Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования «Вознесенский районный Дом детского творчества»
Дистанционное обучение –
как одна из форм организации учебного процесса в детском
объединении «Медиа - творчество» МБУ ДО «Вознесенский районный Дом детского творчества»
автор: педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории, руководитель
ДО «Медиа-творчество» А.Н.Забелин
р.п. Вознесенское
2020 год
Содержание
1. Введение …………………………………………………….стр. 3
2. Дистанционная форма обучения как инновационная
образовательная модель ДО «Медиа - творчество» ……......... 4
3. Основные формы дистанционного обучения в ДО
«Медиа - творчество» …………………………………………. 7
4. Общие вопросы организации учебного процесса в ДО
«Медиа-творчество» …………………………………………… 9
5. Инновационные модели обучения детей ДО «Медиа -
творчество» с применением дистанционных образовательных
технологий ………………………………………………………. 16
6. Организация учебного процесса в очно-заочной и заочной
формам обучения в ДО «Медиа - творчество» ……………….. 21
7. Формирование учебного плана ДО «Медиа - творчество»
при очно-заочной и заочной формах обучения ………………. 22
8. Организация учебного процесса в ДО «Медиа - творчество»
по очно-заочной и заочной формам обучения с использова-
нием дистанционных технологий …………………………….. 23
9. Расписание занятий ДО «Медиа - творчество» в очно -
заочной форме обучения с использованием дистанционных
технологий ……………………………………………………… 24
10. Заключение ……………………………………………………... 26
Введение
Актуальность данной темы заключается в том, что современная образовательная деятельность в дополнительном образовании определяет цели и основные задачи модернизации образования в соответствии с национальным приоритетным проектом «Доступное допол-нительное образование для детей», среди которых одной из главных задач является обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия его актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства в условиях создания «Современной цифровой образовательной среды в Российской Федерации» и «Подготовки высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров с учётом современных стандартов и передовых технологий».
Обновление образовательной среды, достижение нового качества образования связывают с информатизацией образования, оптимизацией методов обучения, активным использованием дистанционных технологий в образовании.
Однако решение задач в этом направлении сталкивается с определен-ными трудностями, связанными с множеством причин. Современные инфор-мационные технологии не всегда органично и легко вписываются в тради-ционный учебный процесс и с должным пониманием воспринимаются педа-гогическими работниками, учительским сообществом и руководителями образовательных организаций, оказавшимся не готовыми к кардинальным сущес-твенным переменам в образовательной практике в условиях информатизации. Порой консервативный взгляд на инновации в учебном процессе и «устаревший» традиционный подход к процессу обучения сложившийся ещё в советской педагогике не позволяют новейшим современным дистанционным образовательным технологиям с исполь-зованием сетей Интернет успешно войти и занять достойное место в образовательной практике не только основного, но и дополнительного образования. Однако, известно, что, чем полнее и шире информация, которой владеет человек, тем он успешнее в жизни и оказывается в более выгодном социальном положении по сравнению со своими коллегами по работе или учебе не владеющих основами информатизации.
Расширить разные способы общения людей позволяют дистанцион-ные технологии. Перед системой образования встает глобальная проб-лема - своевременно подготовить людей к новым условиям жизни и профессиональной деятельности в высокоавтоматизированной инфор-мационной среде обитания. Она должна обеспечить формирование у людей новых знаний, умений, которые им потребуются в новой информационной среде обитания, а также нового, целостного миропонимания и информационного мировоззрения.
В настоящее время в систему образования активно внедряются дистанционные образовательные технологии.
Нельзя сказать, что дистанционное обучение - это новое явление в образовании. Уже много лет широко распространено заочное обучение, давно обучает нас и верный друг - телевидение. Но на заре 21 века - века информационных технологий - с появлением сети Интернет дистан-ционное обучение выходит на качественно новый уровень. Теперь появилась возможность реализовать основные принципы современного образования, определенные ЮНЕСКО: «образование для всех» и «обучение в течение всей жизни».
Дистанционная форма
обучения как инновационная образовательная модель
ДО «Медиа - творчество»
Активное внедрение современных технических средств в систему до-полнительного образования коренным образом изменило подход к органи-зации образовательного процесса. Сегодня широкое распространение полу-чили новые формы обучения, одно из которых - дистанционное обучение.
Новые требования к знаниям, стремительное развитие информацион-ных технологий, появление новых методик обучения, стандартизация прог-рамм образования в различных областях знаний - все это требует тщательного пересмотра подхода к системе обучения, которая должна по максимуму использовать доступные телекоммуникационные, информаци-онные и новые педагогические технологии.
Дистанционное обучение в настоящее время в ДО «Медиа - твор-чество» рассматривается как инновационная форма обучения, позво-ляющая получать знания через интернет под контролем педагога.
Цель дистанционного обучения - предоставить обучающимся элемен-ты универсального образования, которые позволят им эффективно адаптиро-ваться к изменяющимся социально-экономическим условиям и успешно ин-тегрироваться в современное общество.
Данный вид обучения базируется на основе передовых инфор-мационных технологий, применение которых обеспечивает быструю и гибкую адаптацию под изменяющиеся потребности обучающегося.
В образовательных организациях под дистанционным обучением понимают образовательную систему, построенную с применением компь-ютерных телекоммуникаций и использованием современных информацион-ных и педагогических технологий.
Главная особенность дистанционного обучения - возможность полу-чения образовательных услуг без посещения учебного заведения, так как всё изучение предметов и общение с преподавателями осуществляется посредством интернета и обмена электронными письмами.
О необходимости использования
такого метода обучения говорят следующие факторы:
§ обеспечение свободного графика обучения;
§ возможность внести разнообразие в систему обучения за счет вклю-чения различных нестандартных заданий (ребусы, кроссворды и т. д.);
§ проведение дополнительных занятий с одаренными детьми;
§ возможность организации работы с часто болеющими детьми и детьми-инвалидами.
С помощью дистанционного обучения
удастся решать такие педагогические задачи, как:
§ формирование у учеников познавательной самостоятельности и актив-ности;
§ создание эффективного образовательного пространства;
§ развитие у детей критического мышления и способности конструк-тивно обсуждать различные точки зрения.
