Для психолога

  • doc
  • 10.05.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 7.doc

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.3.4.

 

Семинар-тренинг для педагогов

«Психологическая подготовка к ЕГЭ».

 

1. Ознакомление с целями занятия, процедура принятия правил.

После рассказа о целях семинара ведущий предлагает уча­стникам принять правила работы.

Правила:

говорить только от 1 -го лица;

не перебивать друг друга;

время на выступление участника - не более 1,5 минуты.

 

2. Упражнение на разогрев «Шкала согласия».

Ведущий обозначает в команде два крайних полюса: согласия и несогласия. Например, крайнее согласие – у окна, крайнее несогласие – у двери. Затем он предлагает участникам различные утверждения и просит их занять позицию в пространстве, отражающую степень согласия или несогласия с данным утверждением. Затем ведущий просит желающих прокомментировать свою позицию.

Утверждения могут быть такими:

- Я хорошо представляю, как проходит ЕГЭ.

- ЕГЭ – нужное и полезное нововведение в школе.

- Отношение ребят к ЕГЭ во многом зависит от родителей и педагогов.

 

3. Упражнение «Ассоциация».

Участники получают инструкцию: «Ассоциации – это первое, что приходит в голову, когда вы слышите какое – то слово или видите какой – то предмет. Вам нужно придумать ассоциации на то слово, которое скажет предыдущий участник. Постарайтесь не задумываться подолгу, говорите первое, что приходит в голову. Итак, я начинаю: экзамены….»

После того, как все ассоциации даны, ведущему необходи­мо провести связь между тревогой учителей, тревогой учени­ков и родителей, то есть подчеркнуть эмоционально негатив­ные высказывания, и объяснить, какой отклик подобный на­строй будет находить у детей и родителей.

 

4. «Отличия ЕГЭ от традиционного экзамена».

«Мозговой штурм». Работа в командах. Обсуждение результатов.

По завершении можно предложить учителям ознакомиться со следующей таблицей.

Характеристики

Традиционный экзамен

Единый государст­венный экзамен

Что оценивается?

Важны не просто фактиче­ские знания, а умение их пре­поднести. Уровень развития устной речи может позволить «скрыть» пробелы в знаниях.

Оцениваются факти­ческие знания и умение рассуждать, решать.

Что влияет на оценку?

Большое влияние оказывают субъективные факторы: кон­такт с экзаменаторов, общее впечатление и т.д.

Оценка максимально объективна.

Возможность исправить собст­венную ошибку

На устном экзамене — во время рассказа или при ответе на вопрос экзаменатора, на письменном — при проверке собственной работы.

Практически отсут­ствует.

Кто оценивает?

Знакомые ученику люди.

Незнакомые эксперты.

Когда можно узнать результаты экза­мена?

На устном экзамене — практи­чески сразу, па письменном — в течение нескольких дней.

Через сравнительно более длительное время.

Критерии оценки

Известны заранее.

Уточняются уже после завершения экзамена.

Содержание экза­мена

Ученик должен продемонст­рировать владение опреде­ленным фрагментом учебно­го материала(определенной темой, вопросом и т.д.).

Экзамен охватывает практически весь объем учебного ма­териала.

Как происходит фиксация резуль­татов?

На письменном экзамене — на том же листе, на котором выполняются задания. На устном — па черновике.

Результаты выпол­нения задании необ­ходимо перенести на бланк регистрации ответов.

Стратегия деятель­ности во время эк­замена

Унифицированная.

Индивидуальная.

 

5. Трудности при подготовке к ЕГЭ.

Ведущий объясняет, что трудности при подготовке к ЕГЭ бывают: процессуальные (связанные с процедурой), личные (обусловленные личностными особенностями) и познавательные (обусловленные недостаточной сформированностью некоторых учебных компонентов).

Работа в командах: привести примеры трудностей каждой группы. Обобщить результаты.

Познавательные трудности:

·  Недостаточный объем знаний.

·  Недостаточная сформированность навыков работы с тестовыми заданиями.

·  Неспособность гибко оперировать системой учебных понятий предмета.

·  Неумение оперировать учебным материалом.

Важно обратить внимание педагогов на то, что это результат всего периода обучения в школе!

Личностные трудности:

·  Невозможность произвести впечатление.

·  Убеждения и предрассудки, связанные с ЕГЭ.

·  Неадекватная самооценка.

Процессуальные трудности:

·  Недостаточное знакомство с процедурой.

·  Незнакомое место, незнакомые взрослые.

 

6. Готовность к ЕГЭ.

Ведущим формулируется понятие готовности к ЕГЭ и выделяются его компоненты.

Познавательный компонент:

·  Высокая мобильность, переключаемость.

·  Высокий уровень организации деятельности.

·  Высокая устойчивая работоспособность.

·  Высокий уровень концентрации внимания, произвольности.

·  Четкость и структурированность мышления, комбинаторность.

·  Сформированность внутреннего плана действий.

Личностный компонент

·  Наличие собственного адекватного мнения о ЕГЭ.

·  Самооценка – умение адекватно оценивать свои знания, умения, способности.

·  Самостоятельность мышления и действия, целеустремленность.

Процессуальный компонент:

·  Знакомство с процедурой.

·  Навык работы с тестовым материалом.

· Умение устанавливать контакты в незнакомой обстановке с незнакомыми людьми.

Далее необходимо обсудить, от кого зависит сформированность данных компонентов.

 

7. Упражнение на саморегуляцию. Ритмичное четырехфазное дыхание.

Для выполнения этого упражнения достаточно удобно сесть, распрямиться и положить расслабленные руки на колени.

Первая фаза (4 – 6 секунд). Глубокий вдох через нос. Медленно поднять руки вверх до уровня груди ладонями вперед. Сосредоточить свое внимание в центре ладоней и почувствовать сконцентрированное тепло (ощущение «горячей монетки»).

Вторая фаза (2 – 3 секунды). Задержка дыхания.

Третья фаза(4 – 6 секунд). Сильный глубокий выдох через рот. Выдахая, нарисовать перед собой в воздухе вертикальные волны прямыми руками (на экзамене лучше заменить это упражнение модификацией без размахивания руками).

Четвертая фаза (2 – 3 секунды). Задержка дыхания.

Дышать таким образом не более 2 – 3 минут.

Сосредоточение на пульсе.

В ситуациях тревоги и стресса попробовать сосредоточиться на собственном пульсе. Найти пульс на руке и начать считать. У спокойного человека пульс не более 80 ударов в минуту, у взволнованного – гораздо больше. Задача – усилием мысли выровнять его и заставить биться реже. (Можно так же сосредотачиваться на своем дыхании, представляя себе ощущение прохлады при вдохе и тепла при выдохе. Сконцентрироваться на этих ощущениях).

 

8. Рефлексия занятия.

- Удалось ли увидеть что-то новое в подготовке к ЕГЭ? Если да, то что именно?

- Что для вас оказалось наиболее полезным?

- Как в вашей педагогической работе отразится информа­ция, полученная вами на семинаре?

- Какие новые задачи вы бы перед собой поставили в пла­не подготовки к ЕГЭ?

 

 

 

Педагог-психолог                                                                               Соловьева Д.Ю.

 

 

 

И.О. директора                                                                                    Кохтенко Л.Н.