Для психолога
Оценка 4.9

Для психолога

Оценка 4.9
doc
10.05.2020
Для психолога
22.doc

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.1.2.

 

Программа психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников

 

Одной из приоритетных задач работы психолога в старшей школе, является помощь старшеклассникам в профессиональном самоопределении. Данная задача решается через реализацию системы психолого-педагогической поддержки профессионального самоопределения учащихся. Она включает взаимодействие педагогов и школьного педагога-психолога и подразумевает в т. ч. организацию и проведение психолого-педагогических консилиумов, круглых столов по результатам психологического мониторинга учащихся, психологических классных часов, профориентационных игр, психологического лектория для родителей.

Из опыта работы видно, что даже при обилии информации у учащихся о профессиях, о самом себе, при проведении множества самых различных тестов, все равно вся эта информация не дает подростку каких-то новых оснований выбора, он не знает, как ее использовать, как все это относится лично к нему и к выбору им его профессии. Иначе говоря, не запускается самоопределение как активный, внутренне детерминированный процесс. Значит это не та информация, или она как-то не так устроена, не так подается.

Актуальность профориентационной помощи школьникам очевидна. Важнейшая задача школы — формирование полноценных граждан своей страны, а решение этой задачи во многом зависит от того, чем будут заниматься повзрослевшие школьники, какую профессию они изберут и где будут работать. Кроме того, грамотно построенная профориентационная работа позволяет решать и  многие насущные проблемы воспитания, особенно в старших классах. Давно известно, что оптимистичная перспектива жизни (и прежде всего, реальная и привлекательная профессиональная перспектива) уберегает многих подростков от необдуманных шагов. Например, если подросток серьезно намеревается приобрести сложную и престижную профессию, к которой ему следует готовиться, то он тысячу раз подумает, стоит ли ему связываться с криминалом, заниматься проституцией, наркоманией. Таким образом, профориентационная работа со школьниками — это также вклад в решение острых социальных проблем. Кроме этого, часто оказывается так, что большинство учащихся, при выборе профессии используют непроверенную и недостаточную информацию, а так же не учитывают свои способности и интересы и не соотносят их с требованиями предъявляемыми профессиями.

Поэтому, мы решили создать программу психологической помощи старшеклассникам, которая позволит подросткам разобраться во всем многообразии профессиональных видов деятельности, раскрыть свои способности и склонности, а так же определиться с выбором профессии.

Цель программы психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения – формирование психологической готовности учащихся к самоопределению, выбору траектории дальнейшего образования, будущей профессии в соответствии с интересами и реальной оценкой своих способностей.

Задачи:

1. Помочь школьникам составить целостное представление о мире профессий и о профессиональной деятельности человека.

2. Совместно с учащимися исследовать их познавательные интересы, склонности, способности.

3. Научить старшеклассников соотносить свои индивидуальные качества с требованиями, предъявляемыми профессией, и, всесторонне, объективно анализируя личные возможности, запросы, потребности, соотносить их с рынком труда.

4. Научить учащихся моделировать программу профессионального самоопределения и программу самоподготовки к будущей профессиональной деятельности.

Приоритетные направления:

1. Психолого-педагогическая диагностика – скрининговое изучение профнаправленности (намерений, интересов, склонностей, способностей, личностных особенностей, связанных с успешностью освоения того или иного профиля обучения или профессии; анализ различных показателей готовности к выбору профессии).

2. Развивающая работа – проведение занятий по профориентационным программам, ориентированным на самопознание и проектирование будущего.

3. Психологическое просвещение учащихся и их родителей по вопросам выбора профессии, повышение психологической компетентности педагогов в области профессиональной ориентации учащихся.

4. Групповое и индивидуальное профориентационное консультирование учащихся и их родителей по результатам диагностики, индивидуальное консультирование по запросам.

Содержание программы.

Программа психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников предназначена для работы с учащимися 9-х классов. Реализация программы проводиться в течение учебного года в соответствии с годовым планом педагога-психолога.

Программа психолого-педагогического сопровождения включает в себя 4 этапа. Далее мы приводим основные этапы психолого-педагогической помощи старшеклассникам в выборе профессии, включающие в себя описание системы работы педагога-психолога, технологию осуществления основных видов деятельности и алгоритмы решения конкретных ситуаций.

Подготовительный этап.

Первый этап психологической работы начинается с проведения школьным психологом диагностического исследования психологической готовности старшеклассников к выбору профессии. Это психодиагностический минимум, который служит источником информации об учащемся. Он носит дифференциальный характер, что позволяет условно разделить всю обследованную группу детей на две подгруппы – «психологически благополучных» детей, которые психологически готовы к выбору профессии и уже определились с ее выбором, и детей «группы риска», которым необходима психологическая и педагогическая помощь в профессиональном самоопределении.

В качестве основных методов исследования мы используем опросник «Готовность подростков к выбору профессии» (методика В. Б. Успенского).

Перед началом тестирования учащимся раздаются бланки, которые они подписывают и с которыми в последствии работают. Первым учащиеся отвечают на вопросы опросника «Готовность подростков к выбору профессии». После этого выпускникам предлагается поработать с анкетой изучения профессионального самоопределения учащихся. Данная анкета была составлена нами с целью выяснить у учащихся определенный круг вопросов касающихся профессионального самоопределения подростков.

Итак, после проведения психодиагностического обследования выпускников психолог обрабатывает и интерпретирует данные исследования, составляет подробный отчет, в котором описывает результаты исследования старшеклассников, делает анализ по классам и параллели в целом, в заключении пишет выводы. В итоге педагог-психолог выделяет группу детей с низкой психологической готовностью к выбору профессии, с которой в последствии проводит коррекционно-развивающие занятия.

