Для преодоления оптической дисграфии необходимо проведение последовательной, систематической коррекционно-логопедической работы по следующим направлениям:
1. Развитие зрительно восприятия, узнавания цвета, формы и величины (зрительного гнозиса);
2. Расширение объема зрительной памяти;
3. Формирование пространственных и временных представлений;
4. Развитие зрительного и слухового анализа и синтеза;
5. Развитие графомоторных навыков, овладение графической символизацией;
6. Дифференциация букв, имеющих оптическое и кинетическое сходство.
Рассмотрим каждое из этих направлений подробнее.
С целью развития предметного-зрительного гнозиса рекомендуются такие задания, как:
- называние контурных изображений предметов;
конспект.docx
Для преодоления оптической дисграфии необходимо проведение последовательной,
систематической коррекционнологопедической работы по следующим направлениям:
1. Развитие зрительно восприятия, узнавания цвета, формы и величины (зрительного
гнозиса);
2. Расширение объема зрительной памяти;
3. Формирование пространственных и временных представлений;
4. Развитие зрительного и слухового анализа и синтеза;
5. Развитие графомоторных навыков, овладение графической символизацией;
6. Дифференциация букв, имеющих оптическое и кинетическое сходство.
Рассмотрим каждое из этих направлений подробнее.
С целью развития предметногозрительного гнозиса рекомендуются такие задания, как:
называние контурных изображений предметов;
называние наложенных изображений предметов;
называние перечеркнутых или зашумлённых изображений предметов;
дорисовывание и называние предметов, нарисованных наполовину;
определение, что неправильно нарисовано (игра “Хрюша художник);
С целью развития восприятия цвета предлагается:
подбор картинок к определенному цветовому фону (игра “все знают, что красным
бывает...);
называние цветов предметов, изображенных на картинке;
группировка картинок по цветовому фону, подбор их по оттенкам;
закрашивание геометрических фигур на картинке в определённые цвета и последующее
называние получившегося предмета;
закрашивание полосок, ромбиков и других геометрических фигур в определённый цвет по
заданию педагога;
Восприятию формы предмета способствуют следующие упражнения:
называние геометрических фигур, из которых состоит рисунок;
соотнесение формы предмета с одной или несколькими геометрическими фигурами (круг –
помидор или апельсин, овал дыня, треугольник + квадрат домик, полукруг – месяц, кусок
сыра);
подбор предметов парами в зависимости от их геометрической формы;
построение модели самолёта (корабля, машины и др.) из геометрических фигур;
С целью совершенствования восприятия величины и размеров предметов предлагаются
задания:
показать на картинке длинные и короткие предметы, части одежды; расположить игрушки по высоте;
расположить карточки с названиями животных по их реальной величине;
обвести только ту геометрическую фигуру на картинке, которая больше обозначенной;
обвести на картинке только то, что больше или меньше определённого предмета (обведи
всех, что меньше птицы; обведи всех, что больше тигра)
прослушать задачку типа Толя выше Пети, но ниже Коли и расставить куклы по росту и др.
На втором этапе работы по развитию зрительного гнозиса следует давать задания на
узнавание букв (буквенный гнозис). Например: найти букву среди ряда других букв; назвать
или написать буквы, перечеркнутые дополнительными линиями; определить буквы,
расположенные неправильно; обвести букву по контуру; дорисовать недостающий элемент;
выделить буквы, наложенные друг на друга, найти определённые буквы на “буквочеловеке” и
др.
Следующим направлением работы по устранением оптической дисграфии является развития
зрительной памяти. Данное направление также делится на два этапа: работа с предметами
и предметными картинками и работа непосредственно с буквами. Используются следующие
виды упражнений:
запоминание картинки (группы картинок) или предмета и нахождение их среди других
похожих;
запоминание ряда картинок или расположения группы предметов и последующее
воспроизведение через некоторое время;
игра “Чего не стало?”. Перед ребёнком раскладывается 56 предметов или картинок,
которые он должен запомнить. Затем убирается незаметно один предмет. Ребёнок должен
назвать, чего не стало.
игра “Что изменилось”. Перед учеником раскладывается 57 картинок. Ребёнок запоминает
последовательность их расположения. Затем несколько картинок меняется местами. Ученик
должен сказать, что изменилось, и восстановить первоначальный ряд
Запомнить бессмысленный ряд букв, цифр или фигур, а затем выбрать их среди других или
воспроизвести в первоначальной последовательности.
В ходе коррекционной работы необходимо развивать зрительнопространственные функции,
что позволит в дальнейшем сформировать четкие зрительные образы букв и навык быстрого
различения графически сходных букв. В процессе логопедической работы по развитию
пространственного восприятия и пространственных представлений необходимо учитывать
особенности последовательности формирования пространственных представлений в
онтогенезе, психологическую структуру зрительнопространственного восприятия и
пространственных представлений у детей с оптической дисграфией.
