Дистанционное обучение. Русские пословицы и поговорки Изучение лексики на материале пословиц и поговорок
Оценка 5

Дистанционное обучение. Русские пословицы и поговорки Изучение лексики на материале пословиц и поговорок

Оценка 5
docx
07.05.2020
Дистанционное обучение. Русские пословицы и поговорки Изучение лексики на материале пословиц и поговорок
Фольклорная лексика и фразеология 3211 на 24.04.docx

 

 

Петрова А.А (3211 на 24.04)

Фольклорная лексика и фразеология. Русские пословицы и поговорки

Изучение лексики на материале пословиц и поговорок

 

 

           Языковое пространство пословиц и поговорок очень обширно. Ничто так не украшает нашу речь, делая ее нестандартной, образной и яркой, как уместное употребление пословиц. К ним обращаются, когда изучают духовный мир народа, его нравственные законы, стиль мышления.

Особое внимание к себе требует лексика пословиц. Современные лексические единицы сосуществуют в ней с устаревшими, иногда в значительной степени затемняющими смысл высказывания. К числу таких непонятных слов следует отнести историзмы, лексические архаизмы и диалектизмы, образующие пассивный запас лексики современного языка.

1.     В пословицах и поговорках встречаются различные группы

историзмов: наименования старинных единиц измерения веса, длины и денежных единиц (например: фунт, золотник, сажень, верста, вершок, алтын); названия представителей прежних социальных групп и единиц территориального членения (например: стрелец, смерд, волость, удел, вотчина); обозначения предметов и явлений, отражающих старый быт (например: епанча, булава, бердыш, кокуй, ендова); наименования исторических событий и прежних форм политического устройства (например: вече, опричнина, земщина, семибоярщина).

Выполните задание

1.      Определите, как соотносятся величины веса золотника, пуда,

фунта. Узнайте, какое расстояние обозначалось наименованиями пядь, аршин, сажень, вершок. Объясните иносказательный смысл пословиц.

1)Фунт пуду уступает. 2) Болезнь ходит пудами, а уходит золотниками.

3) Жили сажень, доживать пядень. 4) От горшка два вершка. 5) для друга семь верст не околица. 6) Семи пядей во лбу.

2. Определите по словарю значение выделенных слов. В каких

ситуациях можно употребить приведенные пословицы?

1)    На одном вече да не одни речи. 2)Иное от книг, иное от ендовы.

3)Поделом татю кнут.

2. Среди архаической лексики выделяется группа собственно лексических архаизмов. В пословицах и поговорках представлен обширный материал данной группы: старые названия букв кириллицы (аз, буки, веди, глаголь, ер); абстрактные понятия (алчба – голод, худой – плохой, лепота –красота, обиняк – намек); конкретные понятия (зга – дорога, брашно – еда, хижа – лачужка, избенка, стоерос – «стойком» растущее дерево). Часты в составе пословиц лексические архаизмы – глаголы, например: взирать – смотреть, чаяти – ждать, ведать – знать, почивать – отдыхать, имать – брать.  Кроме существительных и глаголов, пословичные изречения сохранили в своем составе и лексические архаизмы прилагательные, наречия, местоимения и предлоги, например: десный – правый, шуий – левый, тароватый – щедрый; вкупе – вместе, всуе – напрасно, паче – тем более, зело – очень, опричь – кроме и др.

3. Среди архаических слов выделяется группа лексико-семантических архаизмов.  Это такие многозначные слова, которые существуют в словарном составе современного русского языка, но, кроме основных, нормативных, употребляются с устаревшими значениями.

Выполните задание

1.Выделите среди приведенных пословиц и поговорок те, в которых

есть архаизмы, обозначающие: а) абстрактные понятия; б) старые названия букв кириллицы; в) названия частей тела человека.

Объясните значение архаизмов и смысл пословиц.