После составления отчета психолог приглашает каждого классного руководителя девятиклассников на индивидуальную беседу, в процессе которой обсуждает результаты исследования в целом по классу и в отдельности по каждому ученику, акцентирует свое внимание на учащихся с низким уровнем психологической готовности к выбору профессии, дает рекомендации по планированию профориентацнонной работы с учащимися. В заключение беседы педагог-психолог предоставляет учителю копию отчета результатов исследования психологической готовности старшеклассников к выбору профессии. Результаты диагностической деятельности носят ориентировочный характер для учащихся, являются важным показателем для педагога, который с учетом полученных результатов организует образовательную деятельность.

Так же, в рамках данного этапа, школьный психолог выступает на классных часах и проводит для старшеклассников цикл бесед по темам «Дороги которые мы выбираем», «Выбор профессии», «Профессии будущего – кем мне стать?». В процессе данных бесед учащиеся узнают о факторах, существенно влияющих на выбор профессии, знакомятся с  самыми распространенными ошибками, которые можно допустить, выбирая профессию и с тем каким образом их можно избежать, осуществляют просмотр видеороликов и их обсуждение. В заключение беседы школьный психолог рассказывает учащимся о технологии правильного выбора профессии, т.е. с чего же нужно начать, чтобы правильно выбрать профессию. Помимо этого, психолог представляет учащимся информацию об ограничении профпригодности при различных заболеваниях, а так же о наиболее востребованных профессиях в городе и республике.

В процессе подготовительного этапа педагог-психолог проводит семинар для классных руководителей выпускных классов по темам психологической подготовки учащихся к компетентному выбору профессии. В процессе данной просветительской работы с классными руководителями школьный психолог рассказывает педагогам об особенностях подготовки учащихся к выбору профессии, знакомит их с методиками профориентационной работы, с психологической и социальной обусловленностью выбора профессии старшеклассниками, с методическими основами профориентации во внеклассной работе с учащимися. А так же рассматривает вопрос о профориентации в процессе изучения основных учебных предметов.

Так же педагогом-психологом проводится родительское собрание по теме «Роль семьи в правильном профессиональном самоопределении подростка». С родителями девятиклассников обсуждаются такие вопросы как «Каковы типичные ошибки родителей в выборе критериев профессии?», «Как помочь ребенку выбрать профессию?», «Какие профессии сегодня нужны обществу?», «Кто отвечает за выбор профессии?».

Основной этап.

После проведения диагностического минимума начинается подготовка к проведению второго этапа диагностики – углубленного обследования. Оно включает в себя определение индивидуальных особенностей и склонностей личности подростка, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации. Для каждого учащегося составляется краткий план, программа предстоящего исследования. В основе программы и, соответственно, подобранных диагностических процедур обязательно лежит определенная гипотеза о происхождении психологических трудностей школьника, которая и позволяет значительно сократить процедуру углубленного обследования.

После проведения углубленной диагностики школьный психолог проводит индивидуальные консультации с учащимися, в процессе которых обсуждаются результаты проведенной диагностики, по необходимости приглашаются родители девятиклассника.

Данный этап принципиально важен с точки зрения последовательности дальнейших профессиональных действий психолога в отношении определенного учащегося. В этом случае сопровождающая работа со школьниками будет осуществляться в рамках всего цикла работы. Этот цикл состоит из нескольких основных этапов – постановки и уточнения проблемы, а также ее решения. Постановка и решение проблемы в значительной степени – это диагностическая работа, решение проблемы закладывается на психолого-педагогическом консилиуме и осуществляется в целой системе конкретных мероприятий. Таким образом, на этапе подготовки к психолого-педагогическому консилиуму активную сопровождающую работу осуществляют психолог и классный руководитель, собирая информацию о школьниках, завуч и школьная администрация оказывают организационную поддержку, педагоги-предметники и родители выступают основными «поставщиками» информации.

 После проведения углубленных исследований наступает важный и ответственный момент подготовки к психолого-педагогическому консилиуму. Психологу необходимо подготовить и заполнить протоколы обследований, выделить группы школьников с различными проблемами и психологически благополучных учащихся, выделить у каждого склонности и способности к определенному типу профессии, определить степень готовности к профессиональному самоопределению. Кроме того, психолог готовит обобщенную аналитическую информацию по классам и параллели в целом, заполняя сводные таблицы. Он проводит предварительные консультации с классными руководителями и медработником, заранее оповещая о тех учащихся, по которым особенно важно иметь педагогическую и медицинскую информацию, собирая дополнительные психологические данные о тех учениках, которые особенно беспокоят педагогов и медработника. Желательно накануне консилиумов решить, в каком порядке будут обсуждаться стратегии психолого-педагогического сопровождения конкретных учащихся, выделить группы для обсуждения на каждом психолого-педагогическом консилиуме. Очевидно, что число психолого-педагогических консилиумов в рамках одной недели и их продолжительность могут колебаться в зависимости от конкретной ситуации.

По итогам психолого-педагогического консилиума психолог осуществляет целую серию обязательных мероприятий.

Во-первых, проведение групповых и индивидуальных консультаций педагогов-предметников. Во время этих консультаций обсуждаются данные о психологических особенностях детей и рекомендации, данные консилиумом, планируются конкретные направления и формы психолого-педагогического сопровождения профессионального сопровождения учащихся. Педагоги заполняют соответствующие документы, в соответствии с которыми будет осуществляться их работа с конкретными учащимися и параллелью в целом. По просьбе педагога могут быть даны и индивидуальные консультации по вопросам, касающимся профессионального самоопределения учащихся.

Во-вторых, проведение групповой консультации родителей учащихся. На этой встрече психолог в общей форме рассказывает родителям результаты обследования, объясняет значение проделанной работы, дает некоторые рекомендации. Ситуация консультирования используется и как просветительская, так как на основе имеющихся данных психолог может раскрыть некоторые важные закономерности развития учащихся, влияющие на готовность к профессиональному самоопределению.

