Урок истории в 6 классе по теме «Северо-западная Русь между Востоком и Западом»
Учитель МАОУ СОШ № 7 имени Г.К. Жукова Иваничкина Олеся Александровна.
Цель: познакомить учащихся с ходом нашествия крестоносцев на Русь; показать героизм русского и других народов в борьбе с крестоносцами.
Задачи:
Образовательные:
1) научить оценивать влияние феодальной раздробленности на состояние обороноспособности Руси;
2) познакомить с этапами нашествия крестоносцев на Русь, направлением ударов крестоносцев и решающими битвами с использованием карты;
3) познакомить учащихся с личностью Александра Невского, дать оценку его деятельности;
4) определить историческое значение нашествия крестоносцев для дальнейшего развития русского государства.
Развивающие:
1) Развивать навыки работы с текстом учебника, исторической картой;
2) учиться анализировать проблемную ситуацию;
2) развивать умения определять и объяснять термины: «крестоносцы», «ополчение»;
3) развить навыки работы с тестами, умения составлять хронологическую таблицу.
Воспитательные:
1) Воспитание чувства патриотизма и любви к родине на примере героизма русского народа в борьбе с западными завоевателями;
2) Подчеркнуть важность сильной государственной власти для нормальной жизнедеятельности народа и страны в целом.
Основные понятия и термины: крестоносцы, ополченцы, построение войска «свиньей»
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, учебник “История России” 6 класс (под редакцией Торкунова А.В. -М.: Просвещение, 2016); презентация.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: урок-исследование с использованием ЦОР.
Технология: технология дифференцированного обучения, ИКТ, технология проблемного обучения.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.
1. Работа с картой. Обучающийся получает задание по карте: проследить направления движения войск Батыя. Используется цифровой образовательный ресурс «Татаро-монгольское нашествие на Русь».
(http://fcior.edu.ru/catalog/osnovnoe_obshee?discipline_oo=7&class=6&learning_character=1&accessibility_restriction=&moduletypes%5B0%5D=1&page=9)
2. Устный опрос:
- Когда произошла первая встреча русских дружин с монголо-татарами?
- Какие страны завоевали монголо-татары, прежде чем отправиться на Русь?
- Почему монголы не знали поражения? В чем была их сила?
- Какую задачу поставил Чингисхан перед монголами, начав завоевательные походы?
- Кто и когда возглавил поход на русскую землю?
- Сколько походов предпринял Батый на Русь?
- Почему русские княжества терпели поражение?
3. Работа с разноуровневыми карточками. Обучающийся может сам выбрать себе задание любой сложности. Карточки, помеченные красным цветом – высокий; белые отражают средний уровень; синие – слабый.
1 уровень (слабый) Соотнесите даты и события.
1. 1237 г. 4. 1223 г.
2. март 1238 г. 5. 1239 г.
3. 1240 г. 6. 1242 г.
1. Окончание походов монголо-татар, их возвращение на Нижнюю Волгу.
2. Битва на реке Калка.
3. Битва на реке Сить.
4. Взятие Киева.
5. Начало первого похода на Русь.
6. Начало второго похода на Русь.
2 уровень (средний) Определите время перечисленных событий.
1. Избрание Чингисхана великим ханом.
2. Битва на Калке.
3. Начало нашествия на Русь.
4. Начало второго похода Батыя на Русь.
5. Окончание первого похода на Русь.
6. Битва на реке Сить.
3 уровень (сильный) Определите последовательность событий.
1. Битва на реке Сить.
2. Разгром Рязанского княжества.
3. Взятие Козельска.
4. Возвращение монгольских войск на Нижнюю Волгу.
5. Второй поход Батый на Русь.
6. Битва на Калке.
III. Мотивационно-целевой этап.
У нас нет точного портрета этого человека. Но память людей о нем заставляет потомков представлять его прекрасным. Его слава столь велика, что живописцы и иконописцы, ничего не зная о его настоящем облике, из века в век творят образ могучего война с совершенными чертами лица. Посмотрите на репродукцию картины П.Д. Корина (ЦОР http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e5ebcdb0-f684-4410-8815-5c82c33b0633/%5BIS6IR_4-15%5D_%5BPD_01%5D.html). Кто изображен на ней? Ответ: Александр Невский. Каким он был? Прослушайте, пожалуйста, сообщение об этом князе.
