Дисциплина «Психолого-педагогическая диагностика развития лиц
Оценка 4.7

Дисциплина «Психолого-педагогическая диагностика развития лиц

Оценка 4.7
Лекции
doc
биология +1
Взрослым
25.02.2018
Дисциплина «Психолого-педагогическая диагностика развития лиц
1. Цель освоения дисциплины – формирование у студентов компетенции в области диагностики психофизического развития лиц с ограниченными возможностями здоровья. 2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата Дисциплина «Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья» относится к базовой части профессионального цикла дисциплин (Б.3 Б.7). Для освоения дисциплины «Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья» студенты используют знания, умения и навыки, сформированные в ходе изучения дисциплин «Психология», «Педагогика». Освоение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения дисциплин профессионального цикла, дисциплины «Общеметодические аспекты обучения в специальных образовательных учреждениях», дисциплин вариативной части профессионального цикла, а также дисциплин по выбору, прохождения практики. 3.Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины: Психолого-педагогическая диагностика лиц с ограниченными возможностями здоровья Изучение дисциплины направлено на формирование следующих компетенций:
psihologo-pedagogicheskaya_diagnostika_razvitiya_lic_s_ovz_kotova_t.a.doc
1. Цель     освоения     дисциплины   –  формирование   у   студентов компетенции   в   области   диагностики   психофизического   развития   лиц   с ограниченными возможностями здоровья. 2. Место  дисциплины   в структуре  ООП бакалавриата Дисциплина   «Психолого­педагогическая   диагностика   развития   лиц   с ограниченными   возможностями   здоровья»   относится   к   базовой   части профессионального цикла дисциплин (Б.3 Б.7).  Для   освоения   дисциплины   «Психолого­педагогическая   диагностика   студенты развития   лиц   с   ограниченными   возможностями   здоровья»   используют   знания,   умения   и   навыки,   сформированные     в   ходе   изучения дисциплин «Психология», «Педагогика».  Освоение   данной   дисциплины   является   необходимой   основой   для последующего   изучения   дисциплин   профессионального   цикла,   дисциплины «Общеметодические   аспекты   обучения   в   специальных   образовательных учреждениях»,  дисциплин   вариативной   части   профессионального   цикла,   а также дисциплин по выбору, прохождения практики.  3.Компетенции     в   результате освоения     дисциплины:  Психолого­педагогическая     диагностика     лиц     с ограниченными   возможностями  здоровья    обучающегося,   формируемые   Изучение   дисциплины   направлено   на   формирование   следующих компетенций:  способностью   организовывать   и   осуществлять   психолого­ педагогическое   обследование   лиц   с   ОВЗ   с   целью   уточнения   структуры нарушения для выбора индивидуальной образовательной траектории   (ПК­5);  способностью   к   анализу   результатов   медико­психолого­ педагогического обследования лиц с ОВЗ на основе использования различных  (клинико­психолого­педагогических) классификаций нарушений в развитии, в том числе для осуществления дифференциальной диагностики (ПК­6);   способностью осуществлять динамическое наблюдение за ходом коррекционно­развивающего воздействия с целью оценки его эффективности (ПК­7);   готовностью к оказанию консультативной помощи лицам с ОВЗ, их родственникам и педагогам по проблемам обучения, развития, семейного воспитания, жизненного и профессионального самоопределения (ПК­8). В результате освоения дисциплины обучающийся должен: знать:  особенности развития лиц с ограниченными возможностями здоровья;  принципы   диагностики   лиц   с   ограниченными   возможностями здоровья;  основные методы диагностики лиц   с ограниченными возможностями здоровья. уметь:  анализировать медицинскую документацию о состоянии здоровья,  наблюдать и анализировать поведение, его виды деятельности, вести психологические наблюдения;  использовать  методы  тестирования,  анкетирования,  бесед  и  другие виды диагностики при изучении психофизического развития;  подбирать,   модифицировать   и   адаптировать   диагностический материал для обследования ребенка;  вести протокол психолого­педагогического обследования;  составлять психолого­педагогическую характеристику. владеть:   приемами и методами психолого­педагогического обследования лиц с ОВЗ на основе учета принципа онтогенетического развития;   навыками   проведения   квалифицированного   диагностического обследования   с   целью   выявления   психофизического   состояния   детей   и подростков;  навыками   психологического   сопровождения   лиц   с   ограниченными возможностями здоровья в образовательном процессе;   необходимыми знаниями и умениями по психологической коррекции и   профилактике   вторичных   личностно­социальных   последствий   в   развитии личности.  навыками  оказания консультативной помощи детям  с ОВЗ. 4. Структура  и  содержание  дисциплины  Общая трудоемкость дисциплины составляет  9  зачетных единиц, 324 часа,   из   них:     32   часа   аудиторной   работы   (8   часов   лекций,   24   часа практических   занятий),   275   часов   самостоятельной   работы,   дисциплина изучается в 5­8 семестре, ее освоение заканчивается экзаменом (8 семестр). Раздел Дисциплины р т с е м е С а Виды учебной работы, включая р т с е м е с   я л е д е Н самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в Лекции  часах) Практичес кие  Самостоят ельная работа  Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)     Контрольная работа,      Реферат,  проверка диагностических программ, тестирование   зачет 20 20 50  20 Реферат, доклад    165 экзамен Проект Проверка  презентаций,  экзамен     № п/п 1 2 3 4 5 5 5 6 7 8 Теоретико­ методологические  основы   психолого­педагогической   диагностики   нарушений  развития  детей  Комплексный  подход   к   изучению   детей   с  нарушениями  развития Особенности  психолого­ педагогической  диагностики детей  с  речевыми   нарушениями Промежуточная аттестация Психолого­педагогическое    сопровождение  детей  с   ОВЗ. Промежуточная аттестация Психологическое  изучение    семьи, воспитывающей   ребёнка  с нарушениями   развития.  Промежуточная аттестация 1  2­3 1­3 1­3 1­3 1 1 2 2 2        4 2 4 8 6 Содержание разделов дисциплины Теоретико­методологические     основы     психолого­педагогической диагностики   нарушений развития  детей История   развития   психолого­педагогических   методов   диагностики   в специальной   отечественной   и   зарубежной   психологии.   