Для психолога
Оценка 4.9

Для психолога

Оценка 4.9
docx
10.05.2020
Для психолога
6.docx

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.6.4.

 

Материал для обсуждения видео-курса Г.В. Резапкиной

«Дороги, которые мы выбираем»

 

Правильный выбор профессии, что это значит? Я думаю многие из вас, старшеклассников, задумывались над этим вопросом. А так же над тем, какие факторы влияют на выбор профессии, какие ошибки чаще всего допускают выпускники, осуществляя этот выбор. Но самый главный вопрос, который, мне кажется, задает себе любой выпускник это “Кем, же мне стать”.

Видеоролик «На порядок выше».

Прежде чем выбирать профессию нужно проанализировать ряд факторов, существенно  влияющих на этот выбор.

1) Позиция старших членов семьи.

Очень часто родители предоставляют ребенку полную свободу выбора, требуя тем самым от него самостоятельности, ответственности, инициативы. Случается, что родители не согласны с выбором ребенка, предлагая пересмотреть свои планы и сделать другой выбор, считая, что он еще маленький. Правильному выбору профессии часто мешают установки родителей, которые стремятся, чтобы дети компенсировали их недостатки в будущем, в той деятельности, в которой они не смогли себя полностью проявить. Наблюдения показывают, что в большинстве случаев дети соглашаются с выбором родителей, рассчитывая на помощь родителей при поступлении в какое-либо учебное заведение. При этом дети, конечно же, забывают, что работать по данной специальности придется им, а не их родителям.

2) Позиция товарищей, подруг (сверстников).

Дружеские отношения старшеклассников уже очень крепки и влияние их на выбор профессии не исключено, так как внимание своего профессионального будущего сверстников также возрастает. Но здесь можно дать лишь общий совет: правильным будет решение, которое соответствует твоим интересам.

3) Позиция учителей, школьных педагогов, классного руководителя.

Каждый учитель, наблюдая за поведением учащегося только в учебной деятельности, все время «проникает мыслью за фасад внешних проявлений человека, ставит своего рода диагнозы относительно интересов, склонностей, помыслов, характера, способностей, подготовленности учащегося». Учитель знает множество той информации, которая неизвестна даже самому ученику.

4) Личные профессиональные планы.

В поведении и жизни человека представления о ближайшем и отдаленном будущем играют очень важную роль. Профессиональный план или образ, мысленное представление, его особенности зависят от склада ума и характера, опыта человека. Он включает в себя главную цель и цели на будущее, пути и средства их достижения. Под планом в данном случае подразумеваются твои представления об этапах освоения профессии.

5) Способности.

Способности, таланты учащегося старших классов необходимо рассматривать не только в учебе, но и ко всем другим видам общественно ценной активности. Так как именно способности включает в себя будущая профессиональная пригодность.

6) Уровень притязаний на общественное признание.

Реалистичность притязаний старшеклассника – первая ступень профессиональной подготовки.

7) Информированность

Важная, неискаженная информация – важный фактор выбора профессии.

8) Склонности

Они проявляются и формируются в любимых занятиях. Для старшеклассника это важно, так как до профессиональные увлечения – путь к будущему.

Видеоролик «Право на ошибку».

Кроме факторов на правильный выбор профессии могут повлиять ошибки, часто допускаемые старшеклассниками. Итак, какие же самые распространенные ошибки можно допустить, выбирая профессию и каким образом их можно избежать.

Отношение к выбору профессии, как к неизменному. В любой сфере деятельности происходит смена занятий, должностей по мере роста квалификации человека. Проанализируйте ситуацию на рынке труда. Обратите внимание на то, что с каждым годом появляются все новые профессии. Будьте готовы к тому, что придется регулярно повышать квалификацию, осваивать смежные специальности. Не бойтесь того, что выбор профессии сейчас фатальным образом определит всю вашу судьбу. Изменение выбора, освоение новой специальности сделает вас ценным специалистом, востребованным в междисциплинарных областях деятельности. Первая профессия, даже если вы затем передумаете и найдете что-то более привлекательное, пригодиться в жизни. Например, первое образование искусствоведа поможет юристу по своему второму образованию разобраться в сложных вопросах наследования антикварных ценностей.