Пространственная ориентация включает в себя три вида дифференцировок:
ориентировка в собственном теле, дифференциация правых и левых частей;
ориентировка в окружающем пространстве;
ориентация на листе бумаги. Исходным в работе по развитию пространственных ориентировок является осознание
детьми схемы собственного тела, определение направлений в пространстве, ориентировка в
окружающем “малом пространстве”. Дифференциация правых и левых частей тела
начинается с выделения ведущей руки. Для проведения работы в названном направлении
необходимо:
показать, какой рукой ребёнок кушает, здоровается, держит карандаш, пишет;
закрепить различение и называние рук с помощью схемы (чаще всего “правая”
управляющая, исполняющая; “левая” ленящаяся, помогающая правой; для левшей
необходимо придумать другие обозначения)
соотнести части тела правой и левой рукой, показать по инструкции педагога парные части
тела, научиться показывать противоположные части тела правой и левой рукой;
Особенно трудно для детей с оптической дисграфией определять расположение правых и
левых частей у человека, стоящего напротив, так как в этом случае ученику нужно мысленно
представить себя в другом пространственном положении. Учитывая этот момент,
необходимо также формировать у детей умение определять правые и левые части тела у
человека или игрушки, находящейся напротив. Для этого можно использовать следующие
задания:
положи карандаш справа от куклы, сидящей напротив тебя, а пенал слева;
покажи правой рукой левое ухо педагога (левое колено, плечо и т. д.)
рассмотри 2 картинки (девочка стоит лицом к нам и спиной) и скажи, какие предметы
нарисованы справа от девочки на первой картинке, а какие на второй.
После формирования ориентировки в собственном теле начинаем выполнять упражнения на
развитие ощущения окружающего пространства. Развитие пространственной функции
проводится в трех плоскостях: лево – право, верх – низ, перед – зад. Предлагаются
следующие упражнения
учим ребёнка определять и называть расположение предметов по отношению к себе.
Просим его назвать, что находится справа от него, а что слева? Даём инструкцию: положи
ручку перед собой, а карандаш перед ручкой; что находится дальше от тебя, а что ближе к
тебе?
кладём перед ребенком три предмета (например: ластик, ручку и карандаш). Ребенок
должен показать предмет, который находится слева или справа от центрального предмета.
развешиваем на стене несколько картинок выше и ниже уровня глаз ребёнка. Просим
ученика рассказать, какие предметы находятся наверху, а какие внизу. Какой предмет висит
выше или ниже той или иной картинки;
заводим ребёнка в незнакомое помещение или меняем местами расположение предметов в
классе. Просим ученика осмотреться, затем встать лицом к определённому предмету и
сказать, какие предметы находятся слева, справа, перед ним и за его спиной. После того,
как у обучаемого получилось хорошо выполнить данное задание, просим его закрыть глаза и
еще раз назвать предметы, расположенные перед и за ним по памяти.
Чтобы научить детей ориентироваться на листе бумаги, предлагаем “раскрыть тайны
чистого листа”. Одна из них – найти левую и правую стороны. Это можно сделать с помощью
правой и левой руки. “Чтобы точно знать, где левая, а где правая рука, нужно приложить ладонь к груди. Что слышно? Это стучит наш неутомимый моторчик – сердце. Он стучит под
левой рукой. Это левая сторона нашего тела, и все, что слева мы называем так: левая рука,
левое ухо, левое плечо, левая нога. Противоположная сторона – правая: здесь правое ухо,
правая рука, правая нога. Далее предлагаем ученикам положить ладони на лист. Под левой
рукой – левая сторона листа, под правой – правая. Еще на загадочном чистом листе бумаги
есть углы. Тот, что сверху и слева назовем “левый верхний”, а под ним – “левый нижний”,
справа – “правый верхний” и “правый нижний”. Далее предлагаем детям в разных частях
листа бумаги изобразить животных, птиц, геометрические фигуры и др.
После работы с чистым листом бумаги даем ребёнку задание изображать предметы
относительно друг друга. Например: нарисуй картинку справа или слева от вертикальной
линии; начерти в середине листа квадрат, справа от квадрата нарисуй круг, в круге
треугольник, над квадратом напиши цифру 3 и т. д. Затем просим ребёнка назвать, что
находится слева от круга, ниже цифры 3 и др.
Также детям предлагаются чтение направлений при помощи схематических изображений
стрелками, графические диктанты и определение расположения предметов в пространстве
(на 69 предметах расположенных по строкам и столбикам в равном количестве).
Для формирования понятий “перед”, “после” возвращаемся к анализу рядов предметов или
картинок.
