Для психолога
Оценка 4.9

Для психолога

Оценка 4.9
doc
10.05.2020
Для психолога
14.doc

ИССЛЕДОВАНИЕ АВТОНОМНОСТИ-ЗАВИСИМОСТИ ЛИЧНОСТИ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Важными характеристиками учащегося и как личности, и как субъекта учебной деятельности являются такие качества, как само­стоятельность, уверенность в себе, ответственность и т.п. R неко­торых случаях желательно рассматривать псе эти качества не изо­лированно, а в комплексе, не абстрактно, а конкретно -- примени­тельно к специфике их проявления в учебной деятельности. В связи с этим по стилю учебной деятельности возможно выделение двух полярных групп учащихся, которых условно можно назвать «авто­номными» и «зависимыми».

"Автономные» проявляют в учебной деятельности следующие качества: настойчивость, целеустремленность, развитый самокон­троль, уверенность в себе, склонность к самостоятельному выпол­нению работы и т.д. Для «зависимых» же характерно то, что эти качества у них почти не обнаруживаются, их учебная деятельность связана в основном с опорой на указания со стороны педагога, с ори­ентацией на советы, подсказки. Успешность деятельности педагога зависит от учета им этих типов учебной деятельности, от адекват­ного выбора способов педагогического взаимодействия с учащими­ся в зависимости от степени выраженности у них автономности-зависимости. Например, применение по отношению к учащемуся явно выраженного «зависимого» типа стратегии «распространен­ной опеки» (назовем это так) может оказаться эффективным спо­собом педагогического взаимодействия, способствующим успешно­му выполнению им учебной деятельности. Однако но отношению к учащемуся «автономного» типа подход, основанный на поэтапной регламентации (в том числе и контроле) деятельности учащегося педагогом, на постоянной «выдаче» советов, указаний, подсказок, является не только не эффективным, но скорее всего будет иметь явные негативные последствия.

Необходимо заметить, что вопрос о выборе эффективных стра­тегий педагогического взаимодействия—это большая самостоя­тельная проблема, которую здесь мы  рассматривать сколько- нибудь .подробно не, собираемся. Пути ее решения .не так, просты. Мы полагаем, в частности, что и для «зависимых» учащихся вза­имодействие по типу «распространенной опеки» следует использо­вать лишь как временную меру, постоянно думая о переводе учаще­гося с уровня «зависимости» на уровень «автономности». Очевидна связь между формированием у учащихся черт «зависимого» типа и широким использованием педагогом способов авторитарного ру­ководства.

Все это приводит к пониманию того, что адекватное представле­ние педагога о такой стилевой характеристике учебной деятельно­сти учащихся, как автономность-зависимость, имеет чрезвычайно большое практическое значение. От адекватности этой оценки зависит эффективность деятельности самого педагога, осуществление им индивидуального подхода  в процессе обучения, а также успеш­ность учебной деятельности учащегося.

Для диагностики стиля учебной деятельности учащихся и отне­сения их к группе «автономных» или «зависимых» можно исполь­зовать специальный тестовый опросник (Прыгни Г. С., 1984). Дан­ная методика представляется нам вполне обоснованной, она имеет высокую валидность (валидность  no содержанию и критериальная валидность) и надежность. Методика диагностирует оба основные типа учащихся; «автономных» и «зависимых», а также выделяет третью группу  «неопределенных». Последние -это такие учащиеся, которых нельзя отнести с достаточной степенью определенно­сти ни к «автономным». ни к «зависимым», так как у них примерно в равной степени выражены особенности, свойственные как перво­му, так и второму типу.

Учащихся, набравших 11 баллов и больше, следует, отнести к группе «автономных».

Учащихся, набравших 7 баллов и меньше, следует отнести к группе «зависимых».                        

В отношении учащихся, набравших 8-Ю баллов, определенного заключения  делать нельзя.

 

РЕЗУЛЬТАТЫ  ИССЛЕДОВАНИЙ

Некоторые результаты наших собственных исследований фено­мена «автономность-зависимость» в учебной деятельности приве­дены в таблице.

 

Результаты диагностики стилевых характеристик учебной деятельности  учащихся (выборка 111 чел.)

