Авторы: Васильева Н.Л.
Возраст детей:10лет
Технологическая карта урока математики в 4 классе (УМК «Планета Знаний»)
Тема |
Длина и её измерение. Старинные меры длины.
|
Цели (ожидаемые результаты, уровень освоения содержания)
|
Цель урока: формирование умения производить действия с величинами на основе знакомства со старинными единицами длины Планируемые результаты: Предметные: -сравнивать и упорядочивать изученные величины по их числовым значениям на основе знания метрических отношений между ними; Выражать величины в разных единицах измерения -выполнять арифметические действия с величинами Метапредметные: Регулятивные: -использовать полученную информацию при выполнении задания Познавательные: -находить нужную информацию в справочнике Коммуникативные: -сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в группе
|
Задачи педагога |
-познакомить со старинными русскими мерами длины -научить пользоваться ими при решении задач -научить переводить их в метрическую систему единиц - развивать интерес к предмету, расширять кругозор учащихся -учить применять знания в нестандартных задачах -воспитывать уважение к истории своего народа |
Основные понятия |
Старинные меры длины: дюйм, пядь, вершок, локоть, аршин
|
Межпредметные связи |
Литературное чтение, окружающий мир, история
|
Организация пространства |
Практическая работа в группах, парах
|
Технология проведения (этапы)
|
Педагогические |
Деятельность учащихся |
Деятельность педагога |
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов |
Планируемые результаты
|
|||||||||||
средства |
Предметные |
УУД |
||||||||||||||
1.Этап мотивации
|
Слово учителя |
Проверяют готовность рабочего места
Записывают дату
|
Создаёт положительную мотивацию к уроку (побуждение к деятельности) |
-И снова я, ребята, рада Войти в приветливый наш класс И для меня уже награда Внимание ваших умных глаз Я знаю, каждый в классе гений Но без труда талант не впрок. Возьмём же ручки и мелок И вместе проживём урок Откройте тетради и запишите число, классная работа
|
|
Личностные: возникает внутренняя потребность слушать, быть внимательными; положительное отношение и интерес к уроку |
||||||||||
2.Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения
3.Этап выявления места и причины затруднения.
4.Этап построения проекта выхода из затруднения Планирование работы на уроке
5.Этап реализации построенного проекта
а). Сведения о старых единицах измерения
б). Практическая работа в группах по переводу старых мер в современные
6. Этап первичного закрепления с проговариванием
7.Этап включения в систему знаний
8.Этап самостоятельной работы. Арифметичекие действия с единицами длины
9.Рефлексия |
Рабочие тетради учащихся
Компьютер, мультимедиапроектор:
Отрывок из мультфильма «Дюймовочка»
Компьютерная презентация слайд 1
Книга «Сказки А.С.Пушкина»
Компьютер ная презентация Слайд 2. Старинные меры длины
Компьютерная презентация Слайд 3.
Толковый словарь. Доступ к интернету
Компьютерная презентация
Слайд 4-10
Сантиметровые ленты, линейки
Таблица-справочник
Компьютерная презентация Слайд11-12
Индивидуальные карточки-задачи |
Самостоятельно выполняют действия по преобразованию величин и вслух озвучивают свои действия Делают вывод о недостающих знаниях. Дети отвечают на вопрос учителя: в сказке Г.Х.Андерсена «Дюймовочка»
Постановка проблемного вопроса Какого роста Дюймовочка?
Зачитывают отрывки из художественной литературы
Дети отвечают, что не знают единицы измерения в старое время. Называют тему урок
Участвуют в составлении плана работы на уроке
Поиск необходимой информации в справочниках, словарях, интернете
Отвечают на вопрос: в интернете, в справочниках
Работают в группе. Производят измерения и записывают результаты в таблицу Делают выводы: результаты разные, так как пальцы у всех разной длины
Пользуются информацией, приведённой в таблице, выбирают нужные сведения и зачитывают вслух.
Сравнивают полученные результаты и делают вывод:
Полученные нами результаты не совпадают с эталоном Применяют знания на практике
Используйте новые знания при решении задач
.
Самостоятельная работа учащихся
Дают оценку работы группы, самооценку |
Даёт задание для самостоятельной работы, мотивирует к пробному действию
Задаёт вопросы для выявления места затруднения
Уточняет проблемный вопрос
В каких литературных произведениях встречаются эти единицы измерения?