«Черные годы» - вот точное название целой эпохи в истории Русской земли, времен жизни и деятельности князя Александра Невского, его братьев и сыновей. Давайте посмотрим на хронологию того периода (цифровой образовательный ресурс http://fcior.edu.ru/catalog/osnovnoe_obshee?discipline_oo=7&class=6&learning_character=1&accessibility_restriction=&moduletypes%5B0%5D=1&page=7)
Проблемный вопрос: Какую роль сыграл этот князь в истории своей страны? Почему русским войскам удалось одержать победу над западными завоевателями?
Итак, тема нашего урока: «Северо-западная Русь между Востоком и Западом». Сегодня проведем наше занятие в форме исследования. В ходе урока попытаемся ответить на поставленный проблемный вопрос.
IV. Новый материал.
1. Невская битва и Ледовое побоище.
Одновременно с монгольским нашествием русскому народу пришлось выдержать тяжелую борьбу с западными завоевателями: шведами, датскими и немецкими рыцарями-крестоносцами.
Кто такие крестоносцы? Почему же их так привлекали русские земли? Какие цели преследовали шведские феодалы и немецкие рыцари?
Самостоятельная работа с учебником с. 19-21.
Учитель: В это время в Новгороде правил 19-летний князь Александр Ярославич. Именно ему предстояло померяться силами с немцами и шведами, которые хотели воспользоваться тяжелым положением Руси и утвердить свои позиции на Востоке.
В 1240 году шведские суда вошли в устье реки Нева и высадились у места впадения в Неву Ижоры. Командовал войсками Биргер. Князь Александр знал о расположении и намерениях шведов, поэтому решил напасть внезапно. Войско князя состояло из дружинников и новгородского ополчения. 15 июля 1240 года состоялось решающее сражение.
Работа с картой на стр. 21 «Невская битва».
Запись в тетрадь героев этой битвы: Гаврило Олексич – дружинник, убивший шведского воеводу и епископа; Савва – ополченец, подрубивший шатер Биргера.
Русское войско одержало блестящую победу, а Александр получил прозвище Невский.
Ледовое побоище.
Работа с учебником на стр. 22-23.
Вопросы для изучения:
1. Дата сражения.
2. Почему называется Ледовое побоище?
3. Против кого боролись русские войска?
4. Как называется построение немецких рыцарей?
5. Ход сражения.
6. Итоги сражения.
2. Значение побед над шведами и крестоносцами.
Историк Феннел оценивал Невскую битву как мелкую стычку. Так ли это? Давайте обсудим и определим значение побед русских воинов над шведами и крестоносцами. После обсуждения учитель презентует схему: «Значение побед над шведами и крестоносцами»
Сохранение важнейших торговых путей, православия. |
Сохранение новгородских земель. |
Поражение рыцарей остановило их наступление на Восток. |
V. Подведение итогов урока.
Демонстрация кадров из кинофильма С. Эйзенштейна «Александр Невский». И обсуждение проблемных вопросов, поставленных в начале урока: почему русским воинам удалось остановить крестоносцев, но не Батыя?
- Полководческий талант А. Невского.
- Мужество и героизм русских воинов.
- Слаженность в действиях новгородской и суздальской дружин и новгородского ополчения.
VI. Закрепление нового материала. Тестирование по новой теме и его самопроверка.
1. Участники походов против Руси (выбери несколько правильных вариантов).
а) шведские феодалы
б) племена ливов и эстов
в) немецкие рыцари
2. Назови дату Невской битвы
а) 1237 г. б) 1240 г. в) 1242 г.
3. Как называлась битва, произошедшая на Чудском озере?
а) Новгородское сражение
б) Ледовая баталия
в) Ледовое побоище
4. Назови дату битвы на Чудском озере.
а) 1237 г. б) 1240 г. в) 1242 г.
5. Какое из политических событий произошло позже остальных?
а) Крещение Руси;
б) Ледовое побоище;
в) Невская битва;
г) призвание варягов.
Выставление оценки за работу на уроке.
VII. Домашнее задание.
Задание 1. Через сколько лет после взятия Батыем Рязани произошла Невская битва? Как изменилась ситуация в эти годы во Владимиро-Суздальском княжестве, родной земле Александра Невского?
Задание 2. П. 17. Работа с документом «Из «Повести о житии Александра Невского», отвечать на вопросы на стр. 26.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.