Дивергентное мышление и его развитие у учащихся

  • pptx
  • 28.11.2024
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Презентация _Дивергентное мышление и его развитие у учащихся_.pptx


« Дивергентное мышление и его развитие у учащихся »

СОДЕРЖАНИЕ

Дивергентное мышление и его характеристики
Группы дивергентных методов и задач
Формирование дивергентного мышления младших школьников
Условия подбора заданий
Задания для развития творческого мышления на уроках в начальной школе
Русский язык
Литературное чтение
Окружающий мир
Математика
ИЗО
6. Формы и методы, развивающие дивергентное мышление


Дивергентное мышление и его характеристики

Дивергентное мышление – метод творческого мышления, применяемый обычно для решения проблем и задач. Заключается в поиске множества решений одной и той же проблемы. Дивергентное мышление лежит в основе креативности, а дивергентные способности, т.е. проявление нестандартности мысли, – фундамент любого творчества.

Целью дивергентного мышления является развитие исследовательского интереса.

Основные характеристики данного типа мышления:
Способность разрабатывать, детализировать идеи, не забывая воплощать их в жизнь.
Беглость в создании большого количества идей или во время разрешения проблемы.
Умение производить оригинальные идеи, не затертые стереотипным мышлением.
Проявление гибкости в одновременном поиске подходов к каждой отдельной проблеме.

Дивергентное мышление позволяет выйти за рамки стереотипов и шаблонов, найти нечто новое, способное вдохновлять, взглянуть на обыденные вещи под иным углом.


ГРУППА ДИВЕРГЕНТНЫХ МЕТОДОВ И ЗАДАЧ

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ МЕТОДЫ И ЗАДАЧИ

Вербальные дивергентные методы и задачи

задачи, связанные с разнообразием использования предметов

методика «Три слова»

игры со словами и предложениями

задачи на поиск причин событий

поиск альтернативных способов действий

метод словесных ассоциаций

генерация идей

метод фокальных объектов

сочинение сказок, историй, рассказов

посмотри на мир чужими глазами

Невербальные дивергентные методы и задачи

головоломки для развития воображения и креативности

задачи на развитие гибкости мышления

Дивергентные задачи на объёмно-пространственное мышление

нахождение предметов с различным количеством осей симметрии

задачи на построение и конструирование геометрических фигур

2. Группы дивергентных методов и задач

3. Формирование дивергентного мышления младших школьников

Это интересный, увлекательный, но вместе с тем очень сложный процесс. Учитель в своей деятельности должен ориентироваться на следующие способы стимуляции дивергентной активности учащихся:
Обеспечение благоприятной атмосферы.
Доброжелательность со стороны учителя, его отказ от высказывания оценок и критики в адрес ребенка способствует свободному проявлению дивергентного мышления.
Обогащение окружающей среды самыми разнообразными новыми для него предметами и стимулами с целью развития его любознательности.
Поощрение высказывания оригинальных идей.
Обеспечение возможностей для упражнения и практики.
Широкое использование вопросов дивергентного типа применительно к самым разнообразным областям.
Использование личного примера творческого подхода к решению проблем.
Предоставление детям возможности активно задавать вопросы.  

4. Подбирая задания, надо учитывать, что:

1. Необходимо точно знать их цель, каких результатов нужно добиться.
2. Необходимо следить за точностью выполнения, чтобы своевременно проводить коррекцию, если в том возникла нужда, не закрепляя ошибок, следить за результатами упражнений, анализировать, какие достигнуты успехи и на каких недостатках следует фиксировать свое внимание, чтобы устранить их.
3. Количество задач и упражнений, зависящее от индивидуально-психологических особенностей школьников, должно быть достаточным для овладения умением принимать тот или иной прием рассуждений, действий, позволяющих решить проблему.
4. Упражнения не должны быть случайным набором однотипных задач, они должны способствовать развитию самостоятельности и творчества, для чего в их основу надо положить определенную систему, четко спланированную последовательность, их постепенное усложнение, представление известных объектов в нестандартной обстановке.
5. Упражнения не должны прерываться на длительное время, развитие мышления требует постоянной нагрузки на интеллект, возникновение трудностей на пути мыслительной деятельности ученика.

5. Задания для развития творческого мышления в начальной школе
5.1 Русский язык

Конструирование предложений с определённым грамматическим заданием: с данными словами или словосочетаниями; предложений заданных типов; по заданной схеме; по предложенному началу; на определённую тему в сочетании с каким-либо грамматическим заданием и т.п.

