Для психолога

  • doc
  • 10.05.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 15.doc

Направление 1[1]

Взаимодействие с учителем и одноклассниками

1.1.      Особенности установления контактов с учителем (в баллах):

3 — стремится к общению с учителем, может проявлять избирательность в выборе времени, предмета общения и т.д.;

2 — инициатором общения является учитель, ребенок активно включается в процесс взаимодействия;

1 — безразличен к возможности межличностного взаимодействия (следует указанию, но не проявляет интереса к предлагаемой деятельности);

0 — отказывается от общения и совместной деятельности, проявляет негативизм.

1.2.      Особенности поддержания контактов с учителем (в баллах):

3 — задает вопросы, рассказывает, отвечает на вопросы собеседника, предлагает игры или другие виды совместной деятельности, умеет соотносить свои и чужие действия в процессе совместной деятельности, владеет нормами общения (формы «ты/Вы», вежливые слова и т.д.);

2 — активно участвует в общении и совместной деятельности, если руководит деятельностью учитель; действует недостаточно адекватно ситуации: недостаточно учитывает действия партнеров, изменяющуюся ситуацию (отсутствие какой-либо игрушки, необходимость сделать перерыв в работе и т.д.); владеет нормами общения (формы «ты/Вы», вежливые слова и т.д.);

1 — быстро пресыщается совместной деятельностью и общением (устает, теряет интерес и т.д.);

0 — избегает участия в совместной деятельности и общении, проявляет негативизм.

1.3.    Особенности установления контактов с одноклассниками (в баллах):

3   — активен с детьми, ищет общения и возможности участвовать в совместной деятельности, старается предложить свой сценарий;

2   — проявляет нецеленаправленную активность (суетится, крутится и т.д.), не корректирует свои действия в соответствии с действиями одноклассников или, испытывая потребность в общении и совместной деятельности, ждет инициативы одноклассника;

1   — безразличен к предлагаемой возможности межличностного взаимодействия;

0   — отказывается от общения и совместной деятельности, проявляет негативизм по отношению к другому ребенку.

1.4.    Особенности поддержания контактов с одноклассниками (в баллах):

3 — задает вопросы, рассказывает, отвечает на вопросы собеседника, предлагает игры или другие виды совместной деятельности, умеет соотносить свои и чужие действия в процессе совместной деятельности, владеет нормами общения с детьми (делится игрушками, использует вежливые слова, обращается по имени и т.д.);

2   — участвует в общении и совместной деятельности, если руководит деятельностью другой ребенок, владеет нормами общения с детьми под контролем учителя;

1   — быстро пресыщается совместной деятельностью и общением (устает, теряет интерес и т. д.);

0   — избегает участия в совместной деятельности и общении, проявляет негативизм.

1.5.    Особенности проявления эмоциональной отзывчивости по отношению к себе (в баллах):

3   — понимает эмоциональную окраску и позитивной, и негативной ситуации, адекватно реагирует, делится своими переживаниями;

2   — понимает эмоциональную окраску ситуации, ответную реакцию ориентирует на образец поведения другого ребенка или взрослого;

1   — не понимает эмоциональную окрашенность ситуации и поэтому реагирует неадекватно;

0 — проявляет по отношении к любой ситуации противоположную эмоциональную реакцию («назло», «все наоборот») или демонстрирует свое безразличие.

1.6. Особенности проявления эмоциональной отзывчивости по отношению к другому ребенку (в баллах):

3 — понимает эмоциональную окраску и позитивной, и негативной ситуации, адекватно реагирует (сопереживает: радуется за друга, поздравляет; жалеет, при необходимости предлагает свою помощь);

2   — понимает эмоциональную окраску негативной ситуации, адекватно реагирует, сопереживает; в позитивной ситуации демонстрирует проявления зависти или наоборот: адекватен в позитивной ситуации и злорадствует — в негативной;

1   — не понимает эмоциональную окрашенность ситуации и

поэтому реагирует неадекватно;

0   — не замечает эмоциональную окрашенность ситуации и

не реагирует на нее («сам в себе»).

