краевое государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Красноярский медицинский техникум»
(КГБПОУ КрасМТ)
Выпускная квалификационная работа
( дипломный проект)
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ ПО РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ВРОЖДЕННЫМИ
ЧЕЛЮСТНО –ЛИЦЕВЫМИ ПАТОЛОГИЯМИ
Допущен к защите на ГИА |
Выполнил: Ефимушкина Татьяна Сергеевна студент очно-заочной формы обучения специальности 34.02.01 Сестринское дело ____________ (подпись) |
Выпускная квалификационная работа защищена «__»____________20__г. Оценка _______________ Секретарь ГЭК __________ |
Научный руководитель Т.Ю.Федотова ___________ (подпись) |
2022
Содержание
1 Краткая аннотация ……………………………………………...………..……4
2 Паспорт дипломного проекта……………………….………………………...5
3 Теоретическая часть…………………..……………………………………….7
3.1. Предрасполагающие факторы и патогенез врожденных челюстно- лицевых патологий……………………………………………………………….7
3.2 Классификация врожденных пороков челюстно - лицевой области………7
3.3 Функциональные нарушения при врожденных аномалиях челюстно- лицевой области………………………………………………………………….10
3.4.Комплексная медицинская помощь детям с врожденной челюстно-лицевой патологией……………………………………………………………..12
3.5Деятельность медицинской сестры по реабилитации детей с врожденными челюстно- лицевыми патологиями……………………………………………..16
3.6 Выводы из теоретической части…………………………………………....22
4 Этапы проведения проекта……………………………………………………23
4.1 Этап подготовки проекта……………………………………………………23
4.2 Основной этап проекта……………………………………………………...23
4.3 Заключительный этап проекта……………………………………………...29
5 Календарный план проекта……………………………………………………31
6 Бюджет проекта………………………………………………………………..32
7 Ожидаемые результаты и их оценка…………………………………………33
8 Перспективы развития дипломного проекта………………………………...33
9 Риски реализации дипломного проекта и пути их решения………………..34
Список источников информации……………………………………………….35
Приложение 1 Анкета для определения исходного уровня информированности…………………………………………….………………38
Приложение 2 Анкета для определения итогового уровня информированности …………………………………………………………….40
1. Краткая аннотация проекта
В данном проекте рассмотрены основные направления деятельности медицинской сестры по реабилитации детей с врожденными челюстно- лицевыми патологиями. Проектом предусмотрено повышение информированности родителей, детей с различными формами врожденных челюстно - лицевых аномалий, об активном участии в реабилитации на различных этапах с целью достижения эстетического и функционального результата.
Продолжительность организационно-подготовительных мероприятий составила 9 месяцев и включала: изучение медицинской литературы в вопросах, выявление уровня начальных знаний методом анкетирования, подготовка материалов для беседы, проведение бесед в малых группах и итогового анкетирования, распространение памяток по реабилитации детей с аномалиями челюстно- лицевой области; оценка эффективности работы.
Проект предназначен для использования в медицинских организациях для работы с категорией лиц, не имеющих медицинского образования.
Проект подготовлен и реализован студенткой 4 курса КГБПОУ «Красноярский медицинский техникум»Ефимушкиной Татьяной Сергеевной, отделения специальности 34.02.01Сестринское дело очно- заочной формы обучения.
2. Паспорт дипломного проекта
Актуальность проблемы.
Врожденная патология челюстно- лицевой области занимает особое место среди количественно нарастающих за последние годы врожденных пороков, и занимают второе место среди всех пороков развития человека. При этом 88% приходится на врожденные расщелины верхней губы и/или неба. Врожденные пороки развития составляют одну из самых актуальных медицинских и социальных проблем в связи с их высокой частотой и тяжестью. По данным ВОЗ, распространенность врожденных аномалий челюстно- лицевой области в мире в среднем 1 на 600 новорожденных. Ежегодно в Российской Федерации рождаются более 20 тысяч детей с пороками челюстно- лицевой области.[15] Следует отметить, что в регионах Российской Федерации частота пороков развития колеблется в достаточно широких пределах: от 1:653 до 1:1280, что может быть обусловлено географическими особенностями регионов и особенностями популяций. Наблюдается тенденция неуклонного роста частоты их возникновения, причем в последние годы среди пороков возрастает доля более тяжелой патологии. [19]
Система комплексной реабилитации детей с врожденными патологиями челюстно- лицевой области предусматривает многоэтапное междисциплинарное взаимодействие специалистов. Несмотря на функционирование отделений челюстно-лицевой хирургии во всех регионах России и наличие региональной системы реабилитации наблюдается недостаточная информированность родителей, что обусловливает несвоевременное оказание специализированной помощи детям с данной патологией. К сожалению, медицинская помощь этой группе больных не всегда оказывается в объеме и в сроки наиболее благоприятные для устранения имеющихся деформаций. [20] Необходимость совершенствования системы медицинской помощи детям с врожденными аномалиями в Российской Организация и проведение медико-социальной реабилитации детей с врожденными расщелинами губы и неба сегодня в наиболее полном объеме оказывается в условиях специализированного центра и должна быть связана с продуманными координированными действиями с командой специалистов различного профиля. Таким образом, только комплексный, последовательный подход к лечению и реабилитации, динамическое наблюдение за ребѐнком способствует нормальному развитию челюстно-лицевой области у детей с врожденными аномалиями и обеспечивает хороший эстетический и функциональный результат.[15]
Цель: повышение уровня знаний у родителей, дети которых имеют врожденную патологию челюстно- лицевой области, об участии в комплексной реабилитации.
Задачи:
1. Изучение медицинской литературы.
2. Выявление уровня знаний целевой аудитории методом анкетирования.
3. Разработка методических материалов.
4. Проведение занятий и распространение буклетов.
5. Проведение аналитической работы.
Целевая группа: родители детей, проходящих лечение в КГБУЗ «Красноярская межрайонная детская клиническая больница № 5» в отделениичелюстно -лицевой хирургии в количестве 25 человек.
Исполнитель: студентка КГБПОУ «Красноярского медицинского техникума» специальности Сестринское дело заочной формы обучения Ефимушкина Татьяна Сергеевна, старшая медицинская сестра отделения
География проекта: г. Красноярск,КГБУЗ Красноярская межрайонная детская клиническая больница № 5 отделение челюстно -лицевой хирургии, ул. Щорса 83.
Тип проекта: практико- ориентированный
Сроки реализации: 8 месяцев с октября 2021 года по май 2022.
