Тема: Мир водоемов родного края.
Цель: Развитие у детей познавательных интересов и познавательных действий, умения решать интеллектуальные задачи адекватные возрасту через совместную познавательно-исследовательскую, коммуникативную деятельность, восприятие, конструирования из природного (бросового) материала и изобразительной деятельности.
Задачи:
Развивающие:
· Расширять представления о природном мире Урала, его экосистемах (водоемы).
· Стимулировать детей на:
- проявление инициативности и самостоятельности в общении со взрослым и сверстниками при решении и интеллектуальных задач;
- желание рассказывать о собственном замысле, способе его решения.
· Развивать творческую активность, целеустремлённость, настойчивость в достижении цели.
· Развивать мелкую моторику, зрительно-моторную координацию.
Воспитательные:
· Развивать умение работать в малой группе сверстников, налаживать партнерские отношения в процессе совместной деятельности.
· Укреплять интерес к совместной деятельности со взрослым, сверстниками, к объектам окружающего мира и их взаимоотношениях.
· Воспитывать основы экологического сознания, бережное отношение к живой и неживой природе
Обучающие:
· Формировать познавательные действия, первичные представления и взаимосвязи объектов и явлений в природе.
· Формировать связную речью в ходе составления описательного рассказа по схеме, в ходе построения аргументированного высказывания
· Закреплять изобразительные умения при реализации самостоятельной творческой изобразительной деятельности.
· Формировать у детей обобщённые способы действия, умение самостоятельно находить способы решения проблемы, переносить приобретенные умения в новые условия.
Оборудование и материалы: макет с уральским лесом изготовленный детьми ранее, картина с изображением водоемов (море, пруд) и его обитателей. Схемы для составления описательного рассказа, картинки с объектами - пищевая цепочка кто чем (кем) питается, объекты (мусор бытовой) который загрязняет окружающую среду (водоемы) изобразительные средства, бумага, ткань и др. оборудование для изодеятельности и конструирования из бумаги и, мольберт с плотным листом бумаги для размещения на нем объектов конструирования, магнитная доска, картинки с изображением объектов обитания водоема (пруда) магниты. Аудиозапись звуков природы, времена года «Чайковский ( любой из летних месяцев) разрезные картинки с изображением флоры и фауны пруда, обручи
Планируемый результат:
· проявление интереса к теме экологической безопасности и охраны живой и неживой природы;
· самостоятельность в построении высказываний - аргументаций;
· активность, творчество в выполнении различных видов деятельности, предлагает свои варианты решения стоящей перед ним задачи;
· инициативность в общении со сверстниками и взрослым;
· способность эмоционально сопереживать персонажам, попросившим о помощи;
· владение конструктивными формами общения и взаимодействия: договариваться, распределять действия в сотрудничестве;
· способность планировать и согласовывать свои действия.
План занятия:
Этап |
Продолжительность |
Организационный этап (Мотивация детей на совместную деятельность; целеполагание). |
6 мин. |
Основной этап (Актуализация имеющихся знаний). · Ситуация, побуждающая интерес детей к новому знанию · Включение детей в целеполагание, побуждение к деятельности, эмоциональный настрой · Проблемные ситуации
|
20 мин. |
Рефлексия |
4 мин. |
Ход занятия:
Этап занятия |
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
Методическое обоснование и самоанализ |
1.Мотивация на совместную деятельность |
Ребята, мы познакомились с уральским лесом и его обитателями, изготовили макет
|
Дети перечисляют обитателей и растения.
|
Готовность детей к общению со взрослым и совместной деятельности |
2.Актуализация знаний детей |
Давайте вспомним растения наших уральских лесов и его обитателей |
Рассматривают макет |
|
3.Ситуация, побуждающая интерес детей к новому знанию |
А только ли в лесах Урала существует жизнь? Организует высказывания. Предъявляются 2 картинки с изображением моря и пруда.
