Длина и ее измерение. 4 класс. Планета знаний

  • doc
  • 21.06.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Технологическая карта урока математики в 4 классе.doc

Авторы: Васильева Н.Л.

Возраст детей:10лет

Технологическая карта урока математики в 4 классе (УМК «Планета Знаний»)

 

Тема

 

Длина и её измерение. Старинные меры длины.

 

Цели (ожидаемые результаты, уровень освоения содержания)

 

 

Цель урока: формирование умения производить действия с величинами на основе знакомства со старинными единицами длины

Планируемые результаты:

Предметные:

-сравнивать и упорядочивать изученные величины по их числовым значениям на основе знания метрических отношений между ними;

Выражать величины в разных единицах измерения

-выполнять арифметические действия с величинами

Метапредметные:

Регулятивные:

-использовать полученную информацию при выполнении задания

Познавательные:

-находить нужную информацию в справочнике

Коммуникативные:

-сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в группе

 

Задачи педагога

 

-познакомить со старинными русскими мерами длины

-научить пользоваться ими при решении задач

-научить переводить их в метрическую систему единиц

- развивать интерес к предмету, расширять кругозор учащихся

-учить применять знания в нестандартных задачах

-воспитывать уважение к истории своего народа

Основные понятия

Старинные меры длины: дюйм, пядь, вершок, локоть, аршин

 

 

Межпредметные связи

Литературное чтение, окружающий мир, история

 

Организация пространства

Практическая работа в группах, парах

 

 

Технология проведения (этапы)

 

 

Педагогические

Деятельность

учащихся

Деятельность

педагога

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

 

средства

Предметные

УУД

 

1.Этап мотивации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слово учителя

 

Проверяют готовность рабочего места

 

 

 

 

 

 

 

 

Записывают дату

 

 

 

 

 

 

Создаёт положительную мотивацию к уроку

(побуждение к деятельности)

-И снова я, ребята, рада

Войти в приветливый наш класс

И для меня уже награда

Внимание ваших умных глаз

Я знаю, каждый в классе гений

Но без труда талант не впрок. Возьмём же ручки и мелок

И вместе проживём урок

Откройте тетради и запишите число, классная работа

 

 

Личностные: возникает внутренняя потребность слушать, быть внимательными;

положительное отношение и интерес к уроку

 

2.Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Этап выявления места и причины затруднения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Этап построения проекта выхода из затруднения

Планирование работы на уроке

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Этап реализации построенного проекта

 

 

 

 

 

 

 

 

а). Сведения о старых единицах измерения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

б). Практическая работа в группах по переводу старых мер в современные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Этап первичного закрепления с проговариванием

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.Этап включения в систему знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8.Этап самостоятельной работы.

Арифметичекие действия с единицами длины

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9.Рефлексия

 

Рабочие тетради учащихся

 

 

 

 

 

 

Компьютер, мультимедиапроектор:

 

Отрывок из мультфильма «Дюймовочка»

 

 

 

 

Компьютерная презентация слайд 1

 

 

 

 

Книга «Сказки А.С.Пушкина»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Компьютер

ная презентация Слайд 2. Старинные меры длины

 

 

Компьютерная презентация Слайд 3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Толковый словарь.

Доступ к интернету

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Компьютерная презентация

 

Слайд 4-10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сантиметровые ленты, линейки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица-справочник

 

 

 

 

 

Компьютерная презентация

Слайд11-12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальные карточки-задачи

Самостоятельно выполняют действия по преобразованию величин и

вслух озвучивают свои действия

Делают вывод о недостающих знаниях.

Дети отвечают на вопрос учителя: в сказке Г.Х.Андерсена «Дюймовочка»

 

 

 

 

 

 

 

Постановка проблемного вопроса

Какого роста Дюймовочка?

 

 

 

Зачитывают отрывки из художественной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети отвечают, что не знают единицы измерения в старое время.

Называют тему урок

 

Участвуют в составлении плана работы на уроке

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поиск необходимой информации в справочниках, словарях,

интернете

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопрос: в интернете, в справочниках

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работают в группе. Производят измерения и записывают результаты в таблицу

Делают выводы: результаты разные, так как пальцы у всех разной длины

 

 

 

 

 

 

 

Пользуются информацией, приведённой в таблице, выбирают нужные сведения и зачитывают вслух.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сравнивают полученные результаты и делают вывод:

 

Полученные нами результаты не  совпадают с эталоном

Применяют знания на практике

 

 

Используйте новые  знания при решении задач

 

.