Теоретико­ методологические основы психолого­педагогической диагностики нарушений развития   у   детей.   Методологические   принципы   и   задачи   психолого­ педагогической диагностики нарушений развития у детей. Комплексный     подход       к     изучению       детей       с   нарушениями развития Медицинское   обследование   детей:     сбор   медицинского   анамнеза, диагностические  показатели,  неврологическое  обследование. Педагогическое  изучение  детей с нарушениями  развития: наблюдение, составление   педагогической   характеристики,   программа   педагогического изучения  ребёнка, педагогическое  обследование. Социально­педагогическое  изучение  микросоциальных  условий  и  их влияние   на   развитие   ребёнка:   семья,   неправильные    типы   семейного воспитания,     социальная характеристика  семьи.   эмоциональное     благополучие     детей,     Психологическое     изучение     детей   с   нарушениями     развития:   метод наблюдения,   беседы,   опроса     педагогов,   экспериментального   изучения ребёнка, диагностический  инструментарий,  тесты,  проективные  методики. Логопедическое     обследование     детей     с     нарушениями   развития: структура  речевого  дефекта,  изучение  устной  речи,  обследование  детей  с речевыми  нарушениями. Особенности    психолого­педагогической    диагностики       детей    с Организация и обеспечение психолого­педагогической помощи детям с ограниченными   возможностями   здоровья   и   их   родителям.     Рекомендации психологам по оказанию помощи семьям. Формы, методы и средства помощи. Диагностика   родительско­детских   взаимоотношений   в   семьях, воспитывающих   детей   с   ограниченными   возможностями   здоровья. Содержание   и   направления   психолого­педагогической   помощи   родителям речевыми  нарушениями Понятие   и   классификация   речевых   нарушений.   Клинико­психолого­ педагогическая   характеристика   детей   с   речевыми   нарушениями.   Система логопедической   помощи.   Обследование   интеллектуального   развития   детей. Определение   уровня   речевого   развития   ребенка.   Методы   психолого­ педагогической   диагностики.   Подготовка   к   обучению   детей   с   речевыми нарушениями.   Методика   формирования   связной   речи.   Пути   повышения эффективности   преодоления   дефектов   у   детей.   Программа   исследования диагностики психологического развития дошкольников. Диагностика детей с нарушениями речи в детском саду и школе. Психолого­педагогическое   сопровождение  детей  с  ОВЗ. Психолого­педагогическое   сопровождение   детей   с   ограниченными возможностями здоровья на этапе перехода из дошкольных образовательных учреждений   в   начальную   школу.   Роль     психолого­педагогического сопровождения  детей  в  условиях  дифференцированного и  инклюзивного образования.     Технологии   психолого­педагогического   сопровождения обучающихся   и   воспитанников   с   ОВЗ.   Проектирование   программно­ планирующей   документации,   регламентирующей   образовательный   процесс, обучающихся с ОВЗ. Психологическое   изучение     семьи, воспитывающей   ребёнка   с нарушениями  развития детей   с   проблемами   в   развитии.   Эффективные   формы   взаимодействия   с семьями детей с ОВЗ в условиях образовательного учреждения. 5. Образовательные технологии  В целях реализация компетентностного подхода     в учебном процессе используются   следующие образовательные технологии: — традиционная (репродуктивная) технология. Студенту отводится роль,   для   которой   характерны   исполнительские   функции   репродуктивного характера.   Действия   педагога   связаны   с   объяснением,   показом   действий, оценкой их выполнения учащимися и корректировкой; — технология проблемного обучения:  в виде коллективных форм обсуждения, круглых столов, мозговых штурмов, работы по микрогруппам – решение проблемных ситуаций, моделирование); — интерактивные   образовательные   технологии:   технология проведения   дискуссий,   технология   «Дебаты»,   тренинговые   технологии, технология   портфолио,   технологии   интерактивных   лекций;   технологии игрового обучения; технология современного проектного обучения; — информационные   технологии:   использование   информационных ресурсов, доступных в информационно­телекоммуникационной сети Интернет (см.   перечень   ресурсов   в   п.   8   настоящей   программы);   составление   и редактирование   текстов   при   помощи   текстовых   редакторов;   создание электронных   документов   (компьютерных   презентаций,   видеофайлов, плейкастов и т. п.) по изучаемым темам и электронных коллекций. В целях обеспечения возможности освоения дисциплины инвалидами и   используются лицами   с   ограниченными   возможностями   здоровья   технология   тьюторского   сопровождения; адаптивные   технологии:  технологии   инклюзивного,     разноуровневого   и   адаптивного       обучения; технология   определения   образовательного   маршрута,   технология обособленного   контроля     самостоятельной   работы   студентов,   технологии компьютерного обучения.     Эти технологии в сочетании с внеаудиторной работой решают задачи формирования и развития профессиональных умений и навыков обучающихся. В  рамках   учебного     курса       планируются   мастер­классы       специалистов образовательных учреждений города. Удельный   вес   занятий,   проводимых   в   интерактивных   формах, составляет  не менее 25 % аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов     составляют не более   50% аудиторных занятий. 6.  Учебно­методическое   обеспечение   самостоятельной   работы студентов.   Оценочные   средства   для   текущего   контроля   успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины. Самостоятельная   работа   студента   предполагает   различные   формы индивидуальной учебной деятельности: конспектирование научной и учебно­ методической литературы, сбор и анализ практического материала, ведение терминологического   словаря,   проектирование,   выполнение   тематических творческих заданий.   К самостоятельной работе студентов относится: детальная проработка лекций, учебной литературы, разработка диагностических и   коррекционных программ,  выполнение практических  заданий и контрольных работ. Раздел   1.   