Контрольная работа
Оценка 4.9

Контрольная работа

Оценка 4.9
Повышение квалификации
doc
русская литература +1
Взрослым
12.01.2019
Контрольная работа
"Концептуальный анализ художественного текста". А. Куприн "Гранатовый браслет". В рассказе А.И. Куприна «Гранатовый браслет» представлены следующие колоративные концепты: Концепт «черный цвет» и его репрезентанты: черный (20), коричневый (1), темный (1), темнота (3); Концепт «белый цвет» представлен репрезентантами: белый (18), бледный (2), светлый (2) прозрачный (1); Концепт «красный цвет» объективируется следующими колоративами: розовый (5),гранатовый (1), карминный (1), багровый (1), ало-кровавый (1) и рыжий (1); Концепт «синий цвет» и его репрезентанты: голубой (3), сизый (1); Концепт «желтый цвет» объективирован колоративами: желтый (4), золотой (6); также в рассказе присутствуют: зеленый цвет (4), серебряный (2) и серый (2). Всего мною выделен 61 репрезентант колоративных концептов. Когнитивный анализ колоративных концептов в рассказе А.И. Куприна «Гранатовый браслет» мы начнем с концепта «черный цвет». Черный цвет в этом рассказе использован в своем основном значении, им Куприн описывает гроздья клубники и цвет бархатной подушечки в футляре с браслетом.
Концептуальный анализ.doc
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНО­ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Филологический факультет Кафедра русского языка Направление подготовки «Педагогическое образование» (профиль «Филологическое образование») "Концептуальный анализ художественного текста". А. Куприн "Гранатовый браслет".  Выполнил:студент очной формы обучения группы ФО­11 Залеснова О.А. Руководитель:  доктор филологических наук,профессор кафедры русского языка Дубова Марина Анатольевна  1 Коломна – 2018 г. В рассказе А.И. Куприна «Гранатовый браслет» представлены следующие  колоративные концепты: Концепт «черный цвет» и его репрезентанты: черный (20), коричневый (1),  темный (1), темнота (3); Концепт «белый цвет» представлен репрезентантами: белый (18), бледный (2),  светлый (2) прозрачный (1); Концепт «красный цвет» объективируется следующими колоративами:  розовый (5),гранатовый (1), карминный (1), багровый (1), ало­кровавый (1) и  рыжий (1); Концепт «синий цвет» и его репрезентанты: голубой (3), сизый (1); Концепт «желтый цвет» объективирован колоративами: желтый (4), золотой  (6); также в рассказе присутствуют: зеленый цвет (4), серебряный (2) и серый  (2). Всего мною выделен 61 репрезентант колоративных концептов. Когнитивный анализ колоративных концептов в рассказе А.И. Куприна  «Гранатовый браслет» мы начнем с концепта «черный цвет». Черный цвет в этом рассказе использован в своем основном значении, им  Куприн описывает гроздья клубники и цвет бархатной подушечки в футляре с браслетом. Кратким прилагательным «черна» Куприн характеризует ночь. 2 «Черные обильные гроздья, издававшие слабый запах клубники, тяжело  свисали между темной, кое­где озолоченной солнцем зеленью». «Вера подняла крышечку, подбитую бледно­голубым шелком, и увидела  втиснутый в черный бархат овальный золотой браслет». «Ночь была так черна, что в первые минуты, пока глаза не притерпелись после света к темноте, приходилось ощупью ногами отыскивать дорогу. Темный цвет используется для описания природы, а именно зелени, им  Куприн более точно показывает оттенок травы, «более зеленый, темно­ зеленый»: «Черные обильные гроздья, издававшие слабый запах клубники,  тяжело свисали между темной, кое ­ где озолоченной солнцем зеленью». У Куприна «темнота» ­ это явление природы, смена дня и ночи: «Ночь была  так черна, что в первые минуты, пока глаза не притерпелись после света к  темноте, приходилось ощупью ногами отыскивать дорогу». Коричневый цвет используется