Государственное бюджетное образовательное учреждение
«Турунтаевская специальная коррекционная школа-интернат»
СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
ТЕМА: «ОФОРМЛЕНИЕ ШКОЛЬНОГО ИНТЕРЬЕРА»
2018-2019 учебный год
Руководитель проекта:
Ушакова Валентина Николаевна, учитель начальных классов
Творческая группа:
Добрынина Наталья Антоновна, зам.директора по воспитательной работе;
Хамуева Елена Владимировна, учитель начальных классов;
Добрынина Надежда Валентиновна, учитель начальных классов;
Савельева Наталья Борисовна, учитель русского языка и литературы;
Седунова Наталья Ивановна, учитель истории, библиотекарь;
Кащеев Николай Александрович, учитель математики;
Соколова Марина Владимировна, учитель технологии, педагог-организатор,
Грешилова Ирина Геннадьевна, воспитатель,
Григорьева Эльвира Леонидовна, воспитатель,
Низовцева Галина Анатольевна, воспитатель,
Коношонкина Татьяна Николаевна, воспитатель,
Долгобородова Тамара Алексеевна, воспитатель,
Подкорытова Наталья Ивановна, воспитатель,
Чернецкая Марина Николаевна, воспитатель,
Тттян Алексей Николаевич, воспитатель,
Кузьмина Татьяна Викторовна, воспитатель,
Багун Ирина Ивановна, воспитатель,
Ястребова Лидия Александровна, воспитатель.
Обучающиеся ГБОУ «Турунтаевская СКОШИ»
Сроки реализации проекта: неограничен
Направление проекта: «Социальный проект»
Вид проекта: долгосрочный, внутришкольный, информационный,
практико – ориентированный.
Постановка проблемы
Сегодня мы наблюдаем новый виток развития школы как общественного института. Школа давно выполняет гораздо больше социальных и просветительских функций, чем мы привыкли считать. Это и образовательное учреждение, и музей, и методологическое сообщество, и профориентационное заведение, и центр дополнительного образования, и площадка для проведения различных конференций, мероприятий, курсов.
Именно сейчас мы вплотную подошли к тому моменту, когда внешний облик образовательных учреждений нуждается в серьезных изменениях. Интерьеры площадок должны быть статусными, презентабельными, должны отвечать современным представлениям о комфортной среде.
Еще
одна сторона медали, о которой нельзя умолчать, это результаты исследований в
области психологии учебного процесса. Западные и российские ученые в один голос
твердят: от планировки, цветовых решений и светового оформления пространства
напрямую зависит мотивация детей к учебе, их успеваемость и комфорт пребывания
в школьных стенах. Так, например, психологи Кембриджского университета в своей
научной работе «TheSchoolI'dLike. ReflectionsonanEducationforthe 21st Century.
London» пришли к неутешительным выводам: подросткам не хватает ярких красок в
учебных помещениях. Строгая и скучная отделка заставляет многих чувствовать
себя в школе некомфортно.
Аналогичные российские исследования (в частности, проведенное сотрудниками
Московского архитектурного института) показали: в том, что у школьников
снижается мотивация к обучению, не последнюю роль играет среда — одноликая
архитектура зданий и монотонные интерьеры. Подавляющее большинство опрошенных
ребят заявили, что им не хватает благоустроенных кабинетов и коридоров, яркого
оформления стен и общественных зон отдыха.
Наконец, процесс изменения парадигмы российского образования — это еще один повод всерьез задуматься о пересмотре устоявшихся взглядов на внутренний дизайн школ. Ведь интерьер давно уже не ограничивается только декоративными целями — он позволяет упростить решение многих педагогических задач.