Бытующие мнения о престижности профессии. В отношении профессии предрассудки проявляются в том, что некоторые важные для общества профессии, занятия считаются недостойными, неприличными (например, уборщица). Престижность профессии должна учитываться, но после учета ваших интересов и способностей. Иначе вы можете овладеть “модной”, но не приносящей удовольствия специальностью.

Выбор профессии под влиянием товарищей. (За компанию, чтобы не отстать). Профессию мы выбираем по своему вкусу и размеру, так же как и обувь. Чувство группы, ориентация на сверстников – очень позитивные особенности ребят твоего возраста. Они нужны для освоения норм поведения в обществе, формирования образа “Я” и самооценки. Поэтому оглядывайся на других, сравнивая себя с друзьями, а не слепо повторяя. Старайся увидеть, чем ты отличаешься от товарищей, и чем вы сходны. Это поможет понять, что если Вася идет на пожарника (а он – рискованный человек), тебе эта профессия может не понравиться (ты ведь очень осторожный и рассудительный).

Перенос отношения к человеку, представителю тои или иной профессии, на саму профессию. При выборе профессии надо учитывать, прежде всего, особенности данного вида деятельности, а не выбирать профессию только потому, что тебе нравиться или не нравиться человек, который занимается данным видом деятельности. Кроме того, часто ребята совершают ошибку, стараясь получить профессию кумира – спортсмена, политика, журналиста, артиста.

Увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии. За легкостью, с которой актер создает на сцене образ, стоит наряженный, будничный труд. А журналисты не всегда выступают в передачах – чаще они перелопачивают массу информации, архивов, разговаривают с десятками людей, прежде чем подготовят 10-минутное сообщение, которое к тому же озвучит другой (диктор на телевидении).

Отождествление школьного учебного предмета с профессией или плохое различение этих понятий. Есть такой предмет, как иностранный язык, а профессий, где требуется способность к языку много – переводчик, экскурсовод, телефонист международной связи и др. Поэтому при выборе профессии надо учитывать, какие реальные занятия и профессии за этим предметом стоят. Тем более, имейте в виду, что профессий существует больше, чем школьных предметов.

Устарелые представления о характере труда в сфере материального производства. Во все профессии, и, прежде всего в рабочие внедряется сложная и интересная техника, повышается культура труда.

Неумение или нежелание разбираться в своих личностных качествах. Разобраться в себе тебе помогут психолог, родители, учителя, товарищи. Полезными так же могут оказаться психологические тесты, а так же статьи и публикации на тему популярно психологии.

Незнание или недооценка своих физических способностей и недостатков существенных при выборе профессии. Существуют профессии, которые могут быть тебе противопоказаны, т.к. они могут ухудшить твое состояние здоровья. Таких профессий не много и к ним относятся в основном, те, в которых требуется длительное напряжение тех или иных физиологических систем. Компьютерщики сильно напрягают глаза, а летчики – сердце. (Ограничение профпригодности при различных заболеваниях см. в приложении 1).

Незнание основных действий, операций и их порядка при решении, обдумывании задачи при выборе профессии. Когда ты решаешь задачу по математике, то выполняешь определенные действия в определенной последовательности. Было бы разумно поступить так же при выборе профессии.

Видеоролик «Стратегия выбора профессии».

Семь шагов выбора профессии:

Составь список подходящих профессий  - профессии, которые тебе нравятся, интересны, по которым ты хотел бы работать, которые тебе подходят. Лучше всего изучить рынок труда, узнать о том, какие профессии наиболее востребованы (см. приложение 2).

Составь перечень требований выбираемой профессии - список требований: выбираемая профессия и будущий род занятий; жизненные ценности; жизненные цели; мои сегодняшние горячие проблемы; реальное трудоустройство по специальности; мои склонности и способности; желательные содержание, характер и условия работы.

Определи значимость каждого требования - на сколько все перечисленные требования значимы. Может, есть менее важные, которые можно и не учитывать

Подсчитай и проанализируй результаты - какая профессия из списка больше других подходит по всем пунктам.