В настоящее время методология выделяет следующие основные направления внедрения электронного дистанционного обучения в систему общего и дополнительного образования:
§ обеспечение доступности образования для всех детей без исключения особенно для детей инвалидов;
§ повышение в разы качества образования и образовательных услуг;
§ обеспечение доступности образования для детей (которые временно по каким-либо причинам не могут посещать школу;
§ возможность продолжения обучения при введении в образовательные организации карантина;
§ обеспечение возможности получения качественного и доступного дополнительного образования;
§ возможность обучения в детском объединении с применением дистанционных и электронных технологий;
§ получение доступа к обширной базе данных, что позволяет детям более успешно и эффективно обучаться, всесторонне и целенап-равленно гармонично развиваться.
Дистанционное обучение предоставит педагогу уникальные возмож-ности по повышению своей квалификации и в ближайшей перспективе обмену опытом работы со своими коллегами в рамках онлайн контактов в различных методических объединениях и курсов повышения квалификации. В частности, в Федеральной программе развития образования разработка и реализация информационных образовательных технологий и методов обучения является одним из основных приоритетных направлений, которое должно способствовать формированию гармонично развитой, социально активной и творческой личности. При этом считается, что активное распространение дистанционных образовательных технологий позволит российской системе образования занять достойное место в международном информационном и коммуникационном пространстве.
Дистанционные образовательные технологии сегодня - это техноло-гии, реализация которых осуществляется с применением информационно-телекоммуникационных сетей при удаленном взаимодействии учеников и учителей, преподавателей и педагогов.
Образовательная технология ДО «Медиа-творчество» - это комплекс, который включает в себя:
§ средства диагностики;
§ планирование результатов обучения;
§ критерии выбора оптимальных моделей для определенных видов и условий образовательной деятельности и организации учебного процесса в детском объединении;
§ набор обособленных и интеграционных моделей обучения.
Обучение с применением дистанционных образовательных технологий считается одной из форм электронного обучения, при котором:
Обучающийся:
§ самостоятельно определяет для себя время и форму обучения;
§ самостоятельно выбирает порядок изучения материала.
При этом обучающийся должен:
§ достичь запланированных результатов обучения;
§ изучить весь материал в соответствии с образовательной программой.
Задачи педагога:
§ организация образовательного процесса с применением дистанцион-ных образовательных технологий;
§ разработка системы и проведение итоговой аттестации обучающегося;
§ оказание всесторонней консультационной поддержки.
Кроме того, педагог является ответственным за достижение его обучающи-мися запланированных результатов обучения.
Применение дистанционных форм обучения может быть организовано для изучения всего учебного курса или же отдельных разделов. Изучение отдельных тем курса проводиться по отдельности для «слабых» и «сильных» учеников.
Важным аспектом дистанционного обучения в детском объединении «Медиа-творчество» является сохранение коммуникации между участни-ками учебного (образовательного) процесса. Для обеспечения и решения данной задачи используются современные телекоммуникационные техноло-гии.
Если используется методика синхронного дистанционного обучения, то преподаватель и его ученики общаются онлайн.
Если же применяется методика асинхронного дистанционного обуче-ния, то общение между учеником и преподавателем происходит оффлайн, то есть посредством отправки электронных писем.
Надо учитывать, что синхронная и асинхронная методика предпола-гают различную нагрузку на всех участников учебного процесса.
При синхронной методике ученик и учитель постоянно активно взаимодействуют, поэтому преподаватель здесь выступает в роли «локо-мотива», который тянет за собой обучающегося.
Асинхронная методика обучения предполагает уже большую ответ-ственность обучаемого за итоговый результат. На первый план выходит уже самообучение и самостоятельное определение темпа изучения нового материала. Преподавателю в этом случае уже принадлежит роль консуль-танта.
Однако наибольшего образовательного эффекта удастся добиться при одновременном использовании обеих методик.
Основные формы
дистанционного обучения в ДО «Медиа - творчество»
К ним относятся:
1. Видеолекции, для проведения которых используется программа Skype.
2. Видеоконференции, различные форумы и дискуссии.
3. Чат - учебные занятия, которые предполагают использование чат-техно-логий. Такие занятия проводятся синхронно, то есть всем участникам одновременно или группе участников предоставляется доступ к чату.
4. Вебинары. Под ними понимаются дистанционные уроки, деловые игры, семинары, конференции и другие мероприятия, которые проводятся с при-менением средств телекоммуникаций и других возможностей сети интернет. Вебинары отличаются от чат-занятий большей продолжительностью работы, а также применением асинхронного метода взаимодействия.
В целях реализации дистанционных образовательных
технологий в распоряжении ДО «Медиа - творчество» имеются следующие средства
§ система управления. Для этого используется сайт образовательной ор-ганизации, где ведется отражение учебного процесса в соответствую-щих электронных документах;
§ разработанный и утвержденный обучающий контент;
§ обеспечение возможности размещения, редактирования и хранения продуктов творческой деятельности обучающихся;
§ сайт педагога и общая электронная почта ДО «Медиа-творчество»;
§ сетевые интерактивные и электронные образовательные ресурсы.
Формы дистанционного обучения
задействованные для реализации образовательной (общеразвивающей) программы «Медиа - творчество»
§ участие (онлайн, оффлайн) в разнообразных дистанционных интернет-мероприятиях (интернет-фестивали, чаты, викторины и т. д.);
§ подготовка к полугодовой и итоговой аттестации;
§ участие в разнообразных конкурсах и телекоммуникационных мероприятиях;
§ осуществление проектной и исследовательской деятельности, а также участие в сетевых проектах;
§ организация дополнительного обучения по «интересам».
При использовании дистанционного обучения к организации
самого процесса обучения предъявляются следующие требования:
§ обязательное наличие специального мультимедийного интерактивного учебного курса;
§ применение по усмотрению педагога дополнительного аппаратно-прог-раммного обеспечения для управления учебным процессом;
§ обеспечение технической поддержки образовательного процесса, что предполагает привлечение к работе сетевых администраторов, программистов для обслуживания программной среды, учебного процесса и технических средств;
§ разработка соответствующего комплекса нормативных правовых документов регламентирующих учебный процесс с использованием дистанционных технологий.