просим ребёнка положить ладошки на две любые соседние картинки в ряду, не
перекрещивая рук. Та картинка, которая оказалась под левой ладошкой, находится ПЕРЕД
той, которая оказалась под правой. А картинка, оказавшаяся под правой ладошкой,
находится ПОСЛЕ той, которая оказалась под левой.
выстраиваем несколько игрушек друг за другом и просим ученика посчитать и
пронумеровать их. Объясняем ребёнку, что игрушка с меньшим порядковым номером
находится перед игрушкой с большим порядковым номером, а игрушка с большим
порядковым номером стоит после игрушки с меньшим.
аналогично можно написать на листе слово печатными буквами, пронумеровать буквы
слева направо и попросить ребёнка назвать букву, находящуюся перед или после
определённой.
Зрительный анализ неразрывно связан со зрительным восприятием, однако является более
сложным психическим процессом и, в отличии от восприятия, представляет не только
запечатление того или иного объекта или буквы в ряду сходных, но и детальное разделение
вычлененного объекта на составные части с последующим их подробным изучением и
синтезом. На развитие зрительного анализа направлены следующие упражнения:
рассмотреть и сравнить две картинки расположенные по разные стороны одного и того же
листа;
рассмотреть и запомнить картинку и, перевернув лист, нарисовать её по памяти.
выложить на столе фигуру из палочек (пуговиц, спичек, маленьких шариков и любых других
подручных материалов) по образцу и по представлению.
Данное направление предполагает также работу по развитию зрительного анализа букв на
составляющие элементы, их синтезу, определению общего элемента в ряде букв,
нахождению правильного расположения на листе бумаги, конструированию букв из элементов, реконструированию букв путём добавления или изменения пространственного
расположения элементов (из ЛА, из ГТ, из РФ из ИП, из НИ)
Для развития графомоторных навыков могут быть рекомендованы такие задания, как
обводка по контуру и штриховка изображений, срисовывание геометрических фигур,
дорисовывание деталей незаконченных рисунков, воспроизведение фигур и сочетаний
нескольких фигур по памяти, рисование узоров и геометрических фигур по клеткам по
словесной инструкции, обводка заготовленных образцов рукописного текста, письмо букв,
слов и фраз по трафарету, и т.п.
Продолжением работы по развитию зрительного анализа и синтеза является уточнение и
дифференциация букв, имеющих оптическое и кинетическое сходство. Ученики
упражняются в конструировании букв, анализе состава и структуры графического знака; в
синтезе его из элементов; в сравнительном анализе букв (от более грубых
дифференцировок – к более тонким).
Дифференциация букв должна происходить на всех уровнях организации речевой
деятельности в следующей последовательности:
1) изолированное написание букв;
2) в слогах;
3) в словах;
4) в словосочетаниях;
5) в предложениях;
6) в тексте.
Работа по различению оптически сходных букв включает в себя следующие упражнения:
нахождение дифференцируемых букв в ряду сходных;
определение сходства и различия между похожими буквами, уточнение пространственного
расположения элементов букв;
превращение дифференцируемых букв в картинкипиктограммы (ббелка, ддятел, ц
цыплёнок, щщука и др.). Используются различные стихи и загадки о буквах:
Буква Б проснется рано.
Буква Б — бочонок с краном.
Умывайся! Будь здоров,
Богатырь Борис Бобров!
Буква Р – на мачте парус,
Вдаль плывёт, небес касаясь.
Говорил недавно ктото:
П похожа на ворота,
Возражать мне было лень,
Ято знал, что П как пень.
Буква Ц —
Смотрите сами — Как скамейка
Вверх ногами.
дорисовывание (обводка по контуру) различающегося элемента в дифференцируемых
буквах с проговариванием;
написание слогов и слов с дифференцируемыми буквами в два столбика;
нахождение дифференцируемых букв в тексте с последующей их обводкой или
подчеркиванием;
написание диктанта, содержащего максимальное количество дифференцируемых букв, с
последующим их подчеркиванием и др.
Понимание механизмов дисграфии и ее эффективная коррекция требуют глубокого
психологопедагогического изучения специфических ошибок письма, особенностей устной
речи, а также нейропсихологического анализа других психических функций школьников.
Устранение оптической дисграфии осуществляется приемами, направленными на развитие
зрительного гнозиса, мнезиса, пространственных представлений и их речевых обозначений,
развитие зрительного анализа и синтеза. Большое внимание уделяется сравнению
смешиваемых букв с максимальным использованием различных анализаторов.
Дисграфия. Пути устранения
Дисграфия. Пути устранения
Дисграфия. Пути устранения
Дисграфия. Пути устранения
Дисграфия. Пути устранения
Дисграфия. Пути устранения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.