Оцени свое соответствие требованиям каждой профессии - проанализируй, развиты ли у тебя профессиональные качества, интеллектуальные и психологические способности, состояние здоровья соответствующие требованиям профессии.

Проверь результаты - обсуди свое решение с родителями, друзьями, учителями, психологом.

Определи основные практические шаги к успеху - в каком учебном заведении ты сможешь получить профессиональное образование, как развивать в себе профессионально важные качества, как можно получить практический опыт работы по данной специальности.

Этапы выбора профессии:

• Решите, какую профессию (специальность) Вы хотите получить и на какой уровень профессионального образования Вы ориентируетесь;

• Подберите из справочника для поступающих несколько учебных заведений (2-3) с интересующей Вас профессией (специальностью);

• Посетите эти учебные заведения (лучше это сделать заранее, например, в «Дни открытых дверей»);

• Задайте интересующие вопросы члена приемной комиссии (как осуществляется прием, есть ли ограничения при приеме по состоянию здоровья; какие вступительные испытания предлагаются, выясните конкурс и проходные баллы предыдущих лет, реальность трудоустройства после окончания обучения и т.д.);

• Оценив свои шансы поступления, выберите, в какое учебное заведение будете поступать.

• Продумайте запасной вариант (это может быть другая специальность данного учебного заведения, ступенчатый путь получения желаемого уровня образования, ПУ – колледж – ВУЗ, техникум – ВУЗ, работа и заочное обучение).

Видеоролик «Пути получения профессии».

Пути получения профессионального образования:

Профессиональные училища, лицеи (начальное профессиональное образование) Срок обучения от 1 года до 3 лет на базе общего и полного среднего образования (9 и 11 классов). Для профессионального обучения в училищах и лицеях к учащимся предъявляются более строгие требования, чем при курсовой подготовке. Особое место в училищах и лицеях отводят практическим занятиях (изучению выбранной профессии).

Колледжи, техникумы (среднее профессиональное образование). Срок обучения 2-4 года на базе общего и полного среднего образования. Помимо классно-урочной организации работы, появляются и такие формы работы – лекции, семинары, лабораторные работы. Это предъявляет особые требования к учащимся колледжей и техникумов: необходимо обладать знаниями в различных отраслях науки, хороши уровнем базовой (школьной подготовки), самостоятельностью в изучении нового материала, умением анализировать, систематизировать информацию. Обучение чаще всего заканчивается написанием и защитой дипломной работы.

Институты, академии, университеты (высшее образование). Срок обучения 5-6 лет на базе полного среднего образования. Высшее образование предполагает, что выпускник будет решать задачи высокого класса сложности. Помимо основных дисциплин изучаются предметы по «выбору», что требует от студентов высокой работоспособности, самоконтроля, хорошего уровня базовых знаний. Завершается обучение созданием интеллектуального продукта – дипломной работы.

Дополнительное профессиональное образование (курсы). В специальных учебных центрах, на базе учебных заведений профобразования, через центр занятости населения можно пройти профессиональное обучение и приобрести некоторые профессии, как правило, массовые (например: плотник, штукатур, повар, продавец). Срок обучения на курсах занимает небольшой промежуток времени – в среднем от 2 недель до 3-4 месяцев.

Выбор формы обучения:

Рынок образовательных услуг достаточно разнообразен. Поэтому, кроме определения пути получения профессии, необходимо выбрать форму обучения.

Очная форма обучения: Эта форма обучения предполагает ежедневное посещение лекций, лабораторных занятий и семинаров. Учебный год обычно разделен на два семестра, окончании которых студенты сдают зачеты и экзамены.

Заочная форма обучения: Данная форма обучения не предполагает ежедневного посещения учебного заведения. Студентам-заочникам устанавливается график сдачи экзаменов и зачетов (установочная сессия), в период которой проходят также консультации с преподавателями. Сложностью данного обучения является изучение курса по выбранной профессии самостоятельно, что требует организованности, самоконтроля, умения анализировать и систематизировать информацию.