Обязательное требование. Педагог, который ведет обучение дистан-ционно, должен быть уверенным пользователем компьютера, поскольку в его обязанности входит размещение на Интернет-ресурсах домашнего задания, осуществление контроля, организация онлайн-обсуждений и чатов в сети с использованием дополнительных программных ресурсов.
Педагогические принципы построения дистанционного курса
1) В центре обучения находиться самостоятельная познавательная дея-тельность обучающегося, а не сама дисциплина или способы ее препода-вания.
В ходе обучения у обучающегося должны быть сформированы способности по самостоятельному поиску информации и правильной ее обработке. При этом процесс самостоятельного приобретения знаний не должен носить пассивный характер, а, наоборот, сам ученик должен с самого начала быть вовлечен в активную познавательную деятельность и не ограничиваться только информацией, содержащейся в учебных материалах.
2) Применение новейших педагогических технологий, соответствующих специфике дистанционной форме обучения и максимальным образом способствующих раскрытию внутренних резервов каждого ученика.
3) Обеспечение активного взаимодействия обучающегося не только с педа-гогом, но и другими участниками учебного процесса.
4) Система контроля должна иметь систематический характер и стро-иться на основе оперативной обратной связи (предоставление ученику кон-сультаций в удобное для него время) и отсроченного контроля (например, при проведении тестирования).
5) Процесс создания дистанционных учебных курсов должен начинаться с проведения глубокого анализа целей обучения, имеющихся дидактических возможностей, а также требований к технологиям дистанционного обучения. Необходимо учитывать, что ключевые компоненты деятельности педагога (изложение учебного материала, практика и обратная связь) сохраняют свою актуальность и в курсах дистанционного обучения.
Общие вопросы организации
учебного процесса в ДО «Медиа-творчество»
Основная проблема при реализации обучения в дистанционной форме заключается в создании концептуального нового методического материала, который основывается на поэтапном восприятии информации и полном конт-роле знаний обучающегося.
Для того чтобы дистанционный курс стал более эффективным, он должен обладать следующими характеристиками:
§ детальное и тщательно продуманное планирование деятельности обучающихся, включая четкую постановку задач и целей обучения, предоставление всех необходимых учебных материалов;
§ обеспечение обратной связи между обучающимся и педагогом;
§ постоянная поддержка мотивации обучающегося;
§ учет особенностей технологической базы, на которой планируется развернуть тот или иной курс дистанционного обучения.
Основными целями внедрения дистанционной формы обучения являются:
§ осуществление полноценного всестороннего и гармоничного развития личности ребенка;
§ организация более эффективного использования учебного времени;
§ повышение качества образования;
§ обеспечение доступности обучения за счет активного использования дистанционных и электронных технологий;
§ развитие компетентных качеств личности, как ответственность, органи-зованность, самостоятельность;
§ сохранение и улучшение психического и физического здоровья обуча-ющихся.
Предполагается, что организация образовательного процесса путем объеди-нения дистанционных, очных и заочных форм обучения будет являться наи-более предпочтительным вариантом и комбинированной формой обучения в дополнительном образовании, в том числе ДО «Медиа - творчество».
Для внедрения системы дистанционного обучения
в ДО «Медиа - творчество» требуется применение комплексного подхода к решению данной проблемы
В рамках данного процесса выделяются следующие аспекты:
1) Технический аспект. Технические требования включают в себя требования к программному обеспечению и техническим характеристикам, которые предъявляются к используемым техническим средствам. Требования изменяются в зависимости от применяемого способа дистанционного обучения.
В ДО «Медиа творчество» выделим два способа:
§ кейс-технология. Для ее использования достаточно, чтобы програм-мные средства, которые устанавливаются на компьютере обуча-ющихся, были в состоянии обработать информацию, предоставляемую образовательным учреждением и педагогом;
§ интернет-технология. Она предполагает постоянное применение коммуникаций, то есть у обучающегося должен быть постоянный доступ в интернет.
2) Технологический аспект.
В его состав входят две составляющие:
§ технология создания курсов дистанционного образования;
§ технология обучения по системе дистанционного образования.
Основными элементами технологии создания курсов дистанционного образования являются:
§ оформление содержательной части в виде текстового файла, однов-ременно осуществляется подбор иллюстративного материала, гра-фиков, таблиц и другого дополнительного материала;
§ определение структуры курса, то есть распределение всего учебного материала по отдельным образовательным модулям;
§ оформление материала в виде, который будет пригоден для раз-мещения на компьютере;
§ размещение файлов на сервере либо твердом носителе и их отправка пользователям.
3) Методические аспекты.
При дистанционном обучении требуется учитывать ряд особенностей, которыми обладает данная форма обучения, в том числе:
§ гибкость, то есть ученики сами выбирают время и продолжитель-ность обучения;
§ модульность;
§ параллельность. Она предполагает, что ученик может совмещать обучение с другой образовательной деятельностью;
§ дальнодействие. Под ним понимается, что качество образования не должно снизиться в связи с удаленностью друг от друга препода-вателя и ученика;
§ асинхронность, что предполагает работу как педагога, так и обучаю-щихся по удобным для них графикам;
§ охват или массовость. Означает, что количество одновременно обу-чающихся учеников не является критичным параметром.
Необоснованные предположения. Из не проверенных практикой источников имеются утверждения, что эффективность дистанционного обучения может снизиться из-за отсутствия живого контакта между педагогом и обучающимся, а также живого общения между самими обучающимися. Однако из проверенных источников звучит другая информация, которая говорит нам о том, что самостоятельная дистанционная работа обучающихся при подготовке и сдаче единого государственного экзамена привела к увеличения количества стобальников по различным образовательным предметам по регионам России.
К проверенным практикой недостаткам дистанционного обучения относится высокая трудозатратность на этапе создания учебного материала и необ-ходимостью предоставления ученикам доступа к техническим средствам обучения.
4) Административный аспект.
В процессе организации дистанционного обучения появляется и множес-тво административных вопросов.
Например:
§ каким образом организовать систему создания курсов дистанционного обучения в рамках конкретного образовательного учреждения и согла-совать с действующими нормативными документами;
§ организация оплаты за разработку курсов дистанционного обучения;
§ адаптация системы отчетности под дистанционные курсы, то есть каким образом обеспечить конвертацию очного учебного часа в дистанционный.
