Анализ литературного произведения. «Поэма А.А. Блока «Двенадцать»: поэтика, система символов»
Оценка 4.9

Анализ литературного произведения. «Поэма А.А. Блока «Двенадцать»: поэтика, система символов»

Оценка 4.9
Научные работы
docx
русская литература
СCУЗ, ВУЗ
16.01.2024
Анализ литературного произведения. «Поэма А.А. Блока «Двенадцать»: поэтика, система символов»
Ярыгина МСКД-211 Отечесвенная литература.docx

Министерство образования и науки Российской федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Кемеровский государственный институт культуры»

Факультет социально-культурных технологий

Кафедра социально-культурной деятельности

 

 

 

 

Контрольная работа по Отечественной литературе

на тему:

«Поэма А.А. Блока «Двенадцать»: поэтика, система символов»

 

 

 

 

Выполнил студент группы МСКД -211:

Ярыгина Ю.В.

 

Проверил доцент кафедры литературы,

Русского языка и иностранных языков:

Картузова М.В.

 

 

 

 

 

Кемерово 2023

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

…………………………………………………….............

3

1.               Символизм

…………………………………………………….............

4-6

2.          Поэма А.А. Блока «Двенадцать»

 

 

……………………………………………………………..

 

 

6-7

3.     Символы в поэме

……………………………………………………………...

  7

3.1.          Цвета

………………………………………………………………

7-8

3.2.          Образы. Их роль в раскрытии смысла

 

 

 

………………………………………………………………

 

 

 

8-9

4.     Проблематика и поэтика поэмы

 

 

………………………………………………………………

 

 

10-11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

………………………………………………………………

12

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

………………………………………………………………

 

 

13


 

ВВЕДЕНИЕ

Поэты и писатели девятнадцатого века возвели русскую литературу на новый мировой уровень, они создали не только произведения, которые и в наше время считаются основополагающими шедеврами в истории русской литературы, но и сотворили прекраснейшее время «Золотого века», которое вобрало в себя всё таинство русского языка, поэзии, чувств, красоты и вдохновило многочисленных служителей литературы на создание новых произведений и направлений. Золотой век дал сильнейший толчок, и литература стремительно шагала вперёд, менялась и принимала новые формы. Так к концу 20 столетия Золотой век сменился Серебряным. Появилось большое количество поэтов и писателей, ищущих новые настроения и предлагавших непривычные эстетические идеалы для народа, который привык к идеалу золотой красоты. Серебряный наследник хоть и опирался на сочинения предшественников, но и смело экспериментировал с литературными формами, и буквально противоречил, создавая абсолютно уникальные произведения. Он произвёл на свет творчество, которое образовало такие модернистские направления, как: символизм, имажинизм, футуризм и акмеизм. Творцами акмеизма считаются А.А. Ахматова, Н. С. Гумилёв; футуризма – В.В. Маяковский, В.В. Хлебников; имажинизма – А.Б. Мариенгоф и раннее творчество С.А. Есенина: символизма – В.Я. Брюсов и А.А. Блок.


 

1.Символизм.

Первым направлением серебряного века является символизм, для которого было характерно выражение своих отношений посредством символов, интуитивное познание сущностей и идей, смутные и изощрённые чувства и видения, стремление к экспериментам и новаторству. Цветы становились символами любви, зеркала дверьми в потусторонний мир, а животные превращались в проводников. Так в рамках данного направления предметы приобретали новые значения, их конкретное-образное выражение сменялось многозначными художественными описаниями сущности, чувств, эмоций и мистических ассоциаций. Авторы течения переворачивали и меняли моральные ценности, ломали традиции, ругали и критиковали общественное развитие и сильно увлекались философией идеализма. В России общество символистов поделено на две группы:

1.     «Старшие» символисты. Чья литературная деятельность началась в 1890-е годы: Валерий Брюсов, Дмитрий Мережковский, Зинаида Гиппиус, Константин Бальмонт, Сологуб (Ф.К. Тетерников)

2.     «Младшие» символисты, дебютировавшие в 1900-е годы и существенно обновившие облик течения: Андрей Белый, Вячеслав Иванов, Александр Блок, Владимир Соловьёв

Искру зарождения символистской литературы в России можно считать выступление Д. Мережковского с лекцией «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы» в 1892 г. В изложении писателя упомянуто три основных элемента «нового искусства»: выражение взглядов, чувств и предметов символами, мистификация, «расширение художественной впечатлительности». Данные описания стали основой для рождения принципов символистского течения:

- Искусство постигается созерцанием тайных смыслов и знаков, рассудок и здравый смысл заменяется художественными образами. Автор теперь не описывает реальные свойства предмета, а сразу сообщает о своём мимолётном впечатлении и представлении о мире (импрессионизм).

- Интерес к идеалистической философии и мистицизму. Создание образов и миров неподвластных рациональному познанию.

- Безграничное представление символов с помощью ассоциативных обращений. Множественность значений.

- Идея всеобщего эстетизма (Панэстетизм). Красота заменяет логику и мораль, оценка действительности происходит через призму идеализации.   

- Предпочтение стихотворных лирических жанров.

- Обращение к произведениям Античности и Средневековья. Античный или средневековый миф – это важный источник сюжетов и образов, универсальная модель символов. Обращаясь к классическим изложениям, символисты избрали для себя лозунгом слова Ф. Ницше: «Только как эстетический феномен бытие и мир оправданы в вечности».

- Собственное мифотворчество. Символисты использовали миф не только в своём творчестве, но и в реальной жизни, создавая мифы об других авторах и о самих себе. Например, Андрей Белый говорил о Ф. Сологубе, как о поэте-провидце, о Лермонтове, как о поэте сверхчеловечества, о Достоевском, ка о «тайновидце духов».

- Внимание к музыкальности стиха, к ритмике и поиск новых ритмов. Музыкальная стихия – праоснова жизни и искусства.

- Двойственность мира (идея о реальном и потусторонних мирах)

- Ценность свободной интуиции творца, идея изменения мира в процессе творчества (демиургичность)

Считается, что на формирование данного течения большое влияние оказал кризис Российской империи и мировой культуры. Изначально символизм в России копировал французский, но достаточно быстро перерос в масштабное и оригинальное культурное явление. В дальнейшем появлялись новые течения, но все они так или иначе были подвержены влиянию символизма. Акмеисты провозглашали материальность, предметность тематики, образов и точность слова. Футуризм стал основателем идеи искусства будущего «новое искусство спасёт мир». Метафорическими кирпичиками построился имажинизм. Но самое главное связующее данных течений – это проблема традиции и новаторства, отказ от прежних догм и стремление к новым литературным формам, вот чем горели авторы серебряного века. Но их пламенное стремление общество принимало неохотно. Идеи символизма для русского читателя того времени были дикими и непривычными. К началу 20 столетия символисты уже смогли адаптировать своё творчество под национальное сознание, обратившись к русской народности и к русским литературным традициям.

Особый вклад в развитие русского символизма внёс Александр Александрович Блок. Творчество писателя имеет ряд характерных черт. Лирика Блока близка музыке, в своих произведениях он углубляет социальные тенденции, осознаёт трагедию современного человека. Ему удаётся сочетать мистическое и бытовое, отрешённое и повседневное. Так же поэтический стиль Блок отличает использование метафоры, которая является не просто литературной игрой, а «таинственной сущностью мира».

 

2. Поэма А.А. Блока «Двенадцать»

Поэма «двенадцать» вышла в 1918 году, когда общественность, мир и сам писатель были пронизаны тугими нитями революции. Всего за несколько дней писатель, вдохновлённый улицами Петрограда, революционной атмосферой и настроениями торжествующей новой власти, создаёт поэму. В ней он излагает скорее не процесс анализа и рассуждений, а делится своим эмоциональным впечатлением, как человека не определившего своего отношения к революционным переменам в городе. Тем самым заставляет читателя метаться от высмеивания событий до прославления революционного переворота.

 

3.     Символизм в поэме

Блок, как символист просто не мог обойтись без использования символов в написании поэмы. Через символы Александр Александрович показывает глубочайший смысл и масштаб революции. Основные символы произведения: цвета, ветер, число двенадцать.

3.1.          Цвета.

Красный цвет, как выражение сопротивления. Ассоциативный окрас красного цвета в произведении:

- революция;

- кровь;

- «мировой пожар»;

- «красной гвардии».

Люди, не согласные с действующей властью, оказывают сопротивление, что несёт кровавые последствия изменения мирового порядка. Блок показывает перерождение человека в очистительном революционном огне, заставляя читателя задуматься о правильности такого очищения, о реальности перерождения в хаосе и кровавом мире. 

Чёрный и белый цвета изображают противостояние старого мира и нового:

- Чёрный цвет – это всеобъемлющее зло мира и хаос внутреннего состояния человека посреди резко меняющегося порядка.

- Белый цвет – это стремление к свету, надежда на светлое будущее, правильность и духовность миссии.

Также, меняющие чёрно-белые пятна произведения отражают тяжёлое неопределённое состояние автора

Ветер – выступает как знак перемен. Сильный ветер и ураган – символ разрушительной революционной силы. Также ветер передаёт всю полноту гнетущей атмосферы, нависшей над страной, он создаёт ощущение страха, холода, немощности перед могучей стихией.

Действия ветра в поэме. Ветер в произведении не просто создаёт неприятные погодные условия, ломает деревья и разносит пыль, а наносит вред именно человеку: «Ветер, ветер! На ногах не стоит человек!»

Также Блок говорит о масштабах революции и последствий, указывает на то, что ветер бушует не только в городе или стране, но и по всему миру.

Число двенадцать имеет несколько трактовок:

- Название поэмы перекликается с количеством красноармейцев в отряде, который устраивал революционный суд на улицах города.

- Также число двенадцать Блок связал с двенадцатью разбойниками из поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Автора вдохновила преемственность поколений, борющихся за свободу всеми возможными способами.

- Символическая связь названия с религией. Двенадцать, как двенадцать апостолов Иисуса Христа. Таким образом, Блок ассоциирует вновь пришедшего Иисуса «в белом венчике из роз» и дюжиной последователей с мировой революцией, которая установит Божие царствие, уничтожив старый рабский мир.

3.2. Образы, их роль в раскрытии смысла

Красногвардейцы. Двенадцать представляет собой красногвардейцев, происходящих из нищих семей, которых злоупотребляли на производстве в качестве недорогой рабочей силы. Обезличивание здесь служит символической роли. Это не просто люди, а воплощение революционной силы, которая охватила всю Россию. Единообразие красногвардейцев, привыкших безупречно выполнять свои обязанности и выполнять рутинную работу, говорит об полном отсутствии индивидуальности, что выгодно правителям их тщеславного подчинения. Однако «Голотьба» смешала карты истинно рабовладельческого режима и мстила своим притеснителям.

Образ и значение Христа в поэме. В поэме Блок относит религию христианства к культуре, которая исчерпала себя и которую следует уничтожить в русском обществе. Герои поэмы относятся к традициям, доктринам и правилам старой веры без должного уважения, даже высмеивая их. Однако поэма завершается строками о двенадцати людях, идущих «без святого имени» под началом Иисуса. Такая противоречивость воспринимается по-разному, поэтому существует две версии:

- Поэт иллюстрировал антихриста как символ неверного выбора людей, которые заблуждаются, считая себя посланниками дьявольской силы. Отказываясь признавать веру, человечество отвергает само себя. Антихрист объявляет о наступлении апокалипсиса, что разрушит человеческую душу и тело, а революция распространяет смерть через враждебность между братьями. Но, несмотря на Блоковскую позицию, атеистические взгляды проникли в Петроград.

- Иисуса воспринимали отдельно от церкви, отвергая лицемерие церковных иерархов, которые поддерживали царскую систему. Учение Христа было искажено в ущерб людям, и Он вернётся, чтобы создать новый, справедливый мир. Как и в случае с религией, новый мир невозможен без жертвы, поэтому группа людей стала самозваной инквизицией, потому что без применения насилия невозможно изменить мир или обратить всех в христианство. Новые апостолы берут на себя это крест, чтобы превратить старый мир в лучший для своего народа.

 

 

 

4.     Проблематика и поэтика поэмы

В 1917-1918 гг. в России произошли две революции – Французская и Октябрьская. Интеллигенция того времени была активно вовлечена в эти исторические события. Некоторые осуждали восстания, другие же поддерживали их. Александр Блок относился к тем, кто поддерживал Октябрьскую революцию. В своих произведениях, в частности, в поэме «Двенадцать», написанной спустя два месяца после Октябрьского движения, писатель выразил свои взгляды на это эпохальное событие.

В центре «Двенадцати» лежит проблематика революции. Блок представляет её как необузданный поток, нацеленный на восстановление справедливости. Взгляды Александра Александровича отражаются в том, что сам Господь благословил революционеров на их дело. Именно в этом он видит надежду на положительные изменения в обществе своей страны. Как профессиональный писатель, Блок умел передать свои мысли и эмоции через поэтический язык, создавая целые картины в их замысловатости и символике.

Таким образом, поэма «Двенадцать» Александра Блока является отражением авторского восприятия Октябрьской революции и её значимости в истории России. В работе писателя ярко проступают его уверенность в необходимости этого события и вера в позитивные изменения, которые революция принесёт в общество.

Проблема долга перед Родиной раскрывается на примере двенадцати красногвардейцев. Молодые ребята, зная, что могут «буйну голову сложить» пошли в лавы гвардии, чтобы восстановить справедливость. При этом видим, что красногвардейцы – выходцы из простых людей.

С предыдущими проблемами связана проблема старого и нового. Старое воплощено в образах попа, собаки, буржуя, разгульных женщин; новое – в образах красногвардейцев. Пережитки прошлого показаны в негативном свете, всё новое благословенное Господом. В контексте рассказа о старом укладе развивается проблема религии. Автор напоминает попу с большим крестом, как некогда он обманывал простых людей.

В поэме нашлось место и для любовной линии, точнее, для любовного, треугольника. Автор рассказывает про отношения Ваньки и Катьки. Ванька оградил девицу от надобности гулять с офицерами, не упускает возможности напомнить девушке, что она его содержанка. Потом появляемся Петр – бывший возлюбленный Катьки. От его рук и гибнет девушка.

Также в поэме раскрываются проблемы поэта и революции, разгульной жизни; жизни и смерти; чести и др. Большинство проблем представлены посредством образа двенадцати.

Привлекает внимание также поэтика поэмы «Двенадцать». А. Блок сначала задумывал произведение как драму, но этот замысел не удалось воплотить в реальность. Однако в произведении есть признаки драматического рода: диалоги, монологи, сжатые описания локализации и временных рамок событий. Интересны элемент произведения – воспроизведение звуков стрельбы: «Тра-та-та». Оно помогает читателю ощутить музыку, атмосферу революции.

Богата и палитра художественных средств произведения. В нём есть эпитеты («ветер хлёсткий», «ветер весёлый и зол, и рад», «чёрная злоба, святая злоба», «сугробы пуховые», «державный шаг»), сравнения («старушка, как курица», «буржуй, как пес голодный», «старый мир, как пес безродный»), метафоры («погибла Россия», «крестом сияло брюхо на народ», только вьюга долгим смехом заливается в снегах). Наполнено произведение символами, например: «мировой пожар», вьюга», «красны флаг» - революция; двенадцать красноармейцев – апостолы Христа; пес, буржуй – старый мир.

 

 


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Разбор поэмы показал многочисленное использование автором символов и знаков, ассоциаций, ярких впечатлений и переживаний, что конечно, присуще символистскому направлению. Также произведение ярко описало тяжёлые времена нашей Родины, наших людей и всего мира в целом. Поэтому Поэма Александра Александровича Блока «Двенадцать» является не только ярким показательным произведением символистского течения, но ещё и важным изложением нашей истории и нашей летописной памяти.


 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.     https://www.culture.ru/poems/290/dvenadcat

2.     https://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%B0%D0%B4%D1%86%D0%B0%D1%82%D1%8C_(%D0%BF%D0%BE%D1%8D%D0%BC%D0%B0)

3.     https://www.culture.ru/persons/8190/aleksandr-blok

4.     https://www.culture.ru/s/gid-po-serebryanomu-veku/

5.     https://www.culture.ru/s/slovo-dnya/simvolizm/

6.     https://obrazovaka.ru/literatura/serebryanyy-vek.html

7.     https://spravochnick.ru/literatura/russkaya_literatura/serebryanyy_vek_russkoy_literatury/

8.     https://wiki.fenix.help/literatura/serebryanyy-vek-russkoy-poezii

9.     https://foxford.ru/wiki/literatura/sredstva-hudozhestvennoj-vyrazitelnosti

10.https://obrazovaka.ru/literatura/izobrazitelno-vyrazitelnye-sredstva-yazyka-primery.html

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Министерство образования и науки

Министерство образования и науки

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………

ВВЕДЕНИЕ Поэты и писатели девятнадцатого века возвели русскую литературу на новый мировой уровень, они создали не только произведения, которые и в наше время считаются основополагающими…

ВВЕДЕНИЕ Поэты и писатели девятнадцатого века возвели русскую литературу на новый мировой уровень, они создали не только произведения, которые и в наше время считаются основополагающими…

Символизм. Первым направлением серебряного века является символизм, для которого было характерно выражение своих отношений посредством символов, интуитивное познание сущностей и идей, смутные и изощрённые чувства…

Символизм. Первым направлением серебряного века является символизм, для которого было характерно выражение своих отношений посредством символов, интуитивное познание сущностей и идей, смутные и изощрённые чувства…

Интерес к идеалистической философии и мистицизму

Интерес к идеалистической философии и мистицизму

В дальнейшем появлялись новые течения, но все они так или иначе были подвержены влиянию символизма

В дальнейшем появлялись новые течения, но все они так или иначе были подвержены влиянию символизма

Тем самым заставляет читателя метаться от высмеивания событий до прославления революционного переворота

Тем самым заставляет читателя метаться от высмеивания событий до прославления революционного переворота

Также, меняющие чёрно-белые пятна произведения отражают тяжёлое неопределённое состояние автора

Также, меняющие чёрно-белые пятна произведения отражают тяжёлое неопределённое состояние автора

Однако «Голотьба» смешала карты истинно рабовладельческого режима и мстила своим притеснителям

Однако «Голотьба» смешала карты истинно рабовладельческого режима и мстила своим притеснителям

Проблематика и поэтика поэмы

Проблематика и поэтика поэмы

Автор напоминает попу с большим крестом, как некогда он обманывал простых людей

Автор напоминает попу с большим крестом, как некогда он обманывал простых людей

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Разбор поэмы показал многочисленное использование автором символов и знаков, ассоциаций, ярких впечатлений и переживаний, что конечно, присуще символистскому направлению

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Разбор поэмы показал многочисленное использование автором символов и знаков, ассоциаций, ярких впечатлений и переживаний, что конечно, присуще символистскому направлению

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 1

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.01.2024