Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр развития творчества детей и юношества им. В.М. Комарова»
Выступление на тему: «Дистанционное обучение в условиях пандемии
как условие для повышения самообразования
педагога дополнительного образования»
Педагог дополнительного образования Тен С.В.
Педсовет 28.09.2021г.
Дистанционное обучение в условиях пандемии
как условие для повышения самообразования
педагога дополнительного образования
Педагоги всегда остро реагировали на любые веяния времени. Жизнь в условиях пандемии не стала исключением. Она затронула буквально все сферы жизни, включая и образование.
Настоящий педагог не имеет права поддаваться унынию. Он твёрдо убеждён в том, что пандемия сойдет на нет, а вот завершить учебный год в столь необычных условиях придётся. «Тот, кто обучает, должен всегда продолжать учиться сам» (говорил Ричард Генри Данн). Так педагоги стали на путь освоения преподавания в дистанционной форме. Оказывается, вынужденное заточение может пойти на пользу, и преподаватели всех рангов стали разбираться с техническими вопросами, связанными с дистанционным обучением, не выходя из дома.
Разработчики образовательных платформ оперативно в сжатые сроки организовали сервисы в помощь всем: и учителям, и родителям, и, конечно же, самим обучающимся.
Можно много говорить о том, что дистанционное обучение – было что-то для нас неизведанное, новое, непонятное, технически несовершенное как со стороны пользователей, так и со стороны разработчиков. Но другой альтернативы нет. Нужно искать не причины и недостатки, а возможности их преодоления! Иначе нельзя, образование детей нельзя прекращать ни на один день!
Только объединившись в единое целое – администрация, педагоги, родители и дети – можно надеяться на успех в подобном эксперименте. Да, педагоги много времени вынуждены проводить у экранов дисплеев, подготавливая электронные и дистанционные уроки, презентации, ведя онлайн уроки и занятия со своими питомцами и онлайн встречи с их родителями. Нельзя забывать о том, что вынужденная самоизоляция повышает степень невротизации в семьях, особенно если в одной семье несколько обучающихся, а технические возможности ограничены. Огромная нагрузка легла и на плечи родителей, которые невольно стали учителями.
Вспомнились слова великого писателя М. Горького: «В жизни всегда есть место подвигам». Сейчас действительно наступило такое время, когда обычные люди совершают подвиги во имя других. В первую очередь, это врачи, на которых сегодня возлагаются все надежды. Не отстают от них и педагоги. Ведь врачи спасают тело, а настоящие педагоги призваны спасти душу. Поэтому дистанционное обучение в условиях пандемии видится мне как простор для новаторства и творчества педагогов.
Как педагог по изобразительному искусству хочу поделиться своим опытом в проведении дистанционного обучения.
К сожалению, не у всех детей есть устройства для дистанционного обучения и доступ к интернету. Зато есть родительские чаты в Whats App. Вначале дистанционного обучения я выкладывала в чатах ссылки на видеоуроки по рисованию. Но не всем было удобно пользоваться ссылками, кто то просто не умел, у кого то они не открывались. Поэтому мне пришлось на устройство скачать приложение SaveFrom.net, куда я ввожу ссылку с Ютуба на нужное мне видео, а приложение скачивает готовое видео на мобильный телефон. Затем это видео редактирую в другом приложении Мовави клипс, добавляю свой голос по необходимости и отправляю в родительские чаты. Дети выполняют задание, родители фотографируют готовые работы и отправляют мне. Далее, из готовых детских работ я монтирую отчетный видеоклип. Таким образом, они и слушают мои рекомендации и выполняют работу.
Интересным и полезным элементом создания информационной образовательной среды становятся электронные образовательные ресурсы, помогающие провести виртуальные экскурсии по музеям страны и мира, не выходя из дома, например, побывать в Картинной галерее Лувра, прогуляться по залам Эрмитажа, а при изучении творчества И.И. Шишкина можно посетить виртуальный музей в городе Елабуге. Виртуальные экскурсии по Интернету являются одной из наиболее перспективных форм проведения учебных экскурсий. Не раз отправляла в родительский чат ссылку на виртуальные экскурсии по музеям и галереям.
Наверно, нет смысла говорить о том, что в методическом плане дистанционные занятия существенно отличаются от обычных занятий в кабинетах.
Сейчас термин «информационная компетентность» относится к ключевым терминам образовательных стандартов и определяется как «способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий». И если ранее формирование ИКТ компетентности учащихся шло только на уроках информатики, то в стандартах 2 поколения оно реализуется практически на всех учебных предметах.
