Дипломная работа на тему: Тревел-журналистика

  • Особые потребности
  • rtf
  • 06.05.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Актуальность исследования. Согласно отчетности одного из крупнейших медиахолдингов России «Газпром-медиа», среди его каналов единственным, чья выручка в 2015 году увеличилась и продолжила рост в 2016 году, был телеканал «Пятница» . Лозунг канала гласит: «Попробуй мир на вкус!», и все его основные программы так или иначе связаны с путешествиями . Его локомотивом эфира долгое время было трэвел-шоу «Орел и решка» . Оно остается одним из самых рейтинговых форматов на «Пятнице» и по настоящее время .дипломная
Иконка файла материала 281482.rtf
ВВЕДЕНИЕ Актуальность   исследования.   Согласно   отчетности   одного   из крупнейших   медиахолдингов   России   «Газпром­медиа»,   среди   его   каналов единственным, чья выручка в 2015 году увеличилась и продолжила рост в 2016 году, был телеканал «Пятница»1.  Лозунг канала гласит: «Попробуй мир на   вкус!»,   и   все   его   основные   программы   так   или   иначе   связаны   с путешествиями2.     Его   локомотивом   эфира   долгое   время   было   трэвел­шоу «Орел и решка»3. Оно остается одним из самых рейтинговых форматов на «Пятнице» и по настоящее время4.  Тот   факт,   что   программы   о   путешествиях   интересны   аудитории, кажется неудивительным, ведь многие любят узнавать и изучать новые места, культуру, традиции и т.д. А в телевизионных шоу обычно показывают, как это можно   сделать   весело,   на   любой   вкус   и   кошелек,   поэтому   они,   по   идее, должны   всегда   пользоваться   популярностью.   Согласно   исследованиям Всемирной   туристической   организации   ООН,   примерно   на   46   миллионов международных туристов стало больше в 2016 году по сравнению с 20155. В 1 Газпром­медиа хорошо провел «Пятницу» [Электронный ресурс] // Коммерсант URL:  http://www.kommersant.ru/doc/3036099 (дата обращения: 10.03.2017).  2 О телеканале ПЯТНИЦА! [Электронный ресурс] // Пятница URL: https://friday.ru/about (дата обращения:  11.03.2017).  3 Там же.  Данные по аудитории [Электронный ресурс] // Медиаскоп URL: http://mediascope.net/services/media/media­ audience/tv/national­and­regional/audience/?arrFilter_pf%5BCITY%5D=5096&arrFilter_pf%5BPERIOD %5D=24%2F03%2F2014+­+30%2F03%2F2014&arrFilter_pf%5BTYPE%5D0%BE%D1%80%D0%BC %D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%82%D1%8C&set_filter=Y  4 Данные по аудитории [Электронный ресурс] // Медиаскоп URL: http://mediascope.net/services/media/media­ audience/tv/national­and­regional/audience/?arrFilter_pf%5BCITY%5D=5096&arrFilter_pf%5BPERIOD %5D=16%2F01%2F2017+­+22%2F01%2F2017&arrFilter_pf%5BTYPE%5D=0%BE%D1%80%D0%BC %D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%82%D1%8C&set_filter=Y  5 Число туристов в мире достигло 1,23 млрд в 2016 году [Электронный ресурс]  // Коммерсант URL:  http://www.kommersant.ru/doc/3195557 (дата обращения: 11.03.2017).то же время россияне все чаще путешествуют по своей стране – уже четыре года Росстат фиксирует рост внутреннего туризма в России6.  Туризм   стал   более   доступным   для   разных   слоев   населения   по нескольким причинам.  Во­первых,   происходит   упрощение   визового   режима   с   разными странами. Уже в 2017 году Россияне могут в безвизовом режиме поехать в путешествие   в   74   страны7.   Плюс,   есть   несколько   государств,   где   виза оформляется уже по прилете в аэропорт, например, в Макао и на Мальдивах8. На данный момент МИД РФ также ведет переговоры с рядом стран об отмене визового режима.9  Во­вторых,   в   России   с   2011   года   реализуется   Федеральная   целевая программа по развитию внутреннего и въездного туризма10. Она нацелена на развитие   туристической   инфраструктуры   и   привлечения   инвестиций   в   эту сферу. Одним из примеров успешной реализации этой программы является Алтайский  край. По  данным  на 2015  год  туда  ежегодно приезжают  около 1500000 туристов11. В­третьих, добраться до желаемого места в любом уголке мира стало намного проще. Кроме того, что билеты можно купить, не выходя из дома, сейчас   существует   множество   сайтов,   которые   помогут   подобрать   их   по 6 Гриценко П.  