Дистанционное обучение английскому языку обучающихся с ОВЗ
Оценка 4.9

Дистанционное обучение английскому языку обучающихся с ОВЗ

Оценка 4.9
doc
28.03.2020
Дистанционное обучение английскому языку обучающихся с ОВЗ
Дистанц обучение детей с ОВЗ.doc

                                    КУРБАНОВА Н. Г.

Республиканский Центр Дистанционного Обучения при Государственном  Бюджетном Образовательном Учреждении Уфимская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 13  ( г. Уфа)

                                                                

        ОБУЧЕНИЕ ОСНОВНЫМ ВИДАМ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ ДЕТЕЙ  СОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СИСТЕМЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

 

        Индивидуализация обучения английскому детей с ОВЗ в системе дистанционного обучения

       Курбанова Н.Г. - учитель английского языка РЦДО при ГБОУ Уфимская  специальная (коррекционная)общеобразовательная школа-интернат №13 Vl вида 

 

     Высокие темпы информатизации образования, развитие телекоммуникационных технологий и в первую очередь глобальной сети Интернет открывают детям с особыми потребностями и способностями множество новых возможностей в получении образования. И, безусловно, одной из наиболее эффективных форм здесь является дистанционное обучение. Именно такая форма образования, позволяющая обучаться в любое удобное время, не выходя из дома, на любом расстоянии от образовательного учреждения, особенно актуальна при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, для которых физические заболевания и недуги часто являются непреодолимой преградой в деле получения достойного образования. 

           В ходе учебного процесса, организованного дистанционно, каждый урок  может быть построен индивидуально, в зависимости от физического состояния учащегося в данный момент, так как дети с ОВЗ могут часто пропускать уроки по различным объективным  причинам. Но не смотря на это,  такие уроки ни в чём не уступают обычным урокам в массовой школе, а по некоторым критериям могут и превосходить их.

    Республиканский центр дистанционного обучения (РЦДО) детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) создан и работает при ГБОУ Уфимская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 13 Vl вида с 1сентября 2010 года.

     В системе дистанционного обучения я работаю с 2009-2010 учебного года, а с 2010 — 2011 учебного года я работаю дистанционным учителем английского языка в РЦДО.

        Как и учитель иностранного языка  в массовой общеобразовательной школе, я начинаю изучение английского языка с детьми с ОВЗ с изучения их индивидуальных особенностей - восприятия речи на слух, фонетических особенностей их речи, уровня развития устной речи и наличия навыков письменной речи на русском языке и др В зависимости от этого и составляется индивидуальная траектория работы с каждым учащимся, варьируется соотношение видов речевой деятельности на уроках.

     Из своего пусть и не очень богатого пока опыта считаю, что основной особенностью дистанционного обучения детей с ОВЗ является акцент на самостоятельную работу обучающихся, что вызывает наибольшую трудность у школьников. Поэтому в своей работе я стараюсь создавать условия для формирования у них навыков культуры умственного труда: организую изучение материала небольшими порциями, очень индивидуально подхожу к выбору приоритетов в видах речевой деятельности, стараюсь давать краткие и чёткие инструкции по работе с учебными материалами и выполнению заданий, по возможности привлекаю «на свою сторону» в качестве помощников и союзников родителей.    

        Следующее, на что я обращаю внимание — это создание условий для того, чтобы каждому ребёнку изучение английского языка было важно «именно здесь  и сейчас». Для достижения этой цели даю краткую, но яркую аннотацию каждого раздела курса с видео презентацией. То есть рассказываю и показываю с помощью видеофрагментов, где и в каких ситуациях могут пригодиться им  полученные знания,  возможности применения полученных ими языковых навыков и речевых умений на практике непосредственно в процессе обучения и в реальной жизни. С учётом возрастных особенностей детей и их физических возможностей  предлагаю интересные задания, применяю игровые технологии.   

        Дистанционное обучение помогает мне, как педагогу, выстраивать индивидуальную траекторию наиболее успешного обучения английскому языку для каждого ребёнка, варьировать соотношение объёмов видов речевой деятельности в зависимости от физического состояния здоровья детей, отслеживать ход учёбы ученика, вносить необходимые коррективы в ход учебного процесса, организовать обратную связь c помощью личного контакта по Skype, электронной почты. Дистанционное обучение помогает учащимся с ограниченными возможностями здоровья получить в полной мере наравне с учащимися, обучающимися в школе,  качественное образование, психологическую поддержку, сопровождение педагога. У каждого ребёнка пробуждается внутренний мотив, направленный на познавательную деятельность. И  задача учителя — не дать ему угаснуть, продумывая свою деятельность и деятельность ребёнка на несколько шагов вперёд.

