Методология образования должна поддерживать компьютерные формы обучения, контроля знаний, получения индивидуального задания, моделирования изучаемых процессов, проведения эксперимента, анализа и обработки результатов эксперимента, в том числе и в режиме удаленного доступа.
Создание системы удаленного доступа филиалов ВУЗов и небольших ВУЗов к ресурсам своих базовых ВУЗов и через них к ведущим учебным и научным лабораторно-исследовательским центрам страны.
Эти три направления (компьютеризация оборудования, методология образования на базе информационных средств, компьютерных форм и удаленный доступ) являются сутью концепции создания и внедрения комплекса дистанционного образования.
Дистанционное образование в России.doc
Дистанционное образование в России.
Современный этап развития Российской высшей школы характеризуется очень
интенсивным взаимопроникновением методик образования западной школы в Российскую и
наоборот. В России активно развиваются крупные университетские центры по образу
ведущих центров США и Европы. Для современного этапа характерно создание ведущими
ВУЗами своих филиалов. Это резко расширяет рынок образовательных услуг и экономит
средства вкладываемые в образование, но ведет к ухудшению качества образования, если
не
образования.
Возможное ухудшение качества образования обусловлено следующими факторами:
коррективы
методы
внести
в
возможным отсутствием в филиалах достаточного количества квалифицированных
педагогических кадров;
невозможностью быстрого создания необходимой материальной учебнолабораторной
базы в филиале;
экономической нецелесообразностью развертывания в филиале полнокомплектных
лабораторных комплексов и лекционных мультимедийных систем изза малого числа
студентов;
отсутствие в филиалах традиций и опыта постановки и проведения научно
исследовательских и учебных работ и экспериментов.
Разрешение сложившейся проблемы возможно на основании внедрения в сферу
образования дистанционного обучения на базе новых информационных технологий и
современного подхода к созданию и функционированию учебного процесса.
Методология образования должна поддерживать компьютерные формы обучения,
контроля знаний, получения индивидуального задания, моделирования изучаемых
процессов, проведения эксперимента, анализа и обработки результатов эксперимента, в
том числе и в режиме удаленного доступа.
Создание системы удаленного доступа филиалов ВУЗов и небольших ВУЗов к
ресурсам своих базовых ВУЗов и через них к ведущим учебным и научным лабораторно
исследовательским
Эти три направления (компьютеризация оборудования, методология образования на базе
информационных средств, компьютерных форм и удаленный доступ) являются сутью
концепции создания и внедрения комплекса дистанционного образования.
центрам
страны.
Дистанционное обучение (ДО) более приближено к обычному обучению, т.к. кроме
классического ДО (кейсовая система и использование компьютерных сетей для выдачи
заданий, тестов и программ методик, не требующих специальной техники, выходящей за
пределы корпуса компьютера) активно используются физические компьютеризованные
лабораторные комплексы с удаленным доступом и имитаторы лабораторных работ. Электронный учебник как средство дистанционного обучения.
Как говорилось выше, мы разберем одну из наиболее часто применяемых технологий
в ДО и в очном образовании также. А именно, это электронный учебник, наиболее часто
встречающаяся форма представления нового материала. Кроме этого ЭУ может включать
одновременно тренажеры, лабораторные работы, а также тесты; т.е. одновременно – это и
ПО по предоставлению знаний и по их контролю.
Основные принципы дистанционного обучения (ДО): установление интерактивного
общения между обучающимся и обучающим без обеспечения их непосредственной встречи
и самостоятельное освоение определенного массива знаний и навыков по выбранному
курсу и его программе при заданной информационной технологии.
Главной проблемой развития дистанционного обучения является создание новых
методов и технологий обучения, отвечающих телекоммуникационной среде общения. В
этой среде ярко проявляется то обстоятельство, что учащиеся не просто пассивные
потребители информации, а в процессе обучения они создают собственное понимание
предметного содержания обучения.
На смену прежней модели обучения должна прийти новая модель, основанная на
следующих положениях: в центре технологии обучения — учащийся; суть технологии —
развитие способности к самообучению; учащиеся играют активную роль в обучении; в
основе учебной деятельности — сотрудничество.
В связи с этим требуют пересмотра методики обучения, модели деятельности и
взаимодействия преподавателей и обучаемых. Я считаю ошибочным мнение многих
российских педагоговпрактиков, развивающих технологии дистанционного образования,
что дистанционный учебный курс можно получить, просто переведя в компьютерную
форму учебные материалы традиционного очного обучения.
Успешное создание и использование дистанционных учебных курсов должно
начинаться с глубокого анализа целей обучения, дидактических возможностей новых
технологий передачи учебной информации, требований к технологиям дистанционного
обучения с точки зрения обучения конкретным дисциплинам.
