Для чего нужны синонимы?
Оценка 5

Для чего нужны синонимы?

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русский язык
8 кл—9 кл
10.10.2021
Для чего нужны синонимы?
Дать представление о роли синонимов в речи.
15.02.2021 Для чего нужны синонимы.docx

 

Информационная часть технологической карты

Предмет, класс

Родной (русский) язык 2 класс

УМК, автор программы

УМК «Русский родной язык». Александрова О.М., Вербицкая Л.А., Богданов С.И.

 

Учитель

 Степаненко Татьяна Владимировна, учитель, МАОУ Яровская СОШ Тюменского района

Тема урока,

№ урока в рабочей программе

 

Для чего нужны синонимы?

Цель урока

Дать представление о роли синонимов в речи.

Задачи урока

обучающие

развивающие

воспитательные

научить различать синонимы с разными оттенками значений; эмоциональной окраской и стилевой неоднородностью;

способствовать формированию навыков правильного использования синонимов в речи.

развивать умение подбирать синонимы к данному слову, использовать синонимы в речи, развивать навыки самостоятельной работы, развивать монологическую речь учащихся, умение анализировать, делать выводы

воспитывать любовь к слову, интерес к русскому языку, воспитывать интерес к предмету,воспитывать умение слушать, оценивать, работать в паре, вести диалог

 

Планируемые результаты урока

Предметные знания и умения

Личностные качества, метапредметные УУД

Расширить понятийную базу о лексике русского языка;  с помощью практических заданий обеспечить понимание учащимися роли синонимов в речи;проводить синонимические замены с учётом особенностей текста;обогащать активный и пассивный словарный запас.

 формировать интерес к русскому языку, способность преодолевать трудности (ЛУУД); постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем, волевая саморегуляция, коррекция(РУУД); достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, сотрудничество с учителем и сверстниками, формулирование и аргументация собственного мнения(КУУД); анализ, сравнение, поиск и выделение необходимой информации, умение осознанно строить речевое высказывание, обосновывать своё мнение(ПУУД)

Методическое обоснование урока

Исходя из общей структуры учебной деятельности, урок построен таким образом, чтобы каждый ученик имел возможность системно выполнять весь комплекс универсальных учебных действий, определенных ФГОС, сохраняя и укрепляя и при этом свое здоровье и достигая личностные, метапредметные и предметные результаты, достаточные для успешного продолжения образования в основной школе. С этой целью на уроке используется деятельностный метод обучения, основанный на методе рефлексивной самоорганизации,структура урока обусловлена этапами технологии деятельностного метода. С темой «Синонимы» дети знакомились на уроке русского языка, поэтому основное внимание уделено работе, направленной на определение роли синонимов в речи.

ИОС урока

Учебно-методическое обеспечение

Вид используемых на уроке, либо в домашнем задании средств ИКТ

Необходимое аппаратное и программное обеспечение

 

 

(универсальные, тестовые задания на сайте Мультиурок, ресурсы сети Интернет)

локальная сеть, выход в Интернет, мультимедийный проектор, презентация  для иллюстрации некоторых упражнений

 

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

 

Название этапа

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

 

 

 

 

Данный этап процесса обучения предполагает осознанный переход обучающегося из жизнедеятельности в пространство учебной деятельности.

С этой целью на данном этапе организуется мотивирование ученика к учебной деятельности на уроке, а именно:

1) создаются условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).

2) актуализируются требования к ученику со стороны учебной деятельности и устанавливаются тематические рамки («надо», «могу»).

Приветствует учащихся. Проверяет готовность урока. Создает эмоциональный настрой.

Как настроение?

-Проверьте, как организовано ваше рабочее место: словари, карточки, учебники, пеналы, планшеты, салфетки.

 Открываем тетрадь, пишем число.

- Поставим перед собой задачу. Выберите на зелёных карточках, запишите в тетрадь, проверьте.

- Я буду думать.

- Я буду рассуждать….

Что записали? Прочитайте.

Мне приятно, что сами смогли сделать выбор.

Ты с какой буквы написал?

В конце предложения что поставил?

Приветствуют учителя.

 

 

 

Проверяют готовность к уроку.

Т/Б –руки, парты

Пишут

 

Делают выбор, пишут.

 

 

 

Ф. (глаза)

 

 

Проверяют

 

2. Актуализация пробное учебное действие.

 

 

 

На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.

 

Посмотрите на экран.

Слайд 1: Прочитайте… «Сегодня на уроке мы продолжим раскрывать секреты родного русского языка».

