Тема «Нахождение площади прямоугольного треугольника»
Цели урока:
Образовательная: Познакомить с понятиями «катет», «гипотенуза»; вывести формулу площади прямоугольного треугольника; уметь находить площадь прямоугольного треугольника; закрепить вычислительные навыки и умение решать задачи;
Развивающая: развитие логического мышления, внимания, познавательного интереса коммуникативных навыков.
Воспитательная: стимулирование познавательной активности, формирование установки на сотрудничество;
Здоровьесберегающая: создать ситуацию успеха при освоении нового материала.
Тип урока: ОНЗ.
Форма урока: групповое исследование.
· Методы обучения:
§ исследование (эксперимент);
· деятельностный метод
· работа со схемой;
§ практический метод;
· работа в группе, в паре;
· презентация результатов групповой работы.
Оборудование:
· «Математика. 4 класс» 1часть, автор: Петерсон Л. Г.
· Эталоны:
§ «Виды треугольников».
§ «Площадь прямоугольника»
§ «Единицы площади»
§ «Площадь прямоугольного треугольника»
§ Название сторон прямоугольного треугольника»
· Компьютер.
· Мультимедиа.
· Презентация урока математики.
· Фигурки прямоугольных треугольников на каждого со сторонами 5 см и 4 см.
· Рабочие листы с заданиями для каждого.
1. Мотивация к учебной деятельности.
- Начинаем наш урок.
- Внимательно посмотрите на доску и прочитайте высказывание М.В. Ломоносова
- Скажите , пожалуйста, как вы думае,те как это высказывание относится к нашему уроку?
-Что изучает геометрия?
- Действительно, сегодня мы с вами будем работать с геом. Материалом, и я для вас приготовила 1-ое задание
2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
- Как вы думаете, для чего нам будет нужно это задание?
(Чтобы повторить материал для изучения новой темы)
-Замечательно.
-Перед вами фигуры.
-Назовите их. (Слайд.)( стоят дети с фигурами, класс называет, ребёнок выходит вперёд с фигурой).
Подумайте и скажите, что здесь лишнее? (ребёнок, кого называют, уходит)
3.50 Остаются 2 прямоуг-ка.
- Чем отличаются?( размером и цветом)
-Мы повторили названия геометр фигур. Идём дальше.
-Следующее задание.
- Открываем тетрадь.
-1 формула, которую нужно вспомнить, S прямоугольника.
-Запишите, пожалуйста.
- назовите формулу (слайд)
-Следующая формула, которую надо вспомнить, S квадрата.
- Запишите формулу площади квадрата.
- Что такое а и почему умножаем на а?
-Почему мы вспоминаем вместе и эту формулу (это тоже прямоугольник )
- Итак, формулы вспомнили. Они нам нужны, чтобы решить задачи
Поставили №1
-Составьте задачу. Записываем ниже.
-Самостоятельно найдите, а потом проверим.
-Чему равна площадь прямоугольника?
-Объясните, как вы решали.
-Замечательно.
- Составьте задач.у Пишем. Кто подсчитал? Совершенно верно.
-Молодцы.
-Что мы повторили? (нахождение площади прямоуг. и квадрата и назв геом фигур)
11.30 II. Следующий наш этап - небольшая практическая работа
-У вас на парте лежат прямоугольники ( 1 на парте)
-Сейчас вы будете работать в паре.
-Слушаем внимательно задание.
-Проведите в этом прямоугольнике диагональ. Посовещайтесь и проведите. Вспоминаем, что такое диагональ?
-На какие фигуры разбивает диагональ этот прямоугольник?
- Возьмите ножницы и разрежьте по диагонали (слайд) разъеэжаются в стороны
-Что получилось?
-У вас получилось 2 треугольника.
-Что вы можете рассказать про эти треугольники (у них прямые углы, они одинаковые по размеру ( Как доказат,ь что они одинаковые по размеру? (наложить)
-Наложите и сравните.
-Действительно ли они одинаковы (слайд)
- какой вывод можем сделать?
- Диагональ прямоугольника делит его на 2равных треуг –ка.
-Возьмите каждый треугольник. отметьте на этом треуг –ке прямой угол.
-Сколько прямых углов в треуг – ке?
- Как называется треуг у которого прямой угол? (Слайд) один треуг – к уезжает, появляется надпись – прямоугольный треугольник)
- А может ли быть в треуг – ке 2 прямых угла( таких не может)почему?
14.30 - Учёных давно заинтересовал прямоугольный треугольник, и мы сегодня тоже будем работать с прямоугольным треугольником
-Учёные придумали название для сторон треугольника.
Я зачитываю стих, а вы постарайтесь определить, какая из сторон, как называется.
Но мы с вами не всё новое ещё изучили.
1.
Гипотенуза я, особый элемент,
Длинней меня сторон здесь просто нет.
Меня найти не трудно, право слово,
Лежу напротив я угла прямого.
2. Мы два
брата-стороны,
Катетами названы.
Говорим о том, о сем,
Сходясь в вершине на углу прямом/
-Как называется сторона, лежащая напротив прямого угла?
-Как называются стороны, образующие прямой угол
-2стороны которые образуют прямой угол называются катетами (слайд)
-Подпишите у себя на треуг – ке, где у вас катеты и гипотенуза
-Потренируемся находить катеты и гипотенузу
16. 20 Перед вами карточка
-Нашли 1-ое задание
- Обведите катеты синим, а гипотенузу зелёным карандашами.
