Дисграфия. Пути устранения

  • Разработки уроков
  • docx
  • 13.01.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Для преодоления оптической дисграфии необходимо проведение последовательной, систематической коррекционно-логопедической работы по следующим направлениям: 1. Развитие зрительно восприятия, узнавания цвета, формы и величины (зрительного гнозиса); 2. Расширение объема зрительной памяти; 3. Формирование пространственных и временных представлений; 4. Развитие зрительного и слухового анализа и синтеза; 5. Развитие графомоторных навыков, овладение графической символизацией; 6. Дифференциация букв, имеющих оптическое и кинетическое сходство. Рассмотрим каждое из этих направлений подробнее. С целью развития предметного-зрительного гнозиса рекомендуются такие задания, как: - называние контурных изображений предметов;
Иконка файла материала конспект.docx
Для преодоления оптической дисграфии необходимо проведение последовательной,  систематической коррекционно­логопедической работы по следующим направлениям: 1. Развитие зрительно восприятия, узнавания цвета, формы и величины (зрительного  гнозиса); 2. Расширение объема зрительной памяти; 3. Формирование пространственных и временных представлений; 4. Развитие зрительного и слухового анализа и синтеза; 5. Развитие графомоторных навыков, овладение графической символизацией; 6. Дифференциация букв, имеющих оптическое и кинетическое сходство. Рассмотрим каждое из этих направлений подробнее. С целью развития предметного­зрительного гнозиса рекомендуются такие задания, как: ­ называние контурных изображений предметов; ­ называние наложенных изображений предметов; ­ называние перечеркнутых или зашумлённых изображений предметов; ­ дорисовывание и называние предметов, нарисованных наполовину; ­ определение, что неправильно нарисовано (игра “Хрюша художник); С целью развития восприятия цвета предлагается: ­ подбор картинок к определенному цветовому фону (игра “все знают, что красным  бывает...); ­ называние цветов предметов, изображенных на картинке; ­ группировка картинок по цветовому фону, подбор их по оттенкам; ­ закрашивание геометрических фигур на картинке в определённые цвета и последующее  называние получившегося предмета; ­ закрашивание полосок, ромбиков и других геометрических фигур в определённый цвет по  заданию педагога; Восприятию формы предмета способствуют следующие упражнения: ­ называние геометрических фигур, из которых состоит рисунок; ­ соотнесение формы предмета с одной или несколькими геометрическими фигурами (круг –  помидор или апельсин, овал ­ дыня, треугольник + квадрат ­ домик, полукруг – месяц, кусок  сыра); ­ подбор предметов парами в зависимости от их геометрической формы; ­ построение модели самолёта (корабля, машины и др.) из геометрических фигур; С целью совершенствования восприятия величины и размеров предметов предлагаются  задания: ­ показать на картинке длинные и короткие предметы, части одежды;­ расположить игрушки по высоте; ­ расположить карточки с названиями животных по их реальной величине; ­ обвести только ту геометрическую фигуру на картинке, которая больше обозначенной; ­ обвести на картинке только то, что больше или меньше определённого предмета (обведи  всех, что меньше птицы; обведи всех, что больше тигра) ­ прослушать задачку типа Толя выше Пети, но ниже Коли и расставить куклы по росту и др. На втором этапе работы по развитию зрительного гнозиса следует давать задания на  узнавание букв (буквенный гнозис). Например: найти букву среди ряда других букв; назвать  или написать буквы, перечеркнутые дополнительными линиями; определить буквы,  расположенные неправильно; обвести букву по контуру; дорисовать недостающий элемент;  выделить буквы, наложенные друг на друга, найти определённые буквы на “буквочеловеке” и др. Следующим направлением работы по устранением оптической дисграфии является развития зрительной памяти. Данное направление также делится на два этапа: работа с предметами  и предметными картинками и работа непосредственно с буквами. Используются следующие  виды упражнений: ­ запоминание картинки (группы картинок) или предмета и нахождение их среди других  похожих; ­ запоминание ряда картинок или расположения группы предметов и последующее  воспроизведение через некоторое время; ­ игра “Чего не стало?”