Теоретико­методологические     основы     психолого­ педагогической  диагностики   нарушений развития  детей Самостоятельная   работа   по   изучению   теоретико­методологических основ  психолого­педагогической  диагностики   нарушений развития  детей ориентирована на решение следующих задач: закрепление базовых   понятий психолого­педагогической     формирование   навыков самостоятельной  работы; закрепление, углубление и систематизация знаний, активизация  познавательных  процессов  и   учебной мотивации студентов.   диагностики; Вопросы  и   практические  задания: 1. Что   понимается   под   психолого­педагогической   диагностикой?   Ее задачи? 2. Какова роль ранней диагностики отклонений в развитии у детей? 3. Раскройте   роль   медицинских   и   психолого­педагогических учреждений в выявлении нарушений развития у детей раннего и младшего возраста? 4. Охарактеризуйте   основные   формы   и   методы   психолого­ педагогической диагностики в раннем возрасте. 5. Раскройте особенности применения основных методов диагностики младшего возраста. 6. Что подразумевается под учетом индивидуальных особенностей при диагностике детей раннего возраста? 7. Какова   роль   внешних   факторов   в   результативности   диагностики   в раннем возрасте? 8. Охарактеризуйте методы изучения психики. 9. В чем заключается сущность метода наблюдения? 10. Изучение истории развития ребенка. 11. Дайте определение метода «теста», раскройте его сущность. 12. Дайте определение «диагностический обучающий эксперимент», раскройте сущность данного метода. 13. Роль   экспериментально­педагогического   обследования   в диагностике нарушений в развитии. 14. Разработать план наблюдения за коммуникативной деятельностью ребенка дошкольного возраста с нарушением речи. Раздел 2. Комплексный  подход   к  изучению   детей   с нарушениями развития Самостоятельная   работа   по   комплексному   изучению   детей     с   ОВЗ ориентирована   на   решение   следующих   задач:   закрепление   ведущих направлений  комплексного  изучения детей  с ОВЗ; формирование навыков самостоятельной  работы; закрепление, углубление и систематизация знаний, активизация  познавательных  процессов  и   учебной мотивации студентов. Вопросы  и   практические  задания: 1. 2. Виды психического дизонтогенеза в раннем и младшем возрасте. Опишите   особенности   моторного   развития   ребенка   при   раннем органическом поражении центральной нервной системы. 3. 4. Охарактеризуйте нарушения речи в раннем и младшем возрасте. Раскройте особенности игровой деятельности у детей раннего и младшего   возраста   с   задержкой   речевого   развития,   общим   недоразвитием речи. 5. Раскройте   структуру   и   алгоритм   изучения   ребенка   раннего   и младшего возраста. 6. 7. Какова специфика организации обследования в раннем возрасте? Какова   специфика   организации   обследования   в   младшем возрасте? 8. Раскройте   роль   внешних   (психологических)   факторов   при проведении обследования? 9. Схема   составления   истории   развития   ребенка.   Выявление факторов риска в развитии. 10. Анализ   продуктов   деятельности   ребенка   педагогом   в   рамках первичной диагностики.  Раздел   3.   Особенности     психолого­педагогической     диагностики детей  с  речевыми  нарушениями Самостоятельная   работа   по   психолого­педагогической   диагностике детей  с речевыми нарушениями ориентирована на решение следующих задач: овладение     материалом;   формирование   навыков диагностической  работы; закрепление, углубление и систематизация знаний, активизация  познавательных  процессов  и   учебной мотивации студентов.   диагностическим     Вопросы  и   практические  задания: 1. 2. Составление таблицы по диагностике. Назовите   задачи   психологической   диагностики   в   области логопедии. 3. Охарактеризуйте   принципы   диагностики   аномального   речевого развития. 4. Дайте   характеристику   типам   диагноза   (этиологический, симтоматический, типологический и пр.). 5. 6. Составление протокола обследования ребенка. На   основе   данных   психолого­педагогической   литературы составьте характеристику речевой и неречевой симптоматики при различных нарушениях речи. 7. Проведите обследование ребенка с речевой патологией. Опишите симптомы речевого нарушения. 8. Сопоставительный   анализ   речевых   нарушений.   Диагностически значимые показатели. 9. Сопоставительный   анализ   интеллектуальных   нарушений. Диагностически значимые показатели. 10. Сопоставительный   анализ   задержки   речевого   развития. Диагностически значимые показатели. 11. Подберите   диагностический   и   речевой   материал   для обследования ребенка 5 лет с нарушением речи и для обследования ребенка 5 лет с  нарушением интеллекта. 12. Организация диагностической деятельности логопеда. 13. Наглядно­дидактические средства диагностической деятельности логопеда. Раздел 4. Психолого­педагогическое   сопровождение  детей  с  ОВЗ Самостоятельная психолого­педагогическому сопровождению детей   с ОВЗ ориентирована на решение следующих задач: овладение     материалом;   формирование   навыков коррекционной   работы; закрепление, углубление и систематизация знаний, активизация  познавательных  процессов  и   учебной мотивации студентов. работа   коррекционным         по   Вопросы  и   практические  задания: 1.Психолого­педагогическое   изучение индивидуального обследования.   детей   в   процессе 2.Диагностическая   роль,   содержание   и   структура   фронтальных (групповых) логопедических занятий. 3.Психолого­педагогическая   документация   ребенка   с   речевыми нарушениями. 4.Содержание   диагностико­коррекционной   деятельности   логопеда   в структуре медико­психолого­педагогической консультации. 5.Подберите диагностический и речевой материал для индивидуального обследования ребенка и для фронтального обследования детей 6 лет с ОНР. 6.Составьте речевой профиль  группы 2 года обучения с ОНР. 7.Обследуйте ребенка с ОНР и заполните речевую карту. 8.Разработайте годовой план консультативной деятельности логопеда в ДОУ для детей с ОНР. 9.Изучите   материалы   обследования   ребенка   с   нарушением   речи   на ПМПК. Определите для него тип учреждения. 10. Подберите   инструментарий   для   диагностики   пространственных, временных и количественных понятий у детей с речевой патологией 5, 6, 7 лет. 11. Подберите   методы       комплексного   сопровождения     детей       с нарушениями развития. 