Основные задачи, которые я решаю при дистанционном обучении детей  с ОВЗ:

·                   прохождение курсов по дистанционному обучению;

·                   изучение теоретического и практического материала по дистанционному обучению;

·                   освоение новых информационных технологий;

·                   создание систем уроков английского языка на основе диалогового взаимодействия, используя разные формы передачи информации;

·                   через уроки английского языка в дистанционном режиме пробуждение интереса ребёнка не только к своему предмету, но и вообще к познанию, общению, показать возможные пути самореализации;

·                   создание благоприятных условий для расширения сети контактов не только с соотечественниками, но и с зарубежными сверстниками;

·                   оказание посильной психологической помощи.

Если изучение английского языка с детьми с ОВЗ проводить дистанционно, то у ребёнка появляется возможность заниматься английским языком не только на уроках, но и тогда, когда ему позволяет здоровье, а это значит, что занятия будут ему не в тягость. В любой момент он может обратиться к записанному и сохранённому в памяти компьютера уроку, к презентации по той или иной теме, просмотреть небольшие учебные видеофильмы и прослушать аудиофайлы из электронного курса. Мы с учащимися с удовольствием работаем с ресурсами дистанционных курсов  I -School, Телешколы, Red Class, где много доступных объяснений, практических заданий, иллюстраций, видео и аудиоматериалов, песен и стихов, игр и занимательных викторин. И всё это доступно ребёнку не только во время урока. 

Ведущим компонентом содержания обучения английскому языку остаётся обучение различным видам речевой детельности:  говорению, аудированию, чтению, письму.  При обучении детей с ОВЗ необходима постоянная индивидуальная корректировка  объёмов каждого из видов по отношению к остальным.

При обучении аудированию каждый ученик получает возможность слушать иноязычную речь с электронных аудионосителей в индивидуальном режиме ( с повторами всего текста или отдельных фрагментов) при выполнении задания. Информационные технологии предлагают большие возможности в преподавании иностранных языков, где большую роль играют наглядность и ситуативность.  Так, все дети без исключения с удовольствием работают с учебными видео материалами, когда мы не только просматриваем и прослушиваем сцены из жизни, но и затем озвучиваем их сами, придумывая характеры персонажам  и помещая их в различные жизненные ситуации. И каждый ребёнок имеет возможность сделать это по своему и неоднократно.  Многие ребята с ОВЗ проявляют свои творческие способности при работе в программе Paint, где они создают свои рисунки, иллюстрации по пройденным темам или прочитанным текстам, делают заголовки и подписи к ним на английском языке. Всё это, несомненно, позволяет повышать их мотивацию к  изучению английского языка. Используется в процессе дистанционного обучения  детей с ОВЗ и такая форма как анимация и презентации, на грамматические, лексико-грамматические, страноведческие темы. Использование различной наглядности в дистанционном обучении английскому языку помогает учащимся с разными физическими возможностями и уровнем подготовки ориентироваться в большом объёме учебного материала, расширять свой кругозор и, что тоже немаловажно, повышает их интерес к изучению иностранных языков.  

 Школьный предмет «иностранный язык» является частью всего образовательного процесса. Иностранный язык способствует личностному развитию ребенка с ОВЗ.  Электронные учебники позволяют ему путешествовать по миру, по странам изучаемого языка, расширяют, кругозор,  формируют мировоззрение, дают ребёнку возможность почувствовать себя частью мировой цивилизации, формировать своё «я» , а в целом - утверждаться  в социуме, открыть окно для общения с другими людьми в своей стране и за границей.

          Опыт работы последних лет показывает, что наиболее эффективной формой работы с детьми с ОВЗ является дифференцированный подход к обучению, т.е. учебный процесс  необходимо организовать на основе учёта индивидуальных особенностей ребёнка, на уровне его возможностей и способностей. Индивидуализация обучения – это преимущество системы ДО. Моя основная задача, как педагога — увидеть индивидуальность ученика и сохранить её, помочь ребёнку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие.

Иностранный язык выполняет две функции: познание и общение. Общение на дистанционном уроке упрощается ( в классе дети с ОВЗ зачастую стесняются, бояться ошибиться, боятся насмешек сверстников). Кроме того, у каждого ученика свой деловой и речевой статус в классе. А на уроке в ДО ребёнок чувствует себя раскрепощённо, проявляет больше самостоятельности, одним словом, идёт процесс интенсификации самостоятельной работы ученика. А чем больше самостоятельности проявляет ребёнок при решении какой-либо речевой задачи, тем более эффективно будет усвоение материала.

 Нужно отметить, что на дистанционных уроках дети скорее приобретают перцептивные навыки, т.е. у них легче отрабатывается  механизм и техника чтения. Учащиеся меньше выполняют традиционные закрепляющие упражнения( а многие из них пишут с трудом), а пользуются методом подстановки букв, слогов, окончаний и слов в уже готовые предложения или совмещают части предложений, которые специально разделены и с помощью курсора  могут быть подставлены в нужные места. Работа с картинками, подбор заголовков, подходящих слов к ситуациям помогает снять напряжение, обеспечивает эмоциональную и эмпатическую вовлечённость, способствует развитию познавательного процесса, что в конечном итоге позволит достичь коммуникативной компетентности в предмете.

