Дистанционное обучение – инновационная модель образования
Гильфанова В.Д., учитель начальных классов МБОУ «Школа №25»
В Европе в конце XVIII века, с появлением регулярной и доступной почтовой связи, возникло «корреспондентское обучение». Учащиеся по почте получали учебные материалы, переписывались с педагогами и сдавали экзамены доверенному лицу или в виде научной работы. В России данный метод появился в конце XIX века.
Начало XX века характеризуется бурным технологическим ростом, наличием телеграфа и телефона. Но достоверных фактов об их использовании в обучении нет. В то же время продолжается эпоха «корреспондентского обучения», множество ВУЗов во всем мире вели и ведут его до сих пор.
Появление радио и телевидения внесло изменения в дистанционные методы обучения. Это был значительный прорыв, аудитория обучения возросла в сотни раз. Многие ещё помнят обучающие телепередачи, которые шли, начиная с 50-х годов. Однако у телевидения и радио был существенный недостаток — у учащегося не было возможности получить обратную связь.
В 1969 году в Великобритании был открыт первый в мире университет дистанционного образования — Открытый Университет Великобритании, он был назван так, чтобы показать его доступность за счет невысокой цены и отсутствия необходимости часто посещать аудиторные занятия.
В 1988 был реализован советско-американский проект «Школьная электронная почта».
Пионерами спутниковых технологий дистанционного обучения в 1990-х стали Международная ассоциация «Знание» и её коллективный член Современная гуманитарная академия.
В России датой официального развития дистанционного обучения можно считать 30 мая 1997 года, когда вышел приказ № 1050 Минобразования России, позволяющий проводить эксперимент дистанционного обучения в сфере образования (впоследствии эксперимент был продлён).
В XXI веке доступность компьютеров и Интернета делает дистанционное обучение ещё более простым, а его распространение более быстрым. Интернет стал огромным прорывом, значительно большим, чем радио и телевидение. Появилась возможность общаться и получать обратную связь от любого ученика, где бы он ни находился. Распространение «быстрого интернета» дало возможность использовать онлайн-семинары (вебинары) для обучения. Первой на пост-советском пространстве стала дистанционная школа "Центр образования «Оптима», предоставив ученикам 1-12 классов возможность учиться дистанционно в комфортных условиях, не зависеть от места пребывания и состояния здоровья, изучать предметы по индивидуальному графику и на своей скорости восприятия. Примечательно, что выпускники дистанционной школы «Оптима» получают государственные документы об образовании и могут поступать в любое высшее учебное заведение мира.
В 2020 году из-за коронавирусной инфекции — COVID-19 более 1,5 миллиарда учащихся школ и ВУЗов были переведены на дистанционное обучение, впервые за всю историю.
В школе под дистанционным обучением понимают образовательную систему, построенную с применением компьютерных телекоммуникаций и использованием современных информационных и педагогических технологий.
Главная особенность дистанционного обучения – возможность получения образовательных услуг без посещения учебного заведения, так как все изучение предметов и общение с преподавателями осуществляется посредством интернета и обмена электронными письмами.
О необходимости использования такого метода обучения говорят следующие факторы:
· возможность организации работы с часто болеющими детьми и детьми-инвалидами;
· проведение дополнительных занятий с одаренными детьми;
· возможность внести разнообразие в систему обучения за счет включения различных нестандартных заданий (ребусы, кроссворды и т.д.);
· обеспечение свободного графика обучения.
С помощью дистанционного обучения удается решать такие педагогические задачи, как:
· формирование у учеников познавательной самостоятельности и активности;
· создание эффективного образовательного пространства;
· развитие у детей критического мышления и способности конструктивно обсуждать различные точки зрения.
Выделяют следующие основные направления внедрения электронного дистанционного обучения в систему общего образования:
· обеспечение доступности образования для детей инвалидов и детей, которые имеют поведенческие проблемы;
· повышение качества образования в малокомплектных школах;
· обеспечение доступности образования для детей, которые временно по каким-либо причинам не могут посещать школу;
· возможность продолжения обучения при введении в школе карантина;
· обеспечение возможности получения дополнительного образования;
· возможность обучения по отдельным предметам с применением дистанционных технологий;
· получение доступа к обширной базе данных, что позволяет детям более успешно подготовиться к сдаче единого государственного экзамена.
Дистанционное обучение предоставляет и учителям уникальные возможности по повышению своей квалификации, ведь через различные методические объединения можно обмениваться опытом со своими коллегами, а также участвовать в онлайн мероприятиях.
В Федеральной программе развития образования разработка и реализация информационных образовательных технологий и методов обучения является одним из основных направлений, которое должно способствовать формированию гармонично развитой, социально активной и творческой личности. При этом считается, что активное распространение дистанционных образовательных технологий позволит российской системе образования занять достойное место в международном информационном и коммуникационном пространстве.
Дистанционные образовательные технологии – технологии, реализация которых преимущественно осуществляется с применением информационно-телекоммуникационных сетей при удаленном взаимодействии учеников и педагогов.