3 Теоретическая часть дипломного проекта
3.1. Предрасполагающие факторы и патогенез врожденных челюстно- лицевых патологий.
Одним из ведущих факторов роста количества аномалий является усиление влияния деятельности человека на окружающую среду, загрязнение её веществами, обладающими мутагенными и тератогенными свойствами. Основными этиологическими предпосылками развития патологии челюстно- лицевой области в настоящее время считают сочетание генетических и экзогенных факторов (вирусные инфекции, тератогены, стресс, облучение, авитаминоз) в первые 1,5–2 месяц гестации. [18]Основной причиной роста количества больных с врожденными челюстно- лицевыми патологиями во всем мире следует считать увеличение количества и объёма экзогенных тератогенных факторов и увеличение количества носителей пороков развития. [22]
3.2 Классификация врожденных пороков челюстно - лицевой области
Врожденные пороки развития лица и челюстей чрезвычайно многообразны, что затрудняет их классификацию. По этиологическому признаку различают 3 группы врожденных пороков развития:
1) наследственные;
2) экзогенные
3) мультифакториальные.[18]
Согласно анатомо-физиологической классификации врожденных пороков
развития человека все они подразделяются на 2 большие группы:
А. - Пороки развития органов и систем.
Б. - Множественные врожденные пороки развития.[12]
В челюстно-лицевой хирургии и стоматологии пороки развития лица и шеи могут быть разделены на следующие группы:
I. Врожденные системные аномалии формообразования мягких тканей и костей лица.
1. Фиброзная дисплазия.
2. Синдром I-II жаберных дуг.
3. Челюстно-лицевой дизостоз (синдром Франческетти).
4. Черепно-лицевой диостоз (синдром Кроузона).
5. Черепно-ключичный диостоз.
6. Синдром Робена и другие синдромы.
7. Врожденные кисты и свищи и др.:
II. Врожденные пороки развития отдельных анатомических образований
челюстно-лицевой области.
1. Врожденные расщелины верхней губы и нёба.
2. Врожденные расщелины лица.
3. Аномалии уздечек губ и языка
4. Мелкое преддверие полости рта и др.
III. Аномалии и пороки развития зубов (адентия, ретенция, сверхкомплектные зубы и др.).
IV. Зубочелюстные аномалии (аномалии прикуса).[19]
Частота рождения детей с расщелинами верхней губы и неба имеет стабильную тенденцию к росту. Так, количество больных с данной патологией в Западной Европе за последние 40 лет увеличилось в 2 раза и составляет в среднем 1 случай на 500 новорожденных. В России в начале 80-х годов прошлого века частота рождения детей с расщелинами верхней губы и неба составляла 1 случай на 1124 новорожденных. Однако в 1997-1998 гг. - уже 1 случай на 752 новорожденных, т.е. в 1,63 раза больше. [14]Основной причиной роста количества больных с этой врожденной патологией является увеличение количества и мощи экзогенных тератогенных факторов, а также увеличение популяции носителей этого порока развития, благодаря их успешной медицинской реабилитации. [17]
В Российской Федерации чаще всего пользуются клинико-анатомической классификацией врожденных расщелин верхней губы и неба. При этом выделяют:
I. Врожденные изолированные расщелины верхней губы:
1. Врожденная скрытая расщелина верхней губы (одно- или двусторонняя);
2. Врожденная неполная расщелина верхней губы (без или с деформацией
кожно-хрящевого отдела носа) одно- или двусторонняя;
3. Врожденная полная расщелина верхней губы (одно- или двусторонняя).
II. Врожденные изолированные расщелины неба:
1. Врожденные расщелины мягкого неба: скрытая, неполная, полная;
2. Врожденные расщелины мягкого и твердого неба: скрытая, неполная,
полная;
Ш. Врожденные полные расщелины мягкого, твердого неба и альвеолярного
отростка (одно- или двусторонние).
IV. Врожденные расщелины альвеолярного отростка и переднего отдела
твердого неба (обычно в сочетании с расщелиной верхней губы), одно- или
двусторонние.
V. Врожденные полные расщелины верхней губы, альвеолярного
отростка, твердого и мягкого неба (сквозные расщелины):
1. Односторонние (право- или левосторонние);
2. Двусторонние.
VI. Комбинированные или атипичные расщелины верхней губы и неба. Анатомические нарушения при врожденных изолированных расщелинах верхней губы различны и зависят от вида расщелины. Однако во всех случаях у этих детей имеются следующие и основные клинические симптомы:
1. Расщепление (явное или скрытое) верхней губы.
2. Укорочение верхней губы.
3. Деформация кожно-хрящевого отдела носа.[21]
3.3 Функциональные нарушения при врожденных аномалиях челюстно- лицевой области
Все анатомические изменения со стороны верхней губы, альвеолярного отростка, твердого и мягкого неба приводят к функциональным нарушениям, степень выраженности которых прямо пропорциональна тяжести врожденного порока. При врожденных расщелинах верхней губы и неба (ВРВГН) нарушается функция дыхания. При ротовом дыхании вся масса непрогретого воздуха попадает в дыхательные пути ребенка, что вызывает в них ряд патологических изменений. У детей возникают катары ВДП, евстахииты, бронхиты, фарингиты, назофарингиты и др.[16]
С первых дней жизни ребенка с расщелиной губы и неба нарушается функция сосания из-за негерметичности полости рта. Это является основной причиной снижения физического развития ребенка, приводит к развитию у детей рахита и др. заболеваний. Функция глотания у этих детей нарушается из-за отсутствия герметичности в полости рта и сообщения полости рта и полости носа. При этом пища во время глотания забрасывается в полость носа и развитием хронического назофарингита, а также может аспирироваться с развитием воспаления в дыхательных путях и легких.[22]
Нарушение функции речи у детей с ВРВГН обусловлено отсутствием небно-глоточного клапана, сообщения полости рта и носа. Речь у этих детей тихая, невнятная и гнусавая. Снижение слуха у детей этой группы происходит из-за воспаления среднего уха (75% детей), которое возникает после назофарингита и евстахиита. Снижение слуха неблагоприятно влияет на функцию речи. Нарушение функции жевания наиболее всего выражено при сквозных расщелинах губы и неба когда имеются аномалии зубов, зубных рядов и прикуса.[20]
Вторичные функциональные изменения проявляются с возрастом ребенка и проявляются в изменениях психического состояния ребенка, снижении иммунитета вследствие развития частых сопутствующих воспалительных процессов носоглотки, трахеи, бронхах, желудочно-кишечном тракте, среднем ухе и т.д.
