ПРИЛОЖЕНИЕ 1.1.3.
Программа по профилактике и предупреждению суицидального поведения учащихся.
Одной из основных задач деятельности психологической службы в системе образования является профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье детей и подростков. Это задача зафиксирована в приказе Минобразования России от 22.10.1999 № 636 «Об утверждении положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации» и действующим в настоящий момент.
В современных условиях возрастает необходимость разработки и внедрения качественных и доступных для реализации профессиональных психологических методик и программ, позволяющих с учетом возможностей каждой образовательной организации оказывать психологическую помощь, направленную на профилактику кризисных ситуаций и отклонений в психическом здоровье подростков. Необходимость решения данной проблемы обусловила актуальность разработки программы по профилактике и предупреждению суицидального поведения учащихся.
С точки зрения социально-психологического подхода профилактика суицидов является профилактикой психологических кризисов, а с учетом специфики подросткового возраста любое кризисное состояние подростка следует рассматривать как суицидоопасное. Предлагаемый подход к работе с проблемой основан также на принципе раннего выявления школьников с высокой степенью риска суицида и своевременного направления таких детей и подростков к специалистам.
Основная цель программы – организация профилактической работы по предупреждению суицидального поведения учащихся, сохранение и укрепление их психического здоровья.
Задачи программы:
1. Выявить учащихся входящих в “группу риска” по проблеме суицида, учащихся с суицидальным поведением (суицидальные мысли, попытки самоубийства).
2. Оказать профилактическую, консультационную и коррекционную помощь учащимся склонным к суицидальному поведению.
3. Провести соответствующую просветительскую работу среди учителей, учащихся и их родителей.
Научно-практическая новизна представленного опыта заключается в расширении представления о причинах, мотивах, ситуациях проявления суицидальных попыток и способах профилактики; в теоретической разработке и экспериментальной апробации технологии выявления детей группы суицидального риска и их психолого-педагогического сопровождения; в разработке конспектов бесед с учащимися, родителями и учителями способствующих повышению уровня психологической культуры в вопросах детского и подросткового суицида, а так же в разработке практических занятий способных оказать подросткам психологическую помощь, а так же способствовать развитию личности, укреплению и совершенствованию психологического здоровья подростков, нормализации межличностных отношений, развитию чувства собственного достоинства и преодолению неуверенности в себе.
Содержание программы.
Программа работы школьного психолога по предупреждению и профилактике суицидального поведения учащихся включает в себя 4 этапа.
Этап 1. Просветительский – в данный этап входят беседы, лекции с учащимися, семинары для учителей, родительские собрания, проводимые психологом с целью предоставить участникам наиболее важную и значимую информацию по проблеме эмоционального неблагополучия ребенка.
Этап 2. Психодиагностический – основной целью данного этапа является выявление учащихся входящих в “группу риска”, т.е. учащихся с суицидальным поведением.
Этап 3. Коррекционно-развивающий – в процессе данного этапа школьный психолог проводит с учащимися групповые, а так же индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с целью развития личности, укрепление и совершенствование психологического здоровья подростков, нормализацию межличностных отношений, развитие чувства собственного достоинства и преодоление неуверенности в себе.
Этап 4. Психологическое сопровождение – данный этап работы педагога-психолога направлен на сопровождение и отслеживание учащихся с суицидальным поведением или суицидальными попытками в течение всего последующего периода времени.
Далее, мы более подробно рассмотрим этапы психологической работы по предупреждению и профилактике суицидального поведения учащихся.
Этап 1. Просветительский.
Психологическая работа на данном этапе начинается с выступление педагога-психолога на классных часах и проведения беседы с учащимися 7, 8-х классов по теме “Как помочь другу?”. В процессе беседы психолог рассказывает учащимся о том, что нужно знать о суициде, для того чтобы помочь другу или знакомому. По каким признакам ребенок может понять, что его друг находится в кризисном состоянии и самое главное как ему можно помочь. Кроме этого, необходимо рассказать детям о том к кому они могут обратиться если ситуация становиться для них или их друзей непреодолимой. Рассказать о работе психолога, о том, что каждый учащийся может получить бесплатную, а самое главное конфиденциальную помощь. Так же рассказать о круглосуточной работе телефона доверия, куда каждый может позвонить, если ему требуется помощь.
После проведенных бесед психолог самостоятельно или совместно с учащимися, подготавливает стенд, на котором будет отражена основная информация по теме “Если друг попал в беду”, где будут указаны адреса и телефоны города, куда ребенок, попавший в затруднительную ситуацию, может обратиться за помощью.
Кроме бесед с учащимися психолог проводит семинар-практикум с учителями по профилактике суицидального поведения детей и подростов. В процессе данного семинара учителя знакомятся с типами суицидального поведения, с мотивами суицидальных попыток. Далее учителя узнают о том, кто из детей входит в “группу риска”, т.е. кто из учащихся наиболее подвержен и склонении к совершению суицида. Кроме этого учителям необходимо знать поступки, жалобы и проявления кризисного состояния детей. В завершении семинара психолог дает общие рекомендации о том, как вести себя с учащимся, который на их взгляд, находится в кризисном состоянии или имел в прошлом попытки к самоубийству. Кроме теоретической части психолог знакомит педагогов с психологическими методиками, которые могут помочь в выявлении детей склонных к самоубийству.
Так же школьный психолог выступает на родительских собраниях с темой “Помощь родителей в преодолении трудностей ребенка”. На родительском собрании психолог рассказывает о том какое негативное влияние оказывает неблагополучная семейная ситуация на эмоционально-личностное состояние ребенка. Родителю так же важно знать о признаках (словесных, поведенческих, ситуационных), мотивах и факторах суицидального поведения. Так же психолог знакомит участников с наиболее распространенными причинами суицида среди детей и подростков. Кроме этого, рассказывает родителям учащихся о том, что люди имеют неправильное представление о суицидентах, поэтому часто упускают момент помощи, в которой нуждается человек. Профилактику самоубийств необходимо начинать с развенчания “мифов”, объясняющих действия суицидентов. И, самое главное, о чем должен сказать психолог на родительском собрании это о том, что нужно делать взрослому и чего делать нельзя, если для его ребенка характерно суицидальное поведение.
Такая просветительская работа может оказать значительное влияние на предупреждение суицида у детей и подростков.
Этап 2. Диагностический.