|
Дети отвечают на вопросы педагога
|
Дети подходят к выводу, что жизнь существует и в водоемах. Аргументация выбора соответствующей картинки 3-4 ребенка. |
4.Включение детей в целеполагание. Побуждение к деятельности, эмоциональный настрой
|
Как вы считаете, какая картинка подходит к водоему, расположенному на Урале? Задание каждой группе детей. 3-4 подгруппы по схеме составить рассказ об обитателях водоема, (флора, фауна), предварительно договорившись. Какая группа о каком объекте составляет рассказ. Рассмотрев схемы, которые можно использовать, необходимо выбрать схему, подходящую к выбранному объекту. Во время деятельности детей звучит классическая музыка или звуки природы
|
Дети строят высказывание, используя речь - объяснение (с речевой конструкцией - потому что). Дети тайно выбирают объект, говорят о нем шепотом воспитателю, составляют рассказ по выбранной схеме и предъявляют свой рассказ в качестве загадки для других подгрупп, остальные по перечисленным признакам определяют загаданный объект |
Построение описательного рассказа по предметной картинке (предмету, изображенному на картинке) 3- 4 ребенка высказываются, остальные отгадывают (аргументировано, с конструкцией потому что).
|
5.Физминутка |
На полу в обручах расположены разрезные картинки с изображением объектов флоры и фауны пруда
|
Дети по команде собирают свои разрезные картинки и изображают их движением, дети других подгрупп должны отгадать, кого, что они собрали. |
Метод: словесный, практический. Эмоциональная разрядка. Двигательная деятельность. |
6.Ситуация проблемная |
Ставит цель Снова обращается внимание детей к картине с изображением пруда, задается вопрос, почему именно эти растения, рыбы и земноводные обитают в пруду, подводит к выводу об экосистеме, зависимости всех живых объектов друг от друга пищевых цепочках и техногенном мусоре. На магнитной доске расположить пищевые цепочки: -Рыба – насекомые – трава - почва- вода -Рыба- рыба – трава – почва - вода -Птица – рыба – трава - почва- вода -Птица - трава- почва- вода Подводит к выводу, что в пищевой цепочке отсутствуют техногенный мусор. |
Ответы детей |
Педагог стимулирует интерес. Метод: словесный, практический. Коммуникативная деятельность, игровая. |
7.Письмо обитателей водоема
|
Аудио-письмо обитателей водоема. Если полиэтиленовая или стеклянная бутылка попадает в водоем, куда она потом девается? Предложить составить предположение какой вред может наносить техногенный мусор флоре и фауне водоема. |
Выстраивание на магнитной доске пищевых цепочек, рассказ по цепочке – кто, чем питается куда помещается картинка с бутылкой и консервной банкой? |
Педагог стимулирует интерес. Метод: словесный, практический.
|
8.Итог
|
Подвести детей к выводу о том, что мусор за собой необходимо убирать после посещения водоема и ни в коем случае не бросать в водоем стеклянные и пластиковые бутылки, железные банки и прочий мусор Обращение к детям, а что мы можем сделать, чтобы люди не мусорили в водоем и у водоемов. |
Высказывание на тему экологической дисциплины
|
Осознание необходимости соблюдения экологической дисциплины у водоема. Воспитание чувств эмпатии, сопереживания. Стремления помочь, когда об этом просят. |
9.Открытость |
Предложить материалы для изготовления коллажа и спросить, как это можно воплотить в жизнь.
|
Высказывание детей, дискуссия, подведение к изготовлению коллажа, проведению экологической акции для населения (для родителей воспитанников детского сада) Дети в своих подгруппах договариваются, что будет на коллаже. Сколько таких коллажей будет изготовлено (один с группы, или все подгруппы сделают свой коллаж), дети распределяют роли при выполнении коллажа и приступают к работе. |
Изображение обитателей водоема средствами оригами, аппликации. Использование пластилина для рисования и других изобразительных средств по выбору детей. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.