Подберите ассоциации к признаку.
1.(звонкий) - голос, звонок, пианино…
2.(хрупкий) - ваза, веточка, музейный экспонат…

 Создайте свои метафоры.
1.(линейка) - дорога, рельсы, след от самолета, прямой человек, мать прямых линий…
2.(пылесос) - комнатный ветер…
3.(дождь) - небесные слёзы…

Составьте текст из вырезок газет, текст-телеграмму из слова; посвятите свое сочинение звуку или слову; составьте кроссворд; приготовьте «салат» из сказок или композицию на тему из человеческих фигур.

Расшифруйте свое имя, дав характеристику: С- спокойный, А-аккуратный, Ш-шустрый, А-активный.

Подберите цепочку существительных.

1. По общему слову: МЕБЕЛЬ-диван, тумбочка, стул…
2. По общему признаку: ДЕРЕВЯННЫЙ - дом, карандаш, линейка…
3. Родственные с ключевым словом: ЛЕС-лесник, лесовоз, перелесок…
4. Со спрятанным внутри: ЕЛЬ - мебель, сельдь, белье…
СТО – сторож, столица, чистота…
5. По концу-началу: ТИГР-рысь, слон, носорог…
6. Собственных, на каждую букву: ИРА-Игорь, Роман, Антон.
7. По алфавиту - растения, животные, географические объекты и т.д.)
8. С увеличением-уменьшением: - стол, печка, машина…
лев, кресло, кукла…

5.2. Литературное чтение

«Вживание в образ литературного героя»;
Литературные вечера «В стране смешных историй»«В гостях у любимых сказок» ;
Интеллектуальные викторины;
Составление сюжета по картинкам;
«Крокодил» со сказочными персонажами и характерами;
«Придумай окончание истории»; 
«Какое неожиданное чудо!». Детям предлагается ряд вопросов для совместного рассуждения: что могло бы быть, если….
1) Если бы люди научились лазать по деревьям как кошки…….
2) Если бы коровы научились говорить как люди…..
3) Если бы сны можно было записывать на видеокамеру и показывать по телевизору….
4) Если бы дождь шел вверх…….
5) Если бы из водопровода лился сок…..

 5.3. Окружающий мир

«Что случится, если……» ( исчезнут комары, не станет дождей, люди вырубят леса);
«Поиск способов применения предмета»;
«Кто может издавать такой звук?» (прослушивается звук – скрип снега, шум дождя, звон бубенчика, звук подбирать неоднозначный и необычный);
«Нарисуй волшебный лес, волшебную страну»;
Кроссворды по теме урока;
Рассказы по темам урока:
«Если бы ты был мэром нашего города…»;
«Если бы ты был кошкой….» и т.д.;
Придумать загадки.

5.4 . Математика 

Имеет большие возможности в развитии не только абстрактного, понятийного, алгоритмического мышления, но и творческого.  В своей практической деятельности апробировалось большое количество приёмов, направленных на формирование дивергентного мышления и попыталась их классифицировать:
задачи с несформулированным вопросом;
задачи с недостающими данными;
задачи с излишними данными;
задачи с несколькими решениями;
задачи с меняющимся содержанием;
задачи на соображение, логическое мышление.
дивергентные задачи, связанные с движением;
 комбинаторные задачи;
 задачи на построение и конструирование геометрических фигур
 задачи на оптимизацию
 

задачи на магические квадраты;
 задачи на общность признаков;
 задачи на версии причин событий;
 задачи на составление по заданному решению или уравнению;
 прогностические задачи;

«Человек – цифра». Преподаватель называет цифры от одного до девяти. Задача детей – показать эти цифры с помощью своего тела. Двухзначные цифры показываются в парах. Трехзначные – тремя детьми и т. п. Последняя цифра содержит столько знаков, сколько детей в группе;
«Волшебная мозаика» (учить детей создавать в воображении предметы, основываясь на схематическом изображении деталей этих предметов);
«Дорисуйте графическое изображение»;
«Составьте бусы из геометрических фигур, используя повтор».

 5.5. И З О

«Создайте 2 одинаковых рисунка с 5 отличиями»;
«Создайте свое изображение предмета по теме»;
«Усовершенствуйте игрушку»;
«Разделите предмет на части и создайте новый»;
«Нарисуй картину под названием….» (зоопарк, порт и т.д., так чтобы не было одинаковых объектов).
"Облака-загадки". Ребенку необходимо определить, на что похожи изображенные на рисунках облака (чернильные пятна). Хорошо, если он сможет увидеть в каждом облаке хотя бы один персонаж.
«Дорисуйте графическое изображение»;




6. Формы и методы, развивающие дивергентное мышление