1)    Не суйся, буки, наперед аза. 2) Всуе законы писать, когда их не

исполнять. 3) Смирен-смирен, а не сунь перста в рот. 4) Руки фертом, ноги прописным азом. 5) Жива душа калачика чает. 6) С молитвою в устах, с работаю в руках. 7) Простота, чистота, правота – наилучшая лепота. 8) Видит око далеко, а ум еще дальше.

2)    Подберите синонимы к архаическим глаголам. В каких

стилистических целях употреблены они в составе следующих пословиц и поговорок?

1)    В беде не унывай, на бога уповай. 2)Застала зима в летнем платье, а

мы чаяли – и зимы не будет. 3) Язык мой – враг мой: прежде ума глаголет. 4) Дураков  не орют, не сеют, сами родятся. 5)  Кто как ведает, тот так и обедает.

3)    В каком устаревшем значении употребляются в пословицах

многозначные слова живот, доля, язык, глагол, брань? Объясните значение пословиц.

1) Ни кола ни двора, ни мала живота. 2) После брани много храбрых. 3) Бог дал живот, даст и здоровье. 4) Притча во языцех. 5) Хорошо тому жить, чья доля не спит.

4. В каких значениях употребляются выделенные слова в составе следующих поговорок?

1) Орать так не в дуду играть. 2) Много чаешь, да ничего не знаешь. 3) Никто не ведает, как бедный обедает. 4) Не на живот, а на смерть. 5) Все животы наши нищий в котомке унесет.

4. Кроме историзмов и лексических архаизмов смысл пословиц и поговорок зачастую «затемняют» входящие в их состав диалектизмы.

Семантические группы лексических диалектизмов: названия абстрактных понятий (истора – трата, гребь – забота, кукан – неволя); названия предметов домашнего обихода (тенета – сеть, перевясло – связка, пояс); названия кушаний и продуктов питания (юшка – похлебка, брухма – брюква); названия одежды (невороть – одежда, всякая ткань, зепь – карман, сумка, ватола – одеяло); названия явлений природы (взводень – большая волна, изволока – склон, кулижка – полянка, волотка – былинка).

В состав пословиц и поговорок представлены и диалектные глаголы: расквелить – разжалобить, таимничать – скрывать, баить – говорить, желкнуть – вянуть; и диалектные прилагательные: ланской – прошлогодний, баской – красивый, вежливый; и наречия: всочь – навстречу, напротив; всугонь – вдогонку, охлабь – верхом без седла.

Выполни задание.

1. Распределите диалектные слова по частям речи. По Словарю В. И. Даля определите их значение в составе пословиц:

1) Без перевясла и веник рассыпется. 2) Москву слезами не расквелить. 3) Кто голдобней, кто молчанкой берет. 4) Всугонь гостя не употчуешь. 5) Парень он басенькой, зовут его Васенькой. 6) Много знай, да мало бай. 7) Ты от горя прочь, а оно тебе вскочь.

2. Поясните лексическое значение диалектных слов в следующих пословицах и поговорках. В каких ситуациях можно употребить эти изречения?

1) Не боится волк собаки, а боится звяги. 2) Грунью от смерти не уйдешь. 3) По капельке море, по волотке стог. 4) Клади в зепь орехи, да гляди, нет ли прорехи.

“Много еще надо работать, чтобы раскрыть сокровища нашего родного слова”, – писал В.И. Даль в «Напутном» к знаменитому сборнику «Пословицы русского народа». 

                                   Желаю удачи!


 

Петрова А.А (3211 на 24.04)

Петрова А.А (3211 на 24.04)

Определите по словарю значение выделенных слов

Определите по словарю значение выделенных слов

Простота, чистота, правота – наилучшая лепота

Простота, чистота, правота – наилучшая лепота

В состав пословиц и поговорок представлены и диалектные глаголы: расквелить – разжалобить, таимничать – скрывать, баить – говорить, желкнуть – вянуть; и диалектные прилагательные: ланской…

В состав пословиц и поговорок представлены и диалектные глаголы: расквелить – разжалобить, таимничать – скрывать, баить – говорить, желкнуть – вянуть; и диалектные прилагательные: ланской…
Скачать файл