В процессе обучения одну из важнейших ролей играет наглядность изучаемого материала. Учеными физиологами доказано, что около 80 % информации человек получает с помощью зрительного анализатора. Таким образом, чем нагляднее представлен изучаемый материал, тем лучше он запоминается учащимися.
Очень важно на уроках изобразительного искусства показать, что художественное начало присутствует при создании всех окружающих нас предметов, и каждый человек должен уметь создавать красивые вещи.
Важная задача обучения изобразительному искусству — приобретение опыта работы различными художественными материалами в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация). Информационные и коммуникационные технологии, необходимые в решении задач модернизации образования изменяют педагогическую практику, повышают качество обучения.
При помощи информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) появляется возможность проиллюстрировать и подкрепить теоретический материал средствами слайдов, фильмов, инфографики, презентаций к урокам. Применение ИКТ на уроке изобразительного искусства позволяет поддерживать положительную мотивацию к художественно-творческой деятельности у школьников, осознать цель урока на наглядном материале.
Необходимо отметить, что одним из важных принципов обучения на уроке изобразительного искусства является принцип наглядности: чем больше у ребенка накапливается зрительных представлений о мире, тем выразительнее и образнее становится рисунок. Использование возможностей мультимедийного оборудования облегчает подготовку педагога к занятию, помогает детям погрузиться в мир искусства, побывать в роли художника, дизайнера, архитектора.
Мультимедиа технологии на уроке постепенно вовлекают школьников в серьезную творческую работу, в которой и развивается личность учащегося, эффективнее развивается исследовательская работа, творческая деятельность, мотивация, самостоятельность в поиске материала и художественно-творческой деятельности. ИКТ на уроках изобразительного искусства может применяться как
источник информации;
наглядный материал, раскрывающий основы теории;
основа организации проектной деятельности учащихся;
инструмент художественной деятельности.
В зависимости от типологии урока используются фильмы-презентации, слайд-фильмы или инфографика. Фильм-презентация может использоваться на уроках лекциях, беседах об искусстве. Демонстрация фильма сопровождается комментариями учителя.
При этом предполагается активное общение, имеется возможность задавать вопросы делать пояснения, коллективно рассматривать и обсуждать произведения искусств.
Для создания данного фильма возможно использование графических редакторов «Paint», «Photoshop», «CorelDraw». Возможности компьютера неисчерпаемы: это действительно мощное средство информации и продуктивный инструмент художественной деятельности. Область компьютерных технологий требует и от преподавателя большей свободы мышления, отказа от стандартных решений, умения ориентироваться в области новейших графических программ.
Таким образом, использование в учебном процессе основ дизайна, ИКТ, разнообразных художественных материалов и видов деятельности направлено на развитие у школьников творческого начала, на обучение применять нестандартные методы при решении разноплановых задач. Это стимулирует творческое осмысление ими содержания осуществляемой деятельности
Одним из эффективных способов показать результаты педагогического творчества является размещение материалов в Интернете. Сколько уникальных разработок, методик, статей, дидактического материала пылится в наших комнатах и не имеет выхода на широкую педагогическую общественность. Возможность разместить свой материал в Интернете, позволяет педагогу аккумулировать свои работы в некой виртуальной учительской библиотеке, где его коллеги могут посмотреть работу педагога, воспользоваться ее результатами, дополнить, оставить отзыв и обсудить. В этом случае бесценный педагогический опыт становится независимым от времени и пространства.
Время не стоит на месте, и учитель, готовый мобильно реагировать на происходящие изменения в обществе, способный быстро учиться, владеющий современными технологиями, творчески осваивающий информацию и стремящийся подарить детям радость открытий, всегда будет идти в ногу со своим временем, и в этом ему поможет дистанционное образование.
Таким образом, использование ИКТ-технологий позволяет сделать процесс обучения более интересным, ярким и увлекательным за счет богатства мультимедийных возможностей современных компьютеров, эффективно решать проблему наглядности обучения, расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для обучающихся, организовывать учебно-исследовательскую деятельность, развивая тем самым у школьников творческую и познавательную активность, осуществлять контроль и оценку результатов обучения.
В заключение отметим, что с помощью ИКТ-технологий можно формировать доступную образовательную среду, в которой обнаруживается немалый потенциал для повышения качества обучения, разностороннего развития будущего поколения, их открытость для будущей жизни.
Итак, взвешивая все ЗА и ПРОТИВ, приходим к выводу, что вернувшись в привычное русло, уже трудно будет отказаться от цифровых технологий. Это необходимо как детям, так и учителям.
Спасибо за внимание!
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.