Дидактические особенности курса ДО обусловливают новое понимание и
коррекцию целей его внедрения, которые можно обозначить следующим образом:
1. стимулирование интеллектуальной активности учащихся с помощью определения
целей изучения и применения материала, а также вовлечения учащихся в отбор,
проработку и организацию материала;
2. усиление учебной мотивации, что достигается путем четкого определения
ценностей и внутренних причин, побуждающих учиться;
3. развитие способностей и навыков обучения и самообучения, что достигается
расширением и углублением учебных технологий и приемов.
К числу дидактических принципов, затрагиваемых компьютерными технологиями
передачи информации и общения, в первую очередь следует отнести:
1. принцип активности;
2.принцип самостоятельности;
3.принцип сочетания коллективных и индивидуальных форм учебной работы;
4. принцип мотивации;
5. принцип связи теории с практикой;
6. принцип эффективности. В связи с этими принципами средства учебного назначения, которые используются в
образовательном процессе ДО, должны обеспечивать возможность:
1. индивидуализировать подход к ученику и дифференцировать процесс обучения;
2. контролировать обучаемого с диагностикой ошибок и обратной связью;
3. обеспечить самоконтроль и самокоррекцию учебнопознавательной деятельности
учащегося;
4. демонстрировать визуальную учебную информацию;
5. моделировать и имитировать процессы и явления;
6. прививать умение в принятии оптимальных решений;
7. повысить интерес к процессу обучения;
Хотелось бы подчеркнуть особую важность определения целей курса.
Для построения четкого плана курса необходимо:
1. определить основные цели, устанавливающие, что учащиеся должны изучить;
2. конкретизировать поставленные цели, определив, что учащиеся должны уметь
делать;
3. спроектировать деятельность учащегося, которая позволит достичь целей.
Очень важно добиваться того, чтобы поставленные цели помогали определить, что
ожидается от учащихся после изучения этого курса. Конкретизация целей позволяет дать
представление о том, что учащийся в состоянии будет сделать в конце каждого урока.
Фактически необходима постановка целей для каждого урока курса.
При планировании и разработке дистанционных учебных курсов необходимо
принимать во внимание, что основные три компоненты деятельности педагога, а именно
изложение учебного материала, практика, обратная связь, сохраняют свое значение и в
курсах ДО.
Разработанный и реализованный подход к дистанционному обучению заключается в
следующем:
перед началом дистанционного обучения производится психологическое
тестирование учащегося с целью разработки индивидуального подхода к обучению;
учебный материал представлен в структурированном виде, что позволяет
учащемуся получить систематизированные знания по каждой теме;
Содержание предлагаемого к освоению курса дистанционного обучение
педагогически отработано и систематизировано и состоит из комплекса психологических
тестов, программы обучения и электронного учебника, который удовлетворяет
вышеизложенным принципам.
Первоначально обучающемуся высылаются комплекс психологических тестов и
пробный урок. Полученные результаты психологического тестирование обрабатываются и
на основе этого строится психологический портрет учащегося, с помощью которого
выбираются методы и индивидуальная стратегия обучения.
Программа обучения — один из наиболее важных видов раздаточных материалов
для учащихся, обучающихся дистанционно. Учащиеся обращаются к ней для получения
точной и ясной информации. Такое руководство включает в себя:
1. информацию о системе дистанционного обучения, методах ДО;
2. биографическую информацию о преподавателе;
технологию построения учебного курса;
цели курса;
критерии окончания обучения;
часы телефонных консультаций;
описание экзаменов, проектов письменных работ;
другие инструкции.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8. Электронный учебник,
содержит собственно учебные материалы для
дистанционного обучения, разделен на не зависимые темымодули, каждая из которых дает
целостное представление об определенной тематической области, и способствует
индивидуализации процесса обучения, т.е. обучающийся может выбрать из вариантов
обучения: изучение полного курса по предмету или изучение только конкретных тем. Заключение.
Огромное количество фактов, примеров приведенных выше показывают
необходимость создания и расширения ДО в России и ее регионах, как неотъемлемый
фактор развития квалифицированного, интеллектуального, высоко профессионального и
просто здорового общества.
Дистанционное образование открывает студентам доступ к нетрадиционным
источникам информации, повышает эффективность самостоятельной работы, дает
совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления различных
профессиональных навыков, а преподавателям позволяет реализовывать принципиально
новые формы и методы обучения.
Дистанционное образование в России.
Дистанционное образование в России.
Дистанционное образование в России.
Дистанционное образование в России.
Дистанционное образование в России.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.