина и его значения в русской науке»

Статья: «Фольклор: к вопросу об истории употребления термина и его значения в русской науке»

Значение фольклора в русской науке

Значение фольклора в русской науке

Изучение музыкального фольклора:

Изучение музыкального фольклора:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.10.2024