Внутренний туризм в России растет четвертый год подряд [Электронный ресурс] // Ведомости URL: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2016/06/16/645539­vnutrennii­turizm (дата обращения:  11.03.2017).  7  Список безвизовых стран для россиян в 2017 году [Электронный ресурс] // Наша планета URL:  https://nashaplaneta.net/articles1/bezvizovie­strani­dlya­rossiayan­2017 (дата обращения: 11.03.2017).  8 Там же.  9 Черненко Е., Мерцалова А. Переговоры об отмене виз идут с целым рядом стран [Электронный ресурс] //  Коммерсант URL: http://www.kommersant.ru/doc/2967372 (дата обращения: 11.03.2017).  10 Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации  (2011 ­ 2018 годы)» [Электронный ресурс] // Федеральное агентство по туризму URL:  http://www.russiatourism.ru/content/2/section/28/detail/28/ (дата обращения: 11.03.2017). 11 Олег Сафонов: санкции подтолкнули внутренний туризм к росту [Электронный ресурс] // Россия сегодня  URL: https://ria.ru/interview/20150129/1044854207.html (дата обращения: 11.03.2017).оптимальной цене среди сотен авиакомпаний. Например, таковыми являются: Skyscanner12,  Anywayanyday13,  Aviasales14, «Яндекс. Авиабилеты»15  и другие. Для   тех,   кто   хочет   потратить   на   транспорт   минимальное   количество денежных   средств,   но   ему   некогда   отслеживать   акции   и   т.д.,   существуют специальные   сервисы,   которые   сделают   это   сами   и   предложат   наилучший вариант. Например, существует сервис  Vandrouki.by16, где посетитель может узнать не только о великолепных предложениях по билетам как на самолет, автобус, так и поезд, но и получить готовый бюджетный маршрут по целому континенту.  В­четвертых, теперь турист может путешествовать сам, где пожелает без особых сложностей. Если раньше в новой стране нельзя было обойтись без гида,   чтобы   не   потеряться   и   посмотреть   все   самое   интересное,   то   теперь перед поездкой можно прочитать чуть ли не всю информацию о стране на различных форумах и сайтах. Одним из таких является популярный в России «Форум   Винского»17.   На   нем   можно   прочитать   рассказы   и   советы путешественников из туров по разным концам света.  Для тех, кто боится что­то забыть важные факты или ему сложно все запоминать,   существует   множество   приложений   для   разных   гаджетов. Например, не потеряться в другой стране поможет сервис Redigo, в котором 12 Skyscanner [Электронный ресурс] // Skyscanner URL: https://www.skyscanner.ru/ (дата обращения:  11.03.2017). 13 Anywayanyday [Электронный ресурс] // Anywayanyday URL: https://www.anywayanyday.com/? AdSource=google&AdMedium=CPC&AdCampaign=rus_anywayanyday&AdTerm=anywayanyday_en&gclid=Cj0 KEQiAuonGBRCaotXoycysvIMBEiQAcxV0nBmUYwWe­ 8iW9pKcpK3KJ6fDRcYfgbePLn6971yB20kaAtLA8P8HAQ (дата обращения: 11.03.2017)  14 Aviasales [Электронный ресурс] // Aviasales URL: https://www.aviasales.ru/ (дата обращения: 11.03.2017). 15 Яндекс Авиабилеты [Электронный ресурс] //  Яндекс Авиабилеты URL: https://avia.yandex.ru/ (дата  обращения: 11.03.2017). 16  VANDROUKI [Электронный ресурс] // VANDROUKI URL: https://vandrouki.by/ (дата обращения:  11.03.2017). 17 Форум Винского [Электронный ресурс] // Форум Винского URL: http://forum.awd.ru/ (дата обращения:  11.03.2017).загружены путеводители и карты18. В приложении TripAdvisor19 можно найти рейтинги   кафе,   ресторанов,   развлечений   и   достопримечательностей   разных уголков мира. А с помощью Google Translate можно донести свои мысли или спросить что­либо в другой стране, где говорят на незнакомом языке20.  В­пятых, турист теперь может очень быстро выбрать жилье в любой точке мира и тут же его оплатить. Это стало возможно благодаря сервисам по бронированию   отелей   и   аренде   жилья.   