5) Кадровый аспект.
Реализация системы дистанционного образования предполагает форми-рование нового педагогического состава с определенными навыками и умениями.
Организация дистанционного обучения
как инновационный проект ДО «Медиа -творчество»
Организация дистанционного обучения как инновационный проект ДО «Медиа-творчество» включает в себя несколько крупных блоков и реали-зуется посредством следующего комплекса мероприятий:
1) Внедрение информационной системы дистанционного обучения, что
предполагает:
§ повышение уровня профессиональной подготовки педагога;
§ изучение педагогом и обучающимися возможностей системы дистан-ционного обучения;
§ установка на все компьютеры, входящие в локальную сеть, соответст-вующего программного обеспечения;
§ практическое применение системы дистанционного обучения для орга-низации обучения;
§ проведение своевременного сервисного обслуживания всех средств ин-формационно-коммуникационных технологий.
2) Разработка в поддержку основного образовательного курса и рабочих модулей дистанционных курсов по учебным предметам.
Данное направление деятельности предполагает:
§ установка на домашние компьютеры обучающихся нужного програм-много обеспечения и необходимых баз данных дистанционного обуче-ния;
§ разработка и наполнение содержанием основных и модульных курсов, включая создание электронных тестов, моделирование различных инте-рактивных упражнений с дальнейшим размещением материалов в сис-теме дистанционного обучения.
3) Разработка учебно-методических комплексов в целях поддержки основ-ного курса программы и модульных курсов.
В состав таких комплексов входят:
§ учебно-тематический план;
§ перечень используемых медиа материалов;
§ теоретический материал;
§ система для проведения контрольного тестирования по изучаемым темам курса;
§ итоговые тесты;
§ электронная библиотека дополнительных материалов, а также предос-тавление на них ссылки.
4) Внедрение в образовательный процесс разработанных курсов.
Разработка и создание гибридного дистанционного курса, в котором привле-каются ресурсы других образовательных площадок. В рамках совместной работы изучаются различные модели дистанционных форм обучения и про-исходит обмен материалами.
5) Реализация технологии открытого образования, что предполагает:
§ проведение мероприятий с педагогом, на которых им демонстрируется новое программное обеспечение;
§ разработка электронных дидактических материалов;
§ наполнение сайта образовательными материалами;
§ привлечение удалённых педагогов для проведения дистанционных се-минаров и конференций;
§ участие обучающихся в различных online-мероприятиях и сетевых образовательных проектах.
Содержательное наполнение дистанционной поддержки основных учебных курсов (модулей) программы осуществляется в соответствии с календарно-тематическим планированием и представляется посредством презентаций в Power Point, текстовых документов, ссылок в сети интернет, видеофайлов, различных заданий и упражнений.
Данное методическое исследование разработано с целью внедрение дистанционного обучения в учебный процесс детского объединения «Медиа - творчество» МБУ ДО «Вознесенский районный Дом детского творчества».
Цель исследования: выявление особенностей использования дистанци-онного обучения как формы организации учебного процесса в ДО «Медиа творчество».
Объект исследования: дистанционное обучение.
Предмет исследования: процесс организации обучения в дистанцион-ной форме.
В соответствии с поставленной целью руководителем детского объеди-нения «Медиа - творчество» определены следующие основные задачи данной методической разработки:
· провести глубокий анализ концепции использования, методов и средств организации учебного процесса с использованием техно-логий дистанционного обучения;
· разработать механизм организации учебного процесса с исполь-зованием технологий дистанционного обучения;
Практической целью работы является внедрение дистанционного обу-чения в образовательный процесс творческого объединения «Медиа-творчес-тво»;
Средством реализации дистанционного обучения является специаль-но созданный сайт, реализующий дистанционное обучение в детском объеди-нении «Медиа-творчество» МБУ ДО «Вознесенский районный Дом детского творчества» и соответствующее методическое, технологическое и програм-мное обеспечение.
Включение в учебный процесс дистанционного обучения создаст до-полнительные эффективные условия для повышения в разы качества обра-зования и всестороннего гармоничного развития обучающихся ДО «Медиа-творчество»
Инновационные модели обучения детей
ДО «Медиа - творчество» с применением дистанционных образовательных технологий
В информационном обществе виртуальное пространство становится сферой деятельности, в том числе и в области образования.
Исследователи особенностей современного образования указывают на смещение акцента от научения (преподаватель учит) в сторону изучения (обучаемый изучает). Получается, что в современной модели обучения пре-подаватель выступает в роли тьютора-консультанта, медиатора-пос-редника или связующим звеном между организационно-технологической средой обучения и обучаемым.
Проанализируем ряд моделей обучения с применением
дистанционных образовательных технологий:
§ самостоятельная и проектная деятельность обучаемых;
§ заочная форма обучения с применением дистанционных образовательных технологий;
§ очная форма обучения с применением дистанционных образовательных технологий;
§ интеграция форм обучения с применением дистанционных образовательных технологий;
§ модель дистанционного курса;
§ автономные обучающие системы;
§ учебно-методический комплекс учебной дисциплины;
§ кейс-технологии;
§ информационные ресурсы учебного заведения.
Объединяющим признаком перечисленных моделей служит обяза-тельное присутствие дистанционных образовательных технологий в той или иной пропорции во всех формах обучения: очная, заочная, очно-заочная, экстернат.
Рассмотрим подробнее, что понимается под каждой сформулиро-ванной выше моделью обучения.
1. Самостоятельная и проектная деятельность обучаемых.
Посредством глобальных сетей сегодня изучают дополнительные материалы, посещают курсы, выполняют практические работы, получают консультации и работают по индивидуальным планам. Самостоятельный поиск и анализ ин-формации с помощью современных средств коммуникации.
2. Заочная форма обучения с применением дистанционных образователь-ных технологий.
В программу обучения заочного курса включены:
видео лекции, аудио лекции, виртуальные экскурсии, чаты, форумы, лабора-торные работы, имитационные обучающие программы, проектная деятель-ность, телеконференции, сетевые лекции. Вышеназванная модель предпола-гает организацию сетевого взаимодействия на основе Web-сервиса. Web-сервис (по определению Т.М.Третьяк), «средство информационного и техно-логического интерактивного взаимодействия пользователей с программно-ап-паратной системой на серверах компании». Как правило, данный сервис пред-назначен для проведения вебинаров.
