краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Красноярский медицинский техникум» (КГБПОУ КрасМТ)
Выпускная квалификационная работа (дипломный проект)
ПОВЫШЕНИЕ ИНФОРМИРОВАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА О ВЛИЯНИИ ЭТИОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА РАЗВИТИЕ ПАТОЛОГИИ ОРГАНОВ ПИЩЕВАРЕНИЯ
Красноярск -2023 |
Содержание
Введение
1. Краткая аннотация..................................................................................
2. Паспорт дипломногопроекта.................................................................
3. Теоретическая часть
3.1 Анатомо-физиологические особенности пищеварительной системы у детей.........................................................................................................
3.2 Физиология пищеварения…………………………………………….
3.3 Основная патология органов пищеварения у детей.........................
3.4 Этиологические факторы и их влияние на развитие патологии органов пищеварения у детей.....................................................................
4. Этапы проведения проекта.....................................................................
4.1 Подготовительный………………………………………………………
4.2 Основной…………………………………………………………………
4.3 Заключительный……………………………………………………….
5. Календарный план проекта…………………………………………….
6. Бюджет проекта…………………………………………………………
7. Ожидаемые результаты…………………………………………………
8. Оценка результатов……………………………………………………
9. Перспективы развития…………………………………………………
10. Риски реализации проекта………………………………………………
11. Пути решения риской исполнения проекта……………………………
12. Список литературы……………………………………………………
Приложение 1.Анкеты……………………………………………………
Приложение 2. Раздаточный материал…………………………………..
Приложение 3. Буклет …………………………………………………
Приложение 4. Фотогалерея
Приложение 5. Благодарственное письмо
1.Краткая аннотация дипломного проекта
В дипломном проекте рассмотрена деятельность медицинской сестры в повышении информированности родителей о влиянии этиологических факторов на развитие патологии органов пищеварения у детей дошкольного возраста.
Одной из главных целей проекта является санитарно-просветительская работа медицинской сестры с родителями. Для чего необходимо проводить более активно информированность родителей по профилактике заболеваний органов пищеварения у детей с раннего возраста, задействовав медицинский персонал детских и медицинских учреждений. Это должно привести к снижению развития патологий органов пищеварения у детей и здоровому образу жизни.
На подготовку и реализацию данного проекта потребовалось 9 месяцев. На протяжении этого времени рассматривался и изучался материал по теме проекта, проводился анализ теоретического материала. Выявлялись, путем анкетирования, информированность и потребность в знаниях родетелей о влиянии этиологических факторов на развитии патологии органов пищеварения у детей. Был подготовлен методический и раздаточный материал для занятий с родителями. Проведено итоговое анкетирование, для подведения итогов дипломного проекта.
Данные проекта могут быть использованны в детских дошкольных и школьных учреждениях, в медицинских организациях, в «Центрах здоровья населения».
Проект подготовлен и реализован студенткой четвертого курса «Красноярского медицинского техникума», отделения специальности 34.02.01 Сестринское дело, очно-заочной формы обучения Кочетаевой Анжелой Викторовной.
2. Паспорт дипломного проекта
Актуальность обосновывается тем, болезни органов пищеварения относятся к наиболее распространенным заболеваниям детского возраста, занимая по частоте второе место после болезней органов дыхания.
Из-за тесной анатомической и функциональной близости пищеварительных органов и особенностей реактивности растущего организма наблюдается, как правило, вовлечение в патологический процесс желудка, двенадцатиперстной кишки, желчевыводящих путей и кишечника. В этих условиях профилактика данной патологии выходит на первый план в работе медицинских сестер. Знание факторов, способствующих их формированию, является главным условием разработки научно обоснованных мер профилактики болезней и совершенствования медицинской помощи больным.[10]
Установлено, что формирование гастроэнтерологических заболеваний происходит в основном в 5-6 и в 9-12 лет, в периоды интенсивного роста, когда наблюдается выраженный дисбаланс регуляторных систем, благоприятствующий возникновению различных функциональных нарушений. В то же время, значительная часть функциональных нарушений при условии постоянного воздействия на ребенка неблагоприятных факторов внешней среды прогрессирует и переходит в хронический процесс. Основной «пик» заболеваемости детей дошкольного возраста отмечается в 5 лет у мальчиков, а у девочек — в 6 лет. Заболеваемость детей хроническими формами желудочно-кишечных болезней значительно повысилась за последние годы: она выросла в 11,5 раз.[8;10]
Многочисленными исследованиями последних лет доказано, что ведущим фактором, определяющим негативные тенденции в состоянии здоровья, является агрессивное воздействие среды.[5]
Вопросы ранней диагностики, лечения и профилактики заболеваний органов пищеварения у детей в последние годы вышли за рамки собственно педиатрии и представляют собой сложную и большую медико-социальную проблему.
Одной из современных проблем является развитие заболеваний у детей. В этих условиях профилактика данной патологии выходит на первый план в работе медицинских сестер. Знание ситуации по заболеваемости является главным условием разработки научно обоснованных мер профилактики болезней и совершенствования медицинской помощи больным, особенно в раннем детском возрасте. Неуклонный рост количества детей с заболеваниями ЖКТ, ранняя хронизация процесса делают весьма актуальной эту проблему, и требуют более тщательного изучения вопросов этиопатогенеза болезней пищеварительного тракта.
Цель проекта: повысить информированность родителей дошкольного возраста о влиянии этиологических факторов на развитие патологии органов пищеварения.
Задачи проекта:
1. Изучить теоретический материал по теме дипломного проекта.
2. Подготовить анкету, методический материал для проведения занятий с родителями (буклеты, план беседы).
3. Изучить начальный уровень информированности родителей по теме проекта и методах профилактики путем анкетирования.
4. Провести занятие с родителями (беседу с раздаточным материалом).
5. Провести итоговое анкетирование родителей.
Целевая группа: родители детей ДОУ№110, 20 человек.
Исполнитель: студентка КГБПОУ КрасМТ, специальности сестринское дело, очно-заочной формы обучения,4 курса, 43 группы Кочетаева Анжела Викторовна под руководством медицинской сестры ДОУ№110 Ильиновой Маргариты Николаевны.
География проекта: г. Красноярск, ДОУ№110, ул. Вавилова, д.90а
Тип проекта: практико – ориентированный.
Срок реализации проекта: октябрь 2022г.- май 2023г.
3. Теоретическая часть дипломного проекта
3.1 Анатомо-физиологические особенности пищеварительной системы у детей
У детей раннего возраста имеется ряд
морфологических особенностей, общих для всех отделов желудочно-кишечного тракта:
1)тонкая, нежная, сухая, легкоранимая слизистая оболочка;
2)богато васкуляризированный подслизистый слой, состоящий преимущественно из рыхлой клетчатки;
3)недостаточно развитые эластическая и мышечная ткани;
4)низкая секреторная функция железистой ткани, отделяющей малое количество пищеварительных соков с низким содержанием ферментов.
Эти особенности затрудняют переваривание пищи, если последняя не соответствует возрасту ребенка, снижают барьерную функцию желудочно-кишечного тракта и приводят к частым заболеваниям, создают предпосылки к общей системной реакции на любое патологическое воздействие и требуют очень внимательного и тщательного ухода за слизистыми оболочками.
Ротовая полость у ребенка на 1-м году жизни относительно мала, язык относительно большой, небо уплощенное. Хорошо выражены жировые тела щек, валикообразные утолщение на деснах, поперечные складки на слизистой оболочке губ, что имеет большое значение для акта сосания. Слизистая оболочка суховатая, богатая на кровеносные сосуды, очень уязвима. Секрецию слюны обеспечивают подчелюстная, подъязычная, околоушная и многочисленные мелкие железы. Впервые 3 месяца жизни секреция слюны незначительная.
Пищевод имеет воронкообразную форму, длина его равна половине длины туловища новорожденного (10 см); у подростков достигает 25 см. Желудок у новорожденного ребенка круглый, емкость его 30-35 мл, в возрасте 7-11 лет желудок похож по форме на желудок взрослого, емкость его возрастает до 1020 мл.
Желудок. У детей грудного возраста желудок расположен горизонтально, при этом пилорическая часть находится вблизи срединной линии, а малая кривизна обращена кзади. По мере того как ребенок начинает ходить, ось желудка становится более вертикальной.
К 7 - 11 годам он расположен так же, как у взрослых. Емкость желудка у новорожденных составляет 30 — 35 мл, к 1 году увеличивается до 250 — 300 мл, к 8 годам достигает 1000 мл. Кардиальный сфинктер у грудных детей развит очень слабо, а пило-рический функционирует удовлетворительно. Это способствует срыгиванию, часто наблюдаемому в этом возрасте, особенно при растяжении желудка вследствие заглатывания воздуха во время сосания («физиологическая аэрофагия»).
В слизистой оболочке желудка детей раннего возраста меньше желез, чем у взрослых. И хотя некоторые из них начинают функционировать еще внутриутробно, в целом секреторный аппарат желудка у детей первого года жизни развит недостаточно и функциональные способности его низкие.