Очно - заочная форма обучения: Очно - заочное обучение предполагает, что занятия организуются по выходным дням (субботам и воскресеньям), а также во время установочной сессии – один раз в семестр в течение одной - двух недель. Студенты, выбирающие данную форму обучения, могут совмещать учебу и работу без отрыва от производственного процесса. Минусами такого обучения становится чрезмерная нагрузка и большей частью самостоятельное изучение установленных предметов.

Вечерняя форма обучения: Вечернее обучение предполагает ежедневное посещение лекций, лабораторных занятий и семинаров в вечернее время. Учебный год обычно разделен на два семестра, по окончании которых студенты обычно сдают зачеты и экзамены.

Экстернат: Образование в форме экстерната возможно на всех ступенях обучения: от общего (9 классов) до высшего. Основной особенностью этой формы обучения является то, что экстерн самостоятельно изучает соответствующую образовательную программу, а затем проходит текущую и итоговую аттестацию, т.е. сдает экзамены по самостоятельно изученному материалу. Экстерн, успешно прошедший аттестацию, получает диплом государственного или негосударственного образца об окончании учебного заведения (на соответствующем уровне образования) с присвоением квалификации и указанием специальности подготовки.

Дистанционное обучение: Одна из форм современного образовательного процесса, позволяющая получать образование на расстоянии. Эта форма обучения возникла из заочного обучения, с привлечением современных методов и Интернет-технологий. Вы можете учиться в любой географической точке, где есть доступ в Интернет, компьютер и Ваше желание учиться. Такая образовательная система рассчитана на повышение своей профессиональной квалификации, самосовершенствование или получение профессии. Основная часть учебного процесса приходится на самостоятельную работу по специально разработанным учебным пособиям и материалам. В программе обучения присутствуют методики закрепления полученных знаний, а также возможность получить ответы на свои вопросы или развернутые индивидуальные консультации у преподавателей по изучаемым материалам и темам. По завершению образовательного курса выдается диплом государственного или негосударственного образца. Успех выбора профессии во многом зависит от правильно спланированного времени: на учебу, дополнительные занятия, самостоятельную подготовку. От выбирающего профессию требуется организованность, активность, умение оценить ситуацию и принять правильное решение.

Правила принятия решения о выборе профессии:

1. «Правило переселения на Луну». Если Вы просто, для собственного удовольствия любуетесь Луной, то Вам все равно, как устроена ее обратная сторона. Но если Вы собрались переселиться на Луну, выбрали ее для жительства, то полезно выяснить, что же творится на ее темной стороне. У всего есть светлая и темная, положительная и отрицательная стороны, «+» и «- ». Выбирая всегда проясняйте для себя как достоинства, так и недостатки каждого варианта.

2. «Правило обладателя бинокля». Если Вы стоите на развилке дорог, а на шее у Вас – бинокль, глупо не посмотреть в него. Вы увидите то, что не видно невооруженным взглядом, и лучше поймете, что Вас ожидает в пути и в конце каждой из дорог. Если Вы стоите перед разными вариантами карьеры, а Ваш мозг может заглянуть вдаль лучше всякого бинокля, не поленитесь, проверьте последствия каждого выбора. Последствия ближние (чем вариант обернется через 1-3 года) и последствия дальние (через 10-15 лет). У шахматистов это называется «просчитать ходы». Гроссмейстер просчитывает на 20 ходов вперед – и выигрывает. Новичок – на 2-3 и проигрывает. А кто Вы – Победитель или Неудачник, Принцесса или Лягушка?

3. «Правило идущего в Киев». Допустим, Вам хочется в Киев, но Вы не знаете, как туда попасть. Что делать? Спрашивайте, спрашивайте, спрашивайте. И слушайте, слушайте, слушайте. Язык до Киева доведет. Чем больше Вы будете расспрашивать своих друзей, учителей, родственников, школьного психолога, тем яснее поймете, чего Вы хотите и как этого достичь.

4. «Утешительное правило». Не бойтесь ошибиться в выборе профессии. У Вас будет возможность поменять ее. Вам даже придется менять ее на протяжении жизни – и не один раз. Правда, за ошибку придется заплатить – потерей темпа движения, хотя бы временным отставанием от своих сверстников.

