Дистанционное обучение в школе
Оценка 4.6

Дистанционное обучение в школе

Оценка 4.6
doc
20.11.2019
Дистанционное обучение в школе
Кидакоева Л.У..doc

                                           Дистанционное обучение в школе.

Кидакоева Лариса Умаровна, заместитель директора по УВР.

МКОУ «СОШ а.  Псаучье-Дахе  имени Героя России  Охида  Муссовича   Карданова»

 

Псаучье-Дахская школа kidakoeva1976@mail.ru

 

 

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме современного образования – дистанционному обучению. Основная задача статьи – обосновать и аргументировать дистанционное обучение как новую форму обучения. В статье дан анализ форм обучения, приведены основные направления развития дистанционного обучения, показаны отличия дистанционного обучения от традиционного. Выделены проблемы, решаемые обучающимися и преподавателями в дистанционном обучении. Показано, что эффективность дистанционного обучения определяется использованием педагогических технологий, которые лежат в основе проектирования и реализации дистанционных курсов.

Ключевые слова: дистанционное обучение, форма, технология, средство.

 

DISTANCE LEARNING: FORM, TECHNOLOGY, TOOLS

Kidakoeva Larisa Umarovna, zamectitel direktora po UVR.

MKOU "SOSH and Psauce-Dahe name of the Hero of Russia of Óhíd of Mussovich Kardanova."

                                                              Psauce-Dahe school  [email protected]

Abstract. The article is devoted to the actual problem of modern education - distance learning. The main objective of the article is to substantiate and argue distance learning as a new form of education. The article provides an analysis of the forms of education, presents the main directions of development of distance learning, shows the differences between distance learning from the traditional one. The problems solved by students and teachers in distance learning are highlighted. It is shown that the effectiveness of distance learning is determined by the use of pedagogical technologies that underlie the design and implementation of distance learning courses. It was concluded that distance learning can be considered as an independent form of education, because it has significant differences that can not be implemented in the traditional form.

Key words: distance learning, form, technique, tool.

 

До недавнего времени такие понятия, как дистанционное обучение, заочное обучение, открытое обучение и др., практически не разделялись. Но в настоящее время дистанционное обучение (ДО) доказало свою значимость и востребованность. В образовательном сообществе осознано, что у дистанционного обучения хорошие перспективы, связанные с реализацией обучения через всю жизнь. Однако до сих пор актуален вопрос: ДО – это форма обучения или технология? Что является серьезной проблемой, так как от понимания этого вопроса зависят стратегия, тактика реализации ДО, а соответственно, и подготовка преподавателей к работе в ДО. Рассмотрим дистанционное обучение как форму обучения. Дистанционное обучение строится в соответствии с теми же целями, что и очное обучение (если оно строится по соответствующим программам образования), тем же содержанием. Но форма подачи материала, форма взаимодействия учителя и учащихся и учащихся между собой будут иными. Базовые дидактические принципы ДО в основе своей такие же, как и у всякого другого обучения, но принципы организации ДО другие, они специфичны для ДО, так как обусловлены спецификой формы, возможностями информационной среды Интернет, ее услугами (чаты, форумы, почта, видеоконференции).

К основным областям применения ДО можно отнести:

  повышение квалификации педагогических кадров по определенным специальностям;

подготовка школьников по отдельным учебным предметам к сдаче экзаменов экстерном;

подготовка школьников к поступлению в учебные заведения определенного профиля;

организация профильного обучения школьников;

дополнительное образование по интересам;

профессиональная переподготовка кадров;

профессиональная подготовка.

Из сравнения ДО с очной и заочной формами обучения следует, что дистанционное обучение можно рассматривать как новую ступень развития как заочного, так и очного обучения, на которой обеспечивается применение информационных технологий, основанных на использовании персональных компьютеров, видео- и аудиотехники, космической и оптоволоконной техники. Отличием же ДО от заочной формы обучения является то, что существенная часть материала осваивается не автономно, а в постоянном общении с педагогом (консультации по телефону и Интернету, лекции и семинары в режиме online).