Состав желудочного сока у детей такой же, как у взрослых (соляная кислота, молочная кислота, пепсин, сычужный фермент, липаза, хлорид натрия), но кислотность и ферментная активность значительно более низкие, что не только сказывается на пищеварении, но определяет и низкую барьерную функцию желудка
Поджелудочная железа является главной железой пищеварительного тракта, ее секреция особенно быстро растет после введения прикорма и достигает уровня взрослого человека в возрасте 5 лет. Поджелудочная железа у детей, как и у взрослых, обладает внешне-и внутрисекреторной функциями. Внешнесекреторная функция заключается в выработке панкреатического сока. Главные ферменты поджелудочного сока: трипсин, химотрипсин, диастаза, амилаза, липаза, липаза, фосфолипаза, инкреторный инсулин.Ритм секреции поджелудочной железы регулируется нервно-рефлекторными и гуморальными механизмами.
Общий объем отделяемого сока и его состав зависят от количества и характера съеденной пищи. Внутрисекреторная функция поджелудочной железы осуществляется путем синтеза гормонов (инсулин, глюкагон, липокаин), участвующих в регуляции углеводного и жирового обменов.
Печень новорожденного имеет относительно большие размеры, составляет 4-4,4% массы тела, хорошо васкуляризирована, имеет недостаточно развитую соединительную ткань, функционально незрелая.
Печень выполняет разнообразные и очень важные функции:
1. вырабатывает желчь, которая участвует в кишечном пищеварении, стимулирует моторную деятельность кишечника и санирует его содержимое;
2. депонирует питательные вещества, в основном избыток гликогена;
3. осуществляет барьерную функцию, ограждая организм от экзогенных и эндогенных патогенных веществ, токсинов, ядов, и принимает участие в метаболизме лекарственных веществ;
4. участвует в обмене веществ и преобразовании витаминов A, D, С, B12, К;
5. в период внутриутробного развития является кроветворным органом.
Функциональные возможности печени у маленьких детей сравнительно низкие. Особенно несостоятельна ее ферментативная система у новорожденных.В частности, метаболизм непрямого билирубина, высвобождающегося при гемолизе эритроцитов, осуществляется не полностью, результатом чего является физиологическая желтуха.
Желчный пузырь. У новорожденных желчный пузырь расположен глубоко в толще печени и имеет веретенообразную форму, длина его около 3 см. Типичную грушевидную форму он приобретает к 6 -7 месяцев и достигает края печени к 2 годам.
Желчь детей по своему составу отличается от желчи взрослых. Она бедна желчными кислотами, холестерином и солями, но богата водой, муцином, пигментами, а в период новорожденности, кроме того, и мочевиной. Характерной и благоприятной особенностью желчи ребенка является преобладание таурохолевой кислоты над гликохолевой, так как таурохолевая кислота усиливает бактерицидный эффект желчи, а также ускоряет отделение панкреатического сока. Желчь эмульгирует жиры, растворяет жирные кислоты, улучшает перистальтику.
Кишечник ребенка грудного возраста относительно длиннее, чем взрослого, в 6 раз больше длины его тела. Слепая кишка и червеобразный отросток подвижные, нисходящий отдел толстой кишки длиннее, чем восходящий. Прямая кишка относительно длинная, имеет слабо фиксированные слизистую и под слизистую оболочки. Кишечный сок менее активен по сравнению с соком взрослого человека, имеет слабокислую или нейтральную реакцию, затем щелочную. Большое значение в детском возрасте имеет внутриклеточное пищеварение.
Все микроорганизмы, обитающие в кишечнике, разделяют на две группы:
1.Облигатная - это группа полезных бактерий, которые непременно
должны присутствовать в организме: бифидо бактерии, лактобактерии и кишечная палочка. Сюда же включают нейтральные по отношению к человеческому здоровью микроорганизмы: энтерококки и бактероиды.
2.Факультативная группа - включает в себя условно патогенные
(клебсиелы, клостридии) и вредные для человека бактерии (стафилококк), микроскопические грибки (дрожжевые грибы Кандида), присутствие которых в организме необязательно или нежелательно вовсе.
Таким образом, у детей мы сталкиваемся с анатомо-физиологическими особенностями строяния пищеварительной системы, приводящим к развитию патологии органов пищеварения.
3.2 Физиология пищеварения
Пищеварение - это совокупность физических, химических и физиологических процессов, в результате которых под воздействием ферментов питательные вещества расщепляются на более простые химические соединения, способные всасываться через стенку желудочно-кишечного тракта, поступать в кровоток и усваиваться клетками организма. При этом в процессе пищеварения питательные вещества, постепенно продвигаясь через пищеварительный тракт, проходят суммарное расстояние порядка десяти метров. Эти процессы протекают в определенной последовательности во всех отделах пищеварительного тракта (полости рта, глотке, пищеводе, желудке, тонкой и толстой кишках с участием печени и желчного пузыря, поджелудочной железы). Только минеральные соли, вода и витамины, усваиваются человеком в том виде, в котором они находятся в пище. Белки, жиры и углеводы попадают в организм в виде сложных комплексов. Чтобы они усвоились, требуется сложная физическая и химическая переработка. Кроме того, компоненты пищи должны предварительно утратить свою видовую специфичность, иначе они будут приниматься системой иммунитета как чужеродные вещества.
Пищеварение начинается с измельчения пищи в ротовой полости, увлажнения ее слюной, первичного метаболизма и трансформации под воздействием ферментов слюны (амилазы, протеиназы, липазы, фосфатазы, РНК-азы). Средняя продолжительность пребывания пищи в полости рта должна составлять порядка 15 - 20 сек. В случае сокращения времени нахождения пищи в полости рта, нарушаются процессы пищеварения, соответствующие данному участку пищеварительного тракта (измельчение, распад крахмал на простые сахара).
Далее следует этап передвижение пищевого комка за счет перистальтических движений мышц глотки и пищевода в желудок. Акт глотания включает в себя фазу ротовую (произвольную), глоточную (быструю непроизвольную), пищеводную (медленную непроизвольную). Средняя продолжительность времени прохождения пищевого комка через пищевод составляет 2 - 9 сек, и зависит от плотности пищи. Для предотвращения обратного тока пищи, а также разграничения воздействия на нее пищеварительных ферментов, пищеварительный тракт обеспечен специальными клапанами.
Пищевой комок, попав в желудок, в течение трех - пяти часов подвергается механической и химической обработке (под воздействием желудочного сока и присутствующих в нем соляной кислоты, которая обеспечивает, кислую среду в желудке, вызывает денатурацию и набухание белков, активирует пепсиногены, оказывает бактерицидный эффект: пепсин - переваривает белоксодержащие пищевые продукты). Липолитическая активность желудочного сока способствует расщеплению эмульгированных жиров молока. Образующаяся в желудке в значительных количествах слизь, с одной стороны, выполняет защитную функци, защищая слизистую желудка от действия соляной кислоты, а с другой стороны - служит источником эндогенных белков для их последующей утилизации микроорганизмами толстой кишки. В желудке присутствует также специальный фактор, обеспечивающий в дальнейшем усвоение витамина B12.
После желудка пищевой комок попадает в тонкий кишечник. Кишечный сок в этом отделе пищеварительного тракта имеет щелочную среду за счет поступления в тонкий кишечник желчи, сока поджелудочной железы и выделений стенок кишечника. Сок поджелудочной железы содержит такие ферменты, как альфа-амилаза (расщепляет углеводы), РНК-ДНК-нуклеазы (расщепляют нуклеиновые кислоты), липазы (расщепляют жиры), протеазы (расщепляют белки) в виде проэнзимов. Всего в кишечном соке обнаруживается более 20 ферментов (энтерокиназы, пептидазы, фосфатазы, нуклеазы, липаза, амилаза, лактаза, сахараза и др.). У людей, проживающих в разных регионах, встречаются индивидуумы, у которых отмечается недостаточность продукции фермента лактазы, участвующей в утилизации лактозы. Особенно часто этот врожденный дефект обнаруживается у жителей (40 - 100% популяции) Азии и Африки. Среди лиц славянского происхождения (русские, белорусы, украинцы) дефицитность лактазы обнаруживается у 10 - 15% представителей популяции.
В тонком кишечнике также происходит всасывание основной массы образовавшихся простых химических фрагментов пищи. Не переваренные остатки пищи далее поступают в толстый кишечник, в котором они могут находиться от 10 до 15 часов. В этом отделе пищеварительного тракта осуществляются процессы всасывания воды (до 10 л в сутки), минеральных солей, протекают основные процессы микробной метаболизации остатков питательных веществ, поступивших извне или образовавшихся в пищеварительном тракте. Продолжительность процесса пищеварения у здорового человека составляет, в зависимости от структуры питания, от 12 до 36 час.
Всасывание осуществляется на всем протяжении пищеварительного тракта, поверхность которого покрыта ворсинками, различающимися по структуре и функции в зависимости от своей локализации. На 1 мм слизистой приходится 30 - 40 ворсинок. Всасывание осуществляется за счет реализации нескольких механизмов (пассивный транспорт, облегченная диффузия, активный транспорт). При этом, 50 - 60% продуктов метаболизма белков всасывается в двенадцатиперстной кишке, 30% - в тонкой и 10% - в толстом отделе кишечника. Углеводы всасываются только в виде моносахаров, при этом присутствие в кишечном соке солей натрия существенно повышает скорость их всасывания. Продукты метаболизма жиров так же, как и большинство поступающих с пищей водо- и жирорастворимых витаминов, всасываются в тонком отделе кишечника.