Существуют две основных формы взаимодействия:
§ дистанционный преподаватель и дистанционная аудитория;
§ дистанционный преподаватель, дистанционный преподаватель-модера-тор и дистанционная аудитория.
Рассмотрим первую форму взаимодействия.
Преподаватель, находясь в аудитории, ведёт трансляцию занятия через on-line кабинет. Обучающиеся подключаются через Интернет к прямой трансляции. Проведение занятий может быть открытым с гостевым доступом или закрытым с входом в on-line кабинет под логином и паролем. Применение этой формы предполагает проведение обзорной лекции по выбранной дисциплине.
При второй форме обучения два преподавателя проводят занятие (кон-сультации, опрос) одновременно в виртуальном кабинете при взаимо-действии в дистанционном режиме. Данная форма предназначена для проведения веби-наров или опроса обучаемых устно. При этом подключены Web-камеры или режим чата. Один преподаватель исполняет функции модератора, ведёт статистику посещаемости. Второй преподаватель при подключении к учебному процессу ведёт объяснение материала. Модератор также может проверять ответы на вопросы в чате. Использование данной формы позволяет провести дистанционное общение в реальном времени. Обучаемые непосредственно из дома могут получить консультацию и выполнить задание, а также общаться друг с другом.
3. Очная форма обучения с применением дистанционных образовательных технологий.
В очной форме осуществляется «живой» контакт с преподавателем: лекции, семинары, практика, зачёты и экзамены.
С применением дистанционных образовательных технологий - обзор-ные видео лекции, форумы, чаты, проектная деятельность, конференции.
Одним из видов взаимодействия в рассматриваемой структуре предс-тавляет собой модель «дистанционный преподаватель, очный преподава-тель и обучающийся (обучающиеся)».
Применение этой модели предполагает проведение дистанционной лек-ции двумя преподавателями: один преподаватель работает дистанционно, другой работает с аудиторией в очном режиме.
Дистанционный преподаватель проводит теоретическую часть лекции, к которой подключаются преподаватель с аудиторией под его очным контролем. Затем проводятся опрос или практическое занятие в очной форме.
Обучаемые имеют возможность задать дистанционно вопрос и получить консультацию дистанционного преподавателя в режиме on-line. Рассматри-ваемая модель подходит для организации очного занятия с дистанционным привлечением внешнего преподавателя, специалиста.
Другим видом взаимодействия является модель «модератор, ведущий мероприятия, дистанционная аудитория, очная аудитория».
Данная модель может быть использована для проведения интернет-фес-тивалей, вебинаров, конференций. Участники мероприятия представляют свои проекты или доклады с презентацией. Выступления можно обсудить на фо-руме или в чате, задать вопросы непосредственно докладчику в очной форме или в прямой трансляции.
При проведении конференций одновременно в дистанционной и очной форматах необходимо организовать трансляцию очной аудитории, управ-ление докладчиками и аудиториями (очными и дистанционными), взаимо-действие дистанционных участников мероприятия через on-line кабинет.
Задачи ведущего мероприятие:
§ организация проведения мероприятий;
§ согласование тематики и вопросов.
Задачи модератора:
§ подключение виртуальных докладчиков и сетевой аудитории;
§ контроль трансляции;
§ передача управления докладами сетевой аудитории ведущему конфе-ренции.
4. Интеграция форм обучения (очное, заочное, вечернее, экстернат)
с применением дистанционных образовательных технологий.
В вышеназванной модели существуют следующие виды взаимо-действия: преподаватель, очная аудитория, дистанционная аудитория.
Использование модели возможно при проведении лекций, практических занятий, итогового контроля.
Например, по расписанию очного отделения запланировано занятие. В аудитории преподаватель читает лекцию либо проводит практическое занятие с присутствующими. Остальные обучающиеся подключаются в дистанцион-ном режиме через Интернет, используя ссылку на сайте образовательного учреждения.
Для обучающихся очной формы, не присутствующих на занятии в силу различных причин, доступен режим взаимодействия on-line (возможность задавать вопросы преподавателю, участвовать в обсуждении тем). Обучаемые заочной, вечерней, экстернат форм подключаются к трансляции в режиме слушателей для получения дополнительной информации по интересующим их вопросам.
По аналогии проводятся запланированные по расписанию занятия заоч-ной и вечерней форм обучения. В этом случае для не присутствующих обу-чаемых доступен режим взаимодействия on-line, а для очников - режим слушателей. Для организации интерактивного взаимодействия в аудитории необходимо подключить к компьютеру преподавателя: Web-камеру, проектор, колонки, микрофон. В конце занятия участники учебного процесса могут скачать учебные материалы.
5. Модель дистанционного курса.
В основе этой модели присутствуют курс дистанционного обучения, и электронные учебники, видео и аудио курсы, другие образовательные ресурсы сети Интернет.
Составляющими дистанционного курса являются:
§ общие сведения о курсе;
§ электронные учебники;
§ информационно-справочные материалы;
§ практические и тренинговые работы;
§ имитационные обучающие программы;
§ задания, тесты;
§ ссылки на сайты по соответствующей образовательной тематике.
6. Автономные обучающие системы.
Системы рассчитаны на обучение посредством телевизионных трансля-ций и печатных пособий. Например, Национальный Технологический Университет создает и транслирует по европейским каналам спутниковой связи видеоматериалы лекций и выступлений экспертов в области электронных и телекоммуникационных технологий.
Консорциум «Открытое обучение Австралии» (Open Learning Australia - OLA - консорциум восьми университетов) сотрудничает с телекомпанией АВС, которая передает телевизионные и радиопрограммы, дополняющие курсы OLA. Большинство программ представляют собой беседы с экспертами или проведение занятий в обстановке или среде, способствующей обучению.