В-третьих, это консультирование администрации, имеющее форму психологического отчета (устного или письменного) с предоставлением школьной администрации всех основных данных, аналитических выкладок и рекомендаций по совершенствованию процесса психолого-педагогического сопровождения учащихся в школе. Анализ должен касаться и психологического состояния школьников, и вопросов их эффективного обучения, общения с педагогами и др.

В-четвертых, это развивающая работа с учащимися данной школьной параллели. В зависимости от числа учащихся и возможностей психолога она может осуществляться в форме разработки индивидуального маршрута развития учащегося (групп учащихся) и его реализация; специальных тренинговых занятий, обучающей психодиагностики, большой психологической игры и т. д.

Заключительный этап.

В основу данного этапа входят групповые практические занятия для учащихся с низким уровнем готовности к выбору профессии, а так же индивидуальная коррекционная и консультационная деятельность с учащимися направленная на поддержку и помощь старшеклассникам в выборе профессии.

Обычно в рамках одной консультации осуществляются информирование и диагностика, формирующее и коррекционное взаимодействие. Справочно- информационная профконсультация направлена на информирование клиента по следующим вопросам:

- интересующие профессии и основные качества, необходимые для работы по ним;

- предприятия и организации, где есть вакансии по конкретной профессии;

- возможности обучения и переобучения по различным специальностям;

- конъюнктура рынка труда;

- возможности индивидуальной деятельности и организации малого бизнеса.

Для достижения информационной цели психолог не только снабжает старшеклассника достаточно полной и достоверной информацией, но и знакомит его со способами получения нужных сведений: какие бывают справочники, как ими пользоваться, какие вопросы задавать специалистам и т.п.

Предполагается использование школьным психологом различных справочников, информационных карт, описаний профессий в виде отдельных профессиограмм. В работе со школьниками психологу могут помочь книги из серии «Мир профессий». Это особенно значимо при профконсультировании молодежи – именно эта категория  клиентов имеет меньше возможностей и опыта в получении необходимой информации. Помимо традиционно используемых видов информации в процессе консультирования можно использовать различные информационные материалы развивающего характера. Например, это могут быть различные классификации, упорядочивающие мир профессий, структурирующие и  расширяющие информационное поле выбора.

В целом консультации с учащимися проводятся по вопросам развития, обучения, профессионального самоопределения с целью реализации индивидуального подхода в системе предпрофильной подготовки; консультирование по конкретным личностным проблемам, возникающим в процессе профессионального самоопределения.

Индивидуальная профконсультация с учащимся строиться по следующей схеме:

Основная задача школьного психолога на данном этапе – составить общее представление о проблеме  учащегося.  Консультант  анализирует имеющиеся у него данные исследования психологической готовности старшеклассников к выбору профессии и готовится к консультации: подбирает справочно-информационный материал, необходимые диагностические методики, продумывает стратегию.

Первый этап. Задача консультанта – помочь клиенту сформулировать свою профконсультационную проблему, то есть увидеть эту проблему глазами клиента. Если контакт с консультируемым не получается, можно использовать несложные методики, например ДДО, «Карту интересов», конструктивный рисунок человека из геометрических фигур.

Второй этап. Основная задача – выдвижение профконсультационной гипотезы, то есть рассмотрение проблемы учащегося глазами специалиста и уточнение либо изменение предварительной гипотезы, определение пути совместного решения проблемы, разработка общего плана дальнейшей консультации, коррекция условий ее проведения. При этом он может удлинить время беседы, перенести ее на другое время, а в промежутке между встречами уточнить или получить необходимую информацию.

Третий этап. Психолог и учащийся совместно определяют конкретную цель данной консультации (информационно-справочная, диагностико-рекомендательная, диагностико-корректирующая, формирующая). Этот этап предполагает равную степень активности.

Четвертый этап. Психолог и консультируемый совместно стремятся достичь определенной ими на предыдущем этапе цели (информационной, диагностической или формирующей). Важно показать учащемуся, что он и сам немало знает. Применяются не только психодиагностические методики, но и наблюдения за учащимся, за его высказываниями о себе, самооценка.

Пятый этап. На этом этапе происходит совместное подведение итогов консультации (окончательных или промежуточных). Консультируемого спрашивают, что дала ему консультация, достигнуты ли ее цели, какие выводы он сделал. Далее, если консультация многоразовая, определяются пути дальнейшей работы, а если одноразовая – составляется более совершенный вариант профессионального плана.

Завершается консультация протоколированием следующих сведений: анкетные данные; общие выводы по предварительным данным; первоначальное понимание учащимся своей проблемы; гипотеза психолога; совместно конкретизированная цель и шаги, предпринятые для её достижения; итоги консультации, сформулированные учащимся и психологом; примечание.

Конечно, эта схема носит общий характер, и должна “настраиваться” согласно ситуации.

Так же в рамках заключительного этапа для учащихся группы риска проводятся практические занятия. Практические занятия с учащимися разработаны специально для детей испытывающих трудности в выборе профессии. Программа практических занятий для учащихся старших классов «Время выбирать профессию» помогает подросткам разобраться во всем многообразии профессиональных видов деятельности, раскрыть свои способности и склонности, а так же определиться с выбором профессии. Цели программы – помочь старшеклассникам в профессиональном самоопределении, формирование у учащихся ответственного отношения к выбору профессионального пути через расширение границ самопознания и получение информации о мире профессий. Программа предназначена для учащихся 9-х классов. Состоит из 4 занятий, которые проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность одного занятия 40-45 минут. В программе использованы такие методы как: дискуссии, минилекции, тренинговые упражнения, психодиагностика.  Для проведения занятий используется класс или любое другое просторное помещение.

