Дисграфия, процесс обучения сложный, но возможный.
учитель начальных классов
Лещева Ю.В.
В начальной школе некоторые родители с удивлением узнают, что у их ребенка наблюдается специфическая проблема — дисграфия: ребенок не может написать без ошибок практически ни одного слова, при этом, казалось бы, он полностью развит и нет проблем с интеллектуальным развитием.
Учителя начальной школы обеспокоены тем, что много детей пришедших в школу страдают дисграфией (проблемами с письмом) и нарушениями речи и большая часть первоклассников испытывает серьезные трудности с навыком письма. Многие дети неправильно держат ручку, часто при этом очень напряжены. Линии получаются не ровные, «дрожащие», не ритмичные, нажим не равномерный, буквы разного размера, пишутся где угодно, но только не на рабочей строке, расстояние между буквами не выдерживается.
Что такое дисграфия? Как узнать, что у ребенка дисграфия?
Как правило, о том, что у ребенка есть проблемы с письмом (дисграфия), родители и учителя узнают только при обучении письму, то есть в начальной школе.
Дисграфия — это специфическое нарушение письма, когда ребенок пишет слова с фонетическими ошибками, ошибками записи звуков. Вместо "п" пишет "б", вместо "т" — "д", неправильно формирует слоги, добавляет лишние буквы, пропускает нужные, пишет несколько слов слитно.
По ошибке дисграфию можно принять просто за незнание грамматических правил, однако проблема кроется глубже.
Сравните "предложение" — "бретлошение" и "предложение" — "придложение". В этом примере отчетлива видна разница между простым незнанием правильного написания (правила) и дисграфией.
К сожалению, это достаточно серьезная проблема, которая "не ходит одна": чаще всего дисграфия проявляется вместе с дислексией, проблемой чтения, также ребенок может иметь проблемы в речи и нарушения других физических функций.
Виды дисграфии
Причины дисграфии
Причины этого нарушения могут быть самыми разными: от родовых травм, инфекций и генетики до запущенности воспитания. При проблемах в работе головного мозга дисграфия чаще всего сопровождается сопутствующими заболеваниями, о которых уже может быть известно родителям.
Дисграфия — нарушение, с которым можно и нужно работать: выполнять упражнения, исправлять сопутствующие проблемы (например, дислексию, проблемы коммуникации со сверстниками), совместно с работой логопеда.
Среди обучающихся моего класса есть дети, которые испытывают трудности в речевом развитии и в развитии общей и мелкой моторики, кому нужна коррекция и развитие графомоторных навыков. А мы знаем, что при тренировке пальцев рук, речь развивается более интенсивно и становится более совершенной.
Дети с данной проблемой тяжело адаптируются в 1 классе. Поэтому здесь важен индивидуальный подход, создание благоприятных психологических условий. Им трудно сформулировать полный ответ на вопрос, ответить у доски.
Главный акцент при работе с данной категорий детей, делается на урок русского языка и литературного чтения.
В начале 1 класса у 2 детей выявлено:
1. Не умение ориентироваться в тетради (выходят за строки, не видят клетку)
2. При списывании текста допускали ошибки логопедического характера
3. При диктовке текста допускали более 5 ошибок
4. Мало общались со сверстниками, на уроках не активно вели себя, к доске стеснялись выходить.
5. Чтение: 1 ребёнок не читал текст, не следил за текстом, тяжело произносил слог, не понимал прочитанное слово. 2 ребёнок – читал медленно, не осознанно
Применяемые технологии работы на уроке.
Русский язык.
1.Четкое выделение границ нижней и верхней строки. В работе использовала тетради с усеченной линией.
2. Особое значение в формировании письменной речи детей с дисграфией имеют различные виды письменной работы. Списывание осуществляется с рукописного текста, с печатного текста и осложненное заданиями логического и грамматического характера. Списывание является простым видом письма. Ценность его заключается в возможности согласовывать темп чтения записываемого материала, его проговаривания и записи с индивидуальными возможностями детей. Ребенка нужно учить при списывании запоминать слог, а не букву. Если дети слабо усваивают это требование или же делают многочисленные ошибки и пропуски букв, предлагается для списывания тексты, в которых слова уже разделены на слоги черточками. По началу необходимо воспитывать у школьников навык самопроверки, при этом предлагается ребенку сверить свою запись с текстом учебника, карточки, доски.
Слуховой диктант со зрительным самоконтролем отвечает принципу взаимодействия анализаторов, участвующих в акте письма. После написания диктанта на некоторое время открывается текст, записанный на доске, исправляются ошибки. Дети делают исправления цветным карандашом.
ФОТО
3. Дополнительная работа по карточкам.
У обучающихся с признаками дисграфии всегда перед глазами должны быть образцы правильного написания букв и цифр. С собой (на уроках) у них всегда карточки. Дома перед рабочим столом мини плакаты.
Использование упражнений для развития и координации движений кисти рук и пальцев, таких как: – удержание ручки, карандаша; пальчиковая гимнастика; – координация рук и глаз (завязывание бантиков, узелков, нанизывание бус); – штриховка по трафарету, обводка, рисование; – работа с ножницами и бумагой.. Развитие тактильно‐ двигательного восприятия: определение на ощупь плоскостных и объемных фигур, определение их величины – работа с пластилином.
Для детей с дисграфией на уроках русского языка, при изучении букв использовался пластилин.
Всё это мы использовали в комплексе работы на уроках.
Помимо этого на перемене дети собирали конструктор лего, развивая мелкую моторику.
По потребностям обучающихся во 2 классе открылся кружок «Лего мастер», где обучающиеся, у которых была выявлена дисграфия являлись участниками. Работы ребят:
Помимо мною используемых технологий работы с детьми, имеющими признаки дисграфии, обучающиеся посещали уроки логопеда в течение полугода, 2 раза в неделю.
Во втором классе мы имеет следующие результаты:
1. Ориентация по клеткам и в строке.
2. Списывают текст, не допуская ошибок.
3. Под диктовку допускают 2,3 ошибки, но видят их и справляют.
4. Смело участвуют в учебном процессе, активно поднимают руки на уроках, четко проговаривая слова (темп проговаривания средний)
5. Читают без комплексов, осознанно, анализируя текст.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.