Важную роль в процессе пищеварения играет печень, в которой происходит образование желчи. Желчь способствует эмульгации жиров, всасыванию триглицеридов, активирует липазу, стимулирует перистальтику, инактивирует пепсин в двенадцатиперстной кишке, оказывает бактерицидный и бактериостатический эффект, усиливает гидролиз и всасывание белков и углеводов, стимулирует пролиферацию энтероцитов, процессы образования и выделения желчи.
Большинство гастроинтестинальных гормонов в химическом отношении представляют собой пептиды и оказывают множество разнообразных эффектов на функции пищеварительного тракта и обмена веществ. Они влияют на секрецию воды, электролитов и ферментов, моторную активность желудочно-кишечного тракта, всасывание воды, электролитов и питательных веществ, деятельность сердечно-сосудистой системы, функциональную активность эндокринных клеток пищеварительного тракта и других эндокринных желез.
В зависимости от происхождения ферментов различают три типа пищеварения: 1) за счет ферментов, синтезируемых железами человека; 2) за счет ферментов, синтезированных микроорганизмами; 3) осуществляемое ферментами, содержащимися в составе принимаемой пищи.
В зависимости от локализации пищеварение подразделяют на внутриклеточное, когда процессы гидролиза питательных веществ происходят внутри клеток (за счет лизосомальных ферментов), и внеклеточное (полостное и пристеночное).
Таким образом, пищеварительный тракт в организме человека выполняет несколько функций:
1.Секреторная функция - характеризуется образованием пищеварительных соков (слюны, желудочного, поджелудочного, кишечного соков и желчи);
2.Моторная функция - заключается в жевании, глотании, перемешивании, передвижении пищи по пищеварительному тракту и удалению из организма не перевариваемых остатков, в движении ворсинок и микроворсинок; осуществляется мускулатурой пищеварительного аппарата на всех этапах конвейера;
3.Всасывательная функция - заключается в поступлении из полости желудочно-кишечного тракта в кровоток продуктов расщепления белков, жиров и углеводов (аминокислоты, глицерин, жирные кислоты, моносахариды), воды, солей, лекарств и других соединений;
4.Внутрисекреторная функция - заключающаяся в выработке гормонов, оказывающих регулирующее действие на моторную, секреторную и всасывательную функции пищеварительного тракта (гастрин, секретин и другие гормоны);
5.Экскреторная функция - обеспечивает выделение пищеварительными железами в полость желудочно-кишечного тракта продуктов обмена (мочевина, аммиак, желчные пигменты), воды, солей тяжелых металлов, лекарственных препаратов, которые затем удаляются из организма;
6.Является местом обитания симбиотических ассоциаций микроорганизмов.
3.3 Основная патология органов пищеварения у детей
Патология органов пищеварения включает в себя большую группу заболеваний желудочно-кишечного тракта, различных по этиологии и патогенезу. Однако клинические проявления, течение и прогноз этих заболеваний взаимосвязаны, что обусловлено анатомо-физиологическим единством органов пищеварения, функционирующих как единая система.
Основные проявления хронической патологии органов желудочно-кишечного тракта (ЖКТ) у детей и взрослых сходны. Можно выделить несколько общих особенностей, характерных для дошкольников по сравнению с взрослыми пациентами:
-большая доля функциональных расстройств (секреторных и моторных); сочетание поражения разных органов пищеварительного тракта;
-склонность к антиперистальтике (рефлюксам), что способствует распространенности и сочетанности поражения;
-частое сочетание хронической патологии ЖКТ с патологией других органов и систем [4]. Но у детей мы чаще сталкиваемся с острыми заболеваниями ЖКТ.
Острый и хронический гастрит – острое воспаление слизистой оболочки желудка, вызванное сильными раздражителями при условии непродолжительности их действия [6]. Согласно медицинской статистике гастриты лидируют среди заболеваний ЖКТ — 80-85% от общего числа патологий.
Этиология: употребление острой грубой, жареной пищи, переедание, пищевая токсикоинфекция, отравление ядами, солями тяжелых металлов, применение лекарственных препаратов (аспирин, сульфаниламиды), аллергическая реакция; инфекционные заболевания (грипп, корь), сальмонеллез при поражении тонкого кишечника.
Клиника: заболевание проявляется через 6-12 час после приема пищи. Дети жалуются на боли в животе, чувство тяжести в эпигастральной области, слабость, головокружение, тошноту, слюнотечение, снижение аппетита, рвоту (может быть неоднократная), приносящая облегчение. При осмотре ребенок бледный, язык обложен белым налетом, может быть болезненность при пальпации в эпигастральной области. При токсикоинфекции у ребенка может быть повышение температуры (фебрильная), длительная рвота, может быть расстройство стула, симптомы обезвоживания. Длительность заболевания 3-5 дней, при токсико-инфекции (7 до10 дней).
Лечение: постельный режим на острый период; необходимо очистить желудок от остатков пиши, дезинтоксикационная и регидратационная терапия; щадящая диета первые 6-12 час — только теплое питье; водно-чайная пауза, слизистые отвары, нежирный бульон, протертые каши, кисели, чай с сухариками. Постепенно диету расширят (овощное пюре, творог, фрикадельки, мясное, рыбное суфле), доводя за 5-7 дней до обычной. Пищу дают малыми порциями, часто. В течении длительного времени исключают из рациона острые, жирные блюда, пряности, консервы, грубую клетчатку; из лекарственных средств назначают альмагель, маалокс, смекту, при токсикоинфекции – антибиотики (гентамицин, цефалоспорины, оксациллин), ферменты, адсорбенты; фитотерапия (зверобой, мята, тысячелистник);
Диагностика:
-общий анализ крови: резкое увеличение скорости оседания эритроцитов, нейтрофильный лейкоцитоз со сдвигом формулы влево. При аллергическом гастрите — эозинофилия. Если имеется желудочное кровотечение — анемия;
-общий анализ мочи: появляется белок и эритроциты;
-копрограмма;
-посев кала на питательные среды для идентификации возбудителя;
-ИФА, ПЦР-диагностика: выявление helicobacter pylori в биологических средах организма при хронических диареях;
-дыхательный тест на helicobacter pylori
-инструментальные обследования: фиброгастроскопия (гиперемия, отечность слизистой, эрозии, кровоизлияния, признаки желудочного кровотечения);
-биопсия слизистой желудка с последующим гистоморфологическим исследованием: для уточнения причинного фактора в неясных случаях;
-рентгенография желудка: грубая складчатость и узловатость слизистой оболочки, эрозии, увеличение желудочных полей [3].
Хронический гастрит или хроническое воспаление желудка является заболеванием, в основе которого лежат клинические и функциональные нарушения желудочного пищеварения, наряду с морфологическими изменениями слизистой оболочки желудка в виде ее неспецифического воспаления с постепенным развитием атрофии.
Профилактика: рациональное питание; гигиена питания; исключить длительный прием лекарств, раздражающих слизистую желудка; исключить недоброкачественные продукты из рациона, нормализировать режим питания
Гастроэнтерит - воспалительное заболевание слизистой оболочки тонкой кишки и желудка. При остром гастроэнтерите в патологический процесс одновременно вовлекаются желудок (гастроэнтерит) и толстая кишка (гастроэнтероколит).
Выделяют острые гастроэнтериты:
1.Инфекционного и вирусного происхождения (с клинической картиной тяжелого гастроэнтерита протекают холера, брюшной тиф, сальмонеллезы, иногда грипп и т.д.);
2.Алиментарные (обусловленные перееданием с приемом большого количества острой либо слишком грубой пищи, раздражающих слизистую оболочку приправ, крепких алкогольных напитков);
3.Токсические (при отравлениях соединениями мышьяка, сулемой и другими ядами; отравлениях грибами - бледной поганкой, мухоморами, ложными опятами, другими ядовитыми веществами небактериальной природы, которые могут содержаться в пищевых продуктах - косточковых плодах, некоторых рыбных продуктах - печень налима, щуки, икра скумбрии и т. д.);
4.Аллергические (при идиосинкразии к некоторым пищевым продуктам - землянике, яйцам, крабам и т. д. или при аллергической реакции на медикаменты - препараты йода, брома, некоторые сульфаниламиды, антибиотики и т. п.).
Патогенез обусловлен либо непосредственным действием патологического начала на слизистую оболочку тонкой кишки, либо его гематогенным заносом (микробы, токсины) в кишечные сосуды, а затем повреждающим действием при выделении слизистой оболочкой в просвет кишечника либо вследствие аутоиммунных механизмов. Предрасполагающими моментами к возникновению острого гастроэнтерита являются холодное питье, общее охлаждение организма, полигиповитаминозы, злоупотребление продуктами, богатыми грубой клетчаткой, и другие факторы.
Хронический гастроэнтерит - основные факторы, ведущие к развитию хронических гастроэнтеритов:
-систематические алиментарные нарушения, злоупотребление острой пищей и острыми приправами, безрежимное питание;
-бытовые интоксикации, в частности лекарственные (при злоупотреблении солевыми слабительными, длительном бесконтрольном применении антибиотиков широкого спектра действия, способных вызвать кишечный дисбактериоз и др.)