А также к основным отличиям ДО от заочной формы обучения можно отнести:

постоянный контакт с преподавателем (тьютором), возможность оперативного обсуждения с ним возникающих вопросов, как правило, при помощи средств телекоммуникаций;

возможность организации дискуссий, совместной работы над проектами и других видов групповых работ в ходе изучения курса и в любой момент (при этом группа может состоять как из компактно проживающих в одной местности студентов, так и быть распределенной). В этом случае учащиеся также контактируют с преподавателем (тьютором) посредством телекоммуникаций;

К основным отличиям дистанционного обучения от очной формы можно отнести:

обучение по месту жительства или работы, следовательно, распределенный характер образовательного процесса;

гибкий график учебного процесса, который может быть либо полностью свободным при открытом образовании, либо быть привязанным к ограниченному количеству контрольных точек (сдаче экзаменов, on-line сеансам с преподавателем), либо к групповым занятиям, а также к выполнению лабораторных работ на оборудовании (возможно, удаленном);

контакты с преподавателем (тьютором), в основном осуществляемые посредством телекоммуникаций. Кроме того, важно отметить, что ДО принципиально отличается от традиционного обучения еще и тем, что создает новую образовательную информационную среду, в которую приходит школьник, точно знающий, какие именно знания, умения и навыки ему нужны. Также можно считать, что отличительной особенностью ДО является предоставление обучаемым возможности самим получать требуемые знания, пользуясь развитыми информационными ресурсами (базы данных и знаний, компьютерные, в том числе мультимедиа, обучающие и контролирующие системы, видео- и аудиозаписи, электронные библиотеки, а также традиционные учебники и методические пособия).

А среди отличий ДО от традиционного обучения можно выделить целый ряд типичных психолого-педагогических проблем, которые приходится решать преподавателю и слушателям курса ДО:

  трудности с установлением межличностных контактов между участниками процесса обучения;

проблемы формирования эффективно работающих малых учебных групп при обучении в сотрудничестве;

определение индивидуальных особенностей восприятия информации у слушателей и стилей обучения для более эффективной организации учебного процесса;

актуализация и поддержание мотивации обучения;

адекватность поведения самого преподавателя выбранным для дистанционного обучения методике и педагогической технологии.

Таким образом, ДО является составляющей частью очного и заочного обучения, а также может выступать как самостоятельная форма обучения.

Потребности общества в образовании, стремительные технологии и концепция ФГОС требуют нового подхода к образовательному процессу. В частности, для школ актуальна становится удаленная модель образования с применением дистанционных технологий. Как реализуется дистанционное обучение? Чем оно упростит жизнь ученикам? Почему без применения таких технологий невозможно представить школу уже через пару лет?

Цели  дистанционного обучения:

              подготовка школьников по отдельным учебным предметам к сдаче экзаменов экстерном;

              подготовка школьников к поступлению в учебные заведения определенного профиля;

              углубленное изучение темы, раздела из школьной программы или вне школьного курса;

              ликвидация пробелов в знаниях, умениях, навыках школьников по определенным предметам школьного цикла;

              базовый курс школьной программы для учащихся, не имеющих возможности по разным причинам посещать школу вообще или в течение какого-то отрезка времени;

              дополнительное образование по интересам.

Технология дистанционного обучения заключается в том, что обучение и контроль  за усвоением материала происходит с помощью компьютерной сети Интернет, используя технологии on-line и off-line.

Технологии дистанционного обучения позволяют решать ряд существенных педагогических задач:

·        создания образовательного пространства;

·        формирования у учащихся познавательной самостоятельности и активности;

·        развития критического мышления, толерантности, готовности конструктивно обсуждать различные точки зрения.

Дистанционное обучение базируется на использовании компьютеров и телекоммуникационной сети. Компьютерные средства связи снимают проблемы расстояний и делают более оперативной связь между преподавателем и учеником. Современные средства информационных технологий позволяют использовать при обучении разнообразные формы представления материала: вербальные и образные (звук, графика, видео, анимация). В процессе проведения обучения в дистанционном режиме используются:

·       электронная почта (с помощью электронной почты может быть налажено общение между преподавателем и учеником: рассылка учебных заданий и материала, вопросы преподавателя и к преподавателю, отслеживание истории переписки);

·       телеконференции (они позволяют: организовать общую дискуссию среди учеников  на учебные темы; проводить под управлением преподавателя, который формирует тему дискуссии, следит за содержанием приходящих на конференцию сообщений;  просматривать поступившие сообщения; присылать свои собственные письма (сообщения),  принимая, таким образом, участие в дискуссии);

·       пересылка данных (услуги FTR-серверов);

·       гипертекстовые среды  ( WWW – серверы, где преподаватель может разместить учебные материалы, которые  будут организованы в виде гипертекста. Гипертекст позволяет структурировать материал, связать ссылки (гиперсвязями) разделы учебного материала, которые уточняют и дополняют друг друга.  В  WWW - документах можно размещать не только текстовую, но и графическую, а также звуковую и видео информацию);

·       ресурсы мировой сети Интернет  (ресурсы мировой WWW-сети, организованной в виде гипертекста, можно использовать в процессе обучения как богатый иллюстративный и справочный материал);

·         видеоконференции  (Видеоконференции в настоящее время не столь распространены в школах из-за высокой стоимости оборудования для проведения конференций. Однако перспективность такого вида обучения очевидна: преподаватель может читать лекции или проводить занятия со слушателями  «в живом эфире», имея при этом возможность общения со слушателями. Такая практика весьма популярна в Европе и США, где решены технические проблемы проведения видеоконференций по телекоммуникационным каналам связи).