 

Направление 2

Отношение к учебным занятиям и школьной жизни

2.1. Отношение к школе (в баллах):

3   — проявляет желание посещать школу, играет в школу в свободное время, с удовольствием рассматривает учебники, тетради, рассказывает о своих успехах и неудачах, много рисует, в рисунках встречается школьная тематика;

2   — демонстрирует перепады отношения к школе в зависимости от сложившейся в данный момент ситуации (поссорился с другом, получил положительную/отрицательную отметку и т.д.);

1   — не высказывает оценочных суждений по поводу школьной жизни, мало общается с одноклассниками и учителем, при встрече с родителями не рассказывает о школе;

0 — не хочет посещать школу, плачет, просится домой (в детский сад), не интересуется занятиями, которые предлагаются одноклассникам.

2.2.    Отношение к урокам (в баллах):

3 — интересуется уроками, имеет любимые уроки, может предложить позаниматься каким-то конкретным учебным материалом, сожалеет об окончании уроков, хочет выполнить дополнительные задания;

2 — нравятся уроки, любимых нет, любит выполнять знакомые задания, стремится «хорошо себя вести» и «хорошо заниматься»;

1 — демонстрирует нестойкое положительное отношение к учебным занятиям, перепады обусловлены ситуативными успехами ребенка;

0 — уроки не нравятся, так как ребенок на них устает или ему неинтересно, или проявляет открытый немотивированный негативизм.

2.3.    Отношение к учителю (в баллах):

3   — учитель нравится, ребенок осознает причину своего отношения (интересно рассказывает, умный, красивый, справедливый и т.д.), старается поддерживать с учителем хорошие отношения, владеет нормами общения (формы «ты/Вы» и т.д.);

2   — учитель нравится, ребенок либо активно демонстрирует свое хорошее к нему отношение, либо просто старается выполнять его требования («слушаться»), может учитывать нормы общения (формы «ты/Вы» и т.д.);

1   —ребенок «не замечает» учителя, так как не готов воспринимать взрослого как организатора своей деятельности;

0 — открытый антагонизм по отношению к учителю, попытки установить контакт не дают должного эффекта.

2.4.    Отношение к одноклассникам (в баллах):

3   — есть друзья среди одноклассников, с остальными детьми ровные отношения, старается избегать конфликтов, может работать в паре и выполнять коллективные работы;

2   — близких друзей нет, общее хорошее отношение с большинством одноклассников, может выполнять задания в паре и в коллективе;

1   — есть близкие друзья, к остальным не проявляет дружелюбия, задирист, предпочитает работать один, реже со своим другом;

0   — избегает контактов с кем-либо из детей, работает только один или проявляет враждебность.

 

Направление 3

Характер поведения на занятии

(умение выполнять правила поведения на уроке)

3.1.    Умение реагировать на звонок на урок и с урока (в баллах):

3   — выполняет без затруднений;

2   — знает правила поведения, но выполняет только под контролем учителя;

1   — не знает правил, связанных со звонком, и поэтому выполнить действия не может;

0   — нарочито нарушает правила поведения.

3.2.    Умение ориентироваться в пространстве класса (в баллах):

3   — без затруднений находит свое место и по инструкции учителя любой предмет в классе или выполняет необходимые действия, самостоятельно исправляя ошибки вслух или молча;

2   — выполняет действия с помощью учителя;

1   — не может самостоятельно найти свое место и местоположение предметов (стендов, полок с книгами, тетрадей, принадлежностей для труда, физической формы и т.д.) в классе, нуждается в помощи в виде подробной инструкции, указательного жеста, совмещенных действий;

0 — нарочито нарушает правила поведения.

3.3.    Умение сидеть за партой (в баллах):

3 — в течение урока чаще всего следит за своей осанкой;

2   — не может долго сидеть на месте (ерзает, крутится, сидит «в развалку» и т.д.), не может самостоятельно контролировать выполнение действия, нуждается в напоминаниях учителя;

1   — не знает, как нужно сидеть за партой, поэтому может выйти из-за нее, залезть под парту и т.д.;

0   — нарочито нарушает правила поведения.

3.4.    Умение ориентироваться на парте, организовывать рабочее место и работать с учебными принадлежностями (в баллах):

3   — самостоятельно организует свое рабочее место, сохраняет его в порядке в течение всего урока, умеет работать с учебными принадлежностями;

2   — самостоятельно организует рабочее место, сохраняет на нем порядок в течение урока, затрудняется в ориентировке в тетради и учебнике;

1   — организация рабочего места, поддержание его в порядке в течение урока, работа с учебными принадлежностями (особенно тетрадями, учебниками и линейками) возможно только при постоянном контроле учителя;

0   — не может организовать рабочее место и поддерживать его в порядке в течение урока, знания о назначении и характере использования учебных принадлежностей фрагментарны.