- пищевая аллергия;
-паразитарные инвазии (лямблиоз и др.), некоторые кишечные гельминтозы;
-"сопутствующие" гастроэнтериты при длительно протекающих гастритах с секреторной недостаточностью желудка, хронических панкреатитах, колитах.
Дискинезия желчевыводящих путей (ДЖВП) – функциональное нарушение работы желудочно-кишечного тракта, нарушенный отток желчи в двенадцатиперстную кишку. Встречаются в 15-30% случаев от всей патологии ЖКТ. ДЖВП – заболевание, при котором имеется нарушение моторики (движения) и тонуса желчного пузыря, а также его протоков, проявляется нарушения отведения желчи в двенадцатиперстной кишке.
Этиология: нарушение иннервации желчевыводящих путей,
нарушение
питания (режим, состав и количество пищи), употребление острой грубой пищи,
употребление недоброкачественной пищи, переедание, пищевая токсикоинфекция,
отравление ядами, солями тяжелых металлов, применение лекарственных препаратов,
аллергическая реакция, инфекционные заболевания, аномалии развития желчного
пузыря гельминтные инвазии и др.
ДЖВП в зависимости от вида нарушений сокращения мускулатуры
желчного пузыря подразделяют на 2 типа: гипо- и гиперкинетический
В клинике выделяют 2 формы:
1.Гипотоническая форма (понижен мышечный тонус пузыря, пузырь перерастянут, плохо сокращается). Характерны ноющие, тупые боли, часто постоянные с чувством расширения в правом подреберье или вокруг пупка, боли могут уменьшаться при приеме желчегонной пищи, сильные эмоциональные нагрузки, усиливают боль. Также отмечается горечь во рту, тошнота, снижение аппетита, неустойчивый стул. При пальпации болезненность в правом подреберье. Может быть увеличена печень.
2.Гипертоническая форма (повышен тонус пузыря). Характеризуется приступообразными, острыми болями в правом подреберье (коликообразными), боль может иррадиировать в правое плечо и правую лопатку. Также может быть тошнота, рвота, вегетативные нарушения: повышенная утомляемость, раздражительность, потливость, головная боль. Погрешности в диете, физическая и психическая нагрузка вызывает боль.
Диагностика:
Основной диагностики ДЖВП является
- тщательный анализ жалоб, особенно указания на проблемы питания и связь приступов с ними.
- лабораторное и инструментальное обследование: общий анализ крови и мочи,
- анализ кала на лямблии и копрограмма,
- печеночные пробы, биохимия крови,
- проведение ультразвукового обследования печени и желчного пузыря с желчегонным завтраком,
- проведение фиброгастродуоденоскопии,
-при необходимости проводится желудочное и кишечное зондирование с взятием проб желчи по стадиям.
Лечение, уход: диета № 5, механически и химически щадящая еда, исключить: жирное, жареное, острые блюда, наваристые бульоны, копчености, консервы,приправы, холодные напитки. Пища дается 4-5 раз в сутки в теплом виде (равномерные промежутки времени между приемами пищи).
При гипотонической форме: включают в рацион продукты, обладающие желчегонным действием: растительное и сливочное масло, яйца всмятку, свежие овощи, фрукты, неострый сыр. Также дают минеральные воды в теплом виде без газа с учетом формы дискинезии: гипотоническая (Боржоми, Ессентуки 17), гипертоническая (Смирновская, Нарзан 7, Ессентуки 4,20).Режим дня - создание спокойной обстановки, отдых, исключить интенсивную физическую нагрузку [3].
При гипотонической форме: назначают - холеретики (аллохол, холагон, холосас, хофитол), холекинетики (сорбит, ксилит, сульфат магния), желчегонные травы (бессмертник, кукурузные рыльца, шиповник, пижма), тюбаж, тонизирующие средства (элеутерококк, алоэ, женьшень), теплые ванны, ЛФК.
При гипертонической форме: при острых болях - постельный режим. Назначают спазмолитики (но-шпа, папаверин, платифиллин), также метацин, белластезин, ФТЛ (электрофорез с папаверином и новокаином) озокерит, парафин, ЛФК по щадящей методике, седативные препараты (пион, пустырник, валериана).
Профилактика: чтобы предупредить проявление этого неприятного недуга, следует, не откладывая, лечить все расстройства невротического характера, не допускать серьезных стрессовых ситуаций, регулярно, в одно и то же время принимать пищу каждый день, соблюдать принципы рационального питания. Важнее также нормальный, полноценный сон и отдых.
Гельминтозы – заболевания, возникающие в результате внедрения паразитических червей в организме человека. Гельминты – паразитические черви (глисты) относятся к многоклеточным паразитам, живущим за счет организма, в котором поселяются. В структуре гельминтозов ведущее место занимают энтеробиоз (91%) и аскаридоз (8%) [6].
Этиология: высокая заболеваемость детей гельминтозами объясняется широкой распространенностью различных форм паразитов (цист, яиц, личинок) в окружающей среде и недостаточным уровнем развития гигиенических навыков.
Энтеробиоз – возбудители мелкие круглые черви острицы. Длина самки 12мм, самца 3-4мм. Паразитируют в нижнем отделе тонкой и толстой кишки. Источник заражения человек. Механизм передачи – контактный при непосредственном контакте, через постельное белье, игрушки, продукты с запыленным воздухом. Дети загрязненными руками заносят яйца остриц в рот (при расчесывании) – происходит аутоинвазия. Продолжительность жизни остриц 20 –30 дней [3].
Яйца в окружающей среде сохраняют жизнеспособность до 15 суток. При температуре 55оС погибают через несколько секунд. Взрослые самки откладывают яйца в перианальные складки, после чего гибнут. Отложенные яйца созревают в течение 5-6 часов.
Клиника: жалобы на боли в животе, зуд и жжение в перианальной области и в области половых органов, зуд возникает в вечернее и ночное время. Ребенок плохо спит, раздражительный, нарушен аппетит. На коже заднего прохода расчесы, у девочек может быть вульвовагинит, также может быть недержание мочи, приступ аппендицита. Иногда паразитов можно обнаружить визуально на кровати ребенка.
Диагностика: соскоб на энтеробиоз; анализ кала на яйца глистов; определение титра антител в крови.
Лечение: обследуют и лечат одновременно всех членов семьи и животных (всех инвазированных и контактных) антипаразитарными препаратами: пирантел, пиперазин, гельминтокс, номозол. Подмывать ребенка утром и вечером, менять трусы утром и вечером, ежедневно менять и не трясти постельное белье, стричь ногти, обрабатывать под ногтевые пространства спиртом или йодом. Производить влажную уборку помещений с дезинфицирующими средствами. Гигиенические мероприятия проводятся во время лечения и три дня после прекращения приема препарата. Контрольное обследование проводят через 7 дней после окончания лечения.
Профилактика: соблюдение правил личной гигиены ребенком и членами семьи, соблюдение санитарно-эпидемического режима в детских учреждениях; санитарно-просветительная работа; своевременное выявление и лечение инвазированных.
Аскаридоз - возбудителем являются аскариды — круглые черви, длина которых 25-40см. Паразитируют в тонком кишечнике. Продолжительность жизни около 1 года. Механизм заражения фекально-оральный.
Способы передачи: грязные овощи, фрукты, грязные руки, вода, может быть перенос мухами. Самка откладывает в сутки около 200000 яиц, которые выделяются во внешнюю среду с испражнениями, созревание происходит в почве в течение 2 недель при Т0 21-30оС. Яйца в почве долго сохраняют жизнеспособность (несколько лет).
В кишечнике оболочка зрелого яйца растворяется, из него выходит личинка, которая пробуравливает стенку кишечника и попадает в кровь, с током крови в печень затем в нижнюю полую вену из нее в правое предсердие и затем в малый круг кровообращения (легкие). Через стенку альвеол личинка мигрирует в бронхиолы и бронхи, оттуда с мокротой в полость рта, при заглатывании мокроты и снова оказывается в пищеварительном аппарате. Миграция личинок продолжается 10-14 дней. Из личинок в тонком кишечнике вырастают зрелые аскариды. С момента заглатывания яйца до развития зрелой аскариды происходит 75-90 дней.
Клиника: в фазе миграции: недомогание, слабость, кашель, мокрота с кровью, боли в груди, подъем температуры тела, явления бронхита, пневмонии, инфильтрация в легких, высыпания на коже. В кишечной фазе: слюнотечение, тошнота, нарушение аппетита, схваткообразные боли в животе после еды, похудание. Слабость, утомляемость, головокружение, головная боль, нарушение сна, скрежетание зубами во сне.
Аскариды при большом скоплении могут вызывать кишечную непроходимость, механическую желтуху, аппендицит, могут выделяться с рвотными массами, могут попадать в различные органы.
Диагностика: анализ кала на яйца глист; обнаружение гельминтов в кале; обнаружение личинок в мокроте; антитела в крови; анализ крови: эозинофилия, анемия, повышенная СОЭ.
