Дистанционный урок истории в 7 классе по теме: «Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады»
Учитель: Иваничкина Олеся Александровна.
Цели:
Обучающая: формирование представлений учащихся о личности Ивана IV, сути и характере реформ второй половины XV в.
Развивающая: создание условий для развития у учащихся активной мыслительной деятельности через активные формы работы с текстом и наглядным материалом.
Воспитательная: формирование понимания неоднозначности оценки исторических деятелей.
Предполагаемые результаты:
Учащиеся должны знать: суть и характер реформ Ивана IV, органы управления государством во второй половине XV в.
Учащиеся должны понимать, что такое: централизованное государство, Земский собор, Избранная Рада, стрелецкое войско, Судебник.
Учащиеся должны уметь: передавать содержание текста в сжатом виде, выделять главное, существенное, составлять тезисы и таблицы по материалу; проводить информационно-смысловый анализ текста или просмотренного материала; формулировать выводы.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма урока: комбинированный урок с элементами практической работы.
Дидактическое и методическое оснащение урока: учебник «История России» 7 класс. Под редакцией академика РАН А.В.Торкунова; раздаточный дидактический материал (отрывки из «Курса русской истории» В.Ключевского), видеоматериал («История государства Российского» Карамзин Н.М.), карта «Русско-литовские войны в начале XVI века»
Оборудование: компьютер.
Ход урока.
I. Организационный момент. Подключение скайпа, проверка связи.
II. Проверка домашнего задания.
1. Работа с картой (http://war16-17.blogspot.com/2012/01/15-16.html): показать походы русских, литовских войск и войск Ливонского ордена; обозначить места важнейших сражений.
2. Игра «Минутное дело». Учитель дает определение или называет событие, а обучающийся за минуту должен назвать как можно больше дат и терминов.
III. Изучение нового материала:
План.
1. Боярское правление в начале XVI в. Личность Ивана IV.
2. Венчание на царство.
3. Восстание в Москве.
4. Избранная рада и ее реформы.
Введение в тему: В 1973 году на экраны вышла советская фантастическая комедия, снятая режиссёром Леонидом Гайдаем по мотивам пьесы Михаила Булгакова «Иван Васильевич меняет профессию». Главным героем был один из последних представителей династии Рюриковичей Иоанн IV Грозный. Глядя на него, всегда хотелось узнать, насколько верно режиссер показал эту историческую личность. И сегодня на уроке мы познакомимся с первым русским царем, узнаем, какой он был, как правил. Тема урока ««Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады»»
1. Боярское правление.
Рассказ учителя: Иван родился в 1530 г.
Посмотрите на форзац учебника, назовите указанные годы правления Ивана (1533 по 1584 г.)
Вопрос: Мог ли 3-летний Иван править самостоятельно? Конечно, нет. Отец Ивана Василий III умер в 1533 г, перед смертью назначив опекунский совет из 7 влиятельных бояр над своим сыном Иваном, наказав боярам «беречь» сына и приобщать к государственным делам. Наступило время боярского правления. Это была эпоха беззакония, насилия, вражды и борьбы за власть. Злоупотребления и взяточничество достигли невиданных размеров. Начались народные волнения. Чтобы прекратить народные волнения и восстановить правильную и четкую работу государственного аппарата, необходимы были реформы. Вдова Василия III - Елена Глинская, тяготившаяся боярской опекой, взяла управление государством в свои руки. По легенде, эта женщина происходила из рода Мамая. Но волею судеб оказалась в Великом княжестве Литовском и стала литовской княжной. В 1526 году вышла замуж за Великого князя московского. После смерти мужа фактически стала правительницей при трехлетнем сыне. За время своего правления (менее 5 лет) Елена Глинская сумела провести в стране ряд реформ.
Работа с текстом учебника: Задание: Прочитать 3 абзац п. 1 и дописать название реформ.
Работая с текстом учебника, выясним, какие реформы были проведены и к каким результатам привели?
Реформы Елены Глинской:
введение … (единой денежной единицы (московский рубль)
создание … (денежной система: рубль – полтина, полуполтина, гривна, алтын.)
основание … (Монетного двора)
введение … (единых единиц длины и веса.)
Вопрос: Каково значение данных реформ?
Рассказ учителя: После смерти Елены Глинской в стране снова началась ожесточенная борьба за власть: отравления, убийства, заключение в темницу, насильственное пострижение в монахи стало обычным делом при московском дворе. И все это происходило на глазах юного Ивана., в эпоху так называемого «боярского правления». Детство осталось в памяти Иоанна как время обид и унижений, конкретную картину которых он лет через 20 дал в своих письмах к князю Курбскому.