12. Составление   плана   коррекционно­педагогической   работы   с обследуемым ребенком. Анализ данного плана. Раздел 5. Психологическое  изучение   семьи, воспитывающей  ребёнка с нарушениями  развития Самостоятельная   работа   по   психологическому   изучению   семей, воспитывающих   детей   с ОВЗ ориентирована на решение следующих задач: овладение   диагностическим   и коррекционным материалом; формирование навыков консультативной  работы; закрепление, углубление и систематизация знаний,   активизация    познавательных    процессов   и     учебной мотивации студентов. Вопросы  и   практические  задания: 1.Что понимается под психолого­педагогическим консультированием? 2.Раскройте   задачи,   принципы   и   формы   работы   с   семьей   ребенка   с проблемами в развитии. 3.Какова   роль   адекватного   мотивационного   запроса   родителей   при проведении диагностики и коррекционно­развивающей работы? 4.Раскройте консультирования.   этические   нормы   психолого­педагогического 5.Разработайте   конспект   беседы   с   родителями   ребенка   с   речевой патологией. 6.Методы анкетирования в работе с родителями:составление первичной анкеты для родителей. 7.Подобрать   анкеты   для   родителей   детей   дошкольного   возраста   для выявления проблем речевого развития.  8.Диагностика   родительского   отношения   и   семейного   воспитания: проблемы, методики диагностики.   9.Основные   психодиагностические   модели  в   изучении   детей   с нарушениями в развитии. 10. Применение   графических   методов   для   исследования внутрисемейных  взаимоотношений. Тематика   рефератов Раздел   1.   Теоретико­методологические     основы     психолого­ педагогической  диагностики   нарушений развития  детей 1. Возникновение группового тестирования. 2. Из   истории   контент­анализа   как   психодиагностической процедуры. 3. Отечественные работы в области психологической диагностики. 4. Технология создания и адаптации методик. 5. Требования к психометрической подготовке психолога. 6. Теоретические вопросы тестирования интеллекта. 7. Применение интеллектуальных тестов в зарубежной психологии на современном этапе. 8. Отечественные   методики,   направленные   на   диагностику умственного развития. 9. Психодиагностика черт личности. 10. Психодиагностика специальных способностей. 11. Диагностика учебных достижений. 12. Неформальные тесты достижений. 13. Психодиагностика мотивации. 14. Особенности диагностики мотивационной сферы дошкольника и младшего школьника. 15. Психодиагностика межличностных отношений. 16. Психодиагностика самосознания. 17. Диагностика   природных   психофизиологических   особенностей человека 18. Метод   наблюдения   в   диагностике   природных психофизиологических особенностей человека. 19. Рисуночные   пробы   как   средство   психологической   диагностики развития личности ребенка–дошкольника. 20. Новое   направление   в   разработке   и   использовании   личностных методик, применяемых для диагностики детей и подростков. 21. Основные тенденции развития психодиагностики. Раздел   3.   Особенности     психолого­педагогической     диагностики детей  с  речевыми  нарушениями 1. Особенности   социальной   адаптации   дошкольников   с   тяжелыми нарушениями речи при: дизартрии (ринолалии, алалии, заикании и др.). 2. Исследование   вербально­логической   форм   мышления   у   детей дошкольного возраста. 3. Диагностика внимания и особенности его характеристик (объем, распределенность, переключаемость, концентрация) у детей дошкольного и младшего школьного возраста. 4. ребенка. 5. Уровни   развития   коммуникативно­познавательной   способности Характеристика наглядно­образного мышления детей с речевыми расстройствами. 6. Характеристика пространственных представлений дошкольников с речевыми нарушениями. 7. Диагностика   психического   развития   учащихся   с   речевой патологией. 8. Диагностика   психического   развития   учащихся   с   речевой патологией 9. Обоснование   содержания   (подбор   экспериментальных   методик) психолого­педагогического изучения детей с ОВЗ. 10. Психолого­педагогическая характеристика детей с дислалией; 11. Психолого­педагогическая характеристика детей с дизартрией; 12. Психолого­педагогическая характеристика детей с алалией; 13. Психолого­педагогическая характеристика детей с дислексией; 14. Психолого­педагогическая характеристика детей с дисграфией. 15. Диагностика   игровой   деятельности   детей   с   речевыми нарушениями. 16. Диагностика   конструктивной   деятельности   детей   с   речевыми нарушениями. 17. Диагностика   изобразительной   деятельности   детей   с   речевыми нарушениями. 18. Диагностика   учебной   деятельности   детей   с   речевыми нарушениями. 19. Психолого­педагогическая диагностика речевого развития. Оценочные   средства   для   текущего   контроля   успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины. Текущий контроль. Формы контроля: тестирование, контрольные работы. Промежуточный  контроль. Формы контроля: зачет, экзамен  Тематика   контрольных   работ Раздел 2. Комплексный  подход   к  изучению   детей   с нарушениями развития  1. Психолого­педагогическое изучение умственно отсталых  дошкольников.  2. Психолого­педагогическое изучение умственно отсталых школьников.  3. Психолого­педагогическое изучение дошкольников с ЗПР.  4. Психолого­педагогическое изучение младших школьников с ЗПР.  5. Психолого­педагогическое изучение дошкольников с ОНР.  6. Психолого­педагогическое изучение дошкольников с нарушением  опорно­двигательного аппарата.  7. Психолого­педагогическое изучение школьников с нарушением  опорно­двигательного аппарата.  8. Психолого­педагогическое изучение дошкольников с нарушением  зрения.  9. Психолого­педагогическое изучение школьников с нарушением зрения. 10. Психолого­педагогическое изучение дошкольников с нарушением  слуха.  11. Психолого­педагогическое изучение школьников с нарушением слуха.  Тестирование  по  курсу «Психолого­педагогическая  диагностика  лиц  с ограниченными   возможностями  здоровья» Раздел   3.   Особенности     психолого­педагогической     диагностики детей  с  речевыми  нарушениями Выбрать правильный ответ: Средство кодирования опыта, средство общения, регулятор поведения – это А) структурные компоненты речи; Б) виды речевого высказывания; В) функции речи.                        Устная речь, письменная речь, внутренняя речь – это А) структурные компоненты речи; Б) функции речи; В) виды речевого высказывания. Звукопроизношение,   связное   высказывание,   словарь,   грамматический строй – это А) функции речи; Б) виды речевого высказывания; В) структурные компоненты речи. Говорение, слушание, письмо, чтение – это  А) структурные компоненты речи; Б) виды речевого высказывания; В) виды речевой деятельности. Артикуляция, фонация, просодика – это А) структурные компоненты речи; Б) виды речевого высказывания; В) речевые средства. Целью какого метода изучения психики является изучение психических проявлений   в   специально   смоделированных   условиях,   обеспечивающих активное проявление изучаемых явлений: А) наблюдения; Б) эксперимента; В) изучения результатов деятельности.   