Лечение: в фазу миграции – десенсибилизирующие средства; специфическая терапия: пирантел, декарис, гельминтокс, номозол. Редко хирургическое. Кислородо терапию – медленно натощак через зонд вводили кислород в течение 2-3 дней (100-150мл/год ж). Контроль лечения через 7 дней после окончания терапии.
Профилактика аскаридоза направлена на обнаружение зараженных и их лечение, защиту почвы от загрязнения фекалиями, просветительскую работу среди населения. Она включает в себя следующие мероприятия: соблюдение гигиенических правил: регулярное мытье рук, употребление только тщательно вымытых овощей, фруктов и зелени; отказ от привычки грызть ногти и облизывать пальцы; предупреждение загрязнения дворов и детских площадок фекалиями животных и людей (регулярная чистка дворовых туалетов, отказ от использования испражнений в качестве удобрения); детские площадки необходимо размещать в солнечных местах, так как яйца аскарид погибают под воздействием прямых лучей солнца; отказ от употребления сырой воды .
3.4 Этиологические факторы и их влияние на развитие патологии органов пищеварения у детей
Болезни органов пищеварения возникают как результат взаимодействия генетических факторов и среды обитания. Определенную роль в этом отношении играет и экология. Неблагоприятная экология усугубляет наследственную предрасположенность, усиливает влияние отрицательных семейных факторов, что приводит к более частому возникновению и более тяжелому течению заболеваний органов пищеварения. Ребенок отличается большей уязвимостью организма, в сравнении со взрослым человеком, в силу постоянного формирования и недостаточно укрепленной иммунной системы. Таким образом, факторы риска увеличиваются, и действуют в комплексе, а при длительном воздействии формируют ту или иную форму заболевания пищеварительной системы из-за измененной реактивности организма.
Ухудшение экологической обстановки, увеличение частоты аллергических заболеваний, режим повышенных нервно-психических нагрузок, испытываемых в детском коллективе, малоподвижный образ жизни, несбалансированность питания и нарушение режима в настоящее время рассматриваются как основные факторы, которые приводят к росту частоты заболеваний пищеварительного тракта. За последние 10 лет существенно возросла роль нервно-психического фактора в формировании патологии органов пищеварения.
Факторы, влияющие на развитие патологии органов пищеварнеия у детей:
1.Питание (режим, организация)
2.Стрессы (эмоциональные и физические прегрузки)
3. Экология
4. Наследсвенность, генетика
5. Инфекции, очеги инфекционных болезней.
6. Инвазии (энтеробиоз, аскаридоз, лямблиоз)
7. Гиподинамия
8. Прием лекарственных препаратов
9. Социальный статус
Рассмотрим теперь, каким образом эти факторы влияют на развитие заболеваний органов пищеварения детей.
Питание. Правильно организованное и рациональное питание обеспечивает нормальный рост и гармоничное психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивая профилактику заболеваний, высокую работоспособность, повышая неспецифическую резистентность организма к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды. К алиментарным погрешностям относят торопливую еду и еду всухомятку, большие интервалы между приемами пищи (более 5‒6 часов), еду в разное время, перенесение обеда, состоящего из трех блюд, с дневного на вечернее время, переедание, употребление жирной и острой пищи, прием пищи меньше, чем за два часа до сна.
Нарушение режима питания, прием избыточного объема пищи,
слишком горячей и холодной пищи, острых приправ и специй, недостаточное
пережевывание пищи, еда всухомятку и другие погрешности приводят к
травматизации покровного эпителия, нарушению кровоснабжения и
процессов регенерации, способствуют чрезмерно быстрой эвакуации пищи и
повышению агрессивности кислотно пептического фактора [18].
Организация питания – еда на улице, быстрое пережевывание пищи, употребление большого количества газированных и охлажденных напитков, содержащих возбуждающие компоненты, отрицательно влияет на пищеварение. Одним из вариантов последствий при неправильном пережевывании пищи, является риск поперхнуться или подавиться. Иногда такая глупая оплошность может привести к серьезным проблемам со здоровьем. Желудок хорошо воспринимает пережеванную пищу, а вот переработать целые куски еды для него является большой проблемой. Если проглатывать пищу целиком очень часто, образуется гастрит или даже язва.
Влияние алиментарных факторов может реализовываться через механическую травматизацию слизистой оболочки желудка грубой пищей, а также гиперсекрецию желудочного сока и ускорение моторики в ответ на прием пищи. Кроме того, злоупотребление острыми блюдами вызывает слущивание поверхностного эпителия слизистой оболочки желудка. Известно, что продукты питания являются основными источниками поступления в организм канцерогенов [11].
Стресс. Стрессовые ситуации могут выступать в качестве агрессивного фактора, а при чрезмерном и длительном воздействии могут оказаться ведущим звеном патогенеза желудочно-кишечных заболеваний. Разные люди могут испытывать один и тот же стресс, но генетически заложенные индивидуальные особенности человека и возможности реактивности организма способствуют развитию при этом различных соматических заболеваний. Желудок называют “главным громоотводом цереброваскулярной проекции” и “органом выражения. Известно, что стрессорные воздействия, подавляя иммунную систему, вызывают снижение пролиферации эпителия слизистой оболочки желудка и двенадцатиперстной кишки. Даже незначительное снижение регенераторной активности при наличии других предрасполагающих факторов приводит к нарушению баланса между факторами агрессии и защиты органов пищеварения [12].
Нервно-психические перегрузки у детей связаны с возрастными
особенностями реакции ребенка на те или иные ситуации (развод родителей, ссоры
между близкими людьми, пребывание в закрытых организованных коллективах). В
организме, испытывающем стресс или нервное перенапряжение, происходит спазм капилляров
– в данном случае, капилляров желудка. Это препятствует выделению слизи,
защищающей слизистую оболочку. Желудочный сок разъедает слизистую и ткань
желудка, что приводит к образованию язвы – и, следовательно, к развитию
язвенной болезни. Кроме того, стресс вызывает нарушение баланса микрофлоры
кишечника, что может приводить к развитию дисбактериоза. На данный момент у
детей прослеживается ускоренно психическое, физиологическое и половое развитие.
В таком случае происходит изменение взаимодействия между функциями центральной
нервной системы (ЦНС) и фунционированием желудочно-кишечного тракта.
Неустойчивость
эмоционального состояния и гомеостаза у детей из-за вышеописанных
постоянных морфо-функциональных изменений, которые также связаны с
физиологическим ростом и развитием организма ребенка, формируют
предпосылки для порождения заболеваний пищеварительной системы, как
функциональных, так и органических. Из-за общей незрелости систем
адаптации и зависимостью от социальной системы, дети становятся уязвимее и
более подверженными для воздействия этих факторов. В связи с этим,
психосоматический генез заболеваний пищеварительной системы замечается у детей
чаще, нежели у взрослых [16].
Наследственность. Играет большую роль в большинстве заболеваний, в частности в пищеварении её роль и значение была известна ещё давно. Особенно она влияет на хронические заболевания гастродуоденальной зоны - самая распространенная зона заболеваний пищеварения. Этиологическая природа данной патологии многообразна, но именно наследственность играет ключевую роль в формирования, развитии и протекании заболевания - в семьях таких детей родители чаще всего также страдают гастродуоденальными заболеваниями.
Экологическое неблагополучие, тесно связанное с возрастанием роли вирусного, бактериального и паразитарного инфицирования.
Инфекции. Основополагающим фактором формирования и развития большинства заболеваний пищеварительной системы у детей, в том числе хронические иострые формы, является именно хронические и острые инфекции. Но так какострая инфекция чаще всего является фактором этиологическим (например, кишечные инфекции и хронический колит), то хроническая вирусная инфекция при хроническом гепатите (бактериальная – Helicobacterpylori – при гастродуоденальной патологии, грибковая – при хроническом холецистите) играют роль и патогенетического фактора. Helicobacter pylori: при нахождении в организме возникает иммунологический сдвиг в слизистой оболочке, воспаление, атрофия[15].
Инвазии. Вероятность заражения детей дошкольного возраста глистными инвазиями равна почти 100%. У детей этой возрастной категории еще недостаточно развиты гигиенические навыки, а познание окружающей среды идет во многом через рот. Кроме того, у малышей слабо развиты защитные механизмы против инвазии (недостаточно кислая среда желудка, недостаточно силен иммунитет). Надо отметить, что у детей старше 7 лет вероятность заражения гельминтами не намного меньше, чем у дошкольников.
Симптомы глистной инвазии у детей.
Наиболее частым клиническим синдромом при глистной инвазии является дисфункция ЖКТ.
У детей могут быть:
1.Неустойчивый стул (чаще запоры, но может быть и неоформленный стул);
2.Болевой абдоминальный синдром (от «летучих» болей в животе без определенной локализации, проходящих за несколько минут, до упорных сильных болей, имитирующих симптомы острого живота);
3.Метеоризм;
4.Явления диспепсии верхних отделов ЖКТ (отрыжка, тошнота, быстрое насыщение).
Проявлениями интоксикации при гельминтозах являются:
· снижение аппетита,
· нарушение ночного сна (беспокойство, звуки во сне или частые пробуждения);
· скрипение зубами (бруксизм);
· раздражительность, капризность, агрессивность.
Токсическое воздействие паразитов на центральную нервную систему может быть причиной судорог.
