Занятие по познавательному развитию "Мир водоёмов родного края"

  • docx
  • 04.06.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Мир водоемов родного края.docx

Тема: Мир водоемов родного края.

Цель: Развитие у детей познавательных интересов  и познавательных действий,  умения решать интеллектуальные задачи адекватные возрасту через совместную познавательно-исследовательскую, коммуникативную деятельность, восприятие, конструирования из природного (бросового) материала и изобразительной деятельности.

Задачи:

Развивающие:

·                    Расширять  представления о природном мире Урала, его экосистемах (водоемы).

·                    Стимулировать  детей на:

- проявление инициативности и самостоятельности в общении со взрослым и сверстниками при решении и интеллектуальных задач;

-  желание рассказывать о собственном замысле, способе его решения.

·                    Развивать творческую активность, целеустремлённость, настойчивость в достижении цели.

·                    Развивать мелкую моторику, зрительно-моторную координацию.

Воспитательные:

·                    Развивать умение работать в малой группе сверстников, налаживать партнерские отношения в процессе совместной деятельности.

·                    Укреплять интерес к совместной деятельности со взрослым, сверстниками, к объектам окружающего мира и их взаимоотношениях.

·                    Воспитывать основы экологического сознания, бережное отношение к живой и неживой природе

Обучающие:

·                    Формировать  познавательные  действия, первичные представления и взаимосвязи объектов и явлений в природе.

·                    Формировать  связную речью в ходе составления описательного рассказа по схеме, в ходе построения аргументированного высказывания

·                    Закреплять  изобразительные умения  при реализации самостоятельной творческой изобразительной деятельности.

·                    Формировать у детей обобщённые способы действия, умение самостоятельно находить способы решения  проблемы, переносить приобретенные умения в новые условия.

Оборудование и материалы: макет с уральским лесом изготовленный детьми ранее,  картина с изображением водоемов (море, пруд) и его обитателей.  Схемы для составления описательного рассказа, картинки с объектами - пищевая цепочка кто чем (кем) питается, объекты (мусор бытовой) который загрязняет окружающую среду (водоемы) изобразительные средства, бумага, ткань и др. оборудование для изодеятельности и конструирования из бумаги и, мольберт с плотным листом бумаги для размещения на нем объектов конструирования, магнитная доска, картинки с изображением объектов обитания водоема (пруда) магниты. Аудиозапись звуков природы, времена года «Чайковский  ( любой из летних месяцев) разрезные картинки с изображением флоры и фауны пруда, обручи

 

Планируемый результат:

·                    проявление интереса к теме экологической безопасности и охраны живой и неживой природы;

·                    самостоятельность в построении высказываний - аргументаций;

·                    активность, творчество в выполнении различных видов деятельности, предлагает свои варианты решения стоящей перед ним задачи;

·                    инициативность в общении со сверстниками и взрослым;

·                    способность эмоционально сопереживать персонажам, попросившим о помощи;

·                    владение конструктивными формами общения и взаимодействия: договариваться, распределять действия в сотрудничестве;

·                    способность планировать и согласовывать свои действия.

План занятия:

Этап

Продолжительность

Организационный этап  (Мотивация детей на совместную деятельность; целеполагание).

6 мин.

Основной этап  (Актуализация имеющихся знаний).

·                   Ситуация, побуждающая интерес детей к новому знанию

·                   Включение детей в целеполагание, побуждение к деятельности, эмоциональный настрой

·                   Проблемные ситуации

 

20 мин.

Рефлексия

4 мин.

Ход занятия:

 

Этап занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

Методическое обоснование

и самоанализ

1.Мотивация на совместную деятельность

Ребята,  мы познакомились с уральским лесом и его обитателями, изготовили макет   

 

Дети перечисляют обитателей и растения.

 

 

Готовность детей к общению со взрослым и совместной деятельности

2.Актуализация знаний детей

Давайте вспомним  растения наших уральских лесов и его обитателей

Рассматривают макет

 

3.Ситуация, побуждающая интерес

детей к новому знанию

А только ли в лесах Урала существует жизнь?