Наша задача (в парах): подобрать слова близкие по смыслу. Пазлы - карточки у вас на партах.

-Мы подбирали сейчас похожие слова, как они называются? (на доске: синонимы)Какое высказывание получилось?

Звучит иначе благодаря синонимам?

Подбирать синонимы умеем.Для чего тогда наш урок? Сейчас помогу.

Тема (открываю на доске)

Раскроем секреты синонимов.

Загадка:

Смел огонь, они смелее

Он силён, они сильнее.

Их огнём не испугать,

Им к огню не привыкать!        Т/Б

 (запишем в тетрадь – профессия пожарный)

-Чем занимаются люди этой профессии?

С какими людьми подготовимся к сотрудничеству? (песня-разминка)

 

-Сегодня есть удивительная возможность поблагодарить людей этой профессии за их нелёгкий, но очень важный труд. Для этого мы напишем благодарственное письмо и разберёмся, для чего нам нужны синонимы.

Положите перед собой карточку с изображением пожарного с клише для письма.

Слайд 2

Вспомним, как пишем письмо (на экране)

Жанр

Читают.   Ф.

 

 

Подбирают слова на доске, двигаем, как пазлы. 2 мин.

 

Синонимы-слова, близкие по смыслу

 

 

Хором

Записывают тему урока

 

 

 

Думают

 

 

телефон 01

Пишут. 1 мин.

 

 

Ф.–напевают (если вдруг решат)

Отвечают.

 

 

 

 

 

Рассматривают карточки (пожарные)

Кратко повторяют

 

 

Если вспомнят, скажут, нет-напомнить

3. Выявление места и причины затруднения.

 

На данном этапе организуется выход учащегося в рефлексию пробного действия, выявление места и причины затруднения.

4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

 

На данном этапе учащиеся определяют цель урока - устранение возникшего затруднения, предлагают и согласовывают тему урока, а затем строят проект будущих учебных действий, направленных на реализацию поставленной цели. Для этого в коммуникативной форме определяется, какие действия, в какой последовательности и с помощью чего надо осуществить.

Вспомним, с чего начинается любое письмо. Если кто затрудняется, обратитесь к памятке (схеме письма).

Здравствуйте. 

Предлагаю поработать в парах, группах

1 пара: Вставить пропущенные буквы (на доске) здра..ствуйте – здравие

2 пара:А …в это время смотрят в словаре слова-синонимы к данному слову

3 пара:А …в это время смотрят в словаре что обозначает данное слово

4,5,6 пары в группу: Остальные обсуждают, подбирают и пишут на планшете синонимы к данному слову

 

-Что получилось? (проверка)

Эксперты прочитают, что нашли в словарях.

Уч. стр. 82 (выбор зависит от ситуации общения)

Другу мы напишем «привет», а взрослому так нельзя по этикету обращаться.

Рассматривают

 

 

 

 

 

Читают цепочкой

 

 

 

 

 

Работают в парах. -Ф

2мин Работают  слаженно, без обид

 

 

 

 

Читают, выделяют

5. Реализация построенного проекта.

 

На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение, фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

 

Слайд 3

Приступаем к написанию письма. А в помощь, кому надо, слова на экране.

 

Ставим запятую, это обращение.

 

Мы назвали много слов. Каждый использовал своё. Как об этом сказано в учебнике? Стр. 80, 81

(Синонимы отличаются оттенками лексического значения, Синонимы помогают точно выразить мысль, избежать повторов, делают речь яркой и выразительной)

Слово – оттенки (проверим, карточка)

ППБ – Т/Б

Слайд 4

-Как пожарного называют иначе?

Слайд 5

Запишите, в помощь - выведены слова на экран.

Ждёт сюрприз, но позже….

Продолжаем писать письмо с красной строки далее.

Какие чувства возникают у вас, когда пишете человеку такой благородной и важной профессии (гордость, признательность, уважение, благодарность, радость, человечность)

…выбери у доски, прочитай.

Читаем хором.

Вставим в предложение на открытке для письма: «Я испытываю чувство…, зная, что Вы есть». (Обращаем внимание на окончания)

Вначале урока говорили, что продолжим раскрывать секреты родного языка. На какой вопрос должны ответить? (Для чего нужны синонимы?) Мы даже в учебнике прочли его: уч. стр.  80, 81,82

Вывод:Значения слов-синонимов не всегда совпадают. Часто синонимы различаются оттенками значений. Их выбор зависит от ситуации общения.

 

Записывают на карточку приветствие, по своему решению

 

 

 

 

 

Читают, выделяют

 

 

 

 

Записывают в тетрадь

говорят

 

Планшеты -грамотность

На карточке для письма.