Кроме этого, в рамках дополнительного образования педагогом-психологом реализуется дополнительная образовательная программа для учащихся 9-х классов «Психология и выбор профессии» (составлена на основе программы Г.В. Резапкиной «Психология и выбор профессии»). Цель курса – дать участникам возможность осознать свои личностные особенности и соотнести их с требованиями будущей профессии. Для реализации содержания обучения по данной программе основные теоретические положения сопровождаются выполнением практических работ, которые помогают учащимся применять изученные понятия на практике, в конкретных жизненных ситуациях. На каждом занятии предусматривается практическая деятельность – работа с диагностическими методиками, участие в профориентационных и ролевых играх. В результате у учащихся актуализируется процесс профессионального и личностного самоопределения, повышается самооценка, происходит коррекция эмоционального состояния, совершенствуются навыки самопрезентации и уверенного поведения, которые помогут в успешной социальной и профессиональной адаптации.

Несмотря на то, что коррекционная работа с подростками завершена, психолог продолжает отслеживать детей группы риска в течение всего учебного года. Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение старшеклассников является одним из приоритетных и важных направлений в деятельности педагога-психолога.

В конце учебного года после проведения всех консультационных и коррекционно-развивающих мероприятий педагог-психолог проводит повторную диагностику психологической готовности старшеклассников к выбору профессии с использованием выше описанных методик. Цель повторного исследования – оценить эффективность реализации психолого-педагогического сопровождения, выявить продуктивность мер и методов, используемых школьным психологом в процессе психолого-педагогической помощи старшеклассникам в профессиональном самоопределении.

Ожидаемые результаты:

1. Высокий уровень информированности подростков о мире профессии (полнота и дифференцированность знаний о мире профессий, умение работать с источниками информации, информированность о требованиях профессии к индивидуальным характеристикам человека).

2. Наличие у подростков мотивов выбора профессии, положительное отношение к ситуации выбора, активная позиция ученика в осуществлении процесса принятия решения о выборе профессии, наличие запасных вариантов профессионального выбора.

3. Умение учащихся анализировать свои возможности и предпочтения, связанные с освоением определенного уровня образовательных программ и реализацией тех или иных видов деятельности.

4. Умение учащихся ставить цель выбора профессии и составлять программу действий для ее достижения (самоанализ имеющихся вариантов выбора профессии, самоконтроль и коррекция профессиональных планов, самоактуализация потенциальных возможностей, направленных на формирование готовности к принятию решения о выборе профессии).

Критерии эффективности психолого-педагогического сопровождения:

- повышение психологической готовности учащихся к профессиональному самоопределению и выбору профессии;

- преобладание внутренних мотивов выбора профессии или профиля обучения над внешними, случайными мотивами;

- соответствие профнамерений школьников их индивидуальным особенностям (способностям, склонностям, личностным качествам);

- положительная динамика отдельных показателей личностной готовности к самоопределению (информированность, эмоциональное отношение к выбору, навыки проектирования, самостоятельность и т. д.).

Список литературы:

1.    Александровская Э.М. Психологическое сопровождение школьников. – М.: Издательский центр “Академия”, 2002 г.

2.    Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. – М. 2005 г.

3.    Практическая психология образования. Под ред. Дубровиной И.В. – СПб. 2004г.

4.    Практикум по возрастной психологии. Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб. 2002 г.

5.    Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг в школе. М. – Изд-во ЭКСМО Пресс, 2001.

6.    Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. – М.: ВЛАДОС, 2004 г.

7.    Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам. Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов. М.: Вако, 2006 г.

8.    Самоукина Н.В. Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2005 г.

9.    Ясюкова Л.А. Психологическая профилактика проблем в обучении и развитии школьников. – СПб. 2003 г.

Условия реализации программы:

Психолого-педагогическое обеспечение:

 коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса; учет индивидуальных особенностей ребенка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных психолого-педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных;

 комплексное воздействие на учащегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях;

 обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок учащихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм).

Программно-методическое обеспечение.

Программное обеспечение:

Тюшев Ю. Выбор профессии: тренинг для подростков.

Савченко М.Ю. Курс занятий по профориентации «Мои профессиональные намерения» (9 класс).

Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки.

Программа практических занятий для учащихся старших классов «Время выбирать профессию».

Методическое обеспечение:

- Ясюкова Л.А. Прогноз и профилактика проблем обучения, социализация и профессиональное самоопределение старшеклассников.

- Резапкина Г.В. Скорая помощь в выборе профессии.

Кадровое обеспечение

В МАОУ СОШ № 31 имеется ставка педагога-психолога, социального педагога.

Материально-техническое обеспечение:

·         кабинет психолога (стол письменный и журнальный, 4 пуфика, 3 шкафа, 2 кресла, 2 стула);

·         кабинет социального педагога (стол письменный, стул, шкаф).

Информационное обеспечение: доступ к сети Интернет.

 

Анализ реализации программы психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников.

 

Результатом процесса профессионального самоопределения в старшем подростковом возрасте является выбор будущей профессии. Помощь учащимся в правильном выборе профессии предполагает необходимость специальной организации их деятельности, включающей: получение знаний о себе; о мире профессионального труда (анализ профессиональной деятельности); соотнесение знаний о себе и знаний о профессиональной деятельности (профессиональная проба). Эти компоненты являются основными составляющими процесса профессионального самоопределения на этапе выбора профессии.

Таким образом, профессиональная ориентация должна быть направлена на активизацию внутренних психологических ресурсов личности с тем, чтобы, включаясь в профессиональную деятельность, человек мог в полной мере реализовать себя в профессии.

Исходя из сущности профессионального самоопределения можно выделить основные средства его формирования: профессиональная информация и просвещение; развитие интересов, склонностей и способностей (профессиональные пробы); профессиональная консультация; профессиональный отбор; социально-профессиональная адаптация. Указанные средства составляют логико-содержательную основу системы профессиональной ориентации.

Разработанная нами система психолого-педагогической поддержки профессионального самоопределения учащихся включает взаимодействие педагогов и школьного педагога-психолога и подразумевает в т.ч. организацию и проведение психолого-педагогических консилиумов, круглых столов по результатам психологического мониторинга учащихся, психологических классных часов, профориентационных игр, психологического лектория для родителей.

