30.03.2020 Литературное чтение.
Тема: Вн. Чт. Картины весны и лета в произведениях.
Д. КЕДРИН. «БАБЬЕ ЛЕТО», Н.М. Рубцова «Сентябрь».
1. Как вы понимаете выражение «бабье лето»?
Бабье лето – тёплые дни, которые наступают после первых осенних утренников (утренних заморозков).И вдруг устанавливается тёплые, ясные, тихие дни. В спокойном воздухе летят, серебрятся длинные паутинки. И радостно блестит в полях свежая молодая зелень.
– А вот как об этой удивительной поре написал поэт Дмитрий Кедрин.
2.Стихотворение Д. Б. Кедрина «Бабье лето».
– С чем сравнивает поэт людей?
– Как вы думаете, почему?
– О чём поэт просит бабье лето?
– Как бы вы прочитали это стихотворение?
3. Упражнение в чтении стихотворения.
Домашнее задание: подготовить выразительное чтение стихотворения Д. Б. Кедрина «Бабье лето» (с. 118, часть 2-я); написать мини-сочинение на тему «Пора бабьего лета».
4. Завершают поэтическую тетрадь стихи Николая Рубцова.
Николай Рубцов родился в глухой вологодской деревне и рано остался сиротой. Главное в его стихах – родная природа, которую он ощущал как тайну. Несмотря на то что поэт уехал в город, стал городским жителем, его родина – это деревня, и его стихи – это повествование о глухом, нетронутом уголке земли с её деревенскими жителями, о широком, необъятном просторе.
5.Чтение стихотворение Николая Рубцова о родном крае: родной деревне, родной реке, родной роще. Оно называется «Сентябрь».
– Каким настроением наполнено стихотворение?
– Какие слова звучат наиболее пронзительно? Прочитайте их.
– Прочитайте стихотворение так, как вы его понимаете.
6 Домашнее задание: подготовить выразительное чтение стихотворений:
Д. Б. Кедрина «Бабье лето».
Н. М. Рубцова «Сентябрь»
31.03.2020 Литературное чтение.
Тема: С. А. ЕСЕНИН. «Лебедушка». Обобщение. Поэтическая тетрадь.
4. Мы продолжим знакомство с поэзией удивительного поэта, безгранично любившего Россию, поэта «в сердце которого была Русь». В одном из его стихотворений есть такие слова:
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая!
Дайте родину мою!»
– Он родился в селе Константиново Рязанской губернии, в крестьянской семье. Детство его «прошло среди полей и степей», в шуме тростников над речными заводями, в просини рязанского берёзового раздолья. Возможно, именно поэтому его стихи – задушевные и трогательные, близки и понятны самым разным людям. С самого раннего детства нам знакомы строчки:
Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
Или:
Черёмуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
Это Сергей Александрович Есенин.
2. Знакомство с жизнью и творчеством поэта.
– Жизнь Сергея Есенина была яркой и беспокойной. Детство его прошло в семье деда и бабушки по материнской линии. «Стихи начал слагать рано, – напишет позже Сергей Александрович в своей автобиографии. – Толчки давала к этому бабка. Она рассказывала сказки. Некоторые сказки с плохими концами мне не нравились, и я их переделывал на свой лад. Стихи начал писать, подражая частушкам». Бабушка сумела передать внуку всю прелесть народной устной и песенной речи.
В 9 лет Сергея определяют в Константиновское земское четырёхгодичное училище, а затем – в церковно-учительскую школу в маленьком городке Спас-Клепиках. Впервые он оказывается вдали от дома, в закрытой двухклассной школе-интернате.
Единственным его утешением становится дружба с товарищем по классу Гришей Панфиловым. Долгими вечерами засиживались они с приятелями в доме Панфиловых допоздна – пели, играли, танцевали, а иногда читали друг другу собственные стихи, среди которых есенинские отличались особой лёгкостью. Даже самые ранние стихи Сергея Есенина, бесхитростные и чистые, захлёстывают душу своим певучим слогом.
В августе 1912 года восемнадцатилетний Есенин отправляется в Москву. Сначала Сергей Есенин служит в мясной лавке, где работает приказчиком его отец, но, вскоре порвав с отцом, поступает в типографию – помощником корректора В народном университете Шанявского, он получает основы гуманитарного образования, здесь он слушает лекции о западноевропейской литературе, о русских писателях…
Стихи Есенина поражали новизной, трогательностью, настоящим поэтическим чувством.
Когда началась Первая мировая война, Сергей Есенин стал служить санитаром в Царскосельском военно-санитарном госпитале. Летом 1916 года он читал свои стихи в лазарете для раненых в присутствии императрицы.
Сергей Есенин ушёл из жизни в ночь с 27 на 28 декабря 1925 года, написав утром 27 декабря своё последнее стихотворение «До свиданья, друг мой, до свиданья…» Молодого талантливого поэта не стало, но его стихам предназначена долгая жизнь, многие из них стали поистине народными песнями и романсами.
3. Подготовка восприятия учащихся.
– Видели ли вы когда-нибудь лебедя?
– Какой вам показалась эта птица?
– Чем необыкновенны, удивительны лебеди?
4.Прочитайте историю о лебедушке, рассказанную Сергеем Александровичем Есениным.
– Прочитайте, как начинался день, как просыпалась природа.