Дистанционное обучение в условиях ФГОС.

Дистанционное обучение (ДО) – это процесс передачи и формирования ЗУН с помощью удаленного взаимодействия между учеником и учителем. Тема актуальна, ведь современной школе необходимо: 

·      предоставить полноценное образование для детей с ОВЗ;

·      содействовать развитию программ для одаренных детей;

·      обеспечить всем ученикам доступ к образовательным ресурсам;

·      организовать учебный процесс для сельских жителей и удаленных регионов, где есть проблемы с кадрами;

·      создать условия для качественной профориентации учеников старших классов.

Другим аспектом является необходимость усвоения учениками школьных знаний на время карантина, болезни, стихийных бедствий. Все эти проблемы в условиях глобализации ДСО решает на расстоянии в прямом смысле слова. 

Возможности дистанционных систем.

Дистанционные системы обучения реализуют принцип доступности образования и предоставляют возможности: 

·      взаимодействия учеников, учителей и родителей;

·      получения дополнительного образования и творчества;

·      информационно-методической поддержки учащихся;

·      возможности создания образовательных групп и групп по интересам;

·      организации олимпиад, конкурсов;

·      коммуникации с другими образовательными учреждениями и обмена опытом;

·      оптимизации процесса обучения;

·      более эффективной подготовки к ЕГЭ;

·      упрощения схемы оценки знаний;

·      непрерывности процесса образования педагогов;

·      снижения ресурсных затрат.

Удаленная поддержка позволяет организовать процесс в отсроченном режиме и online. Благодаря этому можно организовывать конференции, форумы, вебинары, блоги, а также практикумы и тестирования для учеников. 

Проблемы внедрения дистанционных систем.

Современный учитель, безусловно, готов к внедрению ДСО. Он владеет Интернет-технологиями и без труда адаптируется к новым условиям. На государственном уровне применение систем электронного обучения регулируется ст. 16 Федеральным законом №273-ФЗ. Но на практике, лишь немногие школы сегодня могут внедрить технологию. Связано это с рядом проблем. 
Первая – финансирование. На сегодняшний день государственной программы внедрения дистанционных технологий нет. Хотя на местном уровне такие программы могут действовать 
Вторая – методическая. Отсутствие понятия о том, как это реализовать и кого привлечь. Если в школе теперь обучаются все дети, включая одаренных и детей с ОВЗ, то программы ДО должны быть адаптированы. А значит, нужно провести огромную работу по определению целевых категорий, диагностике их обученности и потенциала. После этого – выбрать и проанализировать электронные образовательные ресурсы или разработать свои, внедрить их, проводить мониторинг и вносить корректировки. Это, безусловно, сложно, долго и требует определенных знаний. 
Третья – техническая. Для функционирования системы нужен высокоскоростной интернет, обеспечение технической поддержки, соответствующее оборудование и программное обеспечение. 
Но, несмотря на трудности реализации, без применения дистанционных технологий невозможно представить школу уже через 2-3 года. Поэтому остается надеяться, что государство будет активнее содействовать в этом вопросе. Ну а дальше – как всегда: глаза боятся, руки делают. 

Категории детей , нуждающихся в образовании по системе ДО:

      дети –инвалиды;

       дети, обучающиеся по системе Экстерната;

       часто болеющие дети (карантин);

       дети, желающие пройти самоподготовку к ЕГЭ;

      одаренные дети;

      дети, выезжающие вместе с родителями в другие города или за границу на отдых;

      дети, выезжающие на спортивные тренировочные сборы и соревнования в другие города.

Дистанционное обучение набирает популярность с каждым днём, однако хорошо это и плохо? Рассмотрим основные плюсы и минусы данного вида обучения.

К плюсам дистанционного образования можно отнести:

·                                 Обучение в индивидуальном темпе - скорость изучения устанавливается самим учащимся в зависимости от его личных обстоятельств и потребностей.

·                                 Свобода и гибкость - учащийся может самостоятельно планировать время, место и продолжительность занятий.