Поскольку в большинстве российских школ психолог один, а учащихся много, то в проведении скрининг-диагностики могут помочь классные руководители 7, 8-х классов. Кто как ни классные руководители знают своих учащихся, их характер, особенности поведения и семейную ситуацию. Поэтому, психолог совместно с классным руководителем (возможно участие социального педагога) воспользовавшись картой риска, индикаторами суицидального поведения и показателями поведенческих особенностей детей обсуждают каждого ребенка в классе и составляют список детей входящих “группу суицидального риска”. Обычно этот список не превышает 5 – 7 человек, в каких-то классах детей со склонностью к суицидальному поведению может вообще не быть.
Далее психолог работает с этой группой детей. Но прежде чем начать работу психолог должен учитывать один не мало важный факт. Подобного рода работа проводиться с детьми до 14 лет только с разрешения родителей (желательно письменного), а с детьми 15 лет и старше с их собственного согласия. Поэтому одна из основных задач психолога на этом этапе в доступной и понятной для ребенка и его родителей форме объяснить цель данной работы, для чего она проводиться, какие методы будут применяться психологом в работе с ребенком и т.п. Но главное сделать акцент на том, что вся работа будет проводиться только на благо и в интересах ребенка с целью помочь ему в возникших трудностях и предупредить появление новых возможных проблем.
После согласия родителей и самого ребенка психолог приглашает его для индивидуальной беседы, в процессе которой выясняет причины его неблагополучного эмоционального состояния, наличие проблем у ребенка, а так же нуждается ли он в помощи взрослых или конкретно в помощи психолога и т.п.
Кроме этого, в процессе беседы психолог может провести углубленную диагностику на выявление суицидального поведения и предложить ребенку выполнить несколько тестов (методик), такая работа особенно важна, если ребенок замкнут и старается не рассказывать о своих трудностях.
В процессе работы мы выделили ряд основных методик способных прямо или косвенно определить склонность подростка к суицидальному поведению. Коротко опишем их.
1. Опросник для оценки суицидальности “Диагностика суицидального поведения”. Данный опросник хорош тем, что он позволяет практически сразу выявить наличие у подростка склонности к суицидальному поведению. Но у этого опросника есть один недостаток, вопросы о суициде задаются в прямой форме, например, “Приходилось ли вам в последнее время думать о самоубийстве?” Ребенок может просто испугаться такой откровенности, особенно, если он к ней еще не готов, и отказаться отвечать, а может начать врать и сочинять.
2. Тест “Ваши суицидальные наклонности” и тест “Ваши мысли о смерти”. Эти две методики являются проективными и соответственно не могут выступать в качестве основных методов. Но они являются хорошими вспомогательными методиками, тем более что тема суицида в них завуалирована. Ребенку нужно просто раскрасить рисунок так как ему хочется. В последствии на основе результатов данного теста психолог может предполагать наличие у ребенка суицидального риска и, исходя из этого, строить свою дальнейшую работу с ребенком.
Кроме основных методик существуют еще и вспомогательные методы, с помощью которых так же можно определить наличие у подростка некоторых проблем способных привести к суицидальному поведению ребенка.
1. МПДО (модификация методики А.Е. Личко ПДО). Формирование суицидального поведения в детском и подростковом возрасте во многом зависит так же от некоторых особенностей личности суицидента. У всех суицидально ориентированных лиц наблюдается эмоциональная неустойчивость, повышенная внушаемость, сензитивность, некоторая эксплозивость, импульсивность. Эти черты выражены нередко на уровне акцентуаций характера. Особенно это относиться к таким типам акцентуаций как: истероидый, сенситивный, эпилептоидный. Методика МПДО позволяет определить тип акцентуации характера у подростка, и выявить определенные личностные черты склонные для лиц с суицидальным поведением.
2. Шкала определения уровня депрессии. В предсуицидальном периоде у
многих подростков наблюдаются различные варианты депрессивных состояний.
Поскольку многие люди склонные к самоубийству чаще всего пребывают в депрессивном
состоянии, то эта методика поможет определить степень депрессии у ребенка и
предупредить риск появления у ребенка суицидального поведения. Депрессия
проявляется по-разному, в зависимости от психологической акцентуации характера.
У гипертимного подростка — склонность к риску, пренебрежение опасностью. У циклотимного
— субдепрессия, аффекты, печать отчаяния, неосознанное желание навредить самому
себе. У эмоционально-лабильных подростов значимы аффективные реакции
интрапунитивного типа. Суицидальное поведение отличается быстрым принятием
решения, основывается на мало определенном стремлении что-то с собой сделать.
Другим фактором может служить желание забыться. Чаще всего к саморазрушающему
поведению толкает эмоциональная холодность близких и значимых лиц. Сенситивные
подростки страдают от чувства собственной неполноценности — реактивная
депрессия и вызревание суицидальных намерений с неожиданной их реализацией.
Психастенические подростки в состоянии расстройства адаптации характеризуются
нерешительностью, испытывают страх ответственности, страх ущерба социального
статуса. Для детей с шизоидной акцентуацией характерно применение допингов.
Подросток с эпилептоидной акцентуацией на фоне аффекта может перейти меру
осторожности. В состоянии одиночества или в безысходной ситуации агрессия может
обернутся на самого себя. Чаще всего наносят порезы, ожоги, порой из мазохистических
побуждений. Опьянения нередко протекают с утратой контроля над собой. Истероидные
подростки предрасположены к демонстративным суицидам.
Все интересы подростка с неустойчивой акцентуацией направлены на получение
удовольствий. Конформный подросток может совершить суицид за компанию.
3. Методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда. У многих подростков в пубертатном периоде происходит социально-психологическая дезадаптация личности, проявляющаяся в виде девиантного поведения, сомато-вегетативных расстройств и т.п. Методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда поможет определить хорошо ли ребенок адаптируется в новой обстановке или ситуации, принимает ли он себя и окружающих его людей, стремиться ли ребенок к доминированию или же он чаще становиться ведомым, преобладает ли у него эмоциональный дискомфорт и т.д.