Способы вскармливания новорожденного с расщелиной губы зависят от степени выраженности анатомических нарушений. Новорожденные с изолированной расщелиной губы могут и должны сосать грудь матери. При скрытых и неполных расщелинах ребенок сосет грудь, прижимая сосок к нормально развитому альвеолярному отростку, компенсируя неполноценность мышц губы активным включением языка в акт сосания. При полной расщелине губы для создания герметичности необходимо свести края расщелины пальцами.[17]
Общепринято, что наилучшим является естественное вскармливание новорожденного. Проблемы вскармливания возникают и при рождении ребенка с расщелиной неба.Дети со скрытыми расщелинами неба могут и должны сосать грудь матери.Дети с изолированными неполными расщелинами мягкого и твердого неба вбольшинстве случаев также могут сосать грудь матери. Для предупреждения попадания пищи в дыхательные пути в момент кормления ребенка следует держать в вертикальном или полувертикальном положении.При полной или сквозной расщелине неба ребенок часто не может сосать грудьматери без специальных приспособлений (обтураторов). Для этого используют эластический обтуратор, выкроенный из медицинской клеенки, резиновый баллончик, изготовленный из пальца хирургической перчатки. Ребенка можно кормить из большой эластической соски или соски с «лепестком» (вариант «соска в соске»). В случае неудачи ребенка можно кормить из ложечки или пипетки в полу- или вертикальном положении.При расщелине неба ребенку иногда изготавливают «плавающий» обтуратор. Его применение улучшает возможности кормления, а в дальнейшем способствует нормализации функции речи.[11]
3.4.Комплексная медицинская помощь детям с врожденной челюстно-лицевой патологией
Реабилитация (от лат. re вновь + habilis приспособленный) — комплекс медицинских, психологических, педагогических, профессиональных и юридических мер, целью которых является достижение полного восстановления функций, нарушенных вследствие заболеваний или травмы, достижение эффективной коррекции психологического статуса и социальной адаптации пациента в обществе [20].Система комплексной реабилитации детей с врожденной челюстно-лицевой патологией предусматривает многоэтапное междисциплинарное взаимодействие специалистов. Медицинская помощь оказывается коллегиально группой специалистов (челюстно-лицевые хирурги, стоматологи-терапевты, стоматологи-хирурги, ортодонты, стоматологи-ортопеды). При необходимости привлекаются специалисты смежных специальностей (педиатры, детские кардиологи, отоларингологи, генетик и др.). Большинство исследователей [7,11] сходятся во мнении, что координатором этой работы должен быть челюстно-лицевой хирург. Современная тактика при рождении детей с врожденной челюстно-лицевой патологией в ведущих стоматологических клиниках РФ и за рубежом выглядит следующим образом:
1. при рождении ребенка с пороком ЧЛО в течение первых 3 суток необходимо направить в Центр челюстно-лицевой хирургии экстренное извещение (специальная форма). После получения экстренного извещения руководитель Центра организовывает срочный выезд хирурга-стоматолога и врача-ортодонта для проведения детального осмотра и определения объема необходимых реабилитационных мероприятий [17].
2. Дети, нуждающиеся в получении высокотехнологичной медицинской помощи, направляются в федеральные учреждения здравоохранения. В центрах детской челюстно-лицевой хирургии оказывается поэтапное консультирование, лечение, диспансеризация, психотерапевтическая помощь детям со всеми видами челюстно-лицевой патологии от рождения до 18 лет. В таких центрах реализуется комплексный подход в реабилитации детей-инвалидов.
Несмотря на открытие отделений челюстно-лицевой хирургии во всех регионах России и наличие региональной системыреабилитации отсутствует единая система междисциплинарной регистрации, наблюдается недостаточная информированность врачей и родителей, что обусловливает несвоевременное оказание специализированной помощи детям с данной патологией [19]. К сожалению, медицинская помощь этой группе больных не всегда оказывается в объеме наиболее благоприятном для устранения имеющихся деформаций. Часто в послеоперационном периоде возникают осложнения и рецидивы, наблюдается недостаточная ортодонтическая подготовка детей с врождѐнной патологией лица. В исследовании М.В. Короленковой (2018) выявлено, что лишь 55% больных оперируются своевременно. Фактором, оказывающим наибольшее влияние на полноценность реабилитации ребѐнка, являлось место его проживания: в группе поздно прооперированных больных дети из отдаленных регионов составили 74,5% в то время как в группе детей, оперированных в оптимальные сроки, лишь 13% детей проживают в провинциальных городах. Лишь 47,6% детей из регионов состоят на учете у логопеда, хотя потребность в логопедическом лечении есть у всех детей [14].
Одной из основных задач в реабилитации пациентов с врожденными челюстно- лицевыми патологиями в современных условиях является повышение доступности и качества специализированной помощи детям. М.Г. Булгаков и соавт. (2018) отмечают, что с учетом сложившейся в стране ситуацией, должно быть 7-8 межтерриториальных центров. Коечный фонд для них рассчитывается исходя из потребности ребѐнка в хирургическом и раннем реабилитационном логопедическом и ортодонтическом лечении: 2 койки на 10 тыс. детей [14]. Системы мониторинга реабилитации детей с расщелиной губы и нѐба должна охватывать все организации, занимающиеся лечением и диспансеризацией детей с расщелинами лица: роддома, центры пренатальной диагностики, цитогенетические лаборатории, детские больницы, реабилитационные центры для детей с пороками развития ЧЛО. По мнению ряда исследователей [16] создание единой базы данных на всех больных с данной патологией, мониторирование динамики развития заболевания врачами отдельных специальностей с момента внесения больного в базу данных до момента снятия его с учѐта позволяет оценить степень риска развития возможных осложнений и качество полученного пациентами лечения. По данным некоторых авторов [15] современные диагностические, лечебные и реабилитационные технологии позволяют у пациентов в возрасте 15- 18 лет полностью завершить хирургическое лечение в 84,5% случаев.
В Порядке организации медицинской реабилитации, утверждѐнной приказом Минздрава России от 29. 12. 2012 № 1705н, закреплена трехэтапная модель медицинской реабилитации, дифференцированная по стадиям патологического процесса и тяжести состояния пациента. Основываясь на научно-обоснованном подходе к стратегии и тактике лечения, предлагаются алгоритмы комплексной реабилитации детей с врожденными пороками челюстно - лицевой области с учѐтом особенностей в каждой из возрастных групп. Программа по комплексной реабилитации детей с врожденными пороками челюстно - лицевой области включает
· диагностикуврождѐнных пороков развития лица;
· консультативную помощь;
· проведение первичных реконструктивно-пластических операций; послеоперационную реабилитацию (в том числе ортодонтическую); диспансерное наблюдение пациентов до 18 лет и
· проведение им этапных реконструктивно-пластических операций [15]
Многие авторы отметили, что комплексная реабилитация детей с врожденными пороками развития ЧЛО возможна только при осуществлении специального алгоритма лечения этой категории пациентов.
