ИССЛЕДОВАНИЕ АВТОНОМНОСТИ-ЗАВИСИМОСТИ ЛИЧНОСТИ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Важными характеристиками учащегося и как личности, и как субъекта учебной деятельности являются такие качества, как самостоятельность, уверенность в себе, ответственность и т.п. R некоторых случаях желательно рассматривать псе эти качества не изолированно, а в комплексе, не абстрактно, а конкретно -- применительно к специфике их проявления в учебной деятельности. В связи с этим по стилю учебной деятельности возможно выделение двух полярных групп учащихся, которых условно можно назвать «автономными» и «зависимыми».
"Автономные» проявляют в учебной деятельности следующие качества: настойчивость, целеустремленность, развитый самоконтроль, уверенность в себе, склонность к самостоятельному выполнению работы и т.д. Для «зависимых» же характерно то, что эти качества у них почти не обнаруживаются, их учебная деятельность связана в основном с опорой на указания со стороны педагога, с ориентацией на советы, подсказки. Успешность деятельности педагога зависит от учета им этих типов учебной деятельности, от адекватного выбора способов педагогического взаимодействия с учащимися в зависимости от степени выраженности у них автономности-зависимости. Например, применение по отношению к учащемуся явно выраженного «зависимого» типа стратегии «распространенной опеки» (назовем это так) может оказаться эффективным способом педагогического взаимодействия, способствующим успешному выполнению им учебной деятельности. Однако но отношению к учащемуся «автономного» типа подход, основанный на поэтапной регламентации (в том числе и контроле) деятельности учащегося педагогом, на постоянной «выдаче» советов, указаний, подсказок, является не только не эффективным, но скорее всего будет иметь явные негативные последствия.
Необходимо заметить, что вопрос о выборе эффективных стратегий педагогического взаимодействия—это большая самостоятельная проблема, которую здесь мы рассматривать сколько- нибудь .подробно не, собираемся. Пути ее решения .не так, просты. Мы полагаем, в частности, что и для «зависимых» учащихся взаимодействие по типу «распространенной опеки» следует использовать лишь как временную меру, постоянно думая о переводе учащегося с уровня «зависимости» на уровень «автономности». Очевидна связь между формированием у учащихся черт «зависимого» типа и широким использованием педагогом способов авторитарного руководства.
Все это приводит к пониманию того, что адекватное представление педагога о такой стилевой характеристике учебной деятельности учащихся, как автономность-зависимость, имеет чрезвычайно большое практическое значение. От адекватности этой оценки зависит эффективность деятельности самого педагога, осуществление им индивидуального подхода в процессе обучения, а также успешность учебной деятельности учащегося.
Для диагностики стиля учебной деятельности учащихся и отнесения их к группе «автономных» или «зависимых» можно использовать специальный тестовый опросник (Прыгни Г. С., 1984). Данная методика представляется нам вполне обоснованной, она имеет высокую валидность (валидность no содержанию и критериальная валидность) и надежность. Методика диагностирует оба основные типа учащихся; «автономных» и «зависимых», а также выделяет третью группу «неопределенных». Последние -это такие учащиеся, которых нельзя отнести с достаточной степенью определенности ни к «автономным». ни к «зависимым», так как у них примерно в равной степени выражены особенности, свойственные как первому, так и второму типу.
Учащихся, набравших 11 баллов и больше, следует, отнести к группе «автономных».
Учащихся, набравших 7 баллов и меньше, следует отнести к группе «зависимых».
В отношении учащихся, набравших 8-Ю баллов, определенного заключения делать нельзя.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ
Некоторые результаты наших собственных исследований феномена «автономность-зависимость» в учебной деятельности приведены в таблице.
Результаты диагностики стилевых характеристик учебной деятельности учащихся (выборка 111 чел.)