Одним   из   самых   известных   из   них является Booking.com21. Он предлагает отели и хостелы по всему миру, при этом подбирает их, основываясь на множестве параметров: локация в городе, цена,   размеры   и   т.д.   Из   предложенных   вариантов   можно   сделать окончательный   выбор,   посмотрев   фото   и   рейтинг   места,   прочитав комментарии постояльцев.  Для тех, кто предпочитает в путешествиях жить в квартирах   местных   жителей   или   снимать   у   них   комнату,   подходящим является сервис Airbnb22.  Он дает возможность найти жилье в любой точке мира,   на   любую   компанию   людей.   При   этом   многоуровневая   система безопасности сервиса дает гарантию, что владелец квартиры или комнаты не обманет вас и это же не сможет сделать гость.  Для   тех,   кто   совсем   не   хочет   тратить   деньги   на   жилье   и   желает полностью окунуться в жизнь местных жителей, есть сервис CouchSurfing23. Его пользователи с разных уголков мира готовы бесплатно приютить  друг 18 Путеводители и оффлайн карты [Электронный ресурс] // Google play URL:  https://play.google.com/store/apps/details?id=ru.sup.redigo&hl=ru (дата обращения: 11.03.2017).  19 Лучший разработчик TripAdvisor: отели, рестораны [Электронный ресурс] // Google play URL:  https://play.google.com/store/apps/details?id=com.tripadvisor.tripadvisor (дата обращения: 11.03.2017). 20 Переводчик [Электронный ресурс] // Google URL: https://translate.google.com/?hl=ru (дата обращения:  11.03.2017). 21 Booking.com [Электронный ресурс] // Booking.com URL: https://www.booking.com/index.html? aid=376376;label=bookings­name­ 8QrRSr2wQjOl8b7F4IDHLgS80071005559:pl:ta:p1:p21.167.000:ac:ap1t1:neg:fi:tikwd­ 65526620:lp9047028:li:dec:dm;ws=&gclid=Cj0KEQiAuonGBRCaotXoycysvIMBEiQAcxV0nJgAQbyOu55Bj3vV CI1rSCTrkhjGh282fd­WyP1C9vgaAn6h8P8HAQ (дата обращения: 11.03.2017). 22 Airbnb [Электронный ресурс] // Airbnb URL: https://www.airbnb.ru/ (дата обращения: 11.03.2017).друга у себя дома.  На нем также существуют рейтинги каждого участника и отзывы о нем гостей, которые у него жили. Однако одно из главных правил этого сервиса гласит: если вас приютил кто­то из каучсерферов, то будьте готовы потом сами приютить кого­то из пользователей CouchSurfing. Таким образом легче всего узнать о жизни обычных жителей разных городов и стран и побывать в тех местах, которые скрыты от глаз обычных туристов.  Однако одной из главных причин роста популярности туризма стало то, что уже выросло поколение  Y, представители которого родились с 1985 по 2004 годы. Они не помнят времени «железного занавеса», когда нельзя было без  особого   разрешения   выехать  за   пределы   СССР,  тяжело   было   что­либо узнать   или   получить   из­за   рубежа.   Миллениалы   выросли   при   открытых границах,   многие   из   которых   с   детства   путешествовали   с   родителями   по разным городам и странам, смотрели зарубежные фильмы и программы. Это   «ненасытную   жажду сформировало   одну   из   их   главных   особенностей   путешествий»24. Они активно изучают разные уголки мира и самостоятельно, и   с   детьми.   По   словам   Анны   Блаунт,   менеджера   по   маркетинговым исследованиям MMGY Global, «почти 40 % родителей поколения миллениум путешествуют   и останавливаются  в  гостиницах  по   три  и  более  раз  в году вместе со своими детьми. Этот показатель намного выше, чем у поколения Х и   бебибумеров».   Они   со   способностью   к   быстрой   адаптации   к   новым   любят   смотреть технологиям   и   быстро   находить   информацию, многочисленные   трэвел­шоу   и   блоги.   Это   им   нужно,   чтобы   найти   новое необычное   место   для   отдыха   и   сделать   свое   путешествие   максимально необычным и ярким, фото и видео с которого соберет огромное количество лайков в соц.сетях.  23 Останавливайтесь у местных жителей и встречайтесь с другими путешественниками [Электронный  ресурс] // Couchsurfing URL: https://www.couchsurfing.com/ (дата обращения: 11.03.2017). 