Данные литературы позволяют выделить следующие этапы комплексной реабилитации детей с врожденными аномалиями челюстно- лицевой области.
1. В период новорожденности специалисты рекомендуют обследование ребенка для исключения возможных сопутствующих пороков развития [15, 17]. При выявлении сочетанной патологии организма необходимы консультации профильных специалистов.
2. Учитывая состояние ребенка, составляется поэтапная индивидуальная комплексная программа реабилитации [12, 15]. По мнению ряда исследователей необходимо заключение генетика [21]. Такой подход дает возможность выявления истинной частоты рождаемости детей с генетическими синдромами и позволяет уточнить данные о риске повторного появления ребенка с аномалиями в семьях с отягощенным анамнезом.
3. В период грудного возраста необходимо раннее ортопедическое лечение [17]. Специалисты обращают внимание, что в этом периоде акцент реабилитационных мероприятий должен быть направлен на подготовку и проведение первичного оперативного вмешательства для устранения анатомических нарушений и восстановления эстетики лица. Проводят хейлоринопластику, одномоментную хейлопластику [9].
4. В возрасте от 1 до 3 лет продолжается предоперационное и послеоперационное ортодонтическое лечение, направленное на коррекцию твердого неба, предупреждение сужения и уплощения верхнего зубного ряда.
5. Проводятся мероприятия по нормализации функции речи и носового дыхания. Специалисты обращают внимание, что вэтом периоде обязательна постановка на учет у логопеда и начало логопедических занятий [9, 11].
6. В дошкольный период производят реконструктивную хейлопластику / хейлоринопластику [19]. Ортодонтическое лечение проводят с применением различных ортодонтических препаратов, направленное на препятствие сужению и уплощению верхнего зубного ряда .
7. В возрасте от 7 до 11 лет устраняют расщелины альвеолярного отростка, проводится ортодонтическое лечение, которое направлено на нормализацию положения постоянных резцов. Проводится хирургическое лечение, остеопластика расщелины альвеолярного отростка верхней челюсти, фарингопластика. Продолжаются занятия с логопедом [9,11].
8. Ортодонтическое лечение, реконструктивную ринопластику/хейлоринопластику, костно-реконструктивные операции предлагается проводить детям старшего возраста (11–16 лет) [6, 9]. В этом периоде все проводимые реабилитационные мероприятия направлены на оптимизацию психологического статуса подростка, что обеспечивает его лучшую социальную адаптацию. Хирургическое лечение на данном этапе относиться к эстетическим операциям, при этом допустимо прибегать к использованию дополнительных пластических материалов.
3.5 Деятельность медицинской сестры по реабилитации детей с врожденными челюстно- лицевыми патологиями
Повышение роли консервативных мероприятий (массаж, миогимнастика, индивидуальные вкладыши в нос) при активном участии среднего медицинского персонала и родителей не только предупреждают развитие вторичных деформаций, но и активизируют рост недоразвитых тканей губы и носа в условиях растущего организма. Количество повторных хирургических операций можно не только свести до минимума, но и полностью избежать при четкой, слаженной системе работы высококвалифицированных специалистов, в том числе и специалистов со средним медицинским образованием, на базе специализированных центров при активном участии и поддержке родителей [13]. Массаж выполняют и в комплексной реабилитации после операций ринохейлопластика и уранопластика. Он необходим для профилактики гипертрофических и келоидных рубцов верхней губы. Кроме того, массаж способствует развитию артикуляционной функции губы, уменьшает нарастание остаточных явлений и послеоперационных деформаций верхней губы и носа [20]. Целью массажа неба является: профилактика вторичных деформаций верхней челюсти, речевых нарушений [20]. Эти процедуры считаются консервативными, проводить их может как врач, так и средний медицинский персонал и в том числе родители в домашних условиях под постоянным периодическим контролем хирурга и логопеда. Калининская А.А и соавторы считает, что слабое звено в стоматологии — это нехватка медицинских сестер, отсутствие у них специальных знаний и навыков в работе, что ведет к нерациональному использованию труда стоматолога и негативно сказывается на качестве стоматологических услуг [9]. Ранний послеоперационный период занимает особое место во всем курсе лечения. Для улучшения подвижности, восстановления силы, упругости, растяжимости мышц глоточного кольца, восстановления нормального кровоснабжения и иннервации в послеоперационном периоде рекомендуется проведение пальцевого и аппаратного массажа мышц мягкого неба. Пальцевой массаж проводится по стандартной схеме [14]. Для аппаратного способа сокращению мышц мягкого неба. Дети легко привыкают к аппарату, так как они уже носили защитную пластинку, самостоятельно пользуются им. Полученные результаты подтвердили высокую практическую значимость и положительный эффект предложенного устройства. Оно позволяет избежать отрицательных реакций ребенка, дети охотно им пользуются. Им также можно пользоваться в домашних условиях по рекомендациям, данным родителям [14]. В этот период определяется необходимость в предоперационном ортопедическом лечении. Важной задачей лечения детей с расщелиной губы и неба в условиях родильного дома является разобщение полости рта и полости носа, нормализация процесса вскармливания, предупреждение возникновения новых и прогрессирования имеющихся вторичных деформаций [18]. Одна из первоочередных задач в периоде новорожденности — организация правильного питания и ухода за детьми с расщелинами губы и неба. Для детей с расщелиной губы и неба, как и для остальных новорожденных, существует два наилучших способа вскармливания: естественное вскармливание и из бутылочки. Естественное вскармливание, безусловно, лучший вид кормления для здорового ребенка, а для ребенка с данной патологией тем более. В случаях, когда грудное вскармливание осуществить невозможно, обучает медперсонал и мать ребенка кормлению с соски или ложечки (соска должна быть длинной, чтобы закрыть дефект и создать лучшие условия для акта сосания, в ней должно быть несколько отверстий, наиболее адаптированными являются соски фирмы NUK). Соски NUK для детей с врожденными расщелинами губы и неба представлены в двух вариантах — для расщелины губы и для расщелины неба. У первой — широкий загубник закрывает дефект и препятствует заглатыванию воздуха. Во втором случае — специальная широкая соска создает барьер между ротовой и носовой полостью и препятствует попаданию пищи в дыхательные пути [21]. Медицинская сестра проводит обучающую беседу с молодыми родителями о самых распространенных бутылочках и средствах для безопасного кормления детей с данной патологией.