. Перед ребёнком раскладывается 5­6 предметов или картинок,  которые он должен запомнить. Затем убирается незаметно один предмет. Ребёнок должен  назвать, чего не стало. ­ игра “Что изменилось”. Перед учеником раскладывается 5­7 картинок. Ребёнок запоминает  последовательность их расположения. Затем несколько картинок меняется местами. Ученик должен сказать, что изменилось, и восстановить первоначальный ряд ­ Запомнить бессмысленный ряд букв, цифр или фигур, а затем выбрать их среди других или воспроизвести в первоначальной последовательности. В ходе коррекционной работы необходимо развивать зрительно­пространственные функции, что позволит в дальнейшем сформировать четкие зрительные образы букв и навык быстрого различения графически сходных букв. В процессе логопедической работы по развитию  пространственного восприятия и пространственных представлений необходимо учитывать  особенности последовательности формирования пространственных представлений в  онтогенезе, психологическую структуру зрительно­пространственного восприятия и  пространственных представлений у детей с оптической дисграфией. Пространственная ориентация включает в себя три вида дифференцировок: ­ ориентировка в собственном теле, дифференциация правых и левых частей; ­ ориентировка в окружающем пространстве; ­ ориентация на листе бумаги.Исходным в работе по развитию пространственных ориентировок является осознание  детьми схемы собственного тела, определение направлений в пространстве, ориентировка в  окружающем “малом пространстве”. Дифференциация правых и левых частей тела  начинается с выделения ведущей руки. Для проведения работы в названном направлении  необходимо: ­ показать, какой рукой ребёнок кушает, здоровается, держит карандаш, пишет; ­ закрепить различение и называние рук с помощью схемы (чаще всего “правая” ­  управляющая, исполняющая; “левая” ­ ленящаяся, помогающая правой; ­ для левшей  необходимо придумать другие обозначения) ­ соотнести части тела правой и левой рукой, показать по инструкции педагога парные части тела, научиться показывать противоположные части тела правой и левой рукой; Особенно трудно для детей с оптической дисграфией определять расположение правых и  левых частей у человека, стоящего напротив, так как в этом случае ученику нужно мысленно  представить себя в другом пространственном положении. Учитывая этот момент,  необходимо также формировать у детей умение определять правые и левые части тела у  человека или игрушки, находящейся напротив. Для этого можно использовать следующие  задания: ­ положи карандаш справа от куклы, сидящей напротив тебя, а пенал слева; ­ покажи правой рукой левое ухо педагога (левое колено, плечо и т. д.) ­ рассмотри 2 картинки (девочка стоит лицом к нам и спиной) и скажи, какие предметы  нарисованы справа от девочки на первой картинке, а какие на второй. После формирования ориентировки в собственном теле начинаем выполнять упражнения на  развитие ощущения окружающего пространства. Развитие пространственной функции  проводится в трех плоскостях: лево – право, верх – низ, перед – зад. Предлагаются  следующие упражнения ­ учим ребёнка определять и называть расположение предметов по отношению к себе.  Просим его назвать, что находится справа от него, а что слева? Даём инструкцию: положи  ручку перед собой, а карандаш перед ручкой; что находится дальше от тебя, а что ближе к  тебе? ­ кладём перед ребенком три предмета (например: ластик, ручку и карандаш). Ребенок  должен показать предмет, который находится слева или справа от центрального предмета. ­ развешиваем на стене несколько картинок выше и ниже уровня глаз ребёнка. Просим  ученика рассказать, какие предметы находятся наверху, а какие внизу. Какой предмет висит выше или ниже той или иной картинки; ­ заводим ребёнка в незнакомое помещение или меняем местами расположение предметов в  классе. Просим ученика осмотреться, затем встать лицом к определённому предмету и  сказать, какие предметы находятся слева, справа, перед ним и за его спиной. После того,  как у обучаемого получилось хорошо выполнить данное задание, просим его закрыть глаза и  еще раз назвать предметы, расположенные перед и за ним по памяти. Чтобы научить детей ориентироваться на листе бумаги, предлагаем “раскрыть тайны  чистого листа”. Одна из них – найти левую и правую стороны. Это можно сделать с помощью  правой и левой руки. “Чтобы точно знать, где левая, а где правая рука, нужно приложитьладонь к груди. Что слышно? Это стучит наш неутомимый моторчик – сердце. Он стучит под  левой рукой. Это левая сторона нашего тела, и все, что слева мы называем так: левая рука,  левое ухо, левое плечо, левая нога. Противоположная сторона – правая: здесь правое ухо,  правая рука, правая нога. Далее предлагаем ученикам положить ладони на лист. Под левой  рукой – левая сторона листа, под правой – правая. Еще на загадочном чистом листе бумаги  есть углы. Тот, что сверху и слева назовем “левый верхний”, а под ним – “левый нижний”,  справа – “правый верхний” и “правый нижний”. Далее предлагаем детям в разных частях  листа бумаги изобразить животных, птиц, геометрические фигуры и др. После работы с чистым листом бумаги даем ребёнку задание изображать предметы  относительно друг друга. Например: нарисуй картинку справа или слева от вертикальной  линии; начерти в середине листа квадрат, справа от квадрата нарисуй круг, в круге  треугольник, над квадратом напиши цифру 3 и т. д. Затем просим ребёнка назвать, что  находится слева от круга, ниже цифры 3 и др. Также детям