Кроме того, при нематодозах, особенно при энтеробиозе и аскаридозе, возникают гиперемия и раздражение области ануса, промежности и наружных половых органов. У девочек часто возникают инфекции наружных половых органов, например рецидивирующие вульвовагиниты.
Глисты могут сами создавать проблемы со здоровьем и усугублять уже имеющуюся патологию.
Так, гельминты являются мощным фактором сенсибилизации организма. На фоне нематодозов усиливается атопический дерматит и ухудшается течение других аллергических заболеваний (в том числе бронхиальной астмы, поллинозов).
Глистные инвазии могут быть причиной впервые возникшей аллергии, особенно если она появилась в летне-осенний период. Аллергические реакции при гельминтозах протекают торпидно и почти резистентны к традиционной противоаллергической терапии. Эозинофилия в общем анализе крови является одновременно и признаком аллергии, и признаком паразитарных заболеваний, но при гельминтозах встречается не очень часто (всего в 3-5% случаев). В некоторых ситуациях гельминты приводят к значительному росту уровня общего IgE.
Гельминты ослабляют работу иммунной системы, вследствие чего ребенок страдает частыми респираторными заболеваниями, у него могут возникать гнойничковые или грибковые поражения кожи и слизистых оболочек, кариес, Нередки при гельминтозах неадекватные реакции ребенка на профилактические прививки.
Гельминты вызывают дисбактериоз кишечника, угнетая нормальную кишечную микрофлору и ослабляя местный иммунитет ЖКТ. Характерными особенностями микробиоценоза при глистных инвазиях являются уменьшение общего количества кишечной палочки и повышение количества неферментирующих бактерий, снижение числа лактобактерий, рост кокковой флоры. На фоне дисбактериоза усугубляются функциональные нарушения ЖКТ и аллергическая патология, развиваются вторичные (реактивные) изменения печени, желчевыводящих путей и поджелудочной железы [17].
Гиподинамия. В условиях снижения или отсутствия адекватной
двигательной активности вне зависимости от возраста ребенка увеличивается риск
нарушения функций системы органов пищеварения. Возрастает уровень желудочной
секреции, снижается внешнесекреторная деятельность поджелудочной железы и
печени, нарушается пассаж желчи, уменьшаются переваривающая способность
ферментов и пропульсивная активность кишечника.
Прием медикаментов. Известно, что и медикаменты могут быть причиной тяжелых поражений органов пищеварения. Зарегистрировано более 50 препаратов, вызывающих острое изъязвление СО желудка и ДПК. Высок риск развития панкреатита при приеме нестероидных противовоспалительных средств (НПВС), метронидазола, нитрофуранов, глюкокортикоидов, тетрациклинов.
Повреждающим действием на кишечник обладают препараты различных фармакологических групп: цитостатики, антикоагулянты, НПВС, глюкокортикоиды, диуретики, антибиотики и многие другие.Многие применяют их самостоятельно и неправильно [9, 10].
Социальный фактор. При неблагоприятных семейных, дружеских, учебных или других микро или макро-социальных факторов, повышается вероятность развития заболеванийорганов пищеварения. Также, нарушенная внутрисемейная сфера в раннем возрасте, особенно между матерью и ребенком, влечет за собой увеличение риска возникновения хронического заболевания. Однако, позитивная социальная поддержка сказывается на ребенке следующим образом: у него повышается устойчивость к стрессам, и увеличивается невосприимчивость к заболеваниям [19,20].
Таким образом, изучив теоретические аспекты данной темы, можно сделать выводы:
1.Патология органов пищеварения детей может формироваться под влиянием многих этиологических факторов и предикторов патологии - биологических, психологических, социальных, играющих важную роль в патогенезе.
2.Профилактика заболеваний желудочно-кишечного тракта заключается в проведении комплекса мероприятий, направленных на исключение или ограничение факторов, вызывающих заболевание или его обострение, организацию рационального питания, организацию возрастного двигательного режима, рационального чередования сна и бодрствования, достаточного пребывания на свежем воздухе.
4. Этапы проведения проекта:
4.1 Подготовительный этап проекта
1. Изучила теоретический материал по выбранной теме (методическую и медицинскую литературу)
2. Составила анкету, для родителей 20 человек, с целью выявления информированности родителей по теме проекта (приложение 1).
3. Подготовила план занятия: беседу по данной теме с раздаточным материалом (приложения 2).
4. Составила буклеты по профилактике заболеваний органов пищеварения у детей (приложение 3).
5. Согласование графика реализации проекта с администрацией МДОУ№110.
4.2 Основной этап реализации проекта
В реализацию проекта были вовлечены родители воспитанников ДОУ№110 в количестве 20 человек.
Основной этап проводился в малых группах (по 3-4 человека). Было проведено первичное анкетирование родителей, с целью выявления уровня исходных знаний о влиянии этиологических факторов на развитие патологии органов пищеварения у дететй (приложения 1).
По результатам первичного анкетирования получила следующие данные:
Рис.1 Информированность о влиянии этиологических факторов на развитие патологии органов пищеварения у детей
Из 100% опрошенных родителей 33% считают себя информированными о влиянии и этиологических факторов на развитие патологии органов пищеварения у дететй, 34% - считают себя не информированными и 33% - затрудняются с ответом (рис.1).
Рис. 2 Диаграмма о знании факторов, влияющих на развитие патологии органов пищеварения у детей (количественный анализ).
Из 100% опрошенных родителей, 30% назвали самостоятельно 3 и белее факторов, влияющих на развитие патологии органов пищеварения у детей, 70% - назвали от 1- ого до 3-х факторов. Из этого можно заключить, что большая часть опрашиваемых родителей не знают всех факторов, влияющих на развитие патологии органов пищеварения у детей, тем самым не облают целостными знаниями по теме проекта (рис. 2).
Рис.3 Влиянии этиологических факторов на развитие патологии органов пищеварения у детей (влияют/не влияют).
Диаграмма, составленная по ответам родителей, показывает о неравномерности знаний. Свыше 80% родителей отметили такие факторы, как питание, гигиена, а остальные – ими были отмечены в меньшей степени (рис. 3).
Рис.4 Влияние организации рационального питания и режима дня на пищеварение детей.
Из 100% опрошенных родителей на вопрос знают ли они, каким образом влияет организация рационального питания и режима дня на пищеварение детей, 35% ответили, что знают, 25%- не знают и 45% ответили, что знают частично (рис.4).
Рис.5 Механизм влияния стресса на пищеварение детей
Из 100% опрошенных, 30 % знают механизм влияния стресса на развитие заболеваний органов пищеварения у детей, 45% - не знают, 25% - имеет частичные знания (рис.5).
Рис.6 Влияние длительных эмоциональных перегрузок на пищеварение детей
Из 100% опрошенных 33% согласны, что длительные эмоциональные перегрузки негативно влияют на органы пищеварения детей, 30%- ответили нет, 37%- затрудняются с ответом (рис.6).
Таким образом, можно заключить, что информированность родителей о воздействии стресса, как фактора на развитие патологии органов пищеварения у детей, не высокая.
Рис.7 Влияние лекарственных препаратов на патологии органов пищеварения у детей
Из 100% опрошенных родителей 40% знают о негативном влиянии лекарственных средств на органы пищеварения у детей, 35% - частично, 25% -не знают (рис.7).
Рис.8 Диаграмма на вопрос: Всегда ли Ваш ребенок принимает лекарства только по назначению врача, строго соблюдает правила и режим приема лекарств?
Из 100% опрошенных лишь 30% принимают лекарства по назначению врача, остальные применяют лекарства без назначания , особенно это касается жаропонижающих и противосполительных лекарственных препаратов (рис.8).
Рис. 9 Влияние гиподинамии пищеварение детей
Диаграма показывает, что из 100% опрошенных родителей лишь 35% знают, как гиподинамия сказывается на пищеварении детей, остальные обладают частичными знаниями или совсем не имеют представляния об этом (рис.9).
Рис.10 Влияние инфекций на развитие патологии органов пищеварения у детей
Из 100% опрощенных родителей, 40% - не знают, каким образом наличие инфекций в организме ребенка влияет на развитие патологии органов пищеварения, 35 % - ответили, что знают, 25% - знают частично.
Рис.11 Информированность о необходимости санации очагов инфекции
Таким образом, из диаграмм (рис.10, рис. 11) видно, что большая часть родителей не знают о влиянии инфекций на развитие патологии органов пищеварения у детей, 45% родителей знают о необходимости санации очагов инфекций и проводят ее, 35% знают о ее необходимости, но не проводят, 20% - не знают о необходимости в проведения санации.
Таким образом, из диаграмм (рис.10, рис. 11) видно, что большая часть родителей не знают о влиянии инфекций на развитие патологии органов пищеварения у детей, 45% родителей знают о необходимости санации очагов инфекций и проводят ее , 35% знают о ее необходимости, но не проводят, 20% - не знают о необходимости в проведения санации.
Рис.12 Оценка результатов первичного анкетирования
Рис.12 Оценка результатов первичного анкетирования
Таким образом, выяснилось, что большинство родителей, принявших участие в первичном анкетировании, не достаточно информированы о влиянии этиологических факторов на развитие патологии органов пищеварения у детей и методах профилактики. Недостаточно знают о том, каким образов эти факторы влияют на работу органов пищеварения детей.