Медицинская сестра обучает молодых матерей правилам и особенностям кормления детей с патологией, проводит беседу об основных рекомендациях: — кормить ребенка лучше полувертикально, таким образом, молоко будет меньше попадать в нос, и ребенок будет меньше захлебываться; — если порция молока уже большая, примерно, больше 90 мл, то можно делать небольшие перерывы и стоять «столбиком», чтобы ребенок срыгнул лишний воздух. Так, риск «фонтанных» срыгиваний будет минимизирован; — после кормления нужно минут 10 постоять «столбиком», потом можно на 2–5 минут положить ребенка, а затем еще раз 10 минут поносить столбиком; — если после кормления мама укладывает ребенка спать — обязательно необходимо класть его на бок, иначе ребенок может захлебнуться во сне, при условии обильного срыгивания! Можно приподнять изголовье кроватки, аналогично кювезу в родильном доме; — если мама уже вводит прикорм — нужно начинать с нейтральных пюре и каш — кислые овощные или фруктовые пюре, попадая в расщелину, могут раздражать нежную слизистую носа ребенка, и он будет плакать. В этом случае первые впечатления от прикорма могут быть навсегда испорчены. Поэтому важно не торопиться и вводить прикорм совсем чуть-чуть, стараясь закладывать небольшую порцию еды на здоровую сторону; — зачастую бывает так, что ребенок с врожденной расщелиной отказывается от еды, кушает мало и нечасто. Этот вопрос беспокоит многих матерей. Необходима консультация педиатра, чтобы он назначил специализированную смесь, которая поможет получать необходимое количество всех полезных элементов даже малыми порциями и набирать вес. Например, смесь «Инфатрини». В случае естественного вскармливания — предлагать молоко ребенку понемногу, но почаще [21].
Сестринская деятельность в периоде новорожденности направлена на тесный контакт с молодыми матерями, и заключается в следующем: — обучение матерей технологии и навыкам кормления ребенка с врожденной расщелиной губы и неба; — проведение обучающих бесед с матерями по организации ухода за ребенком в домашних условиях; — проведение обучающей беседы с молодыми родителями о необходимости соблюдения инфекционной безопасности при кормлении ребенка с врожденной расщелиной губы и неба, а именно:
— тщательно мыть руки, желательно с использованием антибактериальных средств;
— посоветовать родителям выбор способа стерилизации в зависимости от условий использования: — паровая стерилизация (автоклав);
— холодная стерилизация (стерилизация химическими веществами); — стерилизация кипячением;
— стерилизация в микроволновой печи [10].
— психологическая поддержка матерей, медицинская сестра в родильном доме или отделении детской челюстно-лицевой хирургии советует молодым родителям социальный проект, направленный на информационную, психологическую поддержку родителей детей с врожденными расщелинами губы и неба «Во имя жизни» [26];
— рекомендовать зарегистрироваться на Портале детской челюстно-лицевой хирургии и стоматологии, «Улыбки наших детей» и «Особый ребенок», где молодые родители смогут пообщаться с семьями, столкнувшимися с данной проблемой, и найти ответы на многие интересующие их вопросы по комплексной реабилитации и социальной адаптации ребенка с аномалиями челюстно-лицевой области [24]. Активным участником педагогического процесса становятся родители. Появляется триада общения: ребенок — родители — логопед, в которой родители выступают то со стороны ребенка, то со стороны логопеда.
Родители должны знать, что в большинстве случаев при своевременной медико-логопедической помощи удается создать все необходимые условия для полноценного физического и психического развития ребенка. Но, несмотря на все современные достижения в области медицины и логопедии, детям с расщелиной губы и неба необходима постоянная и грамотная помощь родителей. Родители должны понимать, что оперативное лечение само по себе не обеспечит нормальной речи, а только создаст анатомо-физиологические условия для восстановления правильной речи [23] В дооперационный период обязательно проводите массаж артикуляционной области, логопедическую гимнастику, упражнения для формирования ротового и носового дыхания, протягивания гласных звуков и развития слухового восприятия. После операции коррекционные задачи усложняются. Проведенные наблюдения свидетельствуют, что своевременно оказанная ранняя, необходимая и достаточная логопедическая помощь дает положительные результаты уже к трехлетнему возрасту. Дети способны посещать дошкольное общеобразовательное учреждение, общаться со сверстниками и взрослыми. Хочется еще раз отметить ответственную роль родителей в преодолении последствий врожденных нарушений. Семья должна быть вовлечена в коррекционный процесс, должна поддерживать достижения ребенка, следить за выполнением заданий логопеда, оповещать о возникших затруднениях.
На всех этапах родителям и детям помогает организовать качественный уход медицинская сестра. В родильном доме матери, у которых родился ребенок с данной патологией, сталкиваются с проблемой кормления. Медицинская сестра обучает матерей способам и навыкам кормления, дает рекомендации по уходу в домашних условиях, оказывает психологическую поддержку. На втором этапе — медицинская сестра принимает участие в организации диспансерного наблюдения детей с данной патологией. В детском хирургическом стационаре большую часть времени с мамой и ребенком проводит. Медицинская сестра является для родителей и пациентов методическим консультантом: все вопросы, касающиеся ухода за детьми, родители чаще всего задают медицинской сестре. Огромная роль отводится медицинской сестре на этапе комплексной реабилитации детей с врожденной расщелиной губы и неба. От качества и своевременности оказываемой специализированной медицинской помощи детям с данной патологией и их родителям, зависят раннее восстановление анатомической формы и создание условий для нормального приема пищи, дыхания и речи, а все это способствует скорейшей социальной адаптации детей. Соответственно и в нашей стране появляется необходимость специальной подготовки специалистов со средним медицинским образованием [9]. Модернизация отечественной системы здравоохранения значительно повысила спрос на квалифицированный средний медперсонал, который был бы способен самостоятельно предоставлять качественный сестринский уход, но, несмотря на проводимые реформы, проблема недостатка сестринского персонала остается актуальной и в настоящее время [19].
3.6 Выводы из теоретической части
1.Основными принципами успешного лечения являются комплексный подход, выполнение всех основных этапов хирургического лечения в возрасте до 1 года, диспансерное наблюдение в течение 18 лет, в связи с этим должна быть проведена поэтапная реабилитация.