4. Тест “Суицидальная мотивация”. Данная методика применяется в работе с детьми уже совершившими попытку суицида. Она позволяет определить тип суицидальной мотивации, т.е. что толкнуло ребенка совершить попытку суицида. Если после индивидуальной беседы выяснилось, что серьезных поводов для беспокойства нет, то на этом работа психолога с ребенком заканчивается. Если у ребенка выявилось наличие некоторых проблем, то психолог договаривается с ним о последующих встречах, на которых проводит с соответствующую консультационную, коррекционную или развивающую работу. Далее психолог может пригласить для беседы родителей учащегося, конечно, если подросток даст на это свое согласие. Кроме этого, психолог может поговорить с классным руководителем, чтобы тот постарался предупредить негативное влияние на подростка со стороны школы, одноклассников, учителей. Данная работа в первую очередь должна быть направлена на преодоление трудностей возникших у ребенка и на снижение у него риска суицидальной попытки. Если в процессе углубленной диагностики школьный психолог выявил у ребенка явную склонность к самоубийству, если выяснилось, что ребенка не редко посещают мысли о самоубийстве, и что еще более серьезнее подросток не раз обдумывал способы суицида, то здесь, как правило, усилия психолога и педагога по предотвращению самоубийства мало эффективны. Необходимо вмешательство врача психиатра. Поэтому психолог направляет такого подростка на прием к врачу-психиатру.
На этом диагностический этап заканчивается.
Этап 3. Коррекционно-развивающий.
На этом этапе психолог проводит групповые и индивидуальные практические занятия для учащихся с выявленной склонностью к суицидальному поведению, осуществляет индивидуальную консультационную деятельность.
Главным в преодолении кризисного состояния человека является
индивидуальная
профилактическая беседа. Следует принять во внимание следующее:
• в беседе с любым человеком, особенно с тем, кто готов пойти на самоубийство, важно уделить достаточно внимания активному выслушиванию;
• активный слушатель — это человек, который слушает собеседника со всем вниманием, не осуждая его, что дает возможность его партнеру выговориться без боязни быть прерванным;
• активный слушатель в полной мере понимает чувства, которые испытывает его собеседник. и помогает ем сохранить веру в себя;
• активный слушатель будет способствовать тому, чтобы собеседник был уверен в том, что его высказывания о желании умереть услышаны и поняты.
Рекомендации по проведению беседы:
• разговаривать в спокойном месте, чтобы избежать возможности быть прерванным в беседе;
• уделять все внимание собеседнику, смотреть прямо на него, удобно, без напряжения расположившись напротив, но не через стол;
• пересказать то, что собеседник рассказал вам, чтобы он убедился, что вы действительно поняли суть услышанного и ничего не пропустили мимо ушей;
• дать возможность собеседнику высказаться, не перебивая его, и говорить только тогда, когда перестанет говорить он;
• говорить без осуждения и пристрастия, что способствует усилению у собеседника чувства собственного достоинства: произносить только позитивно-конструктивные фразы (мгновенный рефрейминг).
Кроме того, при проведении беседы нужно руководствоваться следующими принципами:
1. При выборе места беседы главное, чтобы не было посторонних лиц (никто не должен прерывать разговора, сколько бы он ни продолжался).
2. Желательно спланировать встречу в свободное время, с большим временным потенциалом.
3. В процессе беседы целесообразно не вести никаких записей, не посматривать на часы и тем более не выполнять какие-либо попутные дела. Надо всем своим видом показать подростку, что важнее этой беседы для вас сейчас ничего нет.
Главная задача психолога на этом этапе помочь ребенку осознать и принять свои негативные чувства, и выработать способы их выражения.
Так же нужно развивать у детей навыки общения со сверстниками. В “трудных классах”, где преобладает неблагоприятный психологический климат, необходимо провести тренинг на развитие позитивных взаимоотношений в группе, т.к. одним из условий возникновения суицидальных мыслей у подростков является недружелюбие одноклассников.
Для детей склонных к самоубийству характерна повышенная аутоагрессия и неразвитость приемлемых способов выражения своего недовольства по отношению к другим людям. Неосознанная, подавляемая агрессия по отношению к другим людям может быть пережита подростком как ненависть к самому себе. При этом, может быть ярко выражено негативное самовосприятие в сочетании с неустойчивой самооценкой. В связи с этим работа психолога с ребенком должна быть направлена на развитие положительных личностных качеств и черт, на развитие у него позитивного самоотношения, а так же на формирование адекватной самооценки.
Кроме этого, психолог должен направить свою работу на улучшение психологического климата в семье ребенка, помочь родителям принять негативные чувства ребенка и развить навыки общения с ним.
На основе теоретического анализа литературы по психологии суицидального поведения нами была разработана программа групповых практических занятий для учащихся с суицидальным поведением “Мы выбираем жизнь!”.
Цели программы: развитие личности, укрепление и совершенствование психологического здоровья детей и подростков.
Основные задачи программы:
- самопознание внутренних психических актов (например, гнев, радость, желание и т.п. и состояний (например, бодрость, усталость, депрессия, апатия и т.п.);
- формирование устойчивой положительной самооценки и уверенного поведения, развитие чувства собственного достоинства и преодоление неуверенности в себе;
- выработка и включение механизмов саморегуляции на основе сознательного волевого усилия;
- обучение способам мышечной релаксации;
- создание устойчивой оптимистической установки на преодоление стресса;
- создание психологического настроя на дальнейшую деятельность;
- нормализация межличностных отношений.
Программа групповых практических занятий проводиться с группой подростков из 7 – 10 человек. Занятия проходят после уроков 1 – 2 раза в неделю в отдельном просторном кабинете психолога (если такого нет, то в свободном классном кабинете). Каждое занятие рассчитано на 1-1,5 часа.
Программа практических занятий состоит из четырех блоков:
1. Первый блок занятий направлен на формирование у подростков навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению, аргументировать и отстаивать свою позицию. Участники учатся отстаивать свои интересы и в то же время в нужной ситуации уметь пойти на компромисс.
2. Цель второго блока – выработать у ребенка адекватную самооценку и позитивное отношение к себе. А так же повысить уверенность в себе, обучить навыкам уверенного поведения, повысить самооценку, сформировать свойства и качества личности, уверенных в себе людей.
3. Третий блок направлен на формирование у подростка умения управлять своими эмоциями. В процессе работы по этому блоку у подростков происходит расширение знаний о чувствах и эмоциях, развитие способности и безоценочного принятия, умения отреагировать эмоции, формирование умения управлять выражением своих чувств и эмоциональных реакций, повышение эмоциональной зрелости в целом.
4. Четвертый блок направлен на познание подростком себя. Его цель – способствовать осознанию себя (своей личности) и пониманию других людей. Сформировать стремления к самопознанию, погружение в свой внутренний мир, знакомство с чертами личности, формирование возможностей распознавать собственные личностные качества и качества других людей.