4.2 Основной этап
Мною была проведена санитарно-просветительная работа с родителями о влиянии этиологических факторов на развитие патологии органов пищеварения у детей. Подробно разобрали каждый фактор, его влияние и профилактику, что дало общее целостное преставление о этиологии заболеваний органов пищеварения у детей. С детьми было проведено занятие на тему «Дерево здоровья», в ходе которого, они изучили в игровой форме основы здорового образа жизни.
План занятия:
1.Беседа с применением раздаточного материала по теме «Факторы, влияющие на развитие болезней органов пищеварения у детей».
2.Распространение буклетов и памяток (приложение 3,4).
3. Обсуждение прочитанного в буклетах и доведенной до родителей информации (вопрос-ответ).
4. Итоговое анкетирование по теме «Влияние этиологических факторов на развитие патологии органов пищеварения у детей» после проведения занятий с родителями.
4.3 Заключительный этап
Рис.13 Анализ информированностипо результатам итогового анкетирования.
Итоговое анкетирование родителей по уровню знаний о влиянии этиологических факторов на развитие патологии органов пищеварения у детей после проведенного занятия показало повышение уровня информированности до 98% (см. рис.13). Дефицит знаний восполнен, в сравнении с первичным анкетированием.
Таблица 1
5. Календарный план проекта
Дата |
Мероприятия |
Исполнители |
Результат |
Место презентации |
05.10.2022-12.10.2022 |
Составление плана дипломной работы |
Студент |
План проекта |
Техникум |
13.10.2022-16.10.2022 |
Выбор локации для проведения практической части |
Студент |
Локация Согласование количество участников |
ДОУ№110 |
17.10.2022-18.10.2022 |
Составление целей и задач дипломной работы |
Студент Научный руководитель |
Поставленные цели и задачи |
Аудитория красноярского медицинского техникума |
17.10.2022-30.10.2022 |
Работа с методической и медицинской литературой |
Студент |
Составленная теоретическая часть |
Техникум |
30.10.2022-29.11.2022 |
Изучение теоретического материала по выбранной теме |
Студент |
Изученный теоретический материал |
Аудитория красноярского медицинского техникума |
30.11.2022-06.12.2022 |
Составление анкет |
Студент |
Анкета |
Техникум |
08.12.2022-18.12.2022 |
Разработка раздаточного материала |
Студент медицинская сестра |
Раздаточный материал |
ДОУ№110 |
12.12.2022 |
Составление плана занятия |
Студент Медицинская сестра |
План занятия |
Техникум |
16.12.2022-20.12.2022 |
Составление буклетов |
Студент |
Буклет |
Аудитория красноярского медицинского техникума |
21.12.2022-25.12.2022 |
Закупка канцелярии |
Студент |
Канцелярия |
|
02.02.2023 |
Проведение первичного анкетирования (этап 1) |
Студент и родители детей |
Первичное анкетирование |
ДОУ№110 |
02.02.2023 |
Проведение занятия (этап 1): беседа с родителями, с применением раздаточного материала. Обсуждение прочитанного в буклетах и донесенной до родителей информации (вопрос-ответ) |
Студент, родители, Мед.сестра |
Доклад Беседа с родителями Обсуждение услышанного и прочитанного (вопрос-ответ)
|
ДОУ№110 |
06.02.2023 |
Проведение повторного анкетирования |
Студент, родители |
Повторное анкетирование |
ДОУ№110 |
18.02.2023-20.02.2023 |
Математическая обработка результатов анкетирования |
Студент |
Доклад |
Техникум |
12.04.2023 |
Проведение первичного анкетирования (этап 2) |
Студент и родители |
Первичное анкетирование |
ДОУ№110 |
12.04.2023 |
Проведение занятия (этап 2-10 человек) Беседа с родителями, с применением раздаточного материала. Обсуждение прочитанного в буклетах и донесенной до родителей информации (вопрос-ответ) |
Студент, родители, мед.сестра |
Доклад Беседа с родителями Обсуждение услышанного и прочитанного (вопрос-ответ) |
ДОУ№110 |
12.04.2023 |
Проведение повторного анкетирования (этап 2) |
Студент и родители |
Повторное анкетирование |
ДОУ№110 |
13.04.2023-14.04.2023 |
Математическая обработка результатов анкетирования |
Студент |
Доклад |
Аудитория красноярского медицинского техникум |
15.05.2023-16.05.2023 |
Обработка фотографий по проведенной санитарно-просветительской работе |
Студент |
Коллажи
|
Техникум |
17.05.2023-25.05.2023 |
Оформление практической части дипломной работы |
Студент |
Практическая часть |
Техникум |
26.05.2023 |
Составление бюджета проекта |
Студент |
Бюджет проекта |
Аудитория красноярского медицинского техникум |
27.05.2023 |
Окончательное оформление дипломной работы |
Студент |
Дипломная работа |
Техникум |
01.06..2023-05.06.2023 |
Проверка работы научным руководителем |
Студент и научный руководитель |
Утвержденная к защите дипломная работа |
Техникум |
01.06.2023-14.06.2023 |
Составление презентации дипломной работы |
Студент |
Презентация |
Техникум |
15.06.2023 |
Защита дипломной работы |
Студент |
Защита |
Техникум |
6. Ожидаемые результаты
1. На начальном этапе предполагалось, что уровень
информированности родителей о этиологических факторах, влияющих на развитие патологий органов пищеварения у детей будет недостаточным.
2. По результатам итогового анкетирования можно сделать вывод,
что вся информация, полученная родителями, была необходима и своевременна. Уровень информированности у родителей о влиянии факторов на развитие органов пищеварения у детей и их профилактики значительно повысился
7. Оценка результатов
По результатам итогового анкетирования можно сделать вывод, что вся информация, полученная родителями, была необходима и своевременна. Значительно повысился уровень знаний у родителей о влиянии этиологических факторов на развитие патологии органов пищеварения детей. Содержимое раздаточного материала, беседы, были актуальными и доступными. Администрация МАДОУ№110 положительно оценила содержимое раздаточного материала. Родители высказались о важности проведения таких мероприятий, и выразили благодарность за проделанную санитарно-просветительскую работу (приложение №4).
8. Перспективы развития
1.Проект может развиваться в рамках просветительской программы для родителей в данном дошкольном учреждении.
2.Информационный материал можно использовать в других детских дошкольных и медицинских организациях с целью просветительской работы с населением.
9. Риски реализации проекта
1.Не понятная для родителей, изложенная на медицинском языке, информация.
2.Слабая заинтересованность родителей в анкетировании. Нежелание родителей принимать участие в беседе и обсуждении данной проблемы.
3.Отсутствие временных ресурсов для проведения проекта.
4.Отсутствие заинтересованности медицинского персонала, руководителей организации в помощи проведения проекта.
10. Пути решения рисков исполнения проекта
1.Донести весь информационный материал до родителей, понятным и доступным языком, не упрощая при этом сути темы проекта. Вызвать интерес родителей к проведению занятия, использование раздаточного материала на бумажных носителях. Привлечение в проект большего числа персонала (воспитатель, медицинская сестра). Привлечение к занятию детей -проведение занятия в игровой форме «Дерево Здоровья».
2.Оптимизация графика рабочего процесса персонала.
3.Мотивировать администрацию организации к проведению проекта
Таблица 2
1. Бюджет проекта
№ п/п |
Наименование статьи расходов |
Ед.изм. |
Цена, руб. |
Кол-во |
Стоимость, Руб. |
1. |
Техническое обеспечение |
|
|
|
|
Ноутбук |
Шт. |
- |
1 |
- |
|
Фотоаппарат |
Шт. |
- |
1 |
- |
|
2. |
Канцелярские расходы |
|
|
|
|
Авторучки |
Шт. |
15 |
10 |
150 |
|
Бумага |
Уп. |
300 |
1 |
300 |
|
3. |
Типографские расходы |
|
|
|
|
Печать буклетов цветная |
Шт. |
65 |
20 |
1300 |
|
Печать памяток цветная |
шт |
65 |
10 |
650 |
|
4. |
Итого |
|
|
|
2400 |
7. Ожидаемые результаты
1. На начальном этапе предполагалось, что уровень информированности родителей о этиологических факторах, влияющих на развитие патологий органов пищеварения у детей будет недостаточным.
2. По результатам итогового анкетирования можно сделать вывод, что вся информация, полученная родителями была необходима и своевременна. Уровень информированности у родителей о влиянии факторов на развитие органов пищеварения у детей и их профилактики значительно повысился
8. Оценка результатов
По результатам итогового анкетирования можно сделать вывод, что вся информация, полученная родителями, была необходима и своевременна. Значительно повысился уровень знаний у родителей о влиянии этиологических факторов на развитие патологии органов пищеварения детей. Содержимое раздаточного материала, беседы, были актуальными и доступными. Администрация МАДОУ№110 положительно оценила содержимое раздаточного материала. Родители высказались о важности проведения таких мероприятий, и выразили благодарность за проделанную санитарно-просветительскую работу (приложение №4).
