Дискуссия на уроках биологии.

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 02.03.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Дискуссия на уроках биологии. Дискуссия как метод, принадлежащий к активному обучению, применяется для оживления межличностных процессов в образовании. Предлагаю обратить внимание на регламентированные дискуссии, где круг вопросов для обсуждения, проблемы, или темы, выдвигает учитель, как в рамках повторения, так и изучения нового материала. Работа в классе строится на поочередных выступлениях групп - участников, представляющих свою точку зрения
Иконка файла материала Дискуссия на уроках биологии.docx
Дискуссия на уроках биологии. Дискуссия как метод, принадлежащий к активному обучению, применяется для оживления межличностных процессов в образовании. Предлагаю обратить внимание на регламентированные дискуссии, где круг вопросов для обсуждения, проблемы, или темы, выдвигает учитель, как в рамках повторения, так и изучения нового материала. Работа в классе строится на поочередных выступлениях групп - участников, представляющих свою точку зрения. Но дискуссия будет успешной только в том случае, если активность проявляют не только выступающие и спикер, но также и слушатели, задающие вопросы, оценивающие доклады, приводящие контраргументы. Активность и глубину дополнений, возражений оценивает учитель, он регламентирует всю деятельность групп, подводя участников дискуссии к намеченной педагогической цели. 1. Актуальность проблемы «Дискуссия на уроках биологии». Дискуссия на уроке выступает в роли метода, разрешающего ряд учебных, профессиональных и других проблем:  формирует критическое мышление ученика;  снимает проблему дисциплины;  повышает познавательную активность учащихся;  повышает внимание учащихся;  снимает утомляемость;  решает проблему «объективности оценки»;  оцениваются все учащиеся (можно с учетом интеллектуального вклада в работу группы – самооценка, оценка одноклассников);  снимается дискомфорт «медленных» детей с астеноневротическим синдромом, робких, «неудачников»;  учит культуре общения, культуре спора, толерантности;  культуре речи, способствует развитию монологической речи, что важно в эру увлечения информационными технологиями;  способствует здоровье сбережению;  способствует развитию функциональной компетенции современного ученика. 2. Новизна. Как проблема – метод «дискуссия» не является абсолютно новым в силу природы человеческого общения. Но на уроках биологии он используется незаслуженно редко, особенно в младших классах основной школы. 3. Доступность. Простота в использовании дискуссии очевидно, учителю достаточно иметь желание и умение преодолеть некоторые психологические трудности. 4. Результативность применения дебатов определяется фактором решения перечисленных выше проблем. Главное – дети любят уроки – дискуссии, не чувствуют себя уставшими и неправильно оцененными.5. Оригинальность. Умение дебатировать, характерное для старшеклассников, достигается в основном через предметы гуманитарного цикла. Оригинальность решения проблемы заключается в привлечении шести – семиклассников к поиску решения учебных, нравственных задач на уроках естественного цикла через дебаты. Описание технологии регламентированная дискуссия. Существуют разные варианты ведения урока – дебатов. В 5 – 7 классах я чаще использую регламентированную дискуссию. 1. Регламент дискуссии вычерчивается в виде таблицы, которая заполняется учителем (или его ассистентом из числа аутсайдеров класса, если такой есть – для повышения его статуса) по ходу урока и одновременно является протоколом и инструментом дискуссии.Возраже ние Дополнен ие Вопр ос Дисципл ина Сумм а балл ов Место/ отмет ка коман де 1 1 1 -1 за замечани е № груп пы Балл ы Отве т груп пы (до 1 мин) До 5 3. Каждой группе предлагается задание (это может быть вопрос 2. Способов формирование групп в классе в литературе описано множество. Детей всегда можно удивить, например, по дням рождения – с 1 по 5, с 6 по 10 и т. д.; по цветам полученных карточек; по изображенным фигурам… Желательно формировать группы из 5-6 учеников. на повторение и на новый материал), отводится 3 минуты на подготовку ответа. 4. Отвечать от группы может и 1, и несколько учеников. Главное – уложиться в 1 минуту. 5. После ответа группы вступают в дискуссию другие группы. Они имеют право дополнять, возражать, спрашивать. Этот вклад в дискуссию групп оценивается учителем. Группы соблюдают очередность: отвечала например, 3 –я группа. Спросить, возразить, дополнить имеет право сначала 4-ая, потом 5-ая … и, наконец, 2-ая. Только после этого ответ 3-ей группы оценивается (1 – 5 баллов) и заносится в таблицу-протокол. Вегетативное размножение» 6. Примерные задания группам на обобщающем уроке «Побег.   Можно ли зимой, ранней весной предварительно оценить урожай плодового дерева? «Я в весеннем лесу пил березовый сок» - слова из песни М. Ножкина к фильму о русском разведчике. А что такое березовый сок? Как влияет на дерево потеря березового сока? 7. В шумных классах хорошо зарекомендовала себя возможность выставления штрафных баллов в графу дисциплина. Из суммы эти баллы вычитаются. Одноклассники сами поддерживают дисциплину в группе.Таким образом, ученики 5-7 классов урок - дебаты воспринимают как игру, со своими правилами, победами, неудачами. Проигравшим можно дать шанс на других уроках, во внеурочной обстановке, на индивидуальных встречах реабилитироваться: отвечать на подобные вопросы или выполнять практические задания. Литература: 1. Евтеева О. Учебная дискуссия. – // Литература, №31/2003. 2. Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. Анализ зарубежного опыта. М.: Эксперимент, 1995. межкультурной компетенции у студентов языковых вузов в условиях дистанционного образования // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И.Герцена. 3. Мурзенко Л.В. Учебная дискуссия как средство формирования – СПб., 2010. – № 121. – С.197-201.4. Метод дискуссии.- // Завуч. Управление современной школой, №2/2006.