Эти три блока затрагивают наиболее проблемные сферы личности подростка с суицидальным поведением. После занятий участники отмечали в себе появление уверенности, отсутствие страха и тревог, приподнятость настроения, желание жить и общаться с людьми.
Этап 4. Психологическое сопровождение.
Немало важным в работе психолога с детьми склонными к суициду является психологическое сопровождение и дальнейшее отслеживание таких детей. Так как по результатам исследования французских психиатров “после того как обследованные совершали попытку к самоубийству и были проконсультированы 22 % все же заявляли, что вновь попытаются свести счеты с жизнью”. Поэтому можно сказать, что работа психолога с детьми с суицидальными попытками или суицидальным поведением не прекращается до тех пор, пока ребенок не закончит школу. В этом случае для психолога лучше всего завести специальную картотеку со списком детей склонных к суицидальному поведению и периодически проводить с ними профилактическую работу.
Циклограмма деятельности педагога-психолога в рамках психолого-педагогического сопровождения учащихся с суицидальным поведением.
№ |
Мероприятие |
Период проведения |
ЯНВАРЬ |
||
1 |
Собеседование с классными руководителями |
1 неделя |
2 |
Выявление классов с детьми, входящими в группу риска |
|
3 |
Беседа с учащимися на тему: «Как помочь другу?» |
2 неделя |
4 |
Семинар-практикум для педагогов на тему: «Предупреждение суицида среди учащихся.» |
|
5 |
Родительское собрание на тему: «Помощь родителей по преодолению трудностей ребенка» |
3 неделя |
6 |
Подготовка к скрининг-диагностике |
4 неделя |
ФЕВРАЛЬ |
||
7 |
Проведение скрининг-диагностики классными руководителями выбранных классов |
1 неделя |
8 |
Обсуждение с классными руководителями результатов скрининг-диагностики каждого ребенка |
2 неделя |
9 |
Формирование списка детей, входящих в группу суицидального риска |
|
10 |
Индивидуальное консультирование родителей (законных представителей) учащихся, входящих в группу суицидального риска |
3 неделя |
11 |
Получение от родителей согласия на проведение психологической работы с учащимся |
|
12 |
Индивидуальные консультации для учащихся, входящих в группу суицидального риска |
4 неделя |
МАРТ |
||
13 |
Разработка схем углубленной диагностики детей, входящих в группу суицидального риска |
1 неделя |
14 |
Углубленная диагностика детей, входящих в группу суицидального риска (с согласия родителей) |
2 неделя |
15 |
Обработка и интерпретация результатов исследования каждого ребенка |
|
16 |
Разработка рекомендаций |
|
17 |
Индивидуальные консультации сучащимися, входящими в группу суицидального риска, по результатам диагностики |
3 неделя |
18 |
Индивидуальные консультации с родителями по результатам диагностики детей |
|
19 |
Подготовка к проведению групповых практических занятий |
4 неделя |
АПРЕЛЬ |
||
20 |
Групповые практические занятия для детей с суицидальным поведением «Мы выбираем жизнь!» |
В течение месяца |
21 |
Индивидуальные коррекционные занятия (по необходимости) |
|
МАЙ |
||
22 |
Повторная диагностика учащихся, входящих в группу суицидального риска, для определения результатов коррекционной работы |
В течение месяца |
Ожидаемые результаты:
1. Создана эффективная система выявления на ранних стадиях детей «группы риска» и их психолого-педагогического сопровождения.
2. Предотвращение осложнений их жизненных случаев путем своевременного включения их в программу оказания помощи.
3. Сформированность у учащихся компенсаторных механизмов поведения.
4. Повышение уровня педагогической компетентности учителей и психологической культуры родителей в вопросах детского и подросткового суицида.
Критерии эффективности реализации программы:
- снижение числа учащихся с суицидальным поведением;
- развитие личностных установок учащихся «группы риска» в отношении суицида, повышение уровня психологической защищенности (развитие чувства собственного достоинства, преодоление неуверенности в себе, желание жить и общаться с людьми, отсутствие страха и тревог);
- умение использовать педагогами и родителями учащихся теоретические знания об особенностях суицидального поведения детей и подростков и способах помощи при возникновении критических ситуаций.
Список литературы:
1. Александровская Э.М. Психологическое сопровождение школьников. – М.: Издательский центр “Академия”, 2002 г.
2. Буянов М.И. Беседы о детской психиатрии. – М., 1992 г.
3. Вроно Е.М. Предотвращение суицида подростков.
4. Егоров А.Ю. Игумнов С.А. Расстройства поведения у подростков: клинико-психологические аспекты. – СПб.: Речь, 2005 г.
5. Зарипова Ю. Программа психологической помощи подросткам “Поверь в себя”. – М. 2007 г.
6. Иовчук Н.М. Северный А.А. Детская социальная психиатрия для непсихиатров. – СПб.: Питер, 2006 г.
7. Малкина – Пых И.Г. Кризисы подросткового возраста. – М. 2004 г.
8. Меновщиков В. Ю. Психологическое консультирование: работа с кризисными и проблемными ситуациями. – М. 2005 г.
9. Практическая психология образования. Под ред. Дубровиной И.В. – СПб. 2004г.
10. Практикум по возрастной психологии. Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб. 2002 г.
11. Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг в школе. М. – Изд-во ЭКСМО Пресс, 2001 г.
12. Толстов В.Г. Профилактика и психокоррекция поведения несовершеннолетних групп риска. – Сыктывкар. 2005г.
13. Шилова Т.А. Психодиагностика и коррекция детей с отклонениями в поведении. – М. 2005 г.
Условия реализации программы:
Психолого-педагогическое обеспечение:
• комплексное воздействие на учащегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях;
• обеспечение здоровьесберегающих условий.
Программно-методическое обеспечение.
Программное обеспечение:
Программа практических занятий для детей с суицидальным поведением «Мы выбираем жизнь!»
Методическое обеспечение:
- Опросник для оценки суицидальности “Диагностика суицидального поведения”.
- МПДО (модификация методики А.Е. Личко ПДО).
- Шкала определения уровня депрессии.
- Методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда.
- Тест “Суицидальная мотивация”.
- Проективные методики: методика Рене-Жиля, рисунок человека, рисунок “Несуществующее животное”, рисунок семьи.
Кадровое обеспечение
В МАОУ СОШ № 31 имеется ставка педагога-психолога, социального педагога.