Решение о том, что необходимо подумать об оформлении учебного корпуса, пришло давно. Но перед нами были определенные трудности: далеко не у всех школ есть средства для привлечения к работе профессиональных дизайнеров, способных взглянуть на площадки под новым углом, пришлось столкнуться с условиями ограниченности бюджета и сроков косметического ремонта.Но благодаря совместной, сплоченной работе активной творческой группы, а также при поддержке администрации школы в лице директора, появилась возможность воплотить в жизнь дизайнерский проект по оформлению школы. Этот проект даст возможность обучающимся школы попробовать себя в роли дизайнеров и художников, ведьребят необходимо учить чувствовать, понимать, ценить и, что самое главное, творить красоту. Нужно делать все необходимое, чтобы помещения школы были благоустроенными, ведь это дом, в котором они проводят так много времени, а в нем должно быть уютно и комфортно. Поэтому у нас в школе много внимания уделяется эстетическому оформлению помещений. Эта проблема для обучающихся нашей школы актуальна, так как её решение формирует у детей эстетический вкус, умение работать в группе с педагогами и своими сверстниками.Чувство ответственности за выполнение своей работы и желание изменить облик школы к лучшему, что обязательно сможет пригодиться им в самостоятельной жизни.
Цель проекта:
Создание эстетически благоприятных условий для обучения и отдыхавоспитанников.
Задачи проекта:
- обеспечение воспитанникам возможности осуществления пробы сил в оформлении интерьера;
- формирование навыков осознанного восприятия трудового долга и чувства социальной ответственности;
- создание условий для формирования у обучающихся школы-интерната знаний и умений, которые потребуются в самостоятельной жизни;
- создание условий для формирования у воспитанников понимания важности их личного труда для общества;
- привитие обучающимсяэстетического вкуса;
- сплочение участников образовательного процесса в дружную творческую группу, работающую на общий результат.
Гипотеза работы
В процессе внеурочной деятельности мы решили использовать метод творческих проектов, ведь это способствует развитию индивидуальных способностей и выявлению творческого потенциала обучающихся.
Суть этой работы состоит в том, что каждый из участников творческой группы сможет проявить себя в совместной работе. Все участники могут выбрать себе работу по душе, объем работы, материалы, все цветовые сочетания и при желании изменить их.
Свою задачу творческий
коллектив видит в следующем: помочь школьникамсделать правильный выбор композиции
с учетом их склонностей, интересов, возможностей, возрастных особенностей, а
также оказывать необходимую помощь непосредственно во время выполнения работы.
В каждой работе важно авторство, каждое произведение искусства — это
выражение сокровенного «я». Выполняя работу не по заданию, а по желанию, обучающиеся
вкладывают частичку своей души в каждое
творение.Поэтому интерьер,
который мы решили оформить должен получиться очень «тёплым».
Оригинальность проекта
Когда мы только решили заняться осуществлением этого проекта - уже тогда было ясно, что задумка наша будет оригинальной. Ведь мы хотим оформить интерьер не фабричными картинами, а работами прикладного творчества, выполненными своими руками. Даже если кто-то решит повторить наш проект, это будет невозможно. Ведь каждая работа выполнена по усмотрению автора, по его представлению о цветовом решении и является эксклюзивной.
Методы проектной деятельности
На свете много творческих людей. Среди детей с ОВЗ их тоже не мало. Без творчества мир был бы неинтересен и скучен.Сущность метода творческих проектов создавать что-то новое, интересное, разрабатывать проект, собственную конструкцию, которую нигде «не подсмотришь».Все люди имеют право быть разными, ивидеть этот мир по-своему.
В широком смысле социальный проект — это модель самой человеческой деятельности, направленная на изменение социальной ситуации. Сущность социального проектированиясостоит в конструировании желаемых состояний будущего. Социальное проектирование - вид деятельности, который имеет непосредственное отношение к развитию социальной сферы, преодолению разнообразных социальных проблем в вопросах воспитания подрастающего поколения. Работа над проектом и его реализация в школьном учреждении позволяет поставить ребенка в позицию, позволяющую на практике реализовывать знания, выбирать ценности и линию поведения, совершать правовые и нравственные поступки. Эти технологии формируют в детях понимание того, что от их действий зависит не только их собственное благополучие, но и благополучие других людей.
Плюсы данного решения
Это действительно жизнеспособный проект, который в современных условиях может решить актуальные проблемы образовательного учреждения.
Информация на
стене может чему-то научить. То, что написано в учебниках – это уроки, домашние
задания… А эта же информация, но оформленная в рамках пространства, привлекает
внимание учеников и неосознанно запоминается лучше!