3.5.    Проявление желания ответить (в баллах):

3   — самостоятельно поднимает руку, не выкрикивает ответ с места, увлекаясь, может забыть о необходимости выполнять правила поведения на уроке, исправляется сам или при напоминании учителя;

2   — не поднимает руку, ждет, когда его вызовут;

1   — не может контролировать выполнение этого действия, внешний контроль не оказывает существенного влияния на качество выполнения действия;

0 — нарочито нарушает правила поведения.

3.6.    Умение работать с доской (в баллах):

3 — знает, как и чем пишут на доске, умеет стирать с доски, пишет относительно крупно и ровно;

2   — нуждается в контроле и помощи учителя (при нахождении рабочей строки, поддержании единого размера элементов надписи и т.д.);

1   — не умеет пользоваться доской (пишет фломастерами, ручкой, не умеет стирать с доски, не выдерживает рабочую строку и т.д.);

0   — нарочито нарушает правила поведения.

 

Направление 4

Особенности учебной работы

4.1.    Особенности включения в учебную деятельность (в баллах):

3   — самостоятельно приступает к деятельности, предварительно выслушав инструкцию и сориентировавшись в сложившихся обстоятельствах (выбирает нужные инструменты и материалы, ищет наиболее удобное место и т.д.);

2   — нуждается в дополнительной стимуляции при включении в деятельность (дополнительные разъяснения, подбадривание, напоминание о необходимости выполнить задание) или приступает к деятельности без предварительного анализа условий, не прослушав инструкцию до конца;

1   — при включении в деятельность необходима непосредственная помощь педагога (совместные действия, индивидуальный показ первого этапа работы);

0 — к деятельности не приступает.

4.2.      Характер работоспособности (в баллах):

3   — достаточно длительное время активно и последовательно выполняет работу (пока не выполнит задание), самостоятельно удерживает учебный объект в поле своего внимания;

2   — периоды активной работы чередуются с интервалами значительного снижения интенсивности и качества работы (увеличивается количество ошибок и помарок), ребенок нуждается в периодическом напоминании о необходимости соотносить свои действия с учебным объектом (картиной, инструкционной картой, образцом выполнения задания и т.д.);

1   — качество и интенсивность работы снижаются к концу занятия (выполнения задания), учебный объект быстро «выпадает» из поля внимания ребенка;

0   — постоянные низкие интенсивность и качество работы, удержанию внимания на учебном объекте способствуют регулярные напоминания со стороны учителя.

4.3.    Умение следовать плану (в баллах):

3   — ребенок может самостоятельно выполнить работу, ориентируясь на инструкционную карту, устный или письменный план;

2   — предпочитает выполнять работу либо по плану, либо по инструкционной карте, делает ошибки, при напоминании ищет и исправляет их;

1   — при выполнении работы требуется постоянная помощь педагога (поэтапное руководство деятельностью);

0 — не умеет следовать плану.

4.4.    Умение пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями (в баллах):

3   — ребенок понимает возможность замены предметов символами, может ими оперировать и объяснить принцип использования того или иного символа (функции, внешний вид и др.), умеет читать простые схемы, пользуется предметами-заместителями;

2   — ученик понимает возможность замены предмета символом, но без помощи учителя осуществить замену и пользоваться символами не может, с помощью педагога работает со схемой, умеет пользоваться предметами-заместителями в знакомых играх;

1   — не понимает принципа использования символов, но совместно с учителем может пользоваться одним символом для обозначения конкретного предмета (не может перенести усвоенное действие на другой предмет), с большим трудом при помощи педагога или более развитого ребенка справляется при работе с простейшей схемой, пользуется только очень знакомыми предметами-заместителями в стандартной ситуации;

0   — не понимает смысла схем и символов.

4.5.    Умение выделять в предметах признаки (в баллах):

3 — описывая предмет, называет несколько разных признаков, по инструкции выделяет существенные (самые главные) признаки;

2   — называет один-два признака, с помощью учителя выделяет существенный признак в знакомых предметах, переносит это умение на однородные предметы;

1   — называет один-два признака, существенные выделить не может;

0   — описывая предмет, называет его, говорит о его функциях и своем отношении к нему, признаки не выделяет.

