Дискуссия на уроках биологии.
Дискуссия как метод, принадлежащий к активному обучению, применяется для оживления межличностных процессов в образовании.
Предлагаю обратить внимание на регламентированные дискуссии, где круг вопросов для обсуждения, проблемы, или темы, выдвигает учитель, как в рамках повторения, так и изучения нового материала. Работа в классе строится на поочередных выступлениях групп - участников, представляющих свою точку зрения
Дискуссия на уроках биологии.docx
Дискуссия на уроках биологии.
Дискуссия как метод, принадлежащий к активному обучению,
применяется для оживления межличностных процессов в образовании.
Предлагаю обратить внимание на регламентированные дискуссии,
где круг вопросов для обсуждения, проблемы, или темы, выдвигает
учитель, как в рамках повторения, так и изучения нового материала.
Работа в классе строится на поочередных выступлениях групп -
участников, представляющих свою точку зрения. Но дискуссия будет
успешной только в том случае, если активность проявляют не только
выступающие и спикер, но также и слушатели, задающие вопросы,
оценивающие доклады, приводящие контраргументы.
Активность и глубину дополнений, возражений оценивает учитель,
он регламентирует всю деятельность групп, подводя участников
дискуссии к намеченной педагогической цели.
1. Актуальность проблемы «Дискуссия на уроках биологии».
Дискуссия на уроке выступает в роли метода, разрешающего
ряд учебных, профессиональных и других проблем:
формирует критическое мышление ученика;
снимает проблему дисциплины;
повышает познавательную активность учащихся;
повышает внимание учащихся;
снимает утомляемость;
решает проблему «объективности оценки»;
оцениваются все учащиеся (можно с учетом интеллектуального
вклада в работу группы – самооценка, оценка одноклассников);
снимается дискомфорт «медленных» детей с
астеноневротическим синдромом, робких, «неудачников»;
учит культуре общения, культуре спора, толерантности;
культуре речи, способствует развитию монологической речи,
что важно в эру увлечения информационными технологиями;
способствует здоровье сбережению;
способствует развитию функциональной компетенции
современного ученика.
2. Новизна.
Как проблема – метод «дискуссия» не является абсолютно новым
в силу природы человеческого общения. Но на уроках биологии он
используется незаслуженно редко, особенно в младших классах
основной школы.
3. Доступность.
Простота в использовании дискуссии очевидно, учителю
достаточно иметь желание и умение преодолеть некоторые
психологические трудности.
4. Результативность применения дебатов определяется фактором
решения перечисленных выше проблем. Главное – дети любят
уроки – дискуссии, не чувствуют себя уставшими и неправильно
оцененными. 5. Оригинальность.
Умение дебатировать, характерное для старшеклассников,
достигается в основном через предметы гуманитарного цикла.
Оригинальность решения проблемы заключается в привлечении
шести – семиклассников к поиску решения учебных, нравственных
задач на уроках естественного цикла через дебаты.
Описание технологии регламентированная дискуссия.
Существуют разные варианты ведения урока – дебатов. В 5 – 7
классах я чаще
использую регламентированную дискуссию.
1. Регламент дискуссии вычерчивается в виде таблицы, которая
заполняется учителем (или его ассистентом из числа аутсайдеров
класса, если такой есть – для повышения его статуса) по ходу
урока и одновременно является протоколом и инструментом
дискуссии. Возраже
ние
Дополнен
ие
Вопр
ос
Дисципл
ина
Сумм
а
балл
ов
Место/
отмет
ка
коман
де
1
1
1
-1 за
замечани
е
№
груп
пы
Балл
ы
Отве
т
груп
пы
(до 1
мин)
До 5
3. Каждой группе предлагается задание (это может быть вопрос
2. Способов формирование групп в классе в литературе описано
множество. Детей всегда можно удивить, например, по дням
рождения – с 1 по 5, с 6 по 10 и т. д.; по цветам полученных
карточек; по изображенным фигурам… Желательно
формировать группы из 5-6 учеников.
на повторение и на новый материал), отводится 3 минуты на
подготовку ответа.
4. Отвечать от группы может и 1, и несколько учеников. Главное –
уложиться в 1 минуту.
5. После ответа группы вступают в дискуссию другие группы. Они
имеют право дополнять, возражать, спрашивать. Этот вклад в
дискуссию групп оценивается учителем. Группы соблюдают
очередность: отвечала например, 3 –я группа. Спросить,
возразить, дополнить имеет право сначала 4-ая, потом 5-ая … и,
наконец, 2-ая. Только после этого ответ 3-ей группы оценивается
(1 – 5 баллов) и заносится в таблицу-протокол.
Вегетативное размножение»
6. Примерные задания группам на обобщающем уроке «Побег.
Можно ли зимой, ранней весной предварительно оценить
урожай плодового дерева?
«Я в весеннем лесу пил березовый сок» - слова из песни
М. Ножкина к фильму о русском разведчике. А что такое
березовый сок? Как влияет на дерево потеря березового
сока?
7. В шумных классах хорошо зарекомендовала себя возможность
выставления штрафных баллов в графу дисциплина. Из суммы
эти баллы вычитаются. Одноклассники сами поддерживают
дисциплину в группе. Таким образом, ученики 5-7 классов урок - дебаты воспринимают
как игру, со своими
правилами, победами, неудачами. Проигравшим можно дать шанс
на других уроках,
во внеурочной обстановке, на индивидуальных встречах
реабилитироваться:
отвечать на подобные вопросы или выполнять практические
задания.
Литература:
1. Евтеева О. Учебная дискуссия. – // Литература, №31/2003.
2. Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе
исследования, игры и дискуссии. Анализ зарубежного опыта. М.:
Эксперимент, 1995.
межкультурной компетенции у студентов языковых вузов в условиях
дистанционного образования // Известия Российского
государственного педагогического университета имени А.И.Герцена.
3. Мурзенко Л.В. Учебная дискуссия как средство формирования
– СПб., 2010. – № 121. – С.197-201.4. Метод дискуссии.- // Завуч. Управление
современной школой, №2/2006.
Дискуссия на уроках биологии.
Дискуссия на уроках биологии.
Дискуссия на уроках биологии.
Дискуссия на уроках биологии.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.