Ключевым этапом, на наш взгляд, является психодиагностика интересов, склонностей личности, мотивации и готовности к выбору профессии. Учитывая результаты диагностики, психолог может составить эффективную программу психологического сопровождения профессионального самоопределения, которая позволит учитывать индивидуальные особенности участников программы.

Чтобы определить проблемы, с которыми учащиеся чаще всего сталкиваются в процессе профессионального самоопределения, выявить уровень сформированности различных его компонентов педагогом-психологом Соловьевой Д.Ю. ежегодно проводится диагностическое исследование готовности старшеклассников к выбору профессии.

Далее мы приводим результаты первичной диагностики психологической готовности старшеклассников к выбору профессии за три последовательных года.

Таблица 1. Результаты первичной диагностики готовности старшеклассников к выбору профессии за три последовательных года.

Уровни

2012 – 2013

учебный год

2013 – 2014

учебный год

2014 – 2015

учебный год

Высокая готовность

8 % чел.

3 % чел.

4 % чел.

Средняя готовность

66 % чел.

68 % чел.

55 % чел.

Низкая неготовность

26 % чел.

29 % чел.

31 % чел.

 

Как показывает анализ результатов диагностики психологической готовности старшеклассников к выбору профессии за три последовательных года лишь у 5 % учащихся 9-х классов наблюдается высокий уровень готовности к выбору профессии. Такие старшеклассники уже твердо выбрали будущую профессию и учебное заведение, в которое собираются поступать. Кроме этого, у них есть 2 – 3 запасных варианта, на тот случай, если они не смогут по каким-либо причинам поступить на выбранную ими специальность. Эти дети постоянно читают периодические издания и интересуются вопросами, связанными с выбором будущей профессии.

Более 60 % девятиклассников имеют среднюю готовность к профессиональному выбору. Эти учащиеся выбрали будущую профессию, и у них так же возможны запасные варианты будущей профессии, но они еще сомневаются и не до конца уверены в своем выборе. Они не интересуются всерьез будущей профессией, многие из них не знают какие профессионально важные качества необходимы для выбранной ими профессии, не знают требования профессии и противопоказания.

Ежегодно в среднем 27 % учащихся не готовы к профессиональному выбору. Это говорит о том, что данные старшеклассники еще не определились с выбором профессии. Профессию они чаще всего выбирают не потому, что им нравиться сам процесс труда, их привлекает высокий материальный заработок. Часто такие дети выбирают профессию или учебное заведение “за компанию”, потому что туда пошли учиться друзья или родственники. Над реальными возможностями трудоустройства эти учащиеся не задумываются. Учащиеся этой категории впоследствии составили группу риска по вопросу профессионального самоопределения.

Анализируя результаты диагностики готовности старшеклассников к выбору профессии за три последовательных года можно заметить, что количество не подготовленных к выбору профессии учащихся с каждым годом растет. Это свидетельствует о том, что старшеклассники не уделяют должного внимания выбору профессии, не знают способы выбора профессии, и в целом не задумываются о своем профессиональном будущем, не осознанно подходят к вопросу выбора профессии. Основанием для сознательного выбора профессии должен быть целый комплекс знаний и умений, который можно назвать готовностью подростка к выбору профессии. Такая готовность может быть результатом длительного педагогически направляемого процесса профессионального самоопределения учащихся.

С учащимися группы риска проводилось индивидуальное диагностическое обследование на выявление профессиональных предпочтений, интересов, склонностей, личностных особенностей старшеклассников.

Далее мы приводим результаты диагностики профессиональных интересов и склонностей старшеклассников за три последовательных года.

Таблица 2. Результаты диагностики профессиональных предпочтений, интересов, склонностей старшеклассников за три последовательных года.

Уровни

2012 – 2013

учебный год

2013 – 2014

учебный год

2014 – 2015

учебный год

Ярко выраженная профессиональная склонность

15 % чел.

17 % чел.

13 % чел.

Склонность к определенному виду деятельности

28 % чел.

22 % чел.

39 % чел.

Слабо выраженная профессиональная склонность

57 % чел.

61 % чел.

48 % чел.

 

Анализ результатов представленных в таблице 24 показал, что в среднем за три года у 15 % учащихся наблюдается ярко выраженная профессиональная склонность. Это говорит о том, что учащийся имеет твердую установку на профессию, устойчивый интерес и склонность к ней; проявляет особую увлеченность как к практической, так и к теоретической стороне учебного материала.

Склонность к определенному виду деятельности наблюдается в среднем у 30 % учащихся. Это говорит о том, что учащийся имеет фиксированную установку на профессию и более устойчивые интересы; у него проявляются склонности, однако больше его интересуют практические стороны; у него появляется чувство уверенности в себе, самостоятельность; формируется чувство ответственности, ему интересная та или иная профессиональная деятельность, но осознанного желания, потребности в реализации себя в данной деятельности нет.

Как показывают результаты диагностики профессиональных предпочтений, интересов, склонностей старшеклассников у большинства учащихся группы риска наблюдается слабо выраженная профессиональная склонность. Это свидетельствует о том, что учащийся внешне принимает решение освоить конкретную профессию, имея эмоциональный настрой, эпизодический, ситуативный интерес, предметную установку, некоторые трудовые привычки, однако у него нет самостоятельности и не проявляется инициатива. С данной группой учащихся необходима дополнительная работа по формированию профессиональной направленности и профессионального самоопределения.

Анализ результатов диагностики профессиональных предпочтений, интересов, склонностей старшеклассников за три последовательных года показал, что у большинства учащихся с низкой готовностью к выбору профессии отсутствует или слабо выражена склонность к какой-либо профессиональной деятельности. Это говорит о том, что процесс профессионального самоопределения необходимо направить на переориентацию учащегося, в случае необходимости, на другую профессиональную деятельность, с учетом предшествующего профессионально-социального опыта и индивидуальных возможностей.