Берём карандаш, начинаем обводить( образец на доске, где катеты, где гипотенуза).
- Что образуют катеты? (спросить после работы)
-Замечательно
-Карточку можно отложить.
-Она нам ещё пригодится.
-Что узнали нового? (У прямоуг треуг – ка имеются названия сторон) Давайте ещё раз повторим эти названия.
Мы с вами повторили и узнали новое. А что нам теперь предстоит
(пробное действие) Зачем будем совершать пробное действие? Чтобы узнать что – то новое, чего мы не знаем.
Внимание.
Найдите площадь треугольника с катетами 12см и 20см слайд
Возьмите планшеты и маркеры, запишите
Покажите мне, покажите друг другу.
Что же мы видим?
Мы видим, что некоторые получили результат, а у некоторых нет никакого результата.
- Поднимите руку, кто не смог найти площадь.
-Что показало вам ваше пробное действие? (Я не могу найти S прямоугольного треугольника).
- Те, кто решил, может назвать, каким эталоном воспользовался?
(Я не могу назвать, каким эталоном воспользоваться).
- Что надо сделать? (Остановиться и подумать).
3. Выявление места затруднения.
- Какое задание выполняли?
- Как вы рассуждали?
-Подошёл ли к вашему заданию известный эталон?
- Где же возникло затруднение? Почему не смогли справиться с заданием?
(Мы не знаем формулу S прямоугольного треугольника).
4. Построение проекта выхода из затруднения.
- Итак, мы выявили причину затруднения, что вы будете делать дальше?
(Мы поставим перед собой цель)
- Узнать формулу нахождения S прямоугольного треугольника.
-Сформулируйте тему урока.
- Нахождение S прямоугольного треугольника. (Слайд 13, 14)
-Давайте подумаем, как нам получить способ решения.
Какую формулу мы уже знаем? (S=a•b)
Используя эту формулу, попробуем вывести новый эталон.
Значит у нас что – то возникло
Решение этой задачи, мы отложим
-Для того, чтобы справиться с этим затруднением, мы с вами должны поставить цель. Какая цель? (как найти площадь треугольника
-Мы сейчас с вами будем в группах выводить формулу, с помощью которой будем находить площадь треугольника.
-Давайте ещё раз вспомним и подумаем, что нам поможет для выведения этой формулы
Названия сторон (вывесить названия на доске
Площадь прямоугольника
-Какую практическую работу мы выполняли?(разрезали на 2части.
- Для чего? (чтобы узнать, что диаг делит на 2 равных прямоуг –ка).
-Вот эти все знания нам помогут, чтобы вывести формулу чего
-Группа, которая закончит ,берутся за руки.
-Как мы будем работать? По одному представителю к доске, показываем, что у вас получилось. Пожалуйста, что вы делали? (Выслушать все группы)
- У нас получились разные формулы? Где нам проверить?
Открываем на стр. 95
-Давайте прочитаем правило.
- Вы поняли, какую ошибку допустили?
-Что нам помогало в выведении формулы? (Слайд)
-Что ещё делали с этим прямоугольником?
Ещё раз, как найти площадь прямоугольника7?
Теперь у нас есть формула (слайд Sтр.=(а.в):2)
-Теперь мы сможем решить задачу которая у нас была в пробном действии
-Я напомню эту задачу(Вывесить на доске условие задачи)
Решение задачи в тетради
- пожалуйста, как решали эту задачу?
-Проверьте, у вас так решение? Справились мы с затруднением? Что должны теперь сделать? Потренироваться.
Нашли свою карточку Задание №2. Перед вами 3 треуг- ка. Вам надо найти их площадь. Пожалуйста, работаем. Давайте проверим, что у вас получилось.
( 9.4):2=18(см)
-Проверьте, у вас так получилось?
-У кого так, поставьте себе+ У кого есть ошибка, поставьте -
10.6):2=30(см)
У кого так поставьте+
3.16):2=24(см)
У всех так поставьте +
Мы с вами потренировались что теперь должны сделать? В сам- ой работе будет задача Слайд Остров сокровищ)
(Вывесить на обратной стороне образец решения)
-Как можно проверить ? Нам нужен образец.
-Раз они перекопают весь остров, значит нам нужно было найти s треуг.
-У кого такой ответ поставьте +
-У кого не такой ответ, поставьте -.
Итак, мы повторили, вывели новую формулу, потренировались сами. Работу написали, что нужно теперь сделать? Оценить себя свою работу
- У вас на парте лежит карточка. Положите перед собой. Читайте утверждение и закрашиваем квадрат красным, если понятно, и синим, если непонятно
-Поднимите руки, кто закрасил красным
-Я знаю формулу S прямоуг. треуг.
Я умею находить S прямоуг. треуг.
-Когда можно сказать, я умею находить площадь прям треуг. Над чем надо поработать?
-Над какой темой ?( площадь прямоуг. треуг. )
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке. (Слайд 27)
С.94 №3
-Вы знаете, в жизни не всегда надо найти площадь прямоуг. треуг. Мы же знаем и другие виды треуг. Как найти их площадь? Существует и такая формула.
-Подумайте.
Урок окончен.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.