Урок чтения в 3классе по чтению С.Есенин "Поет зима, аукает", "Пороша"
Оценка 4.7

Урок чтения в 3классе по чтению С.Есенин "Поет зима, аукает", "Пороша"

Оценка 4.7
docx
05.12.2023
Урок чтения в 3классе по чтению  С.Есенин "Поет зима, аукает", "Пороша"
Урок чтения в 3 классе Есенин.docx

                             Урок чтения в 3 классе.

Тема: С. Есенин «Поёт зима – аукает». «Пороша».

Цели: 1 .познакомить с творчеством С. Есенина, с его стихотворениями;

формировать умения отвечать на поставленные вопросы

2. развить навыки беглого, правильного, осознанного, выразительного

чтения; развить речь учащихся; творчество и воображение;

обогащать словарный запас;

3. воспитывать любовь к природе, к поэзии.

Ход урока.

I. Орг.момент

Вздохнули, потянулись, руки вверх, выдохнули, настроились на урок.

- Открываем страничку в новый литературный раздел.
- Прочтите его название («Поёт зима, аукает…»)
- Посмотрите на разворот и скажите, о чём мы будем читать в этом разделе?
( О зиме, о зимней природе, о новогодних праздниках и о чём-то сказочном…)
- А умеет ли зима петь?

- Почему эта строчка в кавычках? Это цитата. А из какого произведения взята эта цитата, мы узнаем позже.
- - А как проводит зиму Настя  прочитаем в учебнике на 52

(.Можно хорошо читающим учеником)
-Какие чувства и воспоминания переполняли Настю?

Жаль, что я не смогу никому рассказать, как прекрасен был зимний лес)


- Правильно, ребята. - Композиторы передают красоту леса с помощью звуков).

. Художники это делают с помощью красок, а писатели и поэты с помощью слов, используя разнообразные художественные приёмы

 

II.  Изучение новой темы

-          Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством еще одного поэта, показывающего красоту зимнего леса.

 

1. Игра «Шифрограмма» (в группах)

- Расшифруйте фамилию автора (Читайте через букву справа налево)

НЩИЬНДЕФСНЕ ЙУЕЧГКРСЕНС

 

 Это Сергей Александрович Есенин .

 

Знакомы ли вы с творчеством поэта?
- Какие стихи читали?

 

(покажу детям презентацию об авторе)

Сергей Александрович Есенин родился 3 октября 1895 года в селе Константиново, что привольно раскинулось на зелёном холмистом берегу реки Оки.

Родители его были бедными крестьянами. \С двух лет был отдан на воспитание дедушке и бабушке , и рос в этой семье до 9 лет. Дед знал множество песен и частушек. Бабушка очень сильно любила Есенина. Она хорошо пела русские песни, знала много сказок и рассказывала их маленькому Серёже. Целые дни летом мальчик Серёжа вместе с другими ребятами проводил на воле. Он любил поля, и луга своего родного села, радовался белой берёзке и душистой черёмухе, любил цветы, животных.

 Стихи он начал писать в 10 лет, но сознательное творчество началось в 16-17 лет


- С.А. Есенин очень любил родную природу и воспевал её в своём творчестве.
-  Сегодня мы  познакомимся с стихотворением «Поёт зима, аукает».

Постарайтесь понять,  какие чувства и какое настроение передал Есенин в стихотворении.

 

звукозапись: Вивальди «Зима»

Учитель читает стихотворение «Поёт зима…»)

 

- Что почувствовали вы, прослушав это стихотворение?


- Какие картины зимы вы увидели?
- Какие звуки услышали?

- Прочтите самостоятельно и отметьте непонятные слова.

(если дети не называют слова , то все не объясняй)
Поет – сильно дует
Аукает – перекликается
Стозвоном – звон 100 сосен (автор.)
Сосняк – собирательное, сосновый лес.
Ковром шелковым – мягким ковром
Сиротливые – без родителей
Озябли – сильно замерзли
Ставни – дощатые створки для прикрытия стекол
Вихри – порывистые круговые движения ветра

 

- Сколько строф в стихотворении? (4)
- В стихотворении 4 строфы, т.е. 4 части, 4 картины. В каждой свои герои, свои чувства. Давайте разберёмся в них, чтобы научиться читать стихотворение выразительно.
1.Комментированное чтение.
1 строфа:
Поет зима — аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.
- В каком лесу оказался поэт?(в сосновом, мохнатом)
- Мохнатый сосновый лес. Он звенит на морозе. Деревьев много и поэт нашёл удивительное слово «стозвон».


- Похожа ли зима  здесь  на человека?

Чем?

- Как называется такой приём в литературе? (олицетворение)
- Кого олицетворяет зима? (заботливую мать)
- Какая она? (мягкая, добрая, немного грустная)


Можно ли сказать, что автор грустит?

