1.1. Программа психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений.
Психологическое сопровождение традиционно охватывает всех участников образовательного процесса: учащихся, родителей и педагогов.
Целью психологического сопровождения МАОУ СОШ № 31 г. Сыктывкара является содействие созданию социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности учащихся и обеспечивающей психологические условия для успешного обучения, охраны здоровья и развития личности учащихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и других участников образовательного процесса.
Задачи психологического сопровождения образовательного процесса:
- психологический анализ социальной ситуации развития в образовательной организации, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения, содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата;
- мониторинг психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психологического развития в процессе школьного обучения; содействие индивидуализации образовательного маршрута;
- содействие реализации (выполнению) требований федерального государственного образовательного стандарта к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения учащимися основной образовательной программы;
- разработка и внедрение психологических программ и проектов, направленных на преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье и профилактику асоциальных явлений (наркомании, социального сиротства, насилия в семье и др.), трудностей в адаптации, обучении и воспитании, нарушений в поведении, задержек и отклонений в развитии учащихся, воспитанников;
- содействие формированию у учащихся универсальных учебных действий как способности субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, совокупности действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса;
- содействие педагогическим работникам, родителям (законным представителям) в воспитании учащихся, а также формировании у них принципов взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности;
- участие в комплексной психолого-педагогической экспертизе профессиональной деятельности педагогических работников, образовательных программ и проектов, учебно-методических пособий, проводимой по инициативе органов управления образованием;
- распространение и внедрение в практику достижений в области отечественной и зарубежной психологии;
- взаимодействие с подразделениями МАОУ СОШ № 31 (психолого-медико-педагогический консилиум, Совет профилактики и др.), с образовательными организациями, учреждениями и организациями здравоохранения и социальной защиты населения.
Таблица 1. Направления психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений.
Направлениям (подпрограммы) психолого-педагогического сопровождения |
Цели и задачи |
Адаптация обучающихся в образовательном процессе.
Программа психолого-педагогического сопровождения первоклассников в период адаптации к школе |
Цель программы – создать систему психолого-педагогической поддержки первоклассников в период адаптации, позволяющей им не только приспособиться к школьным требованиям, но и всесторонне развиваться и совершенствоваться в различных сферах общения. Задачи программы: 1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме адаптации первоклассников, определив ее сущность и структуру. 2. Усовершенствовать систему методов и приемов психолого-педагогического сопровождения первоклассников на этапе адаптации к школе. 3. Выявить учащихся с нарушениями или отклонениями в школьной адаптации. 4. Разработать и спланировать стратегию психолого-педагогического сопровождения детей “группы риска”. 5. Осуществить консультационную, просветительскую, коррекционно-развивающую работу по устранению причин нарушений в процессе адаптации первоклассников. |
Профессиональная ориентация обучающихся.
Программа психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников |
Цель программы психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения – формирование психологической готовности учащихся к самоопределению, выбору траектории дальнейшего образования, будущей профессии в соответствии с интересами и реальной оценкой своих способностей. Задачи программы: 1. Помочь школьникам составить целостное представление о мире профессий и о профессиональной деятельности человека. 2. Совместно с учащимися исследовать их познавательные интересы, склонности, способности. 3. Научить старшеклассников соотносить свои индивидуальные качества с требованиями, предъявляемыми профессией, и, всесторонне, объективно анализируя личные возможности, запросы, потребности, соотносить их с рынком труда. 4. Научить учащихся моделировать программу профессионального самоопределения и программу самоподготовки к будущей профессиональной деятельности. |
Профилактика кризисного состояния.
Программа по предупреждению и профилактике суицидального поведения учащихся |
Цель программы – организация профилактической работы по предупреждению суицидального поведения учащихся, сохранение и укрепление их психического здоровья. Задачи программы: 1. Выявить учащихся входящих в “группу риска” по проблеме суицида, учащихся с суицидальным поведением (суицидальные мысли, попытки самоубийства). 2. Оказать профилактическую, консультационную и коррекционную помощь учащимся склонным к суицидальному поведению. 3. Провести соответствующую просветительскую работу среди учителей, учащихся и их родителей. |
Программа психолого-педагогического сопровождения учащихся первых классов в период адаптации к школе разработана педагогом-психологом МАОУ СОШ № 31 Соловьевой Д.Ю. в процессе своей профессиональной деятельности. Данная программа стала программой-лауреатом II Всероссийского конкурса психолого-педагогических программ «Новые технологии для «Новой школы»» и ей был присвоен гриф «Рекомендовано Федерацией психологов образования России». Аналитический отчет о деятельности педагога-психолога Соловьевой Д.Ю. по реализации программы представлен в приложении 1.1.1.
Программа психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников предназначена для работы с учащимися 9-х классов. Реализация программы проводиться в течение учебного года в соответствии с годовым планом педагога-психолога. Анализ деятельности по реализации программы психологического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников представлен в приложении 1.1.2.
В программе по предупреждению и профилактике суицидального поведения учащихся 7, 8-х классов описывается технология по выявлению и психолого-педагогическому сопровождению детей с суицидальным поведением. Анализ деятельности педагога-психолога Соловьевой Д.Ю. по реализации программы представлен в приложении 1.1.3.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.