Образовательная технология – это комплекс, который включает в себя:
· средства диагностики;
· планирование результатов обучения;
· критерии выбора оптимальной модели для определенных условий;
· набор моделей обучения.
Обучение с применением дистанционных образовательных технологий считается одной из форм электронного обучения, при котором:
Ученик:
· самостоятельно определяет для себя время и форму обучения;
· самостоятельно выбирает последовательность изучения материала.
При этом ученик должен:
· достичь запланированных результатов обучения;
· изучить весь материал в соответствии с образовательной программой.
Задачи учителя:
· организация образовательного процесса с применением дистанционных образовательных технологий;
· разработка системы и проведение итогового оценивания ученика;
· оказание консультационной поддержки.
Кроме того, учитель является ответственным за достижение его учениками запланированных результатов обучения.
Применение дистанционных образовательных технологий может быть организовано для изучения всего учебного курса или же отдельных разделов. Изучение отдельных тем курса рекомендуется проводить по отдельности для «слабых» и «сильных» учеников.
Важный аспект дистанционного обучения – сохранение коммуникации между участниками учебного процесса. Для обеспечения данной задачи используются современные телекоммуникационные технологии. Если используется методика синхронного дистанционного обучения, то преподаватель и его ученики общаются онлайн. Если же применяется методика асинхронного дистанционного обучения, то общение между учеником и преподавателем уже происходит оффлайн, то есть посредством отправки электронных писем.
Надо учитывать, что синхронная и асинхронная методика предполагают различную нагрузку на всех участников учебного процесса. При синхронной методике ученик и учитель постоянно активно взаимодействуют, поэтому преподаватель здесь выступает в роли «локомотива», который тянет за собой ученика.
Асинхронная методика обучения предполагает уже большую ответственность обучаемого за итоговый результат. На первый план выходит уже самообучение и самостоятельное определение темпа изучения нового материала. Преподавателю в этом случае уже принадлежит роль консультанта.
Однако наибольшего образовательного эффекта удается добиться при одновременном использовании двух методик.
Основные формы дистанционного обучения
К ним относятся:
1. Видеолекции, для проведения которых обычно используется программа Skype.
2. Видеоконференции, различные форумы и дискуссии.
3. Чат – учебные занятия, которые предполагают использование чат-технологий. Такие занятия проводятся синхронно, то есть всем участникам одновременно предоставляется доступ к чату.
4. Вебинары. Под ними понимаются дистанционные уроки, деловые игры, семинары, конференции, лабораторные работы и другие мероприятия, которые проводятся с применением средств телекоммуникаций и других возможностей сети интернет. Вебинары отличаются от чат-занятий большей продолжительностью работы (несколько дней или даже месяцев), а также применением асинхронного метода взаимодействия.
В целях реализации дистанционных образовательных технологий необходимо иметь в распоряжении следующие средства:
· система управления. Обычно для этого используется сайт школы, где ведется отдельный электронный дневник и журнал;
· разработанный и утвержденный обучающий контент;
· обеспечение возможности совместного хранения и редактирования документов;
· блог либо сайт учителя;
· сетевые интерактивные доски, ресурсы для создания карт знаний.
Все формы дистанционного обучения можно задействовать для реализации различных образовательных программ:
· участие (онлайн, офлайн) в разнообразных интернет-мероприятиях (интернет-фестивали, олимпиады, конкурсы, викторины и т.д.);
· подготовка к экзаменам;
· участие в разнообразных школьных телекоммуникационных мероприятиях;
· осуществление проектной и исследовательской деятельности, а также ведение сетевых проектов;
· организация дополнительного обучения по «интересам».
Необходимо учитывать, что при использовании дистанционного обучения к организации процесса самого обучения предъявляются определенные требования:
· наличие специального мультимедийного интерактивного учебного курса;
· применение аппаратно-программного обеспечения для управления учебным процессом;
· обеспечение технической поддержки, что предполагает привлечение к работе сетевых администраторов, инженеров, программистов, лаборантов для обслуживания программной среды, учебного процесса и техники;
· разработка соответствующего комплекса нормативных правовых документов.
Кроме того, учитель, который ведет обучение дистанционно, должен быть уверенным пользователем компьютера, ведь в его обязанности входит размещение на Интернет-ресурсе домашнего задания, осуществление контроля, организация онлайн-обсуждения какой-либо темы.
Педагогические принципы построения дистанционного курса
1) В центре обучения должна находиться самостоятельная познавательная деятельность ученика, а не сама дисциплина или способы ее преподавания.
В ходе обучения у ученика должны быть сформированы способности по самостоятельному поиску информации и правильной ее обработке. При этом процесс самостоятельного приобретения знаний не должен носить пассивный характер, а, наоборот, сам ученик должен с самого начала быть вовлечен в активную познавательную деятельность и не ограничиваться только информацией, содержащейся в учебных материалах.
2) Применение новейших педагогических технологий, которые соответствуют специфике дистанционной форме обучения и максимальным образом способствуют раскрытию внутренних резервов каждого ученика.
3) Обеспечение активного взаимодействия ученика не только с преподавателем, но и другими участниками учебного процесса.