Материально-техническое обеспечение:
· кабинет психолога (стол письменный и журнальный, 4 пуфика, 3 шкафа, 2 кресла, 2 стула);
· кабинет социального педагога (стол письменный, стул, шкаф).
Информационное обеспечение: доступ к сети Интернет.
Анализ реализации программы по профилактике и предупреждению суицидального поведения детей и подростков за три последних года.
Работа по профилактике и предупреждению суицидального поведения учащихся осуществляется педагогом-психологом Соловьевой Д.Ю. в рамках такого направления психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений федерального государственного образовательного стандарта как сохранение и укрепление психологического здоровья учащихся.
Общеизвестно, что пик детских суицидов приходится на подростковый возраст. Поэтому, концептуальной основой нашей программы является социально-психологический подход к решению проблем суицида. Согласно данному подходу рост подростковых суицидов связан с тем, что у все большего числа детей процесс взросления и социализации приобретает кризисный характер, переставая быть процессом естественного роста и созревания. Взрослые недооценивают или не замечают потребности подростка в понимании и поддержке, поэтому подростковый суицид уместно рассматривать как «крик о помощи». В связи с этим, наша программа реализуется с учащимися начиная с 7, 8-го класса.
С точки зрения социально-психологического подхода профилактика суицидов является профилактикой психологических кризисов, а с учетом специфики подросткового возраста любое кризисное состояние подростка следует рассматривать как суицидоопасное. Предлагаемый подход к работе с проблемой основан также на принципе раннего выявления школьников с высокой степенью риска суицида и своевременного направления таких детей и подростков к специалистам.
Так, ежегодно, совместно с классными руководителями педагогом-психологом проводится первичная диагностика на выявление признаков суицидального риска у учащихся 7, 8-х классов по методике «Карта риска суицида» (модификация для подростков Л.Б. Шнейдер). Цель данной методики: определить степень выраженности факторов риска суицида у подростков.
Далее мы приводим результаты первичной диагностики суицидального риска учащихся за три последовательных года.
Таблица 1. Результаты первичной диагностики суицидального риска учащихся за три последовательных года.
Уровень суицидального поведения |
2012 – 2013 учебный год |
2013 – 2014 учебный год |
2014 – 2015 учебный год |
Высокий |
17 % чел. |
15 % чел. |
16 % чел. |
Средний |
31 % чел. |
28 % чел. |
24 % чел. |
Низкий |
52 % чел. |
57 % чел. |
60 % чел. |
Как видно из таблицы 1, в среднем за три года у 56 % учащихся 7, 8-х классов наблюдается эмоциональное благополучие. Это свидетельствует о том, что у данной группы подростков степень выраженности факторов суицидального риска незначительна. Это учащиеся с полным отсутствием суицидального поведения, которые не проявили ни одного признака. В качестве данных показателей были определены: отсутствие прямых и косвенных упоминаний о суициде, наличие позитивных жизненных установок, оптимистический настрой, отражающийся в ассоциациях и проекциях и др.
В среднем за три года у 28 % учащихся наблюдается предрасположенность к суицидальному поведению. К группе со средним уровнем суицидального поведения были отнесены подростки, проявившие отдельные признаки суицидального риска. Здесь показатели колебались от нейтральных высказываний до отдельных упоминаний о смерти и косвенных намеках на одиночество, недопонимание.
Ежегодно в среднем примерно у 16 % учащихся по результатам первичной диагностики выявляются значительные признаки суицидального риска. Чаще всего это такие признаки как: недостаток тепла в семье, полная или частичная безнадзорность, высказывание с угрозой суицида, конфликты, болезненное самолюбие, ранимость, эмоциональная вязкость («застревание» на своих переживаниях, неумение отвлечься), эмоциональная неустойчивость, импульсивность, эмоциональная зависимость, потребность в близких эмоциональных контактах. В последствии учащиеся с выраженными признаками суицидального поведения составляли «группу риска».
Анализируя результаты первичной диагностики суицидального риска учащихся за три последовательных года можно заметить, что в среднем количество учащихся с низким уровнем суицидального риска увеличилось на 8 %, число учащихся со средний уровнем суицидального риска уменьшилось за три года на 7 %. Это свидетельствует о позитивной динамике.
Однако, число учащихся с высоким суицидальным риском в целом за три года остается практически неизменным. Таким образом, можно сделать вывод о том, что работа по профилактике и предупреждению кризисного состояния учащихся является актуальной и необходимой.
Наиболее сложным этапом в профилактике суицида является работа непосредственно с учащимися, склонными к нему. Трудность в том, что подросток данной группы риска тревожен, мнителен. Часто, имея опыт негативного общения со взрослыми, подросток, неохотно идет на контакт, на доверительные отношения с психологом, необходимые при углубленной психодиагностике и дальнейшей работе с учащимися группы риска.
С группой детей суицидального риска с их письменного согласия, а так же с письменного разрешения их родителей (законных представителей) проводилась индивидуальная углубленная диагностика на выявление личностных установок учащихся по методике диагностики социально-психологической адаптации (К. Роджерс, Р. Даймонд). Цель методики: выявление особенностей адаптационного периода личности через интегральные показатели «адаптация», «самоприятие», «приятие других», «эмоциональная комфортность», «интернальность», «стремление к доминированию».
Одним из условий успешности профилактики и коррекции кризисных состояний подростка является четкое знание психологом характера субъективных искажений в случаях, когда знание ребенка о себе отличается грубой неадекватностью. Специальный интерес представляет анализ того, насколько адекватно школьник переживает и осознает в критические моменты особенности своей личности и своих состояний, поскольку от точности такого отражения во многом зависит успешность его совладания с новыми требованиями, адаптации к ним.
Далее мы приводим результаты первичной углубленной диагностики личностных установок учащихся группы риска за три последовательных года.
Таблица 2. Результаты первичной углубленной диагностики личностных установок учащихся группы риска за три последовательных года.
