Дизартрия – тяжелое расстройство речи, которое сопровождается неправильным произношением, неверной интонацией, нарушением артикуляции. В результате заболевания речь может стать невнятной или пропасть вовсе.
Чаще всего дизартрия имеет в основе расстройства нервной системы (центральной и периферической). Поэтому кроме логопедов, лечением дизартрии занимаются неврологи и психиатры.
Не так давно болезнь отмечалась, в среднем, у 4-5% детей, однако за последние годы наблюдается возрастание числа больных. Официальная статистика отдает дизартрии второе место среди логопедических заболеваний
Причины возникновения
Часто дизартрия сопровождает такое заболевание как детский церебральный паралич. Причины возникновения расстройства речи те же, что и у детского заболевания мозга. Самые первые причины появления болезни могут проявиться в перинатальном периоде или в возрасте до 2 лет.
Среди этих причин могут быть:
Гипоксия плода (недостаток кислорода);
Асфиксия плода (удушение);
Тяжелые формы токсикоза будущей матери;
Конфликт крови матери и отца из-за резус-фактора;
Соматические болезни будущей матери;
Травматические состояния во время беременности;
Нетипичное течение беременности;
Желтуха новорожденного;
Недоношенность плода;
Энцефалит или менингит;
Тяжелое отравление;
Гидроцефалия;
Черепно-мозговые травмы;
Средний отит (гнойный).
Признаки заболевания
Практически все симптомы дизартрии проявляются в речи ребенка:
Синдром «каши во рту» — нечеткая, малопонятная и невнятная речь;
Ограничение движений лицевых мышц;
Изменение тональности голоса (резкое и непродолжительное);
Нарушения ритма дыхания;
Изменение скорости речи;
Проблемы с жевательной функцией;
Неуклюжесть;
Нарушения мелкой моторики: проблемы с застегиванием пуговиц или завязыванием шнурков.
Логопеды и дефектологи работают над улучшением тонуса мышц артикуляционного аппарата:
Проводят дифференцированный логопедический массаж;
Индивидуально подбирают упражнения, нормализующие моторику артикуляционного аппарата, развивающие голос, улучшающие просодику речи;
Формируют общую и мелкую моторику.
Они обучают ребёнка самоконтролю за реализацией произносительных навыков и умений. Для постановки голоса используют ортофонический метод – создают функциональную взаимосвязь между дыханием, артикуляцией и образованием голоса.
С помощью специальных упражнений максимально увеличивают подвижность сохранных зон голосового и речевого аппарата, развивают двигательную функцию голосовых складок. Логопеды на занятиях проводят артикуляционную и дыхательную гимнастику, развивают высоту, длительность и силу звучания, тембр голоса, мелодико-интонационную сторону речи.
Чтобы укрепить мышцы нёбной занавески, чередуют её напряжение и расслабление. Также логопеды обучают малыша упражнениям, развивающим силу, тембр и высоту голоса. С детьми проводят различные игры, читают сказки по ролям. Дыхательная гимнастика А. Стрельниковой позволяет отрегулировать речевое дыхание, установить плавность речи.
Произносительную сторону речи улучшают с помощью физиотерапевтических процедур.
Акупунктура (иглоукалывание) при дизартрии относится к нетрадиционным методам лечения. С помощью рефлексотерапии достигается быстрая, полная и длительная релаксация мышц, которые действуют в образовании речи. Тренировка произношения отдельных звуков осуществляется одновременно с применением иглорефлексотерапии для нормализации мышечного тонуса мышц, которые принимают участие в образовании речи.
Артикуляционная гимнастика при дизартрии
Комплекс артикуляционных упражнений при дизартрии у детей может включать в себя как упражнения для общего развития речи, так и специальные серии упражнений, направленных на коррекцию произношения отдельных звуков.
Основной комплекс артикуляционной гимнастики для детей состоит из 10 упражнений с игровыми названиями, привлекательными для малышей:
Упражнение «Лягушка» представляет собой напряженную улыбку с приоткрытым ртом и сомкнутыми зубами, которую надо удерживать, не выдвигая нижнюю челюсть вперед, пока логопед досчитает до 5.
Упражнение хоботок не что иное, как максимальное вытягивание губ вперед при сомкнутых зубах и губах на счет до 5.
Упражнение «Лягушка-Хоботок» - это чередование двух вышеописанных упражнений.
Упражнение «Окошко» представляет собой поочередное открывание и закрывание рта на «раз-два».
Упражнение «Лопаточка»: улыбка при открытом рте, из которого на нижнюю губу свисает вытянутый «широкий» язык. Упражнение нужно выполнять без напряжения нижней губы, удерживая положение на счет до 5.
Упражнение «Иголочка»: улыбка при открытом рте, но язык выставляется острым. При этом надо стараться не загибать язычок кверху.
Упражнение «Лопаточка-Иголочка» - попеременное выполнение на счет «раз-два» вышеназванных упражнений.
Упражнение «Часики» используется как при диагностике, так и при коррекции дизартрии. Во время улыбки с открытым ртом язык движется вправо-влево, касаясь то одного, то другого уголка рта.
Упражнение «Качели»: в том же положении упираться кончиком языка то в верхние, то в нижние зубы на счет «раз-два».
Упражнение «Лошадка» - щелкание кончиком языка как имитация цоканию копыт лошади.
Используемая литература
1.Архипова Е.Ф. Архипова Е.Ф. Как помочь ребенку со стертой дизартрией в детском саду. Журнал «Современное дошкольное образование», 2016
2.Логопедия: учебник для студ. дефект. факультетов./ под ред. Л.С. Волковой.— М.: ВЛАДОС, 2010. — 703 с.
3.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. коррекция нарушений речи. — М.: Просвещение, 2017. — 207 с.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.