«В МГППУ для студентов с разными заболеваниями готовятся адапти-рованные учебные материалы. Для всех студентов с ограниченными возмож-ностями здоровья проводятся трансляции очных занятий, интернет-лекции и интернет-семинары. Студентам с нарушениями опорно-двигательной системы по всем учебным дисциплинам предоставляются видеолекции, а для слабо-слышащих студентов большая часть материалов представлена в письменном виде и разработаны специальные учебники, напечатанные рельефно-точечным шрифтом Брайля. Для слабовидящих студентов разработана упрощенная навигация по дискам. Также для студентов с нарушениями зрения видео-учебники и пособия форматируются в аудио, отдельно записываются аудио-материалы из видео-лекций, на сайте факультета выкладываются аудио-записи трансляций очных занятий, которые выкладываются на основной странице трансляций под чатом и расписанием».
7. Учебно - методический комплекс
дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы ДО «Медиа - творчество)
Учебно - методический комплекс основан на модульном принципе: подача информации учебной дисциплины либо модуля и осуществляется посредством логически связанных самостоятельных тем.
Учебно-методический комплекс содержит следующие
материалы согласно учебному плану:
1) Рабочая программа учебной дисциплины.
2) Методическое обеспечение лекционного курса:
§ комплект видео и аудио лекций и другой дидактический материал согласно утверждённому перечню тем;
§ методические указания и пояснения по изучению теоретического курса дисциплины.
3) Методические указания к выполнению творческих работ.
4) Методические указания к практическим занятиям.
5) Методическое обеспечение для выполнения творческой работы (проекта):
§ выбор темы творческого задания (проекта);
§ алгоритм выполнения творческой работы (проекта);
§ методические указания по реализации творческой идеи и выполнения креативного проекта.
6) Методические указания по самостоятельной работе обучающихся.
7) Методическое обеспечение для реализации творческих проектов и работ обучающихся:
§ задание для выполнения самостоятельных и контрольных работ;
§ методические указания по выполнению самостоятельных и контроль-ных работ в период проведения полугодовой и итоговой аттестаций;
8) Тесты.
Учебно-методический комплекс обеспечивает
в соответствии с программой «Медиа - творчество»:
§ организацию самостоятельной работы обучающегося, включая обуче-ние и контроль знаний обучающегося (самоконтроль, текущий контроль знаний и промежуточную аттестацию), тренинг путем предоставления обучающемуся необходимых (основных) учебных материалов, специ-ально разработанных (методически и дидактически проработанных) для реализации дистанционного обучения;
§ методическое сопровождение дистанционного обучения;
§ дополнительную информационную поддержку дистанционного обуче-ния (дополнительные информационно-справочные материалы)
8. Кейс-технологии.
Кейсовая технология (портфельная) - технология, основанная на комп-лектовании наборов (кейсов) мультимедийных учебно-методических материа-лов (на бумажных, электронных и прочих носителях) и рассылке их обу-чающимся для самостоятельного обучения.
Комплексный пакет кейс-технологий составляют печатные или элект-ронные учебные материалы, рекомендованные ведущими преподавателями, ресурсы Интернета, пакеты компьютерных обучающих и тестирующих прог-рамм, материалы на аудио-, видео-носителях, чаты, вебинары, методические рекомендации, тестирование, различные формы контроля.
Спецификой таких комплексов в системе дистанционного обучения является их расширение за счет гипертекстовых ссылок, анимации, графики, звука, демонстрационных презентаций, ссылок на дополнитель-ные сетевые ресурсы.
Доставка материала осуществляется любыми способами, предус-мотренными организацией учебного процесса, в том числе и по электронной почте. Проведение групповых занятий в виде демонстрации творческих про-ектов и работ обучающихся предусматривает личное очное присутствие педагога - руководителя ДО «Медиа - творчество».
9. Информационные ресурсы
учебного заведения (электронные библиотеки).
В настоящее время электронные библиотеки образовательных органи-заций являются одним из основных составляющих в обеспечении учебного процесса.
«Под электронной библиотекой понимают информационную систему, позволяющую сохранять и эффективно использовать разнообразные собрания электронных документов (текстовых, изобразительных, звуковых, видео и др.), локализованных в самой системе, а также доступных ей через телекоммуникационные сети. При этом основные задачи электронных библиотек - интеграция информационных ресурсов и эффективная навигация в них».
В ближайшей перспективе на образовательном сайте ДО «Медиа - творчество» будет создана своя собственная библиотека с собственной базой электронных образовательных ресурсов для всех обучающихся.
Организация учебного процесса
в очно-заочной и заочной формам обучения в ДО
«Медиа - творчество»
Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Феде-рации» освоение обучающимися общеобразовательных программ может осу-ществляться как в образовательных организациях, осуществляющих образо-вательную деятельность, так и вне таких организаций в форме семейного образования или самообразования. Методические рекомендации по органи-зации обучения вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, были опубликованы в «Журнале руководителя управления образо-вания», № 6 (41), 2014. В данной разработке автор дает разъяснения по орга-низации обучения в очно-заочной и заочной формах в детском объединении «Медиа-творчество» с использованием новейших дистан-ционных технологий. Основное внимание в этом разделе уделено формированию учебного плана очно-заочного и заочного обучения, а также особенностям организации учебного процесса при использовании очно-заочных и заочных форм обучения с использованием дистанционных технологий.
1. Общие положения.
1.1. Обучение в детском объединении «Медиа - творчество», осуществляется по дополнительной образовательной (общеразвивающей) программе, рассчи-танной на три года обучения с учётом потребностей и возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися. Осуществляется в очной, очно-заочной или заочной формах с использованием дистанционных технологий.
* Часть 1 статьи 17 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
1.2. Документация по обучающимся в очно-заочной (заочной) форме обучения выделяется в отдельное делопроизводство и содержит:
· учебный план очно-заочного (заочного) обучения;
· журналы успеваемости;
· календарный учебный график очно-заочного (заочного) обучения;
· расписание учебных занятий в учебный (и внеучебный) период.
1.3. Очно-заочная форма - форма обучения, предполагающая непрерывное в течение учебного года сочетание очной и самостоятельной подготовки обучающихся в соответствии с календарным учебным графиком очно-заочного обучения, включая очное посещение учебных занятий в соответствии с учебным планом очного обучения.
1.4. Заочная форма - форма обучения, предполагающая поэтапное в течение учебного года сочетание самостоятельной подготовки и очного прохождения промежуточной аттестации в соответствии с календарным учебным графиком.
1.5. Допускается сочетание различных форм обучения и получения образова-ния, а также обучение по индивидуальному учебному плану.