Целью какого метода изучения психики является изучение различных проявлений   психики   ребенка   в   условиях   естественной   деятельности   при минимальном вмешательстве извне: А) эксперимента;  Б) наблюдения; В) изучения результатов деятельности. Целью какого метода изучения психики является сбор фактического материала для изучения особенностей психического развития: А) эксперимента;  Б) изучения результатов деятельности; В) изучения документации. Целью какого метода изучения психики является сбор анамнестических данных и получение представления о причинах отклонений в развитии: А) изучения результатов деятельности; Б) изучения документации. В) эксперимента. Целью   какого   метода   изучения   психики   является   выяснение особенностей психических проявлений ребенка в процессе личного общения с ребенком, с родителями, лицами из микросоциального окружения ребенка: А) изучения результатов деятельности; Б) беседы; В) эксперимента. Для пациентов с каким речевым нарушением характерно болезненная фиксация на дефекте? А) заикание; Б) дизартрия; В) дислалия. Для   пациентов   с   каким   речевым   нарушением,   характерны   наряду   с недостаточностью звукопроизносительной  стороны речи нерезко выраженные нарушения   сферы, пространственно­временных   представлений,   оптико­пространственного гнозиса и конструктивного праксиса? эмоционально­волевой     внимания,   памяти, А) дизартрия; Б) дислалия; В) ринолалия. Для пациентов с какой речевой патологией характерны замедленные, вялые,   недостаточно   координированные,   неполные   по   объему   движения; замедленность   и   расстройства   восприятия   и  памяти,  внимания,  мышления; склонность к стереотипиям, персевирациям, нарушениям ориентировки?  А) брадилалия; Б) тахилалия; В) заикание. Для   пациентов   с   какой   речевой   патологией   характерны   быстрые   и стремительные   движения,   общее   моторное   беспокойство,   вазомоторные реакции   во   время   речи,   повышенная   переключаемость   внимания, недостаточный   объем   зрительной,   слуховой   памяти,   неустойчивость эмоционально­волевой сферы, недисциплинированность  А) тахилалия; Б) брадилалия; В) заикание. Для пациентов с какой речевой патологией характерно преобладающее нарушение вербальной памяти, снижение активной направленности в процессе припоминания сюжетной линии, последовательности событий, недостаточная активность наблюдательности; возможен речевой негативизм, замкнутость?  А) моторная алалия; Б) дизартрия; В) ринолалия. Системное недоразвитие речи  наблюдается у  А) детей с умственной отсталостью; Б) детей с моторной алалией; В) слабослышаших детей. Результаты  логопедического обследования  ребенка отражаются А) в речевой карте; Б) в индивидуальной тетради; В) в годовом плане. В содержание диагностического обследования ребенка на ПМПК  А) входит логопедическое обследование; Б) не входит логопедическое обследование; В) логопедическое обследование проводится по показаниям.  Диагностическая деятельность логопеда предусмотрена А) с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая; Б) в течение всего учебного года; В) сроки диагностической деятельности не определены. По результатам логопедического обследования логопед А) комплектует группы и подгруппы для занятий; Б) определяет точные сроки коррекционного обучения; В) оформляет  логопедический кабинет. В логопедическом заключении характер нарушения речи рекомендуется указывать на основе А)   психолого­педагогической     и   клинико­педагогической классификации; Б) клинико­педагогической классификации; В) психолого­педагогической классификации. Определите   вид   нарушения   у   ребенка   и   тип   образовательного учреждения, в котором ему может быть оказана помощь. Ребенку 5 лет 9 мес. Не умеет самостоятельно одеваться. Двигательно неловок.   Во   время   обследования   незнакомыми   специалистами   смеялся, пытался   обнять,  на   замечания   не   реагировал.   Предъявляемые   картинки   не заинтересовали   его   (он   брал   их,   бросал,   отодвигал   в   сторону).   Грубые нарушения   звуковой   и   слоговой   структуры   слов.   Словарный   запас   крайне ограничен.   Фраза   аграмматична.   Названия   частей   тела   знает,   правильно показывает.  Правую  –  левую   стороны   путает.  Родовые   категории (одежда, обувь, пища и др.) не усвоены, хотя с ребенком много занимаются родители и логопед.     Определите   вид   нарушения   у   ребенка   и   тип   образовательного учреждения, в котором ему может быть оказана помощь. Ребенок  5  лет.  Раннее   речевое  развитие   характеризуется  появлением первых слов в 2 года, словосочетаний в – 3, словарь пополнялся медленно. Физический   слух   в   норме.   Физическое   развитие   характеризуется соматической   ослабленностью,   частыми   простудными   заболеваниями. Поведение   адекватно,   правильно   понимает   и   оценивает   ситуацию, интересуется   игрушками,   способен   развернуть   сюжетную   игру.   В   речи отмечается   бедность   словарного   запаса,   фраза   аграмматична.   Грубое нарушение     отмечается   недифференцированное произношение свистящих и шипящих звуков. Нарушена слоговая структура слова: сокращает слова сложной слоговой структуры, при стечении согласных добавляется гласный звук. звукопроизношения, Определите   вид   нарушения   у   ребенка   и   тип   образовательного учреждения, в котором ему может быть оказана помощь. Ребенок 6 лет. Состояние органов артикуляционного аппарата в норме. Состояние речевой моторики – норма, физический слух сохранен. Состояние голосовой   функции   не   нарушено.   Темп   речи   в   норме.   Звукопроизношение характеризуется   смешением   свистящих   и   шипящих.   Фонематические процессы нарушены.  Определите   вид   нарушения   у   ребенка   и   тип   образовательного учреждения, в котором ему может быть оказана помощь. Ребенок   5   лет.   Жалобы   родителей   на   смазанную   речь.   В   анамнезе: длительный безводный период при родах, обвитие пуповины. Вскармливание искусственное.   Анатомическое   состояние   артикуляционного   аппарата   в норме. Речевая моторика – не может долго удержать артикуляционную позу, объем   движений   ограничен.   Мимика   бедная.   Голос   слабый,   тихий.   