Выборка
|
Количество учащихся. %
|
||
|
«автономные» «чакиснмые*
|
«зависимые» |
«неопределенные»
|
«А»
|
5,5
|
65,0 |
29,5
|
«В»
|
24,0 |
41,0 |
35,0
|
«С»
|
25,6 |
44,4 |
39,0
|
Обращает на себя внимание тот факт, что высок процент учащихся, относящихся к типу «зависимые», — 41-65%. Это обстоятельство никак нельзя назвать отрадным. Диагностика «зависимости» в учебной деятельности у большого числа учащихся, конечно. не случайна
Вся система традиционной педагогики, ориентированная на субъект-объектное взаимодействие (ученик - лишь объект воздействия), на жесткое и прямое управление, на директивные методы обучения и воспитания, в конце концов ведет к формированию именно зависимого типа учащихся. Формирование того или иного стиля учебной деятельности имеет многофакторную обусловленность: зависит от характерологических особенностей личности подростка, от его способностей и др. И все-таки педагогический фактор представляется нам чрезвычайно важным.
Более частным, но от того не становящимся менее интересным обстоятельством является то, что доля «автономных» учащихся в двух выборках («В» и «С») составляет около 25%, а в третьей («А»)—лишь 5,5%. Эти выборки отличаются по половому признаку: выборки «В» и «С» состоят из юношей, а выборка «А» — из девушек. Очевидно, этот факт имеет свои психологические корни, в том числе и социально-психологические. Стоит вспомнить, в связи с этим, о существовании и действия социальных эталонов маскулинности и фемининности: что является одобряемым и допустимым в поведении и психологии женщин, не всегда одобряется социумом в мужчине. По крайней мере, самостоятельность и независимость всегда рассматривались в подростковой среде как важнейшие признаки маскулинности.
Имеются, кроме того, специальные исследования общей картины представлений педагогов об автономности-зависимости учащихся, а также исследования адекватности этих представлений реальному распределению учащихся по диагностируемым типам учебной деятельности (Реан А. А., 1990).
Реан Л. Л. Психология познания педагогом личности учащихся. М., 1990.
Инструкция. Прочитайте нижеперечисленные утверждения. Если вы с ними согласны (полностью или преимущественно), то отвечайте «да»; если не согласны - «нет». Ответ «не знаю» при работе с опросником не используйте.
1. Окружающие люди считают меня уверенным в себе человеком.
2. Перед началом работы я привык анализировать условия, в которых мне необходимо будет работать.
3. При выполнении любой работы я привык оценивать не только ее конечный результат, но и те результаты, которые получаются в процессе работы.
4. Я склонен отказаться от задуманного, если другим кажется, что я начал не так.
5. Даже при выполнении ответственной работы мне не нужен контроль со стороны.
6. Я с одинаковым старанием выполняю как интересную, так и не интересную для меня работу.
7. Для успешного выполнения ответственной работы необходимо, чтобы меня контролировали.
8. Обычно мой рабочий день проходит бессистемно.
9. При возможности выбора я предпочитаю делать работу менее ответственную, но и менее интересную.
10. После того как я завершил какую-нибудь работу, я привык обязательно проверить, правильно ли я сделал.
11. Я обязательно возвращаюсь к начатому делу даже тогда, когда меня никто не контролирует.
12. Сомнения в успехе часто заставляют меня отказываться от намеченного дела.
13. Мне часто не хватает упорства для достижения поставленной цели.
14. Мои планы никогда не расходятся с моими возможностями.
15. Как правило, любые решения я принимаю советуясь с кем-нибудь.
16. Мне часто бывает трудно заставить себя сосредоточиться на какой-нибудь задаче или работе.
17. Когда я поглощен какой-нибудь работой, мне трудно бывает переключиться на выполнение другой работы.
18. Я склонен отказаться от работы, которая «не клеится».
КЛЮЧ К ОПРОСНИКУ
Да: 1, 5, 11, 14. Нет: 2, 3,4, 6, 7,8,9,10,12,13,15,16, 17, 18.
ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ
За каждое совпадение ответа с ключом испытуемому дается 1 балл.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.