Методика исследования мотивации учения первоклассников.
Сейчас я прочитаю тебе рассказ, в котором мальчики (девочки) разговаривают о школе.
1. Первый мальчик (девочка) сказал: «Я хожу в школу потому, что меня мама заставляет. Если бы не мама, я бы в школу не ходил». (На стол перед ребенком выкладывается карточка с рисунком №1: женская фигура с указывающим жестом: перед ней фигура ребенка с портфелем в руках) - внешний мотив
2. Второй мальчик (девочка) сказал: «Я хожу в школу потому, что мне нравится делать уроки. Даже если бы школы не было, я все равно бы учился».(Выкладывается карточка с рисунком №2: фигура ребенка, сидящего за партой) - учебный мотив
3. Третий мальчик (девочка) сказал: «Я хожу в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми можно поиграть». (Выкладывается карточка с рисунком №3: фигурки двух детей, играющих в мяч) - игровой мотив
4. Четвертый мальчик (девочка) сказал: «Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким». (Выкладывается карточка с рисунком №4: две фигуры, изображенные спиной друг к другу: у той, что повыше, в руках портфель, у той, что пониже, игрушечный автомобиль) - (позиционный мотив)
5. Пятый мальчик (девочка) сказал: «Я хожу в школу потому, что нужно учиться. Без учения, ни какого дела не сделаешь, а выучишься – и можешь стать, кем захочешь». (Выкладывается карточка с рисунком №5: фигурка с портфелем в руках направляется к зданию) - социальный мотив
6. Шестой мальчик (девочка) сказал: «Я хожу в школу потому, что получаю там пятерки». (Выкладывается карточка с рисунком №6: фигурка ребенка, держащего в руках раскрытую тетрадь) – отметка
После прочтения рассказа психолог задаёт вопросы:
- А как, по-твоему, кто из них прав? Почему? (Выбор I)
- С кем из них ты хотел бы вместе играть? Почему? (Выбор 2)
- С кем из них ты хотел бы вместе учиться? Почему? (Выбор 3)
Дети последовательно осуществляют три выбора. Если содержание недостаточно прослеживается в ответе ребёнка, необходимо задать контрольный вопрос: "А что этот мальчик сказал?", чтобы быть уверенным в том, что ребёнок произвёл свой выбор, исходя именно из содержания рассказа, а не случайно указал на одну из шести картинок.
Обработка результатов. Ответы (выбор определённой картинки) экспериментатор заносит в таблицу и затем оценивает.
Мотивы
Выбор |
Внешний |
Учебный |
Игровой |
Позиционный |
Социальный |
Отметка |
I |
|
|
|
|
|
|
II |
|
|
|
|
|
|
III |
|
|
|
|
|
|
Контр. выбор |
|
|
|
|
|
|
внешний мотив - 0 баллов;
учебный мотив – 5 баллов;
позиционный мотив - 3 балла;
социальный мотив – 4 балла;
отметка - 2 балла;
игровой мотив - 1 балл;
Необходимо подсчитать, сколько баллов набрано отдельно, по каждому мотиву. Контрольный выбор увеличивает количество баллов соответствующего выбора.
Доминирующая мотивация учения диагностируется по наибольшему количеству баллов. Вместе с тем, ребёнок может руководствоваться и другими мотивами. О несформированпости мотивации учения свидетельствует отсутствие предпочтений, т.е. различные подходы во всех ситуациях.
Внешний мотив – ребенок занимается тогда, когда на этом настаивает педагог или родители.
Учебный мотив – ребенок занимается тогда, когда ему это интересно.
Этим детям характерна высокая учебная активность, они стремятся узнать больше, задают много вопросов; они не любят упражнения, основанные на многократном повторение заданного образца, требующих усидчивости и добросовестности.
Позиционный мотив – ребенок занимается тогда, когда на уроке или занятии много атрибутики и пособий.
Этих детей привлекает чисто внешняя атрибутика школьной жизни.
Социальный мотив – ребенок занимается, потому что это важно и нужно.
Эти дети сосредоточены на уроке, внимательно слушают педагога, старательно выполняют задания, переживают и обращаются за помощью, если что-то не поняли или не получается; успешно усваивают учебный материал, занимают лидирующее положение в классе, пользуются уважением среди одноклассников.
Отметка – ребенок занимается тогда, когда его хвалят за это.
Этим детям свойственна потребность в социальном признании и одобрении взрослого; они очень чутко реагируют на настроение значимого взрослого: порицание, отвержение, отказ от общения. Похвала, одобрение являются одним из наиболее эффективных стимулов активности ребенка.
Ориентация на оценку взрослого в учебном процессе одно из условий формирования самооценки самоконтроля.
Игровой мотив – ребенок хорошо занимается лишь тогда, когда урок или занятие построено в виде игры, что отрицательно сказывается на успешности усвоения учебного материала и формирования учебной деятельности.
Эти дети на уроке делают не то, что задано, а что им хочется: рисуют машинки и цветочки, приносят из дома игрушки и играют ими на уроке, строят свое общение с педагогом исключительно на эмоциональной основе, не принимают школьные правила поведения.
Раздаточный материал к методике исследования мотивации учения первоклассников
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.