Подводит к формулировке темы урока
Уточняет и предъявляет план работы классу
Задаёт направляющие вопросы Организует работу по поиску информации
Напоминаю правила работы в группе Как выполнить быстрее? (распределить обязанности)
А теперь сравним результаты. Полученные нами с общепринятыми: не совпадают. Этим пользовались купцы, продавая товар. Хитрые купцы, выбирали приказчиков короткопалых, короткоруких. Потом были введены стандартные единицы измерения.
Раздаю таблички с общепринятым соотношением мер длины
Пользуясь таблицей мер длины, решите задачи
Раздаёт карточки Оказывает индивидуальную помощь при решении задач
Организует беседу по анализу и оценке деятельности на уроке |
Замените метрами:2 км, 3км 450м, 8 000см; сантиметрами: 3м 80см, 1м 5дм,500м; миллиметрами: 9см , 48см, 5 дм, 4 дюйма.
Кто не справился с заданием? Почему? Где вы слышали это слово?
Что необходимо выяснить на уроке? Слайд1 Какого роста Дюймовочка?
Когда-то в старину не было линеек, и люди производили измерения с помощью человеческого тела, поэтому в устном народном творчестве, авторских сказках встречаются такие единицы измерения. Например, из недавнего: Наступает срок родин. Сына бог им дал в аршин Сколько это?
Каких знаний нее хватает, чтобы понять великое произведение Пушкина?
План: 1.Знакомимся со старинными мерами длины 2. Переводим их в современные 3. Тренируемся в применении
Где можно найти информацию о старых единицах измерения?
Учащийся зачитывает: Дюйм-мера длины, равная длине фаланги большого пальца Вершок- мера длины, равная двум фалангам указательного пальца Пядь- это расстояние между концами вытянутых большого и указательного пальцев руки Локоть- это расстояние от конца среднего пальца до локтевого сгиба. Аршин – это длина руки от плеча до конца среднего пальца.
С помощью справочника попробуем перевести старинные меры длины в современные и вписать в таблицу
Задачи: 1.Братья сеяли пшеницу Да возили в град-столицу Знать столица та была 20 вёрст от их села. Найти расстояние от села до столицы и вырази в километрах и метрах. 2.Что ж он видит? Прекрасивых двух коней, золотогривых да игрушечку конька, ростом только в 3 вершка. Вычисли рост конька-Горбунка и запиши в миллиметрах. 3. Вижу один островок небольшой- Зайцы на нем собралися гурьбой. С каждой минутой вода подбиралась К бедным зверькам; Уж под ними осталось Меньше аршина земли в ширину Меньше сажени в длину. Вычислить площадь острова. 4. Как далеко надо идти «За 7 вёрст киселя хлебать»? Вычисли запиши результат в километрам и метрах. 5. Какой должен быть лоб у самого умного человека, если про него говорят: «Семь пядей во лбу». Вычисли и запиши в сантиметрах 6. Алиса подошла к столику, чтобы выяснить, какого она теперь роста. Судя по всему, в ней было не больше 2 футов, и она продолжала стремительно уменьшаться. Какого роста Алиса? Дай ответ в сантиметрах
А теперь ответьте на вопрос: Какого роста Дюймовочка? А выразить 4 дюйма в миллиметрах сможете? сантиметрах? Оцените работу команды. А теперь воспользуемся современным средством измерения. Начертите 2 отрезка друг под другом. Пусть длина второго отрезка покажет увеличились ли ваши знания. Поднимите руки, у кого 2 отрезок длиннее первого. А кто хочет узнать больше о старинных единицах измерения, предлагаю выполнить проект и узнать больше о старинных единицах измерения
|
Предметные: выражают величины в заданных единицах
Предметные: правильно используют в речи названия изученных единиц длины
Предметные: выполняют анализ и решают текстовые задачи, выполняют арифметические действия с величинами |
Познавательные: выполняет логические операции: анализ, синтез, сравнение Личностные: оценивают трудность предлагаемого задания
Регулятивные: используют знания, полученные на других предметах или из жизненного опыта
Регулятивные планируют деятельность с учётом поставленной цели
Познавательные: находят нужную информацию в интернете или словаре
Личностные: умеют работать в группе, ответственны за выполнение своей части работы
Познавательные: понимают информацию, представленную в виде таблицы
Используют табличные данные при решении задачи
Личностные: ориентация на понимание причин успешности или неуспешности |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.