Метод подстановки слов вообще способствует развитию умения воспринимать предложение целиком, переводить его в уме на русский язык, что развивает мыслительную деятельность, закрепляет знания и вырабатывает хорошие навыки. У дете появляется способность к анализу и логическому мышлению.

   Работа с компьютером способствует повышению познавательной активности детей с ОВЗ. Постепенно растёт уровень организованности; учащиеся привыкают к режиму работы, к педагогу; уходит беспокойство, которое испытывают учащиеся особенно в начале учебного процесса изучения английского языка, связанное с их индивидуальными особенностями и ОВЗ.

  Содержание программы по английскому языку построено с учётом основных педагогических принципов: почти в каждом уроке есть наглядность, соблюдается системность, последовательность преподносимого материала. Что очень важно при обучении детей с ОВЗ — дети могут неоднократно обращаться к нужному материалу. Нужно отметить, что работа с ребёнком с ОВЗ с использованием электронного учебника идёт быстрее, чем с использованием печатного. Учителю же дистанционный урок даёт объективную картину уровня усвоения материала.

Большой плюс для детей с ОВЗ ещё и в том, что увеличивается число встреч с учителями, расширятся круг общения со сверстниками, они учатся добывать и использовать необходимую информацию.

Работая с детьми с ОВЗ в системе ДО, педагог не должен забывать, что каждый урок должен носить терапевтический характер, должен удовлетворять познавательный интерес ребёнка, а  также помогать ребенку познать свои возможности. Каждая, даже самая маленькая победа, должна быть оценена.

Разумеется, не все учащиеся выйдут из школы ДО свободно разговаривающими на английском языке, но иноязычная культура, которой они овадеют в процессе общения, поможет им расширить свой кругозор, стать более толерантными и открытыми к общению.

     Самое трудное, по моему мнению, в работе дистанционного педагога организовать контроль учебной деятельности, обеспечить и оценить достоверность достигнутых результатов. С целью комплексной систематической оценки достижений результатов я использую тестирование с помощью вопросов различного типа, как в виртуальной образовательной среде, так и разработанных самостоятельно. Как вариант такой работы применяю организацию телетестинга в on-line режиме с фиксацией времени. Систематически осуществляю проверку результатов обучения с перекрестным анализом.

     Главная особенность дистанционного образования для детей-инвалидов — последовательность, цель которой — успешная индивидуальная адаптация ребёнка с ограниченными возможностями к дальнейшей взрослой жизни. Дистанционное образование позволяет реализовать два основных принципа современного образования - «образование для всех» и «образование через всю жизнь». 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1.Чурсина А.А. Организация дистанционного образования детей-инвалидов

2.Гайнутдинова Н.В. Из опыта работы МОУ школы № 69 городского округа г. Тольятти по реализации дистанционного обучения

3.Фомина И.Н.  «Создание электронных и мультимедийных образовательных  ресурсов для дистанционного обучения детей инвалидов»

4.Каторгина А.А. Психолого-педагогические особенности сетевого взаимодействия

5.ВыскоркоА.А., Выскорко Е.А. «Формирование ИКТ-компетентности школьников»

6.Гергер Д.Д. «Использование мультимедийных программ и интернет-ресурсов в обучении английскому языку»

        7. Гусарова В.П. « Использование ИКТ на уроках иностранного языка»

        8. Климова Л.С. « ИКТ в обучении детей»

                   9. Надежкина Н.С. « Использование презентаций PowerPoint на уроках англий-       

                      ского языка»


КУРБАНОВА Н. Г. Республиканский

КУРБАНОВА Н. Г. Республиканский

Республиканский центр дистанционного обучения (РЦДО) детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) создан и работает при

Республиканский центр дистанционного обучения (РЦДО) детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) создан и работает при

Дистанционное обучение помогает мне, как педагогу, выстраивать индивидуальную траекторию наиболее успешного обучения английскому языку для каждого ребёнка, варьировать соотношение объёмов видов речевой деятельности в зависимости…

Дистанционное обучение помогает мне, как педагогу, выстраивать индивидуальную траекторию наиболее успешного обучения английскому языку для каждого ребёнка, варьировать соотношение объёмов видов речевой деятельности в зависимости…

И всё это доступно ребёнку не только во время урока

И всё это доступно ребёнку не только во время урока

Опыт работы последних лет показывает, что наиболее эффективной формой работы с детьми с

Опыт работы последних лет показывает, что наиболее эффективной формой работы с детьми с

ОВЗ. Содержание программы по английскому языку построено с учётом основных педагогических принципов: почти в каждом уроке есть наглядность, соблюдается системность, последовательность преподносимого материала

ОВЗ. Содержание программы по английскому языку построено с учётом основных педагогических принципов: почти в каждом уроке есть наглядность, соблюдается системность, последовательность преподносимого материала

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 1.Чурсина

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 1.Чурсина
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.03.2020