1.6. Сроки получения образования с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучаю-щихся устанавливаются дополнительной образовательной программой в оч-ной, очно-заочной или заочной форме, в том числе с применением элект-ронного обучения и дистанционных образовательных технологий, составляет 3 года.
1.7. Прием на обучение по очно-заочной (заочной) форме осуществляется в соответствии с порядком приема граждан на обучение по образовательным программам с указанием форм обучения. Обучающиеся, осваивающие образовательные программы в указанных формах, включаются в контингент обучаю-щихся ОО.
2.1. Очно-заочная (заочная) форма обучения предполагает формирование от-дельного учебного плана, отличного от учебного плана очной формы обу-чения.
2.2. Учебный план детского объединения «Медиа - творчество» определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных курсов программы, иных видов учебной деятельности, а также формы промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.
2.3. Формирование учебного плана в части определения максимального об-щего объема недельной образовательной нагрузки обучающихся осуществ-ляется в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях «Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189, с указанием всех видов аудиторной и внеаудиторной учебной нагрузки.
2.4. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки обучающихся при освоении образовательной программы в очно-заочной или заочной формах определяется образовательной программой самостоятельно.
3.1. Порядок организации учебного процесса по очно-заочной (заочной) фор-ме обучения разрабатывается образовательной организацией самостоятельно и закрепляется в соответствующих локальных нормативных актах.
3.2. Начало учебного года по очно-заочной или заочной формам обучения может переноситься на более поздние сроки (не более чем на один месяц для очно-заочной и не более чем на три месяца для заочной формы обучения). Окончание учебного года определяется учебным планом соответствующей дополнительной общеобразовательной программы.
3.3. В календарном учебном графике на завершающем этапе освоения обра-зовательной программы указывается период итоговой аттестации по образо-вательной программе дополнительного образования.
3.4. Расписание учебных занятий в период обучения составляется и утверж-дается в порядке, установленном образовательной организацией.
3.5. Образовательная организация и руководитель ДО «Медиа - творчество» обязаны ознакомить обучающихся, родителей (законных представителей) не-совершеннолетних обучающихся по очно-заочной (заочной) форме с кален-дарным учебным графиком, учебным планом, в котором указываются виды учебной деятельности, календарные сроки выполнения домашних самосто-ятельных и контрольных работ и сроки проведения аттестации.
3.6. Учебная деятельность обучающихся предусматривает:
· при очно-заочной форме обучения: учебные занятия (лекция или видео-лекция, видео курс, практическое занятие, консультация, семинар, кон-ференция, вебинар), самостоятельную работу, выпол-нение общественно полезных практик, исследовательскую деятель-ность, реализацию образовательных проектов, а также другие виды учебной деятельности, определенные учебным планом;
· при заочной форме обучения: обзорные и установочные занятия, видео лекции, видео курсы, включая практические самостоятельные занятия, выполнение общественно полезных практик, исследовательскую дея-тельность, реализацию образовательных проектов, консультации, а так-же другие виды учебной деятельности, определенные учебным планом.
3.7. Объем максимально допустимой аудиторной недельной нагрузки при очно-заочной (заочной) форме обучения определяется в соответствии с Сан-ПиН 2.4.2.2821-10 для очного обучения и в течение дня составляет не более 4 часов.
3.8. В аттестационный период обучающимися по заочной форме выполняются домашние самостоятельные и контрольные работы (в учебном году не более двух). Домашние самостоятельные и контрольные работы подлежат обязательному оцениванию. По согласованию с ОО выполнение домашних и самос-тоятельных контрольных работ и их оценивание может выполняться с использованием всех доступных современных информа-ционных технологий.
3.23. Формы, периодичность и объем времени консультаций, организуемых в рамках соответствующей образовательной программы, определяется расписа-нием занятий ОО самостоятельно. При очно-заочной форме на каждую учебную группу рекомендуется отводить не менее двух академических часов консультаций в неделю, при заочной форме обучения по всем учебным пред-метам, изучаемым в данном учебном году, - не менее четырех часов на каждого обучающегося. Консультации проводятся в течение всего периода обучения согласно утверждённого расписания занятий.
Расписание
занятий ДО «Медиа – творчество» в очно заочной форме обучения
с использованием дистанционных технологий
Понедельник:
11.00 -12.00 Рассылка на электронную почту заданий и учебных материалов
каждому обучающемуся согласно учебного-тематического
плана и учебно – календарного графика на предстоящую неделю
с использованием дистанционных технологий в сети Интернет
13.00 - 16.00 Очная консультация в образовательной организации по
реализации тем учебного плана
Вторник:
14.00 - 16.00 (1 гр) Дистанционная самостоятельная работа обучающихся
16.00 - 18.00 (2 гр) Дистанционная самостоятельная работа обучающихся
Среда:
14.00 - 16.00 (3 гр) Дистанционная самостоятельная работа обучающихся
16.00 - 18.00 (4 гр) Дистанционная самостоятельная работа обучающихся
Четверг:
17.30 - 18.00 (1 гр) Онлайн чат по Скайп
18.00 - 20.00 (2 гр) Онлайн чат по Скайп
Пятница:
17.30 - 18.00 (3 гр) Онлайн чат по Скайп
18.00 - 20.00 (4 гр) Онлайн чат по Скайп
Воскресение:
10.00 -12.00 (5 гр) Онлайн чат по Скайп
12.00 -14.00 (5 гр) Самостоятельная дистанционная работа обучающихся
Примечание: каждое последнее воскресение месяца проводится очная учебная конференция либо дистанционная в режиме онлайн
Заключение.
В течение прошлого учебного года, особенно в период пандемии и лет-них каникул педагог детского объединения вёл активную работу по изучению, исследованию, разработке и возможности внедрения в образовательную практику учреждения дополнительного образования, а конкретно в детское объединение «Медиа-творчество» дистанционного курса обучения по дополнительной образовательной программе.