 

 

Пропускают строчку

 

 

Дают ответы на вопрос.

Выбирают карточки, выходя к доске.    Ф.

 

Окончание

 

Читают хором

Смотрят на карточку-схему.

Пишут.

 

Читают, выделяют

 

 

 

 

6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

 

На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

Поделитесь, что получилось в вашем письме, прочитайте. (Встанем, проявим своё уважение)

Теперь основная часть письма. Что пожелаем нашим героям?

Все вы сказали по - разному, но выразили искреннюю благодарность людям. Что для этого использовали?

(Синонимы помогают точно выразить мысль, без повторов, речь делают яркой и выразительной).

Слайд 6

Запишем пожелания, а кто затрудняется, смотрим на экран.

А что у нас в заключении письма?

До свидания. (можно: Всего доброго)

Дата. Своё имя, чтобы они у всех были авторскими.

-Кто желает прочитать своё получившееся письмо?

Посмотрите, какие письма получились: грамотные, аккуратные, красивые, с надеждой на лучшее.

При написании письма мы пользовались словами- синонимами.

Уч. стр. 80, 81

Читают, стоя Ф

 

Смотрят на карточку-схему

 

Отвечают на вопросы и выполняют задания учителя.

 

 

 

 

Пишут

Смотрят (карточка- схема)

Проверяют в орфографическом словаре

 

 

 

 

 

Проговаривают вывод

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Связь с жизнью.

 

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.

Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность, связанную с жизнью.

 

«Билетик»  с именем героя.

И вот сюрприз.

Слайд 7

Обратите внимание на экран. Здесь фотографии некоторых герев Тюменского района.

Задание: выбираете «билетик» с именем, вписываете самостоятельно. Как будем писать? Вписываем в свободную строку.

Кто желает прочитать готовое письмо?

-Письмо будет приятным и понятным адресатукогда?

 

 

 

 

 

Слайд 8

Так для чего нужны синонимы?

- Сегодня мы с вами ещё раз убедились, как богат и разнообразен родной русский язык. Мне хочется, чтобы вы пользовались этим богатством в своей речи.

Вытягивают имя своего героя.Ф.

Делают вывод.

Ответы.

 

 

 

 

Ответы

 

Дети еще раз читают «важную информацию»

 

 

 

 

 

Проговаривают вывод.

 

Отвечают на вопросы.

8. Включение в систему знаний и повторение.

 

На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

 

На данном этапе организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке. В завершение, соотносятся цель и результаты учебной деятельности, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности.

«Карточка успеха»

-Посмотрите втетради на свою задачу, которую ставили перед собой и оцените работу в «Карточке успеха».

Смогли ли заниматься тем, чем желали? (зелёная карточка). Письма отдаём на хранение другу клуба- Печкину. На занятиях клуба подпишем конверты и отправим письма.

 

Оценивают свое участие в уроке и удовлетворенность своей деятельностью.

Отмечают такими знаками которые считают верными для оценки своей работы.

10. Информация о домашнем задании

Даются разноуровневые задания

Слайд 9Выполните задание на выбор:

1.Задание будет в виде теста онлайн.

2.Кто желает повторить изученное на уроке, также будет ссылка на презентацию.

3. Уч. стр.83, № 7, 8

-Спасибо за работу. Урок окончен.

Фиксируют

информацию о домашнем задании

 

!Если будет время- тест выполнить. 

                                                                                                                  Дифференцированная работа – доп. Карточки по ситуации


 

Информационная часть технологической карты

Информационная часть технологической карты

Расширить понятийную базу о лексике русского языка; с помощью практических заданий обеспечить понимание учащимися роли синонимов в речи; проводить синонимические замены с учётом особенностей текста;обогащать…

Расширить понятийную базу о лексике русского языка; с помощью практических заданий обеспечить понимание учащимися роли синонимов в речи; проводить синонимические замены с учётом особенностей текста;обогащать…

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения

На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения

Для этого мы напишем благодарственное письмо и разберёмся, для чего нам нужны синонимы

Для этого мы напишем благодарственное письмо и разберёмся, для чего нам нужны синонимы

Что получилось? (проверка) Эксперты прочитают, что нашли в словарях

Что получилось? (проверка) Эксперты прочитают, что нашли в словарях

Продолжаем писать письмо с красной строки далее

Продолжаем писать письмо с красной строки далее

Поделитесь, что получилось в вашем письме, прочитайте

Поделитесь, что получилось в вашем письме, прочитайте

В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур

В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур

Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)

Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.10.2021