Статья:
«Фольклор: к вопросу об истории употребления термина и его значения в русской науке»
Введение
Фольклор как явление, призванное отражать народную культуру, представляет собой сложное и многогранное понятие. Оно охватывает различные аспекты народного творчества, включая мифы, легенды, пословицы, песни и обряды. В данном контексте термин "фольклор" особенно важен, ибо он не только обозначает определенный культурный пласт, но и позволяет увидеть развитие и трансформацию народной жизни через призму языка и искусства. В этой статье мы рассмотрим историю употребления термина "фольклор", его значение в русской науке, а также возможности и направления изучения русской фольклористики на уроках литературного чтения в средней школе.
История употребления термина "фольклор"
Термин "фольклор" был введен в научный обиход в 1846 году английским antiquarian William Thoms, который объединил два слова: "folk" (народ) и "lore" (знания, мудрость). Исходно слово использовалось для обозначения устного народного творчества в Англии, но вскоре получило широкое распространение в Европе и за ее пределами. В русской научной традиции термин "фольклор" начал активно употребляться с конца XIX века. Одной из первых работ, в которой рассматривались вопросы народного творчества, стал сборник "Русские народные сказки" Александра Афанасьева.
На рубеже XIX-XX веков в России началась активная работа фольклористов, таких как Афанасьев, Ершов, Краковский и другие. Они собрали и систематизировали богатый материал, проводя параллели между разными регионами и народами. В это время фольклор воспринимался как олицетворение национальной идентичности и народной мудрости.
Значение фольклора в русской науке
В русской науке фольклор рассматривается как важный объект изучения различных гуманитарных дисциплин. Фольклорные тексты, как правило, служат источниками для исторических, культурных и социологических исследований. Они позволяют понять менталитет народу, его ценности и традиции. Фольклор также является богатым ресурсом для изучения языка и его эволюции, поскольку в фольклоре сохраняются устаревшие слова и конструкции, которые могут быть потеряны в литературном языке.
Современные исследования фольклора охватывают различные аспекты: от анализа текстов и их семантики до изучения социокультурных условий существования фольклора. Учёные уделяют внимание также интерпретации фольклора в контексте актуальных культурных процессов, таких как глобализация и миграция.
Изучение русской фольклористики на уроках литературного чтения в средней школе
Изучение русской фольклористики на уроках литературного чтения представляет собой уникальную возможность поднять вопросы культурной идентичности, ценностей и традиций, которые несет в себе народное творчество. Введение фольклора в образовательную программу может значительно обогатить занятия, сделав их более живыми и актуальными.
Примеры использования фольклора на уроках
1. Анализ фольклорных текстов: Учитель может предложить учащимся прочитать народные сказки, пословицы и поговорки, а затем обсудить их содержание, символику и значение для русской культуры. Например, можно рассмотреть сказки А. С. Пушкина и их фольклорные корни.
2. Творческие задания: Учащимся можно предложить создать свои собственные сказки или мифы, опираясь на народные традиции. Это развитие творческих навыков поможет глубже понять основные паттерны фольклора.
3. Сравнение с литературными произведениями: Интересным подходом может стать анализ произведений русских классиков (таких как Толстой, Достоевский) на предмет использования фольклорных мотивов и образов. Это поможет учащимся увидеть перекресток литературы и фольклора.
4. Изучение музыкального фольклора: Включение в занятия народных песен и танцев позволит учащимся прикоснуться к богатой традиции устного творчества на чувственном уровне. Это может быть как прослушивание записей, так и практические занятия.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.