Стена будит воображение
Безусловно, самая богатая фантазия – у
школьников. И в этом каждый раз убеждаешься, слушая их совершенно искренние
истории о том, почему они опоздали на урок или не сделали домашнее задание.
Можно оформить пространство не готовыми смыслами, а образами и цветом и дать им
возможность самим придумать, ощутить, вообразить «Невероятную историю».
Стена формирует образ школы и ее бренд
Какая она – наша школа? В чем ее индивидуальность? Какие ценности и принципы она пропагандирует? Помимо того, что нам важно ответить на эти вопросы для себя, важно также донести эту информацию до аудитории.
Стена создает настроение
«От улыбки – хмурый день светлей» (с)
Школа – огромное пространство, в котором в течение дня образуются различные
эмоциональные потоки, порою готовые все снести на своем пути.Возможно
размещение каких- либо объектов или образов, задача которых просто вызвать
улыбку, настроить человека на положительный лад. Также не забывая, что разные
пространства предполагают разное настроение (к примеру – в столовой и в актовом
зале).
Стена впечатляет и рядом с ней все фотографируются
Красивые и необычные стены привлекли внимание и дали возможность сделать так, чтобы ученики и гости нашей школы не смогли пройти мимо и обязательно теперь фотографируются, разместив потом фото у себя на страничках в соцсетях, возможно, даже немного хвастаясь перед своими друзьями. Красиво и необычно оформленная стена вполне может стать визитной карточкой нашей школы!
План реализации проекта
Этап проекта
|
Содержание работы |
Сроки |
Исполнители
|
Организационный |
Выявление интересов детей, формулировка проблемы |
|
|
Выбор темы проекта |
|
Ушакова В.Н.,школьники (участники проекта) |
|
Формулировка цели проекта и его задач
|
|
Ушакова В.Н. |
|
Формирование группы
|
|
Ушакова В.Н. |
|
Распределение задач для каждой группы
|
|
Ушакова В.Н. |
|
Установление сроков выполнения проекта
|
|
|
|
Практический |
Выбор работ
|
|
Обучающиеся (участники проекта) , Ушакова В.Н.
|
Выполнение работ по оформлению школьной столовой |
Май-июль 2015
|
Ушакова В.Н. Грешилова И.Г. |
|
Выполнение работ по оформлению «Стены Славы» |
Март - май 2017 года |
Ушакова В.Н. Грешилова И.Г. Хамуева Е.В. Коношонкина Т.Н. Низовцева Г.А. Григорьева Э.Л. Обучающиеся: Медведев Антон 3 кл. Смолонская Галя 8 кл. Уфимцев Иван 6 кл. Семенова Катя 7 кл. |
|
Выполнение работ по оформлению фойе 2 этажа |
Сентябрь-октябрь 2017 года
|
Ушакова В.Н. Грешилова И.Г. Хамуева Е.В. Коношонкина Т.Н. Низовцева Г.А. Григорьева Э.Л. Долгобородова Т.А. Добрынина Н.А. Подкорытова Н.И. Разуваев А.М.
|
|
Выполнение работ по оформлению лестничных пролетов
|
Осенние каникулы 2018 года
|
1-й пролет: Ушакова В.Н. Хамуева Е.В. Савельева Н.Б. Соколова М.В. Кащеев Н.А. Добрынина Н.В. Седунова Н.И. 2-й пролет: Низовцева Г.А. Григорьева Э.Л. Коношонкина Т.Н. Долгобородова Т.А. Чернецкая М.Н. Тттян А.Н.
|
|
Выполнение работ по оформлению спальных комнат (комната девочек №23)
|
Октябрь 2018 года
|
Грешилова И.Г. Ястребова Л.А. Ушакова В.Н. |
|
Выполнение работ по оформлению спальных комнат (спальня №25) |
Октябрь 2018
|
Григорьева Э.Л. Низовцева Г.А. |
|
Выполнение работ по оформлению спальных комнат (комната №17, № 4) |
Октябрь 2018 |
Кузьмина Т.В. Багун И.И.
|
|
Выполнение работ по оформлению спальных помещений (спальня № 5)
|
Январь 2019
|
Грешилова И.Г. Ушакова В.Н.