5. «Правило карате». Если не знаешь, что делать, - сделай шаг вперед. Это уж на крайний случай – если не выполнили 4 основных правила и дотянули до последнего. Шагните – и попадете в то место, где все немного понятнее.

 

Педагог-психолог                                                                                        Соловьева Д.Ю.

 

 

И.о. директора                                                                                               Кохтенко Л.Н.

Приложение 1.

 

Ограничение профпригодности при различных заболеваниях.

 

Болезни

Противопоказанные профессионально-производственные факторы

Некоторые рекомендуемые профессии и специальности

Органов зрения

Работы особо высокой точности, напряжённости зрения. Работа с мелкими деталями; работа, требующая ношения очков; значительное физическое напряжение; запыленность воздуха, пребывание тела в наклонном положении

Продавец, бармен, оператор птицефабрик и птицеферм, садовод, слесарь по ремонту автомобиля

Органов слуха

Работа, требующая хорошего слуха и общения с людьми. Работа, требующая напряжения слуха, значительный шум и вибрация.

Чертёжник, вышивальщица, швея-мотористка, обувщик, цветовод, фотограф, кондитер

Кожи

Контакт с токсическими и раздражающими кожу веществами, запыленность; неблагоприятный микроклимат; постоянное увлажнение и загрязнение рук.

Оператор ЭВМ, сборщик полупроводников, чертёжник-конструктор.

Опорно-двигательного аппарата

Длительное пребывание на ногах, подъём и спуск по лестнице. Напряжённая рабочая поза; значительное физическое напряжение (подъём и перенос тяжестей); работа на высоте, у движущихся механизмов

Сборщик микросхем, телеграфист, швея-мотористка

Органов дыхания

Неблагоприятный микроклимат; загазованность, запыленность; контакт с токсическими веществами; значительное физическое напряжение, все виды излучения

Контролёр-кассир, киномеханик, цветовод, оператор станков с пусковым управлением, оператор связи, фотограф

Сердечно-сосудистой системы

Значительное физическое напряжение; неблагоприятный микроклимат; контакт с токсическими веществами; работа на высоте с движущимися механизмами, шум, вибрация.

Радиомеханик, портной, секретарь-референт, пчеловод

Органов пищеварения

Контакт с токсическими веществами; значительная физическое и нервное напряжение; работа, связанная с нарушением режима питания; вынужденная рабочая поза; предписанный темп работы и невозможность соблюдать режим питания

Сборщик полупроводников, оператор ЭВМ, слесарь по ремонту автомобилей, декоратор –оформитель

Почек и мочевых путей

Неблагоприятный микроклимат; контакт с токсическими веществами; вынужденная рабочая поза; работа, связанная с нарушением режима питания; вибрация

Сборщик полупроводников, оператор ЭВМ, слесарь по ремонту автомобилей.

Нервная система

Нервно-эмоциональное напряжение; шум и вибрация; неблагоприятный микроклимат; контакт с токсическими веществами, особенно нервно-паралитического действия, с повышенной опасностью травматизма

Резчик по дереву, закройщик, столяр

 

 


 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.6.4. Материал для обсуждения видео-курса

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.6.4. Материал для обсуждения видео-курса

Они проявляются и формируются в любимых занятиях

Они проявляются и формируются в любимых занятиях

Незнание или недооценка своих физических способностей и недостатков существенных при выборе профессии

Незнание или недооценка своих физических способностей и недостатков существенных при выборе профессии

Видеоролик «Пути получения профессии»

Видеоролик «Пути получения профессии»

Экстерн, успешно прошедший аттестацию, получает диплом государственного или негосударственного образца об окончании учебного заведения (на соответствующем уровне образования) с присвоением квалификации и указанием специальности подготовки

Экстерн, успешно прошедший аттестацию, получает диплом государственного или негосударственного образца об окончании учебного заведения (на соответствующем уровне образования) с присвоением квалификации и указанием специальности подготовки

Приложение 1. Ограничение профпригодности при различных заболеваниях

Приложение 1. Ограничение профпригодности при различных заболеваниях
Скачать файл