Дистанционные технологии как эффективное средство организации обучения школьников математике

  • Научные работы
  • docx
  • 27.03.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Одной из существенных особенностей современного этапа общественного развития стала смена парадигмы образования: от образования «на всю жизнь» общество переходит к образованию «через всю жизнь». Современному обществу нужны граждане, у которых сформирована потребность постоянного самостоятельного приобретения, обновления и применения своих знаний, что представляется возможным при реализации непрерывного образования. Целью своей профессиональной деятельности считаю создание условий для положительной динамики достижений учащихся посредством внедрения и активного использования в работе с обучающимися интерактивных и дистанционных форм обучения. Представленный материал является обобщение моего педагогического опыта."Дистанционные технологии как эффективное средство организации обучения школьников математике". Обобщение педагогического опыта учителя-практика.
Иконка файла материала ОПИСАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ.docx
Дистанционные технологии как эффективное средство организации обучения школьников математике. Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями. Приохотить ребенка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить. К.Д. Ушинский. Одной   из   существенных   особенностей   современного   этапа   общественного   развития стала смена парадигмы образования: от образования «на всю жизнь» общество переходит к образованию   «через   всю   жизнь».   Современному   обществу   нужны   граждане,   у   которых сформирована   потребность   постоянного   самостоятельного   приобретения,   обновления   и применения своих знаний, что представляется возможным при реализации непрерывного образования. Целью   своей   профессиональной   деятельности   считаю   создание   условий   для положительной   динамики   достижений   учащихся   посредством   внедрения   и   активного использования в работе с обучающимися интерактивных и дистанционных форм обучения.  Индикаторами реализации поставленной цели являются:   успешная сдача моими учениками ЕГЭ и ОГЭ по математике;   активность   и   результативность   участия   обучающихся   в   олимпиадах   и математических конкурсах;   результативные выступления на научно­исследовательских конференциях. В   соответствии   с   программой   развития   школы   мною   были   определены   следующие цели: 1. Повышать   качество   обученности   учащихся   с   учетом   индивидуальных   особенностей через использование современных образовательных технологий. 2.   Развивать интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности учащихся посредством использования в практической деятельности дистанционных и   технических средств обучения, что создает качественно новые условия образовательной среды.   3. Обобщить опыт работы по эффективности внедрения дистанционных форм обучения в практическую деятельность и представить его на методическом совете школы. Основой   непрерывного   образования   на   современном   этапе   являются   интенсивно развивающиеся и внедряющиеся  в образовательное пространство России дистанционные образовательные   технологии,   активная   реализация   которых   в   настоящее   время осуществляется как в вузах, так и в средних школах.  Любой  учитель  в  своей  профессиональной  деятельности  стремится  найти  наиболее эффективные   методы   и   приёмы   организации   учебного   процесса.  Перспективной тенденцией   в   развитии   непрерывного   образования   является  оптимальное   сочетание дистанционных и традиционных форм и методов обучения. Дистанционное   обучение   –   для   нас,   учителей   школы,   еще   совсем   новая, неисследованная  форма обучения. Еще много неясностей, много трудностей возникает у учителей, которые пробуют на практике применить технологии  дистанционного обучения на   своих   уроках.   Я   постаралась   разобраться   в   специфике   и   сущности   дистанционного обучения, его роли и месте в системе непрерывного школьного образования; понять, какие задачи школьного образования, и каким образом данная форма обучения может решать наиболее эффективно и качественно.  Дистанционное обучение не   столь   уверенно   и   интенсивно, но все же входит и в среднее образование. Нынешняя система школьного образования явно дает сбои не столько в отношении содержания образования, сколько в отношении формы.  Шесть, семь, а то ивосемь   уроков в день – не просто перегрузка, но и, в некоторых случаях, потерянное время,   которое   с   помощью   технологий   дистанционного   обучения   можно   было   бы использовать с гораздо большей пользой для учащихся и с меньшими затратами энергии.  