4.6.    Умение выделять видо-родовые отношения предметов (в баллах):

3   — самостоятельно выделяет видовые понятия и затем правильно находит родовое понятие;

2   — полностью самостоятельно справиться с подобным заданием не может, требуется помощь учителя или при выделении видовых понятий, или при объединении их под одним родовым;

1   — испытывает затруднения при делении предметов (картинок) на группы, найти родовое понятие не может;

0 — полностью не понимает этого действия.

4.7.    Умение делать обобщение (в баллах):

3 — безошибочно проводит обобщение в ситуации работы с лексическим материалом, предметными картинками и при работе с геометрическими фигурами;

2 — самостоятельно справляется с некоторыми знакомыми заданиями, умение на новый материал не переносит;

1 — с помощью педагога делает простые обобщения на наглядном материале;

0 — не понимает смысла этого действия.

4.8.    Умение сравнивать (в баллах):

3   — самостоятельно проводит сравнение, указывая основные признаки сходства и различия;

2   — сравнивает предметы, опираясь на помощь учителя (наводящие вопросы), сам находит одно-два отличия, сходство определяет с помощью учителя;

1   — называет несущественные признаки предметов (цвет, размер, наличие надписи и др.) или просто называет предметы;

0   — задание не выполнено.

4.9.    Умение классифицировать в (баллах):

3   — самостоятельно находит все основания классификации, дает обобщенные названия выделенным группам;

2   — самостоятельно находит основание для классификации и, пользуясь помощью учителя (жесты, указывающие на возможность выделения некоторых групп), выделяет группы по второму основанию, сам дает обобщенное название группам;

1   — осуществляет классификацию и называет группы, только используя помощь учителя (может ориентироваться на предложенное основание классификации);

0   — не понимает принципа выполнения классификации, помощь не оказывает существенного влияния на качество действия.

4.10.  Особенности проявления самостоятельности (в баллах):

3 — стремится работать самостоятельно, оценивая свои силы, при необходимости обращается за помощью к учителю, однокласснику или справочному материалу;

2   — знает способ работы, но сам выполнить задание не решается, за помощью не обращается, предпочитает подождать, когда ее предложат;

1   — стремится все сделать сам без оценки своих возможностей и сложившейся ситуации;

0   — сам выполнить задание не может, за помощью не обращается, к заданию не приступает или совершает нецеленаправленные действия.

 

Направление 5

Особенности отношения к своим результатам и оценкам своей деятельности

5.1.    Особенности реагирования на оценочную деятельность учителя (в баллах):

3   — понимает смысл оценки, согласен с ней, хочет улучшить качество работы;

2   — понимает смысл оценки, не согласен с ней (неадекватно завышает или занижает оценку своей деятельности, часто в зависимости от субъективных причин);

1   — не понимает смысла оценки, выраженной в баллах, радуется ее наличию;

0   — безразличен к оценкам как качественным, так и в баллах.

5.2.    Особенности реагирования на оценочную деятельность одноклассников (в баллах):

3   — внимательно слушает замечания одноклассников, не обижается;

2   — обижается на замечания или низкую оценку вне зависимости от понимания ее адекватности;

1   — безразличен к мнению одноклассников;

0   — негативен к самому факту возможности оценки своей деятельности другим ребенком.

5.3.    Особенности собственной оценочной деятельности (в баллах):

3   — адекватно оценивает себя и одноклассников, исходя из качества работы;

2   — оценивает работу, исходя из личных симпатий;

1   — свою работу оценивает выше, чем работы товарищей;

0   — неадекватно занижает или завышает оценку своей работы.

 

Направление 6

Индивидуальные особенности работы

(нужное отметить)

6.1.       Предпочитаемое место в классе (у окна, у доски, за партой один или с другом, на первой/последней парте)

6.2.       Предпочитаемые виды помощи (подбадривание, поглаживание по голове, похвала, указание на возможности улучшить работу, успехи, достигнутые ранее или при выполнении данной работы, положительное впечатление о достижениях ребенка у учителя, родителей, одноклассников)

6.3.       Факторы, влияющие на качество и активность работы (самочувствие ребенка, погода, время суток, ситуативные изменения во взаимоотношениях с учителем, одноклассниками, родителями)


Скачано с www.znanio.ru



[1] Кудрина С.В. Учебная деятельность младших школьников. Диагностика. Формирование — СПб.: КАРО, 2004. — С. 75-87. — (Материалы для специалиста образовательного учреждения).