– Как поэт описывает лебёдушку?
– Какие слова, выражения говорят о том, что поэт любуется прекрасной, гордой птицей?
– Как описана лебедь-мать?
– Кого противопоставляет поэт лебеди?
– Каков орёл? Найдите и прочитайте описание орла.
& Домашнее задание: перечитать стихотворение С. А. Есенина «Лебёдушка» подготовить выразительное чтение особенно поразившего отрывка (по желанию выучить этот отрывок наизусть); выполнить рисунок к стихотворению.
01.04.2020 Литературное чтение.
Тема: Вн.чт. Образ родины в поэтических текстах.
И. С. Никитин. «Русь» и С.Д.Дрожжин «Родине». А. В. Жигулин.«О, Родина! В неярком блеске…». Авторское отношение к изображаемому.
1.. Работа над стихотворением И. С. Никитина «Русь».Чтение стихотворения
2. Словарная работа с образными выражениями.
Шатер голубых небес – бескрайнее ясное небо.
Грань степей – горизонт.
Цепи гор-великанов – стена высоких гор.
По степям в моря реки катятся – реки впадают в моря.
Нивы зрелые, что камыш, тихо движутся – колосья пшеницы, ржи, ячменя от ветра склоняются.
Мурава лугов ковром стелется – густая трава.
Подымает грудь море синее – от непогоды волнуется.
Курганы – холмы.
3. Устное нарисовать картины природы.
4. Ответы на вопросы по содержанию
5. Работа над выразительностью чтения.
Отметить особенность стихотворения: его плавность, распевность чтения, сходство с былиной.
8. Продолжает поэтическую тетрадь стихотворение поэта, который вырос на Волге, которому близки и понятны были народные радости и печали и в стихах которого воспевается крестьянин-труженик, родная природа.
Вот произведения этого поэта С.Д.Дрожжина.
Детство золотое,
Грустно ты прошло!
Предо мной родное,
Милое село.
(«В крестьянской семье».)
Хорошо весной,
Поле чистое,
Муравой-травой
Ты украшено,
Да цветочками
Всё душистыми
В утро майское
Принаряжено.
(«Песня Микулы Селяниновича».)
7.Прочитайте стихотворение «Родине».
– Каким чувством проникнуто стихотворение?
– Из каких строчек это видно? Прочитайте.
– Что испытывает поэт, стоя на берегу Волги, окидывая взглядом бескрайний простор родных мест?
7. О чём вы думаете, когда слышите слово «родина»?
О большой и малой родине сложено немало стихов, песен. Одно из них написал поэт Анатолий Жигулин. «О, Родина! В неярком блеске…».
– Какой вам представилась Родина в стихотворении А. В. Жигулина?
– Какое настроение создаёт это стихотворение?
– Какими чувствами оно наполнено?
– Какие строки показались вам особенно душевными, проникновенными?– В каких словах заключена главная мысль стихотворения?
– Как вы их понимаете?
2.Упражнение в чтении стихотворения.
8. Домашнее задание: подготовить выразительное чтение стихотворений И. С. Никитина. «Русь», С. Д. Дрожжина «Родине»; А. В. Жигулина «О, Родина! В неярком блеске…»сделать рисунок к любому стихотворению.
06.04.2020 Литературное чтение.
Тема: Проект «Они защищали Родину».
Вн.чт. Поэты о Родине. Обобщение. Родина.
Задания
для проекта.
1.Приготовить стихи полюбившихся им поэтов. Из темы
«Поэтическая тетрадь» 2.Прослушать песни о Родине, о родном крае В. Баснера «С
чего начинается Родина», «Вижу чудное приволье», «Течёт река Волга», «Не остуди
своё сердце, сынок», «На дальней станции сойду», «Деревня моя», «Снится мне
деревня».
3.Написать в тетради сочинение «Что значит- защищать Родину».
4. Нарисовать рисунки: «Любимый мною уголок.
Домашнее задание: Сделать своими руками книжечку «Моя Родина», в которую запиши любимые стихи о родине, нарисуй рисунки о Родине.
07.04.2020 Литературное чтение.
Тема:
Е. С. Велтистов. «Приключения электроника». Необычные
герои фантастического рассказа. Анализ поступков героев.
1. Чтение произведения .
2. Просмотреть кинофильм «Приключения электроника».
3. Домашнее задание: Ответить на вопросы произведения.
08.04.2020 Литературное чтение.
Тема: Кир Булычёв. Девочка с планеты Земля. «Путешествие Алисы»
1..Прочитайте отрывок из повести, в которой чудесное превращение случилось не с обычным мальчишкой или девчонкой, это превращение произошло с самым настоящим профессором, доктором наук, директором заповедника. Рассказал историю, случившуюся с доверчивым профессором, писатель Кир Булычёв.
Кир Булычёв – псевдоним Игоря Всеволодовича Можейко. Игорь Всеволодович Можейко известен как доктор исторических наук, сотрудник академического Института востоковедения, автор научных статей, Львиную долю известности Киру Булычёву принесли три цикла повестей и рассказов: о девочке из будущего Алисе Селезнёвой.
2. Какой представили себе Алису?
Чем вас привлекает эта девочка?
3. Ответьте на вопросы после чтения рассказа.
Домашнее задание: Читать. «Путешествие Алисы»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.