В звукопроизношении наблюдается замена свистящих звуков на шипящие, звук «л» отсутствуют, «р» – горловое. Фонематический слух не развит. Развитие связной речи и грамматического строя не соответствует возрасту.   Определите   вид   нарушения   у   ребенка   и   тип   образовательного учреждения, в котором ему может быть оказана помощь. Ребенок   6   лет.   В   анамнезе:   родовая   травма,   искусственное вскармливание. Жалобы родителей на нечеткую, монотонную, смазанную речь. При   обследовании   звукопроизношения   отмечено   искажение   свистящих   и шипящих звуков. Отсутствие звука «л», «р». Отмечается нарушение слоговой структуры   слов.   Голос   с   гнусавым   оттенком,   быстро   истощается.   Выдох слабый. Фонематический слух недостаточно развит. Грамматический строй и словарный   запас   соответствует   возрасту.   Моторное   развитие   отстает   от возрастной нормы.  Вопросы и задания  к зачёту  за раздел  1, 2. 1. Задачи психолого­педагогической  диагностики  2. Теоретико­методологическая   основа   психолого­педагогической диагностики нарушений развития.  3. Виды   диагностики   (скрининг­диагностика,   психолого­ педагогическая, дифференциальная диагностика).  4. Принципы психолого­педагогической  диагностики 5. История развития методов изучения детей с проблемами в развитии.  6. Роль   психолого­педагогической     диагностики   на   разных   этапах развития ребенка.  7. Методы психолого­педагогической  диагностики 8. Соотношение   основных   и   дополнительных   методов   в   изучении ребенка с нарушением развития.  9. Метод наблюдения. Роль педагогического наблюдения для изучения детей с проблемами в развитии.  10.Естественный психолого­педагогический эксперимент.  11.Метод   эксперимента.   Экс   пери   ментально­психологические методики.  12.Обучающий   эксперимент,   его   значение   для   изучения   детей   с проблемами в развитии.  13.Тестирование, его роль в изучении детей с нарушениями развития.  14.Рисуночные   тесты,   их   значение   для   психодиагностики   нарушений развития. 15.Психолого­педагогический консилиум. Состав, задачи, организация и содержание работы.  16.Психолого­медико­педагогическая   комиссия,   нормативно­правовая база. Состав, организация и содержание работы по комплектованию специальных образовательных учреждений.  Вопросы и задания  к экзамену  за раздел  3,4,5. 1. Предмет, цели и задачи психолого­педагогической диагностики. 2. Подходы к изучению развития детей. 3. Характеристика   основных   форм   и   методов   обследования   ребенка раннего возраста. 4. Характеристика   основных   форм   и   методов   обследования   ребенка дошкольного  возраста. 5. Перечислите   виды   нарушений   развития   в   раннем   и   младшем возрасте. 6. Опишите   особенности   психического   развития   при   общем недоразвитии речи. 7. Опишите   особенности   развития   речи   при   задержке   речевого развития. 8. Организация обследования ребенка раннего и младшего возраста. 9. Структура и алгоритм проведения обследования. 10.Исследование   памяти   в   раннем   возрасте.   Задания,   инструкции, характер выполнения заданий. 11.Исследование   внимания   в   раннем   возрасте.   Задания,   инструкции, характер выполнения заданий. 12.Исследование восприятия в раннем возрасте. Задания, инструкции, характер выполнения заданий. 13.Исследование   мышления   в   раннем   возрасте.   Задания,   инструкции, характер выполнения заданий. 14.Исследование   импрессивной   речи   в   раннем   возрасте.   Задания, инструкции, характер выполнения заданий. 15.Исследование   экспрессивной   речи   в   раннем   возрасте.   Задания, инструкции, характер выполнения заданий. 16.Моделирование   коррекционно­развивающего   маршрута   по   схеме психолого­педагогических новообразований. 17.В чем суть консультирования родителей специалистами? 18.Этические нормы психолого­педагогического консультирования. 19.Диагностическая работа с родителями ребенка. 20.Формирование адекватного мотивационного запроса родителей. 21.Проектирование коррекционно­воспитательной работы с семьей. 22.Формы   предъявления   заключения   и   проекта   коррекционно­ воспитательной работы. 23.Организация консультативной работы с семьей. Формы контроля. 24.Организация обследования ребенка в ПМПК.  25.Дифференциальная диагностика детей  с нарушениями  развития. 7. Данные учета успеваемости студентов БАРС Таблица 1. Таблица максимальных баллов по видам учебной деятельности (5­6 семестр) 1 2 3 4 5 6 7 8 Лекци Лабораторны и е занятия Практическ ие занятия Самостоятел ьная работа Автоматизир Другие виды ованное тестирование учебной деятельности Промежуточна я аттестация Итого 5 5 10 0 0 0 5 5 10 20 20 40 0 0 0 0 0 0 0 40 40 30 70 100 Программа оценивания учебной деятельности студента 5 семестр Лекции Посещаемость, опрос, активность и др.  – от 0 до 5 баллов. Лабораторные занятия  Не предусмотрено Практические занятия  Посещаемость, опрос, активность и др.  – от 0 до 5 баллов. Самостоятельная работа Контрольная работа ­ от 0 до 20 баллов Автоматизированное тестирование Не предусмотрено Дополнительно Не предусмотрено Таким   образом,   максимально   возможная   сумма   баллов   за   все   виды учебной деятельности студента за пятый семестр по дисциплине «Психолого­ педагогические основы личностного развития» составляет 30 баллов. 6 семестр Лекции Посещаемость, опрос, активность и др.  – от 0 до 5 баллов. Лабораторные занятия  Не предусмотрено Практические занятия Посещаемость, опрос, активность и др.  – от 0 до 5 баллов. Самостоятельная работа реферат ­ от 0 до 5 баллов диагностическая программа ­ от 0 до 5 баллов тестирование ­ от 0 до 10 баллов Автоматизированное тестирование Не предусмотрено Дополнительно Не предусмотрено Промежуточная аттестация 31­40  баллов – ответ на «отлично» 21­30 баллов – ответ на «хорошо» 11­20 баллов – ответ на «удовлетворительно» 0­10 баллов – ответ на «неудовлетворительно» Таким   образом,   максимально   возможная   сумма   баллов   за   все   виды учебной   деятельности   студента   за   шестой   семестр   по   дисциплине «Психолого­педагогические основы личностного развития » составляет 70 баллов. Максимальное   количество   баллов   по   итогам   освоения   дисциплины   в течение двух семестров – 100 баллов. Таблица 1. Таблица максимальных баллов по видам учебной деятельности (7­8 семестр) 1 2 3 4 5 6 7 8 Лекци Лабораторны и е занятия Практическ ие занятия Самостоятел ьная работа Автоматизир Другие виды ованное тестирование учебной деятельности Промежуточна я аттестация Итого 5 5 10 0 0 0 5 5 10 10 10 20 0 0 0 0 0 0 20 40 60 40 60 100 Программа оценивания учебной деятельности студента 7 семестр Лекции Посещаемость, опрос, активность и др.  – от 0 до 5 баллов. Лабораторные занятия  Не предусмотрено Практические занятия  Посещаемость, опрос, активность и др.  – от 0 до 5 баллов. Самостоятельная работа Реферат (от 0 до  5 баллов). Доклад  (от 0 до  5 баллов). Автоматизированное тестирование Не предусмотрено Дополнительно Не предусмотрено Таким   образом,   максимально   возможная   сумма   баллов   за   все   виды учебной   деятельности   студента   за   седьмой   семестр   по   дисциплине «Психолого­педагогические основы личностного развития » составляет 40 баллов. Таблица 2.  Пример пересчета полученной студентом суммы баллов по дисциплине « Социальная психология» в оценку (зачет): 30 баллов и более «зачтено» (при недифференцированной оценке) Меньше 30 баллов «не зачтено» 8 семестр Лекции Посещаемость, опрос, активность и др.  – от 0 до 5 баллов. Лабораторные занятия  Не предусмотрено Практические занятия Посещаемость, опрос, активность и др.  – от 0 до 5 баллов. Самостоятельная работа проект ­ от 0 до 5 баллов презентация ­ от 0 до 5 баллов Автоматизированное тестирование Не предусмотрено Дополнительно Не предусмотрено Промежуточная аттестация 31­40  баллов – ответ на «отлично» 21­30 баллов – ответ на «хорошо» 11­20 баллов – ответ на «удовлетворительно» 0­10 баллов – ответ на «неудовлетворительно» Таким   образом,   максимально   возможная   сумма   баллов   за   все   виды учебной   деятельности   студента   за   восьмой   семестр   по   дисциплине «Психолого­педагогические основы личностного развития » составляет 60 баллов. Максимальное   количество   баллов   по   итогам   освоения   дисциплины   в течение двух семестров – 100 баллов. 8.   Учебно­методическое  обеспечение дисциплины  «Психолого­педагогическая   диагностика   развития   лиц   с ограниченными возможностями здоровья» информационное  и  а) основная литература: 1. Александров   А.   А.           Психодиагностика   и   психокоррекция [Электронный ресурс] / Александров А. А. ­ СПб. : Питер, 2010. ­ 384  с. ­Режим   доступа:  exe/ IBOOKS  cgiirbis  _64.    64   r  _91/    ://   library  .  ru   /  cgi  /  irbis    .  sgu   ­  bin   http           ://   www  2. Бурлачук Л. Ф.     Психодиагностика: Учебник для вузов. 2­е изд. [Электронный ресурс] / Бурлачук Л. Ф. ­ СПб. : Питер, 2010. ­ 384 с.­ Режим доступа: http   .  ru   /  search б) дополнительная литература: 1. Возрастно­психологический подход в консультировании детей и подростков   [Текст]   :   учеб.   пособие   для   вузов   /   Г.   В.   Бурменская,   В.   И. Захарова, О. А. Карабанова –М.:Академия,2002. ­ 416 с.  .  biblioclub    =  search  ?  action  &   first  .  php   =1/          2.Краузе   М.   П.   Дети   с   нарушениями   развития   :   психологическая помощь родителям  [Текст] : учеб. пособие / М. П. Краузе ; авт. предисл. Й. Фенглера ; пер. с нем. К. А. Назаренян, 2006. ­ 208 с. 3. Лебединский В. В. Нарушение психического развития в детском возрасте [Текст] : учеб. пособие для студентов психол. фак. вузов / В. В. Лебединский –М.:Академия, 2007. ­ 144 с. 4. Олиференко   Л.   Я.   Социально­педагогическая   поддержка   детей группы   риска   [Текст]   :   учеб.   пособие   для   студентов   пед.   вузов   /   Л.   Я. Олиференко, Т. И. Шульга, И. Ф. Дементьева, 2002. ­ 256 с. 5. Психолого­педагогическая   диагностика   [Текст]   :   учеб.   пособие для студентов пед. вузов / И. Ю. Левченко ; под ред. : И. Ю. Левченко, 2005. ­ 320 с. 6.Стребелёва   Е.   А.   Психолого­педагогическая     диагностика нарушения  в развитии  детей  раннего  и дошкольного   возраста –М.:Владос, 2010.­144с. в) программное обеспечение и  Интернет­ресурсы:  http  библиотека).  ://   p  syvoren  .  ru   /  bibliot  .  narod    .  htm      (Виртуальная   психологическая  .  htm (описание психологических тестов).  ://   vch   http   .  narod     www   .  infamed    www   .  etoast  .  test      http://www   .  psy  методик, тренингов  http://www   /  psy   / (психологические  .  ru   /  lib   .  com   .  ru (психологические тесты).  ­  files       тесты).   .  ru  –  Сборник   психологических   тестов,   книг,  .  azps    .  ru  –  А.Я.   Психология:   описания   психологических тестов, тестирование он­лайн, тренинги, упражнения, статьи, советы психологов  .  ru  –   российская   психология   –   информационно­  http://www   .  rospy   аналитический портал  http   ://   www.  ise.  edu.  mhost.ru  /Официальный     сайт    коррекционной педагогики  РАО  http://www. Logoped.ru/ Логопед  http   ://   www.  Webcenter.ru/   Информационная     система     «Особый ребёнок»  ://   www. Specialneeds.ru/Дети с  особенностями  развития  ://   www. Osoboedetstvo.ru /Особое  детство  ://   www   http   http   http   http://  http://www. defectolog.ru/Дефектолог  curative. сhat.ru/Центр  лечебной  педагогики  /  pp   .  ru   /Логопедический  сайт для  взрослых и детей  .  Logos     9.Материально­техническое   обеспечение   дисциплины  «Психолого­ педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья» Мультимедийные   методы психодиагностики  (разработанные   программные   продукты   ­   методики тестирования и обработки результатов).   компьютеризированные средства,   Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО     по направлению   «Специальное   (дефектологическое)   образование     и   профилю подготовки «Логопедия». Автор:  ст. преподаватель кафедры  ДПиП  Котова Т.А.  Программа разработана в 2011 году (одобрена на заседании  кафедры  дошкольной  педагогики и  психологии, протокол № 1 от 29 августа 2011 год) Рабочая программа дисциплины   составлена в соответствии с требованиями приказа Министерства образования и науки РФ № 1367 от 19.12.2013 г. о порядке   организации   и   осуществления   образовательной   деятельности   по образовательным   программам   высшего   образования   –   программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры Программа актуализирована и одобрена на заседании   кафедры дошкольной педагогики и  психологии  от   ________________________года, протокол № ____. Подписи: Автор программы ____________________  ст. преподаватель Котова Т.А. Зав.кафедрой ДПиП __________________  к.п.н., доцент Казанкова  Е. А. Декан   факультета ЕНиПО ______________к.с/х.н., доцент Занина М.А. (факультет, где разрабатывалась программа) Декан факультета ЕНиПО _______________ к.с/х.н., доцент Занина М.А. (факультет, где реализуется программа)