 

 

 

Самостоятельная работа учащихся

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дают оценку работы группы, самооценку

Даёт задание для самостоятельной работы, мотивирует к пробному действию

 

 

 

 

 

 

Задаёт вопросы для выявления места затруднения

 

 

 

 

 

 

 

 

Уточняет проблемный вопрос

 

 

 

 

 

В каких литературных произведениях встречаются эти единицы измерения?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подводит к формулировке темы урока

 

 

 

 

 

Уточняет и предъявляет план работы классу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задаёт направляющие вопросы

Организует работу по поиску информации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Напоминаю правила работы в группе

Как выполнить быстрее? (распределить обязанности)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А теперь сравним результаты. Полученные нами с общепринятыми: не  совпадают.

Этим пользовались купцы, продавая товар. Хитрые купцы, выбирали  приказчиков короткопалых, короткоруких. Потом были введены стандартные единицы измерения.

 

 

 

 

 

 

 

Раздаю таблички с общепринятым соотношением мер длины

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пользуясь таблицей мер длины, решите задачи

 

Раздаёт карточки

Оказывает индивидуальную помощь при решении задач

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организует беседу по анализу и оценке деятельности на уроке

Замените метрами:2 км,  3км 450м, 8 000см;

сантиметрами: 3м 80см, 1м 5дм,500м;

миллиметрами:

9см , 48см, 5 дм, 4 дюйма.

 

 

 

Кто не справился с заданием? Почему? Где  вы слышали это слово?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Что необходимо выяснить на уроке?

Слайд1 Какого роста Дюймовочка?

 

 

 

Когда-то в старину не было линеек, и люди производили измерения  с помощью человеческого тела, поэтому в устном народном творчестве, авторских сказках встречаются такие единицы измерения. Например, из недавнего:

Наступает срок родин.

 Сына бог им дал в аршин

Сколько это?

 

 

 

 

 

Каких знаний нее хватает, чтобы понять великое произведение Пушкина?

 

 

 

 

 

 

План:

1.Знакомимся со старинными мерами длины

2. Переводим их в современные

3. Тренируемся в применении

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Где можно найти информацию о старых единицах измерения?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащийся зачитывает:

Дюйм-мера длины, равная  длине фаланги большого пальца

Вершок- мера длины, равная двум фалангам указательного пальца

Пядь- это расстояние между концами вытянутых большого и указательного пальцев руки

Локоть- это расстояние от конца среднего пальца до локтевого сгиба. Аршин – это длина руки от плеча до конца среднего пальца.

 

С помощью справочника попробуем перевести старинные меры длины в современные и вписать в таблицу

Дюйм

 

Вершок

 

Пядь

 

Локоть

Аршин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задачи:

1.Братья сеяли пшеницу

Да возили в град-столицу

Знать столица та была

20 вёрст от их села.

Найти расстояние от села до столицы и вырази в километрах и метрах.

2.Что ж  он видит? Прекрасивых  двух коней, золотогривых да игрушечку конька,

 ростом только в 3 вершка. Вычисли рост конька-Горбунка и запиши  в миллиметрах.

3. Вижу один островок небольшой-

Зайцы на нем собралися гурьбой.

С каждой минутой вода подбиралась

К бедным зверькам;

Уж под ними осталось

Меньше аршина земли в ширину

Меньше сажени в длину.

Вычислить площадь острова.

4. Как далеко надо идти «За 7 вёрст киселя хлебать»? Вычисли запиши результат  в километрам и метрах.

5. Какой должен быть лоб у самого умного человека, если про него говорят: «Семь пядей во лбу». Вычисли  и запиши в сантиметрах

6. Алиса подошла к столику, чтобы выяснить, какого она теперь роста. Судя по всему, в ней было не больше 2 футов, и она продолжала стремительно уменьшаться. Какого роста Алиса? Дай ответ в сантиметрах

 

 

 

А теперь ответьте на вопрос:

Какого роста Дюймовочка?

А выразить 4 дюйма в миллиметрах сможете? сантиметрах? Оцените работу команды.

А теперь воспользуемся современным средством измерения. Начертите 2 отрезка друг под другом. Пусть длина второго отрезка покажет увеличились ли ваши знания.

Поднимите руки, у кого 2 отрезок длиннее первого. А кто хочет узнать больше о старинных единицах  измерения,  предлагаю выполнить проект и узнать больше о старинных единицах измерения

 

 

 

Предметные:

 выражают величины в заданных единицах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предметные: правильно используют в речи названия изученных единиц длины

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предметные: выполняют анализ и решают текстовые задачи, выполняют арифметические действия с величинами

Познавательные: выполняет логические операции: анализ, синтез, сравнение

Личностные: оценивают трудность предлагаемого задания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные: используют знания, полученные на других предметах или из жизненного опыта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные

планируют деятельность с учётом поставленной цели

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные: находят нужную информацию в интернете или словаре

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные: умеют работать в группе, ответственны за выполнение своей части работы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные: понимают информацию, представленную в виде таблицы

 

 

 

 

 

 

 

Используют табличные данные при решении задачи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные: ориентация на понимание причин успешности или неуспешности