24 В тренде. Будущее семейного туризма – за поколением Y. [Электронный ресурс] // Hotelier URL:  http://hotelier.pro/tourizm/item/305­millenials/305­millenials (дата обращения: 11.03.2017).Поэтому почти все крупные российские каналы имеют в своей эфирной сетке хотя бы одно шоу о путешествиях: на Первом канале уже несколько десятков лет идет формат «Непутевые заметки», на «России 1» регулярно выходят   циклы   документальных   проектов   о   путешествиях,   например, «Россия. Гений места», на НТВ идет шоу «Поедем поедим», на СТС выходила программа   «Руссо   туристо».     Таким   образом,   все   вышеизложенные   факты определяют  популярность   телевизионных   трэвел­программ   и   актуальность данной исследовательской работы. Степень разработанности темы определяется тремя направлениями, по которым мы выделили группы источников.  Первым является трэвел­журналистика. В нем мы будем опираться на работы М.А.  Аникиной25, Д.Ф. Гримана26, Д.А. Ереминой27 А.А. Новиковой28, К. Панцырева29, Т. Ю. Редкиной30   Второе   направление   –   телевизионный   формат.   Для   его   изучения   мы будем   использовать   работы   С.Н.   Акинфиева31,   Р.А.   Борецкого32  А.Г. 25 Аникина М.Е. Куда идет ТВ: от журналистики к развлечению / М.Е. Аникина // СМИ в меняющейся  России / под ред. Е.Л. Ватановой. — М., 2010. 26 Greenman J.F. Introduction to Travel Journalism. On the Road with Serious Intent. — New York, Peter Lang  Publishing Inc., 2012 27 Еремина Д.А. Тенденция к развлекательности современных массмедиа в контексте философской  традиции / Д.А. Еремина // Вестник МГОУ. Серия Философские науки. ­ 2013. ­ № 4.  28 Новикова А.А. Современные телевизионные зрелища: истоки, формы и методы воздействия. ­ СПб., 2008. 29 Панцырев К. Путевой очерк: эволюция и художественно­публицистические особенности жанра. СПб.:  РГБ, 2004. 30 Редькина Т. Ю. Средства реализации развлекательной функции в трэвел­ тексте. Вестник СПбГУ. Серия  9. 2011. Выпуск 4.  31 Акинфиев С.Н. Развлекательная составляющая современного российского телевидения [Электронный  ресурс] // Медиаскоп, 2008. №2. URL:  www.mediascope.ru/node/230. 32 Борецкий Р.А. Телевизионная программа. – М., 1967Качкаевой33,   И.Н.   Кемарской34,   А.А.   Новикова35  С.   В.   Разумова  36,   А.В. Тютиной37, В.Л. Цвик38. Третьим   направление,   которое   мы   выделили,   драматургия телевизионных форматов. В нем мы будем ориентироваться на работы А.С. Вартановой  39,  Р.И.   Галушко40,  Н.М.  Зоркой41,    У.  Индик42  Р.  МакКи43,  А. Митта44 Р. Уолтера45, А. Сурмели46. Все три направления являются достаточно исследованными, однако их комбинация мало изучена и имеет слабую степень разработанности. 33 Качкаева А. Г. Жанры и форматы современного телевидения. Последствия трансформации // Вестник  Московского университета. Серия 10. Журналистика. ­ 2010. ­ № 10. 34 Кемарская И.Н. Формат как способ позиционирования программы // Вестник Московского университета.  Серия 10. Журналистика. 2010. № 10 35 Новикова А.А. Гибридность как определяющий признак телевизионного формата // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 2010. №6 36 Разумов СВ. Трансформация телевизионных жанров в новых средах вещания: сборник материалов  Международной научно­практической конференции. ­ М.: Факультет журналистики МГУ им. М.В.  Ломоносова, 2010.  37 Тютюнина А.В. Типология форматов российских телеканалов: магистерская дис. / Тютюнина А.В., НИУ  «ВШЭ» ­ М., 2013. ­ 120 с. 38 Цвик В. Л. Классическая теория жанров и современные телевизионные форматы // Вестник Московского  университета. Серия 10. Журналистика. ­ 2010. ­ № 10. 39 Вартанов А.С. Актуальные проблемы телевизионного творчества: На телевизионных подмостках. М.:  Высшая школа, 2003. 40 Галушко Р.И. Драматургия буржуазного телевидения – М.: Искусство,1977.  41 Зоркая Н.М.  Фольклор. Лубок. Экран. – М.: Искусство, 1994.  42 Уильям Индик. Психология для сценаристов: Построение конфликта в сюжете. Пер. с англ. Анны  Шураевой. – М.: Альпина нон­фикшн, 2014. 43 МакКи Р. История на миллион долларов: Мастер­класс для сценаристов, писателей и не только/Пер. с  англ. – М.: Альпина нон­фикшн, 2008.  