Дисциплина «Психолого-педагогическая диагностика развития лиц

Дисциплина «Психолого-педагогическая диагностика развития лиц

Дисциплина «Психолого-педагогическая диагностика развития лиц

Дисциплина «Психолого-педагогическая диагностика развития лиц

Дисциплина «Психолого-педагогическая диагностика развития лиц

Дисциплина «Психолого-педагогическая диагностика развития лиц

Дисциплина «Психолого-педагогическая диагностика развития лиц

Дисциплина «Психолого-педагогическая диагностика развития лиц

Дисциплина «Психолого-педагогическая диагностика развития лиц

Дисциплина «Психолого-педагогическая диагностика развития лиц

Дисциплина «Психолого-педагогическая диагностика развития лиц

Дисциплина «Психолого-педагогическая диагностика развития лиц

Дисциплина «Психолого-педагогическая диагностика развития лиц

Дисциплина «Психолого-педагогическая диагностика развития лиц

Дисциплина «Психолого-педагогическая диагностика развития лиц

Дисциплина «Психолого-педагогическая диагностика развития лиц

Дисциплина «Психолого-педагогическая диагностика развития лиц

Дисциплина «Психолого-педагогическая диагностика развития лиц

Дисциплина «Психолого-педагогическая диагностика развития лиц

Дисциплина «Психолого-педагогическая диагностика развития лиц

Дисциплина «Психолого-педагогическая диагностика развития лиц

Дисциплина «Психолого-педагогическая диагностика развития лиц

Дисциплина «Психолого-педагогическая диагностика развития лиц

Дисциплина «Психолого-педагогическая диагностика развития лиц

Дисциплина «Психолого-педагогическая диагностика развития лиц

Дисциплина «Психолого-педагогическая диагностика развития лиц

Дисциплина «Психолого-педагогическая диагностика развития лиц

Дисциплина «Психолого-педагогическая диагностика развития лиц

Дисциплина «Психолого-педагогическая диагностика развития лиц

Дисциплина «Психолого-педагогическая диагностика развития лиц

Дисциплина «Психолого-педагогическая диагностика развития лиц

Дисциплина «Психолого-педагогическая диагностика развития лиц

Дисциплина «Психолого-педагогическая диагностика развития лиц

Дисциплина «Психолого-педагогическая диагностика развития лиц

Дисциплина «Психолого-педагогическая диагностика развития лиц

Дисциплина «Психолого-педагогическая диагностика развития лиц

Дисциплина «Психолого-педагогическая диагностика развития лиц

Дисциплина «Психолого-педагогическая диагностика развития лиц

Дисциплина «Психолого-педагогическая диагностика развития лиц

Дисциплина «Психолого-педагогическая диагностика развития лиц

Дисциплина «Психолого-педагогическая диагностика развития лиц

Дисциплина «Психолого-педагогическая диагностика развития лиц

Дисциплина «Психолого-педагогическая диагностика развития лиц

Дисциплина «Психолого-педагогическая диагностика развития лиц

Дисциплина «Психолого-педагогическая диагностика развития лиц

Дисциплина «Психолого-педагогическая диагностика развития лиц
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.02.2018