4) Система контроля должна иметь систематический характер и строиться на основе оперативной обратной связи (предоставление ученику консультаций в удобное для него время) и отсроченного контроля (например, при проведении тестирования).
5) Процесс создания дистанционных учебных курсов должен начинаться с проведения глубокого анализа целей обучения, имеющихся дидактических возможностей, а также требований к технологиям дистанционного обучения. Необходимо учитывать, что ключевые компоненты деятельности педагога (изложение учебного материала, практика и обратная связь) сохраняют свою актуальность и в курсах дистанционного обучения.
Основная проблема в данном случае заключается в создании концептуального нового методического материала, который основывается на поэтапном восприятии информации и полном контроле знаний ученика.
Для того чтобы дистанционный курс стал более эффективным, он должен обладать следующими характеристиками:
· детальное и тщательно продуманное планирование деятельности учеников, включая четкую постановку задач и целей обучения, предоставление всех необходимых учебных материалов;
· обеспечение оперативной и эффективной обратной связи, которая позволяет ученику получать достоверную информацию о правильности своего продвижения;
· обеспечение обратной связи между учеником и педагогом;
· постоянная поддержка мотивации ученика;
· учет особенностей технологической базы, на которой планируется развернуть тот или иной курс дистанционного обучения.
Многие школы решаются на эксперименты с введением проектов по внедрению дистанционной формы обучения учеников в качестве поддержки основного курса и факультативных занятий.
Особенность подобных проектов состоит направленности на интенсификацию образовательного процесса, а также обеспечение преемственности образования по линии школа-ВУЗ на основе внедрения передовых программ и методик обучения.
Основными целями внедрения дистанционной формы обучения являются:
· осуществление полноценного развития личности ребенка за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности в рамках образовательного процесса;
· организация более эффективного использования учебного времени;
· повышение качества образования;
· обеспечение доступности обучения за счет активного использования возможностей открытого самообразования;
· развитие таких качеств личности, как ответственность, организованность, самостоятельность;
· сохранение и улучшение психического и физического здоровья учеников.
Организация образовательного процесса путем объединения дистанционных и очных форм обучения является наиболее предпочтительным вариантом обучения в школе.
При создании учебного материала для дистанционного обучения желательно сделать так, чтобы материал был доступен ученикам не только в интернете, но и на жестком носителе.
В структуру материала должны быть включены следующие содержательные компоненты:
· инструкция по освоению материала;
· непосредственно учебный материал, в том числе все необходимые иллюстрации;
· вопросы и задания для закрепления полученных знаний;
· контрольные задания с пояснениями.
При разработке материала для дистанционного обучения наибольшую эффективность демонстрирует мультимедийное представление учебной информации, так как мультимедийные элементы способствуют лучшему восприятию и запоминанию материала. Одновременно обеспечивается и возможность задействовать подсознательные реакции ученика. Мультимедийная форма подачи материала может использоваться многофункционально, то есть часть раздела либо лекции может представлять собой самостоятельный фрагмент занятия, например, на повторение или контроль знаний.
Несмотря на все плюсы, дистанционное обучение имеет и недостатки.
К числу недостатков дистанционной системы обучения сегодня относят:
· сужение потенциальной аудитории учащихся, которое объясняется отсутствием технической возможности включения в учебный процесс (компьютер, Интернет-связь);
· обязательность компьютерной подготовки как необходимого условия вхождения в систему дистанционного образования;
· неадаптированность учебно-методических комплексов к учебным курсам дистанционного образования (в частности электронных учебных пособий).
· недостаточная разработанность систем администрирования учебного процесса и, как результат, снижение качества дистанционного образования в сравнении с очным обучением.
Серьезной проблемой дистанционного обучения является переосмысление использования многих проверенных педагогических приемов для лучшего запоминания и усвоения материала, например, таких, как: метод опорных точек, метод сознательных ошибок, метод выбора лучшего решения и т.д. Применение различных педагогических методов становится в значительной степени зависимым от технических средств и способов организации контакта с обучаемыми. Однако при любой технологии взаимодействия преподавателю приходится учиться более сжато и четко излагать материал или отвечать на вопросы
Список литературы:
1. Андреев А.А. Преподавание в сети Интернет / отв. редактор В.И. Солдаткин, С.Л. Коплан, Г.А. Краснова и др. – М.: Высшая школа, 2003.
2. Кондакова М.Л. Методические рекомендации по организации учебного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий в условиях сетевого взаимодействия образовательных учреждений и организаций / М.Л. Кондакова, Е.Я. Подгорная; Федеральное агентство по образованию; Российская академия образования. – М.: СпортАкадемПресс, 2005.
3. Коротенков Ю.Г. Дистанционное обучение в системе образования / Ю. Г. Коротенков // Школьные технологии. – 2005. – № 3.
4. Полат Е.С. Дистанционное обучение: проблемы и перспективы / Е. С. Полат // Открытая школа. – 2009. – № 1.
5. Шукшина Е.Е. Система дистанционного образования с использованием Интернет-технологий: статья, Красноярский государственный университет, Красноярск, Россия 2008 г.
Интернет-ресурс:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BE%D0%B1%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.