Фестиваль
«Использование информационных технологий в образовательной деятельности»
Номинация
«Использование авторских разработок, выполненных с помощью информационных технологий»
Обобщающий урок по геометрии в 9 классе по теме «Длина окружности и площадь круга»:
«Зернышко в квадратном поле»
Автор:
Сорочан Алла Викторовна,
учитель математики
ГБОУ СОШ № 447
Санкт-Петербург
2022 г.
Цели урока:
- закрепление навыков использования изученных формул для вычисления площадей изученных фигур: треугольника, параллелограмма, квадрата, круга ;
- знакомство с задачами на нахождение площадей «оригинальных» фигур;
- развитие творческого мышления учеников, формирование их интереса к математике;
- активизация мыслительной деятельности обучающихся;
- развитие ключевых компетенций: коммуникативной, социальной, информационной, рефлексивной.
Задачи урока:
1 . Повторить формулы для вычисления площадей изученных фигур: треугольника, параллелограмма, квадрата, круга.
2. Отработать навыки тождественных преобразований выражений.
3. Решить задачи на нахождение площадей «оригинальных» фигур.
Дорогие друзья, сегодня наш урок будет необычным. Сегодня мы попадём в сказку с названием «площадь», ведь и взрослым детям иногда хочется погрузиться в волшебный мир приключений.
Итак, сказка начинается. Для того чтобы вырастить цветок, нужно бросить в землю зерно. Только благодаря заботе и должному уходу из него вырастет то, что потом будет радовать глаз красотой и совершенством. Давайте и мы бросим зерно мысли в поле площадей. Для этого найдём площадь «зерна», расположенного в квадрате с длиной стороны а (рис . 1)
Дорогие друзья, сегодня наш урок будет необычным.
Сегодня мы попадём в сказку с названием «площадь», ведь и взрослым детям иногда хочется погрузиться в волшебный мир приключений.
Итак, сказка начинается. Для того чтобы вырастить цветок, нужно бросить в землю зерно. Только благодаря заботе и должному уходу из него вырастет то, что потом будет радовать глаз красотой и совершенством. Давайте и мы бросим зерно мысли в поле площадей. Для этого найдём площадь «зерна», расположенного в квадрате с длиной стороны а (рис . 1)
Такие же измерения квадрата сохранятся во всех последующих задачах. Слушая математическую сказку, будем решать задачи на нахождение площадей геометрических фигур. Приступим к задаче 1, в которой требуется определить площадь фигуры, изображенной на рис. 1 . Так как формулировка задачи понятна из самого содержания сказки, то в дальнейшем будем лишь приводить номера задач и ответы к ним. ЗАДАЧА 1- ОТВЕТ :
.
Но только ли одно зёрнышко может уместиться в нашем квадратном поле? Нельзя ли расположить в нём четыре? Как видно на рис. 2, это вполне возможно.
Но только ли одно зёрнышко может уместиться в нашем квадратном поле? Нельзя ли расположить в нём четыре? Как видно на рис. 2, это вполне возможно
Глядя на рисунок, думаем, а может, это вовсе и не зёрнышки, а контуры будущего цветка? Определим его площадь. ЗАДАЧА 2. ОТВЕТ:
.Интересно, что ответы в двух первых задачах получились одинаковые. Но впереди ещё много таинственных неожиданностей.
Глядя на рисунок, думаем, а может, это вовсе и не зёрнышки, а контуры будущего цветка? Определим его площадь. ЗАДАЧА 2. ОТВЕТ:
. Интересно, что ответы в двух первых задачах получились одинаковые. Но впереди ещё много таинственных неожиданностей.
Бросая зёрна в землю, мы не заметили, что одно «зёрнышко» легло в землю не так, как хотелось бы. (рис. 3).
.
Преодолеть трудности поможет опыт накопленный в начале пути. Вновь будем использовать хорошо знакомые фигуры - квадрат, круг и их части.
Изрядно потрудившись с последней задачей, надо бы отдохнуть. Приложим голову к «подушке» (рис.4), а заодно найдём её площадь –
ЗАДАЧА 4 - ОТВЕТ :
Решив задачу и отдохнув на подушке, мы погрузились в сказочный сон. На живописном небе повисли воздушные белоснежные облака. Они уносились вдаль, превращаясь в грациозных лебедей. Потом приближались, напоминая парусники, гонимые попутным ветром. Причудливые, невесомые формы так быстро изменялись, как будто скрывали величины своих площадей. Мы всматривались в лазурную голубизну неба, летали, прикасаясь к тёплому белому покрывалу. Было непостижимо приятно погружаться в его мягкую и прозрачную ткань.
Сердце наполнялось новыми ощущениями, и от этого казалось очень большим (рис.6).
Оно трепетало и замирало от нахлынувших впечатлений. Один наш петешественник обнаружил у себя необыкновенные способности- нашёл площадь невидимого нам сердца –
ЗАДАЧА 6 – ОТВЕТ:
.
Внизу простирались зелёные леса и голубые озёра. Волшебные большекрылые птица летали над раскидистыми деревьями. Приближаясь к земле, мы заметили на поверхности прозрачно-голубого озера серебристую рыбку, которая весело плескалась в воде. Игрунья поразила нас своей изящной формой (рис.7).
Это заставило задуматься о её площади - ЗАДАЧА 7 - ОТВЕТ:
.
).
Спрыгнув на берег озера, и в последний раз посмотрев на уплывающую рыбку, мы заметили неподалёку красивый домик, похожий на грибок . Дом стоял на высоком холме. Солнечные лучи грели его хрустальную крышу, отражаясь от неё сотнями золотых бликов. Необъяснимая сила тянула к «грибку» (рис.8).
Нам так не хотелось уходить из этого уютного и красивого дома. Но надо было торопиться домой. Ещё раз посмотрев на «Грибок», мы устремились вперёд по желтой дорожке, ведущей к озеру. На пути увидели квадратную клумбу, в которой рос один-единственный цветок
(рис. 10).
Он был правильно симметричным и совсем не походил на другие земные цветы. Теперь было ясно, что всё кругом состояло из волшебно-геометрических созданий. Восторгаясь творениями неизвестного сказочника, мы определяли элементы симметрии цветка, находили его площадь –ЗАДАЧА 10 - ОТВЕТ:
.
Вокруг росли другие необычные цветы. Они наполняли воздух кружащим голову ароматом. Яркие бабочки летали над цветами, словно хвалясь перед нами своей совершенной формой. Всё вокруг дышало покоем, простотой и гармонией. И нам так не хотелось возвращаться из этой удивительной математической сказки…
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.