9. Перспективы развития
1.Проект может развиваться в рамках просветительской программы для родителей в данном дошкольном учреждении.
2.Информационный материал можно использовать в других детских дошкольных и медицинских организациях с целью просветительской работы с населением.
10. Риски реализации проекта
1.Не понятная для родителей, изложенная на медицинском языке, информация. Слабая заинтересованность родителей в анкетировании. Нежелание родителей принимать участие в беседе и обсуждении данной проблемы.
2.Отсутствие временных ресурсов для проведения проекта.
3.Отсутствие заинтересованности медицинского персонала, руководителей организации в помощи проведения проекта.
11. Пути решения рисков исполнения проекта
1.Донести весь информационный материал до родителей, понятным и доступным языком, не упрощая при этом сути темы проекта. Вызвать интерес родителей к проведению занятия, использование раздаточного материала на бумажных носителях. Привлечение в проект большего числа персонала (воспитатель, мед.сестра). Привлечение к занятию детей,-проведение занятия в игровой форме «Дерево Здоровья».
2.Оптимизация графика рабочего процесса персонала.
3.Мотивировать администрацию организации к проведению проекта
11.Список литературы
1.Буеверов А.О, Бурлис Э.Р. Гастроэнтерология: национальное руководство:/ А.О/Буеверов, Э.Р/Бурли : краткое издание - 2014. - С.243-250
2.Денисов М.Ю. Функциональный запор. Восстановительное лечение от младенца до подростка: монография / М.Ю Денисов Ново- сиб. гос. ун-т. 2-е изд., перераб. и доп. Новосибирск, 2013. - 129 с.
3.Детские болезни/ под ред. Л.А.Исаева /Исаева.Л.А - СпецЛит. - 2013. -С.346-394 .
4.Немченко У.М. Структура дисбиозов кишечника у детей дошкольного возраста за многолетний период наблюдений / У. М. Немченко; Клиническая лабораторная диагностика. - 2015. - № 2. - С. 63-65.
5.Сухинин М.В. Состояние здоровья детского населения мегаполиса в условиях модернизации здравоохранения / М.В. Сухинин, Р.Н. Терлецкая, Е.В. Землянова // Социальные аспекты здоровья населения. - 2013. - Т. 30. - № 2. - 9 с.
6.Шабалов Н.П. Детские болезни / Н.П. Шабалов 7-е издание - том1 - 2013. - С.651-804.
7.Швырев A.A. Анатомия и физиология человека с основами общей патологии/ Швырев A.A., Морозова Р.Ф. - 2012. - 201с.
8.Иванова А.В. Болезни органов пищеварения у детей [Электронный ресурс]// Государственная медицинская академия:[сайт]/ -2013. А.В Иванова - Из содержания: Болезни
9. Дети - болезни и профилактика заболеваний [Электронный ресурс] //хроническая патология органов пищеварения у детей и подростков - 2012/Режим доступа: http: // www. owoman.Ru/semya/hronicheskaja_patologija_organov_pishh evarenija_u_detej. html
10. Профилактика болезней органов пищеварение, как одна из состоящих здоровья детей [Электронный ресурс] // dkkbkrasnodar.ru: [сайт]/2012Режим доступа: http://www.dkkb krasnodar.ru/Inf%20PISMA/ ИНформ. Письмо %20Профилактика %20 забол. жкт. Pdf
11. Баранов,
А.А. Болезни детей раннего возраста [Текст]: руководство
для врачей и студентов / А.А. Баранов. – Иваново:
Вестник, 2015. – 346 с.
12. Берман, Р.Е. Педиатрия [Текст]: руководство,
пер. с англ. / Р.Е.
Берман, В.К. Воган. – М.: Медицина, 2015. – 558 с.
13. Исаева, Л.И. Стандарт деятельности медицинской
сестры в
педиатрии [Текст] / Л.И. Исаева. – М.: АНМН, 2014. –
966 с.
14. Лебедь, В.А. Справочник по педиатрии с
сестринским процессом
[Текст] / В.А. Лебедь. – М.: Высшая школа, 2016. –
592 с.
15. Низкодубова, С.В. Основы медицинских знаний
[Текст]: учебное
пособие / С.В. Низкодубова, Е.А. Каюмова, С.А.
Легостин, Э.И. Мастеница. Томск: Центр учебно-методической литературы ТГПУ,
2014. – 196 с.
16. Петровский, Б.В. Большая медицинская энциклопедия
[Текст] / Б.В.
Петровский; 3-е изд. – М.: Современная энциклопедия,
2015. - 528 с.
17. Соколова, Н.Г. Сестринское дело в педиатрии.
Практикум [Текст] /
Н.Г. Соколова, В.Д. Тульчинская. - М.: Феникс, 2016. -
384 с.
18. Храмова, Е.Ю. Справочник медсестры [Текст]:
практическое
руководство / Е.Ю. Храмова, В.А. Плисов.- М.: РИПОЛ
классик, 2015. -512 с.
19. Тура, А.Ф. Детские болезни [Текст] / А.Ф. Тура,
О.Ф. Тарасова,
Н.П. Шабалова. -М.: Медицина, 2016. - 608 с.
20. Соколов, Л.П. Курс педиатрии [Текст]: учебное пособие
/ Л.П.
Соколов. – М.: Медицина, 2015. - 285 с.
Приложение 1
Анкета 1
Заполняя анкету (анонимно), внимательно ознакомьтесь с формулировкой вопросов и обведите или подчерните вариант ответа, наиболее полно отражающий Вашу точку зрения.
1.Как Вы оцениваете свой уровень информированности о причинах развития заболеваний органов пищеварения у детей.
Не информирован
Достаточно информирован
Затрудняюсь с ответом
2. Факторы, влияющие на развитие болезней органов пищеварения у детей? перечислите какие знаете
1……………………………………7………………………………………………
2……………………………………8………………………………………………
3……………………………………9………………………………………………
4……………………………………10…………………………………………….
5……………………………………11…………………………………………….
6……………………………………12……………………………………………..
3.Отметьте, что из ниже перечисленного, по вашему мнению, является причиной развитие болезней органов пищеварения у детей?
питание (режим, рацион, привычки)
гигиена(не соблюдение)
неблагоприятная экология
социальное неблагополучие
стрессы
эмоциональные и физическиие перегрузки
микроклимат в семье
инфекции, очаги нфекционных болезней
наследственность (в семье есть заболевания органов пищеварения)
прием лекарственных препаратов
наличие паразитов (аскариды, лямблии, бактерии хилактопилари)
гиподинамия (малоподвижный образ жизни, отсутствие физической активности)
5. Знаете ли Вы, как влияет организация питания и режима дня на пищеварение детей?
да
нет
частично знаю
1. Придерживаетесь ли Вы принципов рационнального питиния в семье?
Да
нет
не всегда
2. Знаете ли Вы, как влияет стресс на пищеварение?
Да
нет
3. Считаете ли Вы, что длительные эмоциональные перегрузки ребенка могут привести к заболеваниям органов пищеварения?
Д а
нет
9.Получали ли Вы ранее рекомендации по адаптации к стрессовым ситуациям ребенка?
Да
нет
10.Всегда ли Ваш ребенок принимает лекарства только по назначению врача, сторго соблюдаю режим приема?
Да
нет
Не всегда, обезбаливающие и жаропонижающие сами назначаем
11. Прививаете ли Вы основы гигиенического воспитания своему ребенку? Ведете беседы о важности личной гигиены?
Да
нет
не в полной мере
12. Соблюдает ли ваш ребенок адекватную физическую нагрузку?
Посещает спортивные секции
занимается только на уроках физкультуры
не занимается спортом
13. Знаете ли Вы, как малоподвижный образ жизни сказыватеся на пищеварении детей?
да
нет
14.Знаете ли Вы, как о налачие инфекций и паразитов влияет на болезни органов пищеварения детей?
да
нет
15. Информированы ли Вы о необходимости санации очагов инфекции?
Знаем, санируем
Знаем, но не санируем
Не знаем.
16. Проходите с ребенком ежегодные профилактические осмотры?
Да
Нет
18. Хотели ли бы Вы расширить свои знания о профилактики болезененй органов пищеварения у детей?
Да
Нет
Анкета 2
1.Какие факторы, влияющие на развитие заболеваний органов пищеварения у детей Вы знаете? Напишите
1.………………………………………… 7.……………………………………
2…………………………………………… 8…………………………………….
3.………………………………………… 9……………………………………
4.………………………………………… 10…………………………………
5.………………………………………… 11……………………………………
6.………………………………………… 12…………………………………
2. Отметьте что, по вашему мнению, влияет на развитие болезней органов пищеварения у детей
Питание (режим , рацион, привычки)
Гигиена(не соблюдение)
Неблагоприятная экология
Социальное неблагополучие
Стрессы
эмоциональные и физическиие перегрузки
инфекции, очаги нфекционных болезней
наследственность (в семье есть заболевания органов пищеварения)
прием лекарственных препаратов
паразиты (аскариды, лямблии, бактерии хилактопилари)
гиподинамия (малоподвижный образ жизни, отсутствие физической активности)
4. Полезна ли была для Вас полученная информация?
Да
нет
Приложение 2
Буклет
Приложение 3
Памятка
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.