2. Лечение должно осуществляться бригадами высококвалифицированных специалистов (челюстно-лицевой хирург, логопед, ортодонт, педиатр, невролог, ЛОР-врач, генетик, психолог) и в условиях специализированных центров.
3. Необходимы ранняя логопедическая помощь для развития нормального речевого дыхания и правильной артикуляции, коррекция нарушений звукопроизношения, назального (носового) оттенка голоса, тщательный контроль за общим речевым развитием ребенка и подготовка к обучению в общеобразовательной школе.
4. Высокий уровень медицинских технологий позволяет осуществить полную реабилитацию ребёнка в раннем возрасте. Современные методики позволяют добиться, чтобы малыш имел идеальные контуры лица, нормальную речь и, улыбаясь, демонстрировал красивый и непрерывный зубной ряд.
5. Семья должна быть вовлечена в коррекционный процесс, должна поддерживать достижения ребенка, следить за выполнением заданий, оповещать о возникших затруднениях. На всех этапах родителям и детям помогает организовать качественный уход медицинская сестра.
4.Этапы проведения проекта
4.1. Этап подготовки проекта
При подготовке проекта мною была изучена медицинская литература, рассматривающая проблемы комплексной реабилитации детей с аномалией челюстно- лицевой области с участием медицинского персонала среднего звена. А также были рассмотрены вопросы психологической и социальной реабилитации и особенностей речевого развития детей с аномалиями.
В результате был составлен подробный план беседы, подготовлена мультимедийная презентация, подготовлены ортодонтические аппараты для демонстрации конструкции и обучению ухода за такими изделиями, создан и напечатан раздаточный материал (приложение 2) и анкеты для изучения информированности родителей об особенностях реабилитации детей с аномалиями. (приложение 1).
4.2. Основной этап проекта
Обработка результатов первичного анкетирования
Для оценки информированности родителей о методах реабилитации детей с врожденной челюстно- лицевой патологией им была предложена анкета. В анкетировании приняли участие 25 родителей, дети которых имеют врожденные патологии челюстно- лицевой области и являются пациентами хирургического отделения КГБУЗ «КМДКБ № 5». Результаты были обработаны и представлены на диаграммах:
Рис 1. Дефекты челюстно- лицевой области у детей(по опросу респондентов)
По результатам первичного анкетирования 40% детей имели дефект твердого неба, 32% имели незаращение верхней губы 12% - сочетанные пороки лица.
Рис 2. Трудности при приёме пищи у ребёнка. 44% родителей указали, что у ребенка были постоянные проблемы при приеме пищи. 40% отметили проблемы, возникающие при приеме пищи эпизодически.
Рис 3. Случаи аспирации пищи (проявляющиеся
рвотой, попаданием
пищи в полость носа и т.п.) у ребенка. 72% респондентов отметили возникающие
случаи аспирации пищи (40% постоянно и 32% иногда).
Рис 4. Результат хирургического лечения. 72% респондентов удовлетворены результатами хирургического лечения.
Рис 5. Проблемы с речью у ребенка. Нуждаются в логопедической помощи 80% детей с аномалиями челюстно- лицевой области.
Рис 6. Влияние челюстно- лицевой
патологии на развитие
ребенка (возможны несколько ответов). Все респонденты указали что дефекты
оказывают негативное влияние на социализацию и здоровье ребенка.
Рис 7. Удовлетворенность состоянием зубов и прикусом у ребенка. Неудовлетворены смыканием зубов и состоянием зубов ребенка 56% респондентов.
Рис 8. Удовлетворенность эстетикой лица и улыбки. Эстетику лица и улыбки хотели бы улучшить 60 % респондентов.
Рис 9. Наличие плана ортодонтического лечения ребенка. План ортодонтического лечения есть у 52% пациентов, 48% не имеет плана ортодонтического лечения.
Рис 10. Удовлетворенность качеством реабилитационных мероприятий.
Качество реабилитационных мероприятий устраивает 52% респондентов.
Рис 11. Оценка роли медицинской сестры в реабилитации. Роль медсестры в реабилитационном процессе оценивают как положительный 60% респондентов.
Результаты анкет показывают на низкий уровень информированности родителей, имеющих детей с врожденной челюстно- лицевой патологией по вопросам комплексной реабилитации и участия в этом процессе специалистов различного профиля с учетом физиологии детского организма и сроков формирования лицевого скелета, прорезывания зубов и формированием речи. Учитывая полученные результаты, был составлен план беседы и подготовлена презентация и демонстрационный материал. План беседы с родителями:
1. Этиология врожденных пороков развития лица.
2. Классификация врожденных пороков развития челюстно-лицевой области и шеи.
3. Врожденные расщелины верхней губы и неба. Основные клинические признаки.Анатомо-функциональные нарушения.
4. Особенности кормления и ухода за детьми с врожденной расщелиной губы и неба. Ортопедическая помощь.
5. Принципы комплексной терапии детей с расщелинами верхней губы и неба.
6. Возрастные показания к оперативному лечению. Подготовка к оперативному вмешательству.
7. Послеоперационный период.
8. Диспансеризация, реабилитация детей с расщелинами верхней губы и неба. 9. Роль специалистов различного профиля в реабилитации детей с врожденной патологией челюстно- лицевой области.
Во время беседы родителям демонстрировались слайды презентации и ортодонтические конструкции (внутриротовые и внеротовые) для реабилитации и получения оптимального эстетического и функционального результата.
4.3 Заключительный этап проекта
На заключительном этапе реализации проекта было проведено итоговое анкетирование. Результаты обработки анкет представлены ниже на диаграммах.
Рис 12. Удовлетворенность качеством информации о реабилитационных мероприятиях. Удовлетворены информацией о реабилитации детей с врожденной патологией челюстно- лицевой области 82% респондентов.
Рис 13. Оценка роли медицинской сестры в реабилитации. Положительную роль медицинской сестры в реабилитации признают 88% респондентов.
Рис 14. Специалисты необходимы для полноценной реабилитации детей с врожденной челюстно- лицевой патологией. Необходимое участие всех названных специалистов в реабилитации отметили 76%.
Рис 9. Возраст ребенка для завершения реабилитации. По мнению респондентов, возраст завершения реабилитации до 10 лет.
Из повторных анкет видна динамика повышения информированности родителей по вопросам реабилитации детей с врожденными патологиями челюстно- лицевой области и активная позиция родителей по вовлечению в этот процесс специалистов различных направлений.