Шкалы |
2012 – 2013 учебный год |
2013 – 2014 учебный год |
2014 – 2015 учебный год |
Адаптивность |
15 % чел. |
17 % чел. |
23 % чел. |
Дезадаптивность |
85 % чел. |
83 % чел. |
77 % чел. |
Принятие себя |
9 % чел. |
15 % чел. |
28 % чел. |
Непринятие себя |
81 % чел. |
85 % чел. |
72 % чел. |
Принятие других |
23 % чел. |
27 % чел. |
32 % чел. |
Непринятие других |
77 % чел. |
73 % чел. |
68 % чел. |
Эмоциональный комфорт |
5 % чел. |
16 % чел. |
19 % чел. |
Эмоциональный дискомфорт |
95 % чел. |
84 % чел. |
81 % чел. |
Внутренний контроль |
12 % чел. |
12 % чел. |
21 % чел. |
Внешний контроль |
88 % чел. |
88 % чел. |
79 % чел. |
Доминирование |
24 % чел. |
24 % чел. |
28 % чел. |
Ведомость |
76 % чел. |
76 % чел. |
72 % чел. |
Эскапизм |
83 % чел. |
68 % чел. |
63 % чел. |
Как видно из таблицы 2, в среднем у 82 % учащихся с высоким риском суицидального поведения наблюдается дезадаптивность. Это говорит о недостаточно успешном приспособлении учащихся к изменяемым условиям окружающей среды, а так же о том, что в жизни подростка имеется наличие проблем, которые он не может преодолеть самостоятельно.
Средние показатели по шкале «Принятие-непринятие себя» свидетельствует об отсутствии у большинства учащихся «группы риска» чувства собственной ценности, способности понимать себя. Данный показатель имеет решающее значение в работе с учащимися с суицидальным поведением. Человек, который способен принять себя таким, каков он есть, верит в себя и считает, что он не хуже других, отчетливее видит перспективы своего роста и совершенствования. Если человек не осознает свою идентичность на основе самоуважения, то у него остаются по существу лишь два пути — конфронтация с обществом, выражающаяся зачастую в преступности, либо уход в себя.
Так же результаты по шкале «Принятие-непринятие других» свидетельствуют о том, что у данной группы учащихся чаще наблюдается неприятие других, они не могут поставить себя на их место, дают неадекватную самооценку действиям других. Таким учащимся тяжелее обратиться к другим за помощью, они считают, что никто им не в состоянии помочь.
Шкала «Эмоциональный комфорт» отражает чувство оптимизма и уравновешенности. Противоположная сторона данной шкалы «Эмоциональный дискомфорт» отражает чувство тревожности, беспокойства или, напротив, апатии. По результатам нашего исследования в среднем за три года у 87 % учащихся входящих в группу суицидального риска наблюдается эмоциональный дискомфорт. Данные учащиеся не испытывают удовольствие и радости от учебного процесса, взаимодействия с одноклассниками. Им присущи чувство апатии и безысходности. Кроме этого, может наблюдаться преобладание у подростка пессимистического отношения к жизни, ощущения ее бессмысленности и собственной ненужности, которое иногда сочетается с повышенной настороженностью, озабоченностью имеющимися (или кажущимися) проблемами. Подросток может избегать веселых компаний, вечеринок, шумных игр и соревнований, общение может утомлять и раздражать его. Подобное состояние может свидетельствовать о предсуицидном состоянии.
Шкала «Внутренний контроль» отражает ориентацию человека на то, что достижение жизненных целей зависит от него самого, при этом акцентируется личная ответственность. Противоположная шкала «Внешний контроль» описывает расчет человека на толчок и поддержку извне, его пассивность в решении жизненных задач. В нашем исследовании выявилось то, что большинство учащихся находящихся в кризисном состоянии отказываются принимать ответственность за события своей жизни на себя, объясняя отсутствием у себя каких-либо способностей, определенных черт личности, особенностей поведения. Эти учащиеся чаще всего не могут принять ответственное решение. Проявляют инфантилизм и беспомощность в ситуациях выбора, требуют, чтобы ему сказали, как надо действовать.
Как показывают результаты исследования у учащихся группы суицидального риска в личностных установках чаще проявляется ведомость (зависимость от других). Это свидетельствует о том, что подросток зависим, уступчив, несамостоятелен в действиях и принятии решений, часто оказывается ведомым. При этом такие подростки не претендуют на лидерство, поскольку лидерские качества у них плохо развиты.
Шкала «Эскапизм» отражает стремление человека уйти от действительности в мир иллюзий. Часто возникает в кризисных ситуациях. Может проявляться в виде физического ухода от мира (в глухие деревни и т.п.), так и без этого – когда при отсутствии изоляции от общества, человек перестает проявлять интерес к принятым в обществе ценностям, предпочитая мир своих грез. Данный показатель так же имеет решающее значение в работе с учащимися группы суицидального риска. По данным нашего исследования более чем у 60 % учащихся наблюдается выраженный уход от проблем, что в свою очередь является одним из признаков суицидального поведения подростка.
Анализируя результаты углубленной диагностики личностных установок учащихся группы риска за три последовательных года, можно заметить, что наличие личностных характеристик свидетельствующих о кризисном состоянии и об эмоциональном неблагополучии подростка у учащихся группы риска с каждым годом становится меньше. Так, показатель по шкале «Адаптивность» увеличился за три года на 8 % показатель по шкале «Принятие себя» вырос на 19 %, показатель «Эмоциональный дискомфорт» у учащихся группы суицидального риска за три года снизился на 14 %, показатель по шкале «Внутренний контроль» увеличился на 9 %, показатель по шкале «Эскапизм» снизился на 10 %. Это свидетельствует о том, что у учащихся группы суицидального риска имеются внутренние ресурсы и резервы для преодоления внутриличностных проблем и выхода из кризисного состояния. Именно на развитие данных личностных ресурсов направлена коррекционная работа педагога-психолога по предупреждению и профилактике суицидального поведения учащихся.
Как показывают результаты исследования, причины трудностей подростка, которые можно связать с трудностями освоения новых отношений, нового периода в жизни ребенка, множественны и могут быть представлены комплексами в самых разных сочетаниях. Это и трудно складывающиеся отношения с родителями и сверстниками, и трудно осваиваемый процесс учения в школе, и трудности формирования жизненных планов и личностных позиций. В то же время обнаруживаемые трудности не отражают целиком и полностью позиций и поступков подростка, к ним не могут быть сведены все устремления и проявления его активности. Без сомнения остается достаточно большая область позитивных проявлений, которые и могут стать «опорной площадкой» в коррекционной работе с подростком и в его собственном самодвижении, саморазвитии.
