ПРИЛОЖЕНИЕ 1.3.4.
Семинар-тренинг для педагогов
«Психологическая подготовка к ЕГЭ».
1. Ознакомление с целями занятия, процедура принятия правил.
После рассказа о целях семинара ведущий предлагает участникам принять правила работы.
Правила:
говорить только от 1 -го лица;
не перебивать друг друга;
время на выступление участника - не более 1,5 минуты.
2. Упражнение на разогрев «Шкала согласия».
Ведущий обозначает в команде два крайних полюса: согласия и несогласия. Например, крайнее согласие – у окна, крайнее несогласие – у двери. Затем он предлагает участникам различные утверждения и просит их занять позицию в пространстве, отражающую степень согласия или несогласия с данным утверждением. Затем ведущий просит желающих прокомментировать свою позицию.
Утверждения могут быть такими:
- Я хорошо представляю, как проходит ЕГЭ.
- ЕГЭ – нужное и полезное нововведение в школе.
- Отношение ребят к ЕГЭ во многом зависит от родителей и педагогов.
3. Упражнение «Ассоциация».
Участники получают инструкцию: «Ассоциации – это первое, что приходит в голову, когда вы слышите какое – то слово или видите какой – то предмет. Вам нужно придумать ассоциации на то слово, которое скажет предыдущий участник. Постарайтесь не задумываться подолгу, говорите первое, что приходит в голову. Итак, я начинаю: экзамены….»
После того, как все ассоциации даны, ведущему необходимо провести связь между тревогой учителей, тревогой учеников и родителей, то есть подчеркнуть эмоционально негативные высказывания, и объяснить, какой отклик подобный настрой будет находить у детей и родителей.
4. «Отличия ЕГЭ от традиционного экзамена».
«Мозговой штурм». Работа в командах. Обсуждение результатов.
По завершении можно предложить учителям ознакомиться со следующей таблицей.
Характеристики |
Традиционный экзамен |
Единый государственный экзамен |
Что оценивается? |
Важны не просто фактические знания, а умение их преподнести. Уровень развития устной речи может позволить «скрыть» пробелы в знаниях. |
Оцениваются фактические знания и умение рассуждать, решать. |
Что влияет на оценку? |
Большое влияние оказывают субъективные факторы: контакт с экзаменаторов, общее впечатление и т.д. |
Оценка максимально объективна. |
Возможность исправить собственную ошибку |
На устном экзамене — во время рассказа или при ответе на вопрос экзаменатора, на письменном — при проверке собственной работы. |
Практически отсутствует. |
Кто оценивает? |
Знакомые ученику люди. |
Незнакомые эксперты. |
Когда можно узнать результаты экзамена? |
На устном экзамене — практически сразу, па письменном — в течение нескольких дней. |
Через сравнительно более длительное время. |
Критерии оценки |
Известны заранее. |
Уточняются уже после завершения экзамена. |
Содержание экзамена |
Ученик должен продемонстрировать владение определенным фрагментом учебного материала(определенной темой, вопросом и т.д.). |
Экзамен охватывает практически весь объем учебного материала. |
Как происходит фиксация результатов? |
На письменном экзамене — на том же листе, на котором выполняются задания. На устном — па черновике. |
Результаты выполнения задании необходимо перенести на бланк регистрации ответов. |
Стратегия деятельности во время экзамена |
Унифицированная. |
Индивидуальная. |
5. Трудности при подготовке к ЕГЭ.
Ведущий объясняет, что трудности при подготовке к ЕГЭ бывают: процессуальные (связанные с процедурой), личные (обусловленные личностными особенностями) и познавательные (обусловленные недостаточной сформированностью некоторых учебных компонентов).
Работа в командах: привести примеры трудностей каждой группы. Обобщить результаты.
Познавательные трудности:
· Недостаточный объем знаний.
· Недостаточная сформированность навыков работы с тестовыми заданиями.
· Неспособность гибко оперировать системой учебных понятий предмета.
· Неумение оперировать учебным материалом.
Важно обратить внимание педагогов на то, что это результат всего периода обучения в школе!
Личностные трудности:
· Невозможность произвести впечатление.
· Убеждения и предрассудки, связанные с ЕГЭ.
· Неадекватная самооценка.
Процессуальные трудности:
· Недостаточное знакомство с процедурой.
· Незнакомое место, незнакомые взрослые.
6. Готовность к ЕГЭ.
Ведущим формулируется понятие готовности к ЕГЭ и выделяются его компоненты.
Познавательный компонент:
· Высокая мобильность, переключаемость.
· Высокий уровень организации деятельности.
· Высокая устойчивая работоспособность.
· Высокий уровень концентрации внимания, произвольности.
· Четкость и структурированность мышления, комбинаторность.
· Сформированность внутреннего плана действий.
Личностный компонент
· Наличие собственного адекватного мнения о ЕГЭ.
· Самооценка – умение адекватно оценивать свои знания, умения, способности.
· Самостоятельность мышления и действия, целеустремленность.
Процессуальный компонент:
· Знакомство с процедурой.
· Навык работы с тестовым материалом.
· Умение устанавливать контакты в незнакомой обстановке с незнакомыми людьми.
Далее необходимо обсудить, от кого зависит сформированность данных компонентов.
7. Упражнение на саморегуляцию. Ритмичное четырехфазное дыхание.
Для выполнения этого упражнения достаточно удобно сесть, распрямиться и положить расслабленные руки на колени.
Первая фаза (4 – 6 секунд). Глубокий вдох через нос. Медленно поднять руки вверх до уровня груди ладонями вперед. Сосредоточить свое внимание в центре ладоней и почувствовать сконцентрированное тепло (ощущение «горячей монетки»).
Вторая фаза (2 – 3 секунды). Задержка дыхания.
Третья фаза(4 – 6 секунд). Сильный глубокий выдох через рот. Выдахая, нарисовать перед собой в воздухе вертикальные волны прямыми руками (на экзамене лучше заменить это упражнение модификацией без размахивания руками).
Четвертая фаза (2 – 3 секунды). Задержка дыхания.
Дышать таким образом не более 2 – 3 минут.
Сосредоточение на пульсе.
В ситуациях тревоги и стресса попробовать сосредоточиться на собственном пульсе. Найти пульс на руке и начать считать. У спокойного человека пульс не более 80 ударов в минуту, у взволнованного – гораздо больше. Задача – усилием мысли выровнять его и заставить биться реже. (Можно так же сосредотачиваться на своем дыхании, представляя себе ощущение прохлады при вдохе и тепла при выдохе. Сконцентрироваться на этих ощущениях).
8. Рефлексия занятия.
- Удалось ли увидеть что-то новое в подготовке к ЕГЭ? Если да, то что именно?
- Что для вас оказалось наиболее полезным?
- Как в вашей педагогической работе отразится информация, полученная вами на семинаре?
- Какие новые задачи вы бы перед собой поставили в плане подготовки к ЕГЭ?
Педагог-психолог Соловьева Д.Ю.
И.О. директора Кохтенко Л.Н.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.