5.Календарный план проекта
Этапы/Дата |
Мероприятие |
Участники |
Результат |
Место презентации |
Этап 1. Планирование 09. 21 |
Составление плана реализации проекта |
Студент Научный руководитель |
План проекта Согласованное количество участников |
Аудитория Красноярского медицинского техникума |
Этап 2. Подготовительный 10.21г |
1 Изучение теоретического материала и анализ медицинской литературы в вопросах участия медицинской сестры в реабилитации детей с врожденной патологией челюстно- лицевой области 2 Составление анкеты с целью изучения уровня информированности по вопросам реабилитации детей с аномалией челюстно- лицевой области. 3 Подготовка лекции по реабилитации детей с аномалией челюстно- лицевой области. 4 Разработка буклета.
|
Автор проекта студент Научный руководитель |
Концепция проекта. Конспект беседы. Буклеты для родителей. |
Аудитория Красноярского медицинского техникума |
Этап 3. Основной 01- 03 22 |
1. Проведение анкетирования родителей с целью выявление уровня исходных знаний 2. Проведение санитарно- просвет работы 3.Проведение итогового анкетирования. 4. Обработка результатов |
Студент Старшая медицинская сестра |
Доклад.
|
Г. Красноярск. КГБУЗ Красноярская межрайонная детская клиническая больница № 5 отделение челюстно -лицевой хирургии, |
Этап 4. Оценка результатов 03-05 22г |
Подведение итогов проекта |
Студент. Научный руководитель |
Доклад |
Аудитория Красноярского медицинского техникума |
6. Бюджет проекта
№ п/п |
Наименование статьи расходов |
Ед.изм. |
Цена, руб. |
Кол-во |
Стоимость, руб. |
1 |
Техническое обеспечение; компьютер и проектор |
шт |
|
1 |
Во время занятий использовались технические средства стационара. |
2 |
Канцелярские расходы; бумага и ручки. копии анкет |
шт |
1 шт- 8 руб
|
40
|
480 руб |
3 |
Типографские расходы: Памятки |
шт |
1 шт- 12 руб |
30 |
360 руб |
4 |
Итого |
|
|
|
840 руб. |
7. Ожидаемые результаты
Повышение уровня информированности повысит дисциплинированность родителей при подготовке ребенка к оперативному вмешательству, а также повысит мотивацию к точному выполнению послеоперационных рекомендаций и своевременному обращению к смежным специалистам (логопеды, психологи, дефектологи…). В результате социализация детей с аномалиями челюстно- лицевой области должна проходить своевременно и с меньшим числом осложнений и дезадаптаций.
8. Перспективы развития
Предложенный мною проект может развиться в программу санитарно- просветительских мероприятий для родителей, имеющих детей с врожденнымианомалиями челюстно- лицевой области. Кроме того, подготовленные мной раздаточные материалы получили положительную оценку в специализированной клинике. Возможно использование памяток на информационных стендах и в сети интернета для групп в приложениях.
9. Риски реализации проекта
· Незаинтересованность родителей в получении медицинской информации.
· Низкая медицинская активность родителей.
· Малое число респондентов, что снижает достоверность результатов.
· Ограниченные технические возможности.
· Ограниченный ресурс времени.
· Неблагоприятная эпидемическая обстановка.
10. Пути решения рисков исполнения проекта
Вовлечение в проект врачей – ортодонтов, логопедов, дефектологов повышает эффективность и разностороннюю направленность реабилитационных материалов.
Создание групп в приложениях и вовлечение в них различных специалистов.
Изложение материала доступным языком.
Список использованных источников
1. Конституция РФ статья 41 «Право на охрану здоровья и медицинской помощи».
2. ФЗ № 323 от 21.11.2011г. «Об основах охраны здоровья граждан в РФ».
3. Закон о медицинском страховании граждан РФ № 1499-1 от 22.06.2006г.
4. ФЗ №52 от 30.03.1999г. (в ред. от 25.11.2013г.) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
5. СанПин 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»
6. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 13.01.2006N 17"Об утверждении стандарта медицинской помощи больным с челюстно –лицевымианомалиями, другими уточненнымиизменениями зубов и их опорного аппарата идругими болезнями челюстей"
7. Андреева, О. В. Поэтапная реабилитация детей с врожденной расщелиной верхней губы и неба//Вестник Чувашского университета. — 2019. — № 3. — с. 269–275.
8. Балаганская, Е. А. Виртуальная стена как площадка для взаимодействия учителя — логопеда с родителями воспитанников с тяжелыми нарушениями речи// Сборник материалов V Всероссийская научно-практическая интернет — конференция «Теория и практика дистанционного обучения учащихся и молодежи с ограниченными возможностями здоровья», Кемерово, 2018. с. 28–30.
9. Богородицкая, А. В., Сарафанова М. Е., Радциг Е. Ю., Притыко А. Г. Тактика ведения детей с врожденной расщелиной верхней губы и неба: междисциплинарная проблема// Педиатрия. 2015. Том 94. № 3. с. 78–81.
10. Касимовская, Н. А., Шатова Е. А. Поиск кадрового потенциала челюстно-лицевых отделений в решении проблем пациентов с врожденной расщелиной губы и неба и их семей на этапе реабилитации и ухода. Сборник научных трудов по материалам XVI международной научной конференции «Научный диалог: Вопросы медицины». 15 ноября 2018 г. Санкт — Петербург.
11. Касимовская, Н. А., Шатова Н. А. Особенности кормления ребенка с врожденной расщелиной губы и неба// DanishScientificJournal № 19. — 2018 г. — с. 32–36.
12. Марданов, А. Э., Смирнов И. Е., Мамедов А. А. Врожденная расщелина верхней губы и неба у детей: патогенетическое значение матриксных металлопротеиназ// Российский педиатрический журнал. — 2016. — 19 (2). — с. 106–113.
13. 7. Обухова, Н. В. Особенности развития младенцев с врожденной расщелиной губы и неба//Специальное образование. — 2015. — № 4. — с. 70–87.
9. Олейник, Т. В., Савин А. Б., Шатова Е. А. Проблемы адаптации детей с врожденной расщелиной губы и неба на этапе комплексной реабилитации// Znanstvenamiseljournal № 25/2018 г. — с. 40–44.
10. Первушина, О. А. Средний медицинский персонал в стоматологии с позиций оптимизации работы//Вестник новых медицинских технологий. — 2016. — Т.23. — № 4. — с. 276–279.