С целью предупреждения кризисных состояний и коррекции психологического неблагополучия подростков педагогом-психологом Соловьевой Д.Ю. с учащимися группы риска осуществлялась коррекционно-развивающая деятельность: классные часы, тренинги, ориентированные на знакомство со своими психологическими особенностями, сильными и слабыми сторонами, способами их коррекции, способами снятия тревожности, повышения самооценки, развития социальных навыков.
Эффективность проводимой работы зависит от создания в группе условий для полного раскрытия подростками своих проблем и эмоций в атмосфере взаимного принятия, безопасности, поддержки и защиты. Необходимым условием организации тренинга является разработка и поддержание в группе определенных норм, проявление гибкости в выборе директивных и недирективных техник воздействия.
Опыт показывает, что данная работа является эффективной, поскольку в процессе данной деятельности оказывалась не только психологическая поддержка учащимся, но и по необходимости индивидуальная помощь. Результатом коррекционно-развивающей деятельности стали умение подростков правильно реагировать и осознавать свои ошибки, анализировать свои поступки и их последствия, умение преодолевать трудности и неприятности жизни, делать выбор и отвечать за последствия перед собой и окружающими, возможность наладить контакты со сверстниками и взрослыми, повысилась стрессоустойчивость организма. В целом после прохождения программы тренингов у участников отмечались появление уверенности, настроения, желания жить и общаться с людьми, отсутствие страха и тревог.
Оценка эффективности реализации программы по профилактике и предупреждению суицидального поведения детей и подростков осуществлялась в конце учебного года после проведения всех мероприятий по психолого-педагогическому сопровождению. С этой целью проводилось повторное психологическое обследование по методам, использованным для выявления учащихся с суицидальным поведением.
Так, мы приводим результаты повторной диагностики суицидального риска учащихся группы риска за три последовательных года.
Таблица 3. Результаты повторной диагностики суицидального риска учащихся группы риска за три последовательных года.
Уровень суицидального поведения |
2012 – 2013 учебный год |
2013 – 2014 учебный год |
2014 – 2015 учебный год |
Высокий |
2 % чел. |
1 % чел. |
2 % чел. |
Средний |
59 % чел. |
55 % чел. |
52 % чел. |
Низкий |
39 % чел. |
44 % чел. |
46 % чел. |
Анализ результатов повторной диагностики суицидального риска учащихся показал, что после проведения коррекционно-развивающих мероприятий лишь у 2 % учащихся в среднем за три года вновь выявился высокий риск суицидального поведения. С этими учащимися в последствии была реализована индивидуальная психологическая работа. Основная сложность психокоррекции эмоционального состояния и отношения учащихся к жизни в существовании объективных проблем подростка. При этом, вопрос об изменении условий среды и устранения объективных причин тревожности стоит очень остро, так как он практически не решаем. В этой ситуации все усилия психолога направлены на изменение отношения подростка к существующим условиям.
У большинства учащихся группы риска по результатам повторной диагностики наблюдался средний уровень признаков суицидального поведения. Это свидетельствует о том, что риск совершения подростком суицидальной попытки значительно снизился. При этом в среднем за три года у 43 % учащихся после проведения коррекционно-развивающих занятий наблюдался низкий уровень суицидального риска. Эти результаты подтверждают эффективность коррекционно-развивающей работы педагога-психолога и свидетельствуют о том, что внедрение системы психопрофилактических мероприятий ежегодно способствует снижению уровня риска суицидального поведения у подростков.
Анализируя данные результаты за три последовательных года можно заметить, что процент учащихся с низким уровнем суицидального риска после реализации мероприятий психолого-педагогического сопровождения с каждым годом увеличивается. Результатом такого постепенного роста может быть постепенный процесс апробации профилактической программы. Так, с каждым годом менялись не только методы и технологии, используемые при реализации программы, но и совершенствовалось содержание коррекционно-развивающих и профилактических мероприятий.
Далее мы приводим результаты повторной углубленной диагностики личностных установок учащихся группы риска за три последовательных года.
Таблица 4. Результаты повторной углубленной диагностики личностных установок учащихся группы риска за три последовательных года.
Шкалы |
2012 – 2013 учебный год |
2013 – 2014 учебный год |
2014 – 2015 учебный год |
Адаптивность |
53 % чел. |
48 % чел. |
56 % чел. |
Дезадаптивность |
57 % чел. |
52 % чел. |
44 % чел. |
Принятие себя |
67 % чел. |
69 % чел. |
71 % чел. |
Непринятие себя |
33 % чел. |
31 % чел. |
29 % чел. |
Принятие других |
44 % чел. |
41 % чел. |
37 % чел. |
Непринятие других |
56 % чел. |
59 % чел. |
63 % чел. |
Эмоциональный комфорт |
63 % чел. |
85 % чел. |
82 % чел. |
Эмоциональный дискомфорт |
37 % чел. |
15 % чел. |
18 % чел. |
Внутренний контроль |
45 % чел. |
52 % чел. |
57 % чел. |
Внешний контроль |
55 % чел. |
48 % чел. |
43 % чел. |
Доминирование |
43 % чел. |
47 % чел. |
53 % чел. |
Ведомость |
57 % чел. |
53 % чел. |
47 % чел. |
Эскапизм |
21 % чел. |
13 % чел. |
12 % чел. |
Анализируя результаты повторной углубленной диагностики личностных установок учащихся группы риска, можно заметить, что после проведения коррекционно-развивающих мероприятий у большинства учащихся произошли существенные личностные изменения.
Так, в среднем за три года у 52 % учащихся наблюдается повышение по шкале «Адаптивность». Это свидетельствует о повышении адаптационных возможностей учащихся и успешном приспособлении к измененяемым условиям среды.
Показатель по шкале «Принятие себя» наблюдался в среднем у 69 % учащихся. Таким образом, после реализации тренинговой программы у учащихся появилось чувство собственной ценности, способности понимать себя. При этом учащиеся стали более уравновешенные, спокойные, уверенные в себе.
Результаты учащихся группы риска по шкале «Принятие других» также изменились в положительную сторону. Так, 41 % учащихся по результатам повторной диагностики принимают других, могут поставить себя на их место, дают адекватную самооценку действиям других. Однако, учащихся по шкале «Непринятие других» несколько больше. Это говорит о том, что данная личностная характеристика менее подвержена изменениям в процессе коррекционно-развивающей работы.
Состояние эмоционального комфорта после профилактических мероприятий наблюдалось в среднем за три года у 77 % учащихся. У этих учащихся доминировало стремление к активному образу жизни, потребность в развлечениях, а так же преобладание хорошего настроения, общего оптимистического отношения к жизни.
Внутренний контроль, умение и желание принимать ответственность за события своей жизни на себя наблюдалось в среднем у 51 % учащихся. Эти учащиеся готовы сами принимать решения не только в обыденных, но и в серьезных жизненных ситуациях.
Стремление к доминированию после проведения коррекционно-развивающих занятий наблюдалось в среднем за три года у 48 % учащихся. Это свидетельствует о том, что в процессе практических занятий у учащихся повысилась самооценка, появилась уверенность в себе, а так же произошло развитие лидерских качеств.
Наличие эскапизма (уход в себя) после мероприятий психолого-педагогического сопровождения учащихся группы риска наблюдалось лишь у 15 % учащихся. Это говорит о том, что подобные личностные установки, сформировавшиеся у подростка в течение жизни подвержены изменениям под влиянием определенного психокоррекционного воздействия.
При анализе изменений, произошедших с подростками, у которых улучшилась ситуация после прохождения психопрофилактики, обнаружено, что у 33 % учащихся улучшение эмоционального состояния произошло вследствие исчезновения источника, причины тревожности; у 23 % − вследствие изменения отношения к себе, повышения самооценки, восприятия себя как значимого для окружающих человека; у 17 % – вследствие изменения внутрисемейных отношений, отношения родителей к подростку, его потребностям и проблемам после индивидуального консультирования родителей; у 17 % – вследствие изменения отношения к миру, восприятие его как доброжелательного или нейтрального.
Анализ результатов повторной углубленной диагностики личностных установок учащихся группы риска за три последовательных года позволил выявить положительную динамику практически всех исследуемых личностных установок. Это говорит о том, что коррекционно-развивающая работа с каждым годом становится все более эффективной.
Кроме групповых коррекционно-развивающих занятий активно ведется работа по разрешению острых конфликтных ситуаций между учащимися. Всем учащимся была оказана своевременная профессиональная психологическая помощь, а также разработаны рекомендации для успешного преодоления жизненных трудностей и неудач, которые могут явиться причинами суицида среди подростков.
Организация досуга является прекрасным началом для вовлечения замкнутых, «отгороженных» от дел классного коллектива учащихся. Вовлечение их в различного рода кружки и секции способствует нейтрализации напряженного эмоционального состояния, в котором они находятся в силу своей так называемой ненужности. Так, педагогом-психологом Соловьевой Д.Ю. была организована работа по привлечению учащихся группы риска к творческой деятельности. Данные учащиеся общими усилиями каждый месяц подбирают материал в раздел «В помощь учащимся» для страницы психолога, размещенной на школьном сайте. Таким образом, не только активно освещаются самые волнующие и злободневные для старшеклассников темы, но и ведется работа по повышению психологической грамотности учащихся.
Кроме этого, при поддержке классных руководителей после реализации программы тренинговых занятий был проведен конкурс на лучшую стенгазету «Улыбнись жизни, ты ей нравишься!». Учащиеся показали свой творческий потенциал, а также свое отношение к жизни и ее ценности.
К решению проблем подростка подключаются также и их родители. Групповые консультации позволили обратить внимание родителей на эмоциональное состояние их детей, их проблемы и потребности, на это указывает увеличение количества родителей, обращающихся к педагогу-психологу индивидуально после каждой такой консультации. В результате проделанной индивидуальной работы с родителями было обнаружено улучшение эмоционального состояния у 17 % учащихся группы риска вследствие изменения внутрисемейных отношений, отношения родителей к подростку, его потребностям и проблемам.
Так как ребенок значительную часть своего времени проводит в школе, то работа с педагогами так же очень необходима. Педагог, ознакомленный с диагностической картиной, компетентно ведет себя в ситуациях межличностного общения, адекватно реагирует на суицидальные высказывания и готов к быстрому реагированию в случае наличия у учащегося суицидального поведения. Также работа с педагогами способствует предупреждению суицидальных срывов через организацию педагогом наблюдения за учащимися группы риска и своевременное разрешение сложных ситуаций в школьной жизни подростка.
Кроме этого, педагоги школы являются активными участниками профилактики суицидального поведения через организацию мероприятий, имеющих цель позитивно настроить учащихся к жизни и будущему, через наблюдение за возникновением антивитальных мыслей и высказываний не только учащихся из группы риска, но общей массы школьников.
Как показывает опыт, работа по реализации программы по профилактике и предупреждению суицидального поведения учащихся невозможна без взаимодействия всех участников процесса обучения и воспитания: педагогов, медработника, администрации, и, конечно, родителей. Для этого необходимо, как правило, перестроить сознание педагогов и родителей с восприятия проблем подростков, асоциального и суицидального поведения, как не относящихся к ним, к их детям. Сложно убедить взрослых людей в преимуществе превентивной работы, профилактических мер, и даже в дальнейшем, при понимании данного подхода, затруднительно у родителей актуализировать процесс соотнесения убежденности и действенности.
После выводов, сделанных на основе результатов исследования можно дать следующие методические рекомендации школьным психологам, работающим с детьми суицидального риска:
- при разработке, проведении программных мероприятий по превенции суицидального поведения целесообразно проводить занятия для родителей учащихся, с учетом возрастных особенностей детей;
- необходимо обратить внимание на повышение возбудимости, доминантности, эгоцентризма современных подростков, проявляющихся в противоречивых отношениях между собой;
- в работе с подростками и их родителями необходимо учитывать большую когнитивную простоту понимания межличностных конфликтов в семье;
- учить прорабатывать как собственные переживания и методы саморегуляции, так и формировать эмпатийное понимание партнера, технологии учета чужих переживаний.
В процессе реализации программы по предупреждению и профилактике суицидального поведения учащихся были достигнуты следующие результаты:
- развитие представления о проблеме суицида среди детей и подростков;
- выделение этапов психолого-педагогического сопровождения по предупреждению суицидального поведения среди учащихся;
- разработка и апробация новой методики психолого-педагогического сопровождения и предупреждения суицидального поведения среди учащихся;
- углубление знаний педагогов, учащихся и их родителей о психологической помощи и поддержки детей с суицидальными намерениями;
- разработка системы коррекционно-развивающих мероприятий способных предотвратить развитие у учащихся суицидального поведения, и сформировать устойчивую положительную самооценку и уверенное поведения.
Педагог-психолог Соловьева Д.Ю.
Директор Шкрабалюк Т.П.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.