Учитывая результаты проведенного исследования, мы считаем, что работа психолога по обеспечению эффективного профессионального самоопределения должна иметь особый акцент на таких категориях профессионального самоопределения, как информированность (т.е. знания о мире профессий и о предпочитаемой профессии), планирование профессиональной жизни, мотивация. Психологическая коррекция в этих сферах позволит ученикам составить комплексный, детальный и реалистичный образ своей будущей профессиональной жизни и избежать вероятных ошибок в ее планировании.

Полученные сведения об особенно­стях профессионального самоопреде­ления учащихся подросткового возрас­та позволили направить работу педаго­га-психолога на осознание учащимися интересов, склонностей, способностей и на построение дальнейшей траектории обучения. В программу психолого-педагогического сопровождения были включены следующие направления.

Просветительское направление. Это мероприятия, направленные на обеспечение учащихся знаниями, необ­ходимыми для адекватного выбора профессии и дальнейшего образования. В разработанной нами программе присутствовали следующие формы просветительской деятельности: работа со справочной литературой; ра­бота с информационно-поисковыми системами; профессиональная реклама и агитация профессиональных учебных заведений региона; теоре­тические уроки о путях решения про­блем самоопределения; экскурсии учащихся в учебные заведения; профориентационные активные игры и упражнения; просмотр видеофильмов; виртуальные экскурсии по профессиональным заве­дениям (просмотр сайтов учебных заведений); использование средств массо­вой информации.

Консультативное направление. Оно предполагало взаимодействие пси­холога с различными группами уча­щихся, включающее консультирование учащихся по вопросам развития, обучения, профессионального самоопределения; консультирование по конкретным личностным проблемам, воз­никающим в процессе профессиональ­ного самоопределения. Психолого-педагогическая поддержка оказывается учащимся на всех ступенях обучения и состоит в последовательном совместном решении проблем, возникающих у них на данном возрастном этапе развития применительно к процессу самоопределения. Работа здесь в первую очередь направлена на раскрытие и поддержку актуальных и потенциальных возможностей учеников, создание условий для их успешного, осознанного самоопределения (личностного, профильного, профессионального), формирование личностной (психологической) готовности к профессиональному самоопределению. Учащийся в сотрудничестве с педагогом-психологом в процессе проективной деятельности конструирует сам свой личный профессиональный план действий, исходя из его конкретных и реальных целей, интересов и способностей, отслеживает направления своего саморазвития,  самостоятельно определяет конечный результат.

Коррекционно-развивающие занятия. Наиболее действенной и результативной стратегией профориентационной работы с учащимися является активизирующий (формирующий, развивающий) подход. Он основан на положении, что одним из эффективных приемов, используемых в практической психологии, являются разнообразные формы социально-психологического обучения. Групповая работа чрезвычайно продуктивна для личностного развития и интеллектуальных изменений подростков, т. к. отвечает насущным потребностям возраста, соответствует внутренним механизмам, определяющим развитие в этот период. В рамках этого подхода педагогом-психологом проводятся занятия по профориентационным программам, ориентированным на активизацию профессионального и личностного самоопределения, самопознание, обучение методам проектирования будущего (целеполагание, планирование, принятие решений о выборе и т.п.).

С учащимися «группы риска» имеющими низкий уровень готовности к выбору профессии проводились практические занятия «Время выбирать профессию». Данные профориентационные занятия призваны помочь подросткам в профессиональном самоопределении. Профориентационные занятия проводятся в игровой форме с элементами тренинга. Занятия включают в себя диагностику профессиональных предпочтений подростков, знакомство с выбранными профессиями, составление профессиограмм, профориентационные игры. В процессе занятий подростки осознают свои личные интересы и склонности, что ведет к формированию у них реалистичного позитивного образа будущего.

Оценка эффективности реализации программы психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников осуществлялась в конце учебного года после проведения всех мероприятий по психолого-педагогическому сопровождению. С этой целью проводилось повторное исследование психологической готовности старшеклассников к выбору профессии.

Далее мы приводим результаты повторной диагностики психологической готовности старшеклассников к выбору профессии за три последовательных года.

Таблица 3. Результаты повторной диагностики готовности старшеклассников к выбору профессии за три последовательных года.

Уровни

2012 – 2013

учебный год

2013 – 2014

учебный год

2014 – 2015

учебный год

Высокая готовность

31 % чел.

26 % чел.

29 % чел.

Средняя готовность

66 % чел.

71 % чел.

69 % чел.

Низкая неготовность

3 % чел.

3 % чел.

2 % чел.

 

Анализ результатов повторной диагностики готовности старшеклассников к выбору профессии показал, что ежегодно после реализации программы психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников учащихся неготовых к выбору профессии нет. При этом отмечается выраженная динамика всех уровней готовности к выбору профессии. Это свидетельствует об эффективности мероприятий психолого-педагогического сопровождения.

В целом по сравнению с первичной диагностикой можно сделать вывод о том, что большинство школьников определились с будущей профессией. Особенно хочется отметить, что у учащихся в целом вырос уровень знаний о профессиях, учащиеся знают суть профессии, предъявляемые к ней требования и противопоказания. Знают, какие образовательные организации обучают данной профессии, и какие экзамены нужно сдавать для поступления. Соответственно количество ребят со средним и низким уровнем знаний о профессиях уменьшилось. Говоря о причине выбора профессии школьники все же в большей степени склоняются к своим личным интересам о профессии. Хотя страшеклассники и не забывают о престижности и высокооплачеваемости. Так же снизился последний показатель, где школьники выбирают профессию по совету и примеру знакомых, друзей. Это свидетельствует о том, что учащиеся больше прислушиваются к своим интересам, знаниям и умениям.