·                                 Доступность - независимость от географического и временного положения обучающегося и образовательного учреждения позволяет не ограничивать себя в образовательных потребностях.

·                                 Мобильность - эффективная реализация обратной связи между преподавателем и обучаемым является одним из основных требований и оснований успешности процесса обучения.

·                                 Технологичность - использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий.

·                                 Социальное равноправие - равные возможности получения образования независимо от места проживания, состояния здоровья, элитарности и материальной обеспеченности обучаемого.

·                                 Разработка программ - хорошо разработаны обучающие программы и курсы.

·                                 Творчество - комфортные условия для творческого самовыражения обучаемого.

Но существуют и очевидные минусы:

·                                 Отсутствие очного общения между обучающимися и преподавателем. То есть все моменты, связанные с индивидуальным подходом и воспитанием, исключаются. А когда рядом нет человека, который мог бы эмоционально окрасить знания, это значительный минус.

·                                 Необходимость наличия целого ряда индивидуально-психологических условий. Для дистанционного обучения необходима жесткая самодисциплина, а его результат напрямую зависит от самостоятельности и сознательности учащегося.

·                                 Необходимость постоянного доступа к источникам информации. Нужна хорошая техническая оснащенность: компьютер и выход в Интернет.

·                         Как правило, обучающиеся ощущают недостаток практических занятий.

·                         Отсутствует постоянный контроль над обучающимися, который является мощным побудительным стимулом.

·                       В дистанционном образовании основа обучения только письменная. Для некоторых отсутствие возможности изложить свои знания также и в словесной форме может превратиться в камень преткновения.

Формы и методы, которые я применяю при  дистанционном обучении.

·        Фронтальный опрос ( «-» 1 микрофон)

·        Индивидуальные задания в виде теста или с использованием виртуальной лаборатории выполняются только на  интерактивной доске.

·          Контроль знаний осуществляю с использованием программ Office Word, Power Point, веб-камеры или документ-камеры.

Подводя итог всему сказанному, дистанционное образование - вещь очень удобная и полезная. Но основное образование таким способом целесообразнее получать только в том случае, если по каким-то причинам обучающимся недоступен традиционный вариант обучения.

Литература:

1. Гусев Д.А. Заметки о пользе дистанционного обучения.

2. Гозман Л.Я., Шестопал Е.Б. Дистанционное обучение на пороге XXI века. – Ростов на Дону: «Мысль», 1999. – 368 с.

3. Шахмаев Н.М. Технические средства дистанционного обучения.-М.: «Знание», 2000. – 276 с.

4. Полат Е.С, Моисеева М.В., Петров А.Е. Педагогические технологии дистанционного обучения /Под ред. Е.С.Полат. — М., "Академия", 2006

5. Овсянников В. И. Дистанционное образование в России: постановка проблемы и опыт организации. М.: РИЦ «Альфа»; МГОПУ им. Шолохова, 2001.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                     Сопроводительное письмо.

       Настоящим письмом гарантируем, что размещение научной статьи «Дистанционное обучение в школе» Кидакоевой Ларисы Умаровны в журнале «Вестник Карачаево-Черкесского республиканского института повышения квалификации работников образования» не нарушает ничьих авторских прав. Автор передаёт на неограниченный срок учредителю журнала неисключительные права в полном объеме в соответствии с действующим законодательством РФ.

    Автор подтверждает, что направляемая статья нигде ранее не была опубликована, не направлялась и не будет направляться для опубликования в другие научные издания.

    Также удостоверяем, что автор согласен с правилами подготовки рукописи к изданию, утвержденным редакцией журнала «Вестник Карачаево-Черкесского республиканского института повышения квалификации работников образования» и размещенными на официальном сайте журнала.

 

Автор: Кидакоева Лариса Умаровна

 

 

 

 

Дистанционное обучение в школе

Дистанционное обучение в школе

Дистанционное обучение в школе

Дистанционное обучение в школе

Дистанционное обучение в школе

Дистанционное обучение в школе

Дистанционное обучение в школе

Дистанционное обучение в школе

Дистанционное обучение в школе

Дистанционное обучение в школе

Дистанционное обучение в школе

Дистанционное обучение в школе

Дистанционное обучение в школе

Дистанционное обучение в школе

Дистанционное обучение в школе

Дистанционное обучение в школе

Дистанционное обучение в школе

Дистанционное обучение в школе

Дистанционное обучение в школе

Дистанционное обучение в школе

Дистанционное обучение в школе

Дистанционное обучение в школе

Дистанционное обучение в школе

Дистанционное обучение в школе

Дистанционное обучение в школе

Дистанционное обучение в школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.11.2019