Обучающиеся: Уфимцев Иван 8 кл. Черняев Роман 9 кл.
|
|
|
|||
Планы на будущее |
Оформление спальни № 6 |
Январь – февраль 2019 года |
Грешилова И.Г. Ушакова В.Н.
Обучающиеся: Куренков Дима 9 кл. Бадмаев Доржи 9 кл. Чавкин Вова 9 кл. |
Распределение на микрогруппы (кл.руководители + воспитатели + дети) Оформление всех спален |
|
|
|
|
Оформление спортзала |
Май-июнь |
Все участники проекта |
|
Оформление логопедического кабинета |
|
Ушакова В.Н. Бальчикова С.Ф. |
Проверка гипотезы
В самом начале работы были выявлены интересы детей, сформулирована проблема, выбрана тема и определена цель проекта. Творческая группа сформировалась быстро. Все желающие принять участие в проекте были утверждены. Мы предполагали, что удобно будет распределиться на группы. В каждой подгруппе оказалось разное количество обучающихся и других участников проекта в зависимости от того, какое помещение школы оформлялось. Некоторые участники записались сразу в несколько групп, чтобы выполнить несколько работ.
Перейдя к практическому этапу, все участники выбрали работы, которые они хотели бы выполнить.Затем подобрали необходимые схемы, эскизы, материалы, выбрали цветовые сочетания и приступили к работе.
В процессе работы что-то не получалось, что-то получалось совсем не так, как хотелось. Приходилось переделывать и исправлять. Хорошо, что ошибки и их исправление не повлияли на настрой участников и работы были выполнены в срок.
Оформляли творческие работы все вместе, дружно, советуясь друг с другом.
Так как проект получился глобальным, долгосрочным, то планируем и дальше продолжить работу по оформлению любимой школы. В планах на будущее есть предложения своими силами сшить шторы, соответствующие интерьеру каждой спальни и подходящие по цветовому решению.
Выводы руководителя проекта о проделанной работе
Цель нашего творческого проекта достигнута пока частично. Мы действительно стали участниками создания эстетически благоприятных условий для обучения и отдыхавоспитанников. Совсем не важно, что мы оформили еще не все стены школы, а только его часть. Главное, что взявшись за дело, мы постарались сделать лучше мир вокруг нас.
Очень важно, что свою лепту внесли школьники. С большим удовольствием они готовили эскизы для оформления интерьерашколы. И всем нам очень приятно, что нашей работой могут полюбоваться не только обучающиеся и работники, но и гости нашей школы.
Перспективы дальнейшего развития проекта
Проект предусматривает свое дальнейшее развитие — проведение деятельности в направлении расширения социокультурного пространства учреждения, разработки и реализации развернутой программы социального проектирования.
При возобновлении проекта возможны шаги по увеличению возрастного диапазона привлеченных воспитанников, предоставление им большей доли самостоятельности на всех этапах проектирования, масштабности социально значимых объектов для благоустройства силами воспитанников школы-интерната.
Список используемой литературы
1. Курбатова О. В. Прогнозирование, проектирование и моделирование социальной реальности [Текст]: Учебное пособие / О.В. Курбатова О.В. - Ростов н/Д, 2003.
2. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении [Текст]: пособие для учителей / Н.Ю. Пахомова.- М.: АРКТИ, 2005.
3. Рожков М. И., Байбородова Л. В. Организация воспитательного процесса в школе [Текст] / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова. - М.: Владос, 2001г.
4. Организация проектной деятельности в школе [Текст] / Авт.-сост. С.Г. Щербакова.- Волгоград: Учитель, 2009.
Приложение 1. Опрос обучающихся
Опрошено обучающихся – 88
Ответили «нравится» - 42
Ответили « не нравится» - 0
Ответили «очень нравится» - 46
Приложение 2 . Фотографиии презентация
Столовая
Стена Славы
Лестничные пролеты
Фойе 2 этажа.
Проект «Спальни»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.