Изучению теории организации ДО я посвятила немало времени. Для более глубокого  изучения данной технологии в 2012 году я прошла курсы повышения квалификации в  Санкт­Петербургском государственном морском техническом университете по программе  «Дистанционное обучение: организация, управление и методология оценки качества» К наиболее перспективным направлениям использования дистанционных форм  обучения я бы отнесла:  Профильное обучение. Профильное обучение в дистанционной форме может предложить  многим школьников элективные курсы по выбранным им профилям, а не только по тем профилям, которые  могут быть предложены им в школе. С введением единого государственного экзамена эта  востребованность в школах возрастает многократно, поскольку появляется реальная  возможность для выпускников из отдаленных регионов страны поступать в престижные  учебные заведения. В 2010 году наша школа получила статус региональной инновационной площадки по реализации проекта «Дистанционное образование на ступени предпрофильной и профильной подготовки», в рамках которого мной разработан и реализован курс «Подготовка к ЕГЭ – 2015 по математике» (адрес:  http://sdo.psoh1.ru  ). Мои ученики прошли курс подготовки к ЕГЭ на базовом уровне в дистанционной форме.  Подготовка учащихся к поступлению в ВУЗы Не   секрет,   что   общеобразовательная   программа   школы   не   всегда   отвечает требованиям,   предъявляемым   к   выпускникам   при   поступлении   в   то   или   иное   высшее учебное заведение. Готовиться к экзаменам по математике (в основном в форме ЕГЭ) и изучить углублённо отдельные темы для успешного обучения в ВУЗе достаточно удобно, используя технологии дистанционного обучения.   Я   и   мои   ученики   являются   активными   пользователями   сайта   А.А.Ларина   (адрес: http   ://   alexlarin  .  net ). Каждую неделю автор сайта выставляет очередной КИМ ЕГЭ, который мои   ученики   выполняют   самостоятельно.   Ребята   обсуждают   полученные   решения   с одноклассниками   и   участниками   Форума   сайта,   получают   консультационную   помощь учителя.   Наиболее   сложные   задания   разбираются   в   классе   на   уроках   математики   иликонсультациях.   Таким   образом,   происходит   эффективная   интеграция   дистанционных   и традиционных форм обучения.  Индивидуализация обучения В силу интерактивного стиля общения и оперативной связи в дистанционном обучении  открывается возможность индивидуализировать процесс обучения. Учитель, в зависимости  от успехов ученика, может применять гибкую, индивидуальную методику обучения,  предлагать ему дополнительные блоки учебных материалов. Ученик может выбрать свой  темп изучения материала, т.е. может работать по индивидуальной программе,  согласованной с общей программой курса.  Этот способ обучения достаточно эффективен, на мой взгляд, в следующих случаях:  выполнение проектов и исследовательских работ;   работа с детьми – инвалидами или часто болеющими;   при заочной (экстернатной) форме обучения;   работа с одаренными детьми (индивидуальные дополнительные задания повышенного  уровня);   организация работы с учащимися по прохождению программного материала во время  карантина или актированных дней;  подготовка к сдаче ЕГЭ и ГИА. Наиболее   сложной   задачей   для   меня   стала   проблема   нахождения   и   выбора программной оболочки, которая отвечала бы моим запросам. Свои поиски я направила, в первую очередь, на специализированные математические сайты. И нашла! Вернее – открыла для себя заново систему тестирования Uztest.  Открытая образовательная платформа сайта предоставляет возможность: он­ и офф ­ лайн   сопровождения   учебного   процесса   со   стороны   сетевых   учителей,   проведения индивидуальной и групповой рефлексии учебной деятельности при поддержке педагогов­ кураторов,   открытого   и   конфиденциального   взаимодействия   с   родителями   учащихся, наблюдения   за   ходом   учебного   процесса   и   его   корректировки.   Комплексная   система оценивания   достижений   учащихся   базируется   на   принципе   учета   их     индивидуальных способностей и приоритетов и создает ситуацию успешности для учащихся.  Сайт   организован   в   виде   виртуального   кабинета   учителя,   в   котором   размещены информационные ресурсы и интерактивные сервисы для подготовки и проведения занятий по математике.  Пройдя регистрацию на сайте, я создала группы­классы учащихся. Автоматически система присвоила логин и пароль каждому ученику. Учащиеся входят в систему только под   своими   собственными   идентификаторами,   таким   образом,   легко   отслеживается индивидуальная траектория работы с материалами электронного ресурса. Я, как учитель, в своем кабинете разрабатываю тесты и тренинги. На сайте имеется огромная база данных с математическими заданиями по всем темам курсов математики,алгебры и геометрии. Учащиеся заходят на сайт и выполняют эти задания, причем для каждого ученика программа создает свой уникальный вариант. Тематические тестовые работы выставляются на сайте на довольно продолжительный срок   (в   среднем   я   открываю   работы   на   2­3   недели).   