44 Митта А. Кино между раем и адом. – М.: Зебра Е, 2008 45 Сценарное мастерство: кино­ и теледраматургия как искусство, ремесло и бизнес [Электронный ресурс] // Ридли URL: http://readli.net/chitat­online/?b=194928&pg=1 (дата обращения: 11.03.2017).  46 А. Сурмели.  Искусство телесценария. Учебное пособие .2­е изд., испр. и доп. — Спб.: Лань, Планета  музыки, 2016.Объект исследования – трэвел­программы на российском телевидении. Предмет   исследования   –   особенности   драматургической   структуры трэвел­программ.  Цель исследования – выявить особенности драматургической структуры трэвел­форматов. Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи: ­   выявить   все  предпосылки   появления   и   особенности   тревел­ журналистики ­ дать определение понятия «телевизионный формат» и обозначить его элементы ­ провести классификацию трэвел­программ на российском телевидении ­   определить   драматургические   особенности   трэвел­программ   на российском телевидении  ­   обозначить   драматургическую   структуру   трэвел­программы   на примере  авторского   (самостоятельно   разработанного)  шоу   «Отпуск   по обмену» Решение поставленных задач возможно с помощью следующих методов исследования: ­ анализ российских программ о путешествиях  ­ эксперимент по созданию драматургической структуры собственной трэвел­программы ­   структурный   анализ   драматургии   трэвел­программ   на   российском телевидении Гипотеза исследования: Драматургической   особенностью   современных   программ   о путешествиях является построение арки героя на прохождении испытаний, приближенных к тем, с которыми сталкивается обычный турист.Географические   рамки   представлены   территорией   России. Хронологические   рамки   ограничены   периодом   с   2013   года,   когда   был образован телеканал  «Пятница», одним из основных направлений которого   Хотя   изначально   «Пятница»   задумывался   как стали   трэвел­шоу. развлекательный   канал,   для   запуска   которого   было   снято   множество ситкомов, скетчкомов и больших постановочных шоу, популярность завоевал именно   дешевый   трэвел­формат   «Орел   и   решка».   Увидев   в   этом   запрос аудитории,   руководство   канала   грамотно   переориентировало   концепцию «Пятницы», слоган которого теперь гласит «Попробуй мир на вкус!» Эмпирическая   база   исследования   включает   в   себя   программы   о путешествиях,   выходившие   на   российском   телевидении   с   2013   года: «Непутевые заметки с Дмитрием Крыловым», «Маршрут построен», «Следуй за   мной»,     (Первый   канал);   «Еда.   Я   люблю   тебя»,   «Орел   и   решка», «Проводник»   (Пятница);   «Россия.   Гений   места»,   «Свадебный   генерал», «Земля   героев»   (Россия   1);  «Поедем,   поедим!»   (НТВ);   «Руссо   туристо» (СТС), «Вокруг света. Места силы» (ТВ­3); «С миру по нитке» (МИР). Научная   новизна   исследования   –   найдены   новые   особенности драматургической   структуры   трэвел­шоу,   которые   до   этого   были   лишь косвенно   затронуты   в   исследовательских   работах   представителей современного медиа­рынка.   Практическая значимость –  особенности драматургической структуры трэвел­программ, выявленные в ходе этого исследования, дадут возможность продюсерам разрабатывать новые трэвел­форматы, которые будут успешнее попадать   в   целевую   аудиторию,   и   они   смогут   при   этом   избегать распространенных ошибок их предшественников.ГЛАВА   I.   ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ   ПОДХОДЫ   К   ИЗУЧЕНИЮ ТРЭВЕЛ­ПРОГРАММ журналистика трэвел драматургия Предпосылки возникновения и особенности трэвел­журналистики Последние   несколько   лет   растет   интерес   к   трэвел­журналистике: различные платформы и учебные учреждения предлагают большое количество различных   курсов   по   этому   направлению.   По   запросу   «курсы   по   трэвел­ журналистике»   только   поисковая   система   «Яндекс»   выдает   18   млн результатов47.   