предлагаются чтение направлений при помощи схематических изображений  стрелками, графические диктанты и определение расположения предметов в пространстве  (на 6­9 предметах расположенных по строкам и столбикам в равном количестве). Для формирования понятий “перед”, “после” возвращаемся к анализу рядов предметов или  картинок. ­ просим ребёнка положить ладошки на две любые соседние картинки в ряду, не  перекрещивая рук. Та картинка, которая оказалась под левой ладошкой, находится ПЕРЕД  той, которая оказалась под правой. А картинка, оказавшаяся под правой ладошкой,  находится ПОСЛЕ той, которая оказалась под левой. ­ выстраиваем несколько игрушек друг за другом и просим ученика посчитать и  пронумеровать их. Объясняем ребёнку, что игрушка с меньшим порядковым номером  находится перед игрушкой с большим порядковым номером, а игрушка с большим  порядковым номером стоит после игрушки с меньшим. ­ аналогично можно написать на листе слово печатными буквами, пронумеровать буквы  слева направо и попросить ребёнка назвать букву, находящуюся перед или после  определённой. Зрительный анализ неразрывно связан со зрительным восприятием, однако является более  сложным психическим процессом и, в отличии от восприятия, представляет не только  запечатление того или иного объекта или буквы в ряду сходных, но и детальное разделение  вычлененного объекта на составные части с последующим их подробным изучением и  синтезом. На развитие зрительного анализа направлены следующие упражнения: ­ рассмотреть и сравнить две картинки расположенные по разные стороны одного и того же  листа; ­ рассмотреть и запомнить картинку и, перевернув лист, нарисовать её по памяти. ­ выложить на столе фигуру из палочек (пуговиц, спичек, маленьких шариков и любых других подручных материалов) по образцу и по представлению. Данное направление предполагает также работу по развитию зрительного анализа букв на  составляющие элементы, их синтезу, определению общего элемента в ряде букв,  нахождению правильного расположения на листе бумаги, конструированию букв изэлементов, реконструированию букв путём добавления или изменения пространственного  расположения элементов (из Л­А, из Г­Т, из Р­Ф из И­П, из Н­И) Для развития графомоторных навыков могут быть рекомендованы такие задания, как  обводка по контуру и штриховка изображений, срисовывание геометрических фигур,  дорисовывание деталей незаконченных рисунков, воспроизведение фигур и сочетаний  нескольких фигур по памяти, рисование узоров и геометрических фигур по клеткам по  словесной инструкции, обводка заготовленных образцов рукописного текста, письмо букв,  слов и фраз по трафарету, и т.п. Продолжением работы по развитию зрительного анализа и синтеза является уточнение и  дифференциация букв, имеющих оптическое и кинетическое сходство. Ученики  упражняются в конструировании букв, анализе состава и структуры графического знака; в  синтезе его из элементов; в сравнительном анализе букв (от более грубых  дифференцировок – к более тонким). Дифференциация букв должна происходить на всех уровнях организации речевой  деятельности в следующей последовательности: 1) изолированное написание букв; 2) в слогах; 3) в словах; 4) в словосочетаниях; 5) в предложениях; 6) в тексте. Работа по различению оптически сходных букв включает в себя следующие упражнения: ­ нахождение дифференцируемых букв в ряду сходных; ­ определение сходства и различия между похожими буквами, уточнение пространственного  расположения элементов букв; ­ превращение дифференцируемых букв в картинки­пиктограммы (б­белка, д­дятел, ц­ цыплёнок, щ­щука и др.). Используются различные стихи и загадки о буквах: Буква Б проснется рано. Буква Б — бочонок с краном. Умывайся! Будь здоров, Богатырь Борис Бобров! Буква Р – на мачте парус, Вдаль плывёт, небес касаясь. Говорил недавно кто­то: П похожа на ворота, Возражать мне было лень, Я­то знал, что П как пень. Буква Ц — Смотрите сами —Как скамейка Вверх ногами. ­ дорисовывание (обводка по контуру) различающегося элемента в дифференцируемых  буквах с проговариванием; ­ написание слогов и слов с дифференцируемыми буквами в два столбика; ­ нахождение дифференцируемых букв в тексте с последующей их обводкой или  подчеркиванием; ­ написание диктанта, содержащего максимальное количество дифференцируемых букв, с  последующим их подчеркиванием и др. Понимание механизмов дисграфии и ее эффективная коррекция требуют глубокого  психолого­педагогического изучения специфических ошибок письма, особенностей устной  речи, а также нейропсихологического анализа других психических функций школьников. Устранение оптической дисграфии осуществляется приемами, направленными на развитие  зрительного гнозиса, мнезиса, пространственных представлений и их речевых обозначений,  развитие зрительного анализа и синтеза. Большое внимание уделяется сравнению  смешиваемых букв с максимальным использованием различных анализаторов.