Для психолога

  • doc
  • 10.05.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 28.doc

 Методика исследования мотивации учения первоклассников.

 

Сейчас я прочитаю тебе рассказ, в котором мальчики (девочки) разговаривают о школе.

 

1.     Первый мальчик (девочка) сказал: «Я хожу в школу потому, что меня мама заставляет. Если бы не мама, я бы в школу не ходил». (На стол перед ребенком  выкладывается карточка с рисунком №1: женская фигура с указывающим жестом: перед  ней фигура ребенка с портфелем в руках) - внешний мотив

 

2.    Второй мальчик (девочка) сказал: «Я хожу в школу потому, что мне нравится делать уроки. Даже если бы школы не было, я все равно бы учился».(Выкладывается карточка с рисунком №2: фигура ребенка, сидящего за партой) - учебный мотив

 

3. Третий мальчик (девочка) сказал: «Я хожу в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми можно поиграть». (Выкладывается карточка с рисунком №3: фигурки двух детей, играющих в мяч) - игровой мотив

 

4. Четвертый мальчик (девочка) сказал: «Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким». (Выкладывается карточка с рисунком №4: две фигуры, изображенные спиной друг к другу: у той, что повыше, в руках портфель, у той, что пониже, игрушечный автомобиль) - (позиционный мотив)

 

5. Пятый мальчик (девочка) сказал: «Я хожу в школу потому, что нужно учиться. Без учения, ни какого дела не сделаешь, а выучишься – и можешь стать, кем захочешь». (Выкладывается карточка с рисунком №5: фигурка с портфелем в руках направляется к зданию) - социальный мотив

 

6. Шестой мальчик (девочка) сказал: «Я хожу в школу потому, что получаю там пятерки». (Выкладывается карточка с рисунком №6: фигурка ребенка, держащего в руках раскрытую тетрадь) – отметка

 

После прочтения рассказа психолог задаёт вопросы:

- А как, по-твоему, кто из них прав? Почему? (Выбор I)

- С кем из них ты хотел бы вместе играть? Почему? (Выбор 2)

- С кем из них ты хотел бы вместе учиться? Почему? (Выбор 3)

Дети последовательно осуществляют три выбора. Если содержание недостаточно прослеживается в ответе ребёнка, необходимо задать контрольный вопрос: "А что этот мальчик сказал?", чтобы быть уверенным в том, что ребёнок произвёл свой выбор, исходя именно из содержания рассказа, а не случайно указал на одну из шести картинок.

 

Обработка результатов. Ответы (выбор определённой картинки) экспериментатор заносит в таблицу и затем оценивает.

 

Мотивы

 

Выбор

 

Внешний

 

Учебный

 

Игровой

 

Позиционный

 

Социальный

 

Отметка

I

 

 

 

 

 

 

II

 

 

 

 

 

 

III

 

 

 

 

 

 

Контр. выбор

 

 

 

 

 

 

 


внешний мотив - 0 баллов;

учебный мотив – 5 баллов;

позиционный мотив - 3 балла;

социальный мотив – 4 балла;

отметка - 2 балла;

игровой мотив - 1 балл;


Необходимо подсчитать, сколько баллов набрано отдельно, по каждому мотиву. Контрольный выбор увеличивает количество баллов соответствующего выбора.

Доминирующая мотивация учения диагностируется по наибольшему количеству баллов. Вместе с тем, ребёнок может руководствоваться и другими мотивами. О несформированпости мотивации учения свидетельствует отсутствие предпочтений, т.е. различные подходы во всех ситуациях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Внешний мотив – ребенок занимается тогда, когда на этом настаивает педагог или родители.

Учебный мотив – ребенок занимается тогда, когда ему это интересно.

Этим детям характерна высокая учебная активность, они стремятся узнать больше, задают много вопросов; они не любят упражнения, основанные на многократном повторение заданного образца, требующих усидчивости и добросовестности.

Позиционный мотив – ребенок занимается тогда, когда на уроке или занятии много атрибутики и пособий.

         Этих детей привлекает чисто внешняя атрибутика школьной жизни.

Социальный мотив – ребенок занимается, потому что это важно и нужно.

         Эти дети сосредоточены на уроке, внимательно слушают педагога, старательно выполняют задания, переживают и обращаются за помощью, если что-то не поняли или не получается; успешно усваивают учебный материал, занимают лидирующее положение в классе, пользуются уважением среди одноклассников.

            Отметка – ребенок занимается тогда, когда его хвалят за это.

         Этим детям свойственна потребность в социальном признании и одобрении взрослого; они очень чутко реагируют на настроение значимого взрослого: порицание, отвержение, отказ от общения. Похвала, одобрение являются одним из наиболее эффективных стимулов активности ребенка.

         Ориентация на оценку взрослого в учебном процессе одно из условий формирования самооценки самоконтроля.

Игровой мотив – ребенок хорошо занимается лишь тогда, когда урок или занятие построено в виде игры, что отрицательно сказывается на успешности усвоения учебного материала и формирования учебной деятельности.

         Эти дети на уроке делают не то, что задано, а что им хочется: рисуют машинки и цветочки, приносят из дома игрушки и играют ими на уроке, строят свое общение с педагогом исключительно на эмоциональной основе, не принимают школьные правила поведения.

Раздаточный материал к методике исследования мотивации учения первоклассников