Какие   же   предпосылки   стали   причиной   появления   столь популярного в настоящее время направления журналистики и какие у него особенности? «Трэвел­журналистика  (от   англ.  travel   journalism)   –   это   особое направление журналистики, которое предоставляет массовому потребителю информацию   о   путешествиях,   затрагивает   темы   истории,   географии, культуры, искусства, туризма, этики, философии и другие»48.  Она знакомит зрителя с другими странами и народами, формируя первое представление о них.  Если   обратиться   к   истории,   то   предпосылками   появления   трэвел­ журналистики   стали   первые   географические   описания.   Автором   одного   из первых   подобных   трудов   является   древнегреческий   писатель   Павсаний, который во  II  веке до н.э. создал 10­томный труд  «Описание  Эллады»  . Он стал своеобразным первым путеводителем по самым значим на тот момент 47 Курсы по трэвел­журналистике [Электронный ресурс] // Яндекс URL: https://yandex.ru/search/? lr=213&msid=1490611292.54594.22865.14106&text=%D0%BA%D1%83%D1%80%D1%81%D1%8B %20%D0%BF%D0%BE%20%D1%82%D1%80%D1%8D%D0%B2%D0%B5%D0%BB­ %D0%B6%D1%83%D1%80%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BA %D0%B5 (дата обращения: 20.03.2017).   Показаньева И.В.Проблемное поле трэвел­журналистики как явления современного медиапространства  [Электронный ресурс] // Медиаскоп URL: http://www.mediascope.ru/node/1385 (дата обращения: 20.03.2017). 48 Там же.памятникам   и   достопримечательностям   Древней   Греции.   В  XIII  веке итальянский купец Марко Поло пишет «Книгу о разнообразии мира»49. В этом четырехтомном труде он описывает свое путешествия по странам Востока, многие из которых были неизвестны тогдашним жителям Европы.  В Древней Руси произведения о других государствах и описания новых территорий   существовали   в   виде  «хождений».   Один   из   самых   известных трудов   начала  XIV  века   создал   тверской   купец   Афанасия   Никитин.   Его работа «Хождение за три моря» повествует о шестилетней дороге автора в Индию50. Однако долгое время оно было недоступно для народа, потому что было в архиве Троице­Сергиева монастыря. Там его только в начале XIX века обнаружил историк Николай Карамзин и опубликовал под тем названием, под которым оно известно и по сей день.  По   сути,   мореплаватели   того   времени   стали   прообразом   трэвел­ журналистов. Именно они, рассказывая  о своих путешествиях, просвещали народ   о   быте   и   нравах   чужеземцев.   Например,   повествование   о   первой русской   экспедиции   вокруг   света   в   начале  XIX  века  появился   благодаря записям  Ивана Федоровича Крузенштерна51, которые легли в его основу. В этом произведении повествуется о том, как Крузенштерн налаживал связи с Калифорнией и Аляской, принадлежавшими в то время Российской империи.  Вначале XVIII в России появляются журналистские путевые очерки – в «Примечаниях» газеты «Ведомости». Их примерами являются публикации о Античный мир. Словарь­справочник [Электронный ресурс] // Академик URL:  http://antiquites.academic.ru/1479/%D0%9F%D0%B0%D0%B2%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B9  (дата обращения: 20.03.2017). 49 Поло М. Книга чудес света. – М., Эксмо, 2009. 50 Хождение за три моря Афанасия Никитина/Пер. Прокофьев Н. – М. Советская Россия, 1980 51 Первая российская кругосветка 1803­1806 Ивана Крузенштерна и Юрия Лисянского [Электронный  ресурс] // География и путешествия URL: http://tur­plus.ru/kruzenshtern/kruzenshtern­krugosvet.htm (дата  обращения: 20.03.2017).португальском мореплавателе Фернане Магеллане, о сэре Фрэнсисе Дрейке, а также о вулканах Камчатки и о других52.  Во второй половине XIX века появляются две новые предпосылки для появления трэвел­журналистики: первая – путеводители, вторая – проблемно­ путевые очерки.  В   1828   году   году  Карл  Бедекер  выпускает   первый   карманный путеводитель   в   немецком  городе  Кобленце,   где   годом   ранее   он   основал специализированное   издательство.   