СОДЕРЖАНИЕ
Дивергентное мышление и его характеристики
Дивергентное мышление – метод творческого мышления, применяемый обычно для решения проблем и задач. Заключается в поиске множества решений одной и той же проблемы. Дивергентное мышление лежит в основе креативности, а дивергентные способности, т.е. проявление нестандартности мысли, – фундамент любого творчества.
Целью дивергентного мышления является развитие исследовательского интереса.
Основные характеристики данного типа мышления:
Способность разрабатывать, детализировать идеи, не забывая воплощать их в жизнь.
Беглость в создании большого количества идей или во время разрешения проблемы.
Умение производить оригинальные идеи, не затертые стереотипным мышлением.
Проявление гибкости в одновременном поиске подходов к каждой отдельной проблеме.
Дивергентное мышление позволяет выйти за рамки стереотипов и шаблонов, найти нечто новое, способное вдохновлять, взглянуть на обыденные вещи под иным углом.
ГРУППА ДИВЕРГЕНТНЫХ МЕТОДОВ И ЗАДАЧ | ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ МЕТОДЫ И ЗАДАЧИ |
Вербальные дивергентные методы и задачи | задачи, связанные с разнообразием использования предметов |
методика «Три слова» | |
игры со словами и предложениями | |
задачи на поиск причин событий | |
поиск альтернативных способов действий | |
метод словесных ассоциаций | |
генерация идей | |
метод фокальных объектов | |
сочинение сказок, историй, рассказов | |
посмотри на мир чужими глазами | |
Невербальные дивергентные методы и задачи | головоломки для развития воображения и креативности |
задачи на развитие гибкости мышления | |
Дивергентные задачи на объёмно-пространственное мышление | нахождение предметов с различным количеством осей симметрии |
задачи на построение и конструирование геометрических фигур |
2. Группы дивергентных методов и задач
3. Формирование дивергентного мышления младших школьников
4. Подбирая задания, надо учитывать, что:
5. Задания для развития творческого мышления в начальной школе
5.1 Русский язык
Подберите цепочку существительных.
5.2. Литературное чтение
5.3. Окружающий мир
«Что случится, если……» ( исчезнут комары, не станет дождей, люди вырубят леса);
«Поиск способов применения предмета»;
«Кто может издавать такой звук?» (прослушивается звук – скрип снега, шум дождя, звон бубенчика, звук подбирать неоднозначный и необычный);
«Нарисуй волшебный лес, волшебную страну»;
Кроссворды по теме урока;
Рассказы по темам урока:
«Если бы ты был мэром нашего города…»;
«Если бы ты был кошкой….» и т.д.;
Придумать загадки.
5.4 . Математика
Имеет большие возможности в развитии не только абстрактного, понятийного, алгоритмического мышления, но и творческого. В своей практической деятельности апробировалось большое количество приёмов, направленных на формирование дивергентного мышления и попыталась их классифицировать:
задачи с несформулированным вопросом;
задачи с недостающими данными;
задачи с излишними данными;
задачи с несколькими решениями;
задачи с меняющимся содержанием;
задачи на соображение, логическое мышление.
дивергентные задачи, связанные с движением;
комбинаторные задачи;
задачи на построение и конструирование геометрических фигур
задачи на оптимизацию
задачи на магические квадраты;
задачи на общность признаков;
задачи на версии причин событий;
задачи на составление по заданному решению или уравнению;
прогностические задачи;
«Человек – цифра». Преподаватель называет цифры от одного до девяти. Задача детей – показать эти цифры с помощью своего тела. Двухзначные цифры показываются в парах. Трехзначные – тремя детьми и т. п. Последняя цифра содержит столько знаков, сколько детей в группе;
«Волшебная мозаика» (учить детей создавать в воображении предметы, основываясь на схематическом изображении деталей этих предметов);
«Дорисуйте графическое изображение»;
«Составьте бусы из геометрических фигур, используя повтор».
5.5. И З О
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.