Исходя из приобретённого опыта работы в системе дополнительного образования в режиме дистанционного обучения и личных наблюдений педа-гога, можно сказать следующее, что для получения успешных результатов в данной форме получения образования является высокая мотивация и актив-ность ученика на «добывание знаний». Это первое качество, которое должно быть непременно сформировано педагогом у ребенка. Без него, результат обучения в любой дистанционной форме обречён на провал, что конкретно проявилось в период пандемии при работе педагогов в дистанционном режиме. Обучаясь дистанционно, ученик лишен учителя, который, находясь рядом, обязательно бы подсказал и помог ему, направил на путь истинный, наконец, если надо - заставил. В нашем случае в домашней обстановке обучающийся изучает тему урока, просматривает видео курс на сайте педагога или другом образовательном ресурсе, изучает дополнительную литературу и видео материалы по теме, и, выполняет задания в онлайн или оффлайн форме, причём в удобное для себя время в течении дня и по своему учебному расписанию.
Однако роль «сетевого преподавателя» очень важна для получения хоро-шего и устойчивого результата. Меня, как педагога радуют новые возмож-ности обучения ученика в режиме дистанционного обучения:
§ не только расширением диапазона знаний, но и возможностью срав-нения уровня знаний обучающихся, обучающихся вне системы дис-танционного обучения;
§ диалогом с другими обучающимися на форуме;
§ созданием собственной образовательной траектории обучения;
§ самостоятельным выбором индивидуальной траектории обучения;
§ непрерывность обучения (независимо от болезни, участия в других делах и т.д.)
§ быстрым доступом к различным источникам информации с опера-тивной передачей любого ее объема и вида (визуальной, звуковой, динамичной, текстовой, графической) на любые расстояния;
§ осуществлением контроля с обратной связью, диагностикой и, выяв-лением ошибок и оценкой результатов учебной деятельности;
§ осуществлением самоконтроля и самокоррекции результатов;
§ визуализации учебной информации в процессе, в том числе, в реальном и виртуальном мире;
§ комфортностью условий для творческого самовыражения;
Все эти положительные стороны дистанционного обучения позволяют формировать у обучающихся ДО «Медиа - творчество» ключевые компетен-ции: информационную, коммуникативную, проблемную.
Эффективность освоения обучающимися дистанционного курса по муль-тимедиа технологии и медиа творчеству обусловлена тем, что каждое интернет занятие содержит следующие учебные материалы:
§ методические рекомендации для обучающегося по освоению учебного материала;
§ систему открытого планирования всех тем и разделов занятия;
§ последовательное изложение учебного материала в виде гипертекста с подразделением на начальный, базовый и углубленный уровни, содер-жащего ссылки на другие учебные материалы в сети Интернет;
§ терминологический словарь;
§ мультимедийные ресурсы: видео- и аудиофайлы, графические объекты, интерактивные тесты;
§ комплексные домашние задания и творческие работы;
§ справочники;
§ богатый иллюстративный материал;
§ архивную и энциклопедическую информацию;
§ библиографические ссылки;
Дистанционный курс «Медиа-творчество» ориентирует «сетевого педа-гога», осуществляющего методическое сопровождение обучающегося, не только на достижение высокого уровня освоения учебного материала, но и на развитие у обучающихся таких навыков, как:
§ умение ставить учебную цель,
§ сформулировать информационный запрос,
§ найти адекватные источники информации,
§ грамотно извлекать информацию,
§ владеть приемами просмотрового, ознакомительного, изучающего чтения;
§ использование приобретенной информации и знаний, выработанных на ее основе в собственной письменной речи,
§ развитие визуальной, двигательной и словесно-логической памяти.
Этому способствует инновационная методика работы обучающихся с дидактическими блоками и ресурсами интернет-уроков и занятий. Каждое занятие сопровождается ознакомлением обучающегося с учебным планом, темами, подтемами и темпами прохождения разделов программы. В рамках изучения курса «Медиа -творчество» предусмотрена возможность освоения обучающимися различных тем не только на уровне, предусмотренном обра-зовательной программой, но и на более углубленном за счёт сетей Интернет. Такая возможность реализуется через размещение специальных разделов тем в гиперссылках, которые позволяют обучающемуся ориентироваться в учеб-ном материале и самостоятельно выбирать уровень его освоения.
Особо существенным обстоятельством является возможность педагога создавать ситуацию успешности для каждого обучающегося. В условиях дистанционного образования это достигается путем предоставления обучаю-щемуся права осваивать урок заново неограниченное количество раз. Таким образом, обучающийся может достичь того уровня освоения учебного мате-риала, на который он претендует, будучи при этом адекватно оцененным.
Методическое и педагогическое сопровождение дистанционного учеб-ного процесса, осуществляемое сетевыми учителями и педагогами-куратора-ми, является основным фактором управления учебным процессом.
Ключевыми направлениями их деятельности являются:
§ координация учебного процесса;
§ контроль за ходом освоения образовательных программ;
§ консультирование обучающихся как по вопросам, связанным с построени-ем индивидуальных учебных планов, так и вопросам, возникающим по хо-ду изучения учебного материала;
§ корректировка (в случае необходимости) индивидуальных учебных планов обучающихся.
Выводы:
1. Дистанционное обучение - это коммуникативное пространство, в котором осуществляются взаимодействия в основных системах «сетевой учитель» и «ученик - ученик» через диалоговое, проблемное изложение материала урока, контроля и самоконтроля за качеством усвоения знаний и уровнем развития умений и навыков.
2. Инновационные формы организации образовательного процесса в форме дистанционного обучения в разы облегчают усвоение учебного материала, и предоставляют новые эффективные возможности для развития творческих способностей детей, постоянно стимулируя их личностный рост.
3. Дистанционные технологии помогают педагогу повысить качество обра-зования по предмету, сформировать универсальные учебные действия в сов-ременной цифровой коммуникационной среде.
Все выше изложенные аргументы и факты в разделах данной мето-дической разработки, основанные на текущем исследовании вопроса «Дистанционное обучение - как одна из форм организации учебного процесса в детском объединении «Медиа – творчество», анализе и годовом практическом опыте работы с использованием технологий дистанционного обучения в ДО «Медиа-творчество» предоставляют педагогу право утверждать, что внедрение и использования в образовательной практике этих инновационных форм обучения и технологий позволят в разы улучшить качество обучения по общеобразовательной (общеразвивающей) программе «Медиа-твор-чество» МБУ ДО «Вознесенский районный Дом детского творчества».
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.