Это   становится   новым   этапом   развития путеводителя  как  жанра  географической  литературы53.   В   нем   содержится описания   разных   стран,   к   которым   прикладываются   красочные   карты. Карманный   путеводитель   завоевывает   популярность   по   всей   Европе   и   в России.  Его название становится именем нарицательным «бедекер». Вскоре и в Российской империи издаются собственные подобные издания.  В этот же период в России появляются «проблемно­путевые» очерки. В них авторы, путешествуя по разным городам и странам, не просто записывают увиденное, но и наблюдают за жизнью простых людей, обобщая увиденное и сравнивая   со   своей54.   Примерами   таких   произведений   являются   заметки Дмитрия   Наркисовича   Мамина­Сибиряка   «От   Урала   до   Москвы»,   Антона Павловича   Чехова   «Остров   Сахалин»,   «Из   Сибири»   Глеба   Ивановича Успенского, Ивана Александровича Гончарова «Фрегат «Паллада». В   1861   году   в   России   под   руководством   редактора   Павла   Ольхина выходит   первый   научно­популярный   страноведческий   журнал   «Вокруг 52 История travel­журналистики (DEMO) [Электронный ресурс] // Travelogia URL:  http://courses.travelogia.net/index.php?option=com_cobalt&view=record&id=1831:1­urok­istoriya­travel­ zhurnalistiki­demo&Itemid=119 (дата обращения: 20.03.2017). 53 Путеводитель [Электронный ресурс] // Академик URL:  http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/483049#.D0.98.D1.81.D1.82.D0.BE.D1.80.D0.B8.D1.8F (дата обращения:  20.03.2017) 54 Там же.света»55,   что   становится   первым   этапом   зарождения   трэвел­журналистики. Журнал   содержал   в   себе   публикации   об   естественных   науках,   новейших открытиях,   изобретениях,   наблюдениях   и   землевладении.   Такой   акцент   в сторону науки не случаен, так как Ольхин был известным популяризатором науки и техники. Со временем акцент не сильно сменился: в журнале, который выходит и по сей день, преобладают публикации о новых точках зрения на исторические   события,   о   географических   открытиях   и   технических прорывах56.  Долгое   время   после   этого   принципиально   новой   ступени   в   развитии трэвел­журналистики   не   было,   пока   не   появилось   телевидение.   Если   мы программы проанализируем   географической   тематики,   то   обнаружим   несколько   этапов   в   становлении научно­популярные   отечественные   трэвел­журналистики.  Границы первого этапа можно определить с 1950 по 1990 год, когда жители СССР могли увидеть мир только глазами ведущих программ о других странах, так как у них практически не было возможности выехать за пределы СССР. В 1950­ых годах на Центральном телевидении начали выходить в эфир  которые   создавала   Главная   редакция   научно­популярных   и программы, учебных   программ57.   Они   условно   подразделяются   на   учебные, предназначенные для просмотра в учебных заведениях или самостоятельно в свободное   время,   и   культурно­просветительские,   предназначенные   для широкой аудитории58. В 1946 году в эфир Центрального телевидения вышли 55 Журнал «Вокруг света» [Электронный ресурс] // Вокруг света URL: http://www.vokrugsveta.ru/vs/ (дата  обращения: 20.03.2017). 56 Журнал «Вокруг света» [Электронный ресурс] // Вокруг света URL: http://www.vokrugsveta.ru/vs/ (дата  обращения: 20.03.2017). 57 Показаньева И.В. Генезис отечественного научно­популярного телевидения географической тематики:  возникновение телевизионной трэвел­журналистики // Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. –  2014. ­ №4. 58 Лапина И. Ю. Основные тенденции функционирования научно­популярного телевидения: дис. канд.  филол. наук / И. Ю. Лапина. – М., 2005. – 127 с.первые форматы географической тематики    циклы документальных фильмов «Путешествия   по   СССР».     Их   автором   был   известный   путешественник, режиссёр,   телеведущий   Владимир   Шнейдеров.   