У   учащихся   есть   возможность выполнять работу в своём темпе. При возникновении затруднений ребята всегда могут обратиться за консультацией к учителю (через систему сообщений сайта или в режиме реального общения в школе) или обсудить задания с одноклассниками.Одна из трудоемких проблем школьного учителя ­ отработка с учащимися навыков решения   однотипных,   несложных   примеров.   Во­первых,   скорость   восприятия   учебного материала у разных учеников существенно отличается. Часто возникает ситуация, когда "сильным" ученикам уже надоело решать простые задачки, а "слабые" еще не разобрались. Во­вторых, в процессе повторения и закрепления знаний, требуется большое количество похожих примеров ­ в задачниках их мало. В­третьих, было бы полезно снабдить такие примеры решениями, которые ученик может самостоятельно просмотреть, после неверного решения.   используя   аналогию. Для этого на сайте создан инструмент ­ тренинг:   Следующий   пример   он   уже   будет   решать,  Тренинг ­ это группа однотипных примеров, которые должен решить ученик.   Учитель   задает   условия   тренинга:   группу   примеров,   даты   начала   и   окончания, минимальное количество примеров и допустимый результат, учащихся которым назначен тренинг.   Решая пример тренинга, ученик выбирает один из предложенных вариантов ответа.   Тренинг считается  выполненным, если ученик решит примеры, больше заданного количества и его результат (процент правильных ответов) будет больше заданного уровня.   Примеры в тренинге появляются в случайном порядке и каждый ученик решает их в своей, уникальной последовательности.   После решения каждого примера, ученику показывается правильное решение.  При   желании,   ученик   может   продолжать   решение   тренинга,   после   достижения заданных учителем допустимых параметров тренинга. Оценки учащихся за выполненные тесты и тренинги автоматически фиксируются в Интернет­журнале   на   сайте,   в   который   можно   произвольно   добавлять     другие   оценки, замечания, комментарии к работам.  Система позволяет легко и эффективно отслеживать качество усвоения тех или иных тем. На основе полученных результатов я провожу коррекционную работу с учащимися в  условиях очного обучения.Опыт   работы   с   открытой   образовательной   платформой   сайта  Uztest.ru  был представлен   мной   на   обсуждение   педагогического   сообщества   учителей   математики Нефтеюганского   района   на   заседании   РМО,   на   «Дне   открытых   дверей   школы»   для муниципальных   образовательных   учреждений,   на   «Научно­методической   сессии   по предъявлению   результатов   инновационной   деятельности   региональных   инновационных площадок в 2015 году» в г.Ханты­Мансийске. В   2014   году   мной   была   разработана   программа   дистанционного   обучения «Дистанционное   обучение   математике   как   эффективная   форма   реализации индивидуальных  образовательных траекторий учащихся», которая нашла поддержку среди учителей математики школы и школ района, округа.  Организация внеклассной работы по предмету Обучение для школьника должно быть не только «тяжким трудом», но и приносить радость открытий, ощущение успеха. Данный аспект учебной деятельности в полной мере реализуется   при   организации   внеклассной   работы   по   предмету   в   форме   участия школьников в различных дистанционных олимпиадах, математических конкурсах.  Я   являюсь   организатором   международной   олимпиады   «Сократ»   в   нашей   школе. Работа   в   данном   направлении   только   начата,   поэтому   основными   участниками олимпиадного   движения   являются   ученики   6,   7   классов,   которые   делают   первые   свои успехи в конкурсе.Учащиеся 10­11 классов с интересом участвуют в международных олимпиадах  проекта Videouroki.net и Infourok.ru.  Повышение квалификации педагогов.   Для   учителей   также   открываются   уникальные   возможности   повышения квалификации не только по месту жительства, но и в научных центрах страны, возможность через виртуальные методические объединения обмениваться опытом с коллегами из других регионов, активно участвовать в форумах виртуального методического объединения. Я   являюсь   активным   членом   "Сообщества   учителей   математики"     на   сайте Министерства образования и науки РФ «Сеть творческих учителей». Эта Сеть объединяет по всему миру работников образования, интересующихся возможностями применения ИКТ для обогащения учебного процесса силами всех его участников.  