11. Пренатальная диагностика и ее значение в комплексном лечении детей с расщелиной губы и неба в периоде новорожденности // Детская стоматология // 13 сентября 2017 г.
12. Савин, А. Б., Олейник Т. В., Шатова Е. А. Возможность применения технологий «1С» как способ реабилитации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья// Новые информационные технологии Сборник научных трудов XIX международной научно-практической конференции «Использование технологий «1С» в образовании и их применение для развития кадрового потенциала цифровой экономики» 29–30 января 2019 г. часть 1. — с. 566–569.
13. Содиков, Б. Р., Иноятов А. Ш., Норова А. Н. Функциональные нарушения у детей с врожденной расщелиной губы и неба (на примере собственных исследований). Вестник Совета молодых ученых и специалистов Челябинской области № 2 (13) Т.1, 2016 г.
14. Степанова, Ю. В., Цыплакова М. С. Основные направления в комплексной реабилитации детей с врожденными расщелинами губы и неба. — Ортопедия, травматология и восстановительная хирургия детского возраста. — 2019. — Том 1. — Выпуск 1. — с. 36–43.
15. Супиев, Т. К., Мамедов Ад.А., Негаметзянов Н. Г. Врожденная расщелина верхней губы и неба (этиология, патогенез, вопросы медико-социальной реабилитации). Алматы, 2018.
16. Таалайбеков Н.Т, Епишев А. М. Повышение качества реабилитации детей с врожденными расщелинами верхней губы и неба // Инновации в науке: сб. ст. по матер. LV междунар. науч.-практ. Конф. № 3 (52). Часть I. — Новосибирск: СибАК, 2016. — с. 114–119.
17. Таалайбеков, Н. Т., Ешиев А. М. Статистика рождаемости детей с врожденными пороками развития и использование современных технологий в реабилитации // Молодой ученый. — 2016. — № 3. — с. 310–312. — URL https://moluch.ru/archive/107/25592/ (дата обращения: 06.09.2018).
18. Токарев, П. В., Шулаев А. В., Плаксина Л. В. Комплексный подход в лечении детей с врожденными расщелинами верхней губы и неба в Республике Татарстан// Вестник современной клинической медицины. — 2015. — Том 8. — вып. 3. — с. 52–56.
19. Фоменко, И. В., Краевская Н. С., Вологина М. В., Касаткина А. Л. Особенности психологического состояния и самооценки детей с врожденной односторонней расщелиной верхней губы и неба. Вестник ВолгГМУ Выпуск 1 (57), 2019 г.
20. Фоменко, И. В., Филимонова Е. В., Касаткина А. Л. Программа реабилитации детей с врожденной патологией челюстно-лицевой области. Информационно — методическое письмо. Волгоград, 2017.
21. Харитонов, Д. Ю., Митин Н. Е., Царькова Т. В., Гришин М. И. Основные реабилитационные мероприятия, улучшающие качество жизни пациентов, перенесших хирургические операции в зубочелюстной системе//Здоровье и здравоохранение в XXI веке. — 2016. Vol.18.No 11.
22. Шатова, Е. А. Основные рекомендации медицинской сестры при грудном вскармливании детей с врожденной расщелиной губы и неба//Сборник статей Международной научно-практической конференции Вопросы науки и практики — 2019//Россия. Москва. 19 февраля 2019 г. с. 205–212.
23. Шатова, Е. А. Особенности послеоперационного ухода за детьми с врожденной расщелиной неба после уранопластики//Сборник материалов VII Международной научной конференции «Медицина и здравоохранение». — Краснодар: Новация, январь 2019. — с. 21–27.
Приложение 1
Анкета для изучения информированности по вопросам реабилитации детей с врожденной челюстно- лицевой патологией
Здравствуйте, я студентка выпускной группы медицинского техникума.
Для проведения исследования в рамках написания дипломной работы об особенностях реабилитации детей с челюстно- лицевой патологией, прошу Вас ответить на вопросы анонимной анкеты. Заранее Вам благодарна!
1. Укажите пожалуйста врожденный дефект челюстно- лицевой области у Вашего ребенка.
2. Были ли трудности при приёме пищи у ребёнка сразу после его рождения:
а) практически постоянно
б) эпизодически
в) практически никогда
3. Были ли случаи аспирации пищи (проявляющиеся рвотой, попаданием
пищи в полость носа и т.п.) у ребенка после его рождения:
а) практически постоянно
б) эпизодически
в) практически никогда
4. Улучшилось ли питание у ребенка после проведения хирургической операции:
а) да
б) нет
5. Вы оцениваете результат хирургического лечения как:
а) хороший
б) удовлетворительный
в) отсутствие эффекта
г) плохой
6. Были ли проблемы с речью у Вашего ребенка:
а) достаточно выраженные
б) были, но незначительные
в) проблем с речью практически не было
г) затрудняюсь ответить
7. С логопедом Ваш ребенок:
а) занимается
б) не занимается
8. Как Вы считаете, повлияло ли наличие врожденной патологии нёба на
ребенка:
а) да
б) нет
9. Если Вы считаете, что наличие врожденной патологии повлияло на
ребенка, то в чём это выразилось / выражается (возможны несколько ответов):
а) он часто болеет, ослаблен
б) у него проблемы с питанием (в частности, может принимать только
определённые виды пищи)
в) ему трудно заниматься спортом
г) ему труднее учиться в школе
д) ему нередко ставят заниженные оценки в школе
е) он замкнут, стеснителен, часто плохое настроение
ж) у него намного меньше друзей, чем у его сверстников
з) это негативно скажется на его личную жизнь
и) другое
10.В настоящее время удовлетворены ли Вы состоянием зубов и прикусом у Вашего сына (дочери):
а) да
б) нет
в) затрудняюсь ответить
Приложение 2
Итоговая анкета для изучения информированности по вопросам реабилитации детей с врожденной челюстно- лицевой патологией
1.Удовлетворены ли Вы качеством информации о реабилитационных мероприятиях?
а) удовлетворен;
б) не удовлетворен;
в) затрудняюсь ответить.
2.Оценка роли медицинской сестры в реабилитации:
а) положительная;
б) отрицательная;
в) нейтральная.
3. Какие специалисты необходимы для полноценной реабилитации?
а) логопед;
б) оториноларинголог;
в) психолог;
г) ортодонт;
д) все названные.
4. Возраст ребенка для завершения реабилитации:
а) до 7 лет;
б) до 10 лет;
в) до 13 лет;
д) до 15 лет.
Спасибо за участие в проекте.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.