 

Выборка

 

Количество учащихся. %

 

 

 

«автономные»  «чакиснмые*

 

«зависимые»

«неопределенные»

 

«А»

 

5,5                    

 

65,0

29,5

 

«В»

 

24,0

41,0

35,0

 

«С»

 

25,6

44,4

39,0

 

 

Обращает на себя внимание тот факт, что высок процент уча­щихся, относящихся к типу «зависимые», — 41-65%. Это обстоя­тельство никак  нельзя назвать отрадным. Диагностика «зависимо­сти» в учебной деятельности у большого числа учащихся, конечно. не случайна

Вся система традиционной педагогики, ориентированная на субъект-объектное взаимодействие (ученик - лишь объект воздействия), на жесткое и  прямое управление, на директивные мето­ды обучения и воспитания, в конце концов ведет к формированию именно зависимого типа учащихся. Формирование того или ино­го стиля учебной деятельности имеет многофакторную обусловлен­ность: зависит от характерологических особенностей личности под­ростка, от его способностей и др. И все-таки педагогический фактор представляется нам чрезвычайно важным.

Более частным, но от того не становящимся менее интересным обстоятельством является то, что доля «автономных» учащихся в двух выборках («В» и «С») составляет около 25%, а в третьей («А»)—лишь 5,5%. Эти выборки отличаются по половому призна­ку: выборки «В» и «С» состоят из юношей, а выборка «А» — из де­вушек. Очевидно, этот факт имеет свои психологические корни, в том числе и социально-психологические. Стоит вспомнить, в связи с этим, о существовании и действия социальных эталонов маскулинности и фемининности: что является одобряемым и допустимым в поведении и психологии женщин, не всегда одобряется социумом в мужчине. По крайней мере, самостоятельность и независимость всегда рассматривались в подростковой среде как важнейшие при­знаки маскулинности.

Имеются, кроме того, специальные исследования общей карти­ны представлений педагогов об автономности-зависимости учащих­ся, а также исследования адекватности этих представлений реаль­ному распределению учащихся по диагностируемым типам учебной деятельности (Реан А. А., 1990).

 

Литература

Реан Л. Л. Психология познания педагогом  личности учащихся. М., 1990.

 

ТЕКСТ ОПРОСНИКА

 

Инструкция. Прочитайте нижеперечисленные утверждения. Если вы с ними согласны (полностью или преимущественно), то отвечайте «да»; если не согласны - «нет». Ответ «не знаю» при ра­боте с опросником не используйте.

 

1. Окружающие люди считают меня уверенным в себе челове­ком.

2. Перед началом работы я привык анализировать условия, в которых мне необходимо будет работать.

3. При выполнении любой работы я привык оценивать не только ее конечный результат, но и те    результаты, которые получаются в процессе работы.                         

4. Я склонен отказаться от задуманного, если другим кажется, что я начал не так.                 

5. Даже при выполнении ответственной работы мне не нужен контроль со стороны.

6. Я с одинаковым старанием выполняю как интересную, так и не интересную для меня работу.

7. Для успешного выполнения ответственной работы необходи­мо, чтобы меня контролировали.  

8. Обычно мой рабочий день проходит бессистемно.

9. При возможности выбора я предпочитаю делать работу менее ответственную, но и менее интересную.

10. После того как я завершил какую-нибудь работу, я привык обязательно проверить, правильно ли я сделал.

11. Я обязательно возвращаюсь к начатому делу даже тогда, ко­гда меня никто не контролирует.

12. Сомнения в успехе часто заставляют меня отказываться от намеченного дела.

13. Мне часто не хватает упорства для достижения поставленной цели.

14. Мои планы никогда не расходятся с моими возможностями.

15. Как правило, любые решения я принимаю советуясь с кем-нибудь.

16. Мне часто бывает трудно заставить себя сосредоточиться на какой-нибудь задаче или работе.

17. Когда я поглощен какой-нибудь работой, мне трудно бывает переключиться на выполнение другой работы.

18. Я склонен отказаться от работы, которая «не клеится».

 

КЛЮЧ К ОПРОСНИКУ

Да: 1, 5, 11, 14.     Нет: 2, 3,4, 6, 7,8,9,10,12,13,15,16, 17, 18.

 

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ

За каждое совпадение ответа с ключом испытуемому дается 1 балл.                                                     


ИССЛЕДОВАНИЕ АВТОНОМНОСТИ-ЗАВИСИМОСТИ

ИССЛЕДОВАНИЕ АВТОНОМНОСТИ-ЗАВИСИМОСТИ

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ Некоторые результаты наших собственных исследований фено­мена «автономность-зависимость» в учебной деятельности приве­дены в таблице

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ Некоторые результаты наших собственных исследований фено­мена «автономность-зависимость» в учебной деятельности приве­дены в таблице

При выполнении любой работы я привык оценивать не только ее конечный результат, но и те результаты, которые получаются в процессе работы

При выполнении любой работы я привык оценивать не только ее конечный результат, но и те результаты, которые получаются в процессе работы
Скачать файл