В рамках курсов повышения квалификации «Разработка, оформление и экспертиза продуктов   инновационной   деятельности   ОУ»,   проводимых   АУДПО   ХМАО­Югры «Институтом   развития   образования»,   проводила   экспертизу   проектов   инновационной деятельности образовательных учреждений ХМАО­Югры на портале творческих педагогов ХМАО­Югры «Школлеги». Нельзя   отрицать   большую   роль   в   повышении   квалификации   участие   педагогов   в работе различных дистанционных видеоконференций, семинаров, вебинаров. Участие во всероссийской   педагогической   конференции   «Критическое   мышление:   технология   и приёмы» дало мне понимание системы работы с учащимися в данной технологии. Работа в проекте «Школа цифрового века» открыла для меня богатейший информационный ресурс, которым я продолжаю пользоваться при работе с учениками. Практические результаты:  В 2012­2013 учебном году 8 учащихся выпускных 9 классов выбрали сдачу итогового экзамена в форме ЕГЭ. Подготовка школьников к экзаменам проводилась в виде групповых консультаций и дистанционных тестовых и тренинговых работ. В результате все учащиеся сдали экзамен на отлично, средний процент выполнения работы составил 96%. В 2014­2015 учебном году 23 ученика (100%) 11 а Роснефть­класса прошли дистанционные курсы «Подготовка к ЕГЭ ­ 2015». При 100% абсолютной успеваемости процент качественной успеваемости повысился с 80% до 87% (по алгебре) и с 72% до 82% (по геометрии).  Дистанционные   технологии   обучения   внедрены   в   практику   моей профессиональной деятельности при работе с учащимися в среднем и старшем звене. 100% обучающихся у меня школьников вовлечены в данный процесс.    Мои   ученики   являются   победителями,   призерами   и   участниками муниципальных,   региональных   туров   Всероссийской   олимпиады   школьников   по математике.  Дистанционные   технологии   находят   своё   применение   при   организации исследовательской   деятельности   учащихся.   Проекты   учащихся   носят   реферативный характер   (направлены   на   углубление   и   обобщение   знаний   по   отдельным   темам   курса школьной   математики)   и   исследовательский   (направлены   на   получение   опыта исследовательской работы в метапредметной области). Ежегодно мои ученики становятся победителями школьного тура и призёрами муниципального тура научной конференции молодых исследователей «Шаг в будущее» Определение успешности обучающихся носит системный характер, ведётся мониторинговая   деятельность.   Через   выполнение   тренировочных   и   диагностических тестовых работ ведётся учёт усвоения тем курса математики как отдельных учеников, так и класса в целом. Такая система работы позволяет отследить индивидуальную траекторию успешности учащихся, не допустить субъективизма, продуктивно организовать работу по коррекции знаний учащихся.  Являясь активным участником по реализации регионального инновационного проекта  «Дистанционное   образование   на   ступени   предпрофильной   и   профильной подготовки», в  2013 году в рамках проведения районного мероприятия «День открытых дверей школы» руководила секцией «Дистанционное обучение на ступени предпрофильной подготовки и профильного обучения» и провела мастер­класс «Организация ДО учащихся средствами специализированной системы Uztest».  В   марте   2015   года   результаты   работы   были   представлены   на   «Научно­ методической   сессии   по   предъявлению   результатов   инновационной   деятельности региональных  инновационных площадок в  2015 году». Мной был  проведён мастер­класс «Организация   дистанционного   обучения   математике   средствами   специализированной системы Uztest.ru» Опытом   работы   систематически   делюсь   с   коллегами,   провожу   открытые    уроки, мастер­классы, семинары, выступаю на РМО.  Анализируя свою деятельность и ориентируясь на «Стратегию развития образования ХМАО­Югры на 2014­2020 годы», я определила цель дальнейшей работы: «Повышение качества   образования   через   внедрение   в   практику   педагогической   деятельности дистанционных форм обучения».   Для достижения поставленной цели поставила задачи:   разработать и реализовать дистанционные курсы подготовки учащихся к сдаче ОГЭ;   освоить новые методы работы с детьми: on­line тьютор; speaker – консультант;  обобщить и систематизировать опыт работы с системой  uztest.ru  и на основе полученных данных разработать Программу оценки качества знаний учащихся по математике на уровне школы.   Приобретая опыт организации дистанционного обучения, я всё больше убеждаюсь в необходимости   такой   работы,   в   её   эффективности.   Ребятам   такая   форма   работы интересна!   Они   приобретают   опыт   осуществления   виртуальной   коммуникации   друг   с другом и преподавателем, учатся организовывать свою учебную деятельность, работать с различными   источниками   информации,   приобретать   прочные   знания   на   основе   своей практической деятельности.