Таким образом, по результатам проведенного повторного исследования видно, что после реализации программы психолого-педагогического сопровождения уровень профессионального самоопределения старшеклассников повысился. Старшеклассники начали подходить к вопросу о своем профессиональном будущем с большим вниманием и с большей ответственностью.

Психолого-педагогическое сопровождение осуществляется так же с педагогами и родителями учащихся.

Важным звеном в профориентационной работе школы является работа с родителями.   Проблемы профессионального самоопределения старшеклассников нередко являются следствием их личностной незрелости, в основе которого лежат трудности семейного воспитания – непонимание родителей своих задач в отношении взрослеющих детей, склонность родителей к авторитарному давлению и к гиперопеке, что тормозит развитие личности, и главное мешает профессиональному самоопределению.

Родители обычно принимают активное участие в определении жизненных и профессиональных планов своих детей. Вместе с тем, вопросы выбора профессии и определения путей образования представляет трудную задачу как для самих учащихся, так и их родителей. Попытки родителей ускорить, форсировать процесс профессионального самоопределения путем прямого психологического нажима, как правило, дают отрицательные результаты, вызывая у детей рост тревожности, а иногда и негативистский отказ от всякого самоопределения, нежелания вообще что-либо выбирать.

Опыт показывает, что представления родителей о “правильном” выборе часто отстают от реальной жизни и больше соотносятся с уже прошедшими социально-экономическими периодами развития страны. Причина этого в появлении на рынке труда большого количества новых профессий. Не всегда родители знают и объективно оценивают интересы и способности детей. Нередко их советы основываются на “престижности” той или иной профессии. Зачастую родители современных подростков не имеют позитивного опыта жизни в изменившихся условиях, находятся в ситуации тотального неуспеха.

В связи со всем вышесказанным педагогом-психологом Соловьевой Д.Ю. осуществляется психологическое консультирование родителей по вопросам профильного и профессионального самоопределения учащихся, а так же выработка согласованных (между родителями, педагогами, психологами) подходов к профессиональному самоопределению учащихся, исходя их интересов ребенка.

Кроме индивидуальных консультаций педагогом-психологом осуществляется психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам профессиональной ориентации – родительские собрания, семинары, беседы, конференции. А так же активное привлечение родителей к организации и проведению в школе мероприятий по профориентации учащихся (бесед, профинформационных экскурсий). Эта работа преследует цель не только дать родителям соответствующие знания, но и научить практически применять их в воспитательной работе с учащимися. Одной из задач педагогического просвещения родителей является научить их правильному изучению личности своих детей, познанию положительных качеств ребенка, его успехов, достоинств и достижений; научить определять ведущее направление развития его интересов, склонностей и способностей.

Так же по вопросам профессионального самоопределения учащихся педагогом-психологом осуществляется методическая поддержка педагогов: обучение психологическим технологиям, обеспечивающим успешное личностное и профессиональное самоопределение учащихся при оптимальной психической нагрузке.

В процессе психологического консультирования педагогов осуществляется информирование о проблемах самоопределения конкретных детей, предоставляются рекомендации по педагогической коррекции проблем профильного и профессионального выбора учащихся.

Кроме этого педагогам оказывается психологическая поддержка, создаются условия для творческого роста, самопринятия, профессионального и личностного саморазвития.

Результаты диагностики после проведения мероприятий по психолого-педагогическому сопровождению профессионального самоопределения учащихся 9-х классов показали значительную положительную динамику психологической готовности к профессиональному самоопределению. Повышение уровня психологической готовности старшеклассников к выбору профессии свидетельствует о том, что мероприятия по психолого-педагогическому сопровождению способствовали формированию у учащихся ответственного отношения к выбору профессионального пути через расширение границ самопознания и получение информации о мире профессий, формированию представлений о современном мире профессий, формированию первичных навыков ориентации на рынке труда. Кроме этого у учащихся за время занятий произошла активизация процесса формирования психологической готовности учащихся к профессиональному самоопределению.

Полученные нами результаты исследования показывают, что большинство учащихся изначально были не готовы к профессиональному самоопределению, плохо представляли содержание профессионального обучения в будущей профессиональной деятельности, неадекватно оценивали свои способности и возможности в выбранной профессии.

Опыт профориентационной работы показал, что основная цель не выбор учащимися конкретной профессии, а создание внутренних условий для профессионального самоопределения, в т. ч. способности опираться на себя, умение осуществлять выбор и нести за него ответственность. Таким образом, целью является обучение человека выбирать профессию, а не навязывать ему «правильные» решения.

Анализ эффективности реализации программы психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения учащихся 9-х классов показал, что данная программа отвечает своим целям и задачам и способная повысить уровень психологической готовности старшеклассников к выбору профессии. Реализация психолого-педагогического опыта позволяет добиться положительной динамики в профориентационной компетентности учащихся, через повышение мотивации старшеклассников в профессиональном самоопределении, общей психологической культуры,  творческих способностей, коммуникативной компетентности.

Выявленные психолого-педагогические и психофизиологические особенности девятиклассников, их отношение к профессиональной деятельности, жизненным реалиям и ценностям определили цели, задачи, принципы, содержание и средства формирования профессионального самоопределения учащихся, а также критерии и показатели сформированности психологической и социально-профессиональной готовности к жизненному профессиональному самоопределению.

Созданная модель психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников позволяет дифференцированно подходить к каждому учащемуся; снижает порог дискомфорта и тревожности старшеклассников при выборе профессии. Таким образом, комплексный подход к профориентационному процессу позволяет сохранить здоровье выпускника.

В процессе нашего психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников были достигнуты следующие результаты:

1. Выявлены особенности профессионального самоопределения старшеклассников:

- профессиональное самоопределение является фрагментарным, неполным, характеризуется отсутствием учебной и профессиональной мотивации;

- выбор профессии осуществляется неосознанно, обусловлен социально-экономическими причинами, характеризуется неадекватностью представлений о своих способностях и возможностях в профессиональной деятельности;

- характеризуется неадекватным отношением к жизненно важным ценностям, неумением планировать личные профессиональные и жизненные перспективы.