Организует высказывания. Предъявляются 2 картинки  с изображением моря и пруда.

 

Дети отвечают на вопросы педагога

 

Дети подходят к выводу, что жизнь существует и в водоемах.

Аргументация выбора соответствующей картинки 3-4 ребенка.

4.Включение детей в целеполагание.

Побуждение к деятельности, эмоциональный настрой

 

Как вы считаете, какая картинка подходит к водоему, расположенному на Урале?

Задание каждой группе детей.

3-4 подгруппы  по схеме составить рассказ об обитателях водоема, (флора, фауна), предварительно договорившись. Какая группа  о каком объекте составляет рассказ.

Рассмотрев схемы, которые можно использовать, необходимо выбрать схему, подходящую к выбранному объекту. Во время деятельности детей звучит классическая музыка или звуки природы

 

Дети строят высказывание,  используя речь - объяснение (с речевой конструкцией - потому что).

 Дети тайно выбирают объект, говорят о нем шепотом воспитателю, составляют рассказ по выбранной схеме и предъявляют свой рассказ в качестве загадки для других подгрупп, остальные по перечисленным признакам определяют загаданный объект

Построение описательного рассказа по предметной картинке (предмету, изображенному на картинке) 3- 4 ребенка высказываются,

 остальные отгадывают (аргументировано, с конструкцией потому что).

 

 

5.Физминутка

На полу в обручах расположены разрезные картинки с изображением объектов флоры и фауны пруда

 

Дети по команде собирают свои разрезные картинки и изображают их движением, дети других подгрупп должны отгадать, кого, что они собрали.

Метод: словесный,

практический.

Эмоциональная разрядка.

Двигательная деятельность.

6.Ситуация  проблемная

Ставит цель

Снова обращается внимание детей к картине с изображением пруда,  задается вопрос, почему именно эти растения, рыбы и земноводные обитают в пруду, подводит к выводу об экосистеме, зависимости всех живых объектов друг от друга пищевых цепочках и техногенном мусоре. На магнитной доске расположить пищевые цепочки:

-Рыба – насекомые – трава - почва- вода

-Рыба- рыба – трава – почва - вода

-Птица – рыба – трава - почва- вода

-Птица - трава- почва- вода

 Подводит к выводу, что в пищевой цепочке отсутствуют техногенный мусор.

Ответы детей

Педагог стимулирует интерес.

Метод: словесный, практический.

Коммуникативная деятельность, игровая.

7.Письмо обитателей водоема

 

Аудио-письмо обитателей водоема.

Если полиэтиленовая или стеклянная бутылка попадает в водоем, куда она потом девается? Предложить составить предположение какой вред может наносить техногенный мусор флоре и фауне водоема.

Выстраивание на магнитной доске пищевых цепочек, рассказ по цепочке – кто, чем питается  куда помещается картинка с бутылкой и консервной банкой?

Педагог стимулирует интерес.

Метод: словесный, практический.

 

 8.Итог

 

 

 

 

 

 

 

 Подвести детей  к выводу о том, что мусор за собой необходимо убирать после посещения водоема и ни в коем случае не бросать в водоем стеклянные и пластиковые бутылки, железные банки и прочий мусор

Обращение к детям, а что мы можем сделать, чтобы люди не мусорили в водоем и у водоемов.

Высказывание  на тему экологической дисциплины

 

Осознание необходимости соблюдения экологической дисциплины  у водоема.

Воспитание чувств эмпатии, сопереживания. Стремления помочь, когда об этом просят.

9.Открытость

Предложить материалы для изготовления коллажа и спросить, как это можно воплотить в жизнь.

 

Высказывание детей, дискуссия, подведение к изготовлению коллажа, проведению экологической акции для населения (для родителей воспитанников детского сада)

Дети в своих подгруппах договариваются, что будет на коллаже. Сколько таких коллажей будет изготовлено (один с группы, или все подгруппы сделают свой коллаж),  дети распределяют роли  при выполнении коллажа и приступают к работе.

Изображение обитателей водоема средствами оригами, аппликации. Использование

пластилина для рисования и других изобразительных средств по выбору детей.