Целевой   аудиторией   этих фильмов   были   школьники,   которые   факультативно   хотели   улучшить   свои знания в географии. В 1948 году выходят два новых цикла документальных    «Наша Родина» и «У карты программ режиссера Александра Григоряна  мира». В 1961 году  в эфире появляется  еще одни его телевизионный проект «Под Южным Крестом».   Первая программа географической тематики выходит в 1960 году    это «Клуб кинопутешественников», которую со временем переименовали в «Клуб путешественников»59.   Ее   ведущий   беседовал   с   разными   мореходами, журналистами,   полярниками,   географами­исследователями   и   археологами такими как Жак Ив Кусто, Карло Маури, Тур Хейердал и другими. Сама программа   имела   три   раздела   по   10­12   минут   каждый.   В   первом рассказывалось   о   городах   и   республиках   Советского   Союза,   второй   был посвящен   социалистическим   странам,   а   третий   –   капиталистическим государствам.     «Клуб   путешественников»   выходил   в   эфир   российского телевидения до 2003 года, попав в  Книгу рекордов Гиннеса как старейшая телепередача   России60.   С   1960   по   1973   год   программу   вел  Владимир Шнейдеров, однако больше известен в этой роли Юрий Сенкевич. Он был ведущим   «Клуба   путешественников»   с   1973   по   2003   год.   В   этот   период зрители видели мир так, как он, и даже существовало устойчивое выражение «видеть мир глазами Сенкевича».  На этой стадии были определены основополагающие критерии научно­ популярной программы о путешествиях: 1) максимальная достоверность, 2) 59 Клуб кинопутешественников [Электронный ресурс] // Музей телевидения и радио в интернете URL:  http://www.tvmuseum.ru/catalog.asp?ob_no=12868 (дата обращения: 20.03.2017). 60 Клуб кинопутешественников [Электронный ресурс] // Вокруг ТВ URL:  http://www.vokrug.tv/product/show/klub_kinoputeshestvennikov/ (дата обращения: 20.03.2017).ценность   для   аудитории,   3)   динамичность,   4)   драматичность   и   это   свидетель   или интеллигентность   изложения   информации,   5)   автор   участник того, о чем рассказывается в программе, 6) авторитетный ведущий, 7)   сюжет   должен   соответствовать   замкнутости   действия,   8)   должен   быть принцип серийности61. В   начале   становления   отечественного   телевидения   отсутствовала конкуренция   между   каналами,   так   как   они   были   под   полным   контролем государства. Когда в СССР началась «перестройка» и раздел собственности, на   ТВ  стало   популярным   раскрывать   ранее   запретные   темы,  приглашать   в эфир   нестандартных   и   оппозиционных   героев,   делать   программы   на социально­познавательные   и   политические   темы62.   Границы   стали   более открытыми, и журналисты получили возможность легче выезжать на съемки в другие   страны.   Многие   программы   создавали   рубрики   и   спецвыпуски   с репортажами из­за границы. Одной из самых популярных вечерних программ того времени была «До и после полуночи». В ней рассказывали о зарубежных исполнителях   и   даже   показывали   их   клипы.   К   концу   первого   этапа журналисты   стали   более   активными   в   поездках   по   миру,   а   вот   обычный советский гражданин еще не имел такой возможности.  Рамки   второго   этапа   можно   обозначить   с   1991   до   2012   года,   когда произошел распад СССР. Тогда границы стали открытыми для всех жителей страны   и   появилась   возможность   путешествовать,   а   куда   и   через   какое   можно   было   узнать   из   трэвел­программ.   В   этот   период турагентство   появляются частные телекомпании со своими трэвел­программами. В начале 1990­ых научно­популярная тематика уходит на второй план, уступая место развлекательной, тоже самое происходит с контентом и подачей информации 61 Муратов С. А. Нравственные принципы тележурналистики: Опыт этического кодекса / С. А. Муратов. –  М.: Логос, 1997. – 276 с.  62 Фролова Т. И. Проблемы социальной сферы в телевизионной журналистике / Т. И. Фролова // Известия  Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет  экономики и права). – 2014. – № 2.