Просмотр отрывка из «Истории государства Российского» о воспитании Ивана IV. Ставится проблемный вопрос: Что и как повлияло на формирование характера царя, на формирование его личности?
Проверка выполнения работы: высказывания обучающихся о личности Ивана IV.
2. Венчание на царство.
Учитель. Иван Грозный - самый загадочный и самый жестокий царь на Руси, был высокообразованным и просвещенным человеком, сочинял музыку, собрал уникальную, лучшую в мире библиотеку оставил в Москве и истории свой неизгладимый след. Вот такой человек однажды заявил о своем намерении венчаться на царство. Это было новшество. До Ивана венчали на великое княжение.
Просмотр отрывка из «истории государства Российского»- венчание на царство.
Вопросы к фильму: 1.В чем же разница?
2. Какие главные атрибуты используются при венчании? (крест Животворящего Древа, бармы и шапка Мономаха)
3. Предположите сколько Ивану было лет, когда он венчался на царство? (около 17 лет)
4. Как звали митрополита, который венчал Ивана Грозного? (московский митрополит Макарий).
3. Московское восстание.
Начало правления Ивана в роли царя омрачилось трагическим событием: сильным пожаром в Москве и восстанием в столице.
Работая с текстом учебника (стр. 44, пункт 4), ответьте на вопросы: причины восстания, Итоги и последствия.
Обучающиеся делают вывод, что народные восстания убедили царя в необходимости проведения реформ.
4. Избранная рада и ее реформы.
Рассказ учителя. Перед Иваном IV стояли большие задачи: необходимо было создать единую систему центральных и местных органов управления, утвердить единое законодательство и суд, войско и налоги, преодолеть унаследованные от прошлого различия между отдельными районами. Первое, что сделал царь – это укрепил и расширил органы управления. Царь создал совет, в который вошли близкие царю люди (А.Ф. Адашев, священник Сильвестр, князь Курбский, Макарий). Этот совет стал называться Избранная рада. Царь и избранная Рада задумали провести в стране реформы. С ними мы сейчас и познакомимся.
Работа обучающихся с текстом учебника (стр.45-47) и составление таблицы «Реформы Избранной рады»
Подведение итога работы на уроке: дается оценка обучающимися начала правления царя.
Вывод: Таким образом, реформы 1550-х гг. правления Ивана IV были направлены на усиление центральной власти.
Выставление оценок за работу на уроке.
Рефлексия
Составьте ПОПС по теме правление Ивана Грозного.
П – позиция. Необходимо по заданной проблеме высказать свое собственное мнение. Для этого можно использовать следующие формулировки: «Я считаю, что…», «На мой взгляд, эта проблема заслуживает / не заслуживает внимания», «Я согласен с…».
О – обоснование, объяснение своей позиции. Здесь необходимо привести все возможные аргументы, подтверждающие ваше мнение. Ответ должно быть обоснованным, а не пустословным. В нем должны быть затронуты моменты из изученного курса либо темы, раскрыты определения и понятия. В данном блоке основной вопрос – почему вы так думаете? А это значит, что начинать раскрытие его следует со слов «Потому что…» или «Так как…».
П – примеры. Для наглядности и подтверждения понимания своих слов необходимо привести факты, причем их должно быть не менее трех. Данный пункт раскрывает умения учащихся доказать правоту своей позиции на практике. В качестве примеров можно использовать как собственный опыт, даже может надуманный, так и знания с курса истории или обществознания. Главное, чтобы они были убедительными. Речевые обороты, используемые на этом шаге, - «Например…», «Я могу доказать это на примере…».
С – следствие (суждение или умозаключение). Этот блок является итоговым, он содержит ваши окончательные выводы, подтверждающие высказанную позицию. Начало предложений в нем может быть таким: «Таким образом…», «Подводя итог…», «Поэтому…», «Исходя из сказанного, я делаю вывод о том, что…».
IV. Домашнее задание: 1. § 6
2. Творческое задание: представьте себя в роли журналиста, и на следующий урок вам предстоит интервью с Иваном Грозным. Составьте список вопросов и тем, заинтересовавших вас во время сегодняшнего урока.
3. Посмотрите и поработайте с двумя артефактами, созданными при правлении Ивана Грозного: Домострой (http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/domostr.htm), посмотрите главы и скажите, на кого был сделан упор из социального строя. Обязательно записываем дату создания и предназначение.
Приложение 5.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.