2. Разработанная нами программа психолого-педагогического сопровождения старшеклассников, является важным условием оптимизации профессионального самоопределения учащихся и позволяет улучшить качество планирования личных профессиональных перспектив по следующим компонентам:

- расширились представления учащихся о мире профессии, своих способностях и возможностях в профессиональной деятельности;

- появились изменения в ценностных ориентациях учащихся: усилилась значимость таких жизненно важных ценностей как личностное и профессиональное развитие, профессиональный труд;

- личностные изменения способствовали формированию профессионально значимых качеств: профессионального интереса, направленности на профессиональное совершенствование и результат, оптимистического отношения к своему будущему, осознания своего «Я» и себя как субъекта профессиональной деятельности.

3. Определены педагогические условия эффективного формирования жизненного и профессионального самоопределения старшеклассников, структура и содержание психолого-педагогического сопровождения всеми субъектами образовательного процесса.

4. Доказано, что разработанная система формирования жизненного и профессионального самоопределения ведет к успешному овладению профессиональными знаниями и навыками по специальности, активной жизненной позиции дает уверенность учащимся в себе и в своих возможностях эффективного интегрирования в социуме.

 5. Разработаны методические рекомендации по обеспечению эффективности психолого-педагогического сопровождения старшеклассников в их профессиональном и жизненном самоопределении.

Таким образом, можно сделать вывод, что созданная нами программа психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников, способствует положительной динамике в развитии у учащихся качеств, помогающих им определить жизненные и профессиональные приоритеты, изменить отношение к нравственным и жизненным ценностям, получить более полное представление о себе как субъекте профессиональной деятельности, о своих возможностях в избранной профессии, умение ориентироваться в социально-экономической ситуации, делать выбор самостоятельно, независимо от желания и мнения других и с учетом состояния здоровья.

 

 

 

Педагог-психолог                                                                               Соловьева Д.Ю.

 

 

 

Директор                                                                                                 Шкрабалюк Т.П.


 

Скачано с www.znanio.ru

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.1.2. Программа психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.1.2. Программа психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников

Научить учащихся моделировать программу профессионального самоопределения и программу самоподготовки к будущей профессиональной деятельности

Научить учащихся моделировать программу профессионального самоопределения и программу самоподготовки к будущей профессиональной деятельности

После составления отчета психолог приглашает каждого классного руководителя девятиклассников на индивидуальную беседу, в процессе которой обсуждает результаты исследования в целом по классу и в отдельности…

После составления отчета психолог приглашает каждого классного руководителя девятиклассников на индивидуальную беседу, в процессе которой обсуждает результаты исследования в целом по классу и в отдельности…

В этом случае сопровождающая работа со школьниками будет осуществляться в рамках всего цикла работы

В этом случае сопровождающая работа со школьниками будет осуществляться в рамках всего цикла работы

Заключительный этап. В основу данного этапа входят групповые практические занятия для учащихся с низким уровнем готовности к выбору профессии, а так же индивидуальная коррекционная и…

Заключительный этап. В основу данного этапа входят групповые практические занятия для учащихся с низким уровнем готовности к выбору профессии, а так же индивидуальная коррекционная и…

Третий этап. Психолог и учащийся с овместно определяют конкретную цель данной консультации (информационно-справочная, диагностико- рекомендательная, диагностико-корректирующая, формирующая)

Третий этап. Психолог и учащийся с овместно определяют конкретную цель данной консультации (информационно-справочная, диагностико- рекомендательная, диагностико-корректирующая, формирующая)

В конце учебного года после проведения всех консультационных и коррекционно-развивающих мероприятий педагог-психолог проводит повторную диагностику психологической готовности старшеклассников к выбору профессии с использованием выше описанных…

В конце учебного года после проведения всех консультационных и коррекционно-развивающих мероприятий педагог-психолог проводит повторную диагностику психологической готовности старшеклассников к выбору профессии с использованием выше описанных…

Программно-методическое обеспечение

Программно-методическое обеспечение

Разработанная нами система психолого-педагогической поддержки профессионального самоопределения учащихся включает взаимодействие педагогов и школьного педагога-психолога и подразумевает в т

Разработанная нами система психолого-педагогической поддержки профессионального самоопределения учащихся включает взаимодействие педагогов и школьного педагога-психолога и подразумевает в т

Основанием для сознательного выбора профессии должен быть целый комплекс знаний и умений, который можно назвать готовностью подростка к выбору профессии

Основанием для сознательного выбора профессии должен быть целый комплекс знаний и умений, который можно назвать готовностью подростка к выбору профессии

Учитывая результаты проведенного исследования, мы считаем, что работа психолога по обеспечению эффективного профессионального самоопределения должна иметь особый акцент на таких категориях профессионального самоопределения, как информированность…

Учитывая результаты проведенного исследования, мы считаем, что работа психолога по обеспечению эффективного профессионального самоопределения должна иметь особый акцент на таких категориях профессионального самоопределения, как информированность…

С учащимися «группы риска» имеющими низкий уровень готовности к выбору профессии проводились практические занятия «Время выбирать профессию»

С учащимися «группы риска» имеющими низкий уровень готовности к выбору профессии проводились практические занятия «Время выбирать профессию»

Родители обычно принимают активное участие в определении жизненных и профессиональных планов своих детей

Родители обычно принимают активное участие в определении жизненных и профессиональных планов своих детей

Кроме этого у учащихся за время занятий произошла активизация процесса формирования психологической готовности учащихся к профессиональному самоопределению

Кроме этого у учащихся за время занятий произошла активизация процесса формирования психологической готовности учащихся к профессиональному самоопределению

Я» и себя как субъекта профессиональной деятельности

Я» и себя как субъекта профессиональной деятельности
Скачать файл