(Да плывут с тоскою облака,  они седые)

- С каким чувством будем читать 1 часть?(с чувством грусти)

Чтение 1 строфы


2 строфа:
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
- Кто главный герой? (метелица)
- Чем необычен образ метелицы? (ковром шелковым стелется)
- Как понимаете это выражение?
(ласковая)
- Нравится поэту метелица?да (любуется шелками,)

- но в то же время побаивается-больно холодна). И ковёр шелковый не случайно, т.к. шёлк хоть и нежная, красивая ткань, но прохладная.
- Какая зима во 2-й части? (красивая, но холодная)
- А по отношению к воробышкам? (равнодушная)
- Какое чувство вызывают у автора воробышки? (жалеет их)
- Какие слова нашёлпоэт, чтобы показать жалость? (как детки сиротливые)

- С каким чувством будем читать 2-ю часть? (с чувством жалости)

Чтение 2 строфы


3 строфа:
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.
- Какие нежные слова нашёл автор для птичек? ( игривые, малые, голодные, усталые)
-
-  Что его беспокоит? (птицы голодные)
 Страшнее для птиц зимою - голод
-они надеются на наше сочувствие)
-Покормите птиц зимой! И они порадуют нас весной своим трудом и пением.
- С каким чувством будем читать 3-ю часть? ( с чувством тревоги)
- Любуется ли метелицей автор в этой части? (нет, она превратилась в злую вьюгу)
- В каком образе мы увидели здесь зиму? (в образе злой мачехи)

Чтение 3 строфы


4 строфа:
И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна.
- Есть ли надежда на спасение у нежных пташек? (есть, поселились около человеческого жилья  и
 скоро придёт весна)

- Да Тревога и грусть с приходом весны сменится на радость.
- С каким чувством будем читать 4-ю часть? (с чувством надежды)


Вывод: В одном произведении автор представил нам 4 образа зимы. Этим он хотел показать, что зима бывает разной (доброй, мягкой, холодной, суровой).
- Но в каком бы образе мы её не увидели, невозможно не восторгаться её красотой и величием.
- Мы наблюдали, как менялось настроение автора(от грусти до надежды)
- Прочитайте стихотворение так, чтобы передать не только настроение автора, но и свои чувства.

Чтение стих по частям

 

II.Сейчас познакомимся с другим произведением С. Есенина «Пороша».

-Послушайте, какие чувства  возникают, когда мы слышим это стих?

 Аудиозапись. Безрукова на фоне клипа

 (Восторг, грусть, восхищение)

-  Что такое «пороша»?

»

Пороша – слой только что выпавшегос вечера или ночьюснега) (Покажи картинку)

 

Какие вы услышали звуки?

(звон бубенцов, колокольчиков на сбруе лошади)–

- Как автор описывает лес? Найдите и прочитайте эти строки.

-Что это за «невидимка»? (Мороз)

Соответствует ли иллюстрация тексту стих –я?

-Найдите и прочитайте, как автор описывает сосну.

-Где пролегал путь? Прочитайте те строчки.

III/ Чтение стих –я про себя

3) –Ребята, прочитайте это стихотворение  про себя и попробуйте передать состояние дремлющего леса 

Чтение по цепочке

 

VII. Сравнение двух текстов.



-Вот мы прочитали 2 стихотворения Сергея Есенина о зимней природе.

 

– Похожи ли они? (да)

 

-Чем ( лес дремлет , дремлет , потому что зимой лес засыпает Красотой зимнего леса)


-Скажите, изменилось ли отношение к зиме у автора? (Да, изменилось)
-Как?                                         

(Ответы детей)
- В первом стихотворении он зиму описал злой, беспощадной, обижающей птичек, зима автору не очень нравилась. А во втором стихотворении любуется красотой зимнего леса, тишиной, спокойствием природы.

 

- Из какого же произведения взята цитата к нашему разделу? «Поёт зима, аукает»

 

V. домашнее задание

Выучить одно из стихотворений.

 

VI. Итог урока.

Дети, наш урок близится к концу.

Вам понравился сегодняшний урок?

 Какое из стихотворений понравилось больше? Почему?

Что вы узнали о поэте Сергее Есенине?

(Любит зиму, природу, видит её красоту, умеет оживлять природу)

 Что мы делали? (Читали стихи, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям)

Как бы вы оценили свою работу на уроке?
- Спасибо, урок окончен!


 

Урок чтения в 3 классе. Тема:

Урок чтения в 3 классе. Тема:

Учитель читает стихотворение «Поёт зима…») -

Учитель читает стихотворение «Поёт зима…») -

Как понимаете это выражение? (ласковая) -

Как понимаете это выражение? (ласковая) -

Аудиозапись. Безрукова на фоне клипа (Восторг, грусть, восхищение) -

Аудиозапись. Безрукова на фоне клипа (Восторг, грусть, восхищение) -
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.12.2023