автором в рассказе лишь раз, для описания  детали одежды Желткова, он был одет в коричневый пиджачок: «Худые,  нервные пальцы Желткова забегали по борту коричневого пиджачка,  застегивая и расстегивая пуговицы». Фигура Желткова в этом эпизоде выглядит очень неуверенно и даже жалко, во всем его облике видится незащищенность и терзающие его сомнения. В  портрете Куприн подчеркивает коричневый пиджачок не как знак обычности,  абсолютной неяркости, а наоборот, скромности и сдержанности наряда. Концепт «белый цвет» представлен репрезентантами: бледный, светлый и  прозрачный. Белый используется для описания цветов акации, табака: «А  потом в жары ни один цветок, ни пахнул, только белая акация… да и та  конфетами». ­ Генерал Аносов. 3 «Звездчатые цветы белого табака в палисаднике запахли острее из темноты  природы». Белого цвета паруса у судна, в данном случае белый ­ цвет надежды, чистоты,  победы: «А дальше точно стояло в воздухе, ни подвигаясь вперед,  трехмачтовые судно, все сверху донизу одетое однообразными, выпущенными от ветра белыми стройными парусами». Метафорическое сравнение мухоморов Веры Шеиной с красным атласом,  вышитым белым бисером: «А мухоморы! Точно из красного атласа и вышиты  белым бисером». В рассказе белым является также бал, о котором упоминает сестра Веры  Николаевны: «А впереди еще предстоит концерт в пользу недостаточных  интеллигентных тружениц, а там еще белый бал …» ­ Анна Николаевна  Фриессе. Бледный цвет А.И. Куприна использует для того, чтобы передать цвет лица. У Желткова это, скорее, постоянное явление, чем сиюминутная реакция на  какое­нибудь раздражение из вне: «Теперь он стал весь виден: очень бледный,  с нежным девичьим лицом, с голубыми глазами и упрямым детским  подбородком с ямочкой посредине, лет ему, должно быть, было около  тридцати, тридцати пяти». Бледные личики были и у детей Анны Николаевны Фриессе, здесь, скорее  всего, следствие физического здоровья, на это указывает эпитет  «малокровные»: «Что касается Веры ­ та жадно хотела детей и даже, ей  казалось, чем больше, тем лучше, но почему ­ то они у нее не рождались, и она болезненно и пылко обожала хорошеньких малокровных детей младшей  сестры, всегда приличных и послушных, с бледными мучнистыми лицами». Репрезентанты концепта «белый цвет» светлый и светловолосый используются для описания внешности героев, их цвета волос. Светлые волосы были у  4 Густава Ивановича Фриессе, мужа Анны Николаевны и у Василия Львовича  Шеина: «Густав Иванович хохотал громко и восторженно, и его худое, гладко  выбритое и обтянутое блестящими желтыми, светлыми волосами лицо…». «Василий Львович сидел у ламберного стола и, низко наклонив свою  стриженную большую светловолосую голову, чертил мелком по зеленому  сукну». В концепте «белый цвет» выделяется репрезентант «прозрачный», который  А.И. Куприн использует для описания воды: «Пришедши в отведенную мне  квартиру, я увидел на окошке стоящую низенькую клеточку, на клеточке была большого размера хрустальная бутылка с прозрачною водой, в ней плавали  золотые рыбки». ­ Генерал Аносов. Интересен репрезентант концепта «белый цвет» «серебряный». Серебряный цвет встречается в рассказе 3 раза: «Все камни с точностью  перенесены сюда со старого серебряного браслета, и Вы можете быть  уверенны, что до вас никто еще этого браслета не надевал». Серебряные очки были на женщине, которая открыла дверь в квартире  Желткова: «Навстречу ей вышла сероглазая старая женщина, очень полная, в  серебряных очках, и так же, как вчера спросила…». В первых двух примерах  прилагательное «серебряный» совмещает два значения ­ «сделанный из  серебра» и «цвета серебра». В описании внешности Генерала Аносова можно увидеть серебряный цвет,  использованный в нескольких значениях: «Генерал Аносов, тучный, высокий,  серебряный старец, тяжело слезал с подножки, держась одной рукой поручни  козел, а другой за задок экипажа». 5 Серебряный цвет здесь можно трактовать, как символ мужественности,  доблести, отваги, которые генерал проявил за долгие годы службы. С другой  стороны, серебряный цвет ­ символ увядания, седины волос, старения. Репрезентанты концепта «красный цвет», по сравнению с другими, довольно  частотны: в анализируемом произведении Куприн употребляет их 11 раз. Красная роза, как символ любви присутствует в рассказе: «Да, я потом вас  позову, ­ сказала Вера и сейчас же вынула из маленького бокового карманчика кофточки большую красную розу». Красным цветом Куприн передает чувства героев и их портреты. Красное  лицо было у Генерала Аносова: «У него было большое, грубое, красное лицо с  мясистым носом…, чуть­чуть презрительным выражением в прищуренных  глазах, расположенных лучистыми полукругами». Покрасневшие глаза ­  следствие переживаний и слез Веры Николаевны, ее предчувствие гибели  Желткова: «Она пришла к мужу с покрасневшими от слез глазами и вздутыми  губами, и, показав письмо, сказала…» Бытовое использование красного цвета довольно частотное у Куприна, это и  футляр, вино, плюш, мухомор, шапка и даже плавники хищной рыбы. Объединим примеры красного цвета, касающиеся упаковки браслета, так  сказать, его обрамления: «Во­первых, позвольте возвратить вам вашу вещь, ­  сказал он и, достав из кармана красный футляр, аккуратно положил его на  стол». ­ Николай Николаевич Мирза ­ Булат ­ Тугановский. «Под бумагой оказался небольшой ювелирный футляр красного плюша,  видимо только из магазина». Метафорическое сравнение Веры Николаевны мухоморов с полотном из  красного атласа, вышитого белым бисером: «А мухоморы какие! Точно из  красного атласа и вышиты белым бисером» 6 Красного цвета также любимое вино дедушки Веры Николаевны, генерала  Аносова: «Перед ними стояла бутылка его любимого красного вина Pommard,  рядом с ним по обеим сторонам сидели Вера и Анна». Ярко­красные плавники были у рыбины, которую подавали на именинах  княжны, она всех поразила своим окрасом и размерами: «Ее чешуя отливала  золотом, плавники были ярко­красного цвета, от громадной хищной морды  шли в стороны два нежно­голубых складчатых, как веер, длинных крыла. В переносном значении колоративный концепт «красный» используется один  раз: «Только что настали красные денечки». ­ Генерал Аносов. Выражение «красные денечки» означает «красивые», «праздные» денечки, то  есть веселое время отпуска или отдыха, времяпрепровождения в свое  удовольствие. Розовый цвет используется автором в рассказе 5 раз. В одном описании розовый употребляется вместе с карминным цветом: «Вера  вынула из вазочки 2 маленьких розы, розовую и карминную, и вдела их в  петлицу генеральского пальто…» Такое цветовое сочетание символично: княгиня Вера вдевает в петлицу пальто генерала Аносова две маленьких розы. Один цветок розовый, другой  карминный, то есть ярко­красный, один Вера, другой Анна. Анна страстная по своей натуре. Хотя она и не обладает аристократической красотой своей  сестры, тем не менее, ее «грациозная некрасивость» привлекает мужчин. Она  неохотно предается флирту, любит азартные игры, посещает места с  сомнительной репутацией, но в то же время никогда не изменяет мужу,  отличается искренней набожностью. Красная роза ­ символ страстей людских  и одновременно страстей (страданий) Христовых. В Анне есть и то и другое.  Вера («розовый цветок») более нежная, утонченная, более спокойная и  холодная, «в мать, красавицу ­ англичанку». 7 Сестры такие же разные, как эти две розы, вдетые в петлицу пальто Аносова в знак любви и привязанности. Розовой ленточкой был перевязан футляр с подарком Желткова: «Даша  положила на стол небольшой квадратный предмет, завернутый аккуратно в  белую бумагу и тщательно перевязанный розовой ленточкой». Розовый оттенок увидела сестра княгини Веры Николаевны в лунном свете: «­ Нет, нет. Я помню также раз, надо мной все смеялись, когда я сказала, что в  лунном свете есть какой­то розовый оттенок». ­ Анна Николаевна Фриессе. В памяти Генерала Аносова всплывает розовое масло с розовым запахом, так  поразившим его в атмосфере солдатской юности: «Вдруг повеял на меня  сильный розовый запах, я остановился и увидел, что между двух солдат стоит  прекрасный хрустальный флакон с розовым маслом. Репрезентант багровый концепта «красный цвет» имеет следующее значение:  «Густо­красный, кровавого цвета». В рассказе багрового цвета полоска заката: «Погасла последняя багровая,  узенькая, как щель, полоска, рдевшая на самом краю горизонта, между сизой  тучей и землей». Символическое значение имеют алые кровавые огни гранатового цвета в  браслете. Они как символ огромной любви с одной стороны, и как  сбывающееся пророчество с другой. Не зря Вера Николаевна, увидев «густо ­  красные живые огни» гранатов, которые загорелись под огнем электрической  лампочки, вскрикнула: «Точно кровь!» Это сравнение, без сомнения, указывает на приближение какого­то  чрезвычайно важного события в жизни героев, и, как мы знаем, событие это  будет трагичным. 8 Рыжий цвет, упоминающийся в рассказе единожды, относится к описанию  внешности Желткова: «И опять его дрожащие руки забегали, теребя  пуговицы, шевеля светлые рыжеватые усы, трогая без нужды лицо». Концепт «синий цвет» объективируется голубым и сизым цветами. Синий цвет использован Куприным для описания воды и записной книжки ­  подарка Анны Николаевны Фриессе сестре: «Она достала из своего ручного  мешочка маленькую записную книжку в удивительном переплете: на старом и  посеревшем от времени синем бархате вился тускло­золотой филигранный  узор…» «Вода была ласково­спокойна и весело­синя, светлея лишь косыми гладкими  полосами в местах течения и переходя в густо синий глубокий цвет на  горизонте». Голубой цвет, как и синий, употребляется в рассказе 3 раза. Голубые, чистые глаза были у поклонника княгини Веры Николаевны  Желткова: «Теперь он стал весь виден: очень бледный, с нежным девичьим  детским подбородком с ямочкой посредине; лет ему, должно быть, было  около тридцати ­ тридцати пяти». Бледно­голубым шелком была подбита крышечка футляра, в котором  находился подарок Желткова: «Вера подняла крышечку, подбитую бледно­ голубым шелком, и увидела втиснутый в черный бархат овальный золотой  браслет…» Нежно ­ голубого цвета были, так называемые, крылья у рыбины, которую  подавали на именинах княгини Веры Николаевны: «Ее чешуя отливала  золотом, плавники были ярко­красного цвета, от громадной хищной морды  шли в стороны два нежно­голубых складчатых, как веер, длинных крыла». 9 Сизый цвет ­ он же графитовый, то есть темно­серый цвет с синевато­белым  отливом. В словаре живого великорусского языка В. Даля: «Сизый ­ темный, черный с  просинью и белесоватым, голубоватым отливом; серо­синий, дикого цвета, с  синевато, с голубой игрою». В рассказе «Гранатовый браслет» сизого цвета туча: «Погасла последняя  багровая узенькая, как щель, полоска, рдевшая на самом краю горизонта,  между сизой тучей и землей». Переходим к анализу концепта «желтый цвет» и его репрезентанта золотой.  Желтый цвет упоминается в рассказе 4 раза. Желтый цвет используется для описания природы: «Успокоившиеся деревья  бесшумно и покорно роняли желтые листья». «На обсохших полях, на их колючей желтой щетине заблестела слюдяным  блеском осенняя картина». Желтолицым Куприн называет и повара Веры Николаевны Луку: «Пришел  высокий, бритый, желтолицый повар Лука с большой продолговатой белой  лоханью, которую он с трудом, осторожно держал за ушки». В переносном значении желтый цвет употребляется один раз в монологе  Генерала Аносова: «И вот однажды осенью, присылают к нам в полк  новоиспеченного прапорщика, совсем желторотого воробья, только, что из  военного училища». «Желторотым называют молодого, наивного, неопытного человека». В  русском языке есть устойчивое выражение «желторотый птенец». Золотой цвет употребляется в рассказе 6 раз. Золотым был браслет ­  символический подарок Желткова: «Вера подняла крышечку, подбитую  10 бледно­голубым шелком, и увидела втиснутый в черный бархат овальный  золотой браслет». Тускло­золотой узор вился на синем бархате маленькой записной книжки,  которую княгиня получила в подарок от сестры: «Она достала из своего  ручного мешочка маленькую записную книжку в удивительном переплете: на  старом и посеревшем от времени синем бархате вился тускло­золотой  филигранный узор…» Эта же записная книжка была прикреплена золотой цепочкой: «Книжка была  прикреплена к тоненькой, как нитка, золотой цепочке, листки в середине были заменены табличками из слоновой кости». «Озолоченная солнцем зелень» ­ такой эпитет встречается в рассказе:  «Черные обильные гроздья, издававшие слабый запах клубники, тяжело  свисали между темной, кое ­ где озолоченной солнцем зеленью». Генерал, рассказывая сестрам истории из своей жизни, упоминает золотых  рыбок: «Приходя в отведенную мне квартиру, я увидел на окошке стоящую  низенькую клеточку, на клеточке была большого размера хрустальная  бутылка с прозрачною водой, в ней плавали золотые рыбки». Чешуя огромной хищной рыбы, которую разделывал повар Лука отливала  золотом: «Ее чешуя отливала золотом, плавники были ярко­красного цвета, от громадной хищной морды шли в стороны два нежно­голубых складчатых, как  веер, длинных крыла». Зеленый цвет встречается в рассказе 4 раза: «Василий Львович сидел у  ломберного стола и, низко наклонив свою стриженную большую  светловолосую голову, чертил мелком по зеленому сукну». «По всей террасе разливался зеленый полусвет, от которого лица женщин  сразу побледнели». 11 Зеленый цвет очень важен в рассказе, он присутствует в описании главного  символа ­ гранатового браслета, из 6 гранатов, 5 из которых ­ прекрасные  гранаты ­ кабошоны, один был зеленого цвета и маленький: «Посредине,  между большими камнями, вы увидите один зеленый. Это весьма редкий сорт  гранат ­ зеленый гранат». Безусловно, зеленый гранат ­ это символ, символ трагической любви и  загадочного поверья, которое сбывается на страницах рассказа: «По  старинному преданию, сохранившемуся в нашей семье, он (зеленый гранат)  имеет свойство сообщать дар провидения носящим его женщинам и отклоняет от них тяжелые мысли, мужчин же охраняет от насильственной смерти Таким образом, в рассказе А.И. Куприна «Гранатовый браслет» основные  колоративные концепты: «концепт черный цвет», «концепт красный цвет»,  «концепт зеленый цвет», и их репрезентанты чаще всего используются для  точного изображения художественных деталей, портретных характеристик и  при бытовом описании, а также могут быть использованы символически. 12

Контрольная работа

Контрольная работа

Контрольная работа

Контрольная работа

Контрольная работа

Контрольная работа

Контрольная работа

Контрольная работа

Контрольная работа

Контрольная работа

Контрольная работа

Контрольная работа

Контрольная работа

Контрольная работа

Контрольная работа

Контрольная работа

Контрольная работа

Контрольная работа

Контрольная